Методическая разработка урока — конференции Физиологическое действие этанола на организм человека
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Урок - конференция по химии
Физиологическое действие этанола
на организм человека
Урок разработала
преподаватель
Медынская Е. И.
2016 г.
Пьянство - есть упражнение в безумии Пифагор
Цель: сформировать представления о физиологическом действии спиртов на организм человека.
Задачи:
1. Расширить и углубить знания о спиртах на примере этанола.
2. Исследовать физиологическое действие этанола на организм человека.
3. Рассмотреть отрицательную роль алкоголя на жизнь и деятельность человека .4. Способствовать популяризации здорового образа жизни.
Тип урока: обобщение темы по разделу «Спирты».
Форма урока: урок-конференция.
Оснащение: презентация, чашки Петри с пророщенной пшеницей, куриное яйцо, этиловый спирт, фотографии внутренних органов, пословицы и поговорки, химическая посуда.
Ход урока
Преподаватель. Ребята, мы заканчиваем изучение раздела «Спирты». Мы изучили строение, классификацию, физические, химические свойства, применение, способы получения. Осталась последняя тема «Физиологическое действие этанола на организм человека».
Цель: сформировать представления о физиологическом действии спиртов на организм человека.
Задачи:
1. Расширить и углубить знания о спиртах на примере этанола.
2. Исследовать физиологическое действие этанола на организм человека.
3. Рассмотреть отрицательную роль алкоголя на жизнь и деятельность человека .
4. Способствовать популяризации здорового образа жизни.
Урок пройдет в необычной форме – в форме конференции. У вас на партах лежат конспекты, мы будим к ним обращаться по ходу урока. А сейчас слово предоставляется ведущему.
Ведущий: Цель нашей конференции «Физиологическое влияние алкоголя на организм человека» рассказать о вреде алкоголя, (вбегает) Иванушка.
Иванушка. Ой, что мне теперь делать? Ой, несчастный я! Ой, бедный я! (плачет)
Ведущий. Что случилось Иванушка? Почему ты так расстроился?
Иванушка. Как же мне не расстраиваться, вы ведь знаете, ребята, из сказок, что я богатырь, сильный, надежный, и находчивый (плачет) ... был! Пропал я, пропал! (рыдания)
Ведущий. Ну почему пропал?
Иванушка. Потому что стал я выпивать и пристрастился. Сначала интересно было: пил пиво в компании веселых ребят, потом вино, а теперь вот и водку. А теперь (вздыхает тяжело) чахну, сохну одни ребра остались, и жить мне всего ничего.
Ведущий. Почему ты так решил?
Иванушка. Так я же из больницы иду после обследования. У меня есть снимки моих органов. Вот посмотрите, ребята, какая у меня сейчас печень (показывает рисунок) А такая была раньше здоровая (показывает рисунок). Пусть будет проклят тот день, когда я впервые выпил немного пива. Ведь началось все именно с него.
Ведущий. Как? Ты разве не знал, что алкоголь оказывает вредное воздействие на организм. Алкоголь нарушает функции печени.
Иванушка. Пусть будет проклят тот день, когда я впервые взял в руки стопку и погубил себя. О горе, мне несчастному!
Ведущий. Да, алкоголь приносит очень много горя и страданий. Сколько людей погибает от алкоголизма. Болезнь легче предупредить, чем лечить. К нам на конференцию любезно согласились прийти химики, историки, экспериментаторы, социолог, которые расскажут нам о пагубном воздействии алкоголя на организм человека. А ты Иванушка посиди, послушай, попробуем вместе помочь твоей беде.
Социолог. Готовясь к конференции, мы провели анкетирование обучающих нашего техникума. Его цель - выявить отношение наших обучающихся к употреблению алкогольных напитков. (Анализ анкетирования) Многие обучающиеся плохо знакомы с последствиями употребления спиртных напитков и не связывают пьянство с потерями в производстве, бюджете семьи, в воспитании детей.
