Конспект урока по теме Глобальные экологические проблемы
« Методические рекомендации к уроку по биологии в соответствии с требованиями ФГОС»
Учителя биологии МАОУ СОШ №6 г. Сысерти Свердловской области
Долженко Нафисы Хужиновны
Тема урока: « Основные экологические проблемы современности, пути их решения»
Место урока в системе уроков – 3-ий урок в теме « Биосфера, ее структура и функции»
Учебник: Андреева Н.Д. « Общая биология 10-11 класс» М. Мнемозина. 2010г.
Актуальность.
Экологические проблемы современности выходят на первое место, от них зависит само существование человечества .
Цель: Сформировать представление об основных экологических проблемах современности, путях их решения, изучить основные виды экологических загрязнений.
Планируемые результаты:
Предметные: Усвоение понятий «демпферность», «эвтрификация»,«загрязнители», освоение умение классифицировать виды загрязнений. Знание основных экологических проблем современности, путей их решения
Метапредметные: Управление своей деятельностью на уроке, совместные с учителем и одноклассниками действия учащихся, навыки сотрудничества: совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя.
Развивать навыки работы с различными источниками информации, умения их преобразовывать информацию из одной формы в другую, адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.
Личностные: Формировать устойчивый познавательный интерес, личностную значимость проблемы.
Условия: классный кабинет
Оборудование: Медиаресурсы, раздаточный материал(папки с различной информацией), альбомные листы (30х20), фломастеры, оценочные листы, 3-х литровая банка с водой, стакан, столовая ложка, пипетка.
Требования к учителю: Информационная культура . Знание основных терминов, проблем, путей их решения. Знание и владение ключевыми компетенциями, различными методами, приемами, технологиями : проблемно- диалогической, работы в группе, метод кластера, ИКТ. Соответствующий внешний вид, хорошее настроение.
Риски: Большой объем материала, использование различной доп. литературы.
Класс состоит из учеников с разной степенью подготовленности, дифференцирован по уровню восприятия большого объема материала, по умению преобразовывать информацию разной формы, по способностям.
Оборудование старое , может подвести, иногда свет отключают в дневное время.
Меры по избеганию рисков: Подготовка дополнительной литературы, рисунков, схем, таблиц, вырезок из газет, статистического материала.
Литература:
1 Учебник: Андреева Н.Д. « Общая биология 10-11 класс» М. Мнемозина. 2010г.
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по предмету.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Российский общеобразовательный портал. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 HY
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС
Предмет: Биология. Дата проведения: май 2012 Класс: 11
Тема: Основные экологические проблемы современности, пути их решения.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Комбинированный урок.
Цель: Сформировать представление об основных экологических проблемах современности, путях их решения, изучить основные виды экологических загрязнений.
Задачи:
Образовательные:
Выявить основные виды экологических загрязнений, экологические проблемы и пути их решения
Организовать деятельность учащихся по составлению кластеров.
Познакомить с терминами : « демпферность» , эвтрофикация» , « экологическое равновесие», « загрязнители»
Развивающие:
Развивать навыки работы с различными источниками информации. Выделять сходство и различие в источниках загрязнения разных природных сред.
Развивать практические умения и навыки при выполнении кластеров;
Анализировать информацию, полученную из таблиц папки .
Воспитательные:
1.Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к обучению.
2.Продолжать воспитание экологической культуры и мышления, чувства ответственности за свое поведение в природе..
3.Продолжать воспитание толерантного поведения при работе в группе.
Планируемые результаты:
Предметные: Усвоение понятий «демпферность», «эвтрификация»,«загрязнители», освоение умение классифицировать виды загрязнений. Знание основных экологических проблем современности, путей их решения
Метапредметные: Управление своей деятельностью на уроке, совместные с учителем и одноклассниками действия учащихся, навыки сотрудничества: совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя.
Развивать навыки работы с различными источниками информации, умения их преобразовывать информацию из одной формы в другую, адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.
Личностные: Формировать устойчивый познавательный интерес, личностную значимость проблемы.
Оборудование: Медиаресурсы, раздаточный материал(папки с различной информацией), альбомные листы (30х20), фломастеры, оценочные листы, 3-х литровая банка с водой, стакан, столовая ложка, пипетка.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Дидактические задачи
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Формируемые УУД
Организа-
ционный
Проверка подготовленности к учебному занятию
Приветствие обучающихся, настрой на занятие. Разбивает класс на группы, выбирает экспертов. Раздает раздаточный дидакт-й материал, инструктирует учащихся
Приветствие учителя, настраиваются на изучение биологии. Эксперт записывает Ф
·.И. членов группы
Включение в ритм работы, готовность к уроку.
2. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности.
Подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач, смотивировать на изучение новой темы.
