Рабочая программа по обществознанию 10 кл на 2016-2017 учебный год (базовый уровень)
«Согласовано»
Руководитель МО
_________________________Гитингаджиев М.
Протокол № ______ от
«____»_______________________2016 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
_______________________Гусейнов Г.У..
«____»___________________2016 г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ «Батлухская СОШ»
________________________Омаров А.М.
Приказ № ___ от «___»______________2016 г.
Рабочая программа
по обществознанию 10 кл
на 2016-2017 учебный год
(базовый уровень)
Составлена учителем
обществознания
Гусейновым Г.У.
2016 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по обществознанию.
Рабочая программа по обществознанию в 10 классе составлена в соответствии с:
федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
авторской программой Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А. И. Матвеева, которая включена в сборник: Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6 -11 классы – М. «Просвещение» 2010 гфедеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
обязательным минимумом содержания учебных программ
Рабочая программа по обществознанию в 10 общеобразовательном классе рассчитана на 2 часа в неделю, итого - 70 часов.
Учебник: Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2009г.
Изучение обществознания в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
3. Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально- экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования..
4. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности ,умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, освоение способов познавательной, коммуникативной деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно- бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения , установленными законом ; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Для реализации данных целей запланировано использование следующих форм организации образовательного процесса: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок- исследование.. А также осуществляется применение следующих технологий и методик: уровневая дифференциация; проблемное обучение; технология критического мышления, информационно-коммуникационные технологии; коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава). В ходе учебного процесса используются как традиционные формы урока (объяснения нового материала, обобщения и систематизации, контроля), так и нетрадиционные формы (урок-лекция, , исследование, интегрированный).
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Изменения, внесенные в Рабочую программу:
В календарно-тематическое планирование по обществознанию в 10 классе внесены изменения:, т.к. в программе предусмотрено 4 часа резерва учебного времени. К тому же в программе по данному предмету на раздел 2 «Основные сферы общественной жизни» планируется отвести 38 часов, но из-за полиграфической опечатки фактически по сумме 37 часов( 8+4+14+11=37). Таким образом резервное время из-за ошибки в количестве фактически предусмотренных часов составляет 5 часов. Из них по 1 часу отводится на повторительно - обобщающие уроки по темам «Политическая сфера» и «Право как особая система норм», 1 час выделен на изучение темы «Право как особая система норм» и 2 часа выделено дополнительно на заключительные уроки.
Изменения внесены в следующие разделы:
№п/п Разделы, темы Количество часов в примерной программе общеобразовательных учреждений Количество часов в рабочей программе
Раздел1. Общество и человек
1 Общество 4 4
2 Человек 12 12
Раздел 2
3 Духовная культура 8 8
4 Экономическая сфера 4 4
5 Социальная сфера 14 14
6 Политическая сфера 11 11+1
Раздел 3
7 Право как особая система норм 10 10+1+1
8 Заключительные уроки 2 2+2
9 Резерв 4 ИТОГО: 69 70
В связи с тем, что уроки обществознания выпадают на каникулярные и праздничные дни в рабочей программе произведено уплотнение уроков 67 «Общество в развитии» и 68 «Общественный прогресс, его формы»; 69 «Современный мир и его противоречия» и 70 «Человек и общество (итоговый урок)».
II. Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса.
В результате изучения обществознания ученик должен:
Знать / понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общ-х отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением
Приоритетными умениями и навыками, универсальными способами деятельности и ключевыми компетенциями являются:
Определение характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах
Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации
Применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и её извлечение из источников, созданных в различных знаковых системах ( текст, таблица, график, диаграмма, аудиовидео и др.), отделение основной информации от второстепенной , критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели( сжато, полно, выборочно).
