Развитие свойств внимания младших школьников в процессе психологического тренинга

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»




Кафедра психологии и дефектологии




Диплом на тему:

«Развитие свойств внимания младших школьников в процессе психологического тренинга»












Выполнила студентка Казакова И.



2016 год.

Содержание
Введение (актуальность, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза).
Теоретические исследования внимания.
1.1. Характеристика внимания и его свойств.
1.2. Развитие свойств внимания младших школьников.
2. Эмпирическое исследование внимания младших школьников.
2.1. Исследование свойств внимания младших школьников.
2.2. Развитие свойств внимания младших школьников в процессе психологического тренинга.
2.3. Определение эффективности проведенного психологического тренинга.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение.
















Введение
Проблема развития внимания в процессе психологического тренинга изучена недостаточно, она настолько обширна по своему содержанию, что все систематизировать, проанализировать представляется весьма проблематично.
Наиболее исследованными вопросами можно считать связь внимания с другими психическими процессами. Выдающимися в этом плане являются труды зарубежный ученых. Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.М. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Эльконин многое раскрыли в этой области.
Однако, несмотря на имеющиеся исследовательский вклад в изучение данной проблемы, крайне мало работ по изучению развития внимания младших школьников в процессе психологического тренинга. Это и определило цель моего исследования.
Актуальность проблемы изучения особенностей и формирования внимания у детей младшего школьного возраста в процессе психологического тренинга определяется, прежде всего, тем, что именно в этом возрасте формируются качественно новые характеристики внимания, как и других процессов.
Объект исследования: познавательная сфера младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития внимания младших школьников в процессе психологического тренинга.
Цель исследования: изучить особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1.Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ развития внимания у младших школьников в процессе психологического тренинга.
2.Дать определение вниманию, описать его виды и свойства.
3.Охарактеризовать возрастные психологические особенности развития внимания у детей.
Гипотеза исследования: развитие внимания младших школьников в процессе обучения будет эффективнее при реализации следующих условий:
- педагоги школьного образования будут заинтересованными руководителями процесса развития внимания;
- при систематическом использовании специальных упражнений и игр на развитие внимания младших школьников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение, педагогическое наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.
База исследования: исследование проводилось на базе 2-4х классов Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Пурдошанская средняя общеобразовательная школа» Темниковского муниципального района Республики Мордовия.
Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
внимание школьник педагогический















Теоретические исследования.

Значение внимания в жизни человека огромно. Оно делает психические процессы полноценными. Только внимание даёт возможность видеть, слышать, воспринимать окружающее. Без внимания нет сознательного отношения человека к тому, что он делает. Внимание имеет огромное значение для любой деятельности, особенно для обучения.
«Глаза его читали, но мысли были далеко», - так писал А. С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин». Действительно, мы часто замечаем за собой, что когда начинаем сосредоточенно работать (слушать лекцию, решать задачу), то, вдруг, ловим себя на том, что думаем совсем о другом.
Внимание не считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мышление. Зато оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Это - сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.
Нельзя быть внимательным вообще, внимание всегда проявляется в определенных, конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, решаем задачу, пишем сочинения, т.е. когда повышена активность познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности.
Внимание – это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности, оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Внимание нельзя считать самостоятельным психическим процессом, подобно ощущению, восприятию, памяти, эмоциям, мышлению. Оно не существует вне каких-либо психических процессов. Мы можем внимательно воспринимать, внимательно думать, запоминать, но быть просто внимательным независимо от ощущений, восприятия, мышления - невозможно. Внимание одна из
Внимание обеспечивает чёткое и яркое восприятие учебного материала, более быстрое и прочное запоминание учебного материала и сохранение его в памяти на длительный срок.
Многие великие люди успехи в своей деятельности в значительной степени объясняли вниманием. Ведь недаром французский биолог Ж. Кювье сказал: «Гений это, прежде всего, внимание».
В исследованиях физиологических основ внимания большая заслуга принадлежит отечественным физиологам И.М. Сеченову, И.П. Павлову, А.А. Ухтомскому.
И.М. Сеченов, проводя ряд исследований, сделал вывод, что внимание человека имеет рефлекторный характер. Всякий рефлекс, по Сеченову, вызывается определенным воздействием внешнего мира и заканчивается закономерно связанным с этим воздействием мышечным движением. Сосредоточенность начинается с приспособления рецепторов посредством мышечных движений к лучшему восприятию.
Устойчивое, концентрированное внимание результат того, что ребёнок научился управлять своими движениями.
Положения И.М. Сеченова о «рефлексах головного мозга» развил и экспериментально обосновал И.П. Павлов. Его учение об условных рефлексах, о возбуждении и торможении и их концентрации в коре больших полушарий раскрыло физическую основу психических процессов, происходящих в мозгу человека. Павловское учение указывает, что сознание непрерывно связано с сосредоточенностью внимания и представляет собою непрерывную деятельность определённого участка полушарий, обладающего в данный момент оптимальной возбудимостью остальная часть головного мозга находиться в это время в состоянии более или менее пониженной возбудимости. «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку, -пишет Павлов, и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине светлое пятно, окружённое на всём остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью». Изменения направления внимания человека и говорят о передвижении по коре полушарий очага возбуждения. И.П. Павлов установил, что наиболее простые, первичные формы внимания имеют физиологической основой безусловные ориентировочные рефлексы.
На основе безусловных ориентировочных рефлексов у человека появляются условные ориентировочные рефлексы, которые вырабатываются благодаря сочетанию раздражителей, дающих непосредственную ориентировку, с раздражителями, вначале безразличными, но в дальнейшем становящимися сигналами, имеющими значение.
Условные раздражители чрезвычайно расширяют число предметов и явлений, к которым привлекается внимание человека. Но особенно расширяется этот круг предметов, когда условным раздражителем становиться слово. Наличие сложных систем временных связей между словесными раздражителями чрезвычайно расширяет у человека границы проявления ориентировочного рефлекса и круг объектов, вызывающих внимание.
Благодаря наличию у человека второй сигнальной системы оптимальное возбуждение того или иного очага в мозгу может быть вызвано не только внешними раздражителями, но и возбуждениями в мозгу, возникшими в связи с поставленной перед собой задачей.








