Проблемное обучение на уроках математики
Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Поэтому и цели современной школы состоят в предоставлении учащимся оптимальных условий для развития их способностей, в том числе и творческих, самовыражения в соответствии со своими склонностями в рамках, не расходящихся с интересами общества.
В настоящий момент акцент в государственной политике делается на кардинальное решение проблем модернизации содержания и структуры образования, его управления, повышения профессионализма современного педагога.
Познавательный интерес и творческие способности ребенка необходимо поддерживать и развивать, инициативу всячески поощрять и способствовать проявлению самостоятельности.
Условия профессиональной деятельности учителя– это создание необходимой материально-технической базы: новые учебно-методические пособия, оборудование, технические средства обучения, применение и использование в работе педагогов интернет- ресурсов .
В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения подчеркивается, что образование современного человека включает не только усвоение определенной суммы знаний, но и развитие качеств личности посредством активного участия самого человека в усвоении знаний. Важнейшей задачей современной школы является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умения учиться, взаимодействовать с окружением, регулировать собственные действия, заниматься саморазвитием и самосовершенствованием.
Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Требуется человек, который: начинает воспринимать себя по-иному; более полно принимает себя и свои чувства; становится более уверен в себе и автономен; ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело.
Отсюда очевидна моя главная задача – принять ученика таким, каков он есть и на этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения значимого для ученика. Т.о. первая проблема – изменившийся социальный заказ школе (от человека знающего, к человеку умеющему). Вторая-снижение интереса к предмету. Обилие информации, в которой пребывает сейчас школьник, отнюдь не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению своих знаний: надо – услышу по телевизору, скажут сверстники, расскажет учитель. Школьник чаще принимает роль пассивного слушателя. Современная система образования предоставляет каждому учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик “свою”, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт. Особое значение в последнее время приобретает поиск способов организации творческого усвоения знаний учениками. Одно и то же содержание может усваиваться различными путями и приводить к неодинаковым результатам.
На мой взгляд большей эффективности в решении учебных задач можно добиться, используя проблемное обучение.
Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Именно такое обучение является проблемным. Данная технология учит детей «не сидеть, сложа руки», не быть пассивными слушателям, а самим включаться в работу. В этом развиваются очень важные качества - умение слушать других и высказывать свои мнения, версии, формулировать тему урока, проговаривать алгоритм действий, терпимость и уважение к чужому мнению, стремление к поиску решений.
Под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании – новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. При проблемном обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений).
Проблемное обучение может быть использовано на различных этапах учебного процесса. Технология проблемного обучения реализуется на основе следующих факторов: – оптимальный подбор проблемных ситуаций и средств их создания; – отбор ситуаций тесно связан с применением их в повседневной жизни; – учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы и в различных классах. Учащиеся самостоятельно усваивают новое понятие, название которого вводится после усвоения его сущности. При разрешении проблемной ситуации учащиеся проходят все основные этапы этого процесса: анализ, выдвижение гипотезы, решение проблемы с использованием гипотезы, проверка правильности решения проблемы. Всей деятельностью учащихся руководит учитель, используя проблемное изложение, в основе которого лежит систематически создаваемая проблемная ситуация и решение учебных проблем. Уровень самостоятельности и активности учащихся может быть различен. С помощью применения различных методов учитель имеет возможность повысить уровень самостоятельной деятельности.
Существуют различные подходы к организации проблемного обучения. Активизация учащихся может достигаться через: постановку и решение проблемных вопросов, задач, заданий; наглядность. Как правило, используется их сочетание.
Главная цель проблемного обучения – при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей учащихся, поэтому вопрос об отборе нужных (наиболее ценных) проблем, связанных между собой в единую систему, нельзя решать в отрыве от структуры и содержания материала.
Центральную часть данной технологии составляет характеристика проблемно-диалогических методов обучения.
Классификация методов обучения
(Таблица 1).
методы
проблемные
традиционные
постановка учебной проблемы
побуждающий от проблемной ситуации диалог
подводящий к теме диалог
сообщение темы с мотивирующим приёмом
сообщение темы
поиска решения
побуждающий к гипотезам диалог
подводящий диалог от проблемы
подводящий диалог без проблемы
сообщение знания
Побуждающий от проблемной ситуации диалог (см. Таблица 1) представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.
