Сравнительный анализ виртуальных досок, применяемых в условиях дистанционного обучения.


Гурылева Евгения Владимировна, учитель русского языка и литературы; ГОУ «Центр образования» для детей — инвалидов Забайкальского края г.Читы
Сравнительный анализ виртуальных досок, применяемых в условиях дистанционного обучения.
Дистанционные и информационные технологии обучения для современного компетентного учителя уже перестали быть чем-то необычным. Современный урок немыслим без использования мультимедиа презентаций, интерактивных схем, флэш-роликов и т.д. Инновационные информационные технологии серьезное подспорье и для организации урочной и внеурочной деятельности по курсам дистанционного обучения.
В ходе дистанционного обучения нередко традиционных средств, таких как: тетрадь, учебник, - становится недостаточно. Хочется держать внимание детей максимально долго. Такой палочкой-выручалочкой нередко приходится интерактивная доска. Но в использовании ее есть свои подводные камни. В этой статье автор попытается выявить эти камни и помочь начинающим педагогам об них не споткнуться.
Итак, подобных досок не одна и даже не несколько, их достаточное множество. Выделим из этого множества три наиболее распространенных и используемых в дистанционном обучении: PiratePad, realtimeboard, google-docs.
PiratePad — это популярная разновидность опенсорсного онлайн-редактора Etherpad, предоставляющего возможность одновременной совместной работы с текстовыми документами. Данная технология является инновационной и активно применяется педагогами по дистанционному обучению. Опенсорсные редакторы позволяют работать с несколькими учащимися одновременно, в режиме реального времени. Онлайн документ созданный в среде PiratePad используется в качестве виртуальной доски.
Плюсы:
Редактор снабжен функциями сохранения изменений по временным промежуткам.
Присутствие того или иного пользователя обозначается в редакторе разными цветами.
Немаловажно наличие чата, который заменяет живое быстрое общение, мгновенный обмен информацией. Ученик может задать вопрос учителю, если имеет трудности в выполнении задания без предварительной регистрации.
Есть возможность увеличить шрифт, что удобно при работе со слабовидящими детьми;
По необходимости тестирования или проведения онлайн зачета, ссылка на документ высылается ученику в Skype или на E-mail, либо размещается на сайте образовательного учреждения, в электронном дневнике и т.д. Получив ссылку ученик, знакомится с сопроводительной инструкцией и приступает к работе.
Никто, кроме приглашенного ученика не сможет войти в данную доску, ее можно сделать индивидуальной.
Есть функции подчеркивания, зачеркивания.
Минусы:
Нельзя производить графические действия.
Невозможность работы с таблицами.
Ограничение в пространстве.
Вывод: довольно проста в обращении, но малофункциональна. Подходит для проверочных работ, тестирования. На уроках русского языка также можно использовать в качестве орфографического тренажера (орфографические разминки). Особенность редактора в отличие от других видов дистанционного обучения в возможности работать одновременно именно с текстом, исправлять неточности, задавать наводящие вопросы, в то же время оставляя учащегося наедине с самим собой, не вызывая страха перед «живым» опросом учителя.
RealTimeBoard — это виртуальная белая доска, которая доступна для всех участников проекта и готова для совместного использования. Для начала использования сервиса RealTimeBoard вам необходимо пройти процесс регистрации. Сразу после входа вы попадаете в свою панель управления, где можете видеть созданные и просмотренные вами доски, перечень учеников, которые находятся в онлайне, а также все последние изменения, сделанные с момента последнего вашего посещения.
Плюсы:
Здесь можно как загрузить свои файлы, так и воспользоваться имеющимися в галерее ресурсы. Очень важной является интеграция с сервисом GoogleDrive, что дает возможность добавлять и работать с материалами этого облачного хранилища.
Имеется возможность нанести пометки от руки, добавить стрелки, линии, прямоугольники, надписи, стикеры, комментарии и многое другое.
Каждый инструмент имеет настройки цвета, толщины линий, шрифта, так что вы сможете сделать вашу доску не только информативной, но и красивой.
Многофункциональна: можно использовать и на этапе объяснения новой темы, и для закрепления изученного материала и для тренировок, и для презентаций.
Могут входить несколько участников;
Безграничность пространства;
Можно сохранить свою рабочую область в виде изображения, сконвертировать в формат PDF или получить специальный html-код для встраивания в любой сайт или блог.
Минусы:
Ученик может войти и редактировать только при наличии электронной почты ( преподаватель приглашает в свою доску) в противном случае ученик может только просмотреть содержание.
Тормозит в некоторых Web - браузерах (например, Mozilla Firefox) без проблем работает только в Google Chrome.