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью( ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)
Работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка СМИ
Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
Участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза ( умениями отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
Формулирование полученных результатов;
Создание собственных, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием икт;
Пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных , презентации результатов познавательной и практической деятельности;
Владение основными видами публичных выступлений ( высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога ;
III. Календарно-тематический план
Наименование раздела и тем Часы учебного времени Плановые сроки Примечание
Раздел 1. Общество и человек 16 1 Тема 1. Общество 4 2 Тема 2. Человек 12 Раздел 2. Основные сферы общественной жизни. 38 3 Тема 3. Духовная культура. 8 4 Тема 4. Экономическая сфера 4 5 Тема 5. Социальная сфера 14 6 Тема 6. Политическая сфера. 12 Раздел 3. Право 12 7 Тема 7. Право 12 8 Заключительные уроки 4
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п Дата
план Дата
факт Тема урока Цели Основные понятия ЗУН Подготовка к ЕГЭ Методическое оснащение Вид контроля Д/З
1 Общество как совместная жизнедеятельность людей.
Продолжить формирование чёткого представления об обществе как совместной жизнедеятельности людей. Общество, государство, страна.
Узкий и широкий смысл понятия «общества» Учить высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения понятий. Тест на выбор одного ответа. Презентация Проблемные задания § 1
(стр.7-10), вопросы 1-4
2 Общество и природа. Общество и культура.
Продолжить формирование у учащихся представления о взаимодействии человека с природной средой и проблемах их взаимодействия. Экономическая , политическая, духовная, социальная сферы жизни общества. Объяснять сущность сфер общества, объяснять взаимосвязь всех сфер на конкретных примерах. Уметь работать в группах. Анализ текста Схема,
таблица Устный опрос, проблемные задания. § 1 (стр. 10-16), вопросы 5-8
3 Общество как сложная динамическая система. Социальные институты.
Сформировать представления учащихся об обществе как сложной динамической системе. Общество как социальная организация страны, основные признаки общества, движущие силы развития. Работа с материалами СМИ, решение проблемных вопросов. Тест на выбор нескольких ответов. диск Уст.опр. в форме диспута, проверка д/з в форме фронт..
опроса. § 2, вопросы (стр. 26)
4 Общество.
(повторительно-обобщающий)
Закрепить знания учащихся по теме «Общество». Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения понятий. Работа с документом Презентация Устный опрос, проблемные задания. Стр. 27, эссе по выбору
5 Природа человека.
Дать учащимся представление о человеке как продукте биологической, социальной и культурной эволюции. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Знать понятия, объяснять взаимосвязь человека, общества и природы, уметь высказывать свое мнение Работа с документом
Задание на выбор верных суждений. диск Практические задания. § 3 (стр.27-31). Подготовка сообщений на тему следующего урока
6 Науки о человеке.
Познакомить с основными науками, объектом изучения которых является человек. Антропогенные нагрузки. Иллюстрация ответа конкретными примерами. Задания на установление соответствия. Анализ документа. таблица Защита сообщений § 3 (стр. 31-33). Задание стр. 35
7 Человек как духовное существо.
Помочь учащимся в осознании духовно-нравственных ориентиров человека и их роли в деятельности. Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Высказывать свое мнение, характеризовать моральные ценности, знать понятия Работа с док-ми составление таблицы Презентация Устный опрос.
§ 4 (стр.35-40).
8 Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Сформировать представление учащихся о роли мировоззрения в жизни человека. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Работа в группах Классификация объектов
по критерия Презентация Опрос в форме диспута. § 4 (стр. 40-44).
9 Деятельность – способ существования людей.
Дать представление о деятельности человека и её многообразии. Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Знать понятия, уметь характеризовать черты деятельности, определять ее мотивы. Составление схемы «Потребности человека» диск Опрос в форме диспута. § 5 (стр. 46-49).
10 6.10 Многообразие деятельности.
Сформировать представления учащихся о многообразии форм человеческой деятельности, о природе сознания и особенностях его формирования. Виды деятельности: творческая, трудовая, игра, учебная. Соотношение деятельности и общения. Раскрывать на примерах многообразие видов деятельности, определять взаимосвязь деятельности и сознания. Решение познавательных задач Презентация Тест. § 5 (стр. 50-53). Вопросы стр. 54
11 Познание и знание.
Способствовать пониманию учащимися видов и ступеней познания. Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Многообразие путей познания. Знать понятия, уметь объяснять сущность чувственного и рационального познания. Работа с документом Презентация Беседа. § 6 (стр. 55-58).