В формировании алкогольной зависимости решающую роль играют следующие факторы:
1. Социальные факторы (Культурный и материальный уровень жизни, стрессы, информационные перегрузки, урбанизация).
2. Биологические. (Наследственная предрасположенность. До 30 % детей, чьи родители злоупотребляли алкоголем, могут стать потенциальными алкоголиками).3. Психологические. (Психоэмоциональные особенности личность, способность к социальной адаптации и противостоянию стрессам). У россиян низкая способность к социальной адаптации при переходе от одного строя к другому. А в селе, по моему мнению, широкое распространение алкоголизма связано с отсутствием рабочих мест и не способностью адаптироваться в новых условиях.
Ведущий. С мнением предков о данной проблеме нас познакомит историк.
1 историк. В дохристианскую эпоху на Руси употребляли алкоголь на языческих пиршествах (народные и княжеские пиры, игрища, тризны). В то время основным сырьем для производства алкоголя был мед, и поэтому традиционные хмельные напитки были слабоградусными: медовуха, пиво, брага, а с X века - и виноградное вино. Их прием сопровождался, как правило, обильной трапезой, что в совокупности сводило к минимуму ущерб здоровью от употребления алкоголя. Православие играло важную сдерживающую роль в отношении злоупотребления алкоголем, строго регламентировало его потребление.
2 историк. С 1386 г. в Россию стали завозить водку, затем ее научились изготовлять. Так сложилось, что со временем водка стала главным алкогольным напитком на Руси. Выдающийся русский врач В. Бехтерев писал об этом явлении: «Русский народ имел несчастную привилегию потреблять сорокоградусную водку ... сплошь и рядом у нас практикуется питье водки без закусывания и даже на голодный желудок. А в этом случае алкоголь действует много более вредно». Именно поэтому в России, которая занимала одно из последних мест в мире по потреблению алкоголя, количество смертей от опоя было много выше, чем в западных странах. Последний русский царь Николай II даже вынужден был объявить в 1914 г. «сухой закон».
1 историк. Общество поддержало правителя. По статистическим данным, 46% мужчин, 90% женщин и 95% юношей до революции были абсолютными трезвенниками, то есть даже не «пригубляли». В истории сохранился факт «кабацких бунтов», которые прошли по России в конце 50-х годов XIX столетия. Крестьяне громили питейные заведения, тем самым, показывая свое отношения к пьянству. А потребление алкоголя на душу населения составляло около четырех литров в год. Это были одни из самых низких показателей в мире.
2 историк. «Сухой закон» просуществовал до 1925 г. А затем производство алкоголя стало расти в геометрической прогрессии. С 1940 по 1980 гг. население России возросло на 35%, а производство и потребление алкоголя - на 770%. Сегодня на каждого россиянина приходится 24 литра винно-водочных изделий. Алкоголизация населения - приобретение прошлого XX столетия.
1 историк. Но еще в 1975 г. Всемирная ассамблея здравоохранения вынесла решение «считать алкоголь наркотиком», подрывающим здоровье. А на проблему пьянства перестали вообще обращать внимание. Хотя с алкоголизмом справиться намного сложнее.
2 историк. В советские времена существовала такая форма принудительного лечения, как лечебно-трудовые профилактории. Все это было разрушено под обломками демократических перестроек. Несомненно, надо было что-то менять в деятельности ЛТП, но ни в коем случае не разрушать. Вспомните, существовали вытрезвители, доски позора, пьянство получало общественное осуждение. В 70-е годы пьяный на улице - редкое явление, сейчас - привычное.
1 историк. Сегодня в обществе существует два взгляда на борьбу с алкоголизмом: движение трезвенническое, которое проповедует полный отказ от спиртного, у основания которого стояли такие выдающиеся личности, как Федор Достоевский, Лев Толстой, академик Бехтерев; и теория «культурного пития». Приверженцев последней теории много больше. Но именно это ее тотальное распространение в последние годы и привело к катастрофической ситуации в стране с пьянством.
