Методическая разработка бинарного урока по дисциплинам Биология и Обществознаниена тему Происхождение человека
Министерство образования Саратовской области
ГАПОУ Саратовской области
«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Бинарного урока по дисциплинам «Обществознание», «Биология»
на тему «Происхождение человека».
Подготовили: Лабодина С.В
Курсакова С.Н
Балашов 2016г.
Аннотация
На методическую разработку бинарного урока, на тему: «Происхождение рачеловека».
Дисциплины: Обществознание, Биология
Авторы: Лабодина С.В, Курсакова С. Н
Учебное заведение: ГАПОУ СО «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»
Объём работы - 44 листа
Содержание
Работа посвящена разработке методики проведения бинарного урока по дисциплинам «Обществознание», «Биология». Внедрение новых ФГОС в систему профессионального образования требует применения активных форм учебного общения. Здесь на помощь преподавателям общественных и естественно-математических дисциплин приходят нетрадиционные формы урока. При этом нельзя забывать, что обучение как процесс должно носить развивающий характер, обогащать студентов знаниями и способами интеллектуальной деятельности, формировать у них познавательные интересы и способности. Центральный вопрос данного урока «Происхождение человека» является проблемным, актуальным, требующим обществоведческих, исторических и биологических знаний, т.к проблема происхождение человека интересует современное общество.
Разрешение данного вопроса невозможно без осмысления большого объема информации по теме, работы с документами, картой, историческими справками, биологическими схемами и кластерами. Таким образом, на уроке студенты участвуют в дискуссии, учатся анализировать полученную разным способом информацию, самостоятельно анализируют факты тем самым формируют свое компетентное мнение по заданной проблеме.
Значимость этого урока заключается в том, что его форма и используемый материал создают наилучшие условия для овладения студентами знаниями, умениями и навыками по данной теме.
В представленном уроке преподавателями используются элементы таких педагогических технологий, как: технология критического мышления, технология коллективной мыслительной деятельности, технология эвристического обучения, кейс - технология, технология развивающего обучения, игры, технология проблемного обучения.
Методическая разработка содержит описание методики проведения бинарного урока.
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей обществоведческих и естественно- математических дисциплин с целью внедрения ее в учебный процесс
Оглавление стр1. Предисловие5
2. Основная часть6
3. Заключение40
4.Литература41
5.Приложение42
1. Предисловие
Происхождение человека – один из интереснейших и сложнейших вопросов, который волнует человечество. В настоящее время на нашей планете обитает несколько миллионов видов живых организмов, каждый из которых по-своему уникален. Какое место среди этого многообразия занимает вид Homo sapiens (человек разумный) и кто его предки? Где, когда и как возник род человеческий? Как он расселился по Земле? Во все века человечество пыталось найти ответы на эти и другие подобные им вопросы. Интерес к ответам на эти вопросы не потерял актуальность и в наши дни.
Тема «Происхождение человека» играет значительную роль в формировании научного, материалистического мировоззрения обучающихся, в развитии их мышления. Поэтому подготовка к ней требует исключительно большой самообразовательной работы, как преподавателя, так и студента с различными источниками информации, особо тщательного отбора и планирования материала. При подготовке к данному уроку студенты работали с дополнительной литературой, интернет- источниками, которые требовали бы не воспроизведения, а осмысления под новым углом зрения материала, изученного на уроках истории и биологии.
Мы постарались на уроке использовать различные формы и методы, чтобы в увеличить познавательный интерес обучающихся.
.Тема позволяет установить связь с курсами истории и обществознания, географии и биологии содержит обширный материал для формирования единой научной картины мира.
2. Основная часть
Учебно-методическая карта занятия:
Учебные дисциплины: «Биология», «Обществознание»
Тема занятия: Происхождение человека
Вид занятия: бинарный урок
Тип занятия: урок открытия нового знания.
Планируемые образовательные результаты:
личностных:
Л-1- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Л-2- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
Л-3- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;Л-4- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, эффективно разрешать конфликты;
Л-5- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Л-6- осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
Л-7- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
метапредметных:
М-1- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
М-2- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
М-3- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
М-4- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
М-5- умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
М-6- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей4М-7- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
предметных:
П-1-сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
П-2- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
П-3- владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
П-4- сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
П-5- сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
П-6- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
Цели занятия:
Дидактическая:
объяснить причины происхождения разумного человека, выделить основные этапы его развития;
познакомить обучающихся с ранними и современными гипотезами происхождения человека на земле;
выделить морфологические признаки рас и причины их формирования;
Воспитательная:
привлечь обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности;
стимулировать развитие интереса и стремление обучающихся к глубокому изучению социально-общественных проблем;
воспитание в студентах расовой толерантности.
Развивающая:
развить умение выделять главное, делать выводы и обобщения, пользоваться дополнительной литературой и интернет-ресурсами;
формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;
формировать навыки самообразования;
формировать навыки самоконтроля;
формировать собственное отношение к проблемам, связанным с проявлениями расизма и социал-дарвинизма в современном мире.
Методическая: показать методику проведения бинарного урока.
Междисциплинарные связи:
обеспечивающие: история, география, литература.
обеспечиваемые: основы философии, экологические основы природопользования, социальная психология, правовые основы профессиональной деятельности.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
А. Наглядные пособия:
газета «Происхождение человека»
схема «Зародышевое сходство у позвоночных»
таблица «Положение человека в системе животного мира»
Б. Раздаточный материал:
рабочие тетради
сигнальные карты
В. Технические средства обеспечения
компьютер,
мультимедийное оборудование,
интерактивная доска;
презентация «Происхождение человека»
фрагмент видеофильма «Прогулки с пещерным человеком»;
социальный видеоролик;
видеофильм «Атавизмы и рудименты»;
видеоролик «Эволюция человека»
Основные источники:
1. Бахмутова Л. С. Методика преподавания обществознания: учебное пособие для студентов пед. высш. заведений: в 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.
2. Дугин А. Г. Обществоведение для граждан Новой России, М., Евразийское Движение, 2011 – 784с.
3. Касьянов В.В. Обществознание: Учебное пособие для ссузов/ В.В. Касьянов. – Изд. 3 – е. – Ростов, 2009. (Гриф Минобразования и науки РФ)
4. Обществознание: 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ под ред. А.Ю. Лабезникова. – М.: ООО «Изд – во АСТ», 2012. – 398 с.
5. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. и др. Общая биология. 10кл. – М.: Дрофа-2014
6. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. и др... Общая биология. 11кл. – М.: Дрофа-2014
7. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.
Дополнительные источники:
1. Дугин А. Г. Обществоведение для граждан Новой России, М., Евразийское Движение, 2011 – 784с.
2. Бородин П.М., Высоцкая Л.В. и др. Биология. В 2-х частях. – М.:Просвещение-2012
Содержание и ход занятия
Номер этапа,
время Этапы занятия, дидактические единицы, формы,
методы и приемы обучения, средства обеспечения занятия Образовательные результаты, формируемые на соответствующем этапе занятия
1
2 мин. Организационный момент:
Приветствие преподавателя, мотивация учебной деятельности
Предварительная организация группы: проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных. Создание спокойной, деловой обстановки. Проверка готовности студентов к изучению материала
Инициирование обучающихся к формулированию темы и целей занятия
Эпиграф к уроку:
Приход наш и уход загадочны – их цели
Все мудрецы Земли осмыслить не сумели.