12 Истина и ее критерии.
Дать учащимся представление об особенностях научного познания, истины и её критерии. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение.
Анализировать собственные и чужие взгляды на познание мира, объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения. Написание эссе схемы Групповые письменные задания по карточкам. § 6 (стр. 58-63).
13 Ненаучное познание. Многообразие форм человеческих знаний. Познакомить учащихся с многообразием форм человеческих знаний. Социальное и гуманитарное знание. Уметь анализировать текст документа по вопросам. Анализ документа презентация Тест. § 6 (стр. 63-65).
14 23.10 Человек в системе социальных связей.
Сформировать устойчивое представление учащихся о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Уметь характеризовать основные точки зрения на соотношение биолог-го и социал-го в человеке. Выделять признаки понятия «личность».
Анализ таблицы, решение познавательных задач диск § 7 (стр. 67-71).
15 Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности Продолжить формирование чёткого представления у учащихся о месте человека в системе социальных связей, о процессе социализации личности и выборе форм жизнедеятельности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка. Умение анализировать таблицу стр. 77, делать необходимые выводы. Анализ документа стр. 75 Таблица Устный опрос. § 7 (стр. 71-75), вопросы и задания.
16 Общество и человек.
(повторительно-обобщающий)
Закрепить знания учащихся о человеке и его мире. Знать основные положения раздела. Уметь анализировать. Делать выводы, отвечать на вопросы. Контрольное тестирование Презентация Контрольная работа по уровням сложности. Эссе по выбору.
17 Культура и духовная жизнь общества.
Способствовать пониманию учащихся, что такое культура и каковы её виды. Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Знать понятия темы, уметь разъяснять сущность понимания культуры у различных народов, уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и уметь объяснять сущность культурного наследия Анализ источников социальной информации Презентация Задания по карточкам. § 8 (стр. 78-82). Вопросы стр.89.
18 Многообразие культур.
Продолжить работу по формированию у учащихся чётких представлений о культуре и духовной жизни общества. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Тестирование Таблица «Функции культуры» Тест со свободными ответами. § 8 (стр. 82-88, документ стр.88).
19
Наука и образование.
Дать учащимся представление о науке как виде познания и сфере жизни общества. Основная задача и исторические формы образования. Государственное и частное образование, школьное и дошкольное. Знать понятия, уметь осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения. Знать, что представляет собой образование как институт общества, уметь разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы, уметь разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней Тест на восстановление соответствия Презентация Устный опрос. § 9, документ стр.98
20 Наука и образование.
Дать представление учащимся о роли образования и его принципах. Правовые основы школьного образования. Решение проблемных задач. Тест формулировки понятия термины Вопросы и задания к § 9.
21 Мораль
Сформировать представления учащихся о морали от возникновения её до наших дней. Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Знать понятия, особенности мировых религий, уметь определять становление нравственного в человеке, составлять таблицу и словарь по теме. Отработка заданий группы «В» Презентация Составление схем и таблиц § 10 (стр. 100-106). Вопросы 1-4
22 Религия.
Дать представление о религии как мировоззрении и особой древнейшей сфере духовной культуры. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Составление таблицы «Мировые религии» Презентация Тест. § 10 (стр. 106-111). Вопросы 5-6, -зад-я
23 Искусство и духовная жизнь.
Сформировать представления учащихся об искусстве как форме человеческой деятельности. Различные трактовки искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Уметь анализировать произведения искусства, пояснять, кто является субъектом худож-й культуры. Выработать умение аргументировать разные оценки перспектив духовного развития совр-й России. Работа с документом, стр. 123-124 Схема «Искусство и его формы» Образные задания творческого характера. § 11, вопросы.
24 Духовная культура.
(повторительно-обобщающий Закрепить знания учащихся о культуре, её видах и духовной жизни общества. Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Тестирование по теме. Тесты. Эссе, вопросы.