2 историк. Корни страшного явления нашего времени - социального сиротства - уходят в пьянство родителей. Но и их дети, выросшие в совершенно иных условиях, в детских домах и приютах, практически на 90% повторяют судьбу отцов и матерей. Катастрофически растет и количество умственно отсталых детей. Увеличивается количество специализированных школ и интернатов.
1 историк. Страна переживает алкогольный коллапс. И мы молчим. Более того, в фильмах, литературе, рекламе насильственно насаждается образ России пьющей. Меняется душа народа, его менталитет. Теперь цель жизни - получать удовольствие. И не надо объявления войны. Народ сам погибнет в разврате и водке.
Ведущий. А сейчас химики расскажут нам о строении, свойствах и методах получения этанола.
1 химик. Спиртами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксильных групп, соединенных с углеводородным радикалом. Общая формула одноатомных спиртов: R – ОН.
Спирт - представляет собой бесцветную жидкость со специфическим запахом, неограниченно растворимую в воде.
2 химик. Молекулы спирта, как и вода, образуют между собой водородные связи
R R R
H O:- H+ O:- H+ O:
Это объясняет, почему даже низшие спирты - жидкости с относительно высокой температурой кипения (T кип. метанола +64,5 С).
Образование водородных связей с молекулами воды способствует растворимости гидроксисоединений в воде.
H R H
HO: HO: HO:
Способность растворяться в воде уменьшается с увеличением углеводородного радикала. Спирты смешиваются с водой в любых соотношениях.
Эти связи возникают и между молекулами воды в водных растворах спиртов.
При этом образуются гидраты. Кстати, диссертацией Д. И. Менделеева было как раз изучение гидратов в водном растворе этанола.
1 химик. Получение этанола. Самый известный способ получения этанола – это спиртовое брожение. Оно возможно только при использовании органических продуктов, которые содержат большое количество углеводов, например винограда, яблок, ягод. Еще один важный компонент, чтобы брожение протекало активно – это наличие дрожжей, ферментов и бактерий.
С6Н1206 -> 2СО2↑ + 2С2Н5ОН
В результате брожения получается раствор, который содержит не более 16% этанола. Более высокую концентрацию получить не удается. Это объясняется тем, что в более насыщенных растворах дрожжи как микроорганизмы, выжить не способны. Таким образом, полученный этанол необходимо подвергнуть процессам очистки и концентрирования. Обычно используют процессы дистилляции.
2 химик. Применение этанола обширно. Сырье в производстве уксусного альдегида. Может быть антидетонационной добавкой, может и сам служить заменителем бензина в автомобильных двигателях. Например, в Бразилии в настоящее время он используется в двигателях 3 млн. автомобилей. В отличие от нефти С2Н5ОН является возобновляемым продуктом (в Бразилии его получают из растительного сырья - ведь это тропики с их огромной урожайностью), и с экономической точки зрения замена бензина на спирт весьма желательна, несмотря на меньшую, чем у бензина теплотворную способность, этанол служит горючим в гоночных мотоциклах, так как образует воспламеняющиеся смеси с воздухом в значительно большем интервале концентраций, чем бензин, что имеет значение на форсированных режимах работы двигателя. А также:
- производство ацетальдегида, уксусной кислоты, бутадиена, простых и сложных эфиров;
- растворитель для красителей, лекарственных и парфюмерных средств;
- производство ликеро-водочных изделий;
- дезинфицирующее средство в медицине.
Ведущий. Вопрос из зала.
Обучающийся. Я знаю, что алкоголь применяется в кулинарии, не вредит ли это здоровью?
Ведущий. На этот вопрос нам ответит шеф-повар Анастасия Лупилина.
Повар. В поварском и кондитерском деле алкоголь применяется в крайне незначительных дозах (повторяю, в крайне незначительных дозах) — от нескольких капель до 1 ст. ложки. Но эта концентрация оказывает влияние на создание хорошей консистенции и вкуса отдельных блюд и не наносит вред здоровью, так как в результате кулинарной обработки разрушается.
