Рабочая программа по физике 9 класс, Генденштейн


Рабочая программа по физике для 9 класса
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении Федерального государственных образовательного стандарта основного общего образования»).
Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе программы: Л.Э.Генденштейн, В.И.Зинковский. Физика. 7-11 классы. - М.: Мнемозина, 2010 год.
Учебная программа 9 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.
Программой предусмотрено изучение разделов:
Механическое движение11 часов
Законы движения и силы16 часов
Законы сохранения в механике10 часов
Механические колебания и волны9 часов
Атом и атомное ядро9 часов
Строение и эволюция Вселенной4 часа
Подведение итогов учебного года1 час
Подготовка к итоговому оцениванию знаний5 часов
Резервное время3 часа
По программе за год учащиеся должны выполнить 6 контрольных работ и 10 лабораторных работ.
Основное содержание программы
Механические явления (46 ч)
Механическое движение (11 ч)
Механическое движение. Относительность движения. Система отсчёта. Траектория и путь. Перемещение. Сложение векторов. Скорость прямолинейного равномерного движения. Графики зависимости пути и скорости от времени. Средняя скорость неравномерного движения. Мгновенная скорость. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Зависимость скорости и пути от времени при прямолинейном равноускоренном движении. Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Направление скорости при движении по окружности. Ускорение при равномерном движении по окружности.
Демонстрации
Механическое движение.
Относительность движения.
Равномерное прямолинейное движение.
Неравномерное движение.
Равноускоренное прямолинейное движение.
Равномерное движение по окружности.
Лабораторные работы
Изучение прямолинейного равномерного движения.
Изучение прямолинейного равноускоренного движения.
Законы движения и силы (16 ч)
Взаимодействия и силы. Силы в механике. Сила упругости. Измерение и сложение сил. Закон инерции. Инерциальные системы отсчёта и первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Масса. Сила тяжести и ускорение свободного падения. Третий закон Ньютона. Свойства сил, с которыми тела взаимодействуют друг с другом. Вес и невесомость. Закон всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли и космических кораблей. Первая и вторая космические скорости. Силы трения. Сила трения скольжения. Сила трения покоя.
Демонстрации
Взаимодействие тел.
Явление инерции.
Зависимость силы упругости от деформации пружины.
Сложение сил.
Второй закон Ньютона.
Третий закон Ньютона.
Свободное падение тел в трубке Ньютона.
Невесомость.
Сила трения.
Лабораторные работы
Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.
Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под углом.
Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.
Законы сохранения в механике (10 ч)
Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Механическая энергия. Потенциальная и кинетическая энергии. Закон сохранения механической энергии.
Демонстрации
Закон сохранения импульса.
Реактивное движение.
Изменение энергии тела при совершении работы.
Превращения механической энергии из одной формы в другую.
Закон сохранения энергии.
Лабораторная работа
1) Измерение мощности человека.
Механические колебания и волны (9 ч)
Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Математический и пружинный маятники. Превращения энергии при колебаниях. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость и частота волны. Источники звука. Распространение звука. Скорость звука. Громкость, высота и тембр звука.
Демонстрации
Механические колебания.
Колебания математического и пружинного маятников.
Преобразование энергии при колебаниях.
Вынужденные колебания.
Резонанс.
Механические волны.
Поперечные и продольные волны.
Звуковые колебания.
Условия распространения звука.
Лабораторные работы
Изучение колебаний нитяного маятника и измерение ускорения свободного падения.
Изучение колебаний пружинного маятника.
Атомы и звезды (13 ч)
Атом и атомное ядро (9 ч)
Излучение и поглощение света атомами. Спектры излучения и спектры поглощения. Фотоны. Строение атома. Опыт Резерфорда: открытие атомного ядра. Планетарная модель атома. Строение атомного ядра.
Открытие радиоактивности. Состав радиоактивного излучения. Радиоактивные превращения.
Энергия связи ядра. Реакции деления и синтеза. Цепная ядерная реакция. Ядерный реактор. Атомная электростанция. Управляемый термоядерный синтез. Влияние радиации на живые организмы.
Демонстрация
1) Модель опыта Резерфорда.
Лабораторная работа
Наблюдение линейчатых спектров излучения.
Строение и эволюция Вселенной (4 ч)
Солнечная система. Солнце. Природа тел Солнечной системы. Звёзды. Разнообразие звёзд. Судьбы звёзд.
Галактики. Происхождение Вселенной.
Подведение итогов учебного года (1 ч).
Подготовка к итоговому оцениванию знаний (5 ч).
Резерв учебного времени (3 ч).
В 9 классе4 перед учениками надо ставить новые, более сложные задачи. Важнейшая из них — умение строить и исследовать математические модели, поскольку школьники уже знакомы с векторами и действиями с ними, со свойствами линейной и квадратичной функций. Отработанным годами «полигоном» для обучения построению и исследованию математических моделей являются основы механики. Здесь с помощью нескольких простых в математическом смысле соотношений — трёх законов Ньютона и выражений для сил упругости, тяготения и трения — можно сформулировать и подробно рассмотреть много «учебных ситуаций». Поэтому значительная часть учебного года посвящена изучению основ механики и решению задач по этой теме. Во втором полугодии рассматривается тема, которая для 9 класса является, по существу, вводной: «Атомы и звёзды». Расчётных задач в этой теме нет, поэтому при ее изучении важно сделать акцент на мировоззренческие вопросы, показать, что природа неисчерпаема как в малом, так и в огромном. Рассматривающиеся здесь явления и законы изучены в последнее столетие, а некоторые — даже в последние десятилетия. Желательно, чтобы при изучении таких тем у учащихся сформировалось представление, что «наука не является и никогда не станет законченной книгой» (А. Эйнштейн). Хорошо, если ученики проникнутся при этом идеей познаваемости Вселенной и гордостью за человеческий разум, который смог проникнуть в глубь материи и в необъятные просторы Вселенной.
Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса
В результате изучения физики в 9 классе ученик должен:
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, электромагнитную индукцию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и жесткости пружины;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (Си);
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.
