ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц.
Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГА ПОУ Чистопольский сельскохозяйственный техникум
имени Г.И. Усманова
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01. Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц.
МДК. 01.01. Назначение и общее устройства тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин.
Раздел 1. Назначение и общее устройство тракторов и автомобилей.
МДК 01.02. Подготовка тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин и механизмов к работе.
Раздел 1. Подготовка тракторов и автомобилей.
Чистополь.
Программа профессионального модуля разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 110809 Механизация сельского хозяйства базовой подготовки, утвержденной приказом Министерство образования и науки РФ 5 октября 2009г. №370, зарегистрированный в Минюст России 9 декабря 2009г. №15461.
Разработчики: Гайнуллин Мулланур Зиннатуллович- заместитель директора по учебной работе, Хаматханов Фаниль Габдрахманович, преподаватель ГАПОУ Чистопольский сельскохозяйственный техникум имени Г.И. Усманова.
Утверждаю:
Одобрено цикловой комиссией
Заместитель директора
«Профессиональный цикл по сп. 110809»
по учебной работе
_____________2013г.
_________/Гайнуллин М.З./
Председатель цикловой комиссии
_________________2013 г.
Согласовано:
Заведующий отделением
_____________2013г.
_____________/ Чурин П.И./
СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
1. Паспорт примерной программы профессионального модуля
4
2. Результаты освоения профессионального модуля
6
3. Структура и примерное содержание профессионального модуля
7
4. Условия реализации программы профессионального модуля
36
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
38
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01.Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц
1.1.Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 110809 Механизация сельского хозяйства по направлению подготовки 110000 Сельское и рыбное хозяйства в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1.1.Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования.
1.2. Подготавливать почвообрабатывающие машины.
1.3. Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за посевами.
1.4. Подготавливать уборочные машины.
1.5.Подготавливать машины и оборудование для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик.
1.6. Подготавливать рабочие и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей.
Примерная программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке трактористов-машинистов в области механизации сельского хозяйства и водителей транспортных средств МДК 01.01, МДК 01.02.(разделы 1, 2), при наличии среднего (полного) общего образования (опыт работы не требуется), а также в программах повышения квалификации указанных работников.
1.2.Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающиеся в ходе освоения профессионального модуля должны:
Иметь практический опыт:
- выполнения разборочно-сборочных работ сельскохозяйственных машин и механизмов;
выполнения регулировочных работ при настройке машин на режим работы;
- выявления неисправностей и устранение их;
-выбора машин для выполнения различных операций;
Уметь:
1.- собирать, разбирать, регулировать, выявлять неисправности и устанавливать узлы и детали на двигатель, приборы электрооборудования;
2.- определять техническое состояние машин и механизмов;
3.-производить разборку, сборку основных механизмов тракторов и автомобилей различных марок и модификаций;
4.-выявлять неисправности в основных механизмах тракторов и автомобилей;
5.-разбирать, собирать и регулировать рабочие органы сельскохозяйственных машин;
Знать:
1.- классификацию, устройство и принцип работы двигателей, сельскохозяйственных машин, тракторов и автомобилей;
2.- основные сведения об электрооборудовании;
3.- назначение, общее устройство основных сборочных единиц тракторов и автомобилей, принцип работы, место установки, последовательность сборки и разборки, неисправностей;
4.- регулировка узлов и агрегатов тракторов и автомобилей;
5.-назначение устройство, и принцип работы оборудования агрегатов, методы устранения неисправностей.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Всего - 1137 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 849 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 566часов;
самостоятельной работы обучающегося – 283 часа;
учебной и производственной практики (по профилю специальности) -288чаc.
2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.1.
Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования
ПК 1.2.
Подготавливать почвообрабатывающие машины
ПК 1.3.
Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за посевами
ПК 1.4.
Подготавливать уборочные машины
ПК 1.5.
Подготавливать машины и оборудование для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик
ПК 1.6.
Подготавливать рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5.
Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний
3.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1 Тематический план профессионального модуля
Код профессиональных компетенций
Наименование разделов профессионального модуля
Всего часов
( макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная, часов
Производственная (по профилю специальности), часов
Всего часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия часов
в т.ч. курсовая работа (проект), часов
Всего часов
вт.ч. курсовая работа (проект), часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ПК 1.1-ПК 1.6
Раздел 1. Назначение и общее устройство тракторов и автомобилей.
363
194
68
-
96
-
72
-
ПК1.2.-1.4
Раздел 2. Назначение и общее устройство сельскохозяйственных машин.
