Рабочая программа по русскому языку 2 класс. Программа Школа России.
Пояснительная записка
Количество:
часов в год – 170 ч.
часов в неделю – 5 ч.
контрольных работ – 9
контрольных списываний – 4
проверочных работ – 7
проектов – 4
развития речи – 50
словарных диктантов - 6
Планирование составлено на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской рабочей программы Русский язык . В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. М.: Просвещение, 2011 г. (Сборник рабочих программ «Школа России»1 – 4 классы. Авторы: С.В.Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова. Москва. Просвещение, 2011).Учебно-методический комплект: Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. –М.: Вако, 2013.
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык2 класс.Учебник с приложением на электронном носителе .В2-х частях – М.: Просвещение. 2012.
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. 2 части. – М.: Просвещение. 2014.
С.В.Анащенкова, М.А.Бантова и др. Сборник рабочих программ «Школа России». – М.: Просвещение. 2011.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение. 2011.
Электронное приложение к учебнику.
Дополнительная литература:
Волина В.В. «Занимательноеазбуковедение». Москва. Просвещение. 1994 г.
Волина В.В. «Весёлая грамматика». Москва. Знание.1995 г.
Холодова О. «Юным умника и умницам». Москва. Росткнига. 2014 г.
В.А.Синякова «Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 2 класс.»- М: Вако, 2014
Учебно-тематический план 2 класс
№ Наименование разделов и тем Всего часов Контрольные работы Контрольное списывание Проверочные работы Работы по развитию речи Проектная деятельность
Наша речь (3ч.)
1 Виды речи 2 2 2 Диалог и монолог 1 1 Текст (4ч.)
3 Текст 2 2 4 Части текста 2 2 Предложение (12ч.)
5 Предложение 3 3 6 Члены предложения 9 1 3 Слова, слова, слова… (20ч.)
7 Слово и его значение 4 4 8 Синонимы и антонимы 5 1 1 3 9 Однокоренные слова 4 10 Слог. Ударение. Перенос слова. 7 1 1 1 Звуки и буквы (61ч.)
11 Звуки и буквы. 1 12 Русский алфавит, или Азбука. 3 1 1 13 Гласные звуки 2 1 14 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне 16 1 1 3 15 Согласные звуки (повторение и углубление представлений) 1 16 Согласный звук [й], и буква «и краткое» 1 17 Слова с удвоенными согласными 2 1 1
18 Твёрдые мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения 2 19 Мягкий знак 4 1 1 1
20 Правописание буквосочетаний с шипящими звуками 8 1 3 1
21 Звонкие и глухие согласные звуки 1 22 Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным 12 2 23 Обобщение знаний об изученных правилах письма 4 1 24 Разделительный ь4 1 1 Части речи (58ч.)
25 Части речи 2 Имя существительное (19ч.)
26 Имя существительное как часть речи 3 27 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные 4 28 Собственные и нарицательные имена существительные 5 2 29 Число имён существительных 2 30 Обобщение знаний об имени существительном 5 1 1 Глагол (13ч.)
31 Глагол как часть речи (общее представление) 4 1 32 Число глагола 2 33 Правописание частицы НЕ с глаголом 1 34 Обобщение знаний о глаголе 2 1 35 Текст-повествование и роль в нём глаголов. 4 1 1 2 Имя прилагательное (14ч)
36 Имя прилагательное как часть речи 6 37 Единственное и множественное число имён прилагательных 2 38 Обобщение знаний об имени прилагательном 3 1 1 39 Текст-описание и роль в нём имён прилагательных 3 3 Местоимение (4ч)
40 Местоимение (личное)как часть речи 2 1 41 Текст – рассуждение 2 1 1 Предлоги (6ч.)
42 Предлоги 6 1 1 Повторение (12ч)
43 Повторение 12 1 3 1
Итого 170 9 4 7 50 4
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи(204ч.)
Наша речь (3 ч).
Язык и речь, их значение в жизни людей. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка РФ и языка межнационального общения. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание). Слова с непроверяемым написанием: здравствуй (здравствуйте), прощай (прощайте). Требования к речи. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения людей. Речь диалогическая и монологическая. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание.)
Учащиеся осваивают первоначальные умения:
Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.
Анализировать речь людей (при анализе текстов).
Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.
Различать устную, письменную речь и речь про себя.
Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение»; со страничкой для любознательных.
Отличать диалогическую речь от монологической.
Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге.
Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику.
Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог.
Составлять по рисункам диалог и монолог.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению
Слова с непроверяемым написанием: здравствуй (здравствуйте), прощай (прощайте).
Текст (4ч).
Признаки текста: целостность, связность, законченность. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Тема и главная мысль текста. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Слова с непроверяемым написанием: сентябрь. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Воспроизведение прочитанного текста. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Создание устных и письменных текстов в соответствии с поставленной учебной коммуникативной задачей. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Учащиеся осваивают первоначальные умения:
Отличать текст от других записей по его признакам.
Осмысленно читать текст.
Определять тему и главную мысль текста.
Соотносить текст и заголовок.
Подбирать заголовок к заданному тексту.
Составлять текст по заданной теме; рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.
Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.
Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче.
Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста.
Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
*Слова с непроверяемым написанием: сентябрь.
Предложение (12ч).
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Различение предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения. Связь слов в предложении. Логическое ударение. Главные и второстепенные члены предложения. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения.Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Распространённые и нераспространённые предложения. Создание небольших собственных текстов (сочинений) по картине. Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала.
Учащиеся осваивают первоначальные умения:
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.
Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения.
Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения; правильность выделения подлежащего и сказуемого.
Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составлять предложения из слов; (устно и письменно) ответы на вопросы; нераспространённые и распространённые предложения; предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу); рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова.
Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.
Писать слова в предложении раздельно.
Находить главные члены (основу) предложения.
Обозначать графически грамматическую основу.
Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.
Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах
Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения.
Распространять нераспространённые предложения.
Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения.
Рассматривать репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению.
Слова с непроверяемым написанием: родина, скоро, быстро, ветер (ветерок), рисунок (рисовать), яблоко (яблочко), яблоня.Слова, слова, слова... (20 ч).