Где круга этого начала, где конец,
Откуда мы пришли, куда уйдем отсель
Омар Хайям
Преподаватель обобщает ответы студентов в ходе беседы.
Приемы: беседа, подводящая к теме урока. Л. 4, 5, 6,7,9,11,12 М.1,2,3,4,5,6,7 П.1-5.
2
10 мин. 2. Актуализация знаний (формы, методы и приемы, перечень вопросов, заданий, задач т.д.) методы: рассказ, фронтальная беседа, объяснительно- иллюстративный, приемы: привлечение занимательных фактов для стимулирования процессов обучения2.1 Мотивация (постановка задач, целей, формы контроля, показатели и критерии оценки)
2.1.1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей обучающихся в предмет изучения предстоящей темы. Просмотр фрагмента видеофильма «Прогулки с пещерным человеком». Беседа по сюжету фильма. Формулирование темы урока. Заполнение графы №1 таблица №1.
Знаю Хочу знать Узнал
Студенты записывают в первой графе все, что им известно о происхождение человека и расах.
2.1.2 Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы. Заполнение графы №2 таблица №1
Знаю Хочу знать Узнал
2.1.3.Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящейдеятельности по изучению данной темы. После того, как основная учебная задача сформулирована, понята и принята обучающимися, намечается и обсуждается план предстоящей работы. Это создает у студентов ясную перспективу работы. Преподаватель сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы, что из этого у обучающихся имеется, а что требуется пополнить.
Методы: беседа
Формы организации: групповаяСредства: презентация
2.2 Повторение изученного материала для новой темы.
Приемы: Беседа
Формы организации: индивидуальнаяПреподаватель: Проблеме происхождения человека посвящено много прозаических и стихотворных произведений. Внимательно прослушайте стихотворение, проанализируйте его и скажите какое отношение оно имеет к теме нашего урока? Л. 4, 5, 6,7,9,11,12 М.1,2,3,4,5,6,7 П.1-5.
Л. 4, 5, 6,7,9,11,12 М.1,2,3,4,5,6,7 П.1-5.
3
3мин
3. Промежуточная рефлексия:
3.1 Самооценка собственной деятельности обучающихся.
Формы организации: индивидуальная.
Средства: Беседа по вопросам.
1. Какие теории происхождения человека вам известны?
2. Какой из них вы отдаете предпочтение?
3.Как называют первых людей, в чём видны их отличия от животного мира?
4. Кто доказал на большом фактическом материале происхождение человека от обезьян? (Ч.Дарвин)
5. Что стало решающим шагом для перехода от обезьяны к человеку?
3.2 Выявление затруднений и их фиксирование
Преподаватель: Я вам предлагаю в форме фронтального опроса обсудить основные вопросы урока и определить способы действий, которые вызвали у вас затруднения.
- Кто ответил «верно» на все 5 вопросов? На 4? на 3?(посчитать поднятые руки).
-Кто не смог ответить на вопросы? (посчитать поднятые руки).
-Как вы считаете, в чем причина, что вы не смогли дать ответ? (Не достаточно хорошо изучена теория)
Л. 4, 5, 6,7,9,11,12 М.1,2,3,4,5,6,7 П.1-5.
4
50 мин 4. Открытие «нового знания» (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения занятия по каждому пункту плана)
Преподаватель биологии объявляет тему и план занятия.
План темы:
1. Развитие представлений о происхождении человека.
Форма организации: Индивидуальная.
Методы обучения: Лекция с элементами эвристической беседы, рассказ преподавателя, собеседование, познавательно проблемное изложение материала, выполнение тренировочных и графических упражнений, ролевая игра.
Приемы обучения: Объяснительно- иллюстративный
Средства обучения: Схемы, таблицы, электронные образовательные ресурсы фрагмент видеофильма).2. Возникновение рас.
Форма организации: Индивидуальная
Методы обучения: Лекция с элементами эвристической беседы, объяснение преподавателя, рассказ, воспроизводящее систематизирующее собеседование, познавательно проблемное изложение, выполнение тренировочных и графических упражнений.
Приемы обучения: Объяснительно- иллюстративный
Средства обучения: Электронные образовательные ресурсы, схемы, таблицы, фрагмент видеофильма, рабочая тетрадь.
3. Проблема расизма в современном обществе.
Форма организации: Индивидуальная
Методы обучения: Лекция с элементами эвристической беседы, объяснение преподавателя, рассказ, диалогическое проблемное изложение, воспроизводящая беседа, дискуссия, выполнение тренировочных и графических упражнений.
Приемы обучения: Объяснительно- иллюстративный письменно-графическим приемам
Средства обучения: Опорные конспекты, схемы, таблицы, видеоролик сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.) слайды, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.).Вопросы дискуссии:
1. Как вы относитесь к превосходству одной расы над другой?
2. Могут ли быть членами единого государства представители разных рас?
3. Как вы считаете должна ли быть Россия страной многонациональной, или нет?
4. Как вы относитесь к тому, что в нашем городе и техникуме проживают и обучаются люди других национальностей?
Изучение нового материала, применяемая методика: лекция с элементами беседы, эвристическая беседа, объяснение преподавателя, рассказ, сообщения студентов, разрешение проблемных ситуаций. Л. 4, 5, 6,7,9,11,12 М.1,2,3,4,5,6,7 П.1-5.
5
5 мин. 5. Первичное закрепление новых знаний (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения)
Методы и приемы: тестирование, самопроверка.
Формы организации: индивидуальная.
Средства: рабочая тетрадь
Впишите выбранные вами буквы из вариантов в соответствующую колонку
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
РА С ЫЧ Е Л О В Е К А
Л. 4, 5, 6,7,9,11,12 М.1,2,3,4,5,6,7 П.1-5.
6
4 мин.
6. Применение новых знаний и способов действий (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения).
Приемы: Заполнение кластера
Методы: Самопроверка, тестирование
Формы организации: Индивидуальная, фронтальная
Средства: Сигнальные карты, рабочие тетради
Перечень и содержание заданий: заполнение кластера
2)Выполнение тестовых заданий:
1 .Группы людей с общими биологическими, но с разными морфологическими признаками называется расами. (Да.)
2. Основной причиной формирования рас стало географическая изоляция.(Да.)
3. Расовые признаки человека возникли искусственным путем. (Нет)
4 .Человеческие расы относятся к разным биологическим видам. (Нет.)
5 Одним из доказательств принадлежности человеческих рас к одному виду является рождение детей от родителей разных рас.(Да)
6 . Расизм- это наука о расах, их возникновении и развитии. (Нет) Л. 4, 5, 6,7,9,11,12 М.1,2,3,4,5,6,7 П.1-5.
7
9 мин 7. Включение новых знаний в систему знаний (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения).
Форма организации: индивидуальная
Методы: частично-поисковыйСредства: рабочая тетрадь
Мини сочинение на тему: «Человек – это высшая ступень эволюции или всего лишь высокоразвитое животное?» Л. 4, 5, 6,7,9,11,12 М.1,2,3,4,5,6,7 П.1-5.