Этанол является основой всех спиртных напитков, в первую очередь водки, джина, рома, коньяка, виски, пива. В небольших количествах спирт обнаруживается и в напитках, которые получают путем брожения, например в кефире, кумысе, квасе. Но к алкоголю их не причисляют, так как концентрация спирта в них очень мала. Так, содержание в свежем кефире этанола не превышает 0,12%. Но если он отстоится, то концентрация может повыситься до 1%. В квасе этилового спирта чуть более (до 1,2%). Больше всего алкоголя содержится в кумысе, его концентрация - от 1 до 4,5%.
Этиловый спирт - хороший растворитель для ароматизаторов. Кроме того, он может использоваться в качестве консерванта для хлебобулочных изделий. Он зарегистрирован как пищевая добавка Е 1510. Широко используется алкоголь и в кондитерских изделиях.
Улучшает консистенцию мяса, делает его значительно мягче (нежнее), ускоряет процесс приготовления (от 10-15 минут до получаса!).
Алкоголь применяется и при обработке птицы — ее лучше всего опаливать на спиртовке или, сбрызнув спиртом, поджечь. Это дает чистый, приятный вкус последующему изделию.
Применяется прием фламбирования: уже поданное на стол блюдо
обливают коньяком или ароматизированным спиртом и поджигают. Этанол имеет энергетическую ценность 7,1 ккал/гр.
Ведущий. О пагубном влиянии этанола на органы человека расскажут врачи.
Ведущий. В студии вопрос.
Обучающийся. Как алкоголь влияет на мозг?
Врач 1. Мозг. Что происходит с организмом, когда алкоголь попадает в организм человека? Алкоголь вызывает образование тромбов в крови. Эти тромбы не могут пройти по микрокапиллярам, как результат они просто их закупоривают. Капилляры начинают раздуваться и в результате просто лопаются.
Очень часто можно услышать, что 100 грамм водки нисколько не навредят, а скорее даже напротив, принесут некую пользу. Однако даже такого количества водки достаточно, чтоб несколько тысяч клеток мозга погибли безвозвратно. Можно представить, сколько клеток мозга погибает при каждом застолье, примерно десятки тысяч. На следующий день после застолья с алкогольными напитками, мёртвые клетки мозга просто выводятся с мочой. (Видеосюжет).
Ведущий. В студии вопрос.
Обучающийся. Как алкоголь влияет на сердце?
Врач 2. Сердце. На этом вредное воздействие алкоголя не заканчивается, проникая вместе с кровью в сердце, оно продолжает своё разрушительное воздействие и там. Клетки сердца начинают разрушаться, в итоге появляются микрорубцы. Сердечная мышца становится менее эластичная, не успевая проталкивать кровь, она начинает просто захлёбываться ею. Сердце пьющего человека всегда увеличено, так как покрывается жировой тканью. Тромбы, образующиеся в артериях и капиллярах, не дают возможности пройти кислороду и питательным веществам к части сердечной мышцы. В результате этого процесса ткани сердца начинают отмирать, это и называется - инфаркт. (Видеосюжет).
Ведущий. В студии вопрос.
Обучающийся. Как алкоголь влияет на печень?
Врач 1. Печень. Самый первый удар от приёма алкоголя принимает на себя печень. Не зависимо от дозы алкоголя, для печени этот удар разрушителен. Что же происходит с печенью? В печени клетки отмирают, место отмерших клеток занимает жир и соединительная ткань. В результате воздействия алкоголя происходит жировое перерождение печени, так называемый - гепатоз. После чего может развиться цирроз, далее - рак. (Видеосюжет).
Врач 2. Поджелудочная железа. Вместе с кровью алкоголь попадает в поджелудочную железу, в результате происходит спазм протоков. Начинается накапливание ферментов железы, эти ферменты начинают переваривать саму железу изнутри. Это приводит к тому, что железа опухает, развивается воспаление, далее уже - гниение. Все эти процессы способствуют развитию таких мучительных и смертельных заболеваний как панкреатит и панкреонекроз. (Видеосюжет).
