ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ ОСНОВНЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЧЕЛОВЕКА
ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ
ОСНОВНЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЧЕЛОВЕКА
Левополушарники
Правополушарники
Аналитики
Синтетики
Индуктивный тип мышления (от частного к общему)
Дедуктивный тип мышления (от общего к частному)
Абстрактивный тип мышления
Конкретный тип мышления
Линейный тип мышления
Нелинейный тип мышления
Независимые
Зависимые
Усилители
Усреднители
Достоинства
Легко воспринимают чисто вербальный материал (лекция, беседа). Четкая, правильно оформленная речь. Знают правила и умеют их использовать на практике. Хорошая способность к произвольному запоминанию. Способны контролировать свои эмоции. Четко планируют свою деятельность. Последовательны в своих действиях и поступках.
Легко улавливают основную мысль, принцип. Могут свободно включаться в дискуссию, подвести итог, сделать выводы. Обладают пространственным воображением. Хорошо работают методом «мозгового штурма». Тонко чувствуют нюансы. Имеют хорошую память. При запоминании и воспроизведении ориентируются на логические моменты.
Недостатки
Если надо подвести итоги, оценить что-либо в сравнении, догадаться, исходя из контекста, испытывают затруднения. Сконцентрировавшись на деталях, могут не понять главного, принципа, смысла, если им не объяснить, не «разжевать». Эмоционально не очень отзывчивы. Теряются в нестандартной ситуации.
Не очень контролируют свою речь, она часто неточна, невыразительна (хромает грамматика, стилистика). С трудом воспринимают новую информацию посредством дидактических объяснений или ознакомлений с правилами, которые часто не могут применять на практике. Бывают излишне эмоциональны.
Выводы:
Нет «хороших» или «плохих» психологических типов личности: каждый имеет свои преимущества и свои недостатки.
Левополушарники углубляют и систематизируют имеющиеся знания, не дают отклониться от общей линии развития.
Правополушарники – это «генераторы идей», способные к панорамному мышлению, к созданию целостных теорий, объединяющих разрозненные знания. Они направляют развитие, ими определяется направление прогресса.
Без левополушарников общество превратиться в хаос, без правополушарников станет роботоподобным. Прогресс в обществе возможен только при наличии людей и с левополушарным, и с правополушарным типами мышления.
Создание в школе неравных условий для развития детей, относящихся к каждому из этих типов, из-за «удобства» организации образовательного процесса не только безнравственно, но и может надолго задержать прогресс.
Входя в класс, вспоминайте слова О.Мандельштама: «Не сравнивай! Живущий несравним».
15