Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» (Семакин)

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 «Центр образования»
Рассмотрена на заседании МО

Протокол № ________________
от «______» _______________г.



Утверждена

приказом по школе
№ _____ от «____»_________2013 г.

Директор
__________________ Р.Н.Гаврилова









Рабочая программа учебного курса
«Информатика и ИКТ»

для 9 класса




учитель информатики
Завьялова Татьяна Сергеевна







2013 г.
Пояснительная записка
к образовательной программе по информатике в 9 классе
Настоящая образовательная программа по информатике разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004г., на основе Примерной программы основного общего образования по информатике (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. Сост.М.Н.Бородин, М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.) и образовательной программы Семакина И.Г., Хеннера Е.К.: Программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательный курс (базовый уровень) для 8 – 9 классов и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 9 класса.
На изучение предмета отводится следующее количество часов:

Класс
Количество часов


в неделю
в год

9
2
68


Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Передача информации в компьютерных сетях – 10 часов
Учащиеся должны
Знать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина WWW.
Уметь:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
работать с одной из программ-архиваторов.
Информационное моделирование – 5 часов
Учащиеся должны
знать:
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
уметь:
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Хранение и обработка информации в базах данных – 12 часов
Учащиеся должны
знать:
что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
уметь:
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу;
добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Табличные вычисления на компьютере – 10 часов
Учащиеся должны
знать:
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
графические возможности табличного процессора.
уметь:
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Управление и алгоритмы – 10 часов
Учащиеся должны
знать:
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
уметь:
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Программное управление работой компьютера – 13 часов
Учащиеся должны
знать:
основные виды и типы величин;
назначение языков программирования;
что такое трансляция;
назначение систем программирования;
правила оформления программы на Паскале;
правила представления данных и операторов на Паскале;
последовательность выполнения программы в системе программирования.
уметь:
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
Информационные технологии и общество 4 часов
Учащиеся должны
знать:
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
историю способов записи чисел (систем счисления);
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
в чем состоит проблема информационной безопасности.
уметь:
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.





Календарно-тематическое планирование







Тема урока



Вид занятий




Оборудо-вание


Практика


Контроль знаний

Домашнее задание
Дата проведения








По плану
фактическая
Примечание

1
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных.
Теория
Учебник, ЦОР


§ 1, 3 Д/з№1









2
Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами
Практика
Компьютер, ЦОР
Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами Выполнение итогового практического задания №1

§ 1






3
Электронная почта, телеконференции, обмен файлами
Теория
Учебник, ЦОР


§ 2 Д/з №2







4
Работа с электронной почтой
Практика
Компьютер, ЦОР
Работа с электронной почтой. Выполнение итогового практического задания №2

§ 2







5
ИнтернетСлужба WorldWideWeb. Способы поиска информации в Интернете
Теория
Учебник, ЦОР


§ 4, 5 Д/з№3




6
Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске.
Практика
Компьютер, ЦОР
Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. Выполнение итогового практического задания №3

§ 4




7
Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем
Практика
Учебник, компьютер, ЦОР
Выполнение итогового практического задания №4
Кроссворд по теме «Компьютерные сети»
§ 5




8
Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора
Практика
Компьютер, ЦОР
Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора Выполнение итогового практического задания №5
Тренировочный тест к главе 1 «Передача информации в компьютерных сетях»
§ 5




9
Итоговая практическая работа по теме «Интернет»
Теория
Учебник, ЦОР
Итоговая практическая работа по теме «Интернет» Выполнение итогового практического задания №6

§ 4, 5




10
Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»
Практика
Компьютер, ЦОР

Итоговый тест к главе 1 «Передача информации в компьютерных сетях»
§ 1 - 5




11
Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели
Теория
Учебник, ЦОР

Интерактивный задачник , раздел «Графические модели»
§ 6, 7 Д/з№4




12
Табличные модели.
Теория
Учебник, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «Табличные модели»
§ 8 Д/з№5




13
Информационное моделирование на компьютере
Теория + практика
Учебник, компьютер, ЦОР

Кроссворд по теме «информационное моделирование»
§ 9 Д/з№6




14
Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью
Теория
Учебник, ЦОР
Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью Выполнение итогового практического задания №7
Тренировочный тест к главе 2 «Информационное моделирование»
§ 9




