СБОРНИК ЗАДАНИЙ для самостоятельной работы по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ», по теме: «Общество как система».


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ ВО «ВОРОНЕЖСКИЙ политехнический техникум»
СБОРНИК ЗАДАНИЙ
для самостоятельной работы
по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Темы:
« Общество как система».
«.Многовариантность общественного развития»
« Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века».
Для студентов специальностей
15.02.08 Технология машиностроения.
19.02.10 Технология продукции общественного питания.
Выполнил студент группы
_____________________________________________________________
Подпись Фамилия, И.О.
Проверил преподаватель
_____________________________________________________________
Подпись Фамилия, И.О.
Общая оценка____________________________________
Воронеж 2016
УДК 3(075.32)
Составитель: преподаватель Жеребятьева Е.Н.
Компьютерный набор и верстка выполнены Жеребятьевой Е.Н.
Воронеж, ГБПОУ ВО «ВПТ», 2016, с
Учебное пособие для самостоятельного контроля знаний студентов (для технических специальностей). Воронеж, «ВПТ», 2016 – с.
Пособие предназначено для самостоятельного контроля знаний студентов по дисциплине ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, а также в аудитории под руководством преподавателя.
Рецензент:
Издается по решению
методического совета
ГБПОУ ВО «ВПТ», 2016
© ГБПОУ ВО «ВПТ», 2016

Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc341203083 \h 4Задание 1. PAGEREF _Toc341203084 \h 5Задание 2. PAGEREF _Toc341203085 \h 11Задание 3. PAGEREF _Toc341203086 \h 12Задание 4. PAGEREF _Toc341203087 \h 15Задание 5. PAGEREF _Toc341203088 \h 16Задание 6. PAGEREF _Toc341203089 \h 16Задание 7 PAGEREF _Toc341203090 \h 17Задание 8. PAGEREF _Toc341203091 \h 18Задание 9. PAGEREF _Toc341203092 \h 18

ВведениеЗадания составлены по одной из тем дисциплины «Обществознание» – «Природа человека, врожденные и приобретенные качества» и являются продолжением работы по интенсификация учебного процесса. Одним из методов уменьшения непроизводственных затрат времени преподавателя и студента может стать создание системы выполнения заданий.
Задания разделены на группы: тестовые, задания на сочетания и соотношения, творческие задания ( в том числе по конкретным текстам разных авторов).
Задания разработаны с целью закрепления у студентов знаний.
При выполнении задания:
внимательно прочтите вопрос;
ответьте на данный вопрос;
впишите ответы в соответствующие графы и свободные места для письменного ответа.
Задание 1.1. Общество представляет собой:
1.Недифференцированную целостность;
2.Набор разнородных элементов;
3.Систему, состоящую из элементов и подсистем;
4. Дифференцируемая целостность
2. Политическая сфера жизни общества возникла одновременно с:
1. Обществом;
2. Древними цивилизациями;
3. Древнейшими людьми;
4. Первобытной общиной.
3. Верны ли следующие суждения об общественном строе древних славян?
А. Общественный строй древних славян представлял собой союзы племен. Б. Общественный строй древних, славян представлял собой протогосударство.
1.Верно только А;
2.Верно только Б;
3.Верны оба суждения;
4.Оба суждения неверны.
4. Сферы общественной жизни:
1.Независимы друг от другая
2.Взаимозависимы;
3.Не взаимодействуют друг 6 другом;
4.Не развиваются.
5. Верны ли следующие суждения о индустриальном обществе?
А. В индустриальном обществе основная часть населения живет в городах.
Б. В индустриальном обществе решающее значение имеет сельскохозяйственное производство.
1.Верно только А;
2.Верно только Б;
3.Верны оба суждения;
4.Оба суждения неверны
6. Сферы общественной жизни:
1.Неизменны и неподвижны;
2.Изолированы друг от друга;
3.Взаимодействуют между собой;
4.Развиваются независимо друг от друга.