владеть методами научного познания:
1.1. собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений;
1.2. измерять: температуру, массу, объем, силу (упругости, тяжести, трения скольжения), расстояние, промежуток времени, силу тока, напряжение, плотность, период колебаний маятника, фокусное расстояние собирающей линзы;
1.3. представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические закономерности:
— изменения координаты тела от времени;
— силы упругости от удлинения пружины;
— силы тяжести от массы тела;
— силы тока в резисторе от напряжения;
— массы вещества от его объема;
— температуры тела от времени при теплообмене;
1.4.объяснить результаты наблюдений и экспериментов:
— смену дня и ночи в системе отсчета, связанной с Землей, и в системе отсчета, связанной с Солнцем;
— большую сжимаемость газов;
— малую сжимаемость жидкостей и твердых тел;
— процессы испарения и плавления вещества;
— испарение жидкостей при любой температуре и ее охлаждение при испарении;
1.5. применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений:
— положение тела при его движении под действием силы;
— удлинение пружины под действием подвешенного груза;
— силу тока при заданном напряжении;
— значение температуры остывающей воды в заданный момент времени;
владеть основными понятиями и законами физики;
2.1. давать определения физических величин и формулировать физические законы;
2.2. описывать:
— физические явления и процессы;
— изменения и преобразования энергии при анализе: свободного падения тел, движения тел при наличии трения, колебаний нитяного и пружинного маятников, нагревания проводников электрическим током, плавления и испарения вещества;
2.3. вычислять:
— равнодействующую силу, используя второй закон Ньютона;
— импульс тела, если известны скорость тела и его масса;
— расстояние, на которое распространяется звук за определенное время при заданной скорости;
— кинетическую энергию тела при заданных массе и скорости;
— потенциальную энергию взаимодействия тела с Землей и силу тяжести при заданной массе тела;
— энергию, поглощаемую (выделяемую) при нагревании (охлаждении) тел;
— энергию, выделяемую в проводнике при прохождении электрического тока (при заданных силе тока и напряжении);
2.4. строить изображение точки в плоском зеркале и собирающей линзе;
воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической):
3.1. называть:
— источники электростатического и магнитного полей, способы их обнаружения;
— преобразования энергии в двигателях внутреннего сгорания, электрогенераторах, электронагревательных приборах;
3.2. приводить примеры:
— относительности скорости и траектории движения одного и того же тела в разных системах отсчета;
— изменения скорости тел под действием силы;
— деформации тел при взаимодействии;
— проявления закона сохранения импульса в природе и технике;
— колебательных и волновых движений в природе и технике;
— экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых, атомных и гидроэлектростанций;
— опытов, подтверждающих основные положения молекулярно-кинетической теории;
3.3. читать и пересказывать текст учебника;
3.4. выделять главную мысль в прочитанном тексте;
3.5. находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы;
3.6. конспектировать прочитанный текст;
3.7. определять:
— промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам;
— характер тепловых процессов: нагревание, охлаждение, плавление, кипение (по графикам изменения температуры тела со временем);
— сопротивление металлического проводника (по графику зависимости силы тока от напряжения);
— период, амплитуду и частоту (по графику колебаний);
— по графику зависимости координаты от времени: координату времени в заданный момент времени; промежутки времени, в течение которых тело двигалось с постоянной, увеличивающейся, уменьшающейся скоростью; промежутки времени действия силы;
3.8. сравнивать сопротивления металлических проводников (больше/меньше) по графикам зависимости силы тока от напряжения.
Результаты освоения курса физики
Личностные результаты:
сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Перечень учебно-методических средств
Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011.
Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат. Задачник для общеобразовательных учреждений. Физика. 9 класс. - М.: Мнемозина, 2011.
Губанов В.В. Физика. 9 класс. Лабораторные работы. Контрольные задания.- Саратов: Лицей, 2014.
Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.
Контроль уровня обученности по предмету
№ Тема Вид
Контрольной
Работы
(тематический,
итоговый,
проект) Форма контроля
(тест, контрольная работа,
диктант, л/работа) Номер урока
в соответствии
с календарно-
тематическим
планированием
1 Скорость и путь.
тематический Физический диктатнт 1/2
2 Лабораторная работа №1. «Изучение прямолинейного равномерного движения». тематический л/работа 2/3
3 Путь при равноускоренном движении.
тематический тест 3/5
4 Самостоятельная работа, решение задач разной степени сложности тематический Практическая работа с элементами тестирования 3/6
5 Лабораторная работа №2. «Изучение прямолинейного равноускоренного движения».
л/р к/работа 4/7
6 Равномерное движение по окружности.
тематический Физический диктант 4/8
7 Решение задач. Самостоятельная работа тематический Практическая работа с элементами тестирования 5/9
8 Обобщающий урок по теме «Механическое
движение».
тематический тест 5/10
9 Контрольная работа № 1. «Механическое движение».
итоговый Практическая работа с элементами тестирования 6/11
10 Закон инерции — первый закон Ньютона.
тематический Физический диктант 6/12
11 Взаимодействия и силы.
тематический Физический диктант или тест 7/13
12 Второй закон Ньютона.
тематический Диктант или тест 7/14
13 Третий закон Ньютона тематический диктант 8/15
14 Решение задач.
тематический с/р 8/16
15 Лабораторная работа №3. «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела». тематический л/р 9/17
16 Лабораторная работа №4. «Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под углом».
тематический л/р 9/18
17 Лабораторная работа №5. «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины». тематический л/р 10/19
18 Обобщающий урок
по теме «Законы Ньютона».
тематический тест 10/20
19 Контрольная работа № 2.
«Законы Ньютона». итоговый к/р 11/21
20 Закон всемирного тяготения.
тематический Физический диктант 11/22
21 Силы трения.
тематический Физический диктант 12/23
22 Решение задач. тематический Практическая работа с элементами тестирования 12/24
23 Лабораторная работа №6. «Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения
скольжения». тематический л/р 13/25
24 Обобщающий урок по теме «Силы в механике».
