Рабочая программа по физике. 8 класс. Автор — Генденштейн Л.Э.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Балтика»
муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан
Рабочая программа учебного курса
«Физика»
для 8 класса
Составитель: учитель физики и информатики
Клещева Наталья Леонидовна
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Конституции РФ, ст. 43;
Конвенции о правах ребенка;
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказа № 1089 от 5 марта 2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в соответствии с изменениями);
Приказа от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Закона Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013 г. № 696-з;
Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан от 31 декабря 2009 г. № УП-730;
Программы развития образования РБ на 2012-2017 гг. от 30.12.2008 г.
Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования (Приказ министерства образования РБ № 824 от 06 мая 2014 г.);
Программы: Л.Э. Генденштейн, В.И. Зинковский. Физика. 7-11 классы. - М.: Мнемозина, 2010 год – М.: МЦ ВОУО ДО, 2012 г.
Учебного плана МБОУ «СОШ с. Балтика»
Приказ № __ от «__» _______ 2015 г.
Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ с. Балтика»
Приказ № 32/1 от «30» мая 2014 г.
Цели и задачи обучения физике:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира;
- о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
- воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
- программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
Программа ориентирована на обучающихся 8 класса (*) и соответствует учебнику: Физика. 8 класс. В 2 ч., Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, М., Мнемозина, 2013 г.
(*)Для обучающихся с отклонениями в развитии осуществляется подбор заданий и изложение материала с учетом их особенностей.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач сформирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Место предмета в учебном плане ОУ
Предмет «физика» изучается на ступени полного (среднего) общего образования в качестве обязательного предмета в 8 классе.
Место предмета «физика» в учебном плане МБОУ «СОШ с. Балтика» МР Иглинский район РБ определяется на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Башкортостан, предусматривающего обязательное изучение физики в 8 классе 2 часа в неделю. В соответствие с календарным учебным планом на 2015-2016 учебный год, в общем объеме 69 часов.
Ценностные ориентиры содержания предмета
Ценностные ориентиры содержания курса физики в средней (полной) школе не зависят от уровня изучения и определяются спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, которые изучаются в курсе физики и к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентиры, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются:
- в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
- в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;
- в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентиры содержания курса физики могут рассматриваться как формирование:
- уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
- понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
- потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
- сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание у учащихся:
- правильного использования физической терминологии и символики;
- потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса физики ученик должен
Знать/понимать:
Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом.
Смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.
Смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света.
Уметь:
Описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление. Кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов,, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света
Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока , напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока.
Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения, угла преломления от угла падения.
Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ
Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников и ее обработку и представление в разных формах (словесно, графически, схематично.)
Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни
Содержание учебного предмета
Тепловые явления (17 ч.)
Изменение агрегатных состояний вещества
Учащиеся должны знать/уметь:
Понятия: внутренняя энергия, теплопередача, теплообмен, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, температура плавления, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования.
Применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.
Учащиеся должны уметь:
- Применять основные положения МКТ для объяснения понятия внутренняя энергия, конвекция, теплопроводности, плавления, испарения.
- Пользоваться термометром и калориметром.
- «Читать» графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании.
- Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии при различных способах теплопередачи.
- Решать задачи с применением формул
Электромагнитные явления (30 ч.)
Учащиеся должны знать/уметь:
Понятия: электрический ток, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, закон Ома для участка цепи, формулы для вычисления сопротивления, работы и мощности тока, закон Джоуля – Ленца, гипотезу Ампера. Практическое применение названных понятий и законов. Магнитное поле, магнитные линии, электромагниты и их применение, постоянные магниты, магнитное поле Земли, электрический двигатель.
Учащиеся должны уметь:
- Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел, причины электрического сопротивления.
- Чертить схемы простейших электрических цепей, измерять силу тока, напряжение, определять сопротивление с помощью амперметра и вольтметра, пользоваться реостатом.
- Решать задачи на вычисления I, U, R, A, Q, P
- Пользоваться таблицей удельного сопротивления
- Применять понятия о магнитном поле для объяснения связи магнитных линий с направлением тока в проводнике
- Понимать устройство электромагнита и знать его практическое применение в технике
- Понимать основы образования постоянных магнитов, существования магнитного поля Земли, действия магнитной стрелки компаса
- Пользоваться электродвигателем.