Характеристика внимания и его свойств.

В большинстве же своем ученые остаются сторонниками следующего определения внимания: «Внимание - есть свойство или особенность психической деятельности человека, обеспечивающая наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других».
Одну из первых классификаций внимания выделил У. Джемс. Выделил следующие виды внимания: оно относится
1) или к восприятиям (внимание чувственное),
2) или к воспроизведенным представлениям (внимание интеллектуальное).
Внимание может быть:
1) непосредственным - в том случае, когда объект внимания интересен сам по себе;
2) опосредованным - когда объект внимания лишь путем ассоциации связан с непосредственным вниманием.
Также внимание может быть
1) пассивным, непроизвольным, рефлекторным
2) активным, произвольным.
В современной психологической науке можно найти очень много видов классификаций. Каждая классификация задает определенный ракурс рассмотрения действительности.
Классификация по положению объекта, на который внимание направлено:
1) Внешнее внимание. Объект находится в объективном мире.
2) Внутреннее внимание. Объект представлен в субъективном мире, в сознании.
Разделяется на два подвида:
1) Чувственное внимание. Объект - эмоции, переживания.
2) Интеллектуальное внимание. Объект - мысли, понятия.
Классификация на основании доминирования какой-либо сенсорной системы (зрительное, слуховое, тактильное внимание и т.п.)
Основание для классификации - степень опосредованности:
1) Непосредственное внимание. Сознание не управляется ничем, кроме объекта, на которое сознание направлено.
2) Опосредованное внимание. Сознание регулируется с помощью дополнительных средств (слово, жест, указательный символ).
Классификация, в основе которой признак врожденности или приобретенности:
1) Природное внимание (ориентировочный рефлекс)
2) Социально-обусловленное внимание складывается в результате социализации, обучения, воспитания.
Классификация по степени произвольности:
1) Непроизвольное внимание - это ярко выраженный ориентировочный рефлекс или исследовательский рефлекс.
2) Произвольное внимание обязательно включает волевую регуляцию, преодолевая определенные трудности.
3) Послепроизвольное.

В психологической науке выделяют разные свойства внимания. Среди них: сосредоточенность, распределение, устойчивость, объем и переключение. Все перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания - произвольном, непроизвольном и послепроизвольном.
Устойчивость внимания - это сохранение длительное время состояния внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания. Устойчивость зависит от подвижности объекта, активности самого человека. Это свойство зависит от разных физиологических способностей, от нервной системы.
Физиологическая основа устойчивости - очаг оптимального возбуждения достаточно устойчив или колеблется в пределах тех участков коры, которые регулируют одну и ту же деятельность.
Устойчивость чаще связана с глубоким действенным интересом к деятельности, фактам, событиям. Это свойство очень важно для уроков; например, если внимание ребенка неустойчиво, то он зачастую не может внимательно прочитать задачу, вникнуть в ее содержание, выделить вопрос.
Говоря об устойчивости внимания младших школьников, Л.С. Выготский отмечал низкий уровень развития этого свойства, объясняя это быстрой утомляемостью детского организма.
Следовательно, это свойство внимания необходимо развивать, т.е. оно очень важно для процесса обучения.
Объем внимания - эта характеристика определяется количеством информации одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания человека. Физиологическая основа увеличения объема внимания заключается в расширении участка с оптимальной возбудимостью.
Л.С. Выготский отмечал, что объем внимания детей, поступающих в школу, очень мал - 3-4 единицы информации, что объясняется бедным жизненным опытом детей. Следовательно, чтобы увеличить объем внимания необходимо обогащать жизненный опыт детей.
Объем внимания очень важен на уроках математики, благодаря ему дети способны удерживать в сфере повышенного внимания содержание и условия задач, вопросы, задания и примеры устного счета
Переключение внимания - это перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой.
Л.С. Выготский объяснял частое переключение внимания младших школьников неумением детей четко ставить перед собой цель. Значит, чтобы развивать это свойство необходимо учить детей ставить цель.
Из-за частого переключения внимания детям очень трудно достичь какой-либо цели, например, на уроке математики это будет мешать ребенку постоянно: не закончив решение задачи, он будет вычислять значения выражений.
Распределение внимания - это одновременное внимание к двум или нескольким предметам, при одновременном выполнении действий с ними, способность параллельно выполнять несколько видов деятельности.
Это свойство внимания очень необходимо детям на уроках математики, например на математическом диктанте дети должны одновременно вычислять значения выражений и записывать их.
Для успешного обучения необходимо развивать это свойство, и один их путей - доведение учебной деятельности, например, письма до уровня навыка.
Сосредоточенность внимания - это удержание внимания на одном объекте или деятельности при отвлечении от всего остального.
Сосредоточенность внимания играет огромную роль на уроках математики, так как математика - точная наука и она «не терпит» ошибок.
Итак, рассмотренные свойства внимания, несомненно, положительные и оказывают положительное влияние на процесс обучения. Эти свойства внимания необходимо развивать, и одним из средств достижения этой цели являются дидактические игры.