тематический Практическая работа с элементами тестирования 13/26
25 Контрольная работа № 3. «Силы в механике». итоговый к/р 14/27
26 Реактивное движение. Неупругое столкновение движущихся тел.
тематический Физический диктант или тест 15/29
27 Решение задач.
тематический Практическая работа с элементами тестирования 15/30
28 Механическая работа. Мощность тематический диктант 16/31
29 Энергия.
тематический Физический диктант 16/32
30 Закон сохранения механической энергии.
тематический тест 17/33
31 Решение задач.
тематический тест 17/34
32 Лабораторная работа №7. «Измерение мощности человека». тематический л/р 18/35
33 Обобщающий урок по теме «Законы сохранения в механике».
тематический Практическая работа с элементами тестирования 18/36
34 Контрольная работа № 4. «Законы
сохранения в механике». итоговый к/р 19/37
35 Превращения энергии при колебаниях.
Периоды колебаний различных маятников тематический Физический диктант или тест 20/39
36 Решение задач.
тематический Практическая работа с элементами тестирования 20/40
37 Лабораторная работа №8. «Изучение колебаний нитяного маятника и измерение ускорения свободного падения».
тематический л/р 21/41
38 Лабораторная работа №9. «Изучение колебаний пружинного маятника».
тематический л/р 22/42
39 Обобщающий урок по теме «Механические колебания и волны Контроль знаний и умений. Самостоятельная работа или тест 23/45
40 Контрольная работа № 5. «Механические колебания и волны». Контроль знаний и умений. к/р 23/46
41 Лабораторная работа №10. «Наблюдение
линейчатых спектров излучения».
тематический л/р 24/47
42 Атомное ядро.
Тематический тест 24/48
43 Радиоактивность.
Тематический тест 25/49
44 Ядерные реакции.
тематический тест 25/50
45 Контрольная работа № 6. «Атом и
атомное ядро». Контроль знаний и умений. к/р 28/55
46 Звёзды.
тематический тест 29/57
47 Обобщающий урок по теме «Атомы и звёзды».
тематический тест Данная программа составлена для учащихся 9А, 9 Б, 9В, 9Г классов, где учатся дети с разным уровнем интеллекта, памяти, мышления, математической подготовки, а также учебной мотивации. Поэтому для достижения поставленных целей необходимо внедрять принципы развивающего обучении
Календарно-тематическое планирование
по физике для 9 класса
(34 учебных недель, 2 часа в неделю, 68 часов в год)
№ недели/ урока Дата по плану Дата
Факт
Тема урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) Вид контроля, измерители Домашнее задание
1/1 Механическое движение. Система отсчета. Относительность движения. Материальная точка. Система отсчёта. Траектория и путь. Перемещение. Сложение векторов. Вращательное движение. Исторический выбор системы отсчёта. Знать/ понимать смысл понятий: механи-ческое движение, мате-риальная точка, система отсчёта, траектория, путь, перемещение.
Уметь обосновывать возможность применения понятия «материальная точка»; различать виды движения в зависимости от формы траектории, задавать положение тел с помощью координатных осей.
Уметь выражать резуль-таты измерений и расчё-тов в единицах Между-народной системы (СИ). Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении.
Измерять скорость равномерного движения.
Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков.
Определять путь, пройденный телом за промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени.
Рассчитывать путь и скорость при равноускоренном движении тела.
Измерять ускорение свободного падения.
Определять пройденный путь и ускорение движения тела по графику зависимости скорости равноускоренного прямолинейного движения тела от времени.
Измерять центростремительное ускорение при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.
Приобретать опыт работы с источниками информации (энциклопедиями, научно-популярной литературой, Интернетом и др.) и применять компьютерные технологии при подготовке сообщений. Физический диктант. §1; № 1.16, 1.22, 1.26, 1.36.
1/2 Скорость и путь.
Скорость прямолинейного равномерного движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени при прямолинейном равномерном движении. Средняя скорость неравномерного движения. Мгновенная скорость. Путь при неравномерном движении. Знать/ понимать смысл понятий: равномерное, неравномерное движе-ние, скорость прямо-линейного движения, средняя скорость, мгно-венная скорость; форму-лы для нахождения скорости и пути, график движения, скорости.
Уметь приводить при-меры равномерного и неравномерного движе-ний, рассчитывать ско-рость, среднюю ско-рость по формуле, читать графики зависимости скорости и пути от времени. Физический диктант, задания на соответствие или тест. §2; описание лабораторной работы №1 «Изучение
прямолиней-ного равномерного движения»;
№ 2.13, 2.26.
2/3 Лабораторная работа №1. «Изучение прямолинейного равномерного движения». Прямолинейное равномерное движение. Скорость.
Средняя скорость. Уметь собирать установ-ки для эксперимента по описанию, определять тип движения, измерять скорость, вычислять среднюю скорость движения; записывать результат в виде таблицы, делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты. Лабораторная работа, наличие таблицы,
рисунка,
правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ, вывод. Повторить §2;
№ 3.6, 3.12, 3.13, 3.17.
2/4 Прямолинейное равноускоренное движение.
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.
График зависимости модуля скорости от времени.
Знать определение прямолинейного равноускоренного движения, ускорения, физический смысл единиц измерения ускорения. Уметь приводить примеры прямолинейного рав-ноускоренного движе-ния, находить ускорение, скорость при прямоли-нейном равноускоренном движении, читать график зависимости модуля скорости от времени. Чтение графиков, определение физических величин. §3; № 4.6, 4.8, 4.11, 4.41.
3/5 Путь при равноускоренном движении.
Путь и средняя скорость при прямолинейном равноускоренном движении. Пути, проходимые за последовательные равные
промежутки времени. Знать законы прямоли-нейного равноуско-ренного движения.
Уметь определять путь и среднюю скорость при прямолинейном равно-ускоренном движении, читать графики пути и скорости, составлять уравнения прямоли-нейного равноуско-ренного движения. Тест или задания на соответствие. §4; № 4.16, 4.19, 4.24, 4.27.