8
3 мин. 8. Итоговая рефлексия:
А теперь 1 заполните 3 графу в таблице №1
Знаю Хочу знать Узнал
(Студенты зачитывают, что они узнали нового по данной проблеме)
Самооценка собственной деятельности обучающихсяОбучающиеся дают самооценку своей работе, ответив на вопросы:1. Какую задачу ставили?
2. Удалось решить поставленную задачу?
3. Каким способом?
4. Какие результаты получили? Л. 4, 5, 6,7,9,11,12 М.1,2,3,4,5,6,7 П.1-5.
9
2 мин. 9. Задание на дом:
1. Ответить на вопрос: Жили ли предки человека на территории Саратовской области?
2. Написать эссе «Моя точка зрения происхождения человека». Л. 4, 5, 6,7,9,11,12 М.1,2,3,4,5,6,7 П.1-5.
10
2 мин 10. Заключительная часть занятия: Подведение итога урока.
Выставление оценок и их комментирование, достижение целей урока;
- оценка качества работы на уроке студентов
- лучшие студенты сегодняшнего урока;
- ошибки и затруднения в работе, способы их устранения. Подписи преподавателей: ______________/ С.Н.Курсакова /
_______________/С.В. Лабодина/
Ход занятия.
1. Организационный момент:
1.1 Приветствие преподавателя, мотивация учебной деятельности
(Предварительная организация группы: проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных. Создание спокойной, деловой обстановки. Проверка готовности обучающихся к изучению материала)Звучит «Вальс дождя» Я.Никитина
- Сегодня на уроке мы с вами будем изучать очень интересный материал, опираясь на знания двух дисциплин «Биология» и «История».
1.2 Инициирование обучающихся к формулированию темы и целей занятия
Приемы: беседа, подводящая к теме урока.
Преподаватель обществознания:
Эпиграфом к нашему уроку будут слова Омар Хайям
-Внимательно прослушайте слова эпиграфа и постарайтесь сказать, в чем его смысл.
Приход наш и уход загадочны – их цели
Все мудрецы Земли осмыслить не сумели.
Где круга этого начала, где конец,
Откуда мы пришли, куда уйдем отсель.
(Прослушивание ответов студентов. Обобщение преподавателя обществознания. (Да, действительно, здесь идет речь о том, как философы, историки, мудрецы объясняют появление первых людей на земле.)
Преподаватель обществознания:
- На протяжении истории различные мифологии, религии, философские школы пытались ответить на вопрос о происхождении жизни на Земле... История возникновения жизни сложна и противоречива, много в ней «белых пятен» и неразрешенных вопросов. Нет предела человеческому разуму, и мир может стать в ближайшие годы или десятилетия свидетелем новых замечательных открытий”. Сегодня вместе с Вами мы проникнем в тайны зарождения жизни на Земле. А вместе с тем постараемся понять ценность и значимость человеческой жизни, нашей с Вами жизни.
На сегодняшнем уроке мы будем спорить, предполагать, опровергать, выдвигать предположения по данной проблеме, а практические задания будете выполнять в рабочих тетрадях, которые лежат у вас на столах, а в конце занятия вы сдадите их на проверку.
2. Актуализация знаний (формы, методы и приемы, перечень вопросов, заданий, задач т.д.) методы: рассказ, фронтальная беседа, объяснительно- иллюстративный, приемы: привлечение занимательных фактов для стимулирования процессов обучения2.1 Мотивация (постановка задач, целей, формы контроля, показатели и критерии оценки)
2.1.1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей обучающихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы.
Преподаватель биологии:
А сейчас вашему вниманию мы предлагаем просмотреть фрагмента фильма «Прогулки с пещерным человеком».
А после просмотра мы проведем беседу по сюжету фильма, поэтому вы должны проявить максимум внимания при его просмотре.
Вопросы для студентов:
1. О чем данный фильм?
2.Как вы думаете, почему мы сейчас, вспоминаем факты происхождения человека на Земле?
3.Почему данная проблема является очень актуальной в наши дни?
(После беседы студенты должны постараться сформулировать тему урока).
Преподаватель биологии: (Мы определили тему урока и теперь давайте выясним, что вам известно по данному вопросу, для этого выполните задание №1 в рабочей тетради, заполнив первую колонку)
Задание 1. Запишите в первой колонке все, что вам известно о происхождение человека и расах. Записи должны быть емкими (четко передающими смысл) и краткими.
2.1.2 Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы (раздела) программы.В настоящее время существует много точек зрения на происхождение человека.
Преподаватель биологии: Верно ли, что человек возник в ходе эволюции?
Ответ студента: Да действительно это так.
Вопрос преподавателя: Но если происхождение у нас у всех одинаковое, почему мы все такие разные?
Ответ студента: Мы относимся к разным расам.
Вопрос преподавателя биологии: И проблему происхождения рас мы тоже затронем сегодня на уроке
Вопрос преподавателя: Сегодня мы должны изучить теории происхождения человека и формирование человеческих рас. Какие задачи для достижения данной цели вы можете поставить перед собой?
Ответ студента:
1. Доказать, что человек произошел от животных.
2. Раскрыть значимость теории Дарвина.
3. Познакомиться с этапами эволюции человека.
3. Доказать единство рас.
4. Узнать о проблеме расизма в современном обществе.
2.1.3. Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящейдеятельности по изучению данной темы. После того, как основная учебная задача сформулирована, понята и принята обучающимися, намечается и обсуждается план предстоящей работы. Это создает у студентов ясную перспективу работы. Преподаватель сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы, что из этого у обучающихся имеется, а что требуется пополнить.
Преподаватель биологии: Мы выяснили, что вам известно о происхождении человека. А сейчас узнаем, что вы ждете от сегодняшнего урока, какие вопросы вы хотели бы для себя раскрыть. Чтобы выяснить это продолжим работу в рабочей тетради с заданием №1, заполнив вторую графу «Хочу знать» по данному вопросу.
(Студенты заполняют в рабочей тетради таблицу №1 (колонку 2)Проверка выполненного задания.
Мы весь урок будем с вами рассуждать, высказывать свое мнение, анализировать, сравнивать, мыслить, работать с презентацией, участвовать в инсценировании, разрешать проблемные ситуации, выполнять практические задания. И все это для того, чтобы вы знали основные этапы развития человека, морфологические признаки рас, чтобы вы умели формировать собственное отношение к проблемам связанным с проявлением расизма. После завершения работы все получат оценки, как за работу на уроке, так и за выполнения практических заданий.
Полученная вами информация будет вам полезна для всеобщего развития и при изучении следующих дисциплин: «Основы философии», «Экологические основы природопользования», «Социальная психология», «История».
2.2 Повторение изученного материала для новой темы.
Приемы: Беседа
Формы организации: индивидуальнаяПреподаватель обществознания: Проблеме происхождения человека посвящено много прозаических и стихотворных произведений. Внимательно прослушайте стихотворение, проанализируйте его и скажите какое отношение оно имеет к теме нашего урока?
Чтение стихотворения студентом:
Человек, как звезда рождается
Средь неясной туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная!
