Рабочая программа по физике 7 класс авт. учебника А.В. Перышкин
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дубовского района
«Весёловская средняя общеобразовательная школа №2»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор школы
Северина О.В. ______ Русских Н.Н.______ Бударина М.В.______
Протокол № ___ от Протокол № __ от Приказ № ____ от
« » 08. 2014 г. « » 08. 2014 г. « » 08. 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике для 7 класса
учителя физики
Севериной Ольги Владимировны
2014-2015 учебный год
2014 год
Пояснительная записка
Примерная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7–11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ» (Составители: Ю.И.Дик, В.А.Коровин, М.: Дрофа, 2004). Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин.
Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: А.В. Перышкин « Физика – 7 класс», М.: Дрофа, 2009,2011 г. Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). 10 часов из которых рассчитаны на лабораторные работы, 4 часа на контрольные работы. Остальные 56 часов – на теоретический материал и решение задач. Также в этом курсе проводятся проверочные (самостоятельные работы) и тесты для текущего контроля знаний учащихся.
В течение учебного года возможны корректирование календарно-тематического планирования, связанными с объективными причинами.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:
ОСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
ОВЛАДЕНИЕ УМЕНИЯМИ проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
РАЗВИТИЕ познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
ВОСПИТАНИЕ убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры;
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ для решения практических задач повседневной жизни, обеспечивающих безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Структура курса
№
Модуль (глава)
Примерное
количество
часов
Количество контрольных работ
Количество лабораторных работ
1
Введение.
4
1
2
Первоначальные сведения о строении вещества.
6
1
3
Взаимодействие тел.
21
1
4
4
Давление твердых тел, жидкостей и газов.
25
2
2
5
Работа и мощность. Энергия.
12
1
2
6
Повторение курса физики за 7 класс.
2
ИТОГО (по модулям):
70
4
10
Содержание учебного предмета
1.Введение (4 ч).
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа
Определение цены деления измерительного прибора.
2.Первоначальные сведения о
строении вещества (6 ч).
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснения на основе молекулярно-кинетических представлений.
Фронтальная лабораторная работа
Измерение размеров малых тел.
Взаимодействие тел (21 ч).
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость.
Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой.
Упругая деформация. Закон Гука.
Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.
Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Фронтальные лабораторные работы
3.Измерение массы тела на рычажных весах.
4.Измерение объема тела.
5. Измерение плотности твердого тела.
6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Контрольная работа
1.Взаимодействие тел. Масса. Плотность.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (25 ч).
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля.
Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. (Водопровод. Гидравлический пресс.) Гидравлический тормоз
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Измерение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы.
Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы
7. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
8. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Контрольная работа
2. Давление твердых тел, жидкостей и газов.
5. Работа. Мощность. Энергия (12 ч).
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закрепленной осью вращения.
Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой.
Фронтальные лабораторные работы
9. Выяснение условия равновесия рычага.
10.Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Контрольная работа
3. Архимедова сила.
4. Механическая работа. Мощность. Простые механизмы.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МОДУЛЯМ
ТЕМА 1,2. Введение. Первоначальные сведения о строении вещества.
Учащиеся должны знать
Положение о том, что все тела состоят из частиц, в частности из молекулы, находятся в непрерывном беспорядочном движении и взаимодействуют (притягиваются и отталкиваются).
Понятия: физическое тело, вещество, материя, молекула, атом, диффузия, погрешность измерение измерительного прибора.
Учащиеся должны уметь
Применять основные положения МКТ для объяснения диффузии в жидкостях и газах, различия между агрегатными состояниями вещества.
Определять цену деления измерительного прибора и погрешность измерения; правильно пользоваться измерительным прибором, таблицами физических величин.
ТЕМА 3. Взаимодействие тел.
Учащиеся должны знать
Понятия: механическое движение, траектория, пройденный путь, равномерное и неравномерное движение, скорость, инерция, масса тела, плотность вещества, сила, всемирное тяготение, сила тяжести, вес, сила упругости, сила трения.
Формулы: скорости, силы тяжести, силы упругости, веса тела, сложение двух сил направленных по одной прямой, плотности тела.
Учащиеся должны уметь
Измерять с помощью весов массу тела, пользоваться динамометром.
