Самоанализ урока русского языка «Корень слова. Однокоренные слова.»


Самоанализ урока русского языка
Класс: 3
Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова.»Тип урока и его структура: урок открытия новых знаний.
Это первый урок в разделе « Состав слова». На нём происходит освоение предметных знаний (базовые понятия): корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов, словообразовательный разбор слова.
Самоанализ своего урока я начну с краткой характеристики класса.
В классе 10 человек, на уроке присутствовало 9 . Класс по своему составу и возможностям - полярный. Есть учащиеся, которые очень успешны в обучении, легко схватывают новый материал, имеют высокую скорость выполнения заданий.
Однако на фоне успешных ребят выделяется группа учащихся, которым трудно дается изучение предметов школьного цикла. Поэтому при подготовке к урокам стараюсь учесть все перечисленные аспекты и подбирать задания таким образом, чтобы у каждого была возможность реализовать себя.
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:
Личностные: ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка.
Познавательные: общеучебные- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; строить несложные рассуждения; логические – осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
Регулятивные: принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполнять учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планировать свои действия для решения задачи, учитывать правило в планировании способа решения.
Коммуникативные: строить монологическое высказываниес учетом поставленной коммуникативной задачи; участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
На уроке была поставлена триединая дидактическая цель, которая реализовывалась через следующие аспекты:
-образовательный: формировать умение различать однокоренные слова, выделять в них корень;
- развивающий: развивать орфографическую зоркость при написании однокоренных слов.
- воспитательный: воспитывать культуру поведения на уроке, любовь к Родине посредством подбора языкового материала;
На уроке были использованы основные принципы образования, положенные в основу работы с младшими школьниками:
Принцип личностно-ориентированного подхода к ребёнку:
- дифференцированный подбор заданий при индивидуальном опросе;
-создание ребёнку ситуации успеха, формирование положительной установки к процессу обучения, заинтересованности;
- разнообразие форм и методов организации работы (частичное исследование, проблемные вопросы, работа в парах) позволяли раскрыть содержание нового материала и расширить содержание субъективного опыта каждого ребёнка.
2.  Принцип индивидуального и личностного подхода:
- осознание своего «Я», максимальный учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
3. Принцип гуманистичности:
- ребёнок активный, субъективный в совместной деятельности с педагогом, основанной на сотрудничестве, на взаимном уважении.

На уроке использовался учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий для 3 класса, презентация по теме урока, компьютер, мультимедийный проектор; интерактивная доска
Урок организуется в форме учебного сотрудничества (беседы, дискуссии), осуществляется работа с пониманием и вариантами непонимания учащихся. Учитель готов внести в свою работу с классом соответствующие методические коррективы: по-иному сформулировать вопрос или познавательную задачу, чтобы направить в верное русло анализ, попросить учащихся составить свои примеры. Неправильные ответы, не соответствующие плану урока, не игнорируются и не отбрасываются. При необходимости вносятся изменения в запланированные формы обучения.
На организационном этапе было проведено быстрое включение  обучающихся в деловой ритм; созданы условия для дальнейшей работы.
  Минутка чистописания. Словарная работа. На этих этапах урока был актуализирован субъективный опыт детей. Через  анализ языкового материала была выведена тема урока, поставлена цель.
«Открытие» нового знания, 
Цель: открытие детьми нового знания и формирование способности к его выполнению.
- новое знание было открыто детьми посредством решение проблемной ситуации.
Первичное закрепление,
(понимание, структурное оформление нового знания).
- выполнение детьми типовых упражнений на новое знание.
- проговаривание способа выполнения в громкой речи.
  Первичное закрепление во внешней речи произошло через анализ схем учебника посредством продуктивного диалога. В итоге новое знание фиксируется в речи и знаково.( вербализируем, фиксируем новое знание, возвращаемся к заданию, вызвавшему затруднение).
   На этапе контроля обучающимся была предложена самостоятельная работа,
 задания которой позволили проверить уровень усвоения знаний(теоретические знания, практические умения):
- самостоятельное выполнение детьми упражнения на новый способ действия.
- самостоятельная работа маленькая по объёму способствовала созданию ситуации успеха у детей и развитию интереса к уроку русского языка.
- самопроверка по эталону.
Создаётся ситуация успеха и её самоощущение через выполнение требований к самостоятельной работе:
- узкая направленность,
- индивидуальность,
- небольшой объём.
Результат: индивидуальная рефлексия.
- адекватная самооценка,
- навык самоконтроля
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников основным универсальным учебным действиям.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации обучающихся.
На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность частично-поискового и репродуктивного характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практические.
Для каждого ребёнка была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебный материал урока соответствовал принципу использования в обучении игровых методов, принципу доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных задач на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей второклассников.
 
