МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОП ППКРС « ПРОДАВЕЦ, КОНТРОЛЁР- КАССИР»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«АРТИНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»










Методические рекомендации по выполнению письменной экзаменационной работы
ОП ППКРС « Продавец, контролёр- кассир»
















п. Арти, 2017 г

Рекомендовано Педагогическим советом ГБОУ СПО СО «Артинский агропромышленный техникум». Протокол № от .


В методических рекомендациях излагаются сведения о структуре письменной экзаменационной работы (далее ПЭР), рассматривается содержание каждой составляющей части работы и даются краткие методические рекомендации по их выполнению. В приложении приводятся примеры оформления отдельных элементов ПЭР, титульного листа, содержания, бланки отзыва руководителя.



Разработчики: Овчинникова В.А., зам. директора по учебной работе
Кетова Л.А., методист
Щапова С.П.., преподаватель специальных дисциплин


Содержание стр.

Общие положения ПЭР..4
4


5

Общие требования к структуре и оформлению ПЭР .5

6

Требования к содержанию ПЭР................................................................6

9

Порядок защиты ПЭР.7

15

Критерии оценивания ПЭР8

Приложения.10
16


17


18


23











РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 968 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования"  определена следующая форма государственной итоговой аттестации для выпускников, осваивающих программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих) - защита выпускной квалификационной работы.
«Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по профессии при решении конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе».
«выпускная квалификационная работа выполняется в следующих видах:
выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа - для выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих».
Таким образом, письменная экзаменационная работа (ПЭР) - итоговая научно-исследовательская работа учащегося, где выпускник подтверждает свое умение самостоятельно осуществлять поиск, подбор и анализ необходимых источников, демонстрирует умение сформулировать и изложить свои мысли и выводы. В письменной экзаменационной работе должны быть отражены: знания различных техник и технологий, современные тенденции в развитии науки и техники, умение анализировать, проявлять творческий подход, навыки самостоятельной работы по применению полученных теоретических знаний в практической деятельности.
Темы письменной экзаменационной работы определяются ГБОУ СПО СО «Артинский агропромышленный техникум». Учащемуся предоставляется право выбора темы письменной экзаменационной работы, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения. При этом тематика работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу среднего профессионального образования.
Для подготовки письменной экзаменационной работы учащемуся назначается руководитель и, при необходимости, консультанты.
Закрепление за учащимися тем письменных экзаменационных работ, назначение руководителей и консультантов осуществляется приказом педагогического совета ГБОУ СПО СО «Артинский агропромышленный техникум»
Таким образом, алгоритм деятельности по выполнению письменной экзаменационной работы является следующим:
Деятельность над ПЭР проводится под руководством педагогического совета, утверждающего руководителя;
Учащиеся имеют право выбора темы ПЭР;
Темы ПЭР не должны повторяться и соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу;
Темы работ утверждаются педагогическим советом не позднее, чем за один месяц до начала выполнения;
Выполнение работы начинается с получения учащимся задания от руководителя;
Руководитель осуществляет знакомство учащегося с основными информационными источниками, дает их характеристику по теме, проводит систематические, предусмотренные расписанием консультации, проверяет выполнение работы по частям и в целом.
С учетом предварительного ознакомления с информационными ис-
точниками и анализа имеющихся сведений учащийся должен сформулировать цели и задачи проекта
Устанавливается график консультаций (индивидуальный или групповой) для подготовки к ГИА индивидуально каждым руководителем ПЭР
После завершения работы письменная экзаменационная представляется руководителю, который составляет письменный отзыв о ней.
Педагогический совет на основании данных материалов решает вопрос о допуске обучающегося к защите, который оформляется приказом директора.
ПЭР с отзывом руководителя, заверенная подписями, обозначенными на титульном листе (Приложение 3) , представляется в Государственную экзаменационную комиссию для защиты.