Врач 1. Пищевод. Под воздействием алкоголя происходит варикозное расширение вен пищевода. Со временем вены деформируются и становятся слабыми. В какой- то момент они могут просто лопнуть. Что приведёт к внутреннему, причём сильному кровотечению. Далее кровь стремительно накапливается в желудке, развивается геморрагический шок. В этой ситуации для спасения человека требуются немедленные реанимационные мероприятия. (Видеосюжет).
Врач 2. Пищеварительный тракт. От алкоголя сильно страдает защитный слой оболочки желудочно-кишечного тракта. Микрофлора желудочно-кишечного тракта погибает и нарушается кровообращение. В результате на слизистой кишечника появляются многочисленные эрозии. Далее эти эрозии перерождаются в язвы, а уже язвы в злокачественные опухоли. (Видеосюжет).
Врач 1. Кишечный тракт. После того как алкоголь попал в желудок, начинается активная выработка ферментов. Спирт, соединяясь с ферментами, начинают разрушать слизистую желудка и его стенки. В итоге переваривать желудок начинает сам себя. Так как процесс переваривания пищи переходит в процесс гниения, это вызывает развития таких заболеваний как: гастрит, язва, рак желудка. (Видеосюжет).
Врач 2. Кровь. Клетки крови эритроциты, под влиянием алкоголя очень быстро слипаются, образуя так называемые комочки. С током крови они начинают разноситься по организму и закупоривают мелкие капилляры. Происходит обезвоживание организма. От негативного воздействия продуктов распада алкоголя, страдают все без исключения органы и системы организма. Человек сам запускает процесс деградации и быстрого старения организма. Иначе такое состояние ещё называют - похмельем. (Видеосюжет).
Врач 1. Желудок. Попадая в желудок, алкоголь активно стимулирует выработку ферментов, которые разрушают слизистую оболочку желудка. Последствие - гастрит, язва, рак желудка. (Видеосюжет).
Ведущий. В студии вопрос.
Обучающийся. Как алкоголь влияет на репродуктивную функцию?
Врач 2. Репродуктивная функция.
Влияние алкоголя на зачатие очень велико. При слиянии яйцеклетки и сперматозоида, насыщенных алкоголем, происходит накопление дегенеративных качеств. Это отрицательно сказывается на развивающемся эмбрионе. Следствием «пьяного зачатия» могут стать серьезные проблемы со здоровьем у будущего ребенка. Если зачатие произошло в состоянии алкогольного опьянения женщины и мужчины, и эмбрион оказался жизнеспособным, то будущий малыш имеет высокий риск родиться с отклонениями в здоровье. Алкоголь влияет на процесс деления клеток эмбриона, на формирование и последующее развитие органов и их систем будущего ребенка. Женщина и мужчина не задумываются о последствиях «пьяного зачатия» до тех пор, пока не родится ребенок с пороками в развитии. (Видеосюжет).
Врач 1. И помните!
В организме человека нет такого органа, на который бы не действовал алкоголь. Алкоголь действует на все органы и ткани.
Не существует безопасной дозы алкоголя. Даже малая доза может принести большой вред.
Ведущий. На нашей конференции присутствуют экспериментаторы, которые своими опытами докажут пагубное физиологическое воздействие этанола на живые организмы.
1 экспериментатор. Сейчас я расскажу об опыте, который провел. В двух стаканах с мокрой ватой на дне поместил зерна пшеницы. В первый стакан накапал 20 капель водки. Во втором стакане зерна проросли, а в первом - нет. Я сделал вывод, что алкоголь является ядом для каждой живой клетки, а также сообщаю о смертельной дозе алкоголя для человека? 7 г. на 1 кг веса. Это означает, что прием 500 г. чистого спирта умертвляет человека, весящего 70 кг. Это алкоголь, который содержится в 4 л 12-градусного напитка или в 1 л 40-градусной водки.