15
Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование».
Теория
Учебник, ЦОР

Итоговый тест к главе 2 «информационное моделирование»
§6 - 9




16
Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных
Практика
Компьютер, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «Реляционные структуры данных»
§ 10 Д/з№7




17
Назначение СУБД.
Теория
Учебник, ЦОР
Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. Выполнение итогового практического задания №8

§ 11




18
Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей.
Теория
Учебник, ЦОР


§ 12 Д/з№8




19
Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере
Практика
Компьютер, ЦОР
Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере Выполнение итогового практического задания №9

§ 12




20
Условия поиска информации, простые логические выражения
Теория + практика
Учебник, компьютер, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «Поиск данныч в БД»
§ 13 Д/з№9




21
Формирование простых запросов к готовой базе данных
Теория
Учебник, ЦОР
Формирование простых запросов к готовой базе данных Выполнение итогового практического задания №10

§ 13




22
Логические операции. Сложные условия поиска
Практика
Компьютер, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «Логические выражения в запросах»
§ 14 Д/з№10




23
Формирование сложных запросов к готовой базе данных
Практика
Компьютер, ЦОР
Формирование сложных запросов к готовой базе данных Выполнение итогового практического задания №11

§ 14




24
Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки

Компьютер, ЦОР

Тренировочный тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в бахзах данных»
Кроссворд по теме : «СУБД и базы данных»
§ 15 Д/з№11




25
Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение
Теория + практика
Учебник, компьютер, ЦОР
Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение Выполнение итогового практического задания №12

§ 15




26
Итоговая работа по базам данных
Теория
Учебник, ЦОР
Итоговая работа по базам данных Выполнение итогового практического задания №13
Тренировочный тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в бахзах данных»
§ 10 - 15




27
Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».
Итоговое
Компьютер, ЦОР

Итоговый тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в бахзах данных»
§10 - 15




28
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера
Теория
Учебник, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «Системы счисления»
§ 16 Д/з№12




29
Представление чисел в памяти компьютера
Практика
Компьютер, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «Представление чисел»
Тренировочный тест «Двоичная система и представление числе в памяти компьютера»
§ 17 Д/з№13




30
Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц.
Теория
Учебник, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «электронные таблицы. Запись формул»
§ 18, 19 Д/з№14




31
Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование.
Практика
Компьютер, ЦОР
Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. Выполнение итогового практического задания №14

§18, 19




32
Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы
Теория + практика
Учебник, компьютер, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «Статистические функции в электронных таблицах»
§ 20 Д/з№15




33
Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц
Практика
Компьютер, ЦОР
Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц Выполнение итогового практического задания №15
Тренировочный тест «Формулы в электронной таблице»
§ 20




34
Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени.
Практика
Компьютер, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «Логические формулы в электронных таблицах»
§21, 22 Д/з№16




35
Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации.
Практика
Компьютер, ЦОР
Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации. Выполнение итогового практического задания №16

§ 21, 22




36
Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели
Теория
Учебник, ЦОР

Кроссворд по теме «Эленктронные таблицы»
Тренировочный тест к главе 4 «Табличные вычисления на компьютере»
§ 23, 24 Д/з№17




37
Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере».
Практика
Компьютер, ЦОР

Итоговый тест к главе 4 «Табличные вычисления на компьютере»
§ 16 - 24




38
Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы.
Теория
Учебник, ЦОР


§ 25, 27, 28 Д/з№19




39
Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Выполнение практического задания.
Практика
Компьютер, ЦОР
Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Выполнение практического задания.
Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Линейные алгоритмы»
§ 28




40
Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.
Теория
Учебник, ЦОР


§ 29




41
Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Выполнение практического задания.
Практика
Компьютер, ЦОР
Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Выполнение практического задания.
Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Вспомогательные алгоритмы»
§ 29 Д/з№20




42
Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием

, ЦОР


§ 26, 30 Д/з№18




43
Работа с циклами.
Теория
Учебник, ЦОР
Работа с циклами. Выполнение практического задания
Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Циклические алгоритмы»
§ 30 Д/з№21