Оптические явления (17 ч.)
Учащиеся должны знать/уметь:
Понятия: прямолинейность распространения света, фокусное расстояние линзы, отражение и преломление света, оптическая сила линзы, закон отражения и преломления света.
Практическое применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах.
Учащиеся должны уметь:
- Получать изображение предмета с помощью линзы.
- Строить изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе.
- Решать качественные и расчетные задачи на законы отражения света.
Подведение итогов учебного года (5 ч.)
Критерии оценивания знаний обучающихся:
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Календарно-тематическое планирование по физике для 8 класса
Учебник - Л.Э.Генденштейн, А.Б.Кайдалов, 2013 г. 69 часов.
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Примечание
План
Факт
Глава 1. Тепловые явления (17 часов)
17
02.09.15
1
Внутренняя энергия. Количество теплоты. Теплопередача. Закон сохранения энергии.
1
04.09.15
2
Температура. Виды теплопередачи
1
09.09.15
3
Удельная теплоёмкость
1
11.09.15
4
Решение задач по теме "Количество теплоты"
1
16.09.15
5
Лабораторная работа № 1 "Измерение удельной теплоёмкости вещества"
1
18.09.15
6
Обобщающий урок по теме "Количество теплоты"
1
23.09.15
7
Контрольная работа № 1 по теме "Количество теплоты".
1
25.09.15
8
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания
1
30.09.15
9
Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления
1
02.10.15
10
Парообразование и конденсация.
1
07.10.15
11
Удельная теплота парообразования
1
09.10.15
12
Насыщенный пар. Влажность воздуха
1
14.10.15
13
Решение задач по теме "Изменения агрегатного состояния"
1
16.10.15
14
Тепловые двигатели. Паровая турбина. Реактивный двигатель
1
21.10.15
15
Двигатель внутреннего сгорания
1
23.10.15
16
Преобразование энергии при работе тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Защита окружающей среды
1
28.10.15
17
Обобщающий урок. Контрольная раб. №2 по темам "Изменения агрегатного состояния", "Тепловые двигатели"
1
30.10.15
Глава 2. Электромагнитные явления (30 ч)
30
18
Электризация тел
1
06.11.15
19
Носители электрического заряда. Проводники и диэлектрики
1
11.11.15
20
Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие электрических зарядов
1
13.11.15
21
Электрическое поле.
1
18.11.15
22
Электрический ток. Действия электрического тока
1
20.11.15
23
Сила тока и напряжение
1
25.11.15
24
Лабораторная работа № 2 "Сборка электрической цепи. Измерение силы тока и напряжения".
1
27.11.15
25
Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи
1
02.12.15
26
Лабораторная работа № 3 "Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерение сопротивления"
1
04.12.15
27
Обобщающий урок по темам "Электрические взаимодействия", "Электрический ток".
1
09.12.15
28
Контрольная работа № 3 по темам "Электрические взаимодействия", "Электрический ток"
1
11.12.15
29
Последовательное и параллельное соединения проводников
1
16.12.15
30
Решение задач по теме "Последовательное и параллельное соединения проводников"
1
18.12.15
31
Лабораторная работа № 4 "Изучение последовательного соединения проводников".
1
23.12.15
32
Лабораторная работа № 5 "Изучение параллельного соединения проводников"
1
25.12.15
33
Работа и мощность электрического тока. Мощность тока в последовательно и параллельно соединённых проводниках.
1
30.12.15
34
Примеры расчёта электрических цепей
1
15.01.16
35
Лабораторная работа № 6 "Изучение теплового действия тока и нахождение КПД электрического нагревателя".
1
20.01.16
36
Полупроводники и полупроводниковые приборы
1
22.01.16
37
Обобщающий урок по темам "Электрические цепи", "Работа и мощность тока"
1
27.01.16
38
Контрольная работа № 4 по темам "Электрические цепи", "Работа и мощность тока"
1
29.01.16
39
Магнитные взаимодействия.