РАЗДЕЛ II. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ПЭР

1. Структура и объем письменной экзаменационной работы:
Письменная экзаменационная работа строится в указанной ниже последовательности:
- титульный лист;
- содержание;
- пояснительная записка ( введение; основная часть; заключение)
- список информационных источников ;
- приложения

Объем ПЭР - от 5 до 10 страниц машинописного текста.

Нумерация страниц сквозная, производится арабскими цифрами в правом нижнем углу листа .
Титульный лист включают в общую нумерацию, но номер на нем не проставляют и оформляют по форме (Приложение 3)
Введение начинается с 3 страницы.
Машинописный текст:
- параметры страницы: левое поле – 25 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, правое – 15 мм.
- шрифт: Times New Roman; кегль – 12 для основного текста, 14 – для заголовков; абзацный отступ – 5 пунктов; межстрочный интервал – 1,5. Выравнивание текста по всей ширине страницы.
Заголовки разделов и подразделов, название глав располагаются по центру, в едином стиле, точка в конце не ставится, перенос слов и подчеркивание в названии глав и разделов запрещается (шрифт 14, Ж).. Введение, главы основной части, заключение, библиографический список, приложения должны начинаться с новой страницы и иметь заголовки, напечатанные прописными буквами.
К иллюстрациям относятся: рисунки, эскизы, чертежи, планы, графики, диаграммы и др. Использование иллюстраций целесообразно, когда они заменяют, дополняют, раскрывают или поясняют словесную информацию, содержащуюся в тексте.
Иллюстрации обозначают словом «Рис.» и нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Если в тексте только одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут.
Таблицы представляют собой форму организации материала, позволяющую систематизировать и сократить текст, обеспечить обозримость и наглядность информации. Каждая таблица должна иметь заголовок, точно и кратко отражающий ее содержание.
Все иллюстрации, рисунки, таблицы включают в общую нумерацию листов.






РАЗДЕЛ III. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПЭР.

Титульный лист и содержание выполняются по образцу (Приложение 1, Приложение 4)
Пояснительная записка, состоящая из:
Введение
Во введении должно быть отражено:
-обоснование выбора темы,
-определение её актуальности и значимости для науки и практики;
-предмет исследования,
-объект исследования,
-определение основной цели работы;
-выделение основных задач

Объем введения - до 1 станицы машинописного текста.

Основная часть состоит из 2 и более разделов, которые, в свою очередь, могут делиться на пункты. Раздел должен отражать самостоятельный сюжет проблемы, а пункт – отдельную часть вопроса. Следует тщательно сохранять логику изложения между разделами и последовательность перехода от одной сюжетной линии к другой. Разделы работы завершаются краткими выводами.

Заключение завершает работу, в нем отражаются итоги всей работы. Заключение должно содержать только те выводы, которые согласуются с целью работы. Выводы целесообразно формулировать по пунктам так, как они должны быть оглашены в конце доклада на защите письменной экзаменационной работы.

Приложения
Материалы вспомогательного характера представляются в виде приложения к основному тексту после списка использованной литературы. Каждое приложение должно начинаться с нового листа, с напечатанного в правом верхнем углу страницы слова "Приложение". Если в работе одно приложение, оно обозначается так: «Приложение 1». Если приложений несколько, то они нумеруются арабскими цифрами без знака №, например: «Приложение 2».
В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа, например: «Согласно приложению 3 ».
Каждое приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста отдельной строкой.

РАЗДЕЛ IV. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ПЭР.

