Плюсы и минусы репродуктивных и продуктивных методов обучения
КГУ «Гимназия «БЭСТ»
Педагогический совет
11 ноября 2014 год
Дискуссия попроблеме «Плюсы и минусы репродуктивных и продуктивных методовоб учения»
Подготовили: Богомазова А. А., Шуман У. П., Вейгель К. В., Аксенникова М. В., Таловер О. В., Цисарь Е. В.
Группа 1 продуктивные методы обучения (Шуман У. П., Таловер О. В., Цисарь Е. В.)
Группа 2 репродуктивные методы обучения (Богомазова А. А., Вейгель К. В.,Четверикова М. В.)
Здравствуйте, уважаемыеколлеги.
Группа 1
У. 1: Проблемное обучение учит мыслить логично, творчески, научно.Прекрасным примером этому служит такой метод, как «Иерархия бриллиантов», который учит детей рассматривать проблему с разныхсторон, творчески подходить к еерешению и расствавлять приоритеты.
Группа 2
У. 1: Продуктивные методы не являются универсальными. Не всякая учебная информация содержит в себе противоречие и представляет собой учебную проблему.Например, метод продуктивного обучения ИДЕАЛ невозможно применить прио тсутствии проблемной ситуации.
У. 2: Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке.
У. 3: Высчитаете, чтонакопленный веками опыт больше не является ценным?
Группа 1
У. 3: Безусловно, накопленныйопыт никто не отменял. Как происходит накопление опыта? К имеющимся знаниям добавляются новые, которые соответствуют требованиям современности. Так, при использовании метода Кейсов на уроках это позволяет включить в учебный процесс элементы профессиональной деятельности, обеспечивать переход от учебных ситуаций к профессиональным.
У. 2: Репродуктивные методы преподавания не отвечают современным требованиямобщества и являются причинойнизкого уровня мотивации учащихся.
Группа 2
У. 1: Позвольте с Вами не согласиться. Причины низкой мотивации могут быть разными (например, интересыребёнка, егоздоровье и одарённость).
У. 2: При использовании репродуктивных методов обучения тратится меньше времени на подготовку и реализацию урока.Например, метод «Вращающейся башни» не подходит для групп с большим количеством учащихся, так как занимает большую частьурока.
У. 3: А сколько времени необходимо, чтобы организовать урок с элементами проблемного обучения и использовать егона практике?
Группа 1
У.2 : Да, продуктивные методы обучения требуют больших затрат времени, но в результате мы формируем самостоятельную, творческую личность. Итоги стоят затраченных усилий.Так, при использовании упомянутого вами метода«Вращающейсябашни»учащиеся получают возможность изучить проблему с разных точек зрения, учитывая мнение всехчленов класса.
У. 1: А какбыть с развитием творческого поиска нужных знаний при репродуктивных методах обучения?
Группа 2:
У. 1: Репродуктивные методы обучения позволяют ученикам овладеть основными мыслительными операциями: анализ, синтез,сравнение, абстрагирование.
У.2: Создать проблемную ситуацию на полном незнании невозможно, чтобы вызвать у учащихсяпознавательный интерес, необходимо, чтобы они уже имели некоторый «стартовый» запас знаний. Например, составление ментальных карт невозможно без использования учащимися накопленных знаний по соответствующей теме. Создать его можнотолько с помощью репродуктивных методов.
У. 3: Учитывая все плюсы и минусыдвух видов обучения, не считаетели Вы, что продуктивные и репродуктивные методы должны использоваться в совокупности?
Группа 1
У. 3: Да, учитываясовременные требования общества, необходимость воспитания всесторонне развитой личности, способной мыслить творчески и самостоятельнонаходить решения проблем, можно сделатьвывод, что использование продуктивных методов являетсяоправданным.
У. 2: Но и репродуктивные методы обучения являются неотъемлемой частью учебногопроцесса, обеспечивающей базовые знания учащихся.