1
03.02.16
40
Магнитное поле. Действие магнитного поля на проводник с током и на рамку с током
1
05.02.16
41
Лабораторная работа № 7 "Изучение магнитных явлений"
1
10.02.16
42
Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Самоиндукция.
1
12.02.16
43
Производство и передача электроэнергии. Альтернативные источники электроэнергии.
1
17.02.16
44
Лабораторная работа № 8 "Наблюдение и изучение явления электромагнитной индукции. Принцип действия трансформатора".
1
19.02.16
45
Электромагнитные волны
1
24.02.16
46
Обобщающий урок по темам "Магнитные взаимодействия", "Электромагнитная индукция"
1
26.02.16
47
Контрольная работа № 5 по темам "Магнитные взаимодействия", "Электромагнитная индукция"
1
02.03.16
Глава 3. Оптические явления (17 ч)
17
48
Действия света. Источники света.
1
04.03.16
49
Прямолинейность распространения света. Тень и полутень
1
09.03.16
50
Солнечные и лунные затмения. Отражение света
1
11.03.16
51
Изображение в зеркале
1
16.03.16
52
Решение задач по теме "Отражение света"
1
18.03.16
53
Лабораторная работа № 9 "Исследование зависимости угла отражения от угла падения света".
1
23.03.16
54
Преломление света.
1
06.04.16
55
Лабораторная работа № 10 "Исследование явления преломления света"
1
08.04.16
56
Линзы.
1
13.04.16
57
Решение задач по темам "Преломление света", "Линзы".
1
15.04.16
58
Лабораторная работа № 11 "Изучение свойств собирающей линзы".
1
20.04.16
59
Глаз и оптические приборы Микроскоп и телескоп
1
22.04.16
60
Микроскоп и телескоп.
1
27.04.16
61
Дисперсия света.
1
29.04.16
62
Лабораторная работа № 12 "Наблюдение явления дисперсии света"
1
04.05.16
63
Обобщающий урок по теме "Оптические явления".
1
06.05.16
64
Контрольная работа № 6 по теме "Оптические явления".
1
11.05.16
Подведение итогов учебного года (5 часов)
5
65
Подготовка к итоговой контрольной работе
1
13.05.16
66
Подготовка к итоговой контрольной работе
1
18.05.16
67
Подготовка к итоговой контрольной работе
1
20.05.16
68
Итоговая контрольная работа
1
25.05.16
69
Подведение итогов
1
27.05.16
Материально-техническое обеспечение
Литература:
Физика. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов; под ред. В.А. Орлова, И.И. Ройзена. – 6-е изд. стер. - М.: Мнемозина, 2013. – 272 с.: ил.
Физика. 8 класс. В 2 ч. Ч. 2: задачник для общеобразовательных учреждений / Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат; под ред. Л.Э Генденштейна. – 6-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2013. – 191 с.: ил.
Генденштейн Л.Э., Орлов В.А., Никифоров Г.Г., Корневич М.Л., Чубакина О.В. Физика. 8 класс. Методическое пособие для учителя. Мнемозина, 2014 г.
Генденштейн Л.Э., Орлов В.А., Никифоров Г.Г. Физика. 8 класс. Самостоятельные работы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Мнемозина, 2011 г.
Генденштейн Л.Э., Евлахова Е.Н., Бондаренко Н.В. Физика. 8 класс. Тематические контрольные работы: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. Мнемозина, 2012 г.
Качественные задачи по физике для основной школы. 7-9 классы. Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат. - М.: ИЛЕКСА, 2013 г.
Электронные ресурсы.
10. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)
11. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании»)
12.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Электронная версия газеты «Физика»)
13.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Газета “1 сентября”: материалы по физике. Подборка публикаций по преподаванию физики в школе.)
14.ЭОР – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15.ФИПИ – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
16.«Образовательная система 2100» - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
17.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http://school-collection/edu.ru/
13PAGE 15
13PAGE 141015
Утверждено
директором школы.
Приказ № __
_______ / И.Г.Бармута /
«__» _______ 2015 г.
«Согласовано»
Руководитель РМО:
_________ / Л.В.Силантьева/
«__» _______ 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
школы по УВР:
_______ / М.В.Цельман /
«__» _______ 2015 г.