25 Роль экономики в жизни общества
Дать учащимся представление о роли экономики в жизни общества. Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Знать понятия, уметь определять поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере, решать творческие задачи по проблемам ориентации в сложных процессах экономической жизни. Задания с выбором одного ответа. Презентация Опрос в устной форме. § 12 (стр. 125-130). Вопросы 1-3
26 Структура экономики. Экономические системы
Дать учащимся представление о роли экономики в жизни общества. Производство, потребление, распределение. Фирмы, рынок – основные институты современной экономики Работа с документом (стр. 135) Презентация Решение творческих задач. § 12 (стр. 130-135). Вопросы 4-7
27 Экономическая культура.
Дать учащимся представление о сущности и структуре экономической культуры. Экономическая культура: сущность и структура. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Знать основные элементы экономической культуры, объяснять суть и значение грамотного и нравственно-ценного поведения человека в экономике Работа с документом (стр. 149) Презентация Устный опрос. Составление памятки «Этический кодекс предпринимателя» § 13. Вопросы и задания к параграфу
28 Экономика.
(повторительно-обобщающий) Проверить качество и прочность знаний учащихся. Знать основные положения темы, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работы с текстом учебника, выделяя главное, использовать ранее изученный материал для решения позн-х задач Контрольное тестирование Тесты Тестирование по разным уровням сложности. Эссе по выбору
29 Социальная структура общества.
Сформировать представление учащихся о сущности социальной системы общества. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Уметь анализировать соц-й образ, имидж личности, объяснять поступки людей в соответствии с их соц-й ролью, пояснять, как принадлежность к опред-му классу оказывает влияние на жизнь людей, анализировать положение человека в обществе с использованием
социолог-х понятий. Составление схемы «Социальная структура общества» Презентация Устный опрос. § 14 (стр. 151-155).
30 Социальная структура общества.
Способствовать систематизации знаний учащихся о социальной структуре общества. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Анализ документа, стр. 160 Презентация Практическое занятие. § 14 (стр. 155-160).
31 Социальные отношения и взаимодействия.
Дать представление о социальных связях, отношениях и взаимодействии, конфликтах на производстве: их видах и типах. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт Уметь определять последствия социальных конфликтов. Объяснять социальные аспекты труда. Анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни, анализировать разные позиции в отношении поляризации общества и причины способствующие этому, причины подтолкнувшие людей к порогу бедности. Презентация Устный опрос. § 15 (стр. 162-164).
32 Социальные аспекты труда, культура труда Дать представление о социальных аспектах труда. Определение измерение богатства. Источники дохода класса богатых. Средний класс. Социальные аспекты труда. Культура труда. Неравенство, богатство и бедность. Анализ документа, стр. 171 Презентация Решение проблемных задач § 15 (стр. 164-171).
33 Повторение «Социальные взаимодействия» Повторение изученной темы Знать понятия темы, уметь анализировать информацию, выполнять тестирование. Контрольное тестирование. Тест. Написание эссе.
34 Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
Сформировать представление о социальных нормах и санкциях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка. Социальные нормы. Социальный контроль и самоконтроль. Приводить примеры по видам социальных норм. Составление таблицы «Виды социальных норм». Диск. Устный опрос. § 16 (стр. 173-176).
35 Девиантное поведение. Дать учащимся представление о девиантном поведении. Девиантное поведение. Умение составлять таблицу «Виды социальных норм». Зад-я с выбором -ответов. Анализ док-та, стр. 182 Презентация. Анализ материалов, выполнение заданий. § 16 (стр. 176-179).
36 Можно ли победить преступность?
Дать учащимся представление о преступности – самом опасном проявлении отклоняющегося поведения. Отклоняющееся поведение. Преступность. Работа по группам Презентация Устный опрос. § 16 (стр. 179-182).
37 Нации и межнациональные отношения.
Углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей. Отношения между национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями – государствами. Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на исторические примеры. Уметь анализировать этнические конфликты современного общества, уважительно относиться к национальной инакости людей Эссе на тему: «Причины межнациональных конфликтов и пути их преодоления» Диск Устный опрос. § 17 (стр. 184-188). Документ, стр. 193
38 Межнациональные конфликты и пути их преодоления Сформировать представления об этносоциальных конфликтах, их типах, путях урегулирования. Этноцентризм и национальная нетерпимость. Презентация Устный опрос. § 17 (стр. 189-193).