Развитие свойств внимания младших школьников.

Развитие внимания в младшем школьном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Младший школьник все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне его внимания.
Развитие внимания в онтогенезе анализировал Л.С. Выготский. Он писал, что «культура развития внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов - знаков, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание».
Процесс возрастного развития внимания, по мнению А.Н. Леонтьева, - это улучшение внимания с возрастом под влиянием внешних стимулов. Такими стимулами являются окружающие предметы, речь взрослых, отдельные слова. С первых дней жизни ребенка внимание в значительной степени оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.
Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:
1) первые недели и месяцы жизни ребенка характеризуются появлением ориентировочного рефлекса как объективного врожденного признака непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая;
2) к концу первого года жизни возникает ориентировочно - исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания;
3) начало второго года жизни характеризуется появлением зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на называемый предмет;
4) во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действия детям в возрасте до трех лет практически недоступно;
5) в 4,5-5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;
6) в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;
7) в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое;
8) в младшем школьном возрасте расширяется объем внимания, возрастает устойчивость внимания, формируется произвольное внимание.
Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта и развития ребенка. Младший школьник способен удерживать в поле зрения не слишком большое количество предметов или явлений. Однако со временем внимание ребенка младшего школьного возраста становится не только устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно это ярко проявляется в формировании у ребенка произвольного действия.
На протяжении младшего школьного возраста, в связи с усложнением деятельности детей и их общим умственным развитием, внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут сосредоточивать свое внимание на каком-то занятии 25-30 минут, то дети младшего школьного возраста - до 1-1,5 часов. Это объясняется тем, что занятия постепенно усложняются и интерес к ним поддерживается постоянным введением новых ситуаций.
Внимание в младшем школьном, как и в старшем дошкольном возрасте, в основном, носит непроизвольный характер. Ряд отечественных психологов (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Ф. Добрынин и др.) связывают преобладание непроизвольного внимания с возрастными психологическими особенностями детей указанного возраста.
Физиологической основой непроизвольного внимания является ориентировочный рефлекс. Реакция на все новое и яркое достаточно сильна в данном возрасте. Ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Внимание младшего школьника тесно связано с мышлением. Дети не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо не только делать трудное, непонятное доступным и понятным, но и развивать волевые усилия, а вместе с ним и произвольное внимание.
Даже при сосредоточении внимания дети не в состоянии заметить главного, существенного. Это объясняется особенностями их мышления: наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что дети все свое внимание направляют на отдельные предметы или их признаки. Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают эмоциональное переживание, которое оказывает тормозное внимание на мыслительную деятельность. И если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники не замечают ее. С развитием и совершенствованием мыслительной деятельности дети все в большей степени становятся способными сосредоточить свое внимание на главном, основном, существенном.
Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Основные механизмы произвольного внимания младших школьников закладываются еще в дошкольном детстве. Развитие произвольного внимания в этот период времени предполагает формирование трех инструкций:
1) принятие постепенно усложняющихся инструкций;
2) удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;
3) развитие навыков самоконтроля.
Одна из задач развития внимания - формирование контрольной функции, т.е. способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности.
Организация психологических тренингов позволяет:
1) планировать действия контроля;
2) действовать в соответствии с намеченным планом;
3) постоянно производить операцию сличения с имеющимся образом.
Для развития внимания младших школьников в процессе психологического тренинга используются разные методы и средства. Универсальным средством организации внимания является речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний. В дальнейшем ребенок начинает сам обозначать словами те предметы и явления, на которые необходимо обратить внимание для достижения результата. На протяжении младшего школьного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает.
Используемые на тренингах элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.
Причинами низкой сосредоточенности в младшем школьном возрасте являются: недостаточная интеллектуальная активность; несформированность навыков и умений учебной деятельности; несформировавшаяся воля.
Распределение внимания у младших школьников развито недостаточно. Если ребенок находит ответ на заданный вопрос, он уже не в состоянии следить за своим поведением: вскакивает с места, забывая, что этого не следует делать во время школьных занятий. Поэтому взрослому необходимо тратить немало сил и времени для формирования правильной позы у детей при письме и чтении.
Таким образом, необходимо отметить, что для развития внимания младших школьников существуют оптимальные условия. Строя работу по развитию внимания младших школьников, учитель должен знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития внимания детей. Развитие внимания младших школьников связано, прежде всего, с расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Формирование развития внимания может быть основано на принятии усложняющихся инструкций, развитии навыков самоконтроля и т.д.


