Программа ЛОЛ для дневного пребывания детей
Муниципальное автономное образовательное учреждение МАОУ-Гимназия №47
Утверждено педагогическим советом
МАОУ Гимназия №47
Протокол №_________
от «___»__________________ 2015г.
Утверждаю
Директор МАОУ
Гимназия №47
_____________Е.М. Крюкова
Программа летнего оздоровительного лагеря
«Часодеи»
Авторы программы: Зверева Ольга Филипповна,
Пермякова Ольга Эрнестовна.
Екатеринбург 2015 г.I. Пояснительная записка.
Обоснование.
Главная прелесть лета – возможность отдохнуть от тяжелого учебного года, запастись яркими впечатлениями и историями, которые будут потом рассказываться всем друзьям и знакомым до следующих каникул.
Одной из главных задач любого детского лагеря – дать ребенку те впечатления и приключения, которых он так долго ждет в течение всего учебного года.
Ни для кого не секрет, что все дети любят играть. Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка.
Игра – путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Поэтому игры – это важное средство воспитания. В них переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек, к приобретению необходимых умений, происходит естественно и незаметно. Уже поэтому, он предъявляет к себе высокие требования, те требования, которые к нему предъявляют взрослые в жизни.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Каждая игра – это общение ребенка с взрослыми, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится, и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае игры будут полезны для развития ребенка.
Мы берем игру как жизнь детей, со всеми заключающимися в ней противоречиями, чувствами, переживаниями, поступками, в общем, с проявлениями цельной человеческой личности. Если для ребенка игра есть подлинная жизнь, то организовав эту жизнь хорошо и разумно, мы получаем большие возможности влиять на детей, воспитывать их в том или ином отношении. Именно в игре дети начинают чувствовать себя членами своего маленького общества, учатся действовать согласовано со сверстниками, на практике усваивают нормы поведения.
Данные факты свидетельствуют об актуальности игровой деятельности и в сфере организации летнего отдыха детей. Именно поэтому в основу летней смены заложена игра, как основная движущая сила сюжета и тематики смены.
Новизна. Данная программа по своей направленности является комплексной, то есть включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления работы детей в условиях летнего лагеря, может корректироваться в течение работы лагеря.
Программа разработана с учётом законодательных нормативно- правовых документов:
Конвенция ООН о правах ребёнка;
Конституция РФ;
Закон РФ “Об образовании”;
Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации” от 24.07.98 г. №124-ФЗ;
Трудовой кодекс Российской Федерации от 31.12.2001 г. №197-ФЗ;
Федеральный закон “О внесении изменений в кодекс РСФСР “Об административных нарушениях” от 09.01.96 г. №2-ФЗ;
Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. №2688;
Локальный акт по школе.
По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены.
Цель и задачи
Цель: создать условия для формирования ценностных ориентаций у младших школьников, посредствам игрового сюжета смены.
Задачи:
- организовать систему творческой жизнедеятельности, направленную на получение участниками смены положительного социального опыта;
- создать единое воспитательное пространство, содействующее укреплению и развитию физического и психического здоровья участников смены;
- содействовать формированию у детей системы ценностных ориентаций, освоению и усвоению общественных ценностей;
- сформировать и организовать на территории лагеря игровое поле по аналогу настольных игр для успешной реализации мероприятий смены в рамках игрового сюжета;
Ведущие принципы.
Программа летнего экологического лагеря с дневным пребывание детей опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям обучающихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в летнем лагере является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности – участие всех детей в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего лагеря предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня;
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Участники программы.
Основной состав лагеря – это обучающиеся 1-4 классов. Лагерь комплектуется из числа учащихся 1-4 классов, продолжительность пребывания в лагере 18 дней, количество детей 150 человек.
Время и место проведения.
Лагерь организуется на базе МАОУ-Гимназии № 47 с 1 по 25 июня 2015 года. Смена санаторная, гастроэнтерологического направления.. Ежедневное время пребывания в лагере с 08-00 до 18-00 часов. Предусматривается тихий час , трёхразовое питание.
II. Содержание программы.
За основную идею летней смены была взята идея сюжетной игры по мотивам серии книг Натальи Щербы «Часодеи».
