Авторская рабочая программа по физической культуре по программе А.П. Матвеева по ФГОС на 2016/2017 учебный год
Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей №2
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______/О.В. Завитаева
Протокол №___________
от «____»________2016г. СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
МОУ – Лицей№2
__________/Н. В. Сапрыкина
«_______»___________2016 г. УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ – Лицей№ 2
____________/Л.В. Акимова
Приказ № _______________
От «______» ________2016 г.
Рабочая программа педагога
Лютой Ларисы Владимировны
учителя физической культуры
первая квалификационная категория
по физической культуре
для учащихся среднего школьного звена
8«А, Б, В, Д» классов
Программа составлена Лютой Л.В.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №__________
от «___»_______2016г.
2016 – 2017 учебный год
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Пояснительная записка. PAGEREF _Toc465611816 \h 3Цели, задачи, содержание учебной программы по физической культуре PAGEREF _Toc465611817 \h 5Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы PAGEREF _Toc465611818 \h 8Организационно-методические рекомендации PAGEREF _Toc465611819 \h 12Методическое направление спортивно-оздоровительной деятельности программы по физической культуре для учащихся среднего школьного уровня. PAGEREF _Toc465611820 \h 14Содержание программы PAGEREF _Toc465611821 \h 16РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА В УЧЕБНЫХ ЧАСАХ ПО ЧЕТВЕРТЯМ PAGEREF _Toc465611822 \h 24ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ PAGEREF _Toc465611823 \h 25СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ PAGEREF _Toc465611824 \h 25ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ PAGEREF _Toc465611825 \h 29Оценки результатов тестирования учащихся 8 классов PAGEREF _Toc465611826 \h 31для определения уровня физической подготовленности PAGEREF _Toc465611827 \h 31УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ PAGEREF _Toc465611828 \h 32МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА PAGEREF _Toc465611829 \h 34ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА PAGEREF _Toc465611830 \h 34
Пояснительная записка. На современном этапе общественного развития главенствующее значение приобретают формирование физически здоровой социально активной и гармонически развитой личности. Задача современного образования в школе является формирование потребностеи в сохранении здоровья школьников и предмет физического воспитания, является составной частью сложного механизма, призванного научить ребенка ответственно относиться к своему здоровью.
Данная школьная программа по физической культуре написана для учащихся среднего школьного возраста, а именно для учащихся 8 классов МОУ-Лицея №2 города Саратова, Октябрьского района и разработана с учетом возрастных возможностей и физической подготовленности детей 13-14 лет.
При написании данной программы опирались на соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, с учетом примерной программы по учебному предмету «Физическая культура» для 5-9 классов с опорой на Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе.
При составлении данной программы за основу были взяты:
- требования федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный стандарт образовательного общего образования – М.: Просвещение 2015г.).
- УМК: авторская программа А.П.Матвеев 5-9 класс Москва « Просвещение» 2012г., допущено Министерством образования РФ.[1]
Рабочий план составлен с учетом нормативных документов:
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).
Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 (ред. От 30.08.2011г.).
Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.
О продукции мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. № 06-499.
О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015гг. Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.
В программе представлены воспитательные результаты и эффекты, культурные формы и содержание деятельности, направлены на формирование у школьников активисткой культуры здоровья, напрямую связанной с занятиями спортом и предполагающей:
Интерес к спорту и оздоровлению, потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремлению показывать как можно более высокие спортивные результаты;
Знания в области оздоровления, спортивной подготовки и организации спортивных соревнований;
Умение использовать эти знания для эффективной организации спортивной подготовки, успешного выступления в соревнованиях;
Спортивный образ жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
Данная программа предоставляет собой вариант программы организации спортивно-оздоровительной деятельности учащихся основной ступени общего образования
Программа разработана с учётом возрастных физиологических особенностей обучающихся. Специфика учебного процесса базируется на наличии сенситивных (чувствительных) периодов развития физических качеств. Вместе с тем внимание уделяется воспитанию тех физических качеств, которые в том или ином возрасте активно не развиваются.
Важным в занятиях общей физической подготовки является соблюдение соразмерности в развитии тех качеств, в основе которых лежат разные физиологические механизмы (выносливость, скорость, сила). Оптимальными периодами для развития физических качеств у юношей являются: аэробные возможности организма – возраст 8-10 лет и после 14 лет; анаэробно-гликолитические – 15-17 лет; анаэробно-алактатный механизм энергообеспечения 16-18 лет; У девочек сенситивные периоды формирования физических качеств наступают приблизительно на год раньше.
Рабочая программа по физической культуре для учащихся среднего школьного звена, является частью образовательной программы МОУ – Лицей№2 и рассчитана на один учебный год 2015-2016 учебный год.
Данная программа была адаптирована учителями физической культуры Лютой Л.В. и соответствует ФГОС и учебному плану школы.
Целью данной программы является создание условий для оздоровления и физического развития подрастающего поколения, совершенствование необходимых физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовным и нравственных качеств. Обеспечить на этой основе подготовленность члена общества к плодотворной трудовой и другими видами деятельности.
Цели, задачи, содержание учебной программы по физической культуреПрограмма предусматривает ориентацию реализующих её учителями ФК на следующие цели:
Способствовать освоению подростками основных социальных норм, необходимых им для полноценного существования в современном обществе (нормы поведения здорового образа жизни, нормы сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья);
Способствовать развитию позитивного отношения подростков к базовым ценностям современного российского общества (как человек, здоровье, природа, труд, семья);
Способствовать приобретению школьниками нового ценностно-окрашенного социального опыта, собственное социальное поведение;
Способствовать закреплению и совершенствованию школьной программы по физической культуре для учащихся 8 классов;
В процессе реализации программы предполагается решение следующих задач.
1.Оздоровительные задачи
- пропаганда здорового образа жизни;
- укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;
- обеспечение оптимального для каждого возраста и пола гармоничного развития физических качеств;
- повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям
внешней среды;
- повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков;
- вовлечение детей и подростков в систематические занятия физической
культурой и спортом.
2.Образовательные задачи:
- формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений
и навыков;
- формирование позитивных жизненных установок подрастающего поколения.
- обучение подростков способам овладения различными элементами спортивно - оздоровительной деятельности.
3.Воспитательные задачи:
- формирование и развитие подростковых общественностей и коллективов,
совместно участвующих в спортивно-оздоровительной деятельности.
- гражданское и патриотическое воспитание учащихся;
- воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и т.д.), содействие развитию психических процессов;
- воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими
упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки,
повышения работоспособности и укрепления здоровья.
- помощь подросткам в осуществлении ими самостоятельного планирования, организации, проведении и анализа наиболее значимых для них дел и проектов спортивно-оздоровительной направленности.
Данная программа учебной спортивно-оздоровительной деятельности школьников основывается на принципах при родосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.
Основная идея при написании данной примерной программы состоит в том, что деятельность направлена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, на развитие специальных предметных компетенций спортивно-физкультурного характера. Именно поэтому данная программа построена вокруг доступных и довольно синтетических видов спортивных занятий.
Предусмотренные программой занятия могут проводится как на базе одного отдельного взятого класса, так и в смешенных группах, состоящих из учащихся несколько классов.
