Значение полезных ископаемых в жизни человека(3 класс)
Тема: Значение полезных ископаемых в жизни человека.
Цели урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.
Задачи:
Создать условия для:
усвоения обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых.
осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.
Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации и с поисковыми системами Интернета; умения структурировать информацию; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.
Создать условия для формирования ценностного отношения к природе.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Дидактический материал и оборудование: презентации; компьютер, телевизор; карточки для индивидуального опроса.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность детей
Орг. момент Психологический настрой
Громко прозвенел звонок - Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. Готовность к уроку
Актуализация знаний Тест: Твердая оболочка земли состоит из А)земли Б)горные породы В) камней В природе особенно распространены А)жидкие горные породы Б)рыхлые горные породы В)твердые горные породы При разрушении плотных горных пород образуется А) твердые породы Б)жидкие горные породы В) рыхлые горные породы Назови плотные горные породы А)Гранит Б) глина В) нефть К рыхлым горным породам относится А) мрамор Б)глина В) уголь 6. Горючее полезное ископаемое А)Мрамор Б)уголь В)медь 7.Нерудное полезное ископаемое А)нефть Б)известняк В)Алюминий 8.Рудное полезное ископаемое А)свинец Б)нефть В)железо Индивидуальная работа на карточках
Постановка целей и задач урока -Какой раздел познания мира изучаем? -Какие знаете полезные ископаемые? - Где люди в жизни используют полезные ископаемые? - Может ли человек обойтись без полезных ископаемых? - Сегодня на уроке мы будем говорить о значении полезных ископаемых в жизни людей. - Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить в ходе изучения этой темы?
(В ходе обсуждения составляется кластер.)
Полезные ископаемые
Значение термина
Виды
Применение
охрана
Где и как добываются
Деятельность человека по добыче
Ответы детей.
Коллективное составление
Усвоение новых знаний и способов действий - Как вы думаете, могли бы люди обойтись без полезных ископаемых?
- Как вы понимаете, исчерпаемте полезные ископаемые?
-Как нужно беречь полезные ископаемые?
-Почему человек должен охранять и бережно использовать полезные ископаемые?
Работа с книгой стр. 74
-Теперь предлагаю поработать в группе.
Карточка для первой группы учащихся:
Тип источника информации Цель Результат
учебник (с.60, 72-73),
географическая карта Казахстана(стр61),
Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.
Что называется горючими полезными ископаемыми?
Что относится к горючим пол. ископаемым?
Месторождения на территории Казахстана.
Применение горючих пол. ископаемых. Карточка для второй группы учащихся:
Тип источника информации Цель Результат
учебник (с.60-61,62-64),
географическая карта Казахстана(61)
Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.
1. Что называется рудными полезными ископаемыми?
2. Что относится к рудным пол. ископаемым?
3. Месторождения на территории Казахстана.
4. Применение рудных пол. ископаемых. Карточка для третьей группы учащихся:
Тип источника информации Цель Результат
учебник (с.61, 65-71),
географическая карта Казахстана (61),
Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.
1.Что называется нерудными полезными ископаемыми?
2. Что относится к нерудным пол. ископаемым?
3. Месторождения на территории Казахстана.
4. Применение нерудных пол. ископаемых. Защита сообщений. Ответы детей
Чтение цепочкой.
Материал самостоятельно изучается учащимся с помощью опорной карточки и обсуждается в группах
Закрепление знаний и способов действий Работа в паре:
1. Полезные ископаемые добывают из земной коры.
2. Полезные ископаемые используются только на больших заводах и фабриках.
3. Каменный уголь относится к горючим полезным ископаемым.
4. Для добычи полезных ископаемых, находящихся глубоко в земле, строят шахты.
5. На территории Казахстана не ведется добыча нефти и газа.
1. Места залегания полезных ископаемых называют месторождениями.
2. Существуют две основные группы полезных ископаемых.
3. Гранит относится к нерудным полезным ископаемым.
4. Самое большое месторождение угля на территории Казахстана находится в Актюбинской области.
5. Полезные ископаемые, залегающие близко к поверхности земли, добывают из открытых карьеров.
Поставить знак «+» или «-» в зависимости от правильности предположения.
Подведение итогов -Какую цель мы поставили в начале урока?
-Достигли ли мы ее? Ответы детей
Рефлексия Назовите:
3 факта, которые вы узнали;
2 вопроса, которые у вас возникли;
1 действие, которое вы можете предпринять для охраны полезных ископаемых. Фронтальная работа
Информация о домашнем задании Стр.74 пересказ.
Придумать в тетради знаки, призывающие к бережному отношению к полезным ископаемым.