Эмпирические исследования внимания младших школьников.

Исследования внимания начались уже на этапе становления научной психологии, а в определенном смысле даже предшествовали ему и составляли его главное содержание.
Фактор внимания существенно влиял на результаты физиологических экспериментов. Опыты и наблюдения Г. Гельмгольца, У. Карпентера, И. Мюллера и Г. Фехнера пробудили широкий интерес к исследованиям феномена внимания в частности у ассистента Гельмгольца, молодого физиолога В. Вундта, которому только предстояло стать основоположником экспериментальной психологии. Вундту, безусловно, принадлежит приоритет в создании научной системы психологии и одновременно роль основателя психологии внимания.
Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Основные механизмы внимания младших школьников закладываются еще в дошкольном детстве. Развитие внимания в этот период времени предполагает формирование трех инструкций при тренингах:
1) принятие постепенно усложняющихся инструкций;
2) удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;
3) развитие навыков самоконтроля.
Таким образом, необходимо отметить, что для развития внимания младших школьников существуют оптимальные условия. Строя работу по развитию внимания младших школьников, учитель должен знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития внимания детей.
Развитие внимания младших школьников связано, прежде всего, с расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Формирование развития внимания может быть основано на принятии усложняющихся инструкций, развитии навыков самоконтроля и т.д.


Изучение свойств внимания младших школьников.

Очевидно, что уровень развития младших школьников -интеллектуальный, моральный, межперсональный значительно отличает их от взрослых. Причем в рамках младшего школьного уровня можно дифференцировать уровень психического развития шестилетнего ребенка и уровень развития учащегося 2 класса, как стоящие на различных ступенях онтогенеза многих психических процессов. Поэтому рекомендуется прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком.
Так Р.С. Немов замечает, что «эмпирические данные, касающиеся психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство - от 50% до 80% в том или ином отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по уровню психологического развития (психологический возраст) находятся на уровне ребенка-дошкольника, т.е. в границах 5-6-летнего возраста. Это обстоятельство непременно необходимо учитывать в практической диагностике развития памяти детей, особенно первоклассников.
По сложившемуся опыту практической психологии для диагностики детей начальных классов подходят тесты, предназначенные для взрослых людей, при условии, что сами тестовые задания предложены на доступном детям уровне. Следует иметь в виду, что при наличии сильной мотивации, при заинтересованном, активном настрое на тестирование его итоги всегда будут выше.
Таким образом, используя в практике тесты для взрослых людей и детей, необходимо опираться на знания возрастной психологии и на психологическую теорию возрастного личностного развития человека, которые могут дать исходную полезную информацию для правильного конструирования тестов и обеспечения их изначальной валидности. От уровня развития внимания зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе, успешность его учебной деятельности. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Хотя в целом в онтогенезе внимание изменяется мало (это особенно касается его природно- обусловленных видов: непосредственного и непроизвольного) и его основные характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, все же со временем при достаточных и систематических усилиях можно избавиться от многих недостатков в развитии внимания ребенка. Это объясняется тем, что одни, слаборазвитые качества внимания можно компенсировать усиленным развитием других его качеств. Так, слабая устойчивость внимания нередко может быть восполнена его хорошей переключаемостью; относительно небольшой объем внимания как недостаток преодолевается за счет повышения продуктивности внимания; недостатки зрительного внимания могут быть частично уравновешены преимуществами слухового и двигательного внимания; дефицит механического - развитостью логического внимания и т.д. Выбор внимания в качестве объекта исследования не случаен, так как обучение требует от учеников развитие всех свойств внимания. Невнимательный ученик при получении нового задания может пропустить часть информации. Начав работу, он начнёт переспрашивать учителя, тем самым отвлекая от работы остальных учащихся. В реальном учебном процессе учащиеся, отстающие от задаваемого учителем темпа работы или опережающие его, нарушают синхронную работу класса, создают дополнительные трудности для учителя, которые перерастают в серьёзную проблему в условиях обучения. Поэтому хорошо развитое произвольное внимание позволяет ученику оптимально организовать свою деятельность, поддерживая ровный и стабильный темп работы.

Развитие свойств внимания младших школьников в процессе психологических тренингов.