Слово и его лексическое значение (4 ч).
Слово и его лексическое значение.Слово – общее название многих однородных предметов. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.Представление об однозначных и многозначных словах. Использование орфографического словаря. Наблюдение над этимологией слова лопата. Представление о прямом и переносном значении слова. Синонимы и антонимы (5 ч).
Наблюдение за использованием в речи синонимов. Наблюдение за использованием в речи антонимов.Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание). Использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений. Подробное изложение. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Адекватное восприятие устной речи.
Однокоренные слова (4 ч).
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами корня. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Слог. Ударение. Перенос слов (7 ч).
Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения извинение. Перенос слов. Создание небольших собственных текстов (сочинений) по сериисюжетных рисунков и вопросам и опорным словам. Словари русского языка и их использование.
Учащиеся осваивают первоначальные умения:
Определять значение слова по толковому словарю; смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями; количество в слове слогов; ударение в слове; способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колокольчик).
Объяснять лексическое значение слова.
Находить в тексте незнакомые слова; нужную информацию о слове в словарях; однокоренные слова в тексте и среди других слов; слова по заданной модели.
Классифицировать слова по тематическим группам; по количеству в них слогов.
Работать с толковым и орфографическим словарями; со словарями синонимов и антонимов учебника; со словарём однокоренных слов учебника; с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова; страничкой для любознательных; с памяткой «Как найти корень слова».Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях; среди данных пар слов синонимы, антонимы.
Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания; результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению; в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов.
Подбирать к слову синонимы, антонимы; заголовок к тексту; однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень.
Знакомиться с этимологией слов синоним и антоним.
Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств.
Излагать письменно содержание текста по данным вопросам.
Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.
Группировать однокоренные слова с разными корнями.
Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.
Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.
Делить слова на слоги.
Наблюдать за ролью словесного ударения.
Различать ударные и безударные слоги.
Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения.
Составлять простейшие слогоударные модели слов;рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.
Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова; слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима).
Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов.
Переносить слова по слогам.
Слова с непроверяемым написанием: берёза (берёзка), лопата, ягода, дорога, синонимы, осина, сахар (сахарный), антонимы, до свидания, извини(те), капуста,жёлтый, посуда.
Звуки и буквы. (61 ч).
Звуки и буквы: гласные и согласные. Различение звуков и букв.
Русский алфавит, или Азбука (3 ч).
Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами. Значение алфавита: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.Прописная буква в именах собственных. Создание небольших собст-венных текстов (сочинение-описание) по репродукции картины, вопросам и опорным словам. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала.
Гласные звуки (2ч).
Основные признаки гласных звуков. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Различение гласных и согласных звуков. Различение звуков и букв. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне (16 ч).
Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Нахождение в слове ударных и безударных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный ударный – безударный. Проверяемые безударные гласные в корне слова.Непроверяемые гласные в корне слова. Применение правил правописания: непроверяемые гласные в корне слова. Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Адекватное восприятие устной речи. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Последовательность предложений в тексте. Создание небольших собственных текстов (сочинение-описание) по репродукции картины, вопросам и опорным словам. Последовательность предложений в тексте.
Согласные звуки (1 ч).
Согласные звуки и буквы. Различение гласных и согласных звуков. Различение звуков и букв. Определение качественной характеристики звука: гласный-согласный.
Согласный звук [й'] и буква «и краткое» (1 ч).
Различение гласных и согласных звуков. Перенос слов.
Слова с удвоенными согласными (2 ч).
Слова с удвоенными согласными. Правописание удвоенных согласных. Практическое овладение уст-ными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием описания, повествования.
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения (2 ч).
Согласные мягкие и твёрдые. Обозначение мягкости согласных. Различение звуков и букв. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.
Мягкий знак (ь) (4 ч).
Соотношение звуков и букв в словах типа конь. Обозначение мягкости согласных звуков на письме мягким знаком (ь). Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь. Перенос слов. Правописание слов с мягким знаком на конце и перед другими согласными. Знакомство с жанром письма.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (8 ч).
Применение правил правописания: сочетания чк-чн, чт, щн. Орфоэпические нормы произношения.Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания и структуры текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Применение правил правописания:жи—ши, ча— ща, чу—щув положении под ударением. Орфоэпические нормы произношения. Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Адекватное восприятие устной речи. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Признаки текста. Заглавие текста. Различение предложения, словосочетания, слова. Фонетический разбор слова.
Звонкие и глухие согласные звуки (1 ч).
Определение качественной характеристики звука: гласный-согласный; парный-непарный; звонкий-глухой. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным (12 ч).
Орфоэпические нормы произношения. Определение качественной характеристики звука: гласный-согласный; парный-непарный; звон-кий-глухой. Применение правил правописания: парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Знакомство с жанром поздравления. Формирование орфографической зоркости. Заглавие текста. Знакомство с основными видами изложений: выборочное. Непроверяемые согласные в корне слова.
Обобщение знаний об изученных правилах письма (4 ч).
Фонетический разбор слова. Формирование орфографической зоркости. Применение правил правописания: парные звонкие и глухие согласные в корне слова; проверяемые безударные гласные в корне слова. Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Адекватное восприятие устной речи.
Разделительный мягкий знак (4 ч).
Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительный мягкий знак. Использование на письме разделительного мягкого знака. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа друзья. Фонетический разбор слова. Применение правила правописания: разделительный ь. Соблюдение орфоэпических норм.Перенос слов. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием описания, повествования. Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Адекватное восприятие устной речи.
Учащиеся осваивают первоначальные умения:
Различать звуки и буквы; гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки; согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки; проверочное и проверяемое слова; проверяемые и непроверяемые орфограммы; согласный звук [й'] и гласный звук [и]; способы обозначения согласного звука [й'] буквами; твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные); непарные мягкие шипящие звуки; глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные; слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком.
Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове.
Распознавать условные обозначения звуков речи.
Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова; случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах.
Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их; из каких языков пришли в нашу речь слова; над единообразным написанием корня в однокоренных словах; над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными; над произношением слов с разделительным ь.
Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите; причины разного количества звуков и букв в слове; правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания; когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др; как обозначена мягкость согласных на письме; причины расхождения количества звуков и букв в словах; правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания; правильность написания слов с изученными орфограммами; написание разделительного ь в словах.
Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке.
Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.
Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу; «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове; качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный; безударный гласный звук в слове и его место в слове
Называть соседние буквы по отношению к заданной.
Работать с памяткой «Алфавит»; «Гласные звуки и буквы для их обозначения»; «Согласные звуки русского языка»; «Как подготовиться к письму по памяти»; «Как подготовиться к диктанту»; со страничкой для любознательных;с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста; с орфоэпическим словарём.
Располагать заданные слова в алфавитном порядке.
Использовать знание алфавита при работе со словарями; правило написания имён собственных и первого слова в предложении; правило при написании слов с безударным гласным в корне; правило при переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка); правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на); правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне; правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь).
Составлять рассказ по репродукции картины 3. Е. Серебряковой «За обедом», используя опорные слова (под руководством учителя); ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок; рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (под руководством учителя); предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений — рассказ в соответствии с рисунком; рассказ по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ; текст из предложений; продолжение рассказа; писать письмо Деду Морозу.
Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.
Находить в слове гласные, согласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки; в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять; в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч,жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими сочетаниями; в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.
Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют; огонь, кольцо;семья, вьюга; звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь);произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.
Определять тему и главную мысль текста; на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным.
Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка); примеры слов с мягким знаком (ь); к тексту заголовок; примеры слов с изучаемой орфограммой; примеры слов с разделительным мягким знаком.
Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом; учебные действия при письме по памяти.
Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов.
Правильно произносить согласные звуки.
Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки; звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных).
Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то).
Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).
Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы.
Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт(чтобы, скучно и др.).
Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч,жи—ши, ча—ща, чу—щу.
Выделять в тексте части и определять их микротемы. Записывать предложение из текста на заданную тему.
Составлять предложения из слов, обсуждать, составляют ли они текст, подбирать к тексту заголовок, записывать составленный текст; (под руководством учителя) текст поздравительной открытки; излагать письменно текст по вопросам; устный рассказ по серии рисунков (под руководством учителя).
Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность данной характеристики.
Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова.
Слова с непроверяемым написанием: октябрь, алфавит, ноябрь, одежда, лягушка, снегирь, : урожай (урожайный), суббота (субботний), декабрь, мебель, коньки, тарелка, товарищ, щавель, метель, народ, завод, вдруг, сапог, морковь, обезьяна (обезьянка).Части речи (58 ч)
Части речи (общее представление) (2 ч).
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов.Части речи.
Имя существительное (19 ч).
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Одушевлённые и неодушевлённые имена существитель-ные. Собственные и нарицательные имена существительные. Умение опознавать имена собственные. Прописная буква в именах собственных.Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием описания, повествования. Изменение существительных по числам. Различение главных и второстепенных членов предложения. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). Фонетический разбор слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Знакомство с основными видами изложений. Подробное изложение. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Адекватное восприятие устной речи. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря.
Глагол как часть речи (13 ч).
Глагол. Значение и употребление в речи. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Практическое овладение уст-ными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием описания, повествования. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Рразличение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что сделать?». Работа со словарями: синонимов, толковым. Изменение глаголов по числам. Применение правил правописания: не с глаголами. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста. Типы текстов: повествование.Особенности текста – повествования. Обучение составлению повествовательного текста. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Знакомство с основными видами сочинений: сочинение-повествование; сочинение-описание.
Имя прилагательное как часть речи (14 ч).
Имя прилагательное как часть речи. Значение и употребление в речи. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Согласование с именами существительными. Изменение имён прилагательных по числам. Типы текстов: текст-описание. Особенности текста – описания. Создание собственных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Местоимение как часть речи (4 ч).
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание). Овладение нормами речевого этикета в ситуации учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой. Типы текстов: текст-рассуждение. Знакомство с основными видами сочинений: сочинение-рассуждение. Особенности текста – рассуждения. Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог (6 ч).
Предлог. Знакомство с наиболее употребляемыми предлогами. Применение правил правописания: раздельное написание предлогов с другими словами. Значение предлогов в речи. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озоглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста.
Учащиеся осваивают первоначальные умения:
Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.
Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение; высказывания русских писателей о русском языке.
Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой; информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни).Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.
Формирование умений работать с графической информацией; чувства гордости за богатырей, защитников земли Русской, прославленных в былинах и картинах художников; воспитание патриотизма.
Распознавать имя существительное, глагол, имя прилагательное, местоимения среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу; глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях; текст-повествование.
Обосновывать отнесение слова к имени существительному; правильность определения грамматических признаков имени существительного; правильность отнесения слова к глаголу; правильность определения признаков глагола; правильность отнесения слова к имени прилагательному.
Объяснять лексическое значение слов — имён существительных.
Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных; прилагательных; с орфоэпическим словарём; с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять написанный текст.
Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных; собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных; местоимения и имена существительные.
Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы; по определённому грамматическому признаку; глаголы по вопросам.
Писать с заглавной буквы имена собственные.
Составлять рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя);текст-повествование на предложенную тему.
Находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ.
Определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении; каким членом предложения является глагол в предложении;грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении; каким членом предложения является имя прилагательное.
Изменять имена существительные, глаголы, имена прилагательные по числам.
Правильно произносить имена существительные, в форме единственного и множественного числа (туфля — туфли, простыня — простыни).
Выбирать из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком; глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.
Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.
Рассматривать репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ.
Распределять глаголы по группам в зависимости от их числа,
Приводить примеры глаголов определённого числа; примеры имён прилагательных.
Употреблять глаголы в определённом числе.
Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём; литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.
Формирование навыка правильного употребления глаголов (одеть и надеть) в речи; чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык.
Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать).
Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём.
Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название и записывать составленный текст.
Понятие о тексте-повествовании. Роль глаголов в тексте-повествовании.
Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.
Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными.
Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Сравнение как одно из выразительных средств языка.
Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам. Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, роль в предложении.
Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.
Воспитание чувства уважения к родным, к маме на основе анализа текстов о маме.