Решать расчетные задачи (преимущественно в одно - два действия) с применением следующих формул:
V=S/t;
·= m/V; R= F1+F2; F=m*g; F=k*
·x; P=m*g.
Изображать графически силы на чертеже в заданном масштабе.
ТЕМА 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов.
Учащиеся должны знать
Понятия: давление. Формулы: давления твердых тел на опору, давление жидкости, архимедовой силы. Единицы измерения давления. Закон Паскаля. Устройства манометра, барометра-анероида.
Учащиеся должны уметь
Пользоваться манометром, барометром-анероидом, таблицами физических величин.
Решать качественные задачи на применение закона Паскаля, на сравнение давлений внутри жидкости, на зависимость архимедовой силы от плотности жидкости, от объема погруженной в жидкость части тела; на применение условий плавания тел.
Решать расчетные задачи с применение формул:
P=F/S; p=mgh; FA=
·gh.
ТЕМА 5. Работа и мощность. Энергия.
Учащиеся должны знать
Понятия: работа, мощность, потенциальная и кинетическая энергия, равновесие рычага.
Золотое правило механики. Решать качественные задачи на условие равновесия рычага.
Формулу равновесия рычага.
Учащиеся должны уметь
Решать расчетные задачи с применением следующих формул:
A=F*S; N=A/t; F1*l1=F2*l2 (для простых механизмов).
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
№
ТЕМА
Дата проведения
1
Определение цены деления измерительного прибора.
14.09
2
Измерение размеров малых тел.
22.09
3
Измерение массы тела на рычажных весах.
09.11
4
Измерение объёма тела.
10.11
5
Определение плотности вещества твердого тела.
17.11
6
Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
14.12
7
Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
07.03
8
Выяснение условий плавания тела в жидкости.
15.03
9
Выяснение условия равновесия рычага.
25.04
10
Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
10.05
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№
ТЕМА
Дата проведения
1
Взаимодействие тел. Масса. Плотность.
30.11
2
Давление твердых тел, жидкостей и газов.
01.02
3
Архимедова сила.
11.04
4
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы.
17.05
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и
недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей
работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для
оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.
КОМПЛЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ НА КОНЕЦ ГОДА
Что изучает физика?
Что называется телом, веществом, материей?
Чем отличаются опыты от наблюдений?
Как определить цену деления измерительного прибора?
Почему физика является основой техники? Примеры.
Для чего нужно знать строение вещества?
Из чего состоит вещество?
Что такое диффузия? Приведите опыты диффузии в газах, жидкостях и твердых телах.
Какие тепловые явления вы знаете? Как связана температура тела со скоростью движения молекул?
Почему твердые тела и жидкости не распадаются сами собой на отдельные молекулы? Какие явления указывают на то, что молекулы не только притягиваются друг к другу, но и отталкиваются?
Назовите три состояния вещества и приведите примеры.
Имеется ли отличие между молекулами льда, воды и водяного пара?
Что называется механическим движением, траекторией и пройденным путем? Примеры.
Какое движение называется равномерным и неравномерным? Примеры.
Что такое скорость? Как её найти? Какие единицы скорости вы знаете?
Как определить путь, время, зная скорость?
Явление инерции. Примеры.
Чем можно объяснить, что скорости двух взаимодействующих тел может быть разной? Единицы массы. Как измерит массу?
Как определить плотность вещества? Формула. Единицы измерения плотности.
Что такое сила? Примеры проявления силы. Как измерить силу?
Виды сил их определения.
Что называется давлением? Единицы давления. Способы увеличения и уменьшения давления.
Как объясняют давление газа на основе учения о движении молекул?
Формула расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Что представляет собой атмосфера Земли? Атмосферное давление?
Что означает запись: «Атмосферное давление равно 780 мм рт. ст.»?
Что называется нормальным атмосферным давлением?
Как называют приборы для измерения давлений, больших или меньших атмосферного? Их устройство и принцип работы?
Назовите формулу гидравлического пресса?
Чему равна Архимедова сила? Назовите условия плавания тел.
Назовите формулы, определение и единицы измерения механической работы и мощности.
В чем состоит правило рычага?
Что называется моментом силы? Каково применение рычага в технике, быту и природе?
Какое соотношение существует между силами, действующий на рычаг, и плечами этих сил?
В чем состоит «золотое правило» механики?
Что такое коэффициент полезного действия?