Особое значение для развития внимания имеет школа. В процессе школьных занятий ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. Следует отметить, что в школьном возрасте развитие произвольного внимания также проходит определенные стадии. В первых классах ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках. У него по-прежнему преобладает непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими внимание ребенка, что достигается периодической сменой формы подачи учебного материала. При этом следует помнить, что у ребенка в этом возрасте мышление в основном наглядно-образное. Поэтому, для того чтобы привлечь внимание ребенка, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным.
Исследования психологов показали, что тренировка внимания может способствовать стабилизации индивидуального темпа учащегося. На основе анализа взаимосвязи внимания, индивидуального темпа и успешности обучения по разным предметам было получено, что у внимательных учащихся успеваемость по всем предметам прямо зависит от индивидуального темпа. Чем выше индивидуальный темп, тем лучше учатся дети, уже обладающие хорошо развитыми свойствами внимания.
Можно сделать очень важный вывод: развитие свойств внимания поможет выровнять индивидуальный темп каждого ученика, что в свою очередь, во-первых, станет источником повышения успеваемости учащихся, во-вторых, организует работу всех учащихся синхронно и слаженно.
В обучении и воспитании учащихся важная роль принадлежит учителю, его знанию предмета, умению руководить деятельностью детей и направлять ее в нужное русло, преподавать свои знания и оказывать непосредственное влияние на формирование личности каждого школьника. Учитель должен владеть знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях психической деятельности учащихся, делать правильные педагогические выводы из наблюдений за успехами и неудачами в обучении каждого школьника.
Внимание школьника развивается в процессе учебной и игровой деятельности: внимание постепенно становится ведущим видом внимания, а так же оно обуславливает формирование познавательных интересов; формируются важнейшие свойства внимания и привычка «быть всегда внимательным».
На сегодняшний день для оптимального исследования развития внимания ребенка разработаны многочисленные методики. Нужно знать основные моменты психологических тренингов.
Тренинги следует начинать с организационного момента, который благоприятно настраивает учащихся на плодотворную работу. Например: «Сегодня нам с вами предстоит очень большая и трудная работа, и чтобы выполнить ее успешно необходимо быть предельно внимательными». «Чтобы заработать отличные отметки за работу необходимо внимательно слушать учителя и друг друга, тогда работа будет успешной», «чтобы усвоить и запомнить новые знания необходимо очень внимательно слушать, и тогда, дома вам меньше будет учить уроков». Психолог должен мотивировать учащихся для развития внимания: «если вы будете слушать внимательно всё, что я вам буду говорить и вовремя это выполнять, то в самостоятельной работе у вас не будет шибок». «Если вы внимательно прочитаете рассказ и составите его план, то написанное вами изложение будет грамотным и без ошибок», «если вы перескажите текст дома и внимательно его прочитаете, то на уроке вы без проблем ответите на мои вопросы».
Если замечает, что внимание детей рассеялось, то он напоминает им: «вы помните, что мы с вами договорились сегодня на уроке быть внимательными», «мы же обещали с вами герою из сказки слушать его внимательно» и т.д.
В начале каждого задания или нового вида работы дается установка на внимательность: «послушайте внимательно здание», при этом голос становится тише, для абсолютной тишины в классе; «будьте внимательны при чтении задачи». Учитывая возрастные особенности учащихся, наблюдения показали, что детям очень трудно заниматься однообразными видами деятельности. Чтобы привлечь интерес учащихся необходимо подбирать различные виды работы, развивая переключаемость внимания. Детям намного интереснее, когда они выполняют небольшие по объему и длительности задания, но их разнообразие.
Если не напоминать детям «быть внимательными» то, они быстро отключаются от основного вида работы и занимаются своим интересным делом. На прогулке и в подвижных играх необходимо четко разъяснять правила, условия и необходимость для детей данного вида деятельности, иначе интерес к работе пропадёт.
При частой смене деятельности учащиеся устают намного меньше, чем при выполнении однообразных и длительных упражнений, после которых им намного труднее перестроиться на новый вид работы.
При объяснении нового материала если используется большое разнообразие наглядного материала, с помощью которого концентрирует внимание детей, то у них развивается интерес к работе, и они в это время очень внимательны, чтобы ничего не пропустить.
При внезапном постороннем шуме учащиеся практически всегда и все отвлекаются. Это объясняется физиологическими и индивидуальными особенностями детей данного возраста. При этом нужно повторить задание, которое выполняли дети, и просит его продолжить.
Подводя итог занятия, психолог делает акцент на внимательности или невнимательности каждого учащегося, хвалит или делает замечание, пожелание, не оскорбляя и не унижая ребёнка. Таким образом, функция внимания и пути ее организации занимают одно из центральных мест в обучении младших школьников и после наблюдения за развитием внимания необходимо провести индивидуальную диагностику.

Определение эффективности проведенного психологического тренинга.