39 Семья и быт.
Дать представление о семье, её функциях. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Уметь описывать жизненный цикл семьи, анализировать мотивы и причины распада семьи, семейные отношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций. Анализ документа, стр.205 Презентация Устный опрос. § 18. Вопросы, стр. 206
40 Семья и быт.
Дать представление о семье, её функциях. Выполнение проблемных заданий 41 Социальное развитие и молодёжь.
Сформировать представление учащихся о социальных процессах в современной России и молодёжи как социально-демократической группе. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура. Уметь характеризовать особенности молодежи как соц-й группы, знать льготы для несовершеннолетних, проблемы молодежи. Анализ документа, стр. 216 Презентация Устный опрос. § 19. Вопросы, задания, стр. 217
42 Социальная сфера.
Повторительно-обобщающий урок Анализировать, делать выводы, решение тестов Тестирование Эссе по выбору
43 Политика и власть.
Дать представление о политической сфере и политических институтах. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Знать какие существуют формы проявления влияния в обществе, уметь пояснять, что такое власть, ее виды, анализировать конкретные ситуации, связанные с борьбой за власть. Анализ документа, стр. 227-228 Диск Проблемные задания. § 20 (стр. 218-221).
44 Политические институты и отношения. Раскрыть сущность политических отношений и политической власти. Сформировать представление учащихся о структуре политической системы. Анализ заданий группы «В» по данной теме Презентация Устный опрос § 20 (стр. 222-227).
45 Государство как политический институт и его функции.
Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Знать, что такое политическая система, признаки и функции государства, уметь их анализировать. Уметь давать разъяснения слову «государство» употребляемому в различных значениях. Анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности. Составление схемы «Политическая система» Диск Устный опрос. § 21 (стр. 229-233).
46 Политические режимы Сформировать представление учащихся о политических режимах как способах осуществления политической власти. Политические режимы. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Структура парламента. Анализ документа, стр. 239 Презентация Устный опрос. § 21 (стр. 234-237).
47 Правовое государство.
Сформировать представление учащихся о гражданском обществе и правовом государстве, принципе разделения властей. Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества, правового государства
История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Знать основные понятия темы, что представляет собой институт «гражданства», уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, анализировать взаимоотношения государства и общества. Выполнение заданий на соотнесение понятий. Презентация Составление кластера «Правовое государство» § 22.
48 Гражданское общество.
Анализ документа, стр. 250
Презентация Опрос в форме диспута. § 22. Эссе «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»
49 Средства массовой коммуникации, их роль в повседневной жизни общества. Раскрыть роль СМИ в жизни общества. История СМИ, значение СМИ в жизни общества. 1.Знать основные положениятемы.
2.Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Тренировочные задания группы В Презентация Анализ материалов, выполнение проблемных заданий. § 22 Стр 248-249, эссе по выбору.
50 Демократические выборы и политические партии. Партийные системы. 1.Знать типологию политических партий и их сущность. Многопартийность и партийные системы. Знать типологии политических партий и их сущность. Уметь определять сходство и различие мажоритарной и пропорциональных политических систем. Работа с документом, стр. 260-261 Презентация Устный опрос. § 23 (стр. 256-259), вопросы с.261.
51 Избирательная система.
1.Знать, что представляет собой система демократических выборов.
2.Уметь определять сходство и различие мажоритарной и пропорциональной выборной системы. Избирательная система. Типы избирательных систем Политическое участие. Задания на определение соответствия Презентация Творческие задания. § 23 (стр. 252-256), материалы из СМИ по теме
52 Участие гражданина в политической жизни.
1.Знать, что представляет собой голосование, референдум и их механизм.
2.Уметь объяснить сущность активного и пассивного изб-го права. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Уметь высказывать свою точку зрения и работать в группах. Анализ материала из СМИ по теме Презентация Устный опрос. § 24 (стр. 262-268).
53 Политическая культура, ее типы.
1.Уметь анализировать собственные и чужие полит-е симпатии и определять факторы, способствующие полит-й активности населения.