Пример: Урок математики в 5 классе по теме « Сложение десятичных дробей»
Ученикам предлагается ряд примеров на сложение, среди которых есть примеры суммы двух десятичных дробей. Ученики, испытывая затруднения (проблемная ситуация), пытаются решать самостоятельно незнакомые примеры. Учитель в разговоре побуждает учеников к осознанию, создается проблемная ситуация.
Учитель.
Ученик.
1.
– Вы смогли выполнить все задания?
– Нет.
2.
– Почему не все примеры решаемы? (Побуждение к осознанию противоречия.)
– Слагаемые в некоторых примерах десятичные дроби. (Осознание затруднения.)
3.
Чему сегодня будем учиться? (Формулирование проблемы.)
– Складывать десятичные дроби. (Учебная проблема как тема урока.)
Подводящий к теме диалог (см. Таблица 1) представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.
Пример: Урок математики в 5 классе по теме « Сравнение дробей»
(Подводящий к теме диалог). Дана дробь:
- Ребята, что изображено на доске? (ответы детей). Как вы поняли, что это дробь, а не натуральное число? (ответы детей) Скажите, что показывает знаменатель; числитель; дробь.
Поочередно на слайде появляются дроби: , , , , ,
- Учитель: я разделила арбуз на 12 равных частей и 5 из них съела. Моя доля в арбузе составила
По аналогии ребята проговаривают каждую дробь, появляющуюся на доске
- А теперь давайте вспомним кто, сколько долей арбуза съел: Учитель – 5, Саша – 5, Наташа - 5 Получили числовой ряд: 5 5 5 1 2 3. Расставьте эти числа в порядке возрастания. Сравните их. Какое из них наименьшее, какое наибольшее? (Дети очень быстро дают правильный ответ: 1235)
- Каким способом вы определили очередность данных чисел? Сколько способов сравнения чисел вы знаете? (Порядковый счет, с помощью координатного луча)
- (Постановка проблемной ситуации) Но давайте вспомним, что ели мы не целыми арбузами, а долями:, , , , , Как вы думаете, возможно ли расположить дроби с той же легкостью, что и натуральные числа? (ученики предлагают свои варианты ответов, все неверные)
- Учитель: Как вы пытались определить последовательность расположения дробей? Какими знаниями вы попытались воспользоваться? Скажите, вам удалось справиться с заданием? Почему нет? Проблема? Почему вы не смогли справиться с заданием? Вам не хватило знаний о дробях?
- Еще раз: «Сколько существует способов сравнения чисел?» Два: порядковый счет и с помощью координатного луча.
- Каким из этих способов вы попытались воспользоваться? (Ответ: порядковым счетом) Какой способ остался без внимания? (Ответ: с помощью координатного луча)
- Ребята, как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?
Предложения детей. Направление их рассуждений к теме «Сравнение дробей».
Сообщение темы с мотивирующим приемом (см. Таблица 1).
Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно. Сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Приём «Яркое пятно».
Пример :Урок математики в 5 классе по теме «Угол».
Анализ
Учитель
Ученики
ППостановка
проблемы
«яркое пятно»
Тема
- Сегодня мы познакомимся с фигурой, но какой – вы догадаетесь сами. Я буду предлагать вам вопросы, а вы попытаетесь на них ответить одним словом. Первые буквы слов и образуют тему урока. – Какими единицами моряки измеряют скорость? - Старинная монета, равная половине копейки? - Как называют прямую линию, соединяющую две точки? - Расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки? - Какое слово я загадала? - Значит, тема урока?
- Узлами.
- Грош.
- Отрезок.
- Локоть.
-Угол.
- Угол.
Методы поиска решения учебной проблемы (см. Таблица 1).
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя.
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.
Применяется третий вариант: говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.
Следовательно, надо выводить учеников из проблемной ситуации на побуждающий диалог («экскаватор»). Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников.
Пример :Урок математики в 5 классе по теме «Степень числа. Квадрат и куб числа».
Анализ
Учитель
Ученики
ППостановка
проблемы
Вопрос на новый материал
Побуждение к осознанию проблемы
Побуждение к проблеме
Тема
- Посмотрите на примеры на доске.
- Как вы думаете, как записать короче произведение, в котором все множители равны?
- Вопрос я задала один, и ответ должен быть один, а сколько вы высказали мнений?
