Эссе на тему: «Каким должно быть воспитание в современной школе».


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18» г. Сыктывкара.
Муниципальный конкурс педагогического мастерства
«Самый классный классный - 2015».
Эссе на тему: «Каким должно быть воспитание в современной школе».

Автор эссе: учитель
Мальцева Надежда Сергеевна
г. Сыктывкар, 2015.
«Воспитание – великое дело!
                                                Им решается участь человечества».
В.Г. Белинский.

В руках книга Аурелио Печчеи «Человеческие качества». Переживаю…
Мир на краю пропасти…
Глобальные «проблемы, сцепившись друг с другом, подобно щупальцам гигантского спрута, опутали всю планету. Человечество стремительно мчится к критическому порогу». Неужели нельзя сохранить планету?
Печчеи видит единственный путь - усовершенствование человеческих качеств. «Именно человеческие качества людей являются самым важным ресурсом человечества, сравнимым разве что с теплом солнечной энергии».
«Человек начинается с детства», - любил повторять изввестный детский писатель Сергей Михалков. «Именно в детстве делается великий посев и добра, и зла. Этот, казалось бы, незаметный посев взойдёт через годы, и от урожая будет зависеть, какой человек вступает в жизнь. В урожае разобраться не трудно. Куда труднее определить нужные семена».
Учитель – это великий сеятель. В современном мире на него возложена важнейшая миссия: воспитание человека, а, значит, и спасение мира.
И на мне эта ответственность. Вот мой росток. На нём – 27 формирующихся плодов. Это мой класс, мои дети.
Там, за школьной дверью – много опасных соблазнов для неокрепшей юной души. Они прицепляются как репейник к моим незрелым плодам. Есть ли средства профилактики и лечения от них? Есть.
Я поливаю свой росток чудесным удобрением. Он состоит из удивительных компонентов. Я добавляю туда доверие. Оно распахивает дверцу человеческой души. Если у тебя доверительные отношения с человеком, ты можешь смело протянуть ему руку и встретишь руку друга.
Я добавляю в удобрение гуманность. Несмотря на все недостатки, люди больше всего достойны любви и человечности.
Ингредиент под названием сотворчество я добавлю для раскрытия и развития талантов и способностей моих детей. «Детей надо любить и с ними заниматься, тогда в них расцветают чудесные цветы талантов», - подсказывает мне Шалва Амонашвили.
Ценные капли милосердия дополнят мой эликсир. Мой кумир, мать Тереза, оставила миру свои впечатления о милосердии: «Милосердие - это огромная сила, связывающая и объединяющая людей. Милосердие сближает сильней кровного родства и преданной дружбы. Только милосердие способно закрыть глаза на физические недостатки или плохой характер человека. Мы, может быть, и в хлебе насущном нуждаемся меньше, чем в любви, милосердии и прощении».
Я доложу в свой состав справедливость. Как утверждает Э. Золя, «справедливость превыше всего, ибо только от неё зависит величие наций».
Моё удобрение не может обойтись без добавления толерантности. Ведь наш мир, словно лоскутное одеяло, полиэтничный и многоконфессиональный. Хочешь жить в согласии — соглашайся. 
Патриотизм – один из сильнейших компонентов моего состава. Он – творец истории нашего Отечества. Без него не обошлись ни витязи на Чудском озере, ни ратники на поле Куликовом, ни солдаты под Бородино, ни бойцы под Сталинградом. Он дышит в стихах Пушкина, романах Толстого. Общество весьма нуждается в патриотах, гражданах с активной жизненной позицией.
Волю подмешаю я в настой. Ведь, «там, где воля натянута, как тетива, там муравей одолевает льва».
В удобрение необходимо добавить консервант для сохранения культуры и традиций своего народа. В условиях унификации культуры сохранение национальной самоидентичности является важнейшей задачей человека. Академик Д. Лихачёв писал: «Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык совершенно необходимо для нравственной осёдлости человека. Человек – это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи. Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Ответственны за всё мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому».
Не обойдётся мой настой и без духовности. В.А.Сухомлинский писал, что «настоящий человек начинается там, где есть святыни души».
Сюда же подмешаю тягу к познаниям, самоусовершенствованию, самовоспитанию, и мой состав готов!
В него входят все те качества, которые помогут мне воспитать гармоничную личность, настоящего человека – рачительного хозяина своей планеты.
Утро. Люди идут на работу, и я вместе с ними. Отличие в том, что я спешу в свою семью. Там меня очень ждут: обнимают, искренняя улыбка на устах, глаза искрятся.
Я их воспитываю и они меня – тоже. Я расту вместе с ними, развиваюсь вместе с ними, смеюсь и плачу вместе с ними. Они изменили мой мир – мир учителя, мир человека.
27 недозревших плода… Я уверена, что они вырастут и спасут наш дом – Планету!
Встают сады в родном моём краю
Вокруг полей зеленою стеною. И тем горжусь, что в дружном их строю Есть дерево, посаженное мною… И хоть исчезнут ног моих следы,
Но не расстанусь с жизнью я земною; Ведь в том саду, который даст плоды,Есть дерево, посаженное мною. (Ш. Биккол)