Программа предполагает проведение еженедельных занятий со школьниками (в расчёте 3 часа в неделю на каждый класс). Подготовка к соревнованиям по направлениям, происходит в процессе учебного урока. Сами же соревнования, это результат работы учащихся и учителей МОУ-Лицей №2 г.Саратова (итог работы за 2015/2016 учебный год).
Структура учебного курса[2] (5-8)
Согласно концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001),учебным предметом образования по физической культуре являетсядвигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно вязана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение школьниками даннойдеятельности позволяет им не только совершенствовать физическиекачества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения идвигательные действия, но и успешно развивать основные психическиепроцессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, воспитывать творческие способности и самостоятельность.В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности, программа включает в себя три основных учебных раздела:«Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности»
«Знания о физической культуре»
Содержание раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры», «Физическая культура и спорт в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека».
В этих темах приводятся сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и способах укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности. В разделе «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» представлены задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой и соотносится с разделом знания о физической культурой.
Наиболее представительным по объему учебного содержания является раздел «Физическое совершенствование», который ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя следующие темы: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность».
Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» соотнесена с решением задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, направленно содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья. Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность» ориентирована на повышение физической подготовленности учащихся и включает в себя информацию о средствах общей физической подготовки. В качестве этих средств в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, плавание, спортивных игр, бадминтон), имеющих относительно выраженное прикладное значение; ориентирована на возрастные интересы учащихся к соревновательной деятельности. Основу темы составляет углубленное изучение одного из базовых видов спорта. Включение этой темы в образовательный процесс и выбор соответствующего базового вида спорта не являются обязательными.
Данная программа предусматривает:
- создание условий для организации оздоровительного процесса, которые позволят сохранить и повысить уровень резервов здоровья и физической работоспособности обучающихся, воспитание устойчивого интереса детей к занятиям физическими упражнениями и спортивной тренировке;
- разработку модели учреждения, способного обеспечить полноценное образование, духовно - нравственное, гармоничное развитие психически и физически здоровой, социально адаптированной личности ребенка, путем интеграции в образовательный процесс научно обоснованных двигательных режимов и эффективных технологий
Использование всего периода (2016/2017 г.) обучения программа является оправданным, поскольку позволило учителям физической культуры на протяжении всего периода обучения осуществлять объективную оценку успеваемости учащихся с учётом индивидуальных возрастных и особенности полового развития каждого ученика, учитель вправе самостоятельно разрабатывать индивидуальные возрастные шкалы требований (контрольные задания) и в соответствии с ними оценивать успеваемость учащихся.
Особенностью данной программы является то, что он направлен на овладение всеми богатствами физической культуры и спорта посредством изучения спортивных дисциплин на основе бадминтона. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности. Невозможно передать словами все богатство содержания игры в бадминтон. Обычно среди зрителей то и дело слышится «Вот это игра!», «Где бы научиться играть?».
В предлагаемом нами варианте дано тематическое планирование по урокам и задачи обучения на каждом уроке. Учитель сам вправе определить задачи, которые должны быть решены на уроке при использовании данного упражнения. Планирование учителем своей работы – это выражение профессиональных качеств, знаний, способностей, коммуникативности в общении с детьми.
Учитель физической культуры сам решает вопросы организации урока исходя из личного опыта, профессионального мастерства с учетом научно-методических разработок и особенностей условий организации и проведения занятий использования интернет-технологий.
Для воспитания у школьников сознательного отношения к укреплению своего здоровья, к личному уровню физической готовности учитель постоянно должен внедрять в сознание детей такое понятие-программу: «Сегодня я лучше, чем вчера, а завтра должен быть лучше, чем сегодня».
Для занятий бадминтоном необходим опрятный, чистый и хорошо подогнанный костюм белого (светлого) цвета. Костюм состоит: у мальчиков – из спортивных шорт, тенниски или майки; у девочек – из короткой юбки или шорт, тенниски. Обувь должна быть на мягкой подошве и без каблуков. Температура в помещении не ниже плюс 14 градусов.
Меры безопасности на уроках бадминтона необходимо соблюдать в соответствии с нормативными требованиями по организации учебно-тренировочного процесса и возрастными особенностями занимающихся. (Постановление «О введении в действие санитарно-эпидемиологических привил и нормативов СанПин 2.4.4.1251-03» от 3 апреля 2003 года № 27)
Тема и содержание урока, во время учебного процесса может варьироваться по усмотрению учителя, ориентируясь на уровень физической подготовленности класс; на материально-техническую базу школы; на климатические условия и места проведения урока.
Учителям физической культуры имеет право вводить в учебный процесс дополнительные темы, сокращать или упрощать предлагаемый в программах учебный материал, при этом учителям необходимо избегать учебных перегрузок учащихся, не нарушая логику распределения программного содержания, не выходить за рамки Требований Государственного стандарта.
Завершается программа изложением
Требований к уровню подготовки выпускников седьмых классов по физической культуре. Эти требования соотносятся с Требованиями Государственного стандарта и задаются преимущественно по четырем базовым основаниям: «знать/понимать», «уметь», «демонстрировать» и «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». В качестве формы для оценивания учащихся применяется тесты – зачёты по видам спорта, участив в соревнованиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Результаты освоения программного материала по физической культуре в МОУ-Лицей №2 оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее – частное – конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе занятий. Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
владение знаниями о личной гигиене
владение знаниями о способах профилактики заболеваний средствами физической культуры
владение спортивной терминологией
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности ;
способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня учащихся, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений;
умение передвигаться красиво легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
владение умением применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
владение умением находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических и тактических действий, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания программы по физической культуре в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
владение способами проведения разнообразных форм занятий;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения программного материала пофизической культуре. Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий, доброжелательное и уважительное отношение к обучающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
умение оказывать помощь обучающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по физической подготовке в полном объеме;
способность обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды.
В области эстетической культуры:
способность проводить самостоятельные занятия по формированию правильной осанки, выполнять комплексы физических упражнений в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
В области коммуникативной культуры:
способность доступно излагать знания.
В области физической культуры:
способность выполнять индивидуальные комплексы по оздоровительной гимнастике и физической подготовке;
Организационно-методические рекомендации Занятия по программе физической культуре рассчитаны на работу с детьми от 13 до 14 лет. Режим работы в неделю составляет 3 час.
Каждое учебный урок имеет ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание занятия, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. На каждом уроке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Оздоровительные и воспитательные задачи проходят через весь процесс физического воспитания и решаются на каждом учебном уроке..
Каждое учебный урок является звеном системы учебно-тренировочного процесса, связанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы. В свою очередь темы согласовны между собой, определен объем учебного материала с учетом этапа обучения двигательным действиям, положительного и отрицательного переноса, подготовленности учащихся.
Важнейшим требованием учебно-тренировочного занятия (урока) является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Учебно-тренировочные урок (процесс) строиться на основе принципов демократизации, гуманизации, педагогики сотрудничества, в соответствии с которыми, педагог должен обеспечить каждому учащемуся одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей.
Основой для планирования учебных занятий является материал по овладению двигательным умениям и навыкам (техникой и тактикой) и развитию соответствующих кондиционных и координационных способностей. Эти два раздела лучше всего поддаются прогнозированию, четко разработана структура и организация овладения ими.