3/6 Решение задач.
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Путь, средняя скорость при прямолинейном равноускоренном движении.
График зависимости модуля скорости от времени.
Знать законы прямоли-нейного равноускорен-ного движения.
Уметь определять уско-рение, путь и среднюю скорость при прямоли-нейном равноускоренном движении, читать графи-ки пути и скорости, со-ставлять уравнения пря-молинейного равноуско-ренного движения, решать задачи по теме «Прямолинейное равно-ускоренное движение». Самостоя-тельная работа, решение задач разной степени сложности. Повторить
§3-4; описание лабораторной работы №2 «Изучение прямолиней-ного равно-ускоренного движения»;
№ 4.17, 4.21, 4.22, 4.26.
4/7 Лабораторная работа №2. «Изучение прямолинейного равноускоренного движения».
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Уметь определять ус-корение равноускорен-ного движения, записы-вать результат измерений в виде таблицы, делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты; собирать установки для эксперимента по описа-нию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений. Лабораторная работа, наличие таблицы,
рисунка,
правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ, вывод. № 4.23, 4.29, 4.32, 4.43.
4/8 Равномерное движение по окружности.
Модуль и направление скорости при равномерном движении по окружности. Период и частота обращения. Ускорение при равномерном движении по окружности. Знать основные форму-лы равномерного дви-жения по окружности.
Уметь приводить и объяснять примеры рав-номерного движения по окружности, применять формулы при практи-ческих расчетах. Физический диктант, задания на соответствие или тест. §5; № 5.14, 5.20, 5.23, 5.26.
5/9 Решение задач.
Механическое движение. Система отсчёта. Материальная точка. Прямолинейное равномерное движение. Путь. Скорость. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Знать/ понимать смысл понятий: механи-ческое движение, траек-тория; смысл физичес-ких величин: путь, скорость, ускорение.
Уметь вычислять путь тела при равноускорен-ном движении; решать задачи по теме «Меха-ническое движение».
Описывать и объяснять физические явления: равноускоренное движение. Самостоя-тельная работа или тест, задания на соответствие. Повторить
§1-5;
№ 4.37, 4.42, 5.21, 5.28.
5/10 Обобщающий урок по теме «Механическое
движение».
Механическое движение. Система отсчёта. Материальная точка. Прямолинейное равномерное движение. Путь. Скорость. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Знать/ понимать смысл понятий: механическое движение, траектория, смысл физических величин: путь, скорость, ускорение.
Уметь вычислять путь тела при равноускорен-ном движении; решать задачи по теме «Меха-ническое движение». Описывать и объяснять физические явления: равноускоренное движение. Тест, решение задач разной степени сложности. Повторить
§1-5; по тетради
просмотреть решение задач по теме «Механи-ческое движение».
6/11 Контрольная работа № 1. «Механическое движение».
Требования к уровню подготовки учащихся
к урокам 1 - 9. Контрольная работа №1. «Механическое движение». 6/12 Закон инерции — первый закон Ньютона.
Закон инерции. Инерциальные системы отсчёта и первый закон Ньютона. Применение явления инерции.
Знать формулировку закона инерции, I зако-на Ньютона, понятие «Инерциальные систе-мы отсчёта»; вклад зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
Уметь объяснять результаты наблюдений и экспериментов: смену дня и ночи в системе отсчёта, связанной с Землёй, в системе отсчёта, связанной с Солнцем; оценивать значение перемещения и скорости тела, описывать траекторию движения одного и того же тела относительно разных систем отсчёта, объяснять применение явления инерции. Вычислять ускорение тела, силы, действующие на тело, или массу на основе второго закона Ньютона.
Исследовать зависимость удлинения стальной пружины от приложенной силы.
Экспериментально находить равнодействующую двух сил.
Исследовать зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.
Измерять силы взаимодействия двух тел.
Измерять силу всемирного тяготения.
Приобретать опыт работы с источниками информации (энциклопедиями, научно-популярной литературой, Интернетом и др.) и применять компьютерные технологии при подготовке сообщений. Физический диктант. §6; № 7.10, 7.18, 7.26.
7/13 Взаимодействия и силы.
Силы в механике. Примеры действия сил. Измерение сил. Сложение сил.
Знать определение силы, ее обозначение и единицы измерения, виды сил в механике, виды взаимодействий, правила сложения сил.
Уметь приводить при-меры действия сил, из-мерять силу динамомет-ром, складывать несколько сил. Тест или физический диктант. §7; № 6.16, 6.28, 6.29, 6.31.
7/14 Второй закон Ньютона.
Соотношение между силой и ускорением. Масса. Второй закон Ньютона. Движение тела под действием силы тяжести.
Знать/ понимать смысл понятий: взаимо-действие, инертность, закон; смысл физичес-ких величин: скорость, ускорение, сила, масса;
делать выводы на основе эксперименталь-ных данных. Знать формулировку II закона Ньютона.
Уметь вычислять равно-действующую силу, ис-пользуя второй закон Ньютона, применять II закон Ньютона при ре-шении задач, объяснять движение тела под действием силы тяжести. Физический диктант или тест. §8; № 8.8, 8.17, 8.20, 8.25.
8/15 Третий закон Ньютона.
Третий закон Ньютона.
Невесомость.
Знать/ понимать смысл понятия «невесомость».
Знать формулировку II закона Ньютона, свойства сил, с которы-ми тела взаимодействуют.
Уметь приводить приме-ры проявления и приме-нения третьего закона Ньютона; объяснять, по-чему вес покоящегося тела равен силе тяжести; чему равен вес тела, движущегося с ускорением. Физический диктант или тест. §9; № 9.9, 9.21, 9.25, 9.37.
8/16 Решение задач.
Закон инерции. Инерциальные системы отсчёта и первый закон Ньютона. Силы в механике. Примеры действия сил. Измерение сил. Сложение сил. Масса. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Знать формулировки за-конов Ньютона, соотно-шение между силой и ускорением, понятие массы, ее обозначение, единицу измерения, понятие невесомости.