Вывод: Многофункциональная доска, которую можно использовать на различных этапах обучения при условии, что у преподавателя и ученика браузер Google Chrom.
Googledocs.
Документы Google – комплекс инструментов, сконцентрированных в одной веб-ориентированной программе, предусматривающей текстовый и табличный редакторы, а так же сервис для создания презентаций. Кроме этого, сервис предусматривает услугу «облачного» хранения файлов, обмена файлами и одновременной работы с файлом неограниченного количества пользователей.
В дистанционном обучении чаще всего используется как индивидуальная тетрадь учащихся.
Плюсы:
Для работы с приложением не требуется установка его на компьютер, а так же свободное место на жестком диске, либо другом накопителе.
Созданные и измененные благодаря Google Docs файлы, автоматически сохраняются на специальном сервере Google.
В случае необходимости, их можно экспортировать в файл с соответствующим расширением и сохранить или передать.
Многоформатный сервис, так как поддерживает большинство форматов.
Пользователь имеет возможность пользоваться своими документами с любого компьютера, который имеет доступ в мировую информационную сеть.
Работает в различных Web-браузерах.
Безопасность содержимого обеспечивается за счет логина и пароля пользователя.
Удобный Текстовый редактор, разнообразие шрифтов.
Возможность переноса текста и файлов из других ресурсов.
Ученики и преподаватели могут одновременно редактировать один и тот же документ, таким образом Google Docs предоставляет возможность совместного использования рабочего пространства для преподавателей и учеников на уроке. Преподаватели могут исправлять текстовые документы , выделяя ошибки разным цветом в зависимости от типа ошибки. В этом случае Google Docs становиться онлайн электронной доской, та же структура и форма документа.
Минусы:
Нет возможности к графическим действиям ( схемы, выделение основ, частей слова, членов предложения) в виртуальной тетради, для подобных действий приходится переходить в приложение Рисунок.
Если преподаватель захочет предоставить доступ только одному ученику, ему нужно будет отправить приглашение на электронную почту именно от Google, в противном случае ( если у ученика e-mail принадлежит другому серверу) последний не сможет войти в документ, рисунок или форму.
Бесплатно сохраняется информация только до 1 Гб, сверх лимита оплачивается по определенному тарифу.
Вывод:
Google Docs – это по существу Microsoft Word, Excel, Power Point, но доступный бесплатно онлайн.
Указанный сервис предоставляет возможность использовать его для более удобного и быстрого общения учеников с преподавателем. Многие современные системы обучения предполагают выполнения классных и домашних работ в документах Google. Это предоставляет преподавателю возможность без использования съемных носителей, а так же выполнения работ в тетрадях, проверять порядок и качество работы учеников. Кроме этого, они имеют возможность общаться, обсуждая те или иные учебные темы,а так же просматривать работы друг-друга с целью обмена информацией и видением изложения материала. Для преподавателя очень важным является наблюдение динамики развития, как мышления, так и изложения мыслей ученика в документе, которые становятся понятными из анализа вариантов многократного редактирования документов.
Таким образом, применение интерактивных досок в процессе дистанционного обучения детей позволяет сделать этот процесс более увлекательным и наглядным. Умение привлечь и удержать внимание учащихся является обязательным для педагога. Достижение этого – в переключении внимания при малейших признаках усталости учащихся, снятии напряженности, умении не перегружать информацией и главное мотивировать детей к учебной деятельности. Поэтому педагог должен увлечь ребенка, заинтересовать его так, чтобы он работал не тратя время и силы попусту. Интерактивная доска с ее демонстрационно-наглядно-интерактивными возможностями – одно из средств поддержания и удержания интереса ученика.
Также успеху ученика в высшей степени способствует планомерное ведение записей и просмотр их в свободное от учебы время. Использование в учебе интерактивных досок обеспечивает успешное запоминание учащимся информации и ее воспроизведение следующими способами:
уроки запоминаются лучше благодаря вовлеченности учащихся в образовательный процесс. Вместо того, чтобы судорожно записывать услышанное, дети сосредотачиваются на предмете урока.
записанные на электронной интерактивной доске комментарии после урока могут быть распечатаны или отправлены по электронной почте. Таким образом у ученика появляются дидактические материалы, облегчающие процесс воспроизведения усвоенной на уроке информации.
Используемые источники:
http://s1bk.ucoz.ru/publ/pedsovety/uchebno_metodicheskaja_rabota/ehlektronnaja_interaktivnaja_doska_v_uchebnom_processe/10-1-0-23http://www.profi-forex.org/wiki/dokumenty-google-google-docs.htmlhttp://www.avatarlanguages.com/ru/teaching/googledocs.phphttp://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=295http://www.menobr.ru/materials/1224/40137/