Методические указания к выполнению лабораторных работ по электротехнике и электрооборудованию


247015164465
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Акъярский горный колледж имени И. Тасимова
Методические указания к выполнению лабораторных работ
по электротехнике и электрооборудованию
учебно-методическая разработка
по дисциплине «Электротехника и электрооборудование»
Разработал:
преподаватель электротехники
и электроники Усенко А.Н.
с. Акъяр
2013 год
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Пояснительная записка PAGEREF _Toc342047373 \h 2ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1. Защитные средства для работы в электроустановках и способы оказания первой медицинской помощи. PAGEREF _Toc342047374 \h 3ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2. Изучение кабелей, проводов и способов их монтажа. PAGEREF _Toc342047375 \h 6ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3. Изучение предохранителей PAGEREF _Toc342047376 \h 7ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4. Изучение кнопок управления. PAGEREF _Toc342047377 \h 8ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5. Изучение пакетных переключателей и универсальных переключателей. PAGEREF _Toc342047378 \h 9ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6. Изучение магнитных пускателей. PAGEREF _Toc342047379 \h 10ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8. Сборка схемы пуска трёхфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором PAGEREF _Toc342047380 \h 11ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9. Сборка схемы пуска и реверса асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором. PAGEREF _Toc342047381 \h 12ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №10. Сборка схемы последовательного пуска нескольких трёхфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором.. PAGEREF _Toc342047382 \h 13ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11. Автоматические выключатели PAGEREF _Toc342047383 \h 15ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №12. Сборка схемы освещения. PAGEREF _Toc342047384 \h 17ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №13. Заземляющие устройства PAGEREF _Toc342047385 \h 18ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №14. Электропривод шахтных механизмов . PAGEREF _Toc342047386 \h 19ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ PAGEREF _Toc342047387 \h 20
Пояснительная запискаМетодические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Электротехника и электрооборудование» предназначены для студентов 4 курса специальностей «Открытые горные работы», «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых». Тематика лабораторных работ соответствует Рабочей программе по дисциплине и календарно-тематическому плану.
В ходе выполнения лабораторных работ формируются парктические умения и навыки, необходимые для успешного усвоения основных дисциплин.
Методические указания содержат: темы лабораторных работ, четко сформулированную цель выполнения работы, содержание подготовительной работы, перечень необходимого оборудования и инструментов, рекомендации к выполнению работ с инструкциями по технике безопасности, расчетные формулы, контрольные вопросы для закрепления материала.
Методическое указания могут быть использованы студентами и преподавателями по данной дисциплине.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1. Защитные средства для работы в электроустановках и способы оказания первой медицинской помощи.Цель работы - изучить защитные средства для работы в электроустановках и способы оказания первой медицинской помощи.
Подготовка к работе.
Изучить по конспектам и литературе
1 .Основные защитные средства.
2.Дополнительные защитные средства.
3.Порядок действий при освобождении пострадавшего от действия электрического тока тока.
4.Первая медицинская помощь при поражении электрическим током.
5.Первая медицинская помощь при других травмах.
Оборудование:
- Медицинская аптечка, указатели напряжения, перчатки диэлектрические, очки защитные, изолирующие коврики и подставки, каски.
- Защитные ограждения, плакаты.
Задание: изучить защитные средства для работы в электроустановках и способы оказания первой медицинской помощи при поражении электрическим током и других наиболее часто встречающихся травмах.
Порядок выполнения работы.
1 . Произвести осмотр защитных средств.
2.Произвестиосмотр медицинской аптечки.
3,Определить степень пригодности защитных средств для работы.
Контрольные вопросы.
1.Порядок действий при работе в электроустановке.
2.Порядок действий при освобождении пострадавшего от действия электрического тока
3. Порядок действий при обмороке.
4. Порядок действий при переломе.
5. Порядок действий при кровотечении.
6 Порядок действий при тепловом ударе.
7.Отобрать из предложенных защитных средств основные защитные средства для напряжения до 1000В.
8. Отобрать из предложенных защитных средств дополнительные защитные средства для напряжения до 1000В.
9. Отобрать из предложенных защитных средств основные защитные средства для напряжения свыше 1000В.
10. Отобрать из предложенных защитных средств дополнительные защитные средства для напряжения свыше 1000В.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2. Изучение кабелей, проводов и способов их монтажа.Цель работы –
ознакомиться с различными видами кабелей проводов и способов их монтажа.
Подготовка к работе
Изучить по конспектам и литературе:
1.Кабели провода и способы их монтажа.
2.Основные параметры кабелей проводов.
Оборудование: Кабели провода.
Инструмент: Отвёртки, плоскогубцы, бокорезы, ключи, мультиметр.
Задание: исследовать кабели и провода.
Порядок выполнения задания
1 .Разделать кабель.
2.Зачистить одну из жил кабеля.