В неотрывной связи с планированием материала по развитию двигательных способностей планируются все компоненты нагрузки: объем работы, интенсивность, продолжительность и характер отдыха, число повторений упражнений. Постепенно и волнообразно повышается нагрузка занятий.
Большое внимание на каждом уроке учитель уделять воспитанию у юных учеников - спортсменов таких нравственных и волевых качеств, как дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость во время выполнения физических упражнений, а также содействовать развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.).
Организация и методика проведения уроков во многом зависят от возрастных особенностей учащихся. При обучении двигательным действиям предпочтение отдаем целостному методу, уделяя основное внимание овладению школой движений. При проведении занятий учитель придерживается основных правил: правильно называть упражнения, точно их демонстрировать, своевременно исправлять ошибки.
Обучение двигательным действиям и развитие физических способностей учащихся среднего школьного возраста тесно связаны между собой. Одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развития координационных и кондиционных способностей. Их преимущественное воздействие на формирование двигательного навыка или на развитие двигательной способности определяется только методической направленностью. Умелое сочетание на занятии развития координационных, кондиционных способностей с обучением двигательным навыкам — отличительная черта хорошо организованного педагогического процесса.
Говоря об особенностях обучения движениям, развития физических способностей в среднем школьном возрасте, следует выделить проблему оптимального соотношения метода стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения. По мере того, как учащиеся начнут уверенно выполнять осваиваемые двигательные действия, метод стандартно-повторного упражнения должен уступить место методу вариативного упражнения, который в среднем школьном возрасте должен сочетаться с широким применением игрового и доступного соревновательного метода.
Для достижения оптимальной общей и моторной плотности занятия широко используется нестандартное оборудование, технические средства обучения, доступные тренажеры.
При планировании учебного материала для учащихся 8 классов
данной программы были внесены изменения:
При отсутствии реальной возможности для освоения школьниками МОУ – Лицея №2 г. Саратова, октябрьского района, раздела «Лыжная подготовка», заменить содержания «ОФП» Данный раздел разработан по программе «Президентские состязания» и программы «Готов к труду и обороне», и направлен на достижение здоровья естественным путем с учетом интересов, желания учащихся, с помощью как традиционных, так и нетрадиционных средств и методов, используемых в соответствии с предлагаемой программой на уроках физической культуры и в самостоятельной работе школьника.
Добавить в учебный процесс раздел «Бадминтон», т.к. на базе МОУ-Лицей №2 г. Саратова, содан спортивный клуб «Хрустальный волан» и направлен на укрепление здороья и повышения уровня физического развития учащихся МОУ-Лицея №2 г. Саратова, формирование потребности в физическом совершенствование. Содецствие в осознании ими особой важности и необходимости в целенаправленноых занятиях физической культурой и спортом для всесторонней физической подготовленности социальной значимости.
В школе для занятия «Бадминтоном» созданы все условия: есть спортивная площадка, необходимый инвентарь и оборудование. Учащиеся МОУ-Лицея №2, систематически принимали участие в соревнованиях по «Бадминтону», где показывают достойные результаты по данному виду спорта.
Методическое направление спортивно-оздоровительной деятельности программы по физической культуре для учащихся среднего школьного уровня.Направление деятельности Вид учебной деятельности Образовательные формы Уровень результатов учебной деятельности Преимущественные формы достижения результата
Урочное Спортивно-оздоровительная деятельность с обще-развивающей направленностью Занятия на уроках ФВ, участие в оздоровительных процедурах, участие в спортивных мероприятиях, выполнение и участие в проектной деятельности по предмету ФК Освоение подростками основных социальных норм, ведение здорового образа жизни, сохранения и развития физического, психического и социального здоровья. Развитие позитивного отношения к ценностям современного общества. Развитие собственного социального поведения Участие в спортивно-оздоровительной деятельности.
Направление урочной деятельности Программы, основные документы обеспечивающие данное направление Педагог
реализующий программу
Спортивно-оздоровительное направление:
- лёгкая атлетика (кросс, эстафета)
- баскетбол
- волейбол (пионербол)
- силовая
- бадминтон
- плавание
- значимые проекты 1.Учебное пособие: Матвеев А.П. Физическая культура. Рабочие программы. Предметные линия учебников. А.П. Матвеева. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение» 2012.
2. Примерные программы по учебному предмету «Физическая культура» для 5-9 классов с опорой на Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе.
3.Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).
4.Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751.
5.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 (ред. От 30.08.2011г.).
6.Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.
7.О продукции мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. № 06-499.
8. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015гг. Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.
9. Спортивные игры, комплексы ОРУ на укрепления всех мышечных групп, программа «Президентские состязания», «ГТО», мониторинг по уровню физической подготовленности, лёгкоатлетические упражнения и соревнования по лёгкой атлетике,
Спортивно-игровые мероприятия по всем направлениям спортивно-оздоровительной программы, разработка проектной деятельности в 5-6 классах Учителя физической культуры МОУ-Лицей №2 Лютая лариса Владимировна
Матюхина Наталья Александровна
Форма органиазции деятельности урок, проектная деятельность, соревнования внутри класса, внутри школы, олимпиада по физической культуре Методы обучения 1.словесный метод (объяснение, беседа, разбор, инструктирование, комментарии и замечания, распоряжения, команды, указания);
2.наглядный метод (демонстрации, демонстрация наглядных пособий, выполнение упражнений в замедленном темпе, фиксация положений тела и его частей тела в отдельные моменты двигательных действий);
3.метод упражнений (целостно-конструктивный, расчлененно-конструктивный);
проблемный метод (частично поисковый, метод проектов)
Для развития двигательных качеств:
1.стандартного упражнения (стандартно-повторного,стандартно-непрерывного)
2.переменного упражнения (переменно-интервального,круговой)
3.игровой,
4.соревновательный. Формирование положительных качеств личности осуществляется посредством традиционно принятых (убеждение, поощрение, пример), неформально-личностных (пример друзей, близких) и рефлексивных (самоанализ, индивидуальное переживание), инновационно-деятельностным(творческая инвариативность, проектирование).
Формы организации в вводно-подготовительной и заключительной частях – фронтальная,
в основной – фронтальная и групповая, индивидуальная. Тпы уроков 1.с собразовательно-познавательной направленностью;
2.с образовательно-обучающей направленностью;
3.с образовательно-тренировочной направленностью. Вид контроля 1.Предварительный;
2.Текущий;
3.Оперативный;
4.Итоговый. Итоговая отметка из суммы баллов, за все направления пятибалльная система успеваемости складывается полученные учащимися
Содержание программы4852035-381000
ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА – 18ч.
Тематика 1: Базовые понятия лёгкая атлетика
Применяется в процессе занятий
Лёгкая атлетика – один из самых популярных видов спорта –(урок- проект);Ходьба и бег (как правильно ходить и бегать); Правила соревнований Техника безопасности на занятиях лёгкой атлетикой; Правила поведения на занятиях. Самоконтроль на занятиях лёгкой атлетикой. Оказание первой медицинской помощи при различных травмах.
Требования: Знать и понимать разновидности (виды) лёгкой атлетики. Знать основные правила при проведении соревнований по лёгкой атлетике. Знать и выполнять технику безопасности на занятиях лёгкой атлетики. Выполнять правила поведения на занятиях. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при получении различных травм.