- Так чего мы ещё не знаем?
Фиксирует на доске вопрос.
2*2*2*2*2 5*5*5 6*6
- Два умножить на пять, пять умножить на три, шесть умножить на два. - Записать число, которое получится при вычислении. (Проблемная ситуация)
- Несколько разных мнений. (Осознание противоречия)
- Как короче записывать произведение? (Вопрос)
Следующий прием выхода из проблемной ситуации – подводящий диалог («локомотив»).
Отличие подводящего диалога от побуждающего в том, что он проще, так как представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока.
Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью.
Сравнительная характеристика диалогов
Побуждающий
Подводящий
Структура
отдельные вопросы и побудительные предложения,
подталкивающие мысль ученика
система посильных ученику вопросов заданий,
подводящих его к открытию мысли
Признаки
– мысль ученика делает скачок к неизвестному
– переживание учеником чувства риска
– возможны неожиданные ответы учеников
– прекращается с появлением нужной мысли ученика
– пошаговое, жесткое ведение мысли ученика
– переживание учеником удивления от открытия в конце диалога
– почти не возможны неожиданные ответы учеников
– не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение
Результат
развитие творческих способностей
развитие логического мышления
Если подводящий диалог подвел (в смысле – не придумался), сообщаем тему в готовом виде, но с добавкой мотивирующего приема к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока. Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.
Пример: Урок математики в 5 классе по теме «Площадь. Формула площади »
практические задания.
Задание 1: К новогоднему празднику Незнайка захотел изготовить такой же фонарик.
Какой лист цветной бумаги подойдёт?
(Развёртка фонарика по просьбе детей предлагается).
Ребята без особого труда находят нужный лист.
4. Обсуждение – выход на понятие:
Как узнали, что подходит? (Приложили.)
Почему считаете, что подходит? (Лист совпадает по длине, по ширине, по форме.)
Перебираю все фигуры, предлагаю провокационными вопросами проверить эти фигуры. Ребята отвергают и доказывают, что они не подходят, проверяют способом приложить.
Все вместе осознаём – “такой же лист” – если в результате приложения совпадают все параметры.
Если от ребят прозвучит термин “Площадь” пользуюсь им, если нет, то пока не называем.
Ещё раз словесно фиксируем, как узнали, что фигуры равны? (Приложили.)
Запускаю “ловушку” – лист по длине и по ширине подходящий, но с вырезанным треугольником внутри (можно любой другой формы). Ребята отвергают мою идею. И, как правило, начинают говорить о “площади”. Добиваюсь объяснения, почему не подходит, потому что “площадь не целая и занимает места меньше”.
Вводим, если не прозвучал ранее, термин площадь. Обсуждаем: “Красная площадь”, “площадь квартиры”, “торговая площадь”. Прошу нарисовать площадь тетради, линейки, ластика, пенала и т. д. Рисуют на доске, в тетрадях. Делаем вывод. Можно играя: “Как в учебник для дошкольников записать, что такое площадь?”. Охотно формулируют: “Площадь – место, занимаемое каким-либо предметом” (частью плоскости, ограниченная какой-либо фигурой). цель достигнута. Понятие сформировано.
Важным этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся. Ее введением и осознанием завершается первый этап.
На втором этапе разрешения проблемы учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для ответа, и активно включается в добывание недостающей информации.
Третий этап направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. Этот этап завершается пониманием, как можно решить проблему.
Далее следуют этапы решения проблемы, проверки полученных результатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.
Данная технология является результативной и здоровьесберегающей (преимущества проблемного обучения), поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся; самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения.
К слабым сторонам проблемного обучения (недостатки проблемного обучения) следует отнести значительно большие расходы времени на изучение учебного материала; недостаточную эффективность их при решении задач формирования практических умений и навыков, особенно трудового характера, где показ и подражание имеют большое значение; слабую эффективность их при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен принцип опоры на прежний опыт; при изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителем, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников. Продуктивность, эффективность проблемного обучения неоспоримо доказана.
Я применяю сочетание традиционного урока с созданием проблемных ситуаций, включая учащихся в процесс постановки и решения проблем. Продуктивность, эффективность проблемного обучения неоспоримо доказана.
