Конспект урока по обществознанию Парламентаризм в России
МКОУ ООШ Верхненергенского сельского поселения
Открытый урок в
9 классе.
«Парламентаризм
в России»
(урок посвящен 107-летию парламентаризма в России)
Подготовила и провела урок:
учитель истории Суслова Е.С.
2013 год
Тема урока «Российский парламентаризм»
Урок изучения нового материала.
Эпиграф: «Там, где нет законов, там нет и свободы»
(Джон Локк)
Цели урока:
1) образовательные:
- рассмотреть сущность российского парламентаризма,
- изучить историю создания российского парламента,
- определить структуру парламента и основные функции,
- обсудить проблемы становления гражданского общества и правового государства в Российской Федерации,
- определить проблемы местного самоуправления и пути их решения.
2) воспитательные – оказать влияние на формирование у учащихся гражданского самосознания и показать важность участия человека в выборах.
3) развивающие- продолжить формирование у учащихся умений высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.
Оборудование: мобильный комплект, Конституция РФ.
Гости урока: депутат Нанайского районного Совета депутатов Загородняя Т.Г. и депутат Верхненергенского сельского Совета депутатов Бельды Г.Е.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Подготовка учащихся к работе.
Вступительное слово учителя:
27 апреля 2013 года наша страна отмечает 107 год с начала работы ( Государственной Думы. Сегодняшний урок мы посвящаем истории создания и функциям современного российского парламента. Россия очень долго была самодержавной монархией, и люди разных сословий не имели равных прав и свобод, не имели представительного органа власти, с которым царь вынужден был бы считаться. Давайте приоткроем занавес истории и посмотрим, как это было на самом деле, как разворачивалось это противостояние?
При просмотре презентации, я прошу вас, внимательно слушая материал, подумать над вопросами: Почему Первую Думу в народе называли «Думой народных надежд», Вторую прозвали «Думой обреченной», Третью Государственную Думу «недостаточной достаточности», я Четвертую Думу «парадоксом истории».
III. Изучение нового материала.
1. История российского парламентаризма.
Просмотр презентации «История 4-х Государственных Дум в Российской империи».
(Ответы на вопросы: «Дума народных надежд», так как верили, что она станет настоящим представительным органом власти народа; «Дума обреченная» из-за своего партийного состава, так как здесь большой процент занимали левые партии, вставшие в оппозицию к правительству; Дума недостаточной достаточности» имела все шансы планомерно решать стоящие перед Россией проблемы, но стала «послушной» и главный аграрный вопрос остался нерешенным; «Парадокс истории», так как после свержения самодержавия в феврале 1917 года она добровольно отказалась от власти, передав ее большевикам.)
Учитель: таким образом, Россия в этот период стала не парламентской монархией, а «думской» монархией, при которой последнее слово оставалось за императором. Но это был первый опыт российского парламентаризма.
Вопрос: Что обозначает понятие «парламентаризм»?
(варианты ответов учащихся из разных источников)
Слайд: парламентаризм – это система государственной власти, при которой четко распределены функции законодательных и исполнительных органов власти, при решающей роли парламента, который, согласно Конституции, является высшим законодательным органом власти государства.
2. Федеральное Собрание РФ.
Для рассмотрения вопроса о современном парламенте в РФ мы с вами поработаем с текстом Конституции РФ и ответим на ряд вопросов о российском парламенте. Беседа с классом по вопросам:
1.Как называется парламент в Российской Федерации?
2.Что записано в статье 95 Основного закона страны?
3.Как формируется Совет Федерации?
4.Что относится к ведению Совета Федерации?
5.Сколько депутатов в Государственной Думе?
6.Кто может быть депутатом Государственной Думы?
7.Что относится к ведению государственной Думы?
8.Кем и при каких условиях может быть распущена Государственная Дума?
9.Какой тип избирательной системы действует в РФ?
Учитель: Одна из целей существования парламента - это формирование гражданского общества и правового государства. Можем ли мы утверждать, что в современной России действуют институты гражданского общества и сформировано правовое государство? Свой ответ аргументируйте.
3. Законодательный орган области и законодательная деятельность органов местного самоуправления.
Исходя из федеративного устройства российского государства в Верхненергенском сельском поселении есть свой высший законодательный орган – Верхненергенский сельский Совет депутатов. Он состоит из 7 депутатов избранных по смешанной избирательной системе. Из них 5 депутатов представляют партию «Единая Россия», 2 депутата – не относятся к какой-либо партии.
Председатель Совета депутатов – Гайда Альбина Евгеньевна.
Полномочия областного Совета:
- принимает Устав – основной Закон села,
- утверждает сельский бюджет,
- утверждает программу социально-экономического развития села,
- устанавливает налоги,
- устанавливает порядок управления и распоряжения собственностью села,
- устанавливает систему исполнительных органов государственной власти.
Ребята вы можете задать вопросы нашим гостям.
Вопросы учащихся гостям - какие проблемы существуют у нас в районе, селе и насколько реально их решение?
IV. Итог урока.
Учитель: Надежды на дальнейшее улучшение жизни наше государство связывает, прежде всего, с молодыми, энергичными, умными, честными и порядочными людьми. Вы на пороге окончания школы, впереди у вас ваше будущее, которое зависит и от вас. Верьте в себя, верьте в справедливость и добро, верьте в Россию. Россия великое государство, с великой историей. Будьте достойными гражданами своего государства. Всем спасибо, удачи, успехов!
V. Д/з: написать эссе на тему «Если бы депутатом выбрали меня».
15