2.Сформовать кольцо под выданный болт.
3.Зачистить провод.
4.Сформовать кольцо под выданный винт.
5.Осуществить маркировку проводов.
Контрольные вопросы.
1.Основные параметры проводов и кабелей.
2.Область применения проводов и кабелей.
3. Основные неисправности и их устранение.
4. Правила техники безопасности при эксплуатации проводов и кабелей..
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3. Изучение предохранителейЦель работы –
ознакомиться с различными видами предохранителей
Подготовка к работе
Изучить по конспектам и литературе:
1.Основные виды предохранителей.
2.Основные параметры предохранителей.
Оборудование: предохранители типа ПН, ПР и т.д..
Инструмент: Отвёртки, плоскогубцы, бокорезы, ключи, мультиметр.
Задание: изучить устройство различных видов предохранителей
Порядок выполнения задания
1 .Разобрать предохранитель.
2.Заменить плавкую вставку.
2.Собрать предохранитель.
Контрольные вопросы.
1.Основные параметры предохранителя.
2.Область применения предохранителей.
3. Основные неисправности и их устранение.
4. Правила техники безопасности при эксплуатации предохранителей.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4. Изучение кнопок управления.Цель работы - ознакомиться с устройством кнопок управления.
Подготовка к работе
Изучить по конспектам и литературе:
Назначение командоаппаратов.
Виды командоаппаратов.
Основные параметры командоаппаратов.
Оборудование: кнопки управления, кнопочные посты.
Инструмент: Отвёртки, плоскогубцы, мультиметры.
Задание: исследовать кнопки управления и кнопочные посты.
Порядок выполнения задания
1 .Разобрать кнопку и кнопочный пост.
2. Изучить конструкцию деталей, их взаимосвязь и последовательность сборки и сборки.
З.Собрать кнопку управления.
Контрольные вопросы.
Объяснить принцип действия кнопки управления.
Основные параметры кнопки управления
Область применения кнопок управления и других командоаппаратов.
4. Основные неисправности и их устранение.
5. Графическое обозначение кнопки управления на электрических схемах.
6. Правила техники безопасности при эксплуатации кнопок управления.
7. Названия отдельных частей.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5. Изучение пакетных переключателей и универсальных переключателей.Цель работы - ознакомиться с устройствами для переключения в цепях управления электрическими аппаратами - пакетными переключателями и универсальными переключателями.
Подготовка к работе
Изучить по конспектам и литературе:
1.Назначение командоаппаратов.
2.Виды командоаппаратов.
3.Основные параметры командоаппаратов.
Оборудование: пакетные переключатели и универсальные переключатели.
Инструмент: Отвёртки, плоскогубцы, мультиметр.
Задание: исследовать пакетные переключатели и универсальные переключатели.
Порядок выполнения задания
1 .Разобрать пакетный переключатель и универсальный переключатель.
2. Изучить конструкцию деталей, их взаимосвязь и последовательность сборки и разборки.
3. Сделать эскизы основных деталей.
4.Собрать пакетный переключатель и универсальный переключатель.
Контрольные вопросы.
1.Объяснить принцип действия переключателей.
2.Основные параметры переключателей.
3Область применения переключателей.
4. Основные неисправности и их устранение.
5. Графическое обозначение пакетных переключателей и универсальных переключателей на электрических схемах.
6.Назвать основные детали.
7. Правила техники безопасности при эксплуатации пакетных переключателей и универсальных переключателей.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6. Изучение магнитных пускателей.Цель работы - ознакомиться с устройством магнитных пускателей.
Подготовка к работе.
Изучить по конспектам и литературе:
1 .Назначение магнитных пускателей.
2.Виды магнитных пускателей.
3.Основные параметры магнитных пускателей.
Оборудование: магнитные пускатели 0-3 величины.
Инструмент : отвёртки плоскогубцы, мультиметр.
Задание: изучить магнитный пускатель.
Порядок выполнения задания
1 .Разобрать пускатель.
2.Изучить конструкцию отдельных деталей магнитного пускателя, их взаимосвязи.
3.Изучить последовательность сборки и разборки магнитного пускателя.
4.Изучить надписи на крышке пускателя его катушке и других элементах и научиться их расшифровывать.
5.Сделать эскизы основных деталей.
6.Собрать магнитный пускатель.
Контрольные вопросы.
1 .Объяснить принцип действия магнитного пускателя.
2.Основные параметры магнитного пускателя.
3.Область применения магнитных пускателей.
4.Основные неисправности магнитных пускателей и их устранение.
5.Расшифровать надписи на деталях пускателя.
6.Графическое обозначение магнитного пускателя.
7.Названия основных частей.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8. Сборка схемы пуска трёхфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором Цель работы - научиться собирать схему пуска трёхфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором.
Подготовка к работе.