Распознавать текст-описание, текст-рассуждение.
Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании.
Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы);текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя).
Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями.
Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст.
Составлять по рисункам диалоги. Находить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях.
Создавать устные и письменные тексты-рассуждения.
Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям.
Узнавать предлоги в устной и письменной речи.
Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы).
Раздельно писать предлоги со словами.
Правописание предлогов с именами существительными.
Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст.
Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов. Находить полезную информацию в словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых потребуются словари, участвовать в презентации подготовленных заданий
Слова с непроверяемым написанием: месяц, январь, февраль, картина (картинка), отец, фамилия, город, улица, Россия, топор, обед (обедать), магазин, облако (облачко), метро, платок, апрель, шёл.Повторение изученного за год (12 ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Звуко-буквенный анализ слов. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Слова с непроверяемыми написаниями
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ2 КЛАССА
В результате изучения русского языка обучающийся должен
знать/понимать
- названия и порядок букв русского алфавита, признаки гласных и согласных звуков, ударные и безударные гласные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, способы обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и (ь) мягким знаком, правила переноса слов.
уметь
- без ошибок писать текст объёмом 35 – 45 слов;
- делить слова на слоги, выделять ударный слог;
- писать заглавную букву в именах, фамилиях, отчествах людей, названиях городов, деревень, улиц, кличках животных;
- писать слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн;
- находить способ проверки написания двухсложных слов (в том числе по словарю); - писать слова с двойными согласными, с разделительным мягким знаком;
- писать раздельно предлоги со словами;
- анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова;
- распознавать изученные части речи;
- различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения;
- составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному рисунку, на определённую тему;
- употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить знаки препинания в конце предложения;
- писать изложение объёмом 35 – 45 слов по вопросам под руководством учителя;
- составлять текст по опорным словам, по сюжетному рисунку и записывать 3 – 4 предложения из составленного текста;
использовать приобретённые знания и умения в практической повседневной жизни для:
• адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
• работы со словарем (алфавит);
• соблюдения орфоэпических норм;
• создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
• овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность).
Формы контроля и учета достижений обучающихся
Обязательные формы и методы контроля Иныеформыучетадостиженийтекущая аттестация итоговая (четверть, год) аттестация урочная деятельность внеурочная деятельность
- устный опрос
- письменная самостоятельная работа
- тестовые задания
- графическая работа
- доклад
- творческая работа
-диагностическая контрольная работа
-анализ динамики текущей успеваемости
- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях
- активность в проектах и программах внеурочной деятельности
- творческий отчет
- портфолио
- анализ психолого-педагогических исследований
График
тестовых, контрольных работ, самостоятельных работ по предмету «Русский язык» 2 класс
№ п/пТема Вид работы Номер урока часы Примечание
Наша речь
Анализировать речь людей (при анализе текстов).
Различать устную, письменную речь и речь про себя.
Отличать диалогическую речь от монологической.
Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику.
Тест «Наша речь»
№7 Поурочные разработки по русскому языку.
Москва «Вако» 2013г. Стр.20.
Текст
Осмысленно читать текст.
Определять тему и главную мысль текста.
Соотносить текст и заголовок
Контрольный диктант по теме «Предложение. Текст.»№18 Поурочные разработки по русскому языку. Москва «Вако» 2013г.стр.59
Предложение
Определять границы предложения
выбирать знак для обозначения конца предложения.
Писать слова в предложении раздельно.
Находить главные члены (основу) предложения.
Обозначать графически грамматическую основу.
Слова, слова, слова...
Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями
Делить слова на слоги
Различать ударные и безударные слоги.
Переносить слова по слогам.
Подбирать к слову синонимы, антонимы, однокоренные слова.
Определять способы переноса.
Контрольное списывание по теме «Слово»
Словарный диктант
Контрольный диктант по теме «Слово». №28
№38 КИМы Русский язык Москва. «Вако» 2014 г. с.44.
КИМы Русский язык М. «Вако» 2014г. с 47.
Поурочные разработки по русскому языку. Москва «Вако» 2013г с.112
Звуки и буквы.
Различать звуки и буквы.
Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова; случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах.
Находить в слове гласные, согласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки; в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять; в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч,жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими сочетаниями; в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.
Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова.
Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то).
Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным
Контрольный диктант по теме «Правописа-ние слов с безудар-ным гласным звуком в корне».
Контрольное списывание по теме «Согласные звуки».
Контрольный диктант по теме «Правописа-ние буквосочетаний с шипящими звуками
Контрольный диктант по теме «Правописа-ние слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед соглас-ным».
Контрольное списы-вание. №58
№70
№78
№95
№100 Поурочные разработки по русскому языку. Москва «Вако» 2013г с.151.
КИМы Русский язык М. «Вако» 2014г. с.48.
КИМы Русский язык М. «Вако» 2014г. с.50.
Поурочные разработки по русскому языку. Москва «Вако» 2013г. с.225.
Поурочные разработки по русскому языку. Москва «Вако» 2013г. с.238.
Части речи
Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.
Распознавать имя существительное, глагол, имя прилагательное, местоимения среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу; глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях; текст-повествование.
Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных; собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных; местоимения и имена существительные
Писать с заглавной буквы имена собственные.
Приводить примеры глаголов определённого числа; примеры имён прилагательных.
Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать).
Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными
Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам.
Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, роль в предложении.
Узнавать предлоги в устной и письменной речи.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное
Контрольный диктант по теме «Глагол».
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
Контрольное списы-вание по теме «Предлоги». №120
№134
№145
№158 Поурочные разработки по русскому языку. Москва «Вако» 2013г. с.282.
КИМы Русский язык М. «Вако» 2014г. с.61.
КИМы Русский язык М. «Вако» 2014г. с.67.
Поурочные разработки по русскому языку. Москва «Вако» 2013г. с.325.
Повторение изученного за год
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Звуко-буквенный анализ слов Контрольная работа по итогам года №163 КИМы Русский язык М. «Вако» 2014г. с.77.
Календарно-тематический план
При планировании используется классификация типов уроков Г.И.Щукиной, В.А.Онищук, Н.А.Сорокина, М.И.Махмутова и др.