Тематика 2: Подготовка к лёгкоатлетическому кроссу
Техника бега на короткие и длинные дистанции. Упражнения для развития силы мышцы ног. Упражнения дыхательной гимнастики. Упражнения на развитие скоростно-силовых качеств; Равномерный бег на учебные дистанции. Упражнения для развития темпа движения ног;
Требования: Уметь выполнять комплексы лёгкоатлетических упражнений (комбинаций); использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни. Осуществлять судейство школьных соревнований по лёгкой атлетике. Уметь демонстрировать уровень физической подготовки на длинные дистанции.
Тематика 3. Подготовка к лёгкоатлетической эстафете
Техника бега на короткие дистанции; Высокий старт; Бег с ускорением; Техника передачи эстафетной палочки; Стартовый разгон; Передача эстафетной палочки в «коридоре»;
Требования: Уметь выполнять комплексы лёгкоатлетических упражнений (комбинаций); использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни. Уметь передавать эстафетную палочку. Уметь демонстрировать уровень физической подготовки на короткие дистанции.
Тематика 3:Организация и проведение спортивных мероприятий в лицее
Проведение спортивных мероприятий в лицее для развития и популяризации
лёгкой атлетики, пропаганда здорового образа жизни, повышение уровня
физической культуры учащихся лицея и укрепление дружеских связей с
учащимися лицея. Выявление сильнейшей команды лицея для участия в
соревнованиях различного уровня.
Требования: Принимать и участвовать в соревнованиях различного уровня
4415790-102235
БАСКЕТБОЛ –12 ч.
Тематика 1. Базовые понятия.
Применяется в процессе занятий
История баскетбола – урок – проект.
Основные приёмы игры в баскетбол. Техника
безопасности на занятиях по баскетболу. Техника безопасности на занятиях по баскетболу; Правила поведения на занятиях. Самоконтроль на занятиях по баскетболу; Оказание первой медицинской помощи при различных травмах.
Требования: Знать основные правила при проведении соревнований по баскетболу. Знать и выполнять технику безопасности на занятиях по баскетболу. Выполнять правила поведения на занятиях. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при получении различных травм.
Тематика 2.Спец. упражнения для развития скорости реакции,внимания, оперативного мышления
Упражнения без мяча: основная стойка, передвижение приставными шагами с изменением направления движения. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди с места, с шагом, со сменой места после передачи; бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места. Бросок мяча в корзину двумя руками от груди после ведения с отражением от щита. Сочетание пройденных элементов. Бросок по кольцу после ведения и остановки и др. упр. Упражнения общей физической подготовки.
Требования: уметь выполнять комплексы упражнений на развитие скорости, реакции, внимания, оперативного мышления с мячами и без.
Тематика 3. Технические приёмы и командно-технические действия Совершенствование индивидуальной техники. Командные технико-тактические действия при защите и нападении. Игра в баскетбол в условиях, приближённых к соревнованиям. Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Требования: уметь выполнять технические действия, играть в баскетбол по упрощённым правилам; уметь выполнять технические действия спортивной игры.
Тематика 4. Организация и проведение спортивных мероприятий в лицее.
Проведение спортивных мероприятий в лицее для развития и популяризации
игры баскетбол, пропаганда здорового образа жизни, повышение уровня
физической культуры учащихся лицея и укрепление дружеских связей с
учащимися лицея. Выявление сильнейшей команды лицея для участия в
соревнованиях различного уровня.
Требования: Принимать и участвовать в соревнованиях различного уровня
4290060-605790Гимнастика - 8 ч.
Тематика 1. Базовые понятия.
Применяется в процессе занятий.
Гимнастика – один из красивых видов спорта – урок-проект.
Инструкция по технике безопасности на уроках по гимнастики.
Основы выполнения гимнастических упражнений.Способы формирования самостоятельности в процессе занятий физической культурой.Элементы атлетической и ритмической гимнастики.Гимнастика с элементами акробатики
Требования: Знать и понимать разновидности спорта гимнастики – спортивная гимнастика, художественная гимнастика. Знать и выполнять технику безопасности на уроках по гимнастики. Знать развитие гимнастики в современном спорте. Выполнять правила поведения на занятиях. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при получении различных травм.
Тематика 2.. Строевые упражнения
«В одну шеренгу становись», «Равняйсь», «Смирно», «Повороты на месте в движении». «Пол-оборота направо!», «Пол-оборота налево!», «Полшага!», «Полный шаг!»
Требования: Знать и выполнять строевые упражнения на месте и в движении. Совершенствование ранее пройденных строевых упражнений
Тематика 3. Элементы атлетической и ритмической гимнастики
Комплекс упражнений с гантелями с индивидуально подобранным весом (движения руками, повороты на месте, наклоны, подскоки со взмахом и др.)
Силовые упражнения с использованием веса собственного тела
Совершенствование упражнений комплекса ритмической гимнастики (девочки)
Силовая полоса препятствий с использованием гимнастических снарядов, нестандартного спортивного оборудования (навесных перекладин, рукохода, барьеров и т. д.) и силовых упражнений с использованием веса собственного тела
Требования: Уметь выполнять комплекс упражнений по гимнастики в разных напрвлениях. Уметь выполнять полусу препятствия с использованием гимнастических снарядов.
Тематика 4. Гимнастика с элементами акробатики
ОРУ на месте и в движении; Кувырок вперед, кувырок назад, стойка на лопатках, мостик, акработические упражнения на гимнастическом бревне (скамейке), упражнения на гимнастической перекладине (не стандартное оборудование), акробатическая комбинация, совершенствование ранее изученных упражнений; прыжки черех гимнастического коня, упражнения на развитие координации; эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря; упражнения на развитие гибкости; упражнения на развитие силовых способностей и силовой выносливости; упражнения на развитие скоростных и скоростно-силовых способностей;
Требования: Знать и выполнять ОРУ на месте и движении; Уметь выполнять гимнастические упражнения по всем направлениям; Уметь выполнять гимнастические упражнения в эстафетах; Знать и уметь оказывать первую необхолимую помощь при травмах на уроках по гимнастики. Совершенствование ранее пройденных строевых упражнений
Организация и проведение спортивных мероприятий в лицее.
Требования: Принимать и участвовать в соревнованиях различного уровня.
4890135-453390
ВОЛЕЙБОЛ– 10 ч
Тематика 1. Базовые понятия
Применяется в процессе занятий
Волейбол – один из самых популярных видов спорта –(урок- проект);
Ходьба и бег (как правильно ходить и бегать по площадке); Правила соревнований ; Техника безопасности на занятиях волейболом; Правила поведения на занятиях. Самоконтроль на занятиях волейболом. Оказание первой медицинской помощи при различных травмах.
Требования: Знать основные правила при проведении соревнований по волейболу. Знать и выполнять технику безопасности на занятиях волейбола. Выполнять правила поведения на занятиях. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при получении различных травм.