7. Особенность социального познания состоит в том, что:
1.Используется эксперимент;
2.Выдвигаются гипотезы;
3.Объект и субъект познания совпадают;
4.Применяются методы рационального познания.
8. К характеристике общества как системы относится:
1.Способы взаимодействия людей;
2.Часть природы;
3.Материальный мир в целом;
4.Обособленность сфер общественной жизни.
9. К доэтническим общностям можно отнести:
1. Род;
2. Народ;
3. Народность;
4. Нацию.
10. Понятия «прогресс» и «регресс» объединяет представление о:
1.Направленности развития;
2.Цикличности развития;
3.Движении от худшего к лучшему;
4.Неизменности общественных отношений.
11. К экологическим глобальным проблемам относится:
1.Опасное распространение ядерного оружия;
2.Исчезновение видов животных;
3.Борьба с международным терроризмом;
4.Предотвращение распространения наркомании.
12.Создателем учения о смене общественных формаций является:
1.А. Сен-Симон;
2.К. Маркс;
3. О. Конт;
4. О. Тоффлер.
13. Верны ли следующие суждения о человеке и обществе?
А. Становление человека шло в неразрывной связи с формированием общества.
Б. Понятие общества включает в себя формы объединения людей.
1.Верно только А;
2.Верно только Б;
3.Верны оба суждения;
4.Оба суждения неверны.
14.Идеал справедливого государства, руководимого философами, был создан:
1.Аристотелем;
2.Платоном;
3. Гоббсом;
4. Локком.
15.Процесс индустриализации связан с:
1.Развитием машинного производства;
2.Переходом от натурального хозяйства к товарному;
3. Усилением власти и авторитета церкви;
4. Освоением информационных технологий.
16.Проблемы народонаселения изучает:
1.Этнография;
2. Философия;
3. Политология;
4. Этика
17. К этническим общностям, основанным на кровнородственных связях, относится:
1.Семья;
2.Народность;
3. Раса;
4. Род.
18. В современном западном обществе легитимность власти носит характер:
1.Традиционалистский;
2.Рационалистический;
3.Харизматический;
4.Авторитарный.
19.Общество возникает впервые:
1.В животном мире;
2.С появлением человека;
3.С зарождением древних цивилизаций;!
4.С появлением государства.
20.Верны ли следующие суждения о критериях определения глобальных проблем?
А. Глобальные проблемы характеризуются угрозой уничтожения человечества.
Б. Глобальные проблемы характеризуются региональной распространенностью.
1.Верно только А;
2.Верно только Б;
3.Верны оба суждения;
4.Оба суждения неверны.
21.Для древнекитайского общества характерно:
1.Правовое государство;
2.Монархия;
3. Республика;
4. Демократия.
22.Верны ли следующие суждения об особенностях традиционного общества?
А. В традиционном обществе социальная мобильность ограничена.
Б. В современном мире нет народов, сохранивших традиционный уклад жизни.
1.Верно только А;
2.Верно только Б;
3.Верны оба суждения;
4.Оба суждения неверны.
23.Закономерности развития общества в отличие от законов природы:
1.Поддаются научному изучению;
2.Учитываются людьми в практической деятельности;
3.Прокладывают дорогу через сознательную деятельность людей;
4.Исключают случайности.
24.Особенностью первобытного общества является:
1.Имущественное расслоение;
2.Социальная дифференциация;
3.Наличие власти, основанной на авторитете;
4.Первые формы государственности.
25.Отличительным признаком постиндустриального общества является:
1.Ускоренное развитие промышленности;
2.Снижение темпов роста сферы услуг;
3.Развитие информационных технологий;
4.Появление массовой культуры.
26.В цивилизационном подходе к истории, в отличие от формационного, особое значение придается:
1.Сложившимся в обществе духовным ценностям;
2.Существующему экономическому базису;
3.Проявлениям классовой борьбы;
4.Существующим формам государственного устройства.
27.К глобальным проблемам человечества относится:
1.Загрязнение окружающей среды;
2.Колебание цен на нефть на мировом рынке;
3.Увеличение доли пожилых людей в составе населения;
4.Рост числа неграмотных в ряде стран.