Внимание и пути ее организации занимают одно из центральных мест в обучении младших школьников и после наблюдения внимания необходимо провести индивидуальную диагностику.
Вначале необходимо узнать знания школьников о процессе «внимание» и его значении для каждого из них.
Для этого проведем анкетирование на тему: «Я и мое внимание».
Цель: создать условия для выявления первоначальных знаний учащихся о процессе «внимание» и его значении в жизни каждого из них, определить самооценку внимания.
Описание: детям предлагается бланк анкеты с десятью вопросами, на которые необходимо ответить.
Оборудование: бланки с вопросами, карандаш
Инструкция: «Ребята, перед вами анкета из десяти вопросов «Я и мое внимание». Вам необходимо ответить на эти вопросы. Ответы, которые вы выберите а или б обведите в кружок». Детям дается время для ответа на вопросы.
Анкета для учащихся "Я и мое внимание".
Слышал ли ты когда-нибудь слово «внимание»? а) да б) нет 2. Знаешь ли ты что такое «быть внимательным»? а) да б) нет 3. Внимателен ли ты на уроке? а) да б) нет 4. Часто ли учитель говорит тебе «будь внимательнее»? а) да б) нет 5. Можешь ли ты длительное время заниматься каким-либо делом? а) да б) нет 6. Можешь ли ты на уроке не отвлекаться на посторонние вещи? а) да б) нет 7. После того, как в класс вошёл посторонний человек, быстро ли ты опять включаешься работу? а) да б) нет 8. Важно ли для тебя быть внимательным? а) да б) нет 9. Как ты думаешь, нужно ли быть внимательным, когда переходишь дорогу, когда зажигаешь газ и кипятишь чайник, когда дома один без родителей? а) да б) нет 10. На этой лестнице находятся внимательные школьники. Чем ниже, тем невнимательнее, а чем выше, тем внимательнее. Куда бы ты поставил себя на этой лестнице? (нарисуй себя на ступеньке) А как ты думаешь, куда бы тебя поставил учитель на этой лестнице? (поставь галочку на ступеньке).
В результате подведения итога можно отметить, что все ученики знают, что такое внимание и осознают, что значит «быть внимательным», большая половина их могут сосредоточить свое внимание на уроке и не отвлекаться. Учащиеся знают и понимают, что очень важно в любой деятельности быть предельно внимательными.

Вывод: В анкетировании участвовало 10 человек.
Вопросы
Ответы детей


да
нет

1
10
0

2
10
0

3
10
0

4
9
1

5
3
7

6
7
3

7
10
0

8
10
0

9
10
0

10
1-0, 2-0, 3-5, 4-3, 5-2


Методика 1. «Будь внимательным»
Цель: стимулировать внимание.
Инструкция. Ученики стоят произвольно. На сказанное психологом слово «зайчики» - дети начинают прыгать, на слово «коньки» - бить ногой об пол, на слово «раки» - пятиться, на слово - «птицы» - махать руками «аист» - стоять на одной ноге. Упражнения повторяются 10 раз.
Ученики
Действия


правильно
неправильно

1
6
4

2
3
7

3
8
2

4
6
4

5
8
2

6
7
3

7
6
4

8
7
3

9
10
0

10
4
6

Уровень внимания
Количество учащихся

Высокий уровень от 0 до 2 ошибок
3

Средний уровень от 3 до 5 ошибок
5

Низкий уровень от 5 ошибок и более
2

Вывод: данная методика показала, что большинство детей не справились с заданием и им необходимы дополнительные занятия по развитию произвольного внимания. Только три ученика выполнили упражнение без ошибок. Пять человек выполнили лишь половину работы, допустив значительные ошибки. Во время инструкции дети еще старались выслушать внимательно, но при выполнении работы их внимание постепенно рассеялось. Многим из них еще раз пришлось объяснять и повторять инструкцию. Задание данного типа вызвали интерес у всех учащихся, но им было трудно подчинить свою волю указаниям.

Методика 2. «Текст с ошибками».
Цель: измерение уровня внимания младших школьников при самостоятельной работе.
Описание: детям предлагается текст с ошибками, которые необходимо найти и исправить.
Оборудование: текст, напечатанный на листах бумаги, содержащий 10 ошибок, для исправления которых не требуется знания правил, а нужно только внимание.
Инструкция: «Перед вами текст, в котором допущены 10 ошибок по невнимательности. Вам нужно их найти и исправить. Будьте внимательны!»
Текст с ошибками. Жили-плыли пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в болото сено рубить; дошли до леса и не знают, как через нее перейти. Пузырь говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем?» – «Нет, - говорит лапоть, - пусть лучше лапоть перетянется с берега на поле, а мы перейдем по ней!» Соломинка перетянулась; пузырь пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а лапоть стал хохотать - хохотал, хохотал да и лопнул!
Текст без ошибок. Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить; дошли до реки и не знают, как через нее перейти. Лапоть говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем?» – «Нет, - говорит пузырь, - пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней!» Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь стал хохотать - хохотал, хохотал да и лопнул!
Ученики
Количество ошибок


не исправили
исправили

1
5
5

2
5
5

3
6
4

4
5
5

5
7
3

6
6
4

7
5
5

8
5
5

9
3
7

10
8
2

Уровень внимания


Низкий уровень от 0 до 2 ошибок исправили
1

Средний уровень от 3 до 5 ошибок исправили
8

Высокий уровень от 6 ошибок и более исправили
1


Вывод: 90% учащихся показали средний и низкий результат и только 10% высокий. Все ошибки исправил 1 ученик. Уровень произвольного внимания детей при самостоятельной работе средний. Дети не могут подчинить свою деятельность инструкции учителя, стараются выполнить быстро, в результате не замечают ошибки.