Тематика 2. Спец. упражнения для развития скорости реакции, внимания, оперативного мышления
Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения приставным шагом вправо и влево; выход к мячу. Упражнения с мячом: совершенствование прямой нижней подачи через сетку; закрепление передачи мяча снизу, разучивание передачи мяча сверху двумя руками (на месте и в движении приставными шагами),разучивание передачи мяча у сетки и через сетку в прыжке, закрепление передачи мяча над собой, совершенствование передачи мяча сверху двумя руками над собой, совершенствование верхней прямой подачи, закрепление прямого нападающего удара, разучивание прямого нападающего удара с переводом, разучивание одиночного блокирования и страховка блокирования. Учебно-тренировочная игра (пионербол, игра двусторонняя по упрощённым правилам).
Требования: уметь выполнять комплексы упражнений на развитие скорости, реакции, внимания, оперативного мышления с мячами и без.
Тематика 3.Технические приёмы и командно-тактические действия
Совершенствование индивидуальной и командной техники игры в волейбол. Тактические действия игроков передней линии в нападении и задней линии при приёме мяча.
Требования: уметь выполнять технические действия, играть в волейбол по упрощённым правилам; уметь выполнять технические действия спортивной игры.
Тематика 4. Организация и проведение спортивных мероприятий в лицее. Проведение спортивных мероприятий в лицее для развития и популяризации игры волейбол, пропаганда здорового образа жизни, повышение уровня физической культуры учащихся лицея и укрепление дружеских связей с учащимися лицея. Выявление сильнейшей команды лицея для участия в соревнованиях различного уровня.
Требования: Принимать и участвовать в соревнованиях различного уровня.
4775835-453390ПЛАВАНИЕ – 16 ч.
Тематика 1. Базовые понятия – 1 ч.
Применяется в процессе занятий.
Плавание - один из самых популярных видов спорта – (урок- проект);
Правила техники безопасности на занятиях по плаванию. Личная гигиена. Оздоровительное плавание в средней школе. Влияние физических упражнений на организм человека. Влияние плавания на физические качества (выносливость, скоростно-силовые качества, скоростную выносливость, координационные способности). Роль плавания в повседневной жизни.Спортивное плавание, основные стили плавания. Теоретические сведения о технике плавания кролем на груди, кролем на спине, брассом, баттерфляем. Влияние плавания на формирование правильной осанки, укрепление свода стопы.Влияние плавания на укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Краткие сведения о водных видах спорта.
Достижения российских пловцов в разных видах водного спорта.
Требования: Знать основные правила при проведении соревнований по плаванию. Знать и выполнять технику безопасности на занятиях плаванием. Выполнять правила поведения на занятиях. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при получении различных травм.
Тематика 2. Техники спортивных способов плавания
Положение тела. Дыхание. Движения ногами. Движения руками. Общее согласование движений; Проплывание длинных и коротких отрезков;
проплывание отрезков на наименьшее количество гребков; умение применять различные варианты техники плавания в изменяющихся условиях; формирование индивидуальной техники плавания в соответствии с особенностями телосложения и уровнем физической подготовленности.
Требования. Знать и выполнять технику спортивных способов плавания. Уметь выполнять дыхание в воде и при плавание.Уметь выполнять нормативы физической подготовки по плаванию. Уметь выполнять комплексы упражнений на воде. Уметь плавать кролем, брассом, на спине. При плавании кролем на груди и кролем на спине, плаванием способом брасс и баттерфляй показывать правильную технику в согласовании работы рук, ног и дыхания. Уметь оказывать первую помощь на воде.
Тематика 3. Технические приёмы и командно-тактические действия. Совершенствование индивидуальной и командной техники по плаванню.
Требования:
Тематика 4.Организация и проведение спортивных мероприятий в лицее
Проведение спортивных мероприятий в лицее для развития и популяризации по плаванию, пропаганда здорового образа жизни, повышение уровня физической культуры учащихся и укрепление дружеских связей с учащимися лицея. Выявление сильнейшей команды лицея для участия в соревнованиях различного уровня.
Требования: Принимать и участвовать в соревнованиях различного уровня
4528185-262890БАДМИНТОН – 14ч.
Тематика 1. Базовые понятия
Применяется в процессе занятий
Бадминтон - один из видов спорта – (урок- проект);
потребность организма для правильного функционирования, личная гигиена школьника, режим дня, реакция организма на различные физические нагрузки, роль обязательных занятий физической культурой и спортом. Правила игры и ведения счета. Мера безопасности на занятиях физической культурой и спортом. История и развитие бадминтона. Оборудование и инвентарь.Ходьба и бег (как правильно ходить и бегать по площадке); Правила соревнований ; Техника безопасности на занятия бадминтоном; Правила поведения на занятиях. Самоконтроль на занятиях. Оказание первой медицинской помощи при различных травмах.
Требования: Знать основные правила при проведении соревнований по бадминтону. Знать и выполнять технику безопасности на занятиях. Выполнять правила поведения на занятиях. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при получении различных травм.
Тематика 2. Спец. упражнения для развития скорости реакции, внимания, оперативного мышления
Правильное перемещение по площадке. Обучение различным способам держания ракетки. Имитация упражнений без ракетки и без волана, с ракеткой и без волана, с ракеткой и подвесным воланом. Обучение основной стойке при подаче, при приеме подачи, при ударах. Жонглирование воланом. Обучение подаче. Обучение ударам. Обучение замаху при ударах. Привитие навыков слежения за воланом во время игры и за противником. Ознакомление с простыми тактическими комбинациями на 2-3 удара. Наиболее распространенный вид урока по бадминтону - упражнения с партнером. Каждый из партнеров поочередно подает другому воланы для отработки техники определенного удара или элементов передвижения и выполнения ударов. Во время групповых занятий особое внимание уделяется вопросам тактической игры и совершенствованию взаимодействий в парах.
Требования: уметь выполнять технические действия спортивной игры
Уметь выполнять уровень двигательной и технической подготовленности юного бадминтониста
Тематика 3.Технические приёмы и командно-тактические действия Совершенствование индивидуальной и командной техники игры в бадминтон Совершенствование технической и тактической подготовки в бадминтоне. Упражнения для обучения технико-тактическим действиям: короткому удару с задней линии площадки; плоские удары выполняемые открытой и закрытой стороной ракетки. Тактика одиночной игры в защите; в атаке. Выполнение ударов "смеш" по прямой, по диагонали, в правый и левый угол площадки. Тактика парной игры: защитные действия игроков; атакующие действия игроков. Расположение игроков от атаки к защите и наоборот. Совершенствование технических приемов и тактических действий в бадминтоне. Прикладные упражнения и технические действия в бадминтоне: для развития реакции; для развития внимания; для развития мышления. Совершенствование ударов: "смеш"; высоко-далеких ударов по прямой, по диагонали, в правый и левый угол площадки; укороченных ударов на сетку; плоских ударов в средней зоне площадки. Тактика смешанных (микст) игр: тактические действия юноши в атаке и в защите; тактические действия девушки в атаке, в защите. Комбинационная игра: Быстрые атакующие удары со смещением обучающегося к задней линии, удары по низкой траектории в среднюю зону площадки. Упражнения специальной физической подготовки.
Требования: уметь выполнять технические действия, играть в бадминтоне по упрощённым правилам; уметь выполнять технические действия спортивной игры.
Тематика 4. Организация и проведение спортивных мероприятий в лицее Проведение спортивных мероприятий в лицее для развития и популяризации игры в бадминтон, пропаганда здорового образа жизни, повышение уровня физической культуры учащихся и укрепление дружеских связей с учащимися лицея. Выявление сильнейшей команды лицея для участия в соревнованиях различного уровня.