№ Название раздела, темы урока Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС НОО Коли
чество часов Тип урока Форма урока Средства обучения информационного сопровождения Дата
По плану Фактически
1
Р.р. Наша речь
Язык и речь. Язык и речь, их значение в жизни людей. Осознание си-туации общения: с какой це-лью, с кем и где происходит общение .Роль русского язы-ка как национального языка русского народа, как государ-ственного языка РФ и языка межнационального общения. 3 Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику.
2
Р.р. Виды речевой деятель-ности человека. Отличие письменной речи от устной. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебно-го и бытового общения (при-ветствие, прощание). Слова с непроверяемым написанием: здравствуй (здравствуйте), прощай (прощайте).Требова-ния к речи. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения людей. Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику.
3 Р.р. Диалог и монолог. Речевой этикет в ситуации общения. Речь диалогическая и монологическая. Практичес-кое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его ар-гументация. Овладение осно-вными умениями ведения раз-говора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание.) Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику.
4 Р.р. Текст
Что такое текст? Признаки текста. Признаки текста: целост-ность, связность, закончен-ность. Текст. Признаки тек-ста. Смысловое единство предложений в тексте. Ис-пользование небуквенных гра-фических средств: пробела между словами, абзаца. 4 Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику.
5 Р.р. Тема и главная мысль текста Тема и главная мысль текста. Заглавие текста. Последова-тельность предложений в тексте. Слова с непроверя-емым написанием: сентябрь. Комбинированный Электронное приложение к учебнику.
6 Р.р. Части текста Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Во-спроизведение прочитанного текста. Последовательность ча-стей текста (абзацев). Ком-плексная работа над структу-рой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Электронное приложение к учебнику.
7 Р.р. Обобщение знаний о тексте. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам. Создание устных и письменных текстов в соответствии с постав-ленной учебной коммуникатив-ной задачей. Создание собствен-ных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, бо-гатства и выразительности письменной речи. Комбинированный 8 Р.р. Предложение
Предложение
Предложение как единица речи. Различение предложения. Различение предложения, словосочетания, слова (осоз-нание их сходства и разли-чия).Прописная буква в начале предложения. Слова с непроверяемымнаписани-ем: родина. 12
3 Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику.
9 Р.р. Знаки препинания в конце предложения.Различение предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопро-сительный и восклицатель-ный знаки. Различение предло-жений по цели высказывания. Слова с непроверяемым написанием: скоро, быстро. Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику.
10 Р.рСвязь слов в предложении. Логическое ударение. Связь слов в предложении. Логическое ударение. Слова с непроверяемым написани-ем: ветер(ветерок) Комбинированный Работа в парах Электронное приложение к учебнику.
11 Члены предложения
Главные члены предложения (основа). Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. 9 Комбинированный Электронное приложение к учебнику. 12 Второстепенные члены предложения. Различение главных и второ-степенных членов предложе-ния. Слова с непроверяемым написанием: рисунок (рисовать). Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику.
13 Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Установление связи (при по-мощи смысловых вопросов) между словами в словосоче-тании и предложении. Слова с непроверяемымнаписани-ем: подлежащее, сказуемое. Комбинированный Работа в парах Электронное приложение к учебнику.
14 Р.р. Распространённые и нераспространённые предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику. 15-16 Р.р. Связь слов в предложении. Установление связи (при по-мощи смысловых вопросов) между словами в словосоче-тании и предложении. Слова с непроверяемым написани-ем: яблоко (яблочко),яблоня. Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику.
17 Р.р.
о/с1Сочинение по картине И.С.Остроухова «Золотая осень» Создание небольших собственных текстов (сочинений) по картине. Урок практического применения знаний, умений. 18 К.р.№1 Контрольная работа по теме «Предложение». Диктант «Пушок». Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Урок контроля и коррекции знаний и умений. 19 Обобщение по теме «Предложение». Словарный диктант. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Урок обобщения и систематизации изученного. 20-21
Р.р. Слова, слова, слова…
Слово и его лексическое значение
Лексическое значение слова. Слово как общее название многих однородных предметов. Понимание слова как един-ства звучания и значения. Вы-явление слов, значение кото-рых требует уточнения. Оп-ределение значения слова по тексту или уточнение значе-ния с помощью толкового словаря. Слова с непроверя-емым написанием: берёза (берёзка). 20
4 Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику.
22 Р.р. Однозначные и многозначные слова. Представление об однознач-ных и многозначных словах. Использование спользова-ческого словаря. Наблюдение над этимологией слова лопа-та. Слова с непроверяемым написанием: лопата, ягода, дорога. Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику.
23 Р.р. Прямое и переносное значение многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова. Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику. 24 Р.р. Синонимы и антонимы
Синонимы. Наблюдение за спользовании-ем в речи синонимов. Слова с непроверяемымнаписани-ем: синонимы, осина. 5 Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику.
25 Р.р. Антонимы. Наблюдение за спользовании-ем в речи антонимов.Овладе-ние нормами речевого этике-та в ситуациях учебного и бытового общения (привет-ствие, прощание).Слова с непроверяемымнаписани-ем: антонимы, до свидания. Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику.
26 Р.р.
о/и1Изложение текста по данным к нему вопросам Использование в текстах си-нонимов и антонимов. Зна-комство с основными видами изложений. Подробное изло-жение. Адекватноевоспри-ятие звучащей речи. Понима-ние на слух информации, соде-ржащейся в предъявляемом тексте, определение основ-ной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Урок обобщения и систематизации изученного 27
Пр1Проверочная работа по теме «Синонимы и антонимы». Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Адекватное восприятие устной речи. Урок контроля и коррекции знаний и умений 28 к/с1Контрольное списывание по теме «Слово». Списывание в соответствии с изученными правилами. Урок контроля и коррекции знаний и умений 29 Однокоренные слова
Общее представление о родственных словах. Овладение понятием «род-ственные (однокоренные) слова». Различение одноко-ренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. 4 Комбинированный Электронное приложение к учебнику.