Прослушивание ответов студентов:
Преподаватель обществознания: Обобщает ответы студентов (Совершенно верно в стихотворении говорится о рождении жизни на земле, о рождении человека, так как именно человек и делает нашу планету светлее, а эти факты и будут рассматриваться сегодня на уроке)
3. Промежуточная рефлексия:
3.1 Самооценка собственной деятельности обучающихся.
Формы организации: индивидуальная.
Средства: Беседа по вопросам.
1. Какие теории происхождения человека вам известны?
2. Какой из них вы отдаете предпочтение?
3.Как называют первых людей, в чём видны их отличия от животного мира?
4. Кто доказал на большом фактическом материале происхождение человека от обезьян? (Ч.Дарвин)
5. Назовите признаки животных у зародыша человека. (Жаберные щели, сердце в виде пульсирующей трубки, клоака, развит хвост, большой палец ноги короче других пальцев и расположен под углом, как у обезьяны, мозг состоит из пяти отделов – мозговых пузырей и напоминает мозг рыбы).
6. Что стало решающим шагом для перехода от обезьяны к человеку?
3.2 Выявление затруднений и их фиксирование
Преподаватель обществознания: Я вам предлагаю в форме фронтального опроса обсудить основные вопросы урока и определить способы действий, которые вызвали у вас затруднения.
- Кто ответил «верно» на все 5 вопросов? На 4? на 3?(посчитать поднятые руки).
-Кто не смог ответить на вопросы? (посчитать поднятые руки).
-Как вы считаете, в чем причина, что вы не смогли дать ответ? (Не достаточно хорошо изучена теория).
4. Открытие «нового знания» (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения занятия по каждому пункту плана)
Преподаватель биологии объявляет тему и план занятия.
План темы:
1. Развитие представлений о происхождении человека.
Форма организации: Групповая
Методы обучения: Лекция с элементами эвристической беседы, объяснение преподавателя, рассказ.
Приемы обучения: Объяснительно- иллюстративный
Средства обучения: Схемы, таблицы, видеофильм
2. Возникновение рас.
Форма организации: Групповая
Методы обучения: Лекция с элементами эвристической беседы, объяснение преподавателя, рассказ, дискуссия.
Приемы обучения: Объяснительно- иллюстративный
Средства обучения: Электронные образовательные ресурсы, схемы, таблицы, видеофильм.
3. Проблема расизма в современном обществе.
Форма организации: Групповая
Методы обучения: Лекция с элементами эвристической беседы, объяснение преподавателя, рассказ, диалог.
Приемы обучения: Объяснительно- иллюстративный
Средства обучения: Опорные конспекты, схемы, таблицы, видеоролик.
Изучение нового материала, применяемая методика: лекция с элементами беседы, эвристическая беседа, объяснение преподавателя, рассказ, сообщения студентов, разрешение проблемных ситуаций.
Выступление преподавателя обществознания по первому вопросу:
1.Развитие представлений о происхождении человека
Вопрос о происхождении человека - очень интересный и одновременно весьма сложный; можно сказать, что это глобальная проблема человечества. Споры о происхождении человека не прекращаются на протяжении столетий. В науке существует несколько теорий о происхождении человека:
1. Дарвиновская» - эволюционная
2. Божественная
3. Инопланетная
Изучением этой проблемы занимается Антропология, её основоположниками в России были А.П.Богданов и Д.Н.Анучин. А вообще в современном цивилизованном обществе мысль о естественном происхождении человека широко распространилась чуть больше ста лет назад, после выхода в свет замечательной работы Ч.Дарвина “Происхождение человека и половой отбор”. Согласно данной теории человек произошел от обезьяны.
Преподаватель обществознания: Сейчас мы вашему вниманию предоставляем видеоролик, вы его внимательно просмотрите, и скажите в чем его смысл?
( Да, действительно на этом видеоролике показана эволюция Дарвина)
Преподаватель обществознания: Основные доказательства теории Дарвина.
1. Люди и обезьяны имеют очень сходное внешнее и внутреннее строение. Возможно, в далеком прошлом они имели общего предка.
2. Периодически на Земле рождаются люди с такими особенностями, которые встречаются только у животных, - например, хвостик на месте копчика; несколько сосков на груди в ряд, как у свиньи; лицо, полностью покрытое волосами; клыки, как у хищников.
Возможно, наши далекие предки имели хвосты, клыки, множество сосков, обильную шерсть. И сейчас, спустя тысячелетия, это странным образом проявляется у некоторых представителей человеческого племени
3. Антропологам удалось найти несколько останков обезьянолюдей получивших названия австралопитеков.
Судя по этим останкам, первобытные люди имели более примитивное строение тела, чем современные, - меньший объем черепа, низкий рост...
Наукой выделяются три этапа в эволюции человека:
Древнейшие люди (питекантроп, гейдельбергский человек);
Древние люди (неандертальцы);
Современные люди (кроманьонцы).
Характерные признаки древнейших людей.
Биологические Социальные
Рост 160 см Жили группами
Объем головного мозга 1100см3 Изготавливали примитивные каменные орудия труда
ПрямохождениеПоддерживали огонь
Абстрактное мышление Развитие речи 1. Древнейшиелюди. (Сообщениестудента№1)Питекантроп.
Питекантроп: останки были обнаружены сначала на о. Ява в 1891 г Е. Дюбуа. Питекантропы ходили на двух ногах, объем мозга 800-1400см, они пользовались примитивными орудиями труда в виде дубин и слегка обтесанных камней. Низкий лоб, мощные надбровные дуги, полусогнутое тело с обильным волосяным покровом - все это указывало на их недавнее (обезьянье) прошлое.
Древнейшие люди жили 2 млн. - 500 тыс. лет назад.
Гейдельбе́ргский челове́к (лат. Homo heidelbergensis) — ископаемый вид людей, европейская разновидность человека прямоходящего, обитавший в Европе: от Испании и Британии до Белоруссии 800—345 тыс. лет назад.Первая находка датируется 1907 годом, когда была обнаружена челюсть, похожая на обезьянью, но с зубами, похожими на огромные зубы человека. Возраст находки был определён в 400 тыс. лет. Гейдельбергские люди охотились с помощью деревянных копий даже на слонов, однако мясо ели сырым, поскольку следов огня на стоянках не обнаружено.
Обнаружение следов гейдельбергского человека на юге Италии позволило учёным сделать вывод, что он был прямоходящим, а его рост не превышал 1,5 м.
Древние люди Неандерталец.
Характерные признаки
Биологические Социальные
1. Рост 170 см 1Жили группами
2. Объём мозга 11200-1400см3 2. Изготавливали разнообразные орудия труда
3. Крепкое телосложение, обладали развитой мускулатурой 3. Добывали и поддерживали огонь
4. Надбровные валики выступали над глазами 4. Речь более совершенна
5. Подбородочный выступ развит не очень сильно Останки неандертальцев были обнаружены в Европе, Азии, Африке. Свое название они получили по месту первой находки в долине реки Неандерталь (Германия).
Неандертальцы жили в ледниковую эпоху 200 - 35 тыс. лет назад в пещерах, где постоянно поддерживали огонь, одевались в шкуры. Орудия труда неандертальцев много совершеннее и имеют некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия.