Требования: Принимать и участвовать в соревнованиях различного уровня
4518660182880
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
(по программе «Президентские состязания, «ГТО») –20 ч.
Тематика 1. Базовые понятия
Применяется в процессе занятий
Физическая культура и спорт в России. Краткие сведения о строении и функциях организма. Гигиенические знания и навыки. Закаливание и питание спортсмена. Врачебный контроль и самоконтроль. Основы техники выполнения упражнений. Общая и физическая подготовка. Основные направления ОФП. Основание и развитие ГТО в России. Основные направления ГТО.
Требования. Знать и понимать значение ФК для укрепления здоровья. Краткие сведения о строении человека. Режим дня. Основные гигиенические требования. Значение и содержание врачебного контроля и самоконтроля. Значение ОФП для более полного раскрытия физических и психологических возможностей.
Тематика 2. Комплекс упражнений на развитие физических качеств (по программе «Президентских состязаний», «ГТО»)
Развитие силы – основное понятие. Упражнения для развития силы – (подтягивание на перекладине различными хватами, двумя и одной рукой; сгибание и разгибание рук в упоре лёжа; в упоре на брусьях; подъём переворотом, приседание; висы и др.)
Развитие гибкости - основное понятие. Упражнения на развитие гибкости:
Скоростные способности – основные понятия. Упражнения на развитие скоростных способностей - (подъём ног или туловища на спине или на животе; приседание; бег прыжками, многоскоки, бег на скорость с низкого и высокого старта; бег на скорость с сопротивлением; упражнения с отягощением и без отягощения и др.)
Развитие выносливости- основное понятие. Упражнения для развития выносливости – (техника бега на 30-60-100м. бег на 1000м. и др.)
Требования: Знать основные понятия физических способностей. Выполнять комплексы упражнения на развитие физических способностей.
Тематика 3. Подготовка к соревнованиям «Президентские состязания» - Основные цели и задачи соревнований «Президентских состязаний», Основные требования к соревнованиям. Техника выполнения упражнений. Знать средства и методы подготовки . Знать методику развития физических качеств. Комплекс упражнений по программе.
Требования. Знать регламент программы «Президентские состязания». Знать и выполнять основные требования к соревнованиям. Знать таблицу оценок результатов тестовых испытаний . Знать и уметь выполнять технику выполнения тестовых заданий «Президентских состязаний».
Тематика 4. Подготовка к соревнованиям «Готов к труду и обороне»
Основные цели и задачи соревнований «ГТО», Основные требования к соревнованиям. Техника выполнения упражнений. Знать средства и методы подготовки . Знать методику развития физических качеств. Комплекс упражнений по програмне «ГТО»
Требования. Знать регламент программы «»ГТО». Знать и выполнять основные требования к соревнованиям. Знать таблицу оценок результатов тестовых испытаний для возраста 13-14 лет. . Знать и уметь выполнять технику выполнения тестовых заданий «ГОТОВ к труду и обороне».
Тематика 4. Организация и проведение спортивных мероприятий в лицее. Проведение спортивных мероприятий в лицее для развития и, пропаганда здорового образа жизни, повышение уровня физической культуры учащихся и укрепление дружеских связей с учащимися лицея. Выявление сильнейшей команды лицея для участия в соревнованиях различного уровня.
Требования: Принимать и участвовать в соревнованиях различного уровня.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА В УЧЕБНЫХ ЧАСАХ ПО ЧЕТВЕРТЯМТема Кол-во часов 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
1.Знания о ФК 4 1 1 1 1
Основы техники безопасности и профилактика травматизма В процессе занятий
Развитие способностей физических качеств 2.Способы физкультурной деятельности В процессе занятий
3. Физическое совершенство 98
Физкультурно-оздоровительная деятельность В процессе занятий
Спортивно-оздоровительная деятельность с обще-развивающей направленностью
Лёгкая атлетика 18 10 8
Баскетбол 12 12 Гимнастика 8 8 Волейбол 10 10 Плавание 16 4 4 4 4
Бадминтон 14 8 6
ОФП (Президентские состязания), ГТО 20 5 5 5 5
Всего 102 28 22 28 24
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕСПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ[9-13]
№ Содержание/тематическое планироование Общее количество часов Часы теоретических занятий Характеристика деятельности
обучающихся
I ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА 18 1 1.1 Вводное заняте: Формирование знаний и правила техники безопасности на уроках физическая культура по теме легкая атлетика. Лёгкая атлетика – один из самых популярных видов спорта –(урок- проект);Ходьба и бег (как правильно ходить и бегать); Правила соревнований; Самоконтроль на занятиях лёгкой атлетикой. Оказание первой медицинской помощи при различных травмах В процессе уроков Слушать информацию учителя
Знать и понимать разновидности (виды) лёгкой атлетики. Знать основные правила при проведении соревнований по лёгкой атлетике. Знать и выполнять технику безопасности на занятиях лёгкой атлетики. Выполнять правила поведения на занятиях. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при получении различных травм
1.2 Техника безопасности на занятиях Л/А В процессе уроков Знать и соблюдать ТБ на уроке
1.3 Оказание первой медицинской помощи при различных травмах В процессе уроков Знать и оказывать первую мед.помощь
1.4 Беговые упражнения: бег на длинные, средние, и короткие дистанции; ускорение с высокого старта; спринтерский бег; гладкий бег на учебные дистанции; эстафетный бег; бег спреодолением препятствий; кроссовый бег. Описывать и демонстрировать технику выполнения беговых упражнений
1.5 Прыжковые упражнения: прыжок в длоину с места Описывать и демонстрировать технику выполнения прыжковых упражнений. Анализировать правильность выполнения. Применять прыжковые упражнения для развития физических качеств, контролировать физическую нагрузку по ЧСС.
1.6 Метание малого мяча на точность, на дальность Опысывать технику метания малого мяча на точность в горизонтальную и вертикальную цели, на дальность. Анализтровать правильность ее выполнения, находить ошибки и способы ее устронения.
II БАСКЕТБОЛ 12 1 2.1. Вводное занятие:положительное влияние занятий б/л на укрепление здоровья и развитие физических качеств человека. Основные правила и приемы В процессе уроков Слушать информацию учителя, использовать игру как средство ативного отдыха. Выполнять правила соревнований.
2.2. Техника безопасности на уроках Б/Л В процессе уроков Знать и соблюдать ТБ на уроке
2.3. Основные приемы игры: техника поворотов на месте и в движении. Техника передачи одной рукой от плеча, снизу, сбоку, с отскока от пола, техника трафного броска. Техника вырывания, выбивания и перехватов мяча. Техника бросков и ловли мяча различными способами. Описывать технику выполнения баскетбольных элементов. Демонмтрировать технику выполнения баскетбольных элементов. Использовать изученные элементы в процессе игры
2.3. Первенство лицея (класса) по баскетболу Участвовать в соревнованиях
III ГИМНАСТИКА 8 1 3.1 Вводное занятие:Формирование техники безопасности и правила поведения на уроках по технике безопасности на уроках физическая культура по теме гинастика. История баскетбола – урок – проект.
