Доклад Подготовка к итоговому сочинению в 2015-16 году


Итоговое сочинение    2015-2016 учебный год.
Совет по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки России под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, озвучил открытые тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года.
Сегодня на первый план выдвигается освоение литературы как искусства слова, овладение основными видами связного письменного высказывания, систематическое направленное чтение художественных произведений, освоение их содержания на основе целостного восприятия. В связи с этим творческая интерпритация текста, выполнение различных письменных работ становятся важными видами деятельности обучающихся. Теоретико-литературные знания, знания по стилистике, историко-культурные и этико-философские сведения носят прикладной характер ( для успешного освоения художественного текста).
Важной задачей является развитие эмоциональной культуры личности, художественно-творческих способностей (творческого и воссоздающего воображения, образного мышления, способности к восприятию экспрессии слова, его переносного эстетического значения).
В качестве первых четырех тематических направлений выбраны ключевые слова «время», «дом», «любовь», «путь». Пятое направление названо «Год литературы».
Комментарии к пяти направлениям разработаны специалистами ФГБНУ «ФИПИ» и согласованы с председателем Совета Н.Д. Солженицыной. 
«Время»   – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха
«Дом»   – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
«Любовь»   – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
«Путь»   – направление актуализирует  конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
«Год литературы»   – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
Своеобразие работы заключается в том, что формулировка тем позволяет выбрать жанр сочинения: сочинение-рассуждение или эссе. Кроме того сочинение нужно написать с использованием литературного, художественного материала, а также личных впечатлений.
На новом уровне пришлось повторить произведения, изученные не только в старших классах. При подготовке могут быть использованы различные методы обучению сочинения: чтение и разбор художественного произведения, усвоение теории сочинения различных жанров выполнение разнообразных письменных работ на литературные и свободные темы, формирование умений создавать речевые произведения на различном материале.
Немаловажную роль при подготовке к итоговому сочинению играет психологический настрой обучающихся. Важно внушить спокойствие и уверенность в себе, научить правильно выбрать тему, распределить время для выполнения работы.
Каким должно быть выпускное сочинение?
Сочинение предполагает:
понимание, что для данной темы является главным, а что второстепенным, и умение отразить в первую очередь главное;
глубокое знание, осмысление и оценку литературного произведения в общественном и культурном контексте эпохи;
знание необходимых элементов теории литературы, основных литературно-критических работ;
.грамотное, логически последовательное, стилистически правильное и эмоциональное изложение своих мыслей;
соразмеренность отдельных частей сочинения- введения, основной части и заключения, наличие между частями логических связей, переходов.
И как любой вид деятельности, эта работа включает в себя основные этапы:
что я буду делать,
из какого материала,
в какой последовательности,
.что я в результате должен получить.
Авторы учебных пособий для практической подготовки к ЕГЭ и итоговому сочинению Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич и И.С.Нарушевич предлагают следующий алгоритм работы.
1. Определите тему или вопрос, которые содержатся в теме сочинения.
2. Сформулируйте тезисы, которые раскрывают эту проблему, являются ответами на поставленный вопрос.
3. Подберите произведение (-ия), на материале которых сможете доказать свою точку зрения.
4. Продумайте композицию (построение) работы. Напишите план сочинения.
5. Напишите черновой вариант работы.
6. Перечитайте написанное. Внесите необходимую правку в построение, а также в речевое оформление текста.
7. Напишите окончательный вариант работы.
8. Перечитайте написанное, исправьте замеченные ошибки.
Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году.
Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Что касается дат проведения, школьники будут писать итоговое сочинение   в первую среду декабря, при получении «незачета» у них будет возможность переписать работу в первые среды февраля и мая. Время написания – 3 часа 55 минут. 
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления). При составлении тем сочинений осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения, обусловленную традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. 
Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.
Таким образом, работа над сочинением требует большой продуманной подготовки, материал для иллюстрации своих доказательств, т.е. примеры из художественных произведений школьники должны подобрать заранее. Только тогда их сочинение будет достойным.