В каком случае можно сказать, что тело обладает энергией? Какую энергию называют потенциальной? Кинетической?
Приведите примеры превращения механической энергии.
Календарно-тематическое планирование по физике 7 класса.
Учебник для общеобразоват. учреждений/А.В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2009,2011 г.
Учитель: Северина О.В. (2014-2015 уч. год).
№
ТЕМА
Домашнее
задание
Календ.
дата
Фактич.
дата
КР
ЛР
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
тема № 1 Введение (4 ч).
1 четверть
1/1
Что изучает физика? Наблюдения и опыты.
§1-3
ЛИ № 5,12
03.09
1.CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
2. CD-disc «7 класс. Физика.
Мультимедийное учебное пособие».
2/2
Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.
§4,5
Упр. 1
ЛИ №25*
04.09
1.CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
2.рулетка, секундомер, термометр,
амперметр, вольтметр.
3/3
Инструктаж по ТБ. ЛР № 1 «Определение цены деления измерительного прибора».
ЛИ № 31,32,37*
10.09
+
Мензурка, стакан с водой, колба,
Мерный стакан.
4/4
Физика и техника.
§6 зад 1
11.09
CD-disc «7 класс. Физика.
Мультимедийное учебное пособие».
тема № 2 «Первоначальные сведения
о строении вещества» (6 ч).
5/1
Строение вещества. Молекулы.
§7,8 ЛИ № 53,54,42*
17.09
CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
6/2
Инструктаж по ТБ. ЛР № 2 «Измерение размеров малых тел».
ЛИ № 23,34
18.09
+
Линейка, пшено, рис, карандаш.
7/3
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
§9,зад.2(1)
ЛИ 66
24.09
CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
Стакан с водой, крупинки марганцовки.
8/4
Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
§10 упр2(1)
ЛИ № 74,80,83*
25.09
1.CD-disc «7 класс. Физика.
Мультимедийное учебное пособие».
2.Цилиндры свинцовые со стругом.
9/5
Три состояния вещества. Различие в молекулярном состоянии твердых тел, жидкостей и газов.
§11,12 зад.3
ЛИ № 84
01.10
1.CD-disc «7 класс. Физика.
Мультимедийное учебное пособие».
2. CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
10/6
Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».
СР № 1
ЛИ № 65,67,77-79,81,82
02.10
тема № 3 «Взаимодействие тел» (21 ч).
11/1
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.
§13,14 зад.4 ЛИ № 99,101*103*
08.10
1.CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
2. таблица метрических мер.
12/2
Скорость. Единицы скорости.
§15 упр.4(1,4) ЛИ 137*
09.10
1.CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
13/3
Расчет пути и времени движения. Решение задач.
§16 упр. 5 (2,4) ЛИ128*
15.10
1.CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
14/4
Явление инерции. Р.З.
Самостоятельная работа № 2.
§17
16.10
1.CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
2. CD-disc «7 класс. Физика.
Мультимедийное учебное пособие».
3. тележка, песок, наклонная
плоскость.
15/5
Взаимодействие тел.
§18
ЛИ № 207,209,
212*
22.10
Две тележки, соединенные пружиной, нить.
2.CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
16/6
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.
§19,20 упр. 6(1,3), ЛИ № 213*
23.10
CD-disc «7 класс. Физика.
Мультимедийное учебное пособие».
17/7
Инструктаж по ТБ. ЛР № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».
§20, ЛИ № 233,217*
29.10
+
Весы с разновесами, пластилин на нити, уголь, металлический цилиндр.
18/8
Инструктаж по ТБ. ЛР № 4 « Измерение объёма тела».
Единицы измерения
30.10
+
Мензурка, пластилин на нити, стакан воды, металлический цилиндр.
2 четверть
19/9
Плотность вещества.
§21 упр. 7(1,2) ЛИ 265
CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс», набор цилиндров одинаковой массы, весы.
20/10
Инструктаж по ТБ. ЛР № 5 «Определение плотности вещества твердого тела».
оформление
+
Весы с разновесами, пластилин на нити, уголь, металлический цилиндр, стакан воды.
21/11
Расчет массы и объёма тела по его плотности.
§22 ЛИ 283*
CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
22/12
Р.З. Подготовка к КР.