28.В индустриальном обществе в отличие от традиционного:
1.Возрастает роль религии;
2.Сокращается сфера услуг;
3.Развиваются компьютерные технологии;
4.Появляется массовая культура.
29.Социальная структура общества включает:
1.Сословия;
2.Акционерные общества;
3. Государство;
4. Образовательные учреждения.
30.Верны ли следующие суждения о развитии общества?
А. Поступательное развитие в одних областях общества может сочетаться с регрессом в других.
Б. Прогресс в культуре выражается в переходе от народной культуры к массовой.
1.Верно только А;
2.Верно только Б;
3.Верны оба суждения;
4.Оба суждения неверны.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Задание 2.
Установите соответствие между понятием и определением.
1.Общество – 1.совместное проживание людей в одном месте при коллективном решении коммунальных вопросов.
2.Страна — 2.это группа людей, складывающаяся на основе общности территории, экономических связей, языка, культуры, сознания своего внутреннего единства и отличия от подобных образований.
3.Государство —3. это определенная территория, имеющая государственную принадлежность.
4.Нация — 4.это политическая организация, осуществляющая управление населением определенной территории.
5.Брачно-семейные отношения — 5.это отношения в процессе производства и распределения материальных благ.
6.Производственные отношения — 6.это отношения между различными социальными группами (например, богатыми и бедными людьми).
7.Социальные отношения — 7.это отношения, возникающие в процессе управления обществом и борьбы за власть.
8.Межнациональные отношения — 8.это система связей, с помощью которых общество приобретает целостность и устойчивость.
9.Политические отношения — 9.это отношения между представителями разных наций.
10.Общественные отношения — 10.это личные отношения, связанные с воспроизводством человека и воспитанием детей.
11.Общежитие – 11.обособившаяся от природы часть материального мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе жизнедеятельности.
12.Природа — 12.это весь животный и растительный мир Земли.
13.Биосфера — 13.это совокупность естественных условий существования человечества.
14.Матриархат — 14.главенство мужчины в первобытной семье.
15.Патриархат — 15.главенство женщины в первобытной семье.
16.Присваивающая экономика — 16.производство необходимых продуктов в первобытном обществе.
17.Производящая экономика —17. присвоение продуктов природы в готовом виде.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Задание 3.
Прочитайте суждение одного из ведущих американских социологов — Р. Миллса. Какой смысл автор вкладывает в понятия «общество», «институт»? Какие общественные институты выделяет Р. Миллс? Приведите примеры функционирования этих институтов.
«Под институтом я понимаю общественную форму определенной совокупности социальных ролей. Институты классифицируются по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д.), образуют институциональный порядок. Комбинация институциональных порядков образует социальную структуру.
Общество — это конфигурация институтов, которые при своем функционировании ограничивают свободу действий людей. В современном обществе насчитываются пять институциональных порядков: 1) экономический — институты, организующие хозяйственную деятельность; 2) политический — институты власти; 3) семейный — регулирующие половые отношении, рождение и социализацию детей; 4) военный — институты, организующие законное наследие; 5) религиозный — институты, организующие коллективное почитание богов».
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте приведенные ниже положения Конституции Российской Федерации. Объясните, почему вопросы экологии включены в Основной Закон государства и являются одной из важных сторон его деятельности?
Статья 9
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статья 42
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте высказывание. Какой способ борьбы с терроризмом авторы считают наиболее эффективным? Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свой ответ.
Л.Я.Гозман, Е. Б. Шестопал: «Террористов можно и нужно обезвреживать и наказывать, однако победить терроризм как явление можно будет тогда, когда в обществе создастся такая атмосфера, что все, в том числе и сами террористы, поймут, что даже для тех, кто разделяет их политические или религиозные взгляды, они, в лучшем случае, являются опасными сумасшедшими... Бороться с террористами должно государство, но победить их может только общество».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Сравните точки зрения Г.Гегеля и Ф.Энгельса на движущую силу исторического развития. Какая из них вам кажется более верной? Используя свои знания по истории, выскажите свое мнение о том, что влияет на процесс исторического развития.