Ребятам предстоит увлекательное путешествие в мир добрых и познавательных историй. (Легенда лагеря в Приложении № 1)
Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания работает по следующим направлениям:
спортивно-оздоровительное,
организация активного досуга,
профилактическое,
нравственное,
краеведческо-патриотическое.
Спортивно – оздоровительное направление
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
Осуществление соблюдения охранительного режима и правил техники безопасности
ежедневная утренняя гимнастика различной тематики, включающая в себя специальные физические упражнения, направленные на исправление осанки, и комплексы упражнений на укрепление различных групп мышц;
спортивные игры;
эстафеты и соревнования;
проведение бесед о здоровом образе жизни;
проведение инструктажей по технике безопасности в различных жизненных ситуациях;
осмотр детей медицинским работником;
организация С-витаминизации и здорового питания детей;
организация спортивно-массовых мероприятий;
подвижные игры на свежем воздухе.
Для оздоровления детей созданы следующие условия:
- функционирует спортивный зал;
- стадион;
Физическое здоровье детей укрепляется следующими средствами:
- полноценное питание детей;
- витаминизация;
- гигиена приема пищи;
- режим дня; (Приложение №2)
- рациональная организация труда и отдыха;
- утренняя гимнастика на свежем воздухе;
- вынос основной деятельности в лагере на свежий воздух
-принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере)
- организация здорового питания детей;
Организация активного досуга
Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.
Задачи:
Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.
Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Формы работы:
Игры
Конкурсы
Викторины
библиотечные часы
просмотр фильмов;
чтение книг;
соревнования;
проекты (кратковременные, творческие).
Виды досуговой деятельности:
развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки, путешествия;
отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, чтение книг, деловые игры, проекты.
творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские, мастерклассы.
Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:
Добровольности включения ребенка в досуговую деятельность;
Альтернативного провождения времени.
Свободного времени.
Совместного планирования досуговой деятельности.
Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:
Уровень целостного детского коллектива смены;
Уровень отряда;
Уровень организации досуга в группах по интересам;
Уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности.
Профилактическое направление
Профилактическая работа по противопожарной безопасности.
Беседы в отрядах по противопожарной безопасности.
Создание отрядных уголков безопасности.
Викторина «Юные пожарные»
Профилактическая работа по правилам дорожного движения
Профилактические беседы в отрядах по ПДД перед каждым выходом за территорию лагеря.
«Весёлый светофор». Познавательная игра по правилам дорожного движения. Место проведения. «Кабинет Светофор»
Беседа «Профилактика дорожной безопасности»
Создание отрядных уголков безопасности.
Занятия в «Осторожно, опасность!»
Гражданско-патриотическое направление. Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины, знающего историю своего края.
Формы:
Конкурс рисунков «Вставай, страна огромная», посвященный 70-й годовщине со дня победы в Великой Отечественной Войне.
Экскурсия – игра «Знаешь ли ты свой город?».
Мастер-классы
Экскурсии
Мероприятия по истории родного края.
Организация трудовой деятельности.
Содержание деятельности детей в лагере определяется общими целями и задачами воспитания в условиях летнего отдыха. Труд позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой. В процессе формирования общетрудовых умений и навыков ребенок определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.
Формы:
дежурство в отряде;
трудовой десант;
поддержание чистоты на территории лагеря,
бытовое самообслуживание.
Основные педагогические методы реализации программы:
В программе нами используются методы воспитания на основе структуры личности: методы формирования сознания; методы формирования поведения; методы формирования чувств и отношений.
Основные педагогические методы реализации программы:
- Игровые методы;
- Метод соревнования;
- Метод положительного примера;
- Метод создания «ситуации успеха»;
- Метод проектирования;
- Метод моделирования;
- Метод коллективной творческой деятельности;
- Метод психологического сопровождения;
- Методы формирования команды;
- Методы здоровьесберегающих образовательных технологий;
Принципы реализации программы:
- Принцип активности;
- Принцип системности;
- Принцип личностно-ориентированного подхода;
- Принцип вариативности;
- Принцип реалистичности представлений;
- Принцип гуманизации отношений;
- Принцип дифференциации воспитания;
- Принцип творческой индивидуальности;
- Принцип гармонизации;
- Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребенка;
- Принцип уважения и доверия.