СР № 3 (ТС)
Упр. 8,г л. 2
Повт. §15-22 подг. к КР
23/13
КР №1 по теме «Взаимодействие тел. Масса. Плотность».
+
24/14
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.
§23,24, ЛИ № 291-293
CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
Линейка, 2 бруска, груз.
25/15
Сила упругости. Закон Гука.
§25, ЛИ № 329,329,342*
CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
Нить, шарик,2 бруска, груз, штатив.
26/16
Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.
§26, ЛИ № 333,334
CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
27/17
Динамометр. Инструктаж по ТБ. ЛР № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».
§27, упр. 9(1,3) п. §25
CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
28/18
Сложение двух сил, направленных по одной прямой.
§28, упр. 10(1,3), ЛИ № 351*
+
Динамометр, шкала, которой закрыта бумагой, набор грузов массой 102 г, штатив.
29/19
Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.
§29 упр. 11(2,3) ЛИ № 367*
Штатив, груз массой 102 г. И груз массой 204 г., два динамометра.
30/20
Трение в природе и технике.
§30,31
CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс», динамометр, брусок, груз.
31/21
Решение задач по теме
§32 сочинение
CD-disc «7 класс. Физика.
Мультимедийное учебное пособие».
тема № 4 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» (25 ч).
32/1
Давление. Единицы давления.
§33 упр. 12(2,3)
CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
Доска с взбитыми гвоздями, песок.
33/2
Способы уменьшения и увеличения давления.
§34 упр. 13 зад 6
CD-disc «7 класс. Физика.
Мультимедийное учебное пособие».
презентация
34/3
Давление газа. СР № 4.
§35 ЛИ 464,470,
473(у)
1.CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
презентация
35/4
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.
§36 упр. 14(2,4) зад 7
1.CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
2.Шар Паскаля, стакан воды.
36/5
Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
§37,38
ЛИ 471,474,
476
CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
Трубка с резиновой пленкой, стакан с водой. Прибор для демонстрации давления в жидкости.
37/6
Решение задач по теме «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда».
§37,38-повт. ЛИ 504-507 §4*(с.177)
38/7
Сообщающиеся сосуды.
СР № 5 (ТС)
§39 зад 9(1,3)
CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
Сообщающиеся сосуды, стакан подкрашенной воды, набор капилляров.
39/8
Решение задач по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
Повт.§39,40
40/9
КР № 2 по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
+
41/10
Анализ КР. Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.
§40,41 упр. 17,18 зад 10
Шар с резиновой трубкой и зажимом, шприц.
CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
42/11
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.
§42 упр. 19(4) зад 11
CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
CD-disc «7 класс. Физика.
Мультимедийное учебное пособие».
Прибор для демонстрации атмосферного давления.
43/12
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.
§43,44 упр. 21(1,2) повт. §38
CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
Барометр-анероид.
44/13
Манометры.
§45 ЛИ 601,603
CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
Жидкостный и металлический манометры.
45/14
Поршневой жидкостный насос.
Гидравлический пресс.
СР № 6
§46 упр.22(2)
повт. §36
CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
46/15
§47 ЛИ 498
CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
Гидравлический пресс.
47/16
Действие жидкости на погруженное в них тело.
§48 упр. 19(2) повт. §21,27
Динамометр, груз, стакан с водой.
48/17
Архимедова сила.
§49 упр. 24(3)
Ведерко Архимеда, отливной стакан, стакан с водой, динамометр.
49/18
Инструктаж по ТБ. ЛР № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».
повт. §49 упр. 24(2,4) §8*(с.184)
+
Динамометр, штатив,2 тела (пластилин, уголь), стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде.
50/19
Плавание тел.
§50
упр. 25(3-5)
CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
Отливной сосуд, плавающее тело, парафин, пробка.
51/20
Инструктаж по ТБ. ЛР № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».
+
Рычаг на штативе, набор грузов, линейка, динамометр.
52/21
Решение задач на определение Архимедовой силы и условий плавания тел.
Устно ЛИ 605,611,612,
615
53/22
Плавание судов. Воздухоплавание.
§51,52 упр. 27(2) ЛИ 657, п. §48-50
CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
CD-disc «7 класс. Физика.
Мультимедийное учебное пособие».
54/23
Повторение темы: «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
ЛИ № 654,655,659
55/24
Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
СР № 7 (ТС)
повт.гл.4 упр.27(3)
56/25
КР № 3 по теме «Архимедова сила».