В жизни постоянно приходится решать проблемы. Обучить учащихся самостоятельному решению проблем можно на проблемно-диалогическом уроке.
Тип урока
Интегрированный урок математики, урок применения знаний в нестандартной ситуации
Тема урока
«Математические доводы в защиту леса».
Цели урока
Методическая цель: организация частично-исследовательской деятельности учащихся в группах
Образовательная цель: обеспечение усвоения учащимися учебного материала по темам «Десятичные дроби. Округление чисел. Круговые диаграммы» на уровне применения знаний в нестандартной ситуации.
Развивающая цель: развитие познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Уметь: применять знания по темам «Арифметические действия с десятичными дробями», «Округление чисел» к решению практико-ориентированных задач.
Познавательные:
логическое, алгоритмическое мышления, продумывание разных способов решения проблем.
Коммуникативные:
диалогическая и монологическая речь, планирование учебного сотрудничества, выполнение различных ролей в группе.
Регулятивные:
работа по плану, инициатива, находчивость, активность при решении практико-ориентированных задач; способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
интерес к экологическим проблемам планеты,
бережное отношение к книгам,
ответственное отношение к учению,
адекватная мотивация учебной деятельности.
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Компьютерная презентация, видеоролики, текстовые документы, материалы для практической работы
Необходимое аппаратное и ПО
Интерактивная доска, компьютеры, проектор; Microsoft Office Word, PowerPoint
Оборудование
Конверты с цветными тестами, бланки ПР, весы, ящик с учебником математики-5, карточки с ДЗ, телеграмма
Методы обучения
Практический, частично-исследовательский
Формы обучения
Групповая, парная
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Органи-зационный момент.
Организует внимание детей. Демонстрирует видеоролик.
Включаются в деловой ритм.
Смотрят видеоролик.
Регулятивные:
уметь выполнять инструкции.
Личностные:
самоопределение
Целеполагание и мотивация
Организует диалог, который помогает обучающимся прогнозировать тему урока и сформулировать цель
Определяют тему урока и цель урока.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: формулирование познавательной цели.
Актуализация знаний
Организует парную работу.
Регулирует работу пар, по мере необходимости помогает в выполнении задания.
Обсуждают результаты работы с соседом по парте.Делают вывод о результатах работы.
Регулятивные: уметь выполнять учебные действия в различных формах;
саморегуляция
Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог,
интегрироваться в группу
умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах);
Личностные: аккуратность, эстетическое чувство.
Практи-ческая работа с элемен-тами иссле-дования
Создаёт интригу, проблемную ситуацию
Создаёт безопасные условия для выполнения работы
Побуждает учащихся к составлению плана, её разрешению.
В процессе работы учащихся, оказывает помощь каждой группе.
Отвечают на вопросы.
Работают по группам.
Решают заданные задачи.
Делают записи в бланке ответов.
Сообщают результаты вычислений.
Предлагают другие способы решения.
Познавательные: умение видеть проблему и строить гипотезы;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
уметь осуществлять анализ и синтез;
уметь устанавливать причинно-следственные связи;
Регулятивные : умение выполнять учебные действия в различных формах;
прогнозирование; саморегуляция.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество планирование учебного сотрудничества; взаимодействие;
Личностные: смыслообразование; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Рефлексия.
Организует рефлексию и самооценку учащихся.
Задает дозированное домашнее задание.
Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока. Осуществляют рефлексию.
Познавательные:осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Регулятивные:уметь определять качество и уровень знаний;
понимать, что усвоено, а что ещё нужно усвоить.
Коммуникативные:уметь слушать и понимать партнера;
Личностные: смыслообразование
Приложение 1. Бланк
Практическая работа
по теме «Расход леса и древесины на изготовление учебников математики 5 класса».
Выполнил: ФИО___________________________________
Школа________________________________
Цель: рассчитать расход леса и древесины на изготовление учебников математики 5 класса.
Оборудование: учебник математики 5 класса, весы, справочные данные.
Ход работы.
Масса учебника - ___________кг
Тираж книги - ______________шт.
Справочные данные - Из одного взрослого дерева можно получить в среднем 60 кг бумаги.
На 1 га леса растут в среднем 600 деревьев.
Расчёт: 1) Масса всех учебников:______________
2) Расход деревьев на весь тираж:_________________________
3) Площадь вырубленного леса: ___________________________
Выводы: 1. На изготовление учебников математики 5 класса было израсходовано ____________ деревьев.