Основные методологические подходы к реализации смены.
Программа смены основывается на базовых потребностях личности и общества:
Социализация, как базовая составляющая (потребность в принадлежности к обществу, самореализации в нем и признании общества).
Культурные ценности и ориентиры как базовая составляющая (потребность в духовном и нравственном развитии).
Здоровьесберегающая базовая составляющая (потребность в организации здорового образа жизни).
Для достижения цели и успешного решения задач по реализации программы, нами используются следующие педагогические и методологические ориентиры:
Становление личности – это процесс содействия формированию желательных ценностных ориентации детей: нравственных, политических, эстетических.
Социально – активная личность определяется готовностью и способностью человека к позитивным самоизменениям, изменениям и преобразованиям окружающего мира.
Любое внешнее воздействие, всякая социально-воспитательная деятельность, направленная на ребенка, вызывает его ответную реакцию – активность, творение человеком самого себя, окружающего мира.
Проявлением субъективной активности служит – творчество. Благодаря активности проявляются все важные социальные качества личности – индивидуальность, инициативность, предприимчивость.
Технология совместной творчески-ориентированной деятельности при организации образовательного пространства смены опирается на следующие принципы:
- творчество – предусмотренный социально – организованный процесс, оказывающий влияние на личностный рост и психологическое развитие личности;
- коллективное преодоление приводит к тому, что каждый преодолевает вместе со всеми, общий успех становится успехом каждого.
Для эффективного использования технологии совместной творчески – ориентированной деятельности необходимо придать ей характер игры – как средства формирования социально – активной личности.
Здоровьесберегающая и здоровьеразвивающая деятельность на смене направлена на сохранение, укрепление и развитие здоровья детей, основана на обеспечении сохранных мероприятий – режим, смена видов деятельности, учета возрастных особенностей, обеспечении безопасности, создании благоприятного психологического климата.
III. Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
1. Четкое представление цели и постановка задач.
2. Конкретное планирование деятельности.
3. Нормативное обеспечение.
3. Кадровое обеспечение программы.
4. Методическое обеспечение программы.
5. Педагогические условия.
6. Материально-техническое обеспечение.
Нормативно-правовое обеспечение:
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
1. Международные документы:
- Конвенция ООН «О правах ребенка»
- Декларация прав человека
2. Федеральные документы:
- Закон РФ «Об образовании"
- Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений
- Конституцией РФ;
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;- Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
3. Областные документы:
- Приказ департамента образования и науки «Об организации летней оздоровительной кампании в 2012г.» в целях совершенствования
- Постановление об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков»;
- Распоряжение главы муниципального образования «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей»;
- Постановление главы муниципального образования «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей» и др.
3. Локальные документы
- Паспорт ЛОЛ
- Устав образовательного учреждения.
- Программа летнего отдыха детей и подростков в оздоровительном лагере
- Приказ «Об открытии детского оздоровительного лагеря»
- Приказ «Об ответственности за противопожарное состояние лагеря»
- Должностные инструкции сотрудников лагеря
- План-сетка работы лагеря
Приказы:
Об открытии смены.
О мероприятиях по охране жизни и здоровья детей.
О порядке обеспечения пожарной безопасности.
О проведении инструктажа по технике безопасности с педагогическим коллективом и детьми.
О формировании отрядов.
О режиме дня.
О режиме дня педагогического коллектива.
О медицинских списках детей.
О мерах безопасности при проведении мероприятия (спортивного, культурно-массового и т.д.).
О проведении экскурсии.
Об отчислении ребенка из лагеря.
Об увольнении.
О замене воспитателя (вожатого).
Инструкции:
Инструкция по правилам проведения противопожарных мероприятий и соблюдения требований пожарной безопасности (типовые требования).
Инструкция по правилам поведения при посещении культурно-массовых и спортивных мероприятий.
Инструкция по правилам поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
Должностные инструкции работников:
Начальника смены.
Воспитателя (вожатого).
Инструктора по физической культуре.
Иные документы:
Заявление родителей об отсутствии, опоздании ребенка.
Акт о несчастном случае.
Кадровое обеспечение:
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
1. Начальник лагеря.
2. Заместитель начальника лагеря.