Уметь решать задачи по теме «Законы Ньютона». Самостоя-тельная работа или тест, решение задач разной степени сложности. Повторить §6-9; описание лабо-раторной рабо-ты №3 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела»; №8.10,
8.21, 8.27, 9.39.
9/17 Лабораторная работа №3. «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела». Масса. Сила тяжести. Знать/ понимать
смысл физических величин: сила тяжести, масса тела.
Уметь описывать и объяснять результаты наблюдений и экспери-ментов: исследование зависимости силы тяжести от массы тела; собирать установку для эксперимента по описа-нию и проводить наблю-дения изучаемых явле-ний. Измерять силу дина-мометром, представлять результаты измерения в виде таблицы и графика. Лабораторная работа, наличие таблицы,
рисунка,
правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ, вывод. Повторить
§6-7; описание лабораторной работы №4 «Сложение сил, направ-ленных вдоль одной прямой и под углом»;
№ 8.23, 9.17.
9/18 Лабораторная работа №4. «Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под углом».
Сила. Равнодействующая сила. Знать/ понимать
смысл понятия «равно-действующая сила»;
смысл физических вели-чин: сила, масса тела.
Уметь описывать и объяснять результаты наблюдений и экспери-ментов: сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под углом. Собирать уста-новку для эксперимента по описанию и прово-дить наблюдения изуча-емых явлений. Изме-рять силу динамо-метром, определять равнодействующую силу, изображать силу графически. Лабораторная работа, наличие таблицы,
рисунка,
правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ, вывод. Повторить
§8-9; описание
лабораторной работы №5
«Исследова-ние зависи-мости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины»;
№ 8.19, 9.18.
10/19 Лабораторная работа №5. «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины». Силы в механике. Сила упругости, удлинение пружины, жёсткость пружины. Знать/ понимать
смысл понятий: сила, сила упругости;
смысл физических величин: сила, масса, удлинение пружины, жёсткость пружины.
Уметь описывать и объяснять результаты наблюдений и экспери-ментов: исследование зависимости силы упру-гости от удлинения пру-жины; измерение жёст-кости пружины; соби-рать установку для экс-перимента по описанию и проводить наблюде-ния изучаемых явлений. Измерять силу динамо-метром. Представлять результаты измерения в виде таблицы и графика. Лабораторная работа, наличие таблицы,
рисунка,
правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ, вывод. Повторить
§6-7;
№ 9.19, 9.24.
10/20 Обобщающий урок
по теме «Законы Ньютона».
Закон инерции. Инерци-альные системы отсчёта и первый закон Ньютона. Силы в механике. При-меры действия сил. Изме-рение сил. Сложение сил. Масса. Второй закон Ньютона. Сила упругости, удлинение пружины, жёсткость пружины. Третий закон Ньютона. Невесомость. Требования к уровню подготовки учащихся
к урокам 12 – 19. Самостоя-тельная работа или тест, решение задач разной степени сложности. Повторить
§8-9; № 8.24, 9.12; просмотреть по тетради решение задач по теме «Законы Ньютона».
11/21 Контрольная работа № 2.
«Законы Ньютона». Требования к уровню подготовки учащихся
к урокам 12 – 19. Контрольная работа №2.
«Законы Ньютона». 11/22 Закон всемирного тяготения.
Закон всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли и космических кораблей. Знать/ понимать смысл понятий: взаимодейст-вие, закон; смысл физи-ческих величин: масса, сила; смысл физических законов: закон всемир-ного тяготения.
Уметь описывать и объяснять физические явления: движение не-бесных тел и искус-ственных спутников Земли. Приводить при-меры практического ис-пользования физических знаний: закон всемирного тяготения. Физический диктант или задания на соответствие. §10; № 10.7, 10.8, 10.19, 10.27.
12/23 Силы трения.
Сила трения скольжения. Сила трения покоя. Тормозной путь. Знать/ понимать
смысл понятий: взаимо-действие, сила трения скольжения, сила тре-ния покоя, тормозной путь; смысл физических величин: масса, сила.
Уметь описывать и объяснять физические явления: движение од-ного тела по поверхнос-ти другого, движение в жидкости или газе. При-водить примеры практи-ческого использования физических знаний: проявление сил трения в окружающей жизни. Физический диктант. §11; № 11.11, 11.17, 11.26, 11.34.
12/24
Решение задач. Закон всемирного тяготения. Силы трения.
Знать/ понимать смысл понятий: взаимодейст-вие, сила трения сколь-жения, сила трения по-коя, тормозной путь; смысл физических вели-чин: масса, сила; смысл физических законов: закон всемирного тяготения.
Уметь решать задачи по теме «Силы в механике». Описывать и объяснять физические явления: движение небесных тел и искусственных спутни-ков Земли; движение одного тела по поверх-ности другого, движение в жидкости или газе. Приводить примеры практического использо-вания физических зна-ний: закон всемирного тяготения, проявление сил трения в окружающей жизни. Самостоя-тельная работа или тест. §11; описание лабораторной работы №6 «Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения»;
№10.29, 10.39, 11.27, 11.35.
13/25 Лабораторная работа №6. «Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения
скольжения». Сила трения скольжения. Коэффициент трения
скольжения. Вес тела. Сила нормальной реакции. Знать/ понимать смысл понятий: сила, сила тре-ния скольжения; смысл физических величин: сила, вес, коэффициент трения скольжения.
Уметь описывать и объяснять результаты наблюдений и экспери-ментов: исследование силы трения скольжения; измерение коэффициен-та трения скольжения. Собирать установку для эксперимента по описа-нию и проводить наблю-дения изучаемых явле-ний. Измерять силу дина-мометром. Представлять результаты измерения в виде таблицы, делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты. Лабораторная работа, наличие таблицы,
рисунка,
правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ, вывод. Повторить
§10-11;
№ 11.28, 11.36.
