Статья по теме Путь наверх через образование


Путь"наверх - через образование"
Технологические и демографические изменения, протекающие в современном мире, неуклонно ведут к необходимости реформирования системы образования. Педагогическая наука постоянно развивается и обогащается новыми представлениями, взглядами, подходами. В каждой стране система образования пытается решить проблему обучения и воспитания развитой и гармоничной личности – человека, которому было бы комфортно в быстро меняющихся условиях и каждая страна имеет особенности видения и решения этой проблемы. Но, если посмотреть в общем, то можно выявить одну общую тенденцию: в настоящее время в сфере образования общепризнанна равная значимость процессов формирования у обучающихся как актуальных знаний, так и сопутствующих практических навыков, принимая во внимание важность индивидуализации обучения и формирования у них навыков обучения тому, как учиться.
Будущее принадлежит тем, кто критически анализирует информацию и выстраивает свою собственную  реальность. Дети должны уметь быстро принимать решения на основе отбора информации, овладеть практическими мыслительными навыками, что даст возможность эффективно применять знания, интерпретировать информацию на основе идей; отобранная информация приведет к коррекции идеи и в дальнейшем будет трансформирована в практические формы поведения. Чтобы сформировать навыки 21 века у учащихся надо изменить их обучение, реформировать преподавание.
С чего начинается любое преобразование?
Изучая мировую практику образования, я постаралась разобраться в том, почему в некоторых странах очень высокий уровень образованности. Анализируя показатели уровня образованности населения, я пришла к выводу, что в некоторых развитых странах за последние десятилетия процент образованности населения практически не изменился. В других же странах за этот же промежуток времени образованность населения увеличилось примерно в 2 раза.
Какие же изменения в образовании привели к такому прогрессу? По моему мнению, во- первых, в этих странах для каждого гражданина значительно повысился статус образованности. Получение хорошего образования очень престижно, так как это имеет решающее значение в становлении успешной карьеры. Без высшего образования получить престижную работу практически невозможно. Во-вторых, государственные административные органы четко выстраивают и контролируют весь образовательный процесс. В-третьих, особое внимание уделяется всеобщему дошкольному образованию. В- четвертых, на протяжении всего обучения ведется жесткий внешний контроль за преподаванием и обучением.
Возникает вопрос: почему, все дети, относящиеся к одному биологическому виду Homo sapiens, показывают столь разные качественные результаты в международных исследованиях? Одной из причин, я считаю, является то, что если ребенка еще в начальной школе отдать неумелому слабому учителю, то его образование практически никогда не достигнет высоких результатов. Исследования, проводимые в школах Англии показали, что только 6 % от общего числа неуспевающих детей начальной школы, могут стать успешными в среднем звене. Именно, повседневная работа учителя в классе имеет самое высокое воздействие на обучение и результаты учеников. Поэтому во всех странах мира, показывающих высокое качество образования, особое внимание уделяется профессиональной подготовке педагогических кадров, системному повышению их квалификации, моральной и материальной поддержке профессионального развития. Это и приводит к общему улучшению результатов обучения.
Как было сказано выше, современный человек должен критически осмысливать свою деятельность, понимать, что необходимо обучение на протяжении всей жизни. Подготовка такого современного человека предъявляет особые требования к подготовке хорошего учителя, который сам должен быть критически мыслящим, понимающим как происходит обучение. Системы образования государств, в которых акцент делается именно на этом, наиболее успешны.
В Республике Казахстан реформирование образования происходит многовекторно и планомерно
Ведется системное повышение профессиональной компетентности учителей, работают институты повышения квалификации. С 2012 года в разных городах Казахстана проводятся курсы по уровневым программам.
Существовало ранее, а сейчас делается еще больший акцент на наставничество, когда опытные педагоги помогают молодым учителям, корректируют полученные теоретические знания, закрепляют умения и навыки.
Формируются сетевые сообщества учителей - единомышленников.
Казахстанское среднее образование обязательно для всех. Соглашусь с современными исследователями, которые акцентируют внимание на формировании у школьников практических навыков, используемых в жизни, к труду, как одном из ведущих приоритетов образования. Это требует пересмотра результатов образования. Образовательные результаты являются конечным продуктом  процесса обучения учащихся в школе и  свидетельствуют о качественных изменениях в личности обучающегося и проявляются в его поведении, взаимодействии с социальной средой
Я уверена, что современный учитель, владеющий новыми технологиями и актуальными стратегиями, постоянно применяющий новые подходы в преподавании и обучении, окажет серьезное влияние на качественное изменение преподавания и обучения, а значит повысить его результативность.
г Риддер, КГУ "Средняя школа №5"
учитель химии и биологии
высшей категории, Е.А.Крукович