Современныелюди
Кроманьонцы (Сообщение студента № 2)
Возникновение людей современного физического типа произошло относительно недавно, около 50 тыс. лет назад. Их останки найдены в Европе, Азии, Африке и Австралии. Эти люди изготовляли орудия не только из камня, но и из рога и кости. На стенах своих пещер они оставили рисунки, изображающие людей, животных, сцены охоты. Кроманьонцы мастерили различные украшения. У них появилось первое домашнее животное — собака. Жили общинами по 20—100 человек и впервые в истории создали поселения, занимались земледелием.
Современный человек
Живет в настоящее время на всех материках
Характерные признаки
Биологические Социальные
1. Рост 160-190см 1. Сложные орудия труда
2. Объём мозга 1800см3 2. Высокие достижения в науке, технике, искусстве, образовании
3. Наличие разных рас Вывод: начиная с неандертальца постепенно замедляется биологическая и ускоряется социальная эволюция человека.
Божественнаятеория (религиозная): сотворение мира Богом, Всевышним Творцом.
Преподаватель обществознания:
- Ребята, что вы помните о библейской теории?
Ответ студента: Первая версия – библейская. Согласно ей, Бог сотворил Землю за 6 дней. Потом, он взял кусок земли и создал из него тело человека и вдунул в него разумную душу. Это был мужчина по имени Адам. Навёл на Адама крепкий сон, вынул из его груди ребро и создал женщину – Еву. В седьмой день Бог ничего не творил, заповедовав людям седьмой день в неделе посвящать Богу.
Преподаватель обществознания:
Направления религиозного учения:
Это исконно православное учение о происхождении живого и неживого мира посредством сверхъестественного акта творения. Человек с самого начала был создан в нынешнем виде. Никакой эволюции, никакого постепенного изменения внешности не было. Адам и Ева выглядели почти точно так же, как и мы, современные люди. Неандертальцы, питекантропы и кроманьонцы - это не промежуточные звенья на пути от обезьяны к современному человеку, а обычные малоразвитые люди, отклонения от нормы.
«Инопланетная» теория.
Преподаватель обществознания:
Примерно три миллиона лет назад где-то вблизи экватора спустился космический десант, доставивший на Землю первых посланцев.
Благодаря работам археологов мы знаем, что эти поселенцы имели небольшой - около полутора метров - рост и своеобразное строение черепа. Большие глазницы, как у многих животных, ведущих ночной образ жизни, и челюсти, приспособленные к пережевыванию как растительной, так и мясной пищи, широкое носовое отверстие, свидетельствующее о хорошо развитом периферическом отделе обонятельного центра,- вот главные антропологические особенности скелетных останков австралопитеков - наших истинных прародителей.
Преподаватель обществознания:
-Ребята как вы думаете, идет ли эволюция сегодня?
Эволюция продолжается постоянно. На протяжении последних сотен лет человек непрерывно менялся.
Средний рост японцев вырос за последние 100 лет как минимум на 15 см. В гвардию при Петре. Первом брали молодых людей с ростом не менее 170. Преподаватель обществознания: А теперь, чтобы понять, как вы усвоили, данный вопрос продолжаем работать в рабочих тетрадях, и выполняем задание № 2. Оно называется «Узнай кто это». Вам необходимо дать характеристику каждой стадии антропогенеза (опираясь на презентацию, объяснение преподавателя и дополнительный материал, указанный после заданий). На выполнение данной работы отводиться 4 минуты
(Проверка выполненного задания)
Преподаватель обществознания: Обобщает ответы студентов.
Преподаватель обществознания: Долгое время ученые не могли прийти к единому мнению по вопросу происхождения человека много спорили, дискутировали, меняли свои мнения.
Преподаватель обществознания: Долгое время ученые не могли прийти к единому мнению по вопросу происхождения человека много спорили, дискутировали, меняли свои мнения, очень много было не согласных с теорией происхождения человека от животных и поэтому в творческой форме мы с вами это рассмотрим эти противоречия
Чтение стихотворения студентом 1:
Говорят, что обезьяна
В человека превратилась.
Мне понятно, только странно,
Как же это получилось?
С ветки слезла –
Поумнела,
Шерсть исчезла –
Полысела.
Но один вопрос непрост:
Кто же ей отрезал хвост?
Чтение стихотворения студентом 2:
Пусть не гневаются марксисты,
У меня в сознании изъян.
Да простят меня дарвинисты:
Я не хочу происходить от обезьян!
Ведь если разобраться, обезьяны
Не знают сами, от кого произошли;
Их, может тоже, как и человека,
В капустных листьях утречком нашли.
А на днях в газете я прочла,
Как ученица умная одна
Вопросом каверзным о современных обезьянах
Наставницу «до ручки» довела.
И вспомнила я сразу, что когда-то
Вопрос тот меня тоже волновал.
Да каждому хотелось бы узнать,
Как труд из обезьян нас создавал.
Тогда б наверно каждый осознал,
Какая нам опасность всем грозит:
Ведь, если труд и вправду нас создал,-
Безделье в обезьяну превратит!
Пусть не гневаются марксисты,
У меня в сознании изъян.
Да простят меня дарвинисты:
Я не хочу происходить от обезьян!
Преподаватель обществознания: Теория Дарвина подвергалась сомнению и сейчас вашему вниманию предстоит посмотреть судебный процесс по делу Дарвина
Ролевая игра: «Суд над теорией Дарвина»
Действующие лица:
1. Ведущий
2. Судья
3. Дарвин.
4. Присяжные
5. Анатом
6. Физиолог
7. Генетик
8. Эмбриолог
Ведущий: 2016 год. г.Балашов БТМСХ. Идёт судебный процесс «Обезьяньим» его окрестила «Балашовская правда». Под таким названием он и вошёл в историю БТМСХ.
Судья: Известно ли вам, Ч. Дарвин, что сказано в Библии о происхождении человека?
Дарвин: Разумеется.
Судья: Вы не согласны с этим? Вы сомневаетесь в Библейской версии?
Дарвин: Но библейские сведения не подтверждаются наукой!
Судья: Тем хуже для науки!!!
Вслед за этими словами звучит приговор присяжных……
Судья: Признаём Ч.Дарвина в богохульстве и приговариваем его к денежному штрафу. Запрещаем рассказывать студентам об учении Дарвина!!!
Запрещаем преподавание эволюционного учения в техникуме механизации сельского хозяйства.
Ведущий: Жаркие споры о происхождении человека не утихают столетия, и попробуем всё-таки разобраться: откуда же появился человек на нашей планете? И поскольку эта проблема одновременно и философская, и религиозная, и научная, то предоставим слово анатомической науке.
Анатом: Уважаемые коллеги, ещё в античное время Аристотель признавал человека родственником животных. Карл Линней поместил его в отряд с приматов, а Ж. Б. Ламарк исходным предком человека назвал «четверорукое» высокоразвитое существо. Фактические доказательства происхождения человека от антропоидов привёл Ч. Дарвин.
Физиолог: А я хотел бы обратить ваше внимание, коллеги, на исключительно близкое сходство по физиологическим и биохимическим показателям у обезьян и человека. Например:
1. Солевой состав крови.
2. Те же, что и у человека 4 группы крови – О, А, В, АВ.
3. Одинаковые инфекционные болезни (грипп, оспа, холера, венерические).