1. Допуск к защите
Процедура защиты ПЭР определяется Положением о ГИА ОУ.
В соответствии с этим Положением к защите допускаются лица, успешно завершившие в полном объеме освоение основной профессиональной образовательной программы по профессии в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и успешно прошедшие все виды итоговых аттестационных испытаний.
Для допуска к защите ПЭР необходимо иметь следующие материалы и документы:
- законченную ПЭР, заверенную подписями, обозначенными на титульном листе;
- письменный отзыв руководителя ПЭР, в котором могут быть отмечены: актуальность темы, полнота содержания работы, практическое значение работы, степень самостоятельности выполнения работы автором, степень информированности автора, особенности творческого поиска автора, недостатки и замечания, предлагаемая оценка работы;

2. Процедура защиты
Защита письменной экзаменационной работы осуществляется на заседании Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК), состав которой определяется директором образовательного учреждения.
Председатель ГЭК называет фамилию, имя, отчество выпускника, тему письменной экзаменационной работы.
Учащемуся предоставляется слово для доклада (время доклада не более 10 мин).
По окончании доклада автору работы задаются вопросы членами ГЭК. Докладчику может быть задан любой вопрос по содержанию работы, а также вопросы общего характера с целью выяснения степени его самостоятельности и умения ориентироваться в профессиональных вопросах, степени сформированности общих и профессиональных компетенций.
По окончании ответов на вопросы зачитывается отзыв руководителя ПЭР. С разрешения председателя ГЭК выступают члены ГЭК и желающие из числа присутствующих на защите.
После этого председатель ГЭК выясняет, есть ли замечания по процедуре защиты (их вносят в протокол) и объявляет окончание защиты ВПЭР.
Общая длительность защиты одной работы - не более 20 минут.
Результаты ПЭР определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний государственных экзаменационных комиссий.
Решения государственных экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов голос председательствующего на заседании государственной экзаменационной комиссии является решающим.
Решение государственной экзаменационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем государственной экзаменационной комиссии (в случае отсутствия председателя - его заместителем) и секретарем государственной экзаменационной комиссии и хранится в архиве образовательной организации.

3. Содержание доклада
В докладе должны быть отражены следующие основные моменты:

· цель работы

· изложение основных результатов работы;

· краткие выводы по результатам работы;
При защите ПЭР в ГЭК рекомендуется пользоваться кратким планом доклада или тезисами к нему.

4. Требования к мультимедийному сопровождению ПЭР.
Основные результаты могут быть представлены в мультимедийном исполнении (презентация, видеоролик). Электронная презентация разрабатывается в целях сопровождения ПЭР, позволяет в наглядной и доступной форме представить полноту, структуру своей работы. Компьютерная презентация разрабатывается в программе Microsoft PowerPoint , объём презентации- 5-15 слайдов.
Слайд №1 должен содержать следующую информацию: название ОУ, тему ПЭР, фамилию, имя, отчество исполнителя, руководителя, год.
Предпочтительное оформление презентации – применение цветовых схем «светлый текст на темном фоне» или «темный текст на белом фоне».
Допускаемый размер шрифта – не менее 20 пт.
Рекомендуемый размер шрифта
· 24 пт.
Максимальное количество текстовой информации на одном слайде – 10 строк текста, максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями . Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны.
Культура исполнения: аккуратность расположения элементов на слайдах, подбор шрифтов и цвета, обоснованность использования тех или иных цветовых решений.
Презентация должна быть выразительной, информативной, лаконичной, логичной и убедительной. Общее впечатление от презентации должно работать на главную идею.

ОЦЕНИВАНИЕ ПЭР
Результаты оценивания ПЭР заносятся в контрольную ведомость оценки общих и профессиональных компетенций, а затем баллы пересчитываются в традиционную оценку - "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно"*
*В данных методических рекомендациях приведены показатели оценивания для ОП СПО ППКРС «Повар, кондитер»

Уровни деятельности
Оцениваемые общие и профессиональные компетенции (ОК и ПК)
Показатели оценки

Эмоциально –психологический
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
В ходе самопрезентации (1-2 минуты) представлена информация: ФИО, интересы, имеющийся профессиональный (практический ) опыт, профессиональные умения и достижения,