13/26 Обобщающий урок по теме «Силы в механике».
Закон всемирного тяготения. Силы трения. Коэффициент трения скольжения. Вес тела. Сила нормальной реакции.
Требования к уровню подготовки учащихся
к урокам 22 – 25. Самостоятельная работа или тест, решение задач разной степени сложности, задания на соответствие. Повторить
§10-11; просмотреть по тетради решение задач по теме «Силы в механике».
14/27 Контрольная работа № 3. «Силы в механике». Требования к уровню подготовки учащихся
к урокам 22 – 25. Контрольная работа №3. «Силы в механике». 14/28 Импульс. Закон сохранения импульса.
Импульс. Закон сохранения импульса.
Знать/ понимать
смысл понятий: взаимо-действие, закон, им-пульс; смысл физичес-ких величин: скорость, ускорение, сила, масса, импульс; смысл физи-ческих законов: закон сохранения импульса.
Уметь описывать и объяснять физические явления: механическое взаимодействие тел;
приводить примеры практического исполь-зования физических знаний: закон сохране-ния импульса. Вклад зарубежных ученых, ока-завших наибольшее вли-яние на развитие физики. Измерять скорость истечения струи газа из модели ракеты.
Применять закон сохранения импульса для расчета результатов взаимодействия тел. Измерять работу силы. Измерять кинетическую энергию тела по длине тормозного пути. Измерять энергию упруго деформированной пружины. Применять закон сохранения механической энергии для расчета потенциальной и кинетической энергий тела. Измерять мощность.
Приобретать опыт работы с источниками информации (энциклопедиями, научно-популярной литературой, Интернетом и др.) и применять компьютерные технологии при подготовке сообщений.
Физический диктант или задания на соответствие. §12 (пп.1-2);
№ 12.4, 12.17, 12.23, 12.33.
15/29 Реактивное движение. Неупругое столкновение движущихся тел.
Реактивное движение. Неупругое столкновение движущихся тел.
Знать сущность реактив-ного движения, назначе-ние, конструкции и прин-цип действия ракет, иметь представление о многоступенчатых раке-тах, владеть историчес-кой информацией о раз-витии космического кораблестроения и вехах космонавтики.
Уметь пользоваться законом сохранения импульса при решении задач на реактивное движение. Тест или беседа по вопросам урока, сообщения учащихся, презентации. §12 (пп.3-4);
№ 12.8, 12.24, 12.26, 12.36.
15/30 Решение задач.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Уметь применять полученные знания для решения физических задач по теме «Импульс». Самостоя-тельная работа или задания на соответствие. §12; № 12.27, 12.28, 12.35, 12.38.
16/31 Механическая работа. Мощность.
Механическая работа. Работа различных сил. Мощность. Знать понятие механи-ческой работы, мощнос-ти; обозначение, едини-цы измерения, формулы механической работы, мощности.
Уметь приводить при-меры совершения силой работы, совершения работы с различной мощностью; вычислять работу и мощность по изученным формулам. Физический диктант или задания на соответствие. §13; № 13.14, 13.20, 13.26, 13.44.
16/32 Энергия.
Потенциальная и кинетическая энергии. Механическая энергия.
Знать понятия потенци-альной и кинетической энергии, механической энергии; обозначение, единицы измерения, формулы потенциаль-ной и кинетической энергии.
Уметь приводить приме-ры тел, обладающих по-тенциальной и кинети-ческой энергией, срав-нивать энергии тел, вы-числять потенциальную и кинетическую энергии. Физический диктант или задания на соответствие. §14 (п. 1);
№ 14.5, 14.6, 14.18, 14.21.
17/33 Закон сохранения механической энергии.
Энергия. Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии.
Знать закон сохранения и превращения механической энергии.
Уметь описывать превращение энергии при падении тела и его движении вверх, приводить примеры превращения энергии, применять закон сохранения и превращения механической энергии при решении задач, определять изменение внутренней энергии тела за счёт совершения механической работы. Тест, решение задач разной степени сложности. §14 (пп.2-4); № 14.20,14.24 14.29, 14.33.
17/34 Решение задач.
Механическая работа. Мощность. Энергия. Закон сохранения механической энергии.
Уметь применять полученные знания для решения физических задач по темам «Работа», «Мощность», «Энергия».
Самостоя-тельная работа или тест. §14; описание лабораторной работы №7
«Измерение мощности человека»;
№14.16,14.27, 14.31, 14.39.
18/35 Лабораторная работа №7. «Измерение мощности человека». Мощность. Уметь проводить наблюдения изучаемых явлений. Измерять массу, время, расстояние. Выполнять расчеты по формуле мощности, делать выводы о выполненной работе и анализировать полученные результаты. Лабораторная работа, наличие таблицы,
рисунка,
правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ, вывод. № 14.17, 14.19, 14.26, 14.32.
18/36 Обобщающий урок по теме «Законы сохранения в механике».
Относительность движения. Инерциальные системы отсчёта. Первый и второй, третий законы Ньютона.
Свободное падение тел. Закон всемирного тяготения. Скорость. Искусственные спутники Земли. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты. Требования к уровню подготовки учащихся
к урокам 28 – 35. Самостоя-тельная работа, решение задач разной степени сложности, задания на соответствие. Повторить
§12-14; просмотреть по тетради решение задач по теме
«Законы сохранения в механике».
19/37 Контрольная работа № 4. «Законы
сохранения в механике». Требования к уровню подготовки учащихся
к урокам 28 – 35. Контрольная работа №4. «Законы
сохранения в механике». 19/38 Механические колебания.
Механические колебания. Амплитуда, период и частота колебаний. Гармонические колебания.
Знать определение коле-бательной системы, ко-лебательного движения, его причины, гармони-ческого колебания, параметры колебатель-ного движения, единицы измерения.
Уметь определять амплитуду, период и частоту колебаний. Объяснять процесс колебаний маятника.
Исследовать зависимость периода колебаний маятника от его длины и амплитуды колебаний.