Задает вопрос классу: «У человечества было 40 тысяч лет для разбега и осталось 40 лет для торможения над пропастью.». О какой пропасти идет речь?
Прочтите статью « Черная хроника» из папки
Какая из катастроф больше вас потрясла?
Учитель предлагает сформулировать тему урока и поставить задачи, отслеживает ответы, корректирует их.
Предлагают ответы.
Предлагают ответы.
Предлагают варианты, записывают тему урока, ставят задачи:
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, с тем, что еще не изучено; планирование своей деятельности.
Оценка и выделение проблемы
Познавательные: выдвижение предположения, Коммуникативные: обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных решений.
Личностные: проявляет устойчивый интерес к поиску решения проблемы.
3. Актуализация знаний.
Дать определение понятию «Экологическое равновесие»,.
Задание всем группам: Воспользуйтесь материалом папки « Экологический балансир» и ответьте, что значит «Экологическое равновесие», сформулируйте определение. Благополучие и равновесие нижних этажей – условие равновесия верхних. Что произошло с появлением человека?
Просматривают справочные материалы, текст учебника, выводят определение как состояние устойчивого взаимодействия между элементами живой и неживой среды. Представитель от группы выступает с ответом. Записывают определение в тетради
(С появлением и деятельностью человека связано нарушение экологического равновесия в природе.
Человек стремится взять от природы больше, чем природа может дать человеку)
Познавательные: выдвижение гипотез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, самостоятельный поиск информации
Коммуникативные: умение выступать с речью, аргументировать свое высказывание.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Дать определение понятия «Загрязнители» .
Предлагает учащимся записать в тетрадях определение. , составить кластер «Виды загрязнителей», используя учебник и таблицу из папки. При возникновении затруднений контролирует процесс.
Записывают определение.Составляют кластер на листах, обсуждают результаты в группе, работают с учебником, справочными таблицами. Выступают с результатом работы. Составляют общий кластер в тетради и на доске - каждая группа свою часть
Познавательные: преобразование табличной и текстовой информации в кластер
5. Осмысление.
Выделить основные экологические проблемы человечества. Пути их решения.
Дополнение
Проблема дефицита воды
Какие экологические проблемы вы можете выделить на современном этапе развития человечества? ( Работа по параграфам 66,67)
Дает задание группам:
1 группа.- выделить основные экологические проблемы атмосферы
2 группа – проблемы гидросферы
3 группа- проблемы загрязнения почв
4 группа –пути решения проблем. Составить кластер.
Если взять всю воду планеты за 3-х литровую банку, то 0,5 стакана -это пресная вода, 1 ст. л. – доступная вода. 1 капля- чистая вода.
Отвечают на (Загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы сокращение биоразнообразия планеты, демографические проблемы.)
Составляют кластеры на альбомных листах, выступают с результатом. Делают выводы , записывают в тетради основные проблемы и пути их решения. Определение понятий демпферность и эвтрификация
Регулятивные: планирование деятельности, постановка цели работы, мобилизация сил, осознание и оценка того, что уже известно, с тем, что подлежит, преодоление трудностей.
Познавательные: установление причинно-следственных связей .
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске новой информации.
6. Первичное закрепление
Отработка и закрепление знаний по теме.
Вам даны 4 гипотезы развития человечества. Соотнести названия гипотез: « Золотой век», «Ад на Земле», «Относительный порядок» , «Зыбкое равновесие» с их характеристикой и представить в виде кластера их особенности..
Работа в группах.
Регулятивные: предвосхищение результата уровня усвоения.
Познавательные: синтез как составление целого из частей, выведение следствий построение логической цепочки рассуждений.
Коммуникативные: контроль, оценка действий партнера., умение отстаивать мысли, .владение монологической и диалогической речью
7. Информация о домашнем задании
Проверка степени освоения материала, самостоятельная работа ученика.
Выучить виды загрязнителей , проблемы и пути решения проблем по параграфам 66, 67.
Подготовить информацию, презентации -1 группа по демографической проблеме, 2- по охране животных, 3 группа – по охране растений ,4 группа – по охраняемым территориям.
Записывают дом. задание.
Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция, ,оценка.
Познавательные: моделирование,, построение логической цепочки рассуждений.
Личностные: проявление собственной идентичности.
8. Рефлексия.
Проверка позиции, личностного отношения
Вопрос: Как вы думаете какое название можно дать современному экологическому состоянию на планете? Какие вы можете предложить меры на уровне нашего города к решению экологических проблем?
Приготовить к сдаче экспертами листков самооценки для выставления оценок.
Предлагают ответы
Познавательные: осознание значения экологически безопасного поведения каждого для решения проблем.
Личностные: осознание своей значимости в этом мире.
15