Конспект занятия по художественно эстетическому развитию Узорных дел мастера (разработан на основании деятельностного метода Л.Г. Петерсон)
Ф.И.О. педагога: Баданова Татьяна Владимировна
Номинация: «Образовательная ситуация с дошкольниками»
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Тема: «Узорных дел мастера».
Цель: формировать представление о новом элементе в декоративно-прикладном творчестве «Завиток».
Образовательные задачи:
формировать у детей представление о способе рисования элемента хохломской росписи «Завиток», учить приёмам рисования кистью декоративных элементов растительного узора;
расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи;
развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров росписи;
развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение
тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение;
воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, оценки и самооценки результатов изобразительной деятельности;
формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.
Логическая основа образовательной ситуации:
Новое знание – способ рисования нового элемента хохломской росписи «Завиток»
Индивидуальное затруднение ребёнка на занятии состоит в том, что он не может достичь желаемого результата – помочь Матрёне (раскрасить ложки)
Причина затруднения – не знание способа рисования главного элемента росписи «Завиток»
Цель деятельности детей – (на этапе ОНЗ) – научить рисовать «Завиток»
Результат – освоение нового способа рисования, выполнение «детской» цели.
Предварительная работа:
познавательные беседы о народном декоративно-прикладном искусстве;
рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций;
цикл НОД в области «Художественное творчество» (декоративное рисование);
просмотр презентаций и видеоклипов: «Золотая Хохлома»
прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества;
чтение художественных произведений, заучивание стихотворений.
Материалы к занятию:
Демонстрационные:
выставка предметов народно-прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды, таблицы с изображением хохломской росписи, изображение жар-птицы, письмо от Матрёны;
Раздаточные:
билеты четырёх цветов: жёлтый, красный, зелёный, чёрный;
полоски бумаги (для рисования пробного варианта завитка)
гуашь красного, зелёного, чёрного цвета;
силуэты ложек;
кисти беличьи № 2, № 5;
подставки под кисти;
стаканчики «непроливайки» с водой;
влажные салфетки;
Ватные палочки.
Оборудование: ноутбук, экран, столы и стулья для детей, магнитная доска.
Звуковое оформление: диск с записью русской народной мелодии «Гусли», спокойных русских народных наигрышей для сопровождения продуктивной деятельности детей.
Ход образовательной ситуации.
Введение в ситуацию
Образовательные задачи: Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Формирование и фиксация «детской» цели. Формирование у детей веры в собственные силы.
Воспитатель собирает вокруг себя детей:
- Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
Всех вас видеть очень рада я!
- Любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте:
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? (хохлома)
- Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок. А вы идти со мной готовы? (Да). Из дальних краёв прибыла к нам Матрёна, на нас посмотреть, себя показать, да товаром своим похвалиться.
Послушайте, что она пишет нам:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Прибыла я к вам из Нижегородской области рассказать о наших мастерах и показать их искусство. Приглашаю вас на выставку, да вот беда в вашем городе так много детских садиков, что изделий на всех не хватает, помогите мне оформить выставку, сама-то я приехать не могу, присылаю к вам свою верную помощницу жар-птицу и высылаю с ней ложки и подарки.»
- Как вы считаете, надо помочь Матрёне? (Да)
- Вы хотите ей помочь? (Да)
- Почему вы решили ей помочь? (Потому, что она добрая, а добрым надо помогать)
- Вы сможете помочь Матрёне? (Сможем, потому что мы умеем рисовать, а ещё мы трудолюбивые)
- Как вы сможете ей помочь? (Мы разукрасим ложки)
Давайте посмотрим, что приготовила для нас Матрёна. (Воспитатель раздаёт детям билетики четырёх цветов).
У вас есть билеты? Проходите на выставку.
Актуализация знаний
Образовательные задачи: актуализировать знания и умения детей о способе рисования элемента хохломской росписи «Завиток». Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение.
- Посмотрите, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!
- И чего здесь только нет:
Поварёшки, чашки, ложки и диковины – ковши.
Вы разглядите, не спешите.
Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!
Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.
Дети рассматривают выставку.
- Выставка совсем необычная, не похожая на другие – уникальная выставка. На этой выставке предметы можно брать в руки.
- Как вы думаете, из чего сделаны изделия (эти изделия сделаны их дерева)
- Почему их называют золотыми? (потому что у изделий жёлтые листья и жёлтый фон – похожий на золото)
- Какие цвета хохломские художники используют в росписи? (чёрный, красный, жёлтый, зелёный цвета). Ели дети затрудняются предложить посмотреть на цвет своих билетиков.
-Ребята, поставьте экспонаты на место и присядем на коврик.
Воспитатель рассказывает: Старинное предание рассказывает, жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришёл, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об это царь, рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправили солдаты выполнить царский приказ, но сколько не искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушёл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».
Проводится дидактическая игра «Угадай – ка!»
Составление описательных рассказов о хохломской посуде.
- Хохломская посуда бывает разной. Назовите ту, которая вам знакома. (дети называют и показывают хохломскую посуду, представленную на выставке)
- Кто хочет выбрать рассказать о какой-нибудь посуде? Расскажите о ней: какого цвета фон, какими красками расписана, какие ягоды и элементы на узоре.
По желанию 2-3 ребёнка описывают изделия.
Затруднение в ситуации
Образовательные задачи: организация анализа детьми возникшей ситуации, формирование опыта фиксации детьми затруднения в собственной деятельности и выявление места и причины затруднения.