Ф. Энгельс: «У Гегеля зло есть форма, в которой проявляется движущая сила исторического развития. И в этом заключается двоякий смысл. С одной стороны, каждый новый шаг вперед необходимо является оскорблением какой-нибудь святыни, бунтом против старого, отживающего, но освященного привычкой порядка. С другой стороны, с тех пор как возникла противоположность классов, рычагами исторического развития сделались дурные страсти людей: жадность и властолюбие».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.
Установите общественное разделение труда в хронологическом порядке.
Появление торговцев (купцов) как особой группы населения.
Разделение общества на земледельцев и скотоводов.
Выделение ремесла в самостоятельную отрасль производства.
Задание 5.
Исключите лишнее понятие и объясните, что объединяет остальные понятия.
Производство, распределение, обычай, потребление, обмен.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Прочитайте высказывания. Какие аспекты поведения затрагивают авторы?
И. Гёте: «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик».
У.Теккерей: «Посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу».
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как известно, деятельность имеет целенаправленный характер. Какую роль отводят авторы приведенных высказываний цели деятельности человека? Как взаимосвязаны цель и средства?
М.Монтень: «Благородная цель облагораживает деятельность во имя этой цели».
Маркс: «Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель».
И.Шиллер: «Человек вырастает по мере того, как растут его цели».
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7Заполните таблицу, вписав в нее определения понятий.
Понятие Прогресс Регресс Объективный критерий прогресса
Определение
... — это процесс, в результате которого уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы.
... — это развитие производительных сил (орудий труда), включая развитие самого человека.
... — это переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным, что связано с повышением уровня организации системы
Задание 8.Заполните таблицу.
Типы обществ Характерные черты
Экономика Социальная структура Права личности Время существования, примеры
Доиндустриал ьное Индустриальное Постиндустриальное Задание 9.Установите соответствие между фактом и сферой общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию второго. Ответ впишите в таблицу.
Факт Сфера общественной жизни
А. Открытие нового учебного заведения
Б. Повышении пенсии
В. Выборы главы государства
Г. Выставка живописи 1. Политическая
2. Экономическая
3. Духовная
4. Социальная
А Б В Г
Установите соответствие между социальным институтом и основной функцией, которую он выполняет: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию второго. Ответ впишите в таблицу.
Факт Сфера общественной жизни
А. Школа
Б. Брак
В. Семья
Г. Государство
Д. Полиция
Е. Деньги
Ж. Частная собственность
З. Партия
И. Музей и театр
К.Церковь 1. Социализации
2. Воспроизводства
3. Производства и распределения ресурсов
4. Контроля поведения
А Б В Г Д Е Ж З И К
Установите соответствие между конкретным событием и сферой глобализацией к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию второго. Ответ впишите в таблицу.
Конкретное событие Сфера глобализации
А. Увеличение численности населения планеты
Б. Ограниченность ресурсов
В. Электронные носители информации
Г. Транснациональные корпорации
Д. Всемирные организации типа ЮНЕСКО
Е. Создание атомной бомбы
Ж. Выборы в Европарламент
1. Политическая
2. Экономическая
3. Информационная
4. Транспортная
5. Экологическая
6. Демографическая
7. Военная
8. Культурная
А Б В Г Д Е Ж
Установите соответствие между глобальной проблемой и сферой общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию второго. Ответ впишите в таблицу.
Глобальная проблема Сфера общественной жизни
А. Распространение оружия массового уничтожения
Б. Разрыв в уровне жизни богатых и бедных стран
В. Кризис нравственных ценностей современного человечества
Г. Исчерпание природных ресурсов
Д. Недоедание населения слаборазвитых стран
Е. Быстрый рост населения в странах Юга
1. Экономическая
2. Политическая
3. Духовная
4. Социальная
А Б В Г Д Е