На уроке была создана приятная психологическая и эмоциональная атмосфера. Для эмоциональной разрядки и снятия физического напряжения проведена физминутка. Поддерживались доброжелательные отношения с учениками, использовались разнообразные задания. Поддерживался темп урока. Урок проходил в деловой атмосфере. Учащиеся четко реагировали на все действия учителя и продуктивно выполняли задания. Темп речи учителя умеренный, позволяющий учащимся осознанно воспринимать всю информацию. Была создана эмоциональная атмосфера, побуждающая к активному мышлению учащихся.
 Учитывались санитарно – гигиенические требования. Соблюдалась правильность рабочей позы учащихся.
    Время урока было организовано исключительно продуктивно за счет продуманной структуры его организации. Наблюдалось чередование видов деятельности. Использование на уроке ТСО способствовало более осмысленному понимания проблем урока.
На мой взгляд, урок прошел успешно, интересно и плодотворно. Урок проведён с доминирующей деятельностью обучающихся. Все поставленные мной цели и задачи достигнуты.
 
 

Цель урока состоит в том, чтобы систематизировать знания и создать целостную картину события; раскрыть новые связи и отношения изученных фактов и процессов. Одной из ключевых особенностей ФГОС нового поколения является системо-деятельностный подход, который предполагает, что важнейшим условием достижения результатов в обучении становится организованная учителем учебная деятельность учащихся, в которой он является полноправным субъектом образовательных отношений. Не последнюю роль на данном уроке играла педагогическая технология самопознания (Селевко Г. К) и подход к детям, выработанный педагогикой сотрудничества. Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе - это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Педагогика словесника, по убеждению Е.Н. Ильина, - это педагогика экспрессии: «слово + чувство».
Интерактивный метод обучения помогает учителю не только проиллюстрировать урок, но и ускорить проверку работ на правописание орфограмм. Использование технологии деловой игры позволяет добиваться результатов в групповой работе учеников на уроке, мотивирует детей к познанию, активизирует их умственные способности.
Урок организуется в форме учебного сотрудничества (беседы, дискуссии), осуществляется работа с пониманием и вариантами непонимания учащихся. Учитель готов внести в свою работу с классом соответствующие методические коррективы: по-иному сформулировать вопрос или познавательную задачу, чтобы направить в верное русло анализ, попросить учащихся составить свои примеры. Неправильные ответы, не соответствующие плану урока, не игнорируются и не отбрасываются. При необходимости вносятся изменения в запланированные формы обучения.
Используемые методы предполагают включение ученика как субъекта на всех этапах его деятельности (постановка учебной задачи, планирование и осуществление действий по её решению, самоконтроль, самооценка, самокоррекция). Учитель удерживает детей в рамках учебной задачи, одновременно предоставляет максимум свободы. Используется сценарное изменение по ходу урока запланированных методов обучения при необходимости
. В ходе совместного анализа и рефлексии учащиеся анализируют работу на уроке через самооценку, а учитель дает обоснованную оценку результатов урока. Для этого учащиеся выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой С помощью технологической карты урока позволим себе прокомментировать зафиксированные результаты урока по действиям детей, где + или - степень оценки.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности
Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?
Считаю, что главный этап урока – это
Осуществление развития учащихся в процессе обучения (осуществление метапредметности)
Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?
Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?
Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
Как Вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?