Методика 3 «Кто в классе самый внимательный»
Цель: способствовать развитию внимательности.
Оборудование: текст, напечатанный на листах бумаги, содержащий ошибки, семафорики.
Инструкция: Я читаю отрывок сказки, но с ошибками, называя не те слова. Вы слышите неправильное слово - поднимаете красные семафорики и исправляете ошибки.
Текст. Шел старик густым летом (в лесу) и потерял перчатку. Вот бежит миска (мышь), увидела перчатку и говорит: «Здесь буду шить (жить)!». Когда это шапка (лягушка) прыгает и спрашивает: «А кто здесь живет?». - Миска (мышка). А ты кто? - Шапка (лягушка). Пусти и меня шить (жить). - Иди. Было у одного царя три тины (сыновья). Два умных, а третий - дурак. Вот пришли к отцу твоему (своему) и просят, чтобы он отпустил их ездить по цвету (свету), посмотреть на другие царства.
Ученики
Количество ошибок


исправили

1
4

2
2

3
4

4
4

5
5

6
5

7
6

8
4

9
6

10
2

Уровень внимания


Низкий уровень от 0 до 2 ошибок исправили
2

Средний уровень от 3 до 5 ошибок исправили
6

Высокий уровень от 6 ошибок и более исправили
2


Вывод: 20%+ 60% учащихся были внимательны, а остальные часто отвлекались.

Методика 4. «Да и нет»
Цель: измерение уровня и произвольного внимания младших школьников.
Инструкция: Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить. «Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые, нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно?
Вопросы
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?
3. Ты любишь смотреть мультфильмы?
4. Ты любишь гулять?
5. Ты хочешь учиться?
6. Ты любишь болеть?
7. Ты любишь играть?
8. Ты сейчас спишь?
9. Ночью солнышко светит?
10.Ты любишь ходить к врачу?
11. И. Доктор стрижет детей?
12. Коровы умеют летать?
13. Тебя зовут (неверное имя)?
14, Зимой бывает жарко?
15. Ты ходишь на работу?
16. Конфеты бывают горькими?
17.Трава белого цвета?
18.Парикмахер лечит детей?
19. Твой папа играет в куклы?
20. Солнышко желтого цвета?
Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются только слова «да» и «нет». За каждую ошибку начисляется 1 балл. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, то его результат равен «О». Чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл. Употребление детьми просторечной лексики (слова «ага», «неа» и т.п.) не рассматриваются в качестве ошибок.

Ученики
Количество ошибок

1
5

2
8

3
4

4
3

5
2

6
5

7
3

8
4

9
1

10
8

Уровень внимания
Количество учащихся

Высокий уровень от 0 до 3 ошибок
4

Средний уровень от 4 до 7 ошибок
4

Низкий уровень от 8 до 12 ошибок
2

Очень низкий уровень от 13 до 18
0


Анализ теста дал следующие результаты.
Два ребенка (20%) оказались невнимательными, для 4 детей (40%) характерен средний уровень внимания, достаточно высокий уровень внимания характерен для 4 детей (4%).
Результаты исследования.
Ученики

/результат

Методики


1
уровень
2
уровень
3
уровень
4
уровень

1
6
4
ср
5
5
ср
4
ср
5
ср

2
3
7
низ
5
5
ср
2
низ
8
низ

3
8
2
выс
4
6
ср
4
ср
4
ср

4
6
4
ср
5
5
ср
4
ср
3
выс

5
8
2
выс
3
3
ср
5
ср
2
выс

6
7
3
ср
4
6
ср
5
ср
5
ср

7
6
4
ср
5
5
ср
6
выс
3
выс

8
7
3
ср
5
5
ср
4
ср
4
ср

9
10
0
выс
7
3
выс
6
выс
1
выс

10
4
6
низ
2
8
низ
2
низ
8
низ


Таким образом, наблюдения показывают, что учащиеся начальных классов часто допускают ошибки, вызванные невнимательностью во время тренингов. Мы старались заинтересовать детей каким-либо другим заданием, чтобы они сконцентрировали внимание и были полностью вовлечены, чтобы им было интересно. Детям очень сложно длительное время выполнять однообразное задание и сосредоточится на нем до конца его выполнения. Но такие задания необходимы для развития внимания младших школьников, и именно поэтому мы уделяли большую часть времени заданиям данного типа.