Обезьяны являются незаменимыми экспериментальными животными для моделирования болезней и испытания лекарственных средств.
Ведущий: Весьма убедительные данные, на мой взгляд, представили нам анатомы и физиологи, а что скажут эмбриологи?
Эмбриолог: На группу эмбриологических доказательств ссылался ещё Ч. Дарвин. Он совершенно справедливо отмечал исключительно большое сходство зародышевого развития человека и позвоночных животных. На ранних стадиях развития зародыш человека почти не отличим от зародышей других позвоночных животных (Слайд «Зародышевое сходство у позвоночны »).
Ведущий: Родословная человека теряется в глубине веков. Примерно около 10 миллионов лет назад, считает нынешняя наука, наши предки спустились с деревьев на землю. Из эпохи в эпоху тянулась линия жизни. Ей сопутствовало немало превращений и превратностей: от существ, затерянных в глубине тысячелетий до Homo Sapiens. Заслушаем решение суда
Судья: Суд вынес «Соломоново» решение: изучать в техникуме теорию Дарвина наряду с библейской версией и оправдать подсудимого.
Ведущий: Завершая судебный процесс, позвольте сделать заключение. Поиск продолжается! Всё новые и новые факты поступают на вооружение учёных. Они убедительно свидетельствуют об успехах науки в одной из самых сложных областей исследования, такой как происхождение человека. И я уверен, недалёк тот день, когда будет снята завеса тайны над появлением Homo Sapiens на нашей планете.
Преподаватель биологии:
А сейчас мы, выясним с вами, какое место занимает человек в системе животного мира. По мере моего объяснения вы в рабочей тетради заполняете кластер «Систематическое положение человека в системе животного мира», это задание №3.
Изучением происхождения эволюции человека, занимается отрасль естествознания – антропология (от греческого антропос – человек). В эмбриональном развитии человека есть черты характерные для всех представителей типа Хордовые: хорда, нервная трубка, жаберные щели.
Развитие позвоночного столба, наличие двух пар конечности, местонахождение сердца на брюшной стороне тела определяют принадлежности человека к подтипу позвоночные. Четырехкамерное сердце, развитая кора головного мозга, теплокровность, волосы на поверхности тела, зубы трех видов (коренные, клыки, резцы) свидетельствуют о принадлежности человека к классу млекопитающих. Развитие плода в теле матери и питание через плаценту характерно для подкласса плацентарных.
Конечности хватательного типа, ногти на пальцах, пара сосков молочных сосков, замена молочных зубов на костяные в процессе онтогенеза, рождение одного детеныша, определяют положение человека в отряде приматы. Родство человека и животных подтверждается существованием рудиментов и атавизмов. Рудиментами принято называть органы или их части, что не функционируют в организме человека и, в принципе, являются лишними. Атавизмы – это возникающие у человека признаки, которые были свойственны его дальним предкам.
К примеру, такое явление как икота, человек унаследовал от амфибий.
Она была необходима для того, чтобы пропустить воду через жаберные щели.
А вот хватательный рефлекс, присутствующий у новорожденных, заимствован от обезьян – детёныши так ухватываются за шерсть матери.
Просмотр видеофильма «рудименты и атавизма».
Редукция хвостового отдела позвоночника, аппендикс, четыре основные группы крови (А, В, О, АВ) развитие мимической мускулатуры позволяет отнести человека к подотряду человекоподобные обезьяны
Семейство наиболее прогрессивных приматов, включающее людей и больших человекообразных обезьян относится к семейству люди (Гоминиды) - гоминиды (лат. Hominidae) ; роду- человек (Homo), виду - Человек разумный (Homo sapiens).
Преподаватель биологии: (Проверяет выполненное задание № 3 и обобщает ответы студентов).
Формирование человека неразрывно связано с формированием человеческого общества. Ребенок, полностью изолированный от других людей, не научится говорить. Человека становится человеком лишь тогда, когда он развивается и живет в обществе.
Вопрос №2. Человеческие расы.
Преподаватель биологии:
Человечество в настоящее время представлено одним видом Homo sapiens (HYPERLINK "http://sbio.info/dic/12620" \o "Человек"Человекразумный). Однако этот вид неоднороден. Он состоит из трех больших и множества мелких переходных рас — биологических групп, отличающихся мелкими морфологическими признаками. К таким признакам относятся: тип и цвет волос, цвет кожи,глаз, форма носа, губ, лица и головы, пропорции тела и конечностей.
Расы появились в результате расселения и географической изоляции предков современных людей в разных природно-климатических условиях. Расовые признаки наследственны, Они возникли в далеком прошлом под непосредственным влиянием среды и носили адаптивный характер. .Внутри Homo Sapiens выделяют три большие расы:
Европеоидную
Монголоидную
Негроидную
Преподаватель биологии: Сегодня к нам на урок прибыли гости с разных стран нашей Земли. Перед вами представители трех рас: негроидной - Копытин Андрей (Нигерия), монголоидной – Теликабель Илья (Монголия), европеоидной – Ивина Ольга (Россия) Об особенностях каждой расы нам расскажут наши гости. В центр кабинета входят представители негроидной расы, европеоидной расы, монголоидной расы и характеризуют особенности своих рас.
Представитель негроидной расы: Современные ученные полагают, что первый человек негроидной расы возник примерно в 40 веке до н.э. на территории современного Египта. Основной регион расселения представителей негроидной расы – Южная Африка. За последние столетия люди негроидной расы значительно расселись в Вест – Индии, Бразилии, Франции и США. Представители этой расы отличаются темной богатой на меланин кожей (коричневой либо черной), стройной фигурой, длинными ногами, вьющимися волосами темного цвета, широкими губами и носом, темными глазами. Негроидная раса – одна из трех больших рас.
Негроидная раса делится на африканскую и океаническую (папуасы, австралийцы, веды, меланезийцы). В первом случае у людей практически отсутствует растительность на лице. Во втором случае – борода и усы растут обильно. Сегодня многие представители негроидной расы представляют значительную часть населения Америки. Они являются потомками негров, населивших эти места после открытия континентов. Негроидная раса распространилась по всем континентам. В результате у европейцев появились кудрявые волосы, очень пухлые губы и широкие носы. Темная кожа жителей Африканского континента богата на содержание меланина (чем она темнее, тем больше в ней данного вещества) он защищает человеческий организм от ультрафиолета, излучаемого солнечными лучами. И поэтому негры, не болеют раком кожи.
Представитель монголоидной расы:
Монголоидная раса входит в число самых крупных мировых рас. Характерными признаками этой расы являются: смуглый цвет кожи, узкий разрез глаз, маленький рост, тонкие губы, жесткие прямые волосы.
Представители монголоидной расы преимущественно заселяют территорию Азии, Индонезию, острова Океании. В последнее время количество людей этой расы начинает возрастать во всех странах мира, что вызвано усилением волны миграции.
К монголоидной расе относится коренное население Центральной и Восточной Азии, Индонезии, Сибири.
Представитель европеоидной расы:
Европеоидная или евразийская раса – наиболее крупная по численности раса мира. Характерным признаком внешности человека, принадлежащего к европеоидной расе, являются овальное лицо, прямые или волнистые мягкие волосы, широкий разрез глаз, средняя толщина губ.