2.Знать, каким образом люди могут участвовать в политической жизни Политические предпочтения людей. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни страны. Уметь объяснять сущность активного и пассивного избирательного права, анализировать свои и чужие политические симпатии Работа с документом, стр. 270 Презентация Творческое задание. § 24 (стр. 268-270).
54 Политическая сфера. Повторительно-обобщающий урок Закрепить знания учащихся по теме. Знать основные положения главы. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения Контрольное тестирование Презентация Анализ материалов, выполнение пробл-х заданий. Эссе по выбору
55 Право в системе социальных норм.
Углубить знания учащихся о сути и признаках права, помочь выявить специфику права в системе социальных норм. Расширить знания о системе права, ее основных элементах. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.
Социальные нормы. 1.Знать, чем отличаются подходы к определению права.
2.Уметь объяснить, в чём заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия.
3.Роль системы права в регулировании общественных отношений. Анализ документа, стр. 282 Презентация Анализ материалов, выполнение проблемных заданий.
§ 25 (стр. 273-276). Вопросы к параграфу
56 Система права. Нормы права.
1.Знать, что общего между моралью и правом.
2.Знать, что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие. Анализ схем, таблиц. Презентация Составление таблицы. § 25 (стр. 276-282).
57 Источники права.
Дать научное представление об основных источниках права, раскрыть соотношения различных видов нормативных актов, углубить понимание особого положения конституции, как главного источника права. Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов. 1.Уметь пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права.
2.Уметь определить, нормами каких отраслей права регулируется определённая жизненная ситуация и куда следует обратиться
Анализ документа, стр. 293 Презентация. Составление схемы «источники права». § 26.
58 Правоотношения и правонарушения.
1. Разъяснить сущность таких понятий, как «правосознание» и «правовая культура» личности.
2. Раскрыть важнейшие признаки правоотношений. Что такое правоотношения. Знать определение основных понятий темы,
определять особенности правонарушений.
Уметь объяснить различия между проступком и преступлением.
Уметь называть главные черты юридической ответственности. Анализ документа, стр. 304 Диск. Составление таблицы «виды юридической ответственности» § 27 (стр. 295-299).
59 Система судебной защиты РФ. Что такое правонарушения. Юридическая ответственность. Выполнение заданий на соотнесение понятий. Презентация. Творческое задание. § 27 (стр. 299-303).
60 Современное российское законодательство. Конституционное право Уметь объяснить основные цели судебной системы. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Конституционное право. Уметь объяснять общие черты и специфику отраслей российского права, определять сходство и отличие проступка от преступления
Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
Высказывать собственную точку зрении или обосновывать известные. Задания на выбор одного правильного ответа. Презентация. § 28 (стр. 306-307).
61 Основы административного, гражданского права. Объяснить основные черты и специфику отраслей российского права. Административное право. Гражданское право. Работа с документом, стр. 316 Презентация. Анализ материалов, выполнение проблемных заданий. § 28 (стр. 307-312).
62 Основы трудового, семейного права. Разъяснить отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров. Познакомить с основами семейного права. Трудовое право. Семейное право. Презентация. § 28 (стр. 312-316),
63 Основы уголовного, экономического права. Разъяснить сходство и различие проступка от преступления. Уголовное право. Экологическое право. Тренировочные задания группы «В» по теме Презентация. Творческое задание § 28 (стр. 312-316),
64 Предпосылки правомерного поведения.
1.Объяснить, что такое правосознание и охарактеризовать его основные элементы.
2.Разъяснить взаимодействие права и правосознания.
3.Объяснить, что такое правомерное поведение и его признаки. Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. Характеризовать элементы правосознания, объяснять предпосылки правомерного поведения Эссе по теме «Правомерное поведение» Презентация Анализ материалов, выполнение проблемных заданий.
§ 29, с.318-320,вопросы с.327
65 Правовая культура Объяснить, что такое правовая культура и охарактеризовать её основные элементы.