Заключение.
В современной школе пока не в полной мере обеспечивается развитие произвольного внимания младших школьников. Процесс развития внимания должен пронизывать все этапы развития личности ребенка.
Вся проделанная работа позволяет сделать следующие основные выводы:
1. Младшие школьники еще не могут самостоятельно развивать произвольное внимание, им необходима помощь взрослых.
2. Для развития внимания необходимо целенаправленное воздействие специально разработанных программ. Программы обучения в школе должны включать элементы развивающих тренингов.
3. Благоприятную почву для этого создает наличие программы, разработанной на основе наблюдений за детьми и проведенных методик.
4. Ведя наблюдения за детьми, можно получить точную картину возможностей каждого, и это сделает работу по развитию детей более эффективной.
5. В ходе исследования было выявлено, что уровень внимания младших школьников по всем показателям имеют 3 уровня: низкий, средний и высокий, полученные данные соответствуют возрастной норме.
Анализ теоретических источников и результаты экспериментального исследования по развитию внимания у младших школьников показали, что проблема является актуальной. Внимание в жизни и деятельности учащихся выполняет много разных функций. В основные задачи по формированию внимания входит не только его развитие как отдельного психологического процесса, но и формирование черт личности. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация выполняемой деятельности. В связи с этим наиболее актуальным является поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов внимания учащихся младшего школьного возраста.
Проведенная работа показала, что младшим школьникам очень необходимы психологические тренинги для развития внимания.
Список использованных источников.
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Г.С. Абрамова// Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Изд. центр «Академия», 1997 - 638 с.
Аксенова Л. И. Специальная педагогика. Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Академия», 2006.-400с.
Андреев О.А. Тренируйте внимание. М.: Просвещение. 1994.
4. Батуев А. С. Высшая нервная деятельность. М.: Высш. шк., 1995. с-256.
5. Богданова Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка М.: Роспедагенство, 1994.
6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики – Свердловск, 1990.
7. Вопросы психологии. 1973. - №3 - С. 121 - 128. Кладки Р, Память человека; структуры и процессы. М.: Мир, 1978.
8. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте //Хрестоматия по вниманию / Ред. А.Н, Леонтьева. М..1976. С. 184-220,
9. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте: Л.С. Выготский // Хрестоматия по вниманию. - М., 1976. - С.187-190.
10. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2003.
11. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.: Изд-воЛГУ, 1988.
12. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГУ, 2000. с – 157.
13. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.-М.: ЦГЛ, 2002,
14. Давайте поиграем /Под ред. А.А. Столяра. М.: Просвещение, 1991.
15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования:/ В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986 - 239 с.
16. Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского. Минск: Университетское, 1988.
17. Добрынин Н. Ф.О новых исследованиях внимания: Н.Ф. Добрынин // 13.
Дружинин В. Н., 1999 © Серия, оформление. «Издательство Питер», 2000 Экспериментальная психология - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 320 с. 18. Забродин Ю. М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития//История становления и развития экспериментальной психологии в России. М.: Наука, 2003. с - 228
19. Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи: Т.А. Лавриненко// Методические рекомендации для учителей начальных классов. - Саратов: Лицей, 2000. - 64 с.
19. Люблинская А.А. Детская психология. -М.: Просвещение, 1971.
20. Лурия А. Р. Внимание и память. М., 1975.
21. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001. 592 с.: ил. (Серия «Учебник нового века»)
22. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития о\ребенка, -М.: Линка-Пресс, 1997.
23. Минюшев Ф.И. Социология культуры: Учебное пособие для вузов Ф.И. Минюшев - М.: Академический проект, 2004- с. 34-38.
24. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.З: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Владос, 1995.
25. Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн.1. М.: Владос, 2001,
26. Николаи И. Загадки тысячелетий: Что мы знаем о памяти. М.: Мир, 1988.
27. Нуркова В.В. Психология. М.: Юрайт, 2004.
28. Понарядова Г.М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью // Вопросы психологии. 1982. №2. С. 10-12.
29. Преподавание в начальных классах. Психолого-педагогическая практика. М.: ЦГЛ, 2003.
30. Психология / Под ред. Б.Н. Рогова. М.: МарТ, 2004.
31. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.; ЧеРо, 2000.
32. Рабочая книга школьного психолога, М.; Просвещение, 1991.
33. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей, М.; Флинта, 2003.
34. РатановаТ.А. Психодиагностические методы изучения личности. -М.: Флинта>2003.
35. Рогов Б.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1996.
36. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.
Семенченко П. 399 задач для развития ребенка. М.: Олимп-Пресс, 2000.
37.Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1956.
38. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Феникс, 2002.
Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студ. пед. институтов / Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. - М.: просвещение, 1987. - 447с.
39. Хрестоматия по вниманию / Ред. А.Н. Леонтьева. М.: Изд-во МГУ, 1976.
40. Хрестоматия по общей психологии / Под ред, Ю, Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1979.
41. ЧистяковаМ.И. Психогимнастика, М.: Просвещение, 1990.
42. Шмаков С. От игры к самовоспитанию: Сборник игр коррекций. М.: Новая школа, 1993.
43. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1995. - 342 с.
Интернет – сайты
psyholog-praktik.ru/
psychologiya.com.ua/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
www.psychology-online.net/
Рисунок 1Сђ Заголовок 215