Основные приёмы игры в баскетбол Самоконтроль на занятиях по баскетболу; Оказание первой медицинской помощи при различных травмах. В процессе уроков Слушать информацию учителя
3.2 Техника безопасности на уроках гимнастики В процессе уроков Знать и соблюдать ТБ на уроке
3.3 Строевые упражнения: В процессе уроков Знать и выполнять строевые упражнения
3.3 Акробатические упражнения и комбинации: акробатические комбинации, их специфические признаки и отличия от комплексом ФУ, стойка на руках, кувырок вперед, назад в полушпагад. Опысывать техниек упражнений, входящих в акробатическую комбинацию, анализировать правильность их выполнения, занять правила составления комбинации. Демонстрировать акробатическую комбинацию.
3.4 Опорный прыжок через гимнастического козла: техника опорного прыжка, подводящие упражнения для самостоятельного освоения опорного прыжка. Описывать технику опорного прыжка и анализировать правильность ее использования. Демонстрировать технику опорного прыжка.
3.5 IV ВОЛЕЙБОЛ 10 1 3.1 Вводное занятие: Волейбол – один из самых популярных видов спорта –(урок- проект); Ходьба и бег (как правильно ходить и бегать по площадке); Правила соревнований ; Техника безопасности на занятиях волейболом; Правила поведения на занятиях. Самоконтроль на занятиях волейболом. Оказание первой медицинской помощи при различных травмах. В процессе уроков Знать основные правила при проведении соревнований по волейболу. Знать и выполнять технику безопасности на занятиях волейбола. Выполнять правила поведения на занятиях. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при получении различных травм
3.2 Техника безопасности на уроках В/Л В процессе уроков Знать и соблюдать ТБ на уроке
3.3 Спец.упражнения
Для развития скорости реакции, внимания, оперативного мышления Слушать и выполнять основные требования
3.4 Технические приёмы и командно-тактические действия Слушать и выполнять основные требования
3.5. Основные приемы игры: техника нижней боковой и верхней прямой подачи. Техника передачи мяча двумя руками над собой, за спину, в прыжке. Техника приема мяча снизу и сперекатом на спине. Техника приема и передача мяча. Тактические действия, их цель и значение. Техника прямого нападающего удара. Описывать технику выполнения волейбольных элементов. Демонстрировать технику выполнения волейбольных элементов. Использовать изученные элементы в процессе игры.
3.6 Первенство лицея (класса) по волейболу Участвовать в соревнованиях
IV ПЛАВАНИЕ 16 1 4.1 Вводное занятие:Формирование правил и техника безопасности на уроках по физической культуры по теме гимнастика. Знать основные правила при проведении соревнований по плаванию. Знать и выполнять технику безопасности на занятиях плаванием. Выполнять правила поведения на занятиях. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при получении различных травм. В процессе уроков Слушать информацию учителя
4.2 Техника безопасности на уроках по плаванию В процессе уроков Знать и соблюдать ТБ на уроке
4.3 Спец.упражнения
по плаванию, дыхательные упражнения Слушать и выполнять основные требования
4.4 Техника плавания различными способами Слушать и выполнять основные требования
4.5 Соревнования по плаванию Участвовать в соревнованиях
V БАДМИНТОН 14 1 5.1 Вводное занятие: Формирование правил и техника безопасности на уроках по физической культуре по теме бадминтон. Бадминтон - один из видов спорта – (урок- проект);
потребность организма для правильного функционирования, личная гигиена школьника, режим дня, реакция организма на различные физические нагрузки, роль обязательных занятий физической культурой и спортом. Правила игры и ведения счета. . История и развитие бадминтона. Оборудование и инвентарь.Ходьба и бег (как правильно ходить и бегать по площадке); Правила соревнований; В процессе уроков Слушать информацию учителя
Знать основные правила при проведении соревнований по бадминтону. Знать и выполнять технику безопасности на занятиях. Выполнять правила поведения на занятиях. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при получении различных травм.
5.2 Техника безопасности на уроках Б/Н В процессе уроков Знать и соблюдать ТБ на уроке
5.3 Спец.упражнения
Для развития скорости реакции, внимания, оперативного мышления Слушать и выполнять основные требования
5.4 Технические приёмы и командно-тактические действия Слушать и выполнять основные требования
5.5 Первенство лицея (класса) по бадминтону Участвовать в соревнованиях
VI ОПФ 20 1 5.1 Вводное занятие: Физическая культура и спорт в России. Краткие сведения о строении и функциях организма. Гигиенические знания и навыки. Закаливание и питание спортсмена. Врачебный контроль и самоконтроль. Основы техники выполнения упражнений. Общая и физическая подготовка. Основные направления ОФП. Основание и развитие ГТО в России. Основные направления ГТО.
В процессе уроков Слушать информацию учителя
Знать и понимать значение ФК для укрепления здоровья. Краткие сведения о строении человека. Режим дня. Основные гигиенические требования. Значение и содержание врачебного контроля и самоконтроля. Значение ОФП для более полного раскрытия физических и психологических возможностей.
5.2 Техника Безопасности на уроках по ОФП В процессе уроков Знать и соблюдать ТБ на уроке
5.3 Комплекс упражнений развития физических качеств (по программе
Президентских состязаний,ГТО) Слушать и выполнять основные требования
Органиывывать и проводить самостоятельные занятия физической подготовкой, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой. Выполнять нормативы физической подготовки.
5.4 Подготовка к соревнованиям «Президентские состязания», ГТО Слушать и выполнять основные требования
5.5 Первенство лицея (класса)
«Президентские состязания», ГТО Участвовать в соревнованиях
VII ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В процессе занятий Слушать и выполнять основные требования
Участвовать в олипиадах по физической культуре.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ [124-126]Знания о физической культуре:Выпускник научится: рассматривать физическую культуру как явление культуры,выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе; характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированиемкачеств личности и профилактикой вредных привычек;понимать, что такое допинг, раскрывать основы антидопинговых правил и концепции честного спорта, осознавать последствия принятия допинга; раскрывать базовые понятия и термины физической культуры,применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенностивыполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств; разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебнойнедели; руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды взависимости от времени года и погодных условий; руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. Выпускник получит возможность научиться:характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и рольПьера де Кубертена в становлении современного олимпийскогодвижения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийскихигр; характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принёсших славуроссийскому спорту;определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связьмежду развитием физических качеств и основных систем организма.Способы двигательной (физкультурной) деятельностиВыпускник научится:использовать занятия физической культурой, спортивные игрыи спортивные соревнования для организации индивидуального отдыхаи досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма; классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировкув процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств; самостоятельно проводить занятия по обучению двигательнымдействиям, анализировать особенности их выполнения, выявлятьошибки и своевременно устранять их; тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятийфизической подготовкой;взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельнойучебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведениизанятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.Выпускник получит возможность научиться: выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленновоздействующие на развитие основных физических качеств (силы,быстроты, выносливости, гибкости и координации движений); выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений; выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках(в высоту и длину); выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в процессепрохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);выполнять основные технические действия и приёмы игры вфутбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности; выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья; преодолевать естественные и искусственные препятствия спомощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега;
Оценки результатов тестирования учащихся 8 классовдля определения уровня физической подготовленностиМальчики
Класс Бег 100 м
(сек) Прыжок в длину с места (см) Бросок малого мяча на дальность с разбего
(м) Подтягивание (высокая перекладина) (кол – во раз) Поднимание туловища, кол-во раз за 30 сек Прыжки через скакалку кол-во раз 1 мин.