- Молодцы! Вы очень много знаете о Хохломе! Я вас приглашаю во второй зал.
Там стоят пустые полки. Обратить внимание на реакцию детей.
- Это зал необычный. Вы видите, что полки здесь пустые.
Воспитатель обращает внимание детей на коробочку, лежащую на полочке. Предлагает посмотреть, что в ней лежит. Достаёт из неё силуэты ложек, расписную ложку и записку от Матрёны:
- «Ребята. Я вам предлагаю организовать свою выставку. Высылаю образец ложки, вы должны расписать эти ложки используя главный элемент хохломской росписи – «завиток». А поможет вам в этом моя помощница жар-птица».
- Это зал начинающих, юных мастеров. Вы умеете рисовать красками? (Да). Знаете, что такое узоры? (Да). А сможете организовать свою выставку? (Да, мы сможем). В задании сказано, что нужно использовать в росписи ложки главный элемент – «завиток», попробуйте его нарисовать в воздухе.
Дети пробуют нарисовать «завиток».
- Смогли вы нарисовать «завиток»? (Не все)
-Сможем мы расписать ложки? (Нет)
- Как вы думаете, почему. Не сможем? (Потому что мы не умеем рисовать «завиток»
- Значит, что нам нужно сделать, чтобы выйти из затруднения? (Научиться рисовать «завиток»)
4. Открытие нового знания
Образовательные задачи: формирование представления о способе получения главного элемента хохломской росписи «завиток», формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин.
- Как узнать то, что не знаешь, но очень хочешь узнать? (Спросить у того, кто знает, самим догадаться…)
- А что интереснее? (Самим догадаться)
- Попробуем догадаться сами. Думаю, сегодня мы тоже можем ненадолго превратимся в русских мастеров и самим попробовать расписать ложки хохломской росписью. А поможет нам в этом жар-птица.
-Давайте вместе с вами скажем волшебные слова и сделаем волшебные движения, и тогда мы превратимся в мастеров Хохломы.
Физкульминутка.
Птица хохломская крыльями махала (Руки в стороны, махи)
Крыльями махала – злато рассыпала (Махи, встряхиваем кисти рук)
Головой качала, в стороны качала (Наклоны головы)
Да, с землицы русской травы собирала (Наклоны в пол, собираем)
Травы собирала, ложки украшала (Собираем, обводим руками круг)
Мастерство с любовью нам передавала (Руки к сердцу, руки вперёд)
- Ну вот, мы и мастера, и мастерицы. Давайте вернёмся в первый зал и ещё раз посмотрим на изделия.
- Посмотрите, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (Когда дети их назовут, даётся их правильное название).
- Вы перечислили элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному: листья украшены оживкой, в виде прожилок, тут и алые гроздья рябины. И спелая земляника, а на чём нарисованы ягодки? (На изогнутой веточке). Нарисуйте эту веточку в воздухе. Она как бы завивается на кончиках веточки. Как вы думаете, как в хохломской росписи может называться этот элемент? Помните, я загадку вам загадывала в начале занятия: ветка плавно изогнулась и колечком завернулась.
(«Завиток»).
Вывод: - «Завиток»-изогнутая веточка, главный элемент хохломской росписи, потому что на нём рисуют все остальные элементы.
Введение нового знания в систему знаний
Образовательные задачи: формирование умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач: передавать образы предметов, используя доступные им средства выразительности, создавать композиции по образцу.
- Ребята, посмотрите, какие подарки принесла вам Матрёна? (Деревянные ложки). А ещё жар-птица подарила вам знания о Хохломе и своё мастерство. Поэтому мы сейчас с вами эти ложки попробуем расписать.
Мастера, скорей за дело,
Украшайте ложки смело,
Составляй хохломской узор,
Чтобы радовал он взор.
Дети садятся за столы.
- Прежде чем начать украшать ложки, давайте вспомним последовательность.
- С чего начнёте? (с «завитка»). Что будете изображать на завитке сначала, что потом? (Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: «осочки», капельки, травку)
- Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета)
- Что мы можем использовать для рисования ягод? (Ватную палочку)
- Какие цвета будете использовать? (Красный, чёрный, зелёный)
- Молодцы, ребята, всё знаете!
- А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней)
Не сидится им опять (встряхивание кистями)
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
- Теперь юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите Матрёну хохломскими узорами.
Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение (Звучит народная мелодия «Гусли». Во время занятия обращать внимать на осанку и на то, как дети держат кисть.
- Молодцы, ребята, вы сегодня настоящие хохломские художники, такие замечательные ложки расписали, что нам на целую ярмарку хватит.
6. Осмысление
Образовательные задачи: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили её достичь. Проговаривание детьми условий, которые позволили достичь этой цели.
-Нам пора оформлять выставку, кто закончил, мы разметим наши ложки на полочки. Теперь в зале юных мастеров тоже стоят изделия и радуют глаз. Вам нравится? Кто из вас будет экскурсоводом и расскажет о своём изделии: какого цвета ложка, какие узоры нарисованы?
1-2 ребёнка рассказывают о своих работах.
У нас получилась замечательная выставка. Я думаю Матрёне понравятся ваши работы.
- Вы смогли ей помочь? (Да)
- Что вам помогло выполнить эту работу? (Мы научились рисовать «завиток»)
- Я рада, что вы открыли для себя этот необычный способ рисования, и он вам понравился. Теперь вы сами сможете научить своих друзей так рисовать.