Изучить схему по конспектам и литературе:
1 .Изучить схему пуска асинхронных двигателей по плакату.
2.Вспомнить лабораторные работы №№ 1-5
Оборудование: автоматические выключатели, магнитные пускатели, кнопки управления, провода.
Инструмент: отвёртки, плоскогубцы, бокорезы, ножи.
Задание: собрать схему пуска.
Порядок выполнения задания
1 .Произвести выбор магнитных пускателей, кнопок управления, проводов.
2.Собрать схему пуска.
3.Произвести опробование работоспособности собранной схемы.
ВНИМАНИЕ! Данный пункт выполняется на столе преподавателя им самим или под его наблюдением.
4.Разобрать схему.
5.Оформить лабораторную работу.
Контрольные вопросы:
1 .Объяснить принцип действия схемы пуска.
2.Доказать правильность выбора магнитных пускателей и кнопок управления.
3.Основные ошибки и способы их устранения.
4.Расшифровать графические обозначения элементов электрической схемы
5.Названия основных элементов схемы и их частей.
6.Правила техники безопасности при эксплуатации схем пуска.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9. Сборка схемы пуска и реверса асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.Цель работы - научиться собирать схему пуска и реверса асинхронных двигателей.
Подготовка к работе
Изучить по конспектам и литературе:
1 .Изучить схему пуска и реверса асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором по плакату.
2.Вспомнить лабораторные работы №№1-6
Оборудование: магнитные пускатели, кнопки управления, провода., автоматические выключатели
Инструмент: отвёртки, плоскогубцы, бокорезы, ножи мультиметры.
. Задание: собрать схему пуска и реверса асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.
Порядок выполнения задания:
1 .Произвести выбор магнитных пускателей, кнопок управления, проводов.
2.Собрать схему пуска и реверса асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.
3.Произвести опробование собранной схемы.
ВНИМАНИЕ! Данный пункт выполняется на столе преподавателя им самим или под его наблюдением.
4.Разобрать схему.
5.0формить лабораторную работу.
Контрольные вопросы:
1 .Объяснить принцип действия схемы.
2.Доказать правильность выбора магнитных пускателей и кнопок управления.
3.Основные ошибки и способы их устранения.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №10. Сборка схемы последовательного пуска нескольких трёхфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором.. Цель работы - научиться собирать схему последовательного пуска нескольких трёхфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором.
Подготовка к работе
Изучить по конспектам и литературе:
1 .Изучить схему последовательного пуска нескольких трёхфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором.
по плакату.
2.Вспомнить лабораторные работы №№1-7
Оборудование: автоматические выключатели, магнитные пускатели, кнопки управления, провода.
Инструмент: отвёртки, плоскогубцы, бокорезы, ножи мультиметры.
Задание:
собрать схему пуска нескольких трёхфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором.
Порядок выполнения задания:
1 .Произвести выбор автоматических выключателей магнитных пускателей, кнопок управления, проводов.
2.Собрать схему последовательного пуска нескольких трёхфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором.
3.Произвести опробование собранной схемы.
ВНИМАНИЕ! Данный пункт выполняется на столе преподавателя им самим или под его наблюдением.
4.Разобрать схему.
5.0формить лабораторную работу.
Контрольные вопросы:
1 .Объяснить принцип действия схемы.
2.Доказать правильность выбора магнитных пускателей и кнопок управления.
3.Основные ошибки и способы их устранения.
4.Расшифровать графические обозначения элементов электрической схемы
5.Названия основных элементов схемы и их частей.
6.Правила техники безопасности при эксплуатации схем.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11. Автоматические выключателиЦель работы - изучить наиболее распространённые типы автоматических выключателией
Подготовка к работе
Изучить по конспектам и литературе:
1.Изучить конструкцию автоматических выключателей серии АП-50.
2.Изучнть конструкцию автоматических выключателей серии А-3100.
3.Изучить конструкцию автоматических выключателей серии АЕ, АВ.
Оборудование: автоматические выключатели серий АП-50, А-3100.
Инструмент : отвёртки, плоскогубцы, мультиметры.
Задание: изучить конструкцию автоматического выключателя и элементы обеспечивающие защиту от перегруза и короткого замыкания
Порядок выполнения работы
1.Снять верхнюю и нижнюю крышки автоматического выключателя АП-50. 2.Ознакомиться с работой системы ломающихся рычагов.
3. Включить автоматический выключатель и отключить его при помощи токовых отсечек несколько раз с целью выяснения принципа работы.
4. Включить автоматический выключатель и отключить его при помощи тепловых элементов несколько раз с целью выяснения принципа работы. 5.Ознакомиться с надписями на корпусе и на крышке автоматического выключателя и научиться их расшифровывать.
6.Собрать автоматический выключатель.
7.Провести опыты по обеспечению селективности защиты при помощи автоматических выключателей.