Организуют, координируют и контролируют работу сотрудников лагеря;
Обеспечивают безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря;
Оформляют необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;
Руководят работой педагогического и вспомогательного персонала.
Кураторы отрядов:
Воспитатели отрядов (из числа педагогов школы):
Обеспечивают реализацию плана работы;
Обеспечивают и отвечают за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий;
Несут материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь.
Физ. руководитель:
Проводит оздоровительную утреннюю зарядку;
Организовывает и проводит спортивно – массовые мероприятия спартакиады, личные первенства, весёлые старты,
Проводит отбор лучших спортсменов на районные и городские спортивные мероприятия.
Медицинский работник
Технические служащие (уборка территории)
Работники столовой.
Материально-техническое обеспечение:
Площадки для проведения спортивных мероприятий, для проведения творческих игр и постановок.
Спортивный зал для проведения чемпионатов и спортивных соревнований.
Игровая площадка для проведения игр на свежем воздухе.
Кабинет для проведения отрядных мероприятий.
Материалы для оформления и творчества детей.
Канцелярские принадлежности.
Аудиоматериалы и видеотехника.
Призы и награды для стимулирования
Школьная столовая.
Школьная библиотека.
Кабинет для игры в настольные игры.
Кабинет «Светофор»
«Лего- кабинет»
ИКТ-технологии.
Методическое обеспечение.
Наличие программы лагеря, планов работы отряда, плана-сетки
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Проведение ежедневных планёрок.
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Для эффективной работы в лагере активно используются:
Методика КТД.
В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее.
Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.
Виды КТД:
Организаторские дела (метод взаимодействия)
Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать как можно больше об окружающем мире)
Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)
Художественные дела (творчество: рисование, оформление)
Спортивные дела (зарядки, Веселые старты, комический футбол и др.)
Методика самоуправления
Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.
Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем подростки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.
Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.
Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.
Критерии эффективности реализации смены.
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается песчинка - символ рейтинга, которая помещается в песочные часы.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста - это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.
Ожидаемые результаты.
1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
3. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
4. Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.
5. Личностный рост участников смены.
Работа в органах соуправления под руководством взрослых способствует формированию таких умений, как:
Лидерские способности.
Чувство ответственности за лагерь, за весь коллектив.
Умение общения с взрослыми.
Высказывание и отстаивание своей точки зрения.
Видение ошибок и умение находить пути их исправления;
Уважение мнения других.
Педагоги стараются создать атмосферу комфортности для каждого ребенка.
Методы и способы отслеживания результативности реализации программы.
1.Анкетирование: начальное и заключительное.
2. Опрос участников смены.
3.Анализ:
- анкет; (Приложение №3, №4, №5)
- результатов диагностики детей;
- отрядных журналов;
- личностного роста участников смены;
- системы соуправления на уровне отряда/лагеря;
- итоговой таблицы результатов;
- оценочных листов мероприятий;
- отрядных стендов;
- книги отзывов.
4. Наблюдение.
Факторы риска при реализации программы
Факторы риска
Методы профилактики
Проблемы межличностных отношений, конфликты, борьба за лидерство.
- Индивидуальная и групповая работа психолога, воспитателя.
- Организация отрядного времени с целью сплочения коллектива.
- Использование форм работы, способствующих сплочению и взаимодействию.
- Психологическое сопровождение решения конфликтов.
Природно-климатические.
- В случае неблагоприятных погодных условий, иметь запасной вариант мероприятий, схожих по тематике и содержанию, которые можно реализовать в закрытых помещениях.
- Подготовить интересные игры по корпусам, не требующие подготовки.
- Усиление отрядной работы.
- Обработка территории от клеща и комаров.
Заболеваемость участников смены.
- Профилактические процедуры.
- Медицинское обслуживание и контроль.
- Витаминизация.
Несоответствие основной направленности смены интересам участников смены.
- Проведение индивидуальной разъяснительной беседы, изучение интересов ребенка.
- Корректировка программы в процессе реализации.
- Адаптация программы запросам детей.
- Использование методик интенсивного вовлечения в сюжет, мотивация детей.
- Вовлечение детей в деятельность.
- Изучение интересов и потребностей детей.
Эмоциональная неуравновешенность участников смены.
- Индивидуальная работа психолога с детьми.