2.Разъяснить взаимодействие права и правовой культуры. Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. Характеризовать элементы правосознания, объяснять предпосылки правомерного поведения Выполнение заданий на соотнесение понятий. Презентация Творческое задание. § 29, с.321-325,задания с.327
66 Право как особая система норм (повторение) Повторить и обобщить материал по теме. Контрольное тестирование Анализ материалов, вып-е проблемных заданий. Повт. понятия
67 Общество в развитии.
1.Разъяснить, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития.
2.Объяснить,что такое процесс глобализации.
3.Расширить знания об основных глобальных проблемах современности. Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблемы общественного прогресса. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса. Знать основные глобальные проблемы современности. Уметь определять, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития, объяснять, что такое процесс глобализации. Анализ документа, стр. 340 Презентация § 30 (стр. 328-334).
68 Общественный прогресс, его формы.
Решение проблемных задач Диск Анализ материалов, выполнение проблемных заданий § 30 (стр. 334-340).
69 Современный мир и его противоречия Решение проблемных задач Презентация повторить понятия
70 Человек и общество (итоговый урок). Повторить и обобщить материал по теме. Уметь анализировать, делать выводы, высказывать свою точку зрения. Анализ высказываний, стр. 343-344.; Анализ материалов повторить понятия
IV. Содержание программы учебного предмета
Раздел 1.Общество и человек.
Тема 1. Общество.
Понятие об обществе. Общество как совместная жизнедеятельность людей Общество и природа Общество и культура. Науки об обществе Структура общества. Особенности социальной системы. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Тема 2. Человек.
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и её критерии Многообразие форм человеческого знания Социальное и гуманитарное знания.. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение и социализация личности Единство свободы и ответственность личности.
Раздел 2. Основные сферы жизни.
Тема 3. Духовная культура.
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, её категории. Религия, её роль в жизни общества. Нравственная культура Искусство и духовная жизнь Искусство, его формы, Основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Тема 4 Экономическая сфера.
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура общества. Взаимовлияние экономики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.
Тема 5. Социальная сфера.
Социальная структура Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия Социальный конфликт Социальные аспекты труда. Культура труда Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальные норм, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений. Семья и быт. Семья как социальный институт Семья в современном обществе. Бытовые отношения Культура топоса. Молодежь в современном обществе. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте Молодёжная субкультура
Тема 6. Политическая сфер.
Политика и власть Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система Структура и функции политической системы Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России. Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества. Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы Многопартийность Политическая идеология Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическая культура
Раздел 3. Право.
Тема 7. Право как особая система норм.
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Систему судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России Современное российское законодательство. Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения Правосознание. Правовая культура.
Заключение.
Общество в развитии. Многовариативность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.
V.Формы и средства контроля:
индивидуальный устный, фронтальный опрос;
взаимопроверка
самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
различные виды заданий (на соответствие, с выбором ответа, раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте; задание на конкретизацию теоретических положений);
виды работ, связанные с анализом текста (ответы на вопросы, вставить пропущенные слова, составление плана);
тестирование
написание эссе; составление кластера, синквейна
составление презентаций;
VI. Перечень учебно-методических средств обучения
Литература для учителя:
Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко., С.В Обществознание Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва Астрель 2011г
Бахмутова Л.С Конспекты уроков для учителя истории.10 кл. Обществознание в трех частях. Москва. Изд. центр «Владос». 2004г
Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И и др.. Обществознание. Учебник для 10класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень – М.: Просвещение, 2009г.
Боголюбов Л.Н. Пособие для учителя «Обществознание»10 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2007г.
Лазебникова А.Ю, Рутковская Е.Л.Практикум по обществознанию(Подготовка к выполнению части 3(С)Москва «Экзамен»2011
Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва 2010г.
Степанько С.Н. Обществознание 10 класс Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова Волгоград 2008
Литература для учащихся:
Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И и др.. Обществознание. Учебник для 10класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень – М.: Просвещение, 2009г.
Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко., С.В Обществознание Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва, « Астрель» 2011г
Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва, 2010г
Оборудование и приборы:
Мультимедийный проектор
Компьютер
Презентации по темам-194
Варианты тестовых заданий по каждой теме
Мультимедийные пособия.
1-С Репетитор «Обществознание» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Обществознание» 2010