44
Ветвления. Использование двухшаговой детализации
Теория
Учебник, ЦОР


§ 31




45
Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений
Практика
Компьютер, ЦОР
Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений
Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Алгоритмы с ветвлениями»
Кроссворд по теме «Управление и алгоритмы»
§ 31




46
Зачётное задание по алгоритмизации.
Теория
Учебник, ЦОР

Тренировочный тест к главе 5 «Управление и алгоритмы»
§25 - 31 Д/з№22




47
Тест по теме «Управление и алгоритмы»
Практика
Компьютер, ЦОР

Итоговый тест к главе 5 «Управление и алгоритмы»





48
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных

Компьютер, ЦОР


§32, 33 Д/з№23




49
Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы.
Теория
Учебник, ЦОР
Выполнение практического задания №19

§ 34, 35 Д/з№24




50
Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практического задания .
Теория
Учебник, ЦОР
Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практического задания . Выполнение практического задания №20

§ 35




51
Оператор ветвления
Теория + практика
Учебник, компьютер, ЦОР
Выполнение практического задания №21

§36, 37 Д/з№25




52
Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений.
Теория
Учебник, ЦОР
Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений. Выполнение практического задания №22

§ 38 Д/з№26




53
Логические операции на Паскале
Практика
Компьютер, ЦОР
Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций Выполнение практического задания №22

§37, 38 Д/з№26




54
Циклы на языке Паскаль
Теория
Учебник, ЦОР
Выполнение практического задания №23

§39, 40




55
Циклы с предусловием.
Практика
Компьютер, ЦОР
Разработка программ c использованием цикла с предусловием Выполнение практического задания №24, 25

§39 Д/з№27




56
Одномерные массивы в Паскале
Теория
Учебник, ЦОР


§41, 42




57
Обработка одномерных массивов.
Практика
Компьютер, ЦОР
Разработка программ обработки одномерных массивов Выполнение практического задания №26, 27

§41, 42 Д/з№28




58
Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве
Практика
Компьютер, ЦОР
Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве Выполнение практического задания №32
Тренировочный тест к главе 6 «Программное управление работой компьютера»
Кроссворд по теме «Программное управление работой компьютера»
§ 43




59
Робработка массивов

, ЦОР
Выполнение практического задания №30, 31

Часть 2, §6,1-6,2




60
Тест по теме «Программное управление работой компьютера».
Теория
Учебник, ЦОР

Итоговый тест к главе 6 «Программное управление работой компьютера»
§ 32 - 43




61
Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления
Теория
Учебник, ЦОР


§44, 45




62
История ЭВМ и ИКТ
Теория
Учебник, ЦОР


§ 45 - 47 Д/з№29




63
История ЭВМ и ИКТ
Практика
Компьютер, ЦОР


§ 45 - 47 Д/з№29




64
Основы социальной информатики
Теория
Учебник, ЦОР

Кроссворд по теме «Социальная информатика»
§ 48, 49




65
Тест по теме «Информационные технологии и общество»
Теория
Учебник, ЦОР

Итоговый тест к главе 7 «Информационные технологии и общество»
§ 44 - 49




66
Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 кл
Практика
Компьютер, ЦОР

Тренировочный тест по курсу 9 класса
Учебник 9 кл.




67
Итоговое тестирование по курсу 9 класса
Теория
Учебник, ЦОР

Итоговый тест по курсу 9 класса Тренировочный тест по курсу 8-9 класса





68
Повторение изученного за курс 8-9 классов
Практика
Компьютер, ЦОР

Итоговый тест по курсу 8-9 классов
Учебник 9 кл.





Источники информации и средства обучения
Учебно-методический комплект
9 класс
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера,. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И. Г.)
Литература для учителя.
Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2005.
Структурированный конспект базового курса. / Семакин И. Г.. Вараксин Г. С. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
Технические средства обучения.
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
Сканер.
Web-камера.
Локальная вычислительная сеть.

VI. Программные средства.
Операционная система Windows 7.
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
Программа-архиватор WinRar.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение МsOffice 2007.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста АВВYYFineReader8.0 Sprint.
Мультимедиа проигрыватель.
Система программирования PascalABC.















 
·