- Индивидуальные воспитательные беседы.
- Контроль здоровья со стороны медицинской службы.
- Работа с родителями.
- Организация отрядной работы с учетом рекомендаций.
Сложная адаптация ребёнка к новому месту, самостоятельности, переживание разлуки с родителями.
- Проведение индивидуальной разъяснительной беседы.
- Создание ситуаций успеха для ребенка.
- Консультативная работа с родителями по вопросу индивидуальных особенностей ребенка.
- Индивидуальная программа психологического сопровождения.
Низкая самооценка участников смены.
- Создание ситуации успеха.
- Дополнительная работа педагогов, индивидуальный подход.
Снижение активности участников смены.
- Активизация через интересные внутриотрядные мероприятия и делегирование полномочий со стороны вожатого.
- Постоянный настрой на активную деятельность.
- Мотивация детей.
IV. Список литературы.
Нормативно -правовая.
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Конституция РФ.
3. Трудовой Кодекс Российской Федерации УГ 1 97-ФЗ от 30 декабря
2001 г.; введен в действие с 01.02.2002 года.
6. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
10. Положение о детском оздоровительном лагере. Приложение к постановлению Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 11 мая 1990 г. №721.
11. Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ 2688 от 13 июля 2001 г.
15. Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций. Постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. №724.
16. Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей. Санитарно-гигиенические правила и нормы.
Специальная литература.
1.Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
2.Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
3.Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
4.Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
5.Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
6.Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
7.Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.
V.Сведения об авторах.
1. Зверева Ольга Филипповна, учитель начальных классов МАОУ-Гимназии № 47.
Стаж работы- 34 года.
Стаж начальника летнего лагеря- 7 лет.
Образование- высшее.
Квалификационная категория- высшая.
Контактный телефон:7(950)- 65-32-220.
2. Пермякова Ольга Эрнестовна, учитель начальных классов МАОУ-Гимназии № 47.
Стаж работы- 18 года.
Стаж зам. начальника летнего лагеря- 7 лет.
Образование- высшее.
Квалификационная категория- первая.
Контактный телефон:7(908)9-100-467
Приложение № 1
Сюжет смены
Девочка Василиса – героиня сказки Часодеи вовлекает детей в игровую ситуацию параллельного мира, где правят Часодеи- волшебники способные колдовать, используя временные парадоксы и вероятности.
Она хранительница одного из ключей. Другие шесть ключей (рубиновый, хрустальный, бронзовый, золотой, серебряный, железный) необходимо заработать и найти за 18 дней смены. Каждый отряд станет обладателем своего особого ключа, но только вместе мы сможем открыть сад, где растёт Алый Цветок, исполняющий желания. Эта находка и станет итогом путешествия.
Совместными усилиями ключников в определённый час появится местоположение Алого цветка. Каждый отряд на седьмые сутки будет посвящён и узнает, хранителями какого ключа он является.
Дорога к саду лежит через поле Старочасов, лабиринт Тайноса, Русалочью тропу, Часовую башню и Часовой круг. Преодолевая препятствия и выполняя задачи, каждый может получить совет Мудрого зеркала и заработать звание (титул) и стрелки часового механизма.
3 степень – МАСТЕР ЧАСОВ (умело использует время)
2 степень - ЧАСОВЩИК (планирует время)
1 степень - ЧАСОДЕЙ (достигший цели)
12 минутных стрелок обмениваются на одну часовую. Отряд, набравший наибольшее количество часовых стрелок – является победителем и получает дополнительный выход в кино.
Ежедневно участники игры феи (девочки) и фиры (мальчики) делятся минутками счастья и радости, наполняя отрядные песочные часы.
Приложение № 2
Примерный распорядок дня.
Время Мероприятие
8.30 – 9.00 Встреча детей.
09.00 – 09.30 Завтрак
09.30 – 10.00 Тематический общий сбор.
10.00 – 13.00 Мероприятие / Отрядное время
Игры на свежем воздухе с двигательной активностью
13.00 – 13.30 Обед.
14.00 – 15.30 Тихий час. Проведение санитарного часа
14.00 – 15.00 Педагогическая вожатская планерка
15.00 – 17.00 Мероприятие.
Игры на свежем воздухе с двигательной активностью
17.00 – 18-00 Проводы детей.