ВНИМАНИЕ! Данный пункт выполняется на столе преподавателя им самим или под его наблюдением.
8. Оформить лабораторную работу.
Контрольные вопросы.
1.0бяснить принцип работы системы ломающихся рычагов.
2.Расшифровать надпись па крышке автоматического выключателя.
З. Объяснить принцип работы токовой отсечки,
4.0бъяснить принцип действия теплового реле.
5.0сновные неисправности и способы их устранения.
6. Графическое обозначение автоматического выключателя на электрических схемах.
7.Названия основных частей.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №12. Сборка схемы освещения.Цель работы: сборка схем освещения.
Подготовка к работе
Изучить по конспектам и литературе:
1 . Схемы электрического освещения.
2.Источники света и осветительные приборы.
Оборудование: патроны электрические, выключатели, розетки, пакетные выключатели, провода лампы накаливания и ДРЛ, пускорегулирующая аппаратура.
Инструмент: отвёртки, плоскогубцы, ножи, бокорезы.
Задание: собрать схемы освещения №1и 2
Порядок выполнения работы.
1. Произвести выбор выключателей, розеток, патронов, пакетных выключателей, проводов.
2.Собрать схему № 1.
3.Произвести опробование собранной схемы.
ВНИМАНИЕ! Данный пункт выполняется на столе преподавателя им самим или под его наблюдением.
4. Собрать схему №2.
5. Произвести опробование собранной схемы.
ВНИМАНИЕ! Данный пункт выполняется на столе преподавателя им самим или под его наблюдением.
6.Разобрать схемы №№1 и 2.
7 . Оформить лабораторную работу.
Контрольные вопросы.
1.Назвать основные виды освещения.
2.Основные светотехнические величины.
3.Нормы освещенности
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №13. Заземляющие устройстваЦель работы - Изучить заземляющие устройства.
Подготовка к работе.
Изучить по конспектам и литературе
1 .Изучить защитное заземление, ПТЭ защитных заземлений.
2.Изучить приборы позволяющие контролировать параметры заземления
3.Изучить правила установки и снятия переносных заземлений
Оборудование: переносные заземления, измеритель заземления, плакаты, мегомметры.
Инструмент: ломы, кувалды.
Задание: установить заземление и проверить параметры заземления
Порядок выполнения работы.
1.Произвести выбор оборудования и инструментов
2 На месте указанном преподавателем установить переносное заземление.
3.Измерить сопротивление растекания прибором МС-04.
4,Залить в электроды воду и через 20 минут повторить измерение.
5.Разобрать и очистить переносное заземление.
6.Обьяснить порядок установки переносного заземления при ремонте электродвигателей, работах на ЛЭП и в РУ.
7.Развесить необходимые плакаты и установить переносное заземление в РУ-0,4.
8.Снять заземление и плакаты.
9. Оформить лабораторную работу.
Контрольные вопросы.
1 .Сущность защитного заземления.
2 Размеры заземляющих проводников и заземлителей из разных материалов.
3.Нормативы на величину сопротивления элементов заземляющего устройства
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №14. Электропривод шахтных механизмов .Цель работы- изучить виды электроприводов шахтных механизмов.
Подготовка к работе
Изучить по конспектам и литературе:
1. Основные понятия и классификация электроприводов.
2. Виды электропривода
3 .Элементы электропривода
4.Правила пуска электродвигателей и регулирование скорости их вращения.
5. Режим работы электродвигателей
6.Способы передачи движения от электродвигателя к рабочей машине.
Оборудование: различные электродвигатели(постоянного переменного тока), различные передаточные механизмы(клиноремённая передача, червячный редуктор, эластичная муфта, глухая посадка) потенциометры, балластные сопротивления, провода.
Инструмент: отвертки, ключи, плоскогубцы.
Задание: собрать электропривод.
Порядок выполнения работы
1.Закрепить электродвигатель и .надеть ремень на клиноременную передачу.
2.Провернуть несколько раз вал электродвигателя, с целью уяснения взаимодействия отдельных частей электропривода.
3.Собрать электрическую схему пуска электродвигателя.
4.Произвести опробование собранной схемы.
ВНИМАНИЕ! Данный пункт выполняется на столе преподавателя им самим или под его наблюдением.
6. Оформить лабораторную работу.
Контрольные вопросы.
1 .Структурная схема электропривода, классификация электроприводов.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯОсновная учебная литература
1 Чеботаев Н.И. Электрооборудование и электроснабжение горных работ.- М.: «Горная книга», 2009.
2 Касаткин А.С. Электортехника. – М.: «Высшая школа», 2003.
Дополнительная учебная литература
1. Москаленко В.В. электрический привод.- М.: «АСАДЕМА», 2004.
2.Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники.- Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2002.
3. Бородино Л.С. Горная электротехника.- М.: «Недра», 1981.