30 Корень слова – главная значимая часть слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами корня. Комбинированный Работа в парах Электронное приложение к учебнику. 31 Распознавание и подбор однокоренных слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокорен-ных слов и слов с омонимич-ными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяе-мыми морфемами корня. Комбинированный Электронное приложение к учебнику.
32 Обобщение знаний о родственных словах. Словарный диктант. Слова с непроверяемым на-писанием: сахар (сахарный).
Работа со словарём однокоренных слов учебника. Урок обобщения и систематизации изученного Урок-обсуждение 33 Слог. Ударение. Перенос слов.
Какие бывают слоги? Деление слов на слоги. Деление слов на слоги. 7 Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику.
34 Общее представление об ударении. Словесное ударение. Ударение, произношение зву-ков и сочетаний звуков в со-ответствии с нормами совре-менного русского литератур-ного языка. Комбинированный Электронное приложение к учебнику.
35 Как определить ударный слог? Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебно-го и бытового общения изви-нение. Слова с непроверяе-мымнаписанием:извини(те), капуста. Работа с орфоэпи-ческим словарём. Комбинированный Работа в парах Электронное приложение к учебнику.
36 Как переносить слова с одной строки на другую? Перенос слов.Использование небуквенных графических средств: знака переноса. Слова с непроверяемым на-писанием: жёлтый, посуда. Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику.
37
Пр2Проверочная работа по теме «Слово». Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Адекватное восприятие устной речи. Урок контроля и коррекции знаний и умений 38 К.р.№2 Контрольная работа по теме «Слово». Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Адекватное восприятие устной речи. Урок контроля и коррекции знаний и умений 39 Р.р.
о/с2Сочинение по серии сюжетных рисунков и вопросам и опорным словам. Создание небольших собст-венных текстов (сочинений) по сериисюжетных рисунков и вопросам и опорным словам. Урок практического применения знаний, умений. 40 Звуки и буквы
Различие звуков и букв. Различение звуков и букв. Слова с непроверяемым на-писанием: октябрь. 61 Комбинированный Работа в парах Электронное приложение к учебнику. 41 Русский алфавит, или Азбука
Значение алфавита Значение алфавита: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.Прописная буква в именах собственных. Слова с непроверяемымнаписани-ем: алфавит, ноябрь 3 Комбинированный Работа в парах Электронное приложение к учебнику.
42 Р.р. Коллективное состав-ление рассказа по ре-продукции картины
3. Е. Серебряковой «За обедом», Создание небольших собст-венных текстов (сочинение-описание) по репродукции картины, вопросам и опорным словам. Урок практического применения знаний, умений. 43 Пр3 Проверочная работа по теме «Русский алфавит, или Азбука». Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Урок контроля и коррекции знаний и умений 44 Гласные звуки
Гласные звуки. Различение гласных и соглас-ных звуков. Различение звуков и букв. 2 Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику. 45 Р.р. Работа с текстом. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предло-жений в тексте. Заглавие текста. Комбинированный 46
47
48
49
50
51
52 Правописание слов с безударным глас-нымзвуком в корне
Правописание слов с безударным глас-нымзвуком в корне. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Нахождение в слове ударных и безударных звуков. Определение качест-венной характеристики зву-ка: гласный ударный – безударный. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Слова с непроверяе-мым написанием: одежда, лягушка, снегирь. 16 Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику.
53 Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Непроверяемые гласные в корне слова. Слова с непро-веряемым написанием: земляника. Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику.
54
55 Слова с непроверяе-мыми орфограммами.
Применение правил право-писания: непроверяемые гласные в корне слова.Сло-ва с непроверяемымнапи-санием: малина, молоток. Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику.
56 Пр4Проверочный диктант. Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Адекватное восприятие устной речи. Урок контроля и коррекции знаний и умений 57 Работа над ошибками. Формирование орфографи-ческой зоркости. Использова-ние орфографического словаря. Урок контроля и коррекции знаний и умений
58 К.р.№3 Контрольная работа по теме «Правописа-ние слов с безудар-ным гласным звуком в корне». Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Адекватное восприятие устной речи. Урок контроля и коррекции знаний и умений 59 Р.р. Составление текста из предложений с нару-шенным порядком повествования. Последовательность предложений в тексте. Урок практического применения знаний, умений. 60 Р.р. Коллективное состав-ление рассказа по ре-продукции картины. Создание небольших собст-венных текстов (сочинение-описание) по репродукции картины, вопросам и опорным словам. Урок практического применения знаний, умений. Урок-обсуждение 61
Р.р. Восстановление деформированного текста по рисунку.Последовательность предло-жений в тексте. Слова с непроверяемымнаписани-ем: мороз (морозный). Урок контроля и коррекции знаний и умений Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику.
62 Согласные звуки
Согласные звуки
Различение гласных и соглас-ных звуков. Различение звуков и букв. Определение качест-венной характеристики звука: гласный-согласный. 1 Урок контроля и коррекции знаний и умений Электронное приложение к учебнику.
63 Согласный звук [й'] и буква «и краткое»
Согласный звук [й'] и буква «и краткое» Различение гласных и соглас-ных звуков. Перенос слов. Слова с непроверяемым написанием: урожай (урожайный). 1 Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику.
64 Слова с удвоенными согласными
Слова с удвоенными согласными Слова с удвоеннымисоглас-ными.Установлениесоотно-шения звукового и буквенного состава в словах. Слова с непроверяемымнаписа-нием: суббота (субботний). 2 Комбинированный Электронное приложение к учебнику.
65 Р.р.
п-т1 Коллективное состав-ление рассказа по репродукции картины и опорным словам.
Проект «И в шутку и всерьёз». Практическое овладение уст-нымимонологическимивы-сказываниями на определён-ную тему с использованием описания, повествования. Урок практического применения знаний, умений. 66
67 Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Твёрдые и мягкие со-гласные звуки и бук-вы для их обозначения Различение звуков и букв. Раз-личение мягких и твёрдых со-гласных звуков, определение парных и непарных по твёр-дости-мягкости согласных звуков. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Слова с непроверяемымнаписа-нием: декабрь. 2 Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику.
68 Мягкий знак (ь)
Мягкий знак (ь) Обозначение мягкости согла-сных звуков на письме мягким знаком (ь). Установление соотношения звукового и бу-квенного состава в словах ти-па стол, конь. Перенос слов. 4 Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику.