+
Тема № 5 «Работа и мощность. Энергия» (12 ч).
57/1
Анализ КР. Механическая работа. Единицы работы.
§53 упр.28(3,4)
CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
58/2
Мощность. Единицы мощности.
§54 упр. 29(3,6)
CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
59/3
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.
§55,56 ЛИ 736,737* , зад 18(2)
CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
Блок, наклонная плоскость, рычаг, штатив.
60/4
Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.
§57,58 упр. 30(2)
61/5
Инструктаж по ТБ. ЛР № 9 «Выяснение условия равновесия рычага».
Повт.§57,58 упр. 30(1,3,4)
+
Ножницы, весы лабораторные.
Штатив, набор грузов, линейка.
62/6
Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов «золотое правило» механики.
§59,60
упр. 31(5)
зад 19*
CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
63/7
Коэффициент полезного действия (КПД) механизма.
§61 ЛИ 789,792
CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
64/8
Инструктаж по ТБ. ЛР № 10 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».
ЛИ 796,794 подг. к КР
+
Доска, динамометр, линейка, штатив, брусок, наклонная плоскость.
65/9
Решение задач по теме: «Простые механизмы и «золотое правило» механики».
повт. §59,60 ЛИ 766
66/10
КР № 4 « Механическая работа и мощность. Простые механизмы».
+
67/11
Анализ КР. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.
§62,63 упр. 32 (1,4).
CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
CD-disc «7 класс. Физика.
Мультимедийное учебное пособие».
Наклонная плоскость, шарик, брусок.
68/12
Превращение одного вида механической энергии в другую.
§64
+
CD-disc «Уроки физики Кирилла
и Мефодия. 7 класс».
69
Повторение курса физики 7 класса.
70
ИТОГО
70 часов
4
10
Во всех случаях при использовании CD-disc «Уроки физики Кирилла и Мефодия. 7 класс», CD-disc «7 класс. Физика.
Мультимедийное учебное пособие» и презентации применяется компьютер, проектор и экран.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: в 2009 году был получен кабинет физики, который включает в себя весь комплект наборов для проведения лабораторных работ и демонстрационных опытов по физике в 7 классе.
Информационно – методическое обеспечение
№
Авторы
Название
Год издания
Издательство
1
А.В. Перышкин
Физика 7 класс.
2009,2011
Дрофа
2
Н.М. Обликова
Физика 7 класс. Поурочные планы по учебнику
А.В. Перышкина. ч.1,2.
2004
Учитель-АСТ
3
А.Е. Марон, Е.А. Марон
Физика 7 класс. Дидактические материалы.
2006
Дрофа
4
А.И. Сёмке
Занимательные материалы к урокам. 7 класс.
2006
НЦ ЭНАС
5
В. И.Лукашик, Е.В. Иванова
Сборник задач по физике. 7-9.
2002
Просвещение
6
О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов
Тесты. Физика 7-9
1997
Дрофа
7
А.В. Постников
Проверка знаний учащихся по физике 6-7. Дидактический материал.
1986
Просвещение
Дополнительная литература
№
Авторы
Название
Год издания
1
И.И. Эльшанский
Хочу стать Кулибиным».
2008 г.
2
А.Н. Томилин
«Мир электричества».
2008 г.
3
А.Ф. Крайнев
«Первое путешествие в царство машин».
2008 г.
Принятые обозначения
КР
Контрольная работа
СР
Самостоятельная работа
КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ:
Вариант 1
По графику скорости найдите путь, пройденный телом за 30 секунд.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
На рисунке изображена мензурка, в которую налита вода до уровня А. После погружения тела вода поднялась до уровня Б. Вычислите плотность тела, выразите её в кг/м3.
Самое глубокое погружение кашалота зарегистрировано в Перу. Какова глубина, которой он достиг, если давление там в 114 раз больше нормального атмосферного?
Рекордсмен за 24 часа поднял груз общей массой 367,7 т на высоту 2 м. Какую среднюю мощность он развивал?
Тело имеет массу 80 кг и объем 0,1 м3. Будет ли оно плавать в бензине? (Плотность бензина 710 кг/м3) .
Вариант 2
По графику пути равномерного движения определите скорость тела.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
При укусе акулы развивается давление до 30кН/см2. Какова сила укуса, если при этом повреждается 0,02 см2 поверхности кожи?