Цвет глаз, волос и кожи варьируется в зависимости от региона населения, однако всегда имеет светлые оттенки. Представители европеоидной расы равномерно населяют всю планету.
К европеоидной расе относится коренное население Европы, Южной Азии и Северной Африки
Преподаватель биологии: Вопросу происхождения рас отведено много место в научной литературе. Данная тема является основной в ряде литературных произведений. Очень интересное стихотворение написал,
Р. Рождественский прослушайте его и попробуйте дать ответ на вопрос что такое раса?
Чтение стихотворения студентом:
Для всех угнетенных,Трудом обожженных,Разница в цвете кожи – не в счет.В людях – черных, белых, желтых –Красная кровь течет.
Преподаватель биологии: (Обобщает ответы студентов и говорит определение)
Ребята! Скажите, какие ассоциации у вас вызывает слово раса? ( Прослушивание ответов студентов)
Раса – это совокупность людей, обладающих генетическими и физиологическими особенностями, происхождение которой связано с определенным ареалом.
Теперь, когда мы знаем отличительные особенности каждой расы, подумайте над вопросом: Какие причины привели к возникновению внутри вида Homo sapiens разных человеческих рас?
Выполните задание № 4 в рабочей тетради. Внимательно рассмотрите портреты людей, принадлежащих к различным расам и выявите, морфологические признаки каждой расы.
Таблица: «Особенности человеческих рас».
Характерные особенности Негроидная раса Европеоидная раса Монголоидная раса
Цвет кожи Цвет и форма волос Форма носа Разрез глаз Первоначальный ареал обитания (Проверяет выполненное задание, обобщает ответы студентов)
Преподаватель биологии:
Мы рассмотрели происхождение и особенности человеческих рас.
Процесс возникновения и становления человеческих рас называется расогенезом. Рассматривая проблему расогенеза, необходимо остановиться на расизме. Первоначально некоторые ученые путали уровень социального развития с биологическими особенностями и пытались среди современных народов найти переходные формы, связывающие человека с животными. Эти ошибки использовали расисты, которые стали говорить о якобы существующей неполноценности одних рас и народов и превосходстве других, чтобы оправдать беспощадную эксплуатацию и прямое уничтожение многих народов в результате колонизации, захвате чужих земель и развязывание войн. Давайте рассмотрим проблему расизма в современном мире.
Вопрос №3. Проблема расизма в современном обществе.
Преподаватель обществознания: Ребята! Просмотрите видеоролик и выделите его главную мысль, какой здесь подтекст?
(Ответ студента, да действительно в данном видеоролике показано превосходство одной расы над другой)
Мы с вами живем в очень непростое время. С одной стороны, на пороге 21 века исчезло рабство, конституция практически любой страны запрещает дискриминацию по расовым признакам. В США даже слово негр считается оскорбительным и применяется выражение американец африканского происхождения. С другой стороны у нас в России мы можем слышать анекдоты, то про один народ, то про другой. Постоянно ищут хорошие и плохие нации. Часто даже в печати поднимается вопрос: “Какая нация мешает благоденствию России?”
Понимание того, что все люди разных рас равны, складывалось в обществе очень медленно. Лишь только 10 декабря 1948 г. ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой провозглашеныправа и свободычеловека. В Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения…
В настоящее время очень остро стоит проблема превосходства одной расы над другой. Что такое расизм?
Это антинаучное учение о расах, основой которого является утверждение физической и психологической неполноценности низших и превосходства высших рас. Расизм зародился еще в рабовладельческом строе, но основные его положения были сформулированы в Х I Х веке. В них ученые пытались обосновать преимущества одних рас перед другими, выделяли «высшие» и «низшие» расы. Причем, «высшими» расами пытались представить как европеоидную расу, так и монголоидная. Среди представителей различных рас есть выдающиеся ученые, актеры, путешественники, преподаватели, люди искусства. Но, тем не менее, человек, независимо от расовой принадлежности является индивидом.
Расизм утверждает биологическую неравноценность различных рас с целью оправдания расовой дискриминации политики угнетения и порабощения одного народа другим. Расоведение – наука о расах доказавшая несостоятельность расизма.
Преподаватель обществознания: Чтобы понять сущность расизма, проведем диспут «за» и «против» расизма разделимся на две группы. (Все у кого красные карты «за», у кого зеленые «против»)
Преподаватель обществознания: Приведите доказательства за и против расизма.
(Студенты участвуют в дискуссии. При этом критикуют расовые теории, выявляют причины их отстаивания реакционными учеными (оправдание господства одной расой над другой, национальных, колониальных войн).
Итог: убедиться в несостоятельности расизма.
Преподаватель обществознание: Все расы одинаковы по генетическим, биохимическим, физиологическим признакам; они имеют неограниченные возможности скрещивания, от смешанных браков рождается плодовитое потомство; это указывает на то, что все расы - биологически равноценны и относятся к одному виду - Ното sapiens): признаки каждой расы наследуются, однако они не являются неизменными. Умственные способности, сообразительность, одаренность присущи людям разных рас. Для современного этапа эволюции человека (последние 30-40 тыс. лет) характерно снижение роли биологических факторов и усиление роли социальных факторов, что создает благоприятные возможности для раскрытия индивидуальных возможностей каждой личности.
Преподаватель обществознания: Следующим заданием № 5 в рабочей тетради будет разрешение проблемной ситуации, все ли расы - биологически равноценны и относятся к - Ното sapiens и запишите своё мнение, почему верно утверждение, что и двухметровый чернокожий баскетболист, и миниатюрная вьетнамка, и краснокожий индеец принадлежат к одному виду?
Преподаватель биологии: Подводя итоги, хочется сказать, что расизм является антигуманной, противоправной формой выражения своего господства над другим человеком. Это может быть и обидное слово … и смерть ни в чем неповинного человека. Давайте же задумайся, каковы последствия расизма? Если мыслить более расширенно, то это и массовые драки на улицах, формирование отдельных банд, сект, партий. В конечном же счете, это все может привести к национальным конфликтам и к мировой войне, вследствие которой пострадает каждый человек! Так задумаемся, надо ли нам это? Выводы из урока очевидны: надо воспитывать в себе национальную толерантность, нравственные качества, осуждать тех, кто позволяет себе унизить, нанести вред другому, к какой бы расе и национальности он не относился
5. Первичное закрепление новых знаний (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения)
Методы и приемы: тестирование, самопроверка
Формы организации: индивидуальная.
Средства: рабочая тетрадь
Задание №6. Впишите выбранные вами буквы из вариантов в соответствующую колонку
Вопросы теста:
Тест.
1.Антропогенез - это процесс
А) индивидуального развития особи
Г) исторического развития органического мира
Т) размножения и развития клетки
Р) эволюции человека
2. Случаи возврата к признакам предков:
А) атавизмы
В) рудименты
О) идиоадаптации
Ч) ароморфозы
3. Движущими силами антропогенеза являлись:
А) естественный отбор;
Б) наследственная изменчивость;
В) общественный образ жизни;
С) верны все ответы.
4. Человек разумный относится к подотряду ...
Ы) человекоподобных.Б) обезьяноподобных.В) приматов.