2 экспериментатор. Влияние алкоголя на мозг. Человеческий организм - это белковая форма жизни. Ткани, кровь, кости, головной мозг – это все белок. Белок яйца идентичен человеческому белку.
Этиловый спирт, он же этанол, входит в состав всех алкогольных изделий: пиво, вино, водка, не имеет значение. Только там он находится в разбавленном виде, ароматизированном, подкрашенном, подслащенном, газированном виде. Здесь спирт в чистом виде этиловый спирт.
Сейчас в белок яйца, как аналог человеческого мозга, мы добавим этиловый спирт, как аналог любого алкогольного изделия. Посмотрим реакцию.
Не важно, какого вы выпили алкоголя и в каком виде, реакция в головном мозге будет протекать аналогично.
Много выпили алкоголя – много клеток головного мозга погибнет, мало выпили – мало погибнет, но погибнут в любом случае.
Мозг трезвого человека и мозг умеренно выпивающего алкоголь выглядит так! Пить или не пить, губить свой мозг или не губить – решать Вам.
Ведущий. В нашей студии звонок из отдела новостей. Видеоролик «Трагический случай употребления суррогатного алкоголя в Красноярске»
Ведущий. В нашей студии присутствует сотрудник полиции, который расскажет о законодательных актах, которые регулируют производство, оборот алкоголя.
Полицейский. 1. Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" запрещает:
распитие спиртных напитков в общественных местах; появление в нетрезвом виде в общественных местах, иначе влечет за собой наложение штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
2. Закон Курской области «Об административных правонарушениях в Курской области» запрещает:
изготовление, хранение, сбыт спиртных напитков домашней выработки, иначе - наложение штрафа в размере от одного до тридцати МРОТ.
Ведущий. Если все же произошел случай отравления алкоголем, какую первую медицинскую помощь необходимо оказать? В этом нам поможет медицинский работник Г. М. Костебелова.
Медработник. Первая помощь будет заключаться в следующем:
Пробуем привести пострадавшего в чувство. Для этого даем понюхать ватку с нашатырным спиртом, сильно надавливаем ногтем на рефлекторные точки на верхней губе под носом, в центре между подбородком и нижней губой и на кончике носа, растираем уши.
Если человек пришел в сознание, пытаемся промыть желудок. Для этого даем обильное питье (чистую воду или слабый раствор питьевой соды) и вызываем рвоту, осторожно надавливая ложкой на корень языка.
Проводим детоксикацию с помощью любого сорбента, который окажется под рукой. Если это активированный уголь – берем по 2 таблетки на 10 кг веса. Все количество угля толчем в стакане с водой и даем выпить. Если это, к примеру, энтеросгель, то берем столовую ложку препарата с верхом, растворяем в воде и также даем выпить.
Если отравление этиловым спиртом тяжелое, и человек в сознание не приходит, то вызываем скорую помощь.
Расстегиваем верхние пуговицы на рубашке, освобождаем верхние дыхательные пути: удаляем слизь изо рта пальцем, обернутым носовым платком или отсасываем резиновой грушей.
Укладываем человека, повернув его голову набок. Это предотвратит западение языка и закупорку верхних дыхательных путей слизью и рвотными массами.
Укутываем пострадавшего одеялом, чтобы согреть, при необходимости обкладываем грелками.
Даем свободный доступ чистого воздуха в помещение.
Следим за пострадавшим, чтобы вовремя оказать необходимую помощь в случае осложнений.
Если человек отравился этиленгликолем или метиловым спиртом, что чрезвычайно опасно и приводит к смерти или слепоте, и находится в сознании – даем ему выпить полстакана водки, которая в этом случае будет служить противоядием. И сразу же вызываем скорую помощь.
При отравлении детей этиловым спиртом – скорая помощь вызывается немедленно, затем провоцируется рвота и промывается желудок.
Берегите свое здоровье. Не употребляйте этиловый спирт в больших дозах и сомнительные напитки, а лучше откажитесь от алкоголя вообще.