На рисунке изображена мензурка, в которую налита вода до уровня А. После погружения тела вода поднялась до уровня Б. Какова цена деления мензурки, объем и плотность тела?
Найдите работу , совершаемую трактором при перемещении сенокосилки на расстояние200 Н, если сила тяги равна 9800 Н.
На предмет, находящийся в воде действует архимедова сила 2700 мН. С какой силой этот предмет выталкивался бы керосином?
Контрольная работа № 1
Механическое движение. Плотность вещества.
1 вариант
Определите плотность металлического бруска массой 949 г и объёмом 130 см3.
Автомобиль движется со скоростью 54 км/ч. Пешеход может перейти проезжую часть улицы за 10 с. На каком расстоянии от автомобиля безопасно переходить улицу?
Как изменилась масса топливного бака, когда в него налили 0,075 м3 бензина?
Алюминиевый брусок массой 10 кг имеет объём 0,005 м3. Определите, имеет ли он внутри полость.
Трактор проехал 1000 м за время, равное 8 мин, а за следующие 20 мин он проехал 4 км. Определите среднюю скорость трактора за все время движения.
Какой стала общая масса железнодорожной платформы, если на неё погрузили гранит объёмом 20 м3? Первоначальная масса платформы 20 т.
2 вариант
Чему равна масса оловянного бруска объёмом 20 см3?
Земля движется вокруг Солнца со скоростью 30 км/с. На какое расстояние перемещается Земля по своей орбите в течение часа?
В бутылке находится подсолнечное масло массой 930 г. Определите объем масла в бутылке.
Сосуд вмещает 272 г ртути, сколько граммов керосина поместится в этом сосуде?
Двигаясь со скоростью 36 км/ч, мотоциклист преодолел расстояние между двумя населенными пунктами за 20 мин. Определите, сколько времени ему понадобится на обратный путь, если он будет двигаться со скоростью 48 км/ч.
Каков объём стекла, которое пошло на изготовление бутылки, если её масса равна 520 г?
Контрольная работа по теме: «Давление»
1 вариант (2 уровень)
Гусеничный трактор весом 45 000 Н имеет опорную площадь обеих гусениц 1,5 м2. Определите давление трактора на грунт.
Определите минимальное давление насоса водонапорной башни, который подаёт на высоту 6 м.
Какое давление производит гранитная плита массой 400 кг, имеющая площадь опоры 0,2 м2.
Ширина шлюза 10 м. Шлюз заполнен водой до глубины 5 м. С какой силой давит вода на ворота шлюза.
Определите, в какой из трубок налита вода, а в какой – ртуть (рис. 1).
2 вариант
Трактор весом 120 кН имеет площадь опоры одной гусеницы 1,2 м2. Какое давление оказывает трактор?
Водолаз в жестком скафандре может погружаться на глубину 250 м. Определите давление воды в море на этой глубине.
С какой силой вода давит на пробку площадью 0,0004 м2 на глубине 3 м?
Колонна массой 6 т производит давление 400 кПа. Определите площадь опоры колонны?
В сообщающиеся сосуды налили воду и подсолнечное масло. Определите, в каком колене находятся вода и подсолнечное масло (рис. 2).
Жидкость
Плотность вещества
Вода чистая
1000 кг/м3
Вода морская
1020 кг/м3
Ртуть
13600 кг/м3
Подсолнечное масло
930 кг/м3
(ускорение свободного падения принять 10 Н/кг).
1 вариант (1 уровень)
Гусеничный трактор весом 45 000 Н имеет опорную площадь обеих гусениц 1,5 м2. Определите давление трактора на грунт.
Определите минимальное давление насоса водонапорной башни, который подаёт на высоту 6 м.
Определите высоту водонапорной башни, если у основания башни давление равно 40 000 Па.
Зачем для проезда по болотистым местам делают настил из хвороста, бревен или досок?
2 вариант
Станок весом 12000 Н имеет площадь опоры 2,5 м2. Определите давление станка на фундамент.
Водолаз в жестком скафандре может погружаться на глубину 250 м. Определите давление воды в море на этой глубине.
На какой глубине давление воды в море 412 000 Па?
Почему взрыв снаряда под водой губителен для живущих под водой живых организмов?