5. К древним людям относится:
З) кроманьонец;
Д) австралопитек;
Ж) питекантроп;
Ч) неандерталец.
6. К первым современным людям относят:
А) неандертальца;
Е) кроманьонца;
Л) питекантропа;
Т) рамапитека.
7. К древнейшим людям относится:
А) неандерталец;
О) кроманьонец;
Л) питекантроп;
Г) австралопитек.
8. Основной предпосылкой антропогенеза было ...
А) прямохождение.Б) сознание и речевое общение.О) трудовая деятельность.
9. К социальным факторам антропогенеза относится:
А) естественный отбор.В) борьба за существование.Б) устройство постоянных жилищ
10. Развитию руки как органа и продукта труда способствовало:
А) прямохождение;
Д) строение руки;
В) мышление;
Е) все эти факторы.
11. Первыми овладели членораздельной речью:
В) неандертальцы;
К) кроманьонцы;
Д) синантропы;
И) человек умелый.
12. Наука, изучающая происхождение человека ...
А) антропология.Б) генетика.В) цитология.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
РА С ЫЧ Е Л О В Е К А
6. Применение новых знаний и способов действий (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения).
Приемы: Заполнение кластера.
Методы: Групповая
Формы организации: Парное взаимодействие.
Средства: Сигнальные карты
Задание №7. Заполните кластер, опираясь на полученные знания.
1 .Группы людей с общими биологическими, но с разными морфологическими признаками называется расами. (Да.)
2. Основной причиной формирования рас стало географическая изоляция.
(Да.)
3. Расовые признаки человека возникли искусственным путем. (Нет)
4 .Человеческие расы относятся к разным биологическим видам. (Нет.)
5 Одним из доказательств принадлежности человеческих рас к одному виду является рождение детей от родителей разных рас.(Да)
6 . Расизм- это наука о расах, их возникновении и развитии. (Нет)
7 .Социальная организация человека подчиняется законам природы. (Нет)
7. Включение новых знаний в систему знаний (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения).
Форма организации: индивидуальная
Методы: дискуссия.
Средства: Таблица для заполнения в рабочей тетради.
Форма организации: индивидуальная
Методы: разрешение проблемной ситуации.
Средства: Рабочая тетрадь, презентация.
Задание № 5.
8. Итоговая рефлексия:
А теперь перейдем к заданию № 1 заполните 3 колонку.
(Студенты зачитывают, что они узнали нового по данной проблеме)
Самооценка собственной деятельности обучающихсяОбучающиеся дают самооценку своей работе, ответив на вопросы:1. Какую задачу ставили?
2. Удалось решить поставленную задачу?
3. Каким способом?
4. Какие результаты получили?
Формы: индивидуальная.
Соотношение цели учебной деятельности с результатами, фиксация степени их соответствия, намечаются дальнейшие цели деятельности, озвучивание результатов работы на уроке (оценок).
9. Задание на дом:
1. Ответить на вопрос: Жили ли предки человека на территории Саратовской области?
2. Написать эссе «Моя точка зрения происхождения человека».
10. Заключительная часть занятия: Подведение итога урока.
Сдайте на проверку рабочие тетради. Результаты вашей работы мы объявим на следующим уроке истории.
Выставление оценок и их комментирование, достижение целей урока;
- оценка качества работы каждого работающего на уроке студента;
- лучшие студенты сегодняшнего урока;
- ошибки в работе обучающихся.
3. Заключение
Мир, в котором мы сейчас живём, наполнен противоречиями. Они возникают по воле самого человека. С развитием общества человек теряет опыт жизни предыдущих поколений, не делая для себя разумных выводов. В своём развитии начинает понимать не верно избранный путь жизни, приходит к разочарованию, совершает массу ошибок в стремлении стать лучше. Большинство считает себя всесторонне развитыми в потоке обрушивающейся на него ежедневной информации. В результате теряет самое ценное: способность жить в единстве с Природой. В жёстком ритме современной цивилизации находятся люди, понимающие, что избранный путь развития общества ведёт в тупик, и стремятся найти ответ предназначения человека в своём прошлом.
Материал данной методической разработки очень актуален на сегодняшний день, так как современному поколению интересно узнать историю возникновения жизни на земле. Практика работы показала, что интерес обучающихся повышается при использовании активных методов обучения. При изучении вопросов происхождения человека у студентов продолжаются формироваться знания об эволюции органического мира, о его путях и направлениях, о виде и видообразовании.
4.Литература
Основные источники:
1. Бахмутова Л. С. Методика преподавания обществознания: учебное пособие для студентов пед. высш. заведений: в 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.
2. Дугин А. Г. Обществоведение для граждан Новой России, М., Евразийское Движение, 2011 – 784с.
3. Касьянов В.В. Обществознание: Учебное пособие для ссузов/ В.В. Касьянов. – Изд. 3 – е. – Ростов, 2009. (Гриф Минобразования и науки РФ)
4. Обществознание: 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ под ред. А.Ю. Лабезникова. – М.: ООО «Изд – во АСТ», 2012. – 398 с.
5. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. и др. Общая биология. 10кл. – М.: Дрофа-2014
6. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. и др... Общая биология. 11кл. – М.: Дрофа-2014
7. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.
Дополнительные источники:
1. Дугин А. Г. Обществоведение для граждан Новой России, М., Евразийское Движение, 2011 – 784с.
2. Бородин П.М., Высоцкая Л.В. и др. Биология. В 2-х частях. – М.:Просвещение-2012
5.Приложение
Приложение № 1
Питекантроп.
Питекантроп: останки были обнаружены сначала на о. Ява в 1891 г Е. Дюбуа. Питекантропы ходили на двух ногах, объем мозга 800-1400см, они пользовались примитивными орудиями труда в виде дубин и слегка обтесанных камней. Низкий лоб, мощные надбровные дуги, полусогнутое тело с обильным волосяным покровом - все это указывало на их недавнее (обезьянье) прошлое.
Древнейшие люди жили 2 млн. - 500 тыс. лет назад.
Гейдельбе́ргский челове́к (лат. Homo heidelbergensis) — ископаемый вид людей, европейская разновидность человека прямоходящего, обитавший в Европе: от Испании и Британии до Белоруссии 800—345 тыс. лет назад.Первая находка датируется 1907 годом, когда была обнаружена челюсть, похожая на обезьянью, но с зубами, похожими на огромные зубы человека. Возраст находки был определён в 400 тыс. лет. Гейдельбергские люди охотились с помощью деревянных копий даже на слонов, однако мясо ели сырым, поскольку следов огня на стоянках не обнаружено.
Обнаружение следов гейдельбергского человека на юге Италии позволило учёным сделать вывод, что он был прямоходящим, а его рост не превышал 1,5 м.
Приложение № 2
Кроманьонцы
Возникновение людей современного физического типа произошло относительно недавно, около 50 тыс. лет назад. Их останки найдены в Европе, Азии, Африке и Австралии. Эти люди изготовляли орудия не только из камня, но и из рога и кости. На стенах своих пещер они оставили рисунки, изображающие людей, животных, сцены охоты. Кроманьонцы мастерили различные украшения. У них появилось первое домашнее животное — собака. Жили общинами по 20—100 человек и впервые в истории создали поселения, занимались земледелием. Живет в настоящее время на всех материках