«3» «4» «5» «3» «4» «5» «3» «4» «5» «3» «4» «5» «3» «4» «5» «3» «4» «5»
5 17.5 17.0 16.5 150 170 205 28 37 42 5 8 10 15 25 30 70 80
71 90
100
Девочки
Класс Бег 100 м
(сек) Прыжок в длину с места (см) Бросок малого мяча на дальность с разбего
(м) Подтягивание (низкая перекладина) (кол – во раз) Поднимание туловища, кол-во раз за 30 сек. Прыжки через скакалку кол-во раз 1 мин.
«3» «4» «5» «3» «4» «5» «3» «4» «5» «3» «4» «5» «3» «4» «5» «3» «4» «5»
5 20.2 19.2 18.2 140
165
175 17 21 27 5 8 15
10 20 30
90 90 110
Оценка успеваемости по физической культуре в 8 классах проводится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, знаниями и умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов. Оценка должна стимулировать активность подростка, интерес к занятиям физической культурой, желание улучшить собственный результат.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕУМК.
1. Физическая культура: Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. М.; Вентана-Граф, 20117. С. (Современное образование). ISBN-978-5-360-00639-8
2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта.
3. Федеральный базисный учебный план, примерные учебные планы.
4. Примерные программы общего образования.
5. Методические письма о преподавании учебного предмета.
6. Требования к оснащению образовательног7о процесса.
7. «Программы общеобразовательных учреждений: Физическая Культура: 5-11 классы.Основная школа. Средняя школа: Базовый и профильный уровень». (Автор программы А.П. Матвеев 2013 г., допущено Министерством образования РФ).
8. А.П. Матвеев. Уроки физической культуры. Методические рекомендации.
5-7 классы. М.; Просвещение. 2014 – 80 с. ISBN 978-5-09-024012-3
9. А.П. Матвеев А.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. /А.П. Матвеев. – М.Физкультура и спорт,1991. – 543с.
10. Учебник для учащихся 6-7 классов. А.П. Матвеев. «Просвещение» - 2015 г.
11. Рабочая программа по физической культуре. 5 класс к УМК А.П. Матвеева М: Просвещение /сост. О.П. Авдеева. – М.:ВАКО, 2016г. ISBN978-5-408-02463-6
11. Стандарты второго поколения. Просвещение 2015 г.
Дополнительная литература
1. В.И. Вивенко «Физкультура. 5-11 классы»: календарно-тематическое планирование по 3-х часовой программа /авт.-сост. В.И. Вивенко.-Волгоград. Учитель,2006. – 254с. ISBN – 5-7057-0908-0.
2. Ю.Д. Железняк Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие для студ.высш.пед. учеб. заведений /Ю.Д. Железняк, В.М.Минбулатов.- М.:Издательский центр «Академия», 2004. -272 с.
ISBN – 5-7695-1525-2.
3. Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова «Физическая культура» Содержание образования:
4. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 160 с. (Современное образование).
ISBN 978-5-360-000639
5. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект.
Книга для педагога. / Ю.А.Янсон. – Ростов н/Д, 2004. – 624с.
Специфическое сопровождение (оборудование, приборы, диски)
1. ЭУМК, разработанные СарИПКиПРО, кафедрой естественнонаучного образования:
«Методика развития кондиционных и координационных способностей школьников на материале базовых видов спорта»
«Организация проблемного обучения
«Теоретические основы и методика формирования и развития физической культуры личности школьника»
«Координационные способности»
Учебные диски
«Организация спортивной работы в школе» - (компакт-диск) – издательство Учитель 2010.
Физическая культура 1-11 классы - (компакт-диск) - издательство Учитель 2010
«История Спорта» - компакт – диск
Уроки – проекты по темам школьной программы, разработанные учителями физической культуры.
- техника безопасности на уроках по ФК;
- Похитители здоровья.
- Баскетбол
- Волейбол
-Здоровьесберегающие технология на уроках ФК;
- История Олимпийских игр и др.
ЭОР Тесты для оценки развития скоростных способностей»
ЭОР Упражнения для развития скоростно-силовых способнотей по программа А.П. Матвеева.
3. Используется техническая оснащённость и оборудование кабинетов лицея.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССАПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА№ Наименование объектов и средств материально-технического оснащения Необходимое количество Примечание
1 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1 Стандарт основного среднего(полного) общего образования по ФК (базовый уровень) Д Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программного-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивно зала)
1.2. Примерная программа по ФК среднего (полного) общего образования (базовый уровень) Д 1.3 Федерального Государственного Образования Стандарта 2 поколения; Д 1.4 Внеурочная деятельность школьников Стандарта 2 поколения Д 1.5 Методический конструктор Д 1.6 Примерная специальная образовательная программа спортивно-оздоровительной деятельности подростков (для среднего и старшего звена)
3 час урока Д 1.7 Учебник по физической культуре 5-11 класс К В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки РФ
1.8 Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета ФК Г Комплекты разноуровневых тематических заданий, дидактических карточек
1.9 Научно-популярная и художественная литература по ФК и спорту, олимпийскому движению Д В составе библиотечного фонда
2 Демонстрационные печатные пособия
2.1 Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности Д 2.2 Плакаты методические Д Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, ОРУ и корригирующим упражнениям
№ Наименование объектов и средств материально-технического оснащения Необходимое количество Примечание
3. Экранно-звуковые пособия – Технические средства обучения
3.1 Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета ФК Д 3.2. Мультимедийный компьютер Д Технические требования: графическая оперативная система, привод чтения-записи компакт-дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Колонки. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных)
3.3 Мегафон Д 3.4. Сканер Д 3.5. Принтер Д 3.6 Копировальный аппарат Д 4. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
4.1 Скамейка гимнастическая жёсткая Г 4.2 Гимнастическая перекладина Г 4.3 Гимнастические маты К 4.4 Футбольные мячи К 4.5 Волейбольные мячи К 4.6 Гимнастические скакалки К 4.7 Ракетки для бадминтона К 4.8 Волан К 4.9 Сетка для волейбола Д 4.10 Сетка для бадминтона Д 4.11 Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой Д 4.12 Стойки волейбольные Д 4.13 Стойки для бадминтона Д 4.14 Сетка для хранения и переноски баскетбольных мячей Д 4.15. Сетка для хранения и переноски волейбольных мячей Д 4.16 Номера нагрудные К 4.17 Компрессор для накачивания мячей Д 4.18 Аптечка медицинская Д № Наименование объектов и средств материально-технического оснащения Необходимое количество Примечание
5. Спортивные залы (кабинеты) – Пришкольный стадион (площадка)
5.1 Спортивный зал игровой С раздевалками для мальчиков и девочек
5.2 Кабинет учителя 5.3 Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования Включает в себя стеллажи, контейнеры
5.4 Игровое поле для игры в волейбол Д 5.5 Игровое поле для игры в баскетбол Д 5.6 Игровое поле для игры в бадминтон Д 5.7 Лёгкоатлетическая трасса Д 5.8 Бассейн Д