Ведущий. Иванушка, ты узнал много об алкоголе, какие выводы ты можешь сделать?
Из конференции «Физиологическое действие этанола на организм человека» я много узнал о его разрушающем действии и решил никогда не прикасаться к рюмке. А также сделал для себя выводы:
1. Отказ от употребления алкоголя сохраняет человеку здоровье.
2. Увеличивает продолжительность жизни
3. Экономит средства
4. Улучшает аппетит
5. Повышает работоспособность
6. Только отказ от употребления алкоголя ведет к благополучной и счастливой жизни.
Ребята, я обращаюсь к вам - сделайте свою жизнь счастливее, посвятите ее семье, а не тратьте время, деньги и здоровье на то, что разрушает вас и приносит несчастья.
Ведите здоровый образ жизни и будьте счастливы.
Ведущий. Все запланированные вопросы конференции мы разобрали. Спасибо за внимание.
Преподаватель. В ваших конспектах указано домашнее задание. Учебник «Химия» 10 класс О. С. Габриелян. §9 повторить, ответить на вопросы 10, 11 на странице 74.
Преподаватель. В ваших конспектах есть тестовые задания, ответьте на них, обведя правильный ответ. На выполнение задания у вас 2 минуты.
Преподаватель. А теперь сверьте свои ответы с ответами на доске.
Преподаватель. В разделе рефлексия в 7 пункте поставьте сами себе оценку за работу на уроке и за подготовку к уроку.
Преподаватель. Озвучьте свои оценки. Ваши оценки я выставлю в журнал.
Преподаватель. В разделе рефлексия допишите предложения. А я вам поставлю позитивную музыку о здоровом образе жизни.
Преподаватель.
Наш урок я бы хотела закончить стихами С. Острового:
Человек – он ведь тоже природа.
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года.
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство цвета,
То с жестоким, то с добрым огнем.
Человек – он зима. Или лето.
Или осень. С грозой и дождем.
Все вместил в себя. Версты и время.
И от атомных бурь он ослеп.
Человек – он и почва, и семя.
И сорняк среди поля. И хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночества? Встреч?
Человек – он ведь тоже природа…
Так давайте природу беречь!
Урок закончен, до свидания.
Приложение № 1
Анкета
«Изучение отношения обучающихся к алкоголю»
1. Ваш пол: А) мужской Б) женский
2. Употребляетели вы алкоголь?
А) да Б) нет
3. Кто впервые дал попробовать
алкогольные напитки?
А) родители Б) родственники В) друзья
Г) малознакомые люди
Д) самостоятельно
4. Скакой целью вы употребляете
спиртные напитки?
А) чтобы снять напряжение (стресс).
Б) чтобы повысить своё настроение
В) чтобы поддержать компанию
5. Всегда ли вы можете отказаться от
предложения выпить? А) даБ) нет
6. Как вы выбираете спиртные напитки?
А) по крепости Б) по вкусу
В) мне все равно, что пить Г) другое
7. Какие из спиртных напитков Вам больше
нравятся?
А) пиво Б) вино В) коктейли Г) другое
8. Считаете ли Вы пиво безалкогольным
напитком? А) да Б) нет
9. Существует мнение, что потребление
пива ведёт к развитию алкогольной
зависимости. Считаете ли Вы это
утверждение верным?
А) даБ) нет
10. Как часто Вы употребляете спиртные
напитки?
А) ежедневно
Б) не более трёх раз в неделю
В) не более двух раз в месяц
11. У вас дома принято употреблять
спиртные напитки?
А) да Б) нетГ) иногда
12. Нравится ли Вам состояние
алкогольного опьянения?
А) даБ) нет
13. Во сколько лет Вы впервые попробовали
алкогольный напиток?
А) до 12 лет Б) 12-16 лет
Г) свой вариант.
14. Знаете ли Вы о вреде, наносимом
организму алкоголем?
А) даБ) нет
15. Ваше отношение к алкоголизму:
А) положительное Б) отрицательное
В) безразличное Г) другое