Жидкость
Плотность вещества
Вода чистая
1000 кг/м3
Вода морская
1020 кг/м3
(ускорение свободного падения принять 10 Н/кг).
Контрольная работа по теме:
«Архимедова сила»
1 в-т
Определите архимедову силу, действующую на тело объемом 10 см3 , погруженное в керосин.
Каков объем металлического шарика, если он выталкивается из воды с силой 500 Н?
Какая требуется сила, чтобы удержать в воде медный брусок массой 270 г и объемом 30 см3?
Площадь поперечного сечения парохода на уровне воды равна 3000 м2 . Глубина осадки парохода по окончании погрузки увеличилась на 2 м. Определите массу груза, принятого пароходом.
Для хранения нефть в специальной оболочке опустили на дно моря. Какойпотребуется груз, чтобы удержать 250 м3 нефти под водой? Масса пустой оболочки 4 т, и она полностью заполнена нефтью.
Объем тела 400 см3, а его вес 4 Н. Утонет ли это тело в воде?
2 в-т
Чему равна архимедова сила, действующая на кусок мрамора объемом 40 см ,наполовину погруженный в воду?
На тело объемом 10 дм3 при полном погружении в жидкость действует выталкивающая сила 80 Н. Какая это жидкость?
Какая требуется сила, чтобы удержать под водой пробковый пояс массой 2 кг, объемом которого 10 дм3?
Мальчик без усилий поднимает в воздух камень массой 10 кг. Какой массы камень поднимет этот мальчик в воде? Плотность камня 2500 кг/м3.
Определите глубину осадки теплохода, если длина судна 182 м, ширина 22,5 м, водоизмещение 20 000 т.
Пробковый спасательный круг имеет массу 12 кг. Чему равна масса груза, который поддерживается этим кругом, если круг погружается в воду наполовину?
Контрольная работа по теме:
«Простые механизмы. Условие равновесия рычага»
1 ВАРИАНТ
При равновесии рычага на его большее плечо, равное 80 см, действует сила 60 Н, на меньшее – 240 Н. Определите меньшее плечо.
Спортсмен массой 72 кг прыгну в высоту 2 м 10 см. Определите мощность, которую он развил, если подъём продолжался 0,2 с.
При строгании рубанком преодолевается сила сопротивления 80 Н. Какая работа совершается для снятия стружки длиной 2,6 м?
Лошадь тянет телегу, прилагая усилие 350 Н, и совершает за 1 мин работу в 42 кДж. С какой скоростью движется лошадь?
атомный ледокол, развивая среднюю мощность 32400 кВт, прошел во льдах 20 км за 5 ч. Определите среднюю силу сопротивления движения ледокола.
К концам невесомого рычага подвешены грузы массами 4 кг и 24 кг. Расстояние от точки опоры до большего груза равно 4 см. Определите длину рычага, если рычаг находится в равновесии.
С помощью рычага груз массой 100 кг был поднят равномерно на высоту 80 см. при этом длинное плечо рычага, к которому была приложена сила 600 Н, опустилось на 2 м. Определите КПД рычага.
2 ВАРИАНТ
Для обшивки бака на водопроводную башню высотой 12 м поднято 1,7 т листового железа. Какая при этом работа совершена подъёмным краном?
Длина одного плеча рычага 50 см, другого – 10 см. на большее плечо действует сила 400 Н. Какую силу необходимо приложить к меньшему плечу, чтобы рычаг был в равновесии?
Насос за 20 с поднимает 200 кг воды на высоту 1,2 м. Чему равна мощность двигателя насоса?
Насос подает в башню 25 кг воды в секунду. Какую работу он совершит за 2 ч, если высота башни 10 м?
На концах рычага действуют силы 4 Н и 20 Н. Длина рычага 1,5 м. Где находится точка опоры, если рычаг находится в равновесии? Какой массы груз может поднять на высоту 30 м за 4 мин подъёмная машина, если мощность её двигателя 5 кВт? По наклонному помосту длиной 10,8 м и высотой 1,2 м поднимают груз массой 180 кг, прилагая силу в 250 Н. Определите КПД помоста.
V,м/с
t,сt, с
0 10 20 30
3
2
1
16
8
S,м
t,сt, с
0 1 2 3 4
t, c
Контрольно-измерительные
материалы по физике
7 классаTimes New Roman