Исследовать закономерности колебаний груза на пружине.
Вычислять длину волны и скорости распространения звуковых волн.
Экспериментально определять границы частоты слышимых звуковых колебаний.
Приобретать опыт работы с источниками информации (энциклопедиями, научно-популярной литературой, Интернетом и др.) и применять компьютерные технологии при подготовке сообщений. Физический диктант, фронтальный опрос. §15 (пп.1-3); №15.17,15.26, 15.32, 15.35.
20/39 Превращения энергии при колебаниях.
Периоды колебаний различных маятников. Превращения энергии при колебаниях. Нитяной маятник. Пружинный маятник.
Знать понятие нитяного маятника, пружинного маятника, процесс превращения энергии при колебаниях. Уметь объяснить превращения энергии при колебаниях, определять амплитуду, период и частоту колебаний нитяного и пружинного маятников. Тест или задания на соответствие, решение задач разной
степени сложности. §15 (пп 4-6);
№ 15.15, 15.16, 15.28, 15.42.
20/40 Решение задач.
Механические колебания. Амплитуда, период и частота колебаний. Гармонические колебания. Превращения энергии при колебаниях. Нитяной маятник. Пружинный маятник.
Знать/ понимать
смысл физических понятий: колебательное движение, гармоничес-кое колебание, смысл физических величин: период, частота, амплитуда.
Уметь объяснить превра-щения энергии при коле-баниях, применять полученные знания для решения физических задач по теме «Механи-ческие колебания».
Определять характер физического процесса по графику, таблице. Самостоя-тельная работа или тест, задания на соответствие. §15; описание лабораторной работы №8 «Изучение
колебаний
нитяного маятника и измерение ускорения свободного
падения»;
№15.21,15.27.
21/41 Лабораторная работа №8. «Изучение колебаний нитяного маятника и измерение ускорения свободного падения».
Колебательное движение. Нитяной маятник. Период колебаний. Ускорение свободного падения. Уметь описывать и объяснять результаты наблюдений и экспери-ментов: изучение коле-баний нитяного маят-ника и измерение уско-рения свободного паде-ния; собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Выполнять необходимые измерения и расчеты. Делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты. Лабораторная работа, наличие таблицы, рисунка,
правильные
прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ, вывод. Повторить
§15; описание
лабораторной работы №9
«Изучение колебаний пружинного маятника»;
№15.36,15.39.
21/42 Лабораторная работа №9. «Изучение колебаний пружинного маятника».
Колебательное движение. Пружинный маятник. Период колебаний. Уметь описывать и объяснять результаты наблюдений и экспери-ментов: изучение коле-баний пружинного маят-ника. Собирать установ-ку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Выполнять необходимые измерения. Представлять результаты измерения в виде табли-цы и графика, делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты. Лабораторная работа, наличие таблицы, рисунка,
правильные
прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ, вывод. №15.25,15.33, 15.37, 15.46.
22/43 Механические волны.
Виды механических волн. Основные характеристики волн.
Знать определение вол-ны, виды механических волн, основные характе-ристики волн: скорость, длину, частоту, период – и связь между ними.
Уметь различать виды механических волн, определять скорость, длину, частоту, период волны. Физический диктант, задания на соответствие или тест. §16; № 16.6, 16.39, 16.41, 16.42.
22/44 Звук.
Источники звука. Распространение и отражение звука. Громкость, высота и тембр звука. Неслышимые звуки.
Знать/ понимать смысл понятий: колебательное движение, колебательная система, звуковая волна, ультразвук, инфразвук;
смысл физических величин: громкость, высота, тембр звука.
Уметь различать источ-ники звука, описывать и объяснять физические явления: распростра-нение и отражение зву-ка, колебательное движе-ние, неслышимые звуки. Сообщения учащихся. Презентации. §17; № 16.22, 16.27, 16.40, 16.55.
23/45 Обобщающий урок по теме «Механические колебания и волны».
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Колебание груза на пружине. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращения энергии при колебательном движении. Распространение колебаний в среде. Волны. Продоль-ные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волн. Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.
Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Требования к уровню подготовки учащихся
к урокам 38 – 44. Самостоя-тельная работа или тест, работа с графиками, решение задач разного уровня сложности, задания на соответствие. Повторить
§15-17; по тетради просмотреть решение задач по теме «Механи-ческие колебания и волны».
23/46 Контрольная работа № 5. «Механические колебания и волны». Требования к уровню подготовки учащихся
к урокам 38 – 44. Контрольная работа №5. «Механические колебания и волны». 24/47 Строение атома.
Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома.
Знать вклад Резерфорда в развитие теории строе-ния атома, планетарную модель атома.
Уметь объяснять опыт Резерфорда. Измерять элементарный электрический заряд.
Наблюдать линейчатые спектры излучения.
Наблюдать треки альфа-частиц в камере Вильсона.
Читать и записывать простейшие ядерные реакции, используя законы сохранения электрического заряда и массового числа.
Знакомиться с устройством и режимами работы дозиметра.
Обсуждать проблемы влияния радиоактивных излучений на живые организмы.
Приобретать опыт работы с источниками информации (энциклопедиями, научно-популярной литературой, Интернетом и др.) и применять компьютерные технологии при подготовке сообщений. Фронтальный опрос, тест, сообщения учащихся, презентации. §18 (пп.1-2);
№ 17.9, 17.16, 17.17, 17.24.
24/48 Излучение и поглощение света атомами.
Спектры излучения. Спектры поглощения. Теория Бора.
Знать вклад Бора в развитие теории строения атома, виды спектров, спектральные приборы.
Уметь приводить при-меры видов излучений, наблюдаемых в природе и технике. §18 (пп.3-5); описание
лабораторной работы №10
«Наблюдение линейчатых спектров излучения»;
№ 17.13,
17.19, 17.20.
25/49 Лабораторная работа №10. «Наблюдение
линейчатых спектров излучения».