2. Площадь вырубленного леса составила _____________га.
3. Чтобы экономно расходовать лесное богатство, надо:____________________________________________________________
а) беречь учебники; б) собирать макулатуру;
в) дарить учебники младшим школьникам; г) ежегодно высаживать хотя бы одно дерево; д) пользоваться электронными книгами.
Домашнее задание
Решение:
120 000 · 0,432 = 51 840 (кг) - масса всех учебников.
51 840 : 60 = 864 (дерева) – количество срубленных деревьев.
864 : 600 = 1,44 (га) леса
2 способ решения:
Расчёт:
1) Количество учебников из одного дерева: 60 : 0,432 = 138,88
· 139(шт.)
2) Расход деревьев на весь тираж: 120 000 : 139 = 863,30935
· 863 (д.)
3) Площадь вырубленного леса: 863:600 = 1,4383
· 1,44 (га)
Основная цель этапа организации направленного внимания на начало урока: организовать направленное внимание на начало урока с помощью показа видеоролика.
Второй этап - это этап целеполагания, задача которого - осознать школьниками основной цели урока. Цель данного этапа сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке и чему научатся.
На этапе актуализации знаний создается ситуация, при которой возникает необходимость повторения действий с десятичными дробями.
Деятельность учителя и учащихся в условиях проблемного обучения на следующем этапе: учитель - ставит проблемную задачу в виде ситуации «Темная лошадка»; организует размышление учеников, предлагает доказать выдвинутый вариант решения задачи, направляет мышление учеников на выводы; уточняет задачи, обобщает; поощряет учеников; ставит вопросы для закрепления новых знаний; предлагает упражнения по применению знаний на практике. Способ создания проблемной ситуации на данном уроке - организация межпредметных связей (математика и экология).
Цель этапа рефлексии: сформировать личную ответственность за результаты коллективной деятельности. Данный этап предполагает, что ученики выявляют недостаток тех знаний и умении, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад.
Лист оценивания знаний учащихся
№
Критерий оценки учащегося
Оценка
1
Выполнил практическую часть, решил все этапы задачи двумя способами
5
2
Выполнил практическую часть, решил все этапы задачи одним из способов
5
3
Выполнил практическую часть, решил несколько этапов задачи
4
4
Выполнил практическую часть, решил один из этапов задачи
3
5
Выполнил практическую часть, не решил ни один из этапов задачи
3
6
Не выполнил практическую часть
2
На современном этапе развития обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. Поэтому перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи. Именно такой технологией обучения детей большинство ученых признают проблемное обучение, без которого, по их мнению, невозможно развитие интеллектуальных способностей.
Таким образом, проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
На мой взгляд, практика показывает, что использование проблемного обучения обеспечивают учебную мотивацию детей на уроках.
В процессе занятий проблемное обучение вызывает у учащихся определенные затруднения, так как на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Следовательно, разработка технологии проблемного обучения требует от учителя большого педагогического мастерства и много времени. Но, несмотря на имеющиеся трудности данного аспекта обучения с помощью проблемного обучения решаются многие педагогические задачи:
Самостоятельный поиск новой информации;
Самостоятельная работа с учебником;
Овладение навыком решения задачи;
Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству;
Развитие личностных качеств;
Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала;
Решение проблемы психологического комфорта на уроках и т.д.
Таким образом, применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.
Проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учеником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу ученика.
Успех развития этих способностей достигается главным образом на уроке, когда педагог остается один на один со своими воспитанниками. И от умения учителя организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, то есть их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.
Бершадская Е. Комплекс образовательных технологий // Директор школы. - 2009.
КопотеваГ.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия издательство « Учитель», 2013г
Кульневич С.В., Лакоценина Т.Н. Совсем необычный урок: практическое пособие.– Ростов-на-Дону: издательство «Учитель», 2001.
Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: «Знание», 1991.
Лернер И. Я. Проблемное обучение. М.: «Знание», 1974Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие – М.: Народное образование, 1998 г.
Е.Л.Мельникова Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
Рисунок 1Рисунок 4Рисунок 5Рисунок 6Рисунок 7Рисунок 11Рисунок 12Рисунок 13Рисунок 14Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 515