Работа с родителями.
Приложение № 3
Анкета
1. Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?
2. Если тебе интересно в лагере, то, что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?
3. Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?
4. Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?
5. Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
6. Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?
7. Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?
8. Что ты рассказываешь дома о лагере?
9. Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
10.Хочется ли тебе идти домой после лагеря?
11.Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
12.Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?
13.Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, туристическая эстафета, праздники, экскурсии, походы)?
Приложение № 4
АНКЕТА (на входе)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопрос
Твои первые впечатления от лагеря?____________________________
Что ты ждешь от лагеря?_______________________________________
Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?________________________________________________
В каких делах ты хочешь участвовать?___________________________
Что тебе нравиться делать?_____________________________________
Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?_____________________________________________________
Кто твои друзья в лагере?_______________________________________
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что_______________________________________
Я не хочу, чтобы___________________________________________________
Я хочу, чтобы______________________________________________________
Я боюсь, что _______________________________________________________
Пожалуйста, напиши также:
Имя___________________ Фамилия________________________________
Приложение № 5
Детям даётся задание: написать, что, по их мнению, В детском лагере (отряде) хорошо и что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы.
Анализ полученной с помощью этой методики информации позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений в лагере, настроения, что является показателем жизнедеятельности детского лагеря.
В нашем детском лагере
Мне понравилось
Мне не понравилось
1
1
2
2
И т.д.
И т.д.
Приложение № 6
ИГРА В СЛОВА
Ребята получают карточку с заданием, которое звучит так: «Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложении так, чтобы у тебя получился портрет твоего отряда.»
Наш отряд – это _________________ и ________________ люди.
Они собрались для того, чтобы ___________________ и __________________ провести время и научиться _______________________________________. Поэтому вместе мы чаще всего занимаемся тем, что ________________________________________.
Наш отряд объединяет _______________мальчишек и ____________ девчонок.
Наши воспитатели помогают нам в ______________________________________ и нам вместе с ними ____________________ и ____________________.
Приложение № 7
АНКЕТА (в конце смены)
Что ты ожидал (а) от лагеря?
Что тебе понравилось в лагере?
Что тебе не понравилось?
С кем из ребят ты подружился?
Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?
Было ли скучно в лагере?
Было ли тебе страшно?
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
Что бы ты хотел(а) пожелать себе?
Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?
Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?.
Самое важное событие в лагере? Было или оно?
Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?
– Закончи предложения:
Я рад, что ..
Мне жаль, что...
Я надеюсь, что..
Твое имя, фамилия и автограф на память __________________________________
Приложение № 8
ИТОГОВОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ
Фамилия, имя._______________________________________________
Самое яркое впечатление за эти дни у меня
Из дел, проведённых в отряде, мне больше всего понравилось
Из дел, проведённых в лагере, мне больше всего понравилось
Несколько слов о нашем отряде
Мои впечатления о лагере.
Если бы я был вожатым, то бы я
Хочу пожелать нашему лагерю________________________________
Хотел бы ты ещё раз отдохнуть в нашем лагере?
Приложение №9
Законы лагеря:
1. Закон территории (принимается без обсуждения). Без разрешения ребенок не может покидать лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи, не надо мешать друг другу!
2. Закон водоема (принимается без обсуждения). Нельзя появляться на водоеме без вожатого!
3. Закон зелени. Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым!
4.Закон правой руки. Если вожатый поднимает правую руку все замолкают.
5. Закон 00. Время дорого у нас: берегите каждый час. Чтобы не опаздывать, выполняй закон 00!
6. Закон мотора. Долой скуку!
7. Закон выносливости. Будь вынослив!
8. Закон дружбы. Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!
9. Закон творчества. Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!
Приложение № 10
Сотрудничество школы с другими учреждениями.
Учреждение
Задачи и направления
Формы взаимодействия
Детская поликлиника
Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение.
Профосмотры, диспансеризации, медицинская помощь.
ДГБ №10
Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение.
Профосмотры, диспансеризации, медицинская помощь.
Пожарная часть
Профилактика противопожарной безопасности.
Беседы, инструктажи, просмотры сюжетов.
ГИБДД
Предупреждение детского травматизма.
Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся.
„ђЗаголовок 1Заголовок 515