Спектры излучения. Уметь описывать и объяснять результаты наблюдений и экспери-ментов: наблюдение ли-нейчатых спектров излу-чения; собирать установ-ку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты. Лабораторная работа, наличие таблицы, рисунки, ответы на контрольные вопросы. №17.15,17.18, 17.21.
25/50 Атомное ядро.
Протон и нейтрон. Строение атомного ядра.
Знать историю открытия протона и нейтрона, их свойства, особенности, строение атомного ядра. Уметь объяснять строение атомного ядра. Тест. Сообщения учащихся. Презентации. §19 (пп. 1-2);
№ 18.16,18.36, 18.39, 18.52
26/51 Радиоактивность.
Радиоактивность. Состав радиоактивного излучения. Массовое и зарядовое числа. Период полураспада. Знать смысл понятий радиоактивности, период полураспада; состав радиоактивного излучения, физический смысл массового и зарядового числа.
Уметь определять ну-клонный состав ядер, описывать и объяснять различия в строении различных ядер; приме-нять закон радиоактив-ного распада для решения задач. Тест. Работа с периоди-ческой системой химических элементов Д.И.Менделеева. §19 (пп.3-6); №18.25, 18.44, 18.46, 18.61.
26/52 Ядерные реакции.
Ядерные реакции. Реакции деления и синтеза. Цепная ядерная реакция. Энергия связи ядра.
Знать смысл понятий: ядерные реакции, цепная ядерная реакция, энергия связи, ядерные силы; особенности ядерных сил, закон сохранения массового и зарядового числа; особенности реакций деления и синтеза.
Уметь определять энер-гию связи, записывать ядерные реакции, нахо-дить неизвестный про-дукт ядерной реакции, объяснять цепную ядерную реакцию. Самостоя-тельная работа.
Работа с периоди-ческой системой химических элементов Д.И.Менделеева. §20; №19.14, 19.18, 19.20, 19.26.
27/53 Ядерная энергетика.
Атомная электростанция. Влияние радиации на живые организмы. Управляемый термоядерный синтез.
Знать устройство и принцип работы атомной электростанции, ее пре-имущества и недостатки, проблемы, связанные с использованием АЭС; области применения ядерной энергетики; влияние радиоактивных излучений на живые ор-ганизмы; виды радиоак-тивных излучений, спо-собы защиты от радиации.
Уметь объяснить принцип работы ядерного реактора, управляемый термоядерный синтез. Сообщения учащихся.
Презентации. Конференция. §21; № 19.6, 19.23, 19.24, 19.31.
27/54 Обобщающий урок по теме «Атом и атомное ядро».
Радиоактивность. Модель атома. Спектры излучения и поглощения. Атомное ядро. Протон. Нейтрон. Заряд ядра. Массовое число ядра. Ядерные реакции. Энергия связи ядра. Деление и синтез ядер. Использование ядерной энергии. Требования к уровню подготовки учащихся
к урокам 47 – 53. Ответы на вопросы в ходе урока. Фронтальный опрос. Решение задач.
Тест.
Задания на соответствие. Повторить
§18-21;
просмотреть по тетради решение задач по теме «Атом и атомное ядро».
28/55 Контрольная работа № 6. «Атом и
атомное ядро». Требования к уровню подготовки учащихся
к урокам 47 – 53. Контрольная работа №6. «Атом и атомное ядро». 28/56 Солнечная система.
Планеты. Малые тела Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Иметь представление о системе мира, строении и масштабах Солнечной системы. Работать с источниками информации (энциклопедия, научно-популярная литература, Интернет) и участвовать в обсуждении темы «Почему светят звезды. Эволюция Солнца».
Участвовать в подготовке проектной работы по теме «Спектральный анализ и его применение».
Приобретать опыт работы с источниками информации (энциклопедиями, научно-популярной литературой, Интернетом и др.) и применять компьютерные технологии при подготовке сообщений. Беседа. §22; № 20.4, 20.8, 20.18, 20.32.
29/57 Звёзды.
Источник энергии звёзд. Расстояния до звёзд. Разнообразие звёзд. Судьбы звёзд. Знать источники энергии звёзд.
Иметь представление о разнообразии звёзд, о расстояниях до них и об их судьбах. Фронтальный опрос или тест. §23 (пп. 1-4); №21.10,21.15, 21.17, 21.24.
29/58 Галактики. Эволюция Вселенной.
Галактики. Происхождение Вселенной. От Большого взрыва до Человека.
Знать строение и масштабы Вселенной, теорию «Большого взрыва».
Иметь представление о галактиках, о происхождении Вселенной. Сообщения учащихся. §23 (пп.5-7); №21.13,21.20, 21.26.
30/59 Обобщающий урок по теме «Атомы и звёзды».
Солнечная система. Звёзды. Галактики. Эволюция Вселенной. Теория «Большого взрыва». Требования к уровню подготовки учащихся
к урокам 56 – 58. Тест или самостоя-тельная работа, диспут. 30/60 Подведение итогов учебного года.
Элементы содержания всего курса физики
9 класса. Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 1 – 59. 31-33/ 61-65 Подготовка к итоговому оцениванию знаний
(5 часов). Все элементы содержания курса физики основной школы. Применять полученные знания для решения физических задач, тестовых заданий, заданий части В и С различных сборников ГИА. Итоговая аттестационная работа за курс основной школы. 33-34/ 66-68 Использованный материал:
Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы. - М.: «Просвещение», 2010.
Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011.
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы. – М.: Дрофа, 2008 (Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по физике. 7-9 классы).
Программы для общеобразовательных учреждений. Л.Э.Генденштейн, В.И.Зинковский. Физика. 7-11 классы. - М.: Мнемозина, 2010.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году государственной итоговой аттестации по ФИЗИКЕ.
М.Л. Корневич. Календарно-тематическое планирование. Преподавание физики в 2007-2008 учебном году. Методическое пособие МИОО. - М.: «Московские учебники», 2007; сайт ОМЦ ВОУО: Методическая помощь. Физика.
Рабочие программы 7 – 11 класса. Издательство «Глобус», Волгоград, 2009.