69 Правописание слов с мягким знаком на конце и перед другими согласными. Правописание слов с мягким знаком на конце и перед другими согласными.Обозна-чение на письме твёрдос-ти-мягкости согласных звуков. Слова с непроверя-емым написанием: мебель, коньки. Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику.
70 к/с2Контрольное списывание по теме «Согласные звуки». Списывание в соответствии с изученными правилами. Урок контроля и коррекции знаний и умений 71 Р.р.
п-т2 Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.
Проект «Пишем письмо» Знакомство с жанром письма. Урок практического применения знаний, умений. Урок-обсуждение 72
73
74 Правописание буквосочетаний с шипящими звуками
Буквосочетания чк, чн, чт,щн, нч. Применение правил правопи-сания: сочетания чк-чн, чт, щн. Орфоэпические нормы произношения. Слова с не-проверяемым написанием: тарелка. 8 Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику. 75Р.р.
п-т3 Работа с текстом. Проект «Рифма» Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания и струк-туры текста. Смысловое единство предложений в тек-сте. Заглавие текста. Урок практического применения знаний, умений. Защита проектов 76
77 Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу. Применение правил правопи-сания:жи—ши, ча— ща, чу—щув положении под ударением. Орфоэпические нормы произношения. Слова с непроверяемымнаписа-нием: товарищ, щавель, метель. Комбинированный Работа в парах Электронное приложение к учебнику.
78К.р.№4 Контрольная работа по теме «Правописа-ние буквосочетаний с шипящими звуками». Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Адекватное восприятие устной речи. Урок контроля и коррекции знаний и умений 79Р.р. Работа над ошибками. Работа с предложе-нием и текстом. Словарный диктант. Формирование орфографи-ческой зоркости. Использова-ние орфографического слова-ря. Признаки текста. Загла-вие текста. Различение пред-ложения, словосочетания, слова. Фонетический разбор слова. Комбинированный 80 Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Определение качественной характеристики звука: гласный-согласный; парный-непарный; звонкий-глухой. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. 1 Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику.
81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 Правописание слов спарным по глухости-звонкости соглас-ным на конце слова и перед согласным
Правописание слов с парным согласным вкорне слова и перед согласным. Орфоэпические нормы произношения. Определение качественнойхарактерис-тики звука: гласный-соглас-ный; парный-непарный; звон-кий-глухой. Применение пра-вил правописания: парные звонкие и глухие согласные в корне слова.Непроверяемые согласные в корне слова. Слова с непро-веряемым написанием: народ, завод, вдруг, сапог, морковь. 12 Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику.
91Р.р. Составление поздравительной открытки. Знакомство с жанром поздравления. Комбинированный 92Р.р. о/и2Письменное изложение текста по вопросам. Формирование орфографи-ческой зоркости, использова-ние разных способов написа-ния в зависимости от места орфограммы в слове. Заглавие текста. Знакомство с основ-ными видами изложений: выборочное. Комбинированный 93
94
Обобщение знаний об изученных правилах письма
Правописание гласных и согласных в корне слова. Фонетический разбор слова. Формирование орфографи-ческой зоркости, использова-ние разных способов написа-ния в зависимости от места орфограммы в слове. Приме-нение правил правописания: парные звонкие и глухие согласные в корне слова; проверяемые безударные гласные в корне слова. 4 Урок обобщения и систематизации изученного. Электронное приложение к учебнику.
95 К.р.№5 Контрольная работа по теме «Правописа-ние слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед соглас-ным». Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Адекватное восприятие устной речи. Урок контроля и коррекции знаний и умений 96 Работа над ошибками. Формирование орфографи-ческой зоркости. Использова-ние орфографического словаря. Урок контроля и коррекции знаний и умений 97 98 Разделительный мягкий знак (ь)
Разделительный мягкий знак Использование на письме разделительного мягкого знака. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа друзья. Фонетический разбор слова. Применение правила правописания: разделительный ь. Соблюде-ние орфоэпических норм.Перенос слов. Слова с непроверяемымнаписани-ем: обезьяна (обезьянка). 4 Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику.
99Р.р. Составление устного рассказа по серии рисунков. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием описания, повествования. Комбинированный 100 к/с3 Контрольноесписы-вание по теме «Разде-лительный мягкий знак (ь)». Списывание в соответствии с изученными правилами. Урок контроля и коррекции знаний и умений 101
102 Части речи
Части речи
Части речи Части речи. Слова с непро-веряемым написанием: месяц. 58
2 Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику. 103104
105 Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Имя существительное. Зна-чение и употребление в речи. Различение имён существи-тельных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?».
Слова с непроверяемым на-писанием: январь, февраль. 19
Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику. 106 107 108 109 Одушевлённые и не-одушевлённыеимена существительные. Одушевлённые и неодушев-лённыеименасуществитель-ные.Различение имён сущее-ствительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Слова с непроверя-емым написанием: картина
(картинка). Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику. 110 111 112 Собственные и нари-цательныеимена существительные Заглавная буква в именах собственных.
Собственные и нарицатель-ныеименасуществитель-ные. Умение опознавать имена собственные. Пропи-сная буква в именах собст-венных. Слова с непроверя-емым написанием: отец, фамилия, город, улица, Россия.
