Нейропсихологические факторы школьной неуспешности


Нейропсихологические факторы связаны с онтогенезом мозга ребенка: во-первых, с неравномерным созреванием мозговых зон, влияющих на становление функциональных систем, и, во-вторых, с незавершенностью формирования последних.
Онтогенез – формирование основных структур психики индивида в течение его детства.
Таким образом, с одной стороны, нарушение в работе какого-либо участка мозга может вызвать нарушение различных функциональных систем, а с другой – одна и та же функциональная система может пострадать при поражении различных участков мозга.
Нейропсихологический анализ школьных трудностей показал, что они могут быть обусловлены нарушениями в функционировании отдельных психических функций и процессов.
Также можно отметить, что неравномерность развития высших психических функций присуща всем детям, она определяется индивидуальной генетической программой и влиянием внешних социальных факторов.
За психолого-педагогическими факторами скрываются уровень и характер познавательного и эмоционально-личностного развития ребенка, а также особенности системы школьного обучения.
К числу наиболее распространенных трудностей учения Н.М.Пылаева относит следующие:
сниженная работоспособность, колебания внимания, слабость памяти, недостаточная сформированность речи;
недостаточное развитие функций программирования и контроля;
зрительно-пространственные трудности;
трудности переработки слуховой (слухо-речевой) информации;
трудности переработки зрительной (зрительно-речевой) информации.
Наибольшее распространение получили проблемы снижения работоспособности, повышенной утомляемости и истощаемости детей. Снижению утомления способствует повышение мотивации, забота об отдыхе детей, хорошо продуманная система учебных заданий. Однако эти принятые способы педагогической поддержки ребенка в некоторых случаях оказываются неэффективными, и тогда приходится констатировать наличие школьных трудностей, обусловленных выраженной неравномерностью в развитии высших психических функций.
Нейропсихологическое исследование позволяет выделить сильные и слабые стороны высших психических функций. В основе педагогической коррекции лежит выращивание слабого звена при опоре на сохранные звенья в процессе специально организованного взаимодействия, при котором взрослый сначала берет на себя выполнение функций слабого звена, а затем постепенно передает их ребенку, выстраивая задания от простого к сложному относительно слабого звена
(Т.В.Ахутина).
Таким образом, стратегия обучения, получившего в работах Т.В.Ахутиной и Н.М.Пылаевой название развивающе-коррекционного,основывается на двух принципах:
принцип работы в зоне ближайшего развития;
принцип учета слабого звена.
Зона ближайшего развития – понятие, которое было введено Л.С.Выготским для характеристики связи обучения и развития. Зона ближайшего развития определяется содержанием тех задач, которые ребенок не может решить самостоятельно, но которые ему доступны с помощью взрослого, т.е. это то, что ребенок сегодня умеет делать с помощью взрослого, а завтра сможет выполнить самостоятельно.
Зона актуального развития определяется теми задачами, которые ребенок может выполнить самостоятельно, без помощи взрослого, т.е. это то, что он умеет делать.
Литература
1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения:нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. СПб.: Питер, 2008.
3. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002.
4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка.М.: Изд-во Моcк. ун-та, 1985.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
6. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии. М.: Академия, 2006.
7. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М.: Педагогика, 1979.
8. Степанова М.А. Психологические факторы школьной успешности.М.:Педагогический университет «Первое сентября»,2013.
9. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.