В ходе защиты и в работе определена социальная значимость выбранной профессии



Тема ПЭР актуальна и социально значима


ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством , клиентами
Продемонстрировано высокое самообладание (отсутствие бурных отрицательных эмоций) во время защиты ПЭР


Регулятивный
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
ПК.8.1
В процессе защиты четко названы :
Тема, цель и задачи ПЭР



Суть содержания каждого раздела раскрыта лаконично



Собственная профессиональная позиция , точка зрения на решаемую проблему аргументирована



Содержание ПЭР изложено профессиональным языком



В процессе защиты экзаменуемый оперирует профессиональными терминами



Установленный регламент защиты ПЭР соблюден



Основные выводы сделаны на основе анализа представленной информации



По своему содержанию и форме работа соответствует всем предъявленным требованиям, аккуратно оформлена

Социальный
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
В процессе защиты в речи экзаменуемого отсутствуют жаргонизмы



Внешний вид экзаменуемого соответствует ситуации делового общения

Аналитический
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ПК
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ПК 8.2-8.6
В ПЭР приведены таблицы сравнений, графики, диаграммы, формулы, показывающие умение экзаменуемого формализовать результаты исследования;



- широко представлена библиография по теме работы



приложения к работе иллюстрируют и подкрепляют выводы экзаменуемого



В ПЭР и в процессе защиты продемонстрировано знание технологических процессов
( продажи различных групп продовольственных и непродовольственных товаров)



В ПЭР правильно и полно перечислен перечень необходимого механического оборудования



В ПЭР правильно и полно перечислено необходимое немеханическое оборудование , посуда, инвентарь



В ПЭР даны представляющие интерес практические рекомендации, вытекающие из анализа проблемы;

Творческий
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ПК
Иллюстративный материал (презентация, видеоматериал) представлен



Оформление презентации соответствует требованиям

Самосовершенствования
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ПК
Осуществляет самооценку деятельности и результатов (осознание и обобщение собственного уровня профессионального развития);



В процессе самопрезентации, в ответах на дополнительные вопросы сделан положительный прогноз карьерного роста , профессионального самоопределения



Дан исчерпывающий ответ на каждый дополнительный вопрос ( по1 баллу за каждый ответ)

В таблице курсивом представлены показатели оценки, имеющие отношение к профессиональным компетенциям (ПК) ОП СПО ППКРС «Продавец, контролёр- кассир».


















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец оформления титульного листа

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«АРТИНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»


Допустить к защите:
Председатель педсовета
__________/________________/

«_____»______________20___г.






ПИСЬМЕННАЯ
ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

Технология продажи зерномучных товаров( крупы, макаронные изделия)


ОПОП СПО ППКРС «Продавец, контролёр- кассир»


Дата защиты «____»_______20__г.

Оценка __________________

Исполнитель: Иванов Иван Иванович,
группа № 34 _____________________

Руководитель: Щапова Светлана Анатольевна,
преподаватель _______________________




п. Арти, 2016 г.







УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УПР
__________ /Д.В.Сыворотко/
______________2016г.
ЗАДАНИЕ
для письменной экзаменационной работы

Учащемуся (ейся) гр. № 34
Мастер производственного обучения: Щапова Светлана Анатольевна
Профессия СПО ППКРС: «Продавец, контролёр- кассир»

Тема 1:



Дата выдачи работы « » 2016 г.
Срок сдачи работы « » 2017 г.
Перечень вопросов, подлежащих разработке
Раздел I.
Классификация, товароведческая характеристика данной группы товаров.

.1.1Классификация группы товаров(в виде таблицы):



Группа товаров
Подгруппа товаров
Основные элементы химического состава( пищевая ценность)


1.3Практическое применение товаров данной группы населением.



Раздел II. Технология продажи данной группы товаров.


