Статья.Сохранение и возрождение историко-культурного наследия Хакасского народа посредством проектно – исследовательской деятельности на занятиях по лепке из глины
Сохранение и возрождение историко-культурного наследия Хакасского народа посредством проектно – исследовательской деятельности на занятиях по лепке из глины
Главной задачей проектно- исследовательской деятельности является вовлечение учащихся в активный познавательный поиск. В ходе творческого проекта необходимо создавать условия для самовыражения личности, помогать реализовывать интеллектуальный потенциал, «переносить» знания умения и навыки в творческую (практическую работу. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире, различными способами, умениями создавать новое ориентированное на самостоятельную, проектно- исследовательскую деятельность. ПРОЕКТ это 5 П:
Проблема
Планирование Поиск идеи Продукт Презентация
Проектное исследование включает в себя ряд этапов: определение темы исследования, её формулировка. 1.выделение вопросов, рассмотрение которых позволит достаточно полно раскрыть исследуемую проблему. 2.изучение материалов, литературных источников. 3.вычленение или копирование главного (элементы дымковской игрушки, формы игрушек разных стилей; солярные знаки, символы с петроглифов) 4.проектно-исследовательская реализация в материале (лепка из глины) В Центре Детского Творчества г. Абакана в творческом объединении «Керамика» ребята занимаются по программе «Путешествие в мир изобразительно - пластического искусства». Программа рассчитана на 3 года приоритет в обучение отдаётся практической деятельности. Система занятий строиться по принципу от простого к сложному . Приобщение детей к творчеству идёт очень индивидуально , задача педагога состоит в том , что бы путём целенаправленного педагогического воздействия повлиять на эмоционально-чувственную сторону личности ребёнка , его воображения ; повысить познавательную активность , наблюдательность , сформировать умения и навыки по керамике. На первом году обучения ребята во основном выполняют репродуктивную работу , на втором и третьем году обучения программой предусмотрена разработка и создание индивидуальных творческих заданий , проектов , исследований . Увидеть проблему можно путём простого наблюдения и анализа действий . Необходимо уметь систематизировать изучаемые явления и факты выдвигать гипотезы и аргументировать . Главной формой работы по развитию творческой активности на занятиях по лепки из глины является проектно-исследовательская деятельность историко-археологического профиля. Большое значение для организации образовательного процесса имеет взаимодействие с учреждениями культуры Республики Хакасия. В ходе учебного года в рамках программы организуются выходы в музеи, познавательные экскурсии в Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, в выставочные залы города Абакана, выездные семинары в хакасский национальный заповедник по тематике изучения этнокультурного наследия предков. Дети имеют замечательную возможность видеть истинные произведения древнего искусства хакасского народа, знакомиться с культурой народа через личное соприкосновение с реальностью культуры и истории, опыт переживания времени через пространство, содержащие зримые, соразмерные человеку и человеком порождённые ценности. Понять и почувствовать прошлое можно лишь поместив себя в декорации ушедшего времени создавая коллективно-творческие работы ребята поэтапно вовлекаются в проектно-исследовательскую деятельность , тем самым поисковый путь на занятиях в творческом объединении «Керамика» строиться на принципах переноса знаний , умений и навыков в определённую ситуацию . Разгадка жизни наших предков, обычаев и традиций – что может быть более захватывающим для исследования в ходе организации и проведения занятий по изготовлению национальных сувениров из глины. В современных условиях возникла необходимость нового осмысления культуры народов Хакасии. Освоение, усвоение и присвоение знаний о культурном наследии своего народа необходимо сегодня подрастающему поколению. В ходе проектно-исследовательской деятельности в творческом объединении «Керамика» в 2014-2015 учебном году были разработаны , исследованы и представлены ряд творческих проектов: 1. «По следам хакасских эпосов» 2. «Отблески наскальных изваяний» 3. «Легенды наших предков» 4. «Степные миражи» Сокральные изображения людей, животных, птиц, сцен из жизни людей того времени, композиции из солярных знаков, отражающих культуру и быт кочевников степей Хакасии того времени - направили ребят на поисковый путь при исследовательском подходе (где перевоплощение происходит в материале). Сначала ребята разрабатывали эскизы (копировали и взаимосоставляли) фигуры людей, животных и солярных знаков…Сокральные изображения и их образы чрезвычайно выйгрышно смотрятся на плоскости слегка обыгранной цветом. Удивительно похожие черты можно увидеть как на каменных изваяниях, так и в орнаментальных мотивах Хакасии. Каждое изображение несёт в себе ряд положительных эмоций, энергии добра, связи прошлого с настоящим. Анализ результатов проектно- исследовательской деятельности в творческом объединении «Керамика» показал, что занятия воспринимаются учащимися как «поиск» и воспроизведение чего-то нового, значимого, творчески неповторимого. Проектно – исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знаний, умений и навыков. В ходе проектно – исследовательской деятельности «Легенды наших предков»