Комбинированный Урок-обсуждение
Работа в парах Электронное приложение к учебнику. 113Р.р. Составление рассказа по репродукции картины. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием описания, повествования. Комбинированный Урок-обсуждение 114Р.р. Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием описания, повествования. Комбинированный Урок-обсуждение 115 116 Числоимён существительных. Изменение существительных по числам. Различение глав-ных и второстепенных членов предложения.Соблюдение орфоэпических норм. Слова с непроверяемымнаписа-нием: топор. Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику. 117 118 Обобщение знанийоб имени существительном. Словарный диктант. Фонетический разбор слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Урок обобщения и систематизации изученного. Урок-обсуждение 119Р.р. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам. Знакомство с основными видами изложений. Подроб-ное изложение. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информа-ции, содержащейся в предъ-являемом тексте, определе-ние основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Урок обобщения и систематизации изученного. 120К.р.№6 Контрольная работа по теме «Имя существительное». Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Адекватное восприятие устной речи. Урок контроля и коррекции знаний и умений 121 Работа над ошибками. Формирование орфографи-ческой зоркости. Использова-ние орфографического словаря. Урок контроля и коррекции знаний и умений 122 123 Глагол
Глагол как часть речи Глагол. Значение и употребле-ние в речи. Нахождение глав-ных членов предложения: под-лежащего и сказуемого. Раз-личение главных и второсте-пенных членов предложения Рразличение глаголов, отве-чающих на вопросы «что сделать?» и «что сделать?» 13 Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику. 124
Р.р. Составление рассказа по репродукции картины художника. Практическое овладение уст-нымимонологическимивы-сказываниями на определён-ную тему с использованием описания, повествования. Комбинированный Урок-обсуждение 125 Работа над ошибками. Формирование орфографи-ческой зоркости. Использова-ние орфографического словаря. Урок обобщения и систематизации изученного. 126
127 Число глагола. Работа со словарями: си-нонимов, толковым. Изме-нение глаголов по числам. Слова с непроверяемым написанием: обед (обе-дать), магазин. Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику. 128 Правописание частицы не с глаголом. Применение правил правописания: не с глаголами. Комбинированный Урок-обсуждение. Работа в парах. Электронное приложение к учебнику. 129 Обобщение знаний о глаголе. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Применение правил правописания: не с глаголами. Изменение глаголов по числам. Урок обобщения и систематизации изученного. Урок-обсуждение 130Р.р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Комплек-сная работа над структурой текста: озаглавливание, кор-ректирование порядка пред-ложений и частей текста. Комбинированный Урок-обсуждение 131Р.р. Текст-повествование и роль в нём глаголов. Типы текстов: повествова-ние. Слова с непроверяе-мым написанием: магазин. Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику. 132Р.р. Составление текста-повествования. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Знакомство с основными видами сочинений: сочинение-повествование. Комбинированный Урок-обсуждение 133 Пр5 Проверочная работа. Словарный диктант. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Урок контроля и коррекции знаний и умений 134К.р.№7 Контрольная работа по теме «Глагол». Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Адекватное восприятие устной речи. Урок контроля и коррекции знаний и умений 135 Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Имя прилагательное как часть речи. Значение и употребление в речи. 14 Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику. 136
137
138
139
140 Связь имени прилагательного с именем существительным. Различение главных и вто-ростепенных членов пред-ложения. Установление связи (при помощи смысло-вых вопросов) между сло-вами в словосочетании и предложении. Слова с не-проверяемым написанием: облако (облачко), метро. Комбинированный Урок-обсуждение. Работа в парах. Электронное приложение к учебнику. 141
142 Единственное и множественное числоимён прилагательных. Изменение имён прилага-тельных по числам. Слова с непроверяемым написани-ем: облако (облачко),метро. Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику. 143 Обобщение знаний об имени прилага-тельном. Формирование орфографи-ческой зоркости. Урок обобщения и систематизации изученного. Урок-обсуждение 144 Пр 6 Проверочная работа. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Урок контроля и коррекции знаний и умений 145К.р.№8 Контрольная работа по теме «Имя прилагательное». Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Адекватное восприятие устной речи. Урок контроля и коррекции знаний и умений 146 Р.р. Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании. Типы текстов: текст-описание. Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику. 147 Р.р. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного). Знакомство с основными видами сочинений: сочинение-описание. Комбинированный Урок-обсуждение 148 Р.р. Составление текста-описания натюрмор-та по репродукции картины Ф. П. Тол-стого «Букет цветов, бабочка и птичка». Создание собственных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. Комбинированный Урок-обсуждение 149 Местоимение
Местоимение (личное) как часть речи. Местоимение. Общее пред-ставление о местоимении. Личные местоимения. Значе-ние и употребление в речи. 4 Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику. 150 Р.р. Редактирование тек-ста с повторяющими-ся именами существи-тельными. Корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в тек-стах синонимов и антонимов. Практическое овладение ди-алогической формой речи. Вы-ражение собственного мне-ния, его аргументация. Овла-дение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить раз-говор, привлечь внимание). Овладение нормами речевого этикета в ситуации учебного и бытового общения (привет-ствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой.Комбинированный Урок-обсуждение
Работа в парах 151 Р.р. Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения. Работа с текстом. Типы текстов: текст-рассуждение. Знакомство с основными видами сочинений: сочинение-рассуждение. Слова с непроверяемым написанием: платок. Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику. 152 Пр 7 Проверочная работа. Словарный диктант. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Урок контроля и коррекции знаний и умений 153
154 155 156 Предлоги
Роль предлогов в речи. Предлог. Знакомство с наи-более употребляемыми пред-логами. Применение правил правописания: раздельное на-писание предлогов с другими словами. Слова с непроверя-емым написанием: апрель, шёл. 6 Комбинированный Урок-обсуждение Электронное приложение к учебнику. 157 Р.р. Редактирование текста; восстановле-ние деформировано-го повествовательного текста. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предло-жений в тексте. Заглавие те-кста. Последовательность предложений в тексте. По-следовательность частей те-кста (абзацев). Комплексная работа над структурой тек-ста: озоглавливание, коррек-тирование порядка предло-жений и частей текста. Комбинированный 158 к/с4Контрольное списы-вание по теме «Предлоги». Списывание в соответствии с изученными правилами. Урок контроля и коррекции знаний и умений 159
п-т4 Повторение
Проект «В словари за частями речи» Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение ин-формации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. 12 Урок обобщения и систематизации изученного. Урок-обсуждение 160 Р.р. Текст. 161
162Р.р. Предложение. 163К.р.№9 Контрольная работа по итогам года. Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Адекватное восприятие устной речи. Урок контроля и коррекции знаний и умений 164 Слово. Урок обобщения и систематизации изученного. Урок-обсуждение 165 166 Части речи. Урок обобщения и систематизации изученного. Урок-обсуждение 167 Звуки и буквы. Урок обобщения и систематизации изученного. Урок-обсуждение 168
169
170 Правила правописания. Урок обобщения и систематизации изученного. Урок-обсуждение