Организация приёмки товаров данной группы по количеству и качеству.(Виды применяемого оборудования, инструментов, инвентаря при выполнении данных работ)
Организация хранения товаров данной группы (Виды применяемого оборудования, инструментов, инвентаря при выполнении данных работ)
Подготовка к продаже товаров данной группы (Виды применяемого оборудования, инструментов, инвентаря при выполнении данных работ)
Выкладка товаров данной группы (Виды применяемого оборудования, инструментов, инвентаря при выполнении данных работ)
Продажа товаров данной группы(Виды применяемого оборудования, инструментов, инвентаря при выполнении данных работ)
Правила техники безопасности и производственной санитарии при выполнении данных работ.







Работа должна состоять:
Пояснительная записка.
Схемы, таблицы по заданию.
Список информационных источников

Задание выдал: преподаватель (мастер п/о) _________________/Ф.И.О./
Задание получил: учащийся ____________________________/Ф.И.О./





Приложение 3
Форма отзыва руководителя
ОТЗЫВ
о письменной экзаменационной работе
Учащийся гр. № ________________________________________
ОП СПО ППКРС « Продавец, контролёр- кассир»
Тема задания ____________________________________________
Общая характеристика письменной экзаменационной работы (Актуальность тематики, постановка цели и задач, степень полноты обзора состояния проблемы, оригинальность и новизна полученных результатов, применение современных технологий) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Положительные стороны ПЭР (Степень комплексности работы, применение в ней знаний социально-гуманитарных, естественно-математических, общепрофессиональных и специальных дисциплин, ясность, четкость, последовательность и обоснованность изложения) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Недостатки ПЭР в плане содержания и оформления (Объем и качество оформления (общий уровень грамотности, стиль изложения, качество иллюстраций, соответствие требованиям) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Степень самостоятельности учащегося при разработке и выполнении ПЭР ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Оценка работы руководителем:_________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Образец оформления содержания ПЭР

Содержание. стр
Введение..
Пояснительная записка
Раздел I. Классификация, товароведческая характеристика данной группы товаров.
1.1Классификация группы товаров(в виде таблицы):
1.2Виды ассортимента данной группы товаров.
1.3Практическое применение товаров данной группы населением.

Раздел II. Технология продажи данной группы товаров.
2.1. Организация приёмки товаров данной группы по количеству и качеству.
2.2. Организация хранения товаров данной группы.
2.3. Подготовка к продаже товаров данной группы.
2.4. Выкладка товаров данной группы .
2.5. Продажа товаров данной группы.
2.6. Правила техники безопасности и производственной санитарии при выполнении данных работ
Заключение...
Список информационных источников
Приложения




Темы для письменной экзаменационной работы
ОП СПО ППКРС « ПРОДАВЕЦ, КОНТРОЛЁР- КАССИР»
Технология продажи зерномучных товаров ( крупы, макаронные изделия).
Технология продажи алкогольных напитков.
Технология продажи плодоовощных товаров.
Технология продажи молочных товаров.
Технология продажи вкусовых товаров (чай, кофе, чайные и кофейные напитки).
Технология продажи вкусовых товаров (пряности и приправы).
Технология продажи пищевых жиров.
Технология продажи мясных товаров( колбасные изделия).
Технология продажи рыбных товаров( рыбные консервы и пресервы).
Технология продажи кондитерских изделий( конфеты, карамель, шоколад).
Технология продажи кондитерских изделий ( мучные кондитерские изделия).
Технология продажи зерномучных товаров( хлеб и хлебобулочные изделия).
Технология продажи культтоваров(школьно- письменные и канцелярские товары).
Технология продажи посудохозяйственных товаров (товары бытовой химии).
Технология продажи ювелирных товаров и часов.
Технология продажи парфюмерно- косметических товаров.
Технология продажи галантерейных товаров.
Технология продажи обувных товаров.
























































































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Dђ Заголовок 1Dђ Заголовок 2Dђ Заголовок 3Dђ Заголовок 4Dђ Заголовок 5Dђ Заголовок 6Dђ Заголовок 7Dђ Заголовок 8Dђ Заголовок 915