318
140
-
-
70
-
72
36
ПК1.5.
Раздел 3.Назначение и общее устройство машин и оборудования для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик.
87
34
14
-
17
-
36
-
ПК 1.1-1.6
Раздел 1. Подготовка тракторов и автомобилей к работе.
150
76
42
-
38
-
-
36
ПК1.1-1.4
Раздел 2. Подготовка сельскохозяйственных машин и механизмов к работе.
168
88
70
-
44
-
-
36
ПК1.5.
Раздел 3. Подготовка машин и оборудования для обслуживания животноводческих ферм, комплексов, птицефабрик к работе.
88
34
14
-
17
-
36
-
Производственная практик( по профилю специальности)
-
-
-
-
-
-
-
108
Всего
1137
566
208
-
283
-
180
108
3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел ПМ 1. Назначение и общее устройства тракторов и автомобилей
194
МДК 01.01. Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин
368
Тема 1.1. Назначение, устройство тракторов и автомобилей
Содержание:
2
1
1
Классификация, назначение, устройство тракторов и автомобилей
Тема 1.2. Классификация и работа двигателей
Содержание:
8
1
Классификация ДВС. Общее устройство. Основные понятия и определения.
2
1
1
2
Рабочие циклы 4-х тактных карбюраторных и дизельных, 2-х
тактных карбюраторных двигателей
2
1
3
Действительные рабочие циклы двигателей
2
1
4
Сравнительные показатели двигателей
2
1
Тема 1.3. Устройства кривошипно-шатунного механизма (КШМ)
Содержание:
8
1
Общее устройство.
Силы и моменты действующие на КШМ. Уравновешивание двигателя.
2
2
2
1
2
Блок - картер, головка цилиндров, поршни, пальцы, кольца, коленвал.
2
2
2
Практическое занятие:
4
2
1
Разборка, сборка цилиндро- поршеневой группы
2
2
Разборка, сборка группы коленвала
2
Тема 1.4. Устройства механизма газораспределения (МГР)
Содержание:
6
1
Устройство и работа механизма газораспределения:
2
2
Устройство деталей клапанной группы.
2
2
Распределительные шестерни распределительный вал
2
2
2
Фазы газораспределения.
2
Практическое занятие:
2
2
1
Разборка, сборка и оценка технического состояния МГР
2
Тема 1.5. Система питания бензиновых двигателей
Содержание:
14
1
Устройство, работа карбюратора К-90:
2
Режимы работы двигателя.
2
Устройство и работа главной дозирующей системы
2
Устройство и работа других систем и механизмов
2
2
Устройство и работа карбюратора «Солекс»:
2
Устройство и работа главной дозирующей системы
2
Устройство и работа других систем и механизмов
2
Особенности карбюратора ДААЗ-1107010
2
3
Система питания на газе:
2
Компоновка систем питания на газе
1
Устройство и работа карбюратора - смесителя и редуктора
2
4
Система питания с впрыскиванием бензина:
2
Особенности систем впрыскивания бензина.
1
Общее устройство и работа систем питания с впрыскиванием бензина.
2
Устройство и работа датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) и датчика измерения кислорода (
· –датчик)
1
Практическое занятие:
6
2
1
Разборка, сборка карбюратора
2
2
Разборка, сборка карбюратора «Солекс»
2
3
Ознакомление с компоновкой инжектора
2
Тема 1.6. Система питания дизелей
Содержание:
16
1
Смесеобразование в дизелях, общее устройство и работа.
2
1
Форсунки, подкачивающий насос, фильтры
2
2
Топливный насос УТНМ: общее устройство и работа.
2
1
Устройство и работа секции насоса.
2
Устройство и работа регулятора.
2
3
Топливный насос НД-22/6Б4:общее устройство.
2
1
Устройство и работа секции насоса. Автоматическая муфта опережения впрыска. Регулятор.
2
4
Топливный насос автомобиля КАМАЗ: общее устройство.
2
1
Устройство и работа секции насоса. Регулятор.
2
5
Систем питания «Common Rayl»: общее устройство и работа
2
1
Насос – форсунка: устройство и работа
2
Практическое занятие:
6
2
1
Разборка сборка форсунки и топливоподкачивающего насоса
2
2
Разборка, сборка топливного насоса УТНМ
2
3
Разборка, сборка топливного насоса НД-22/6Б4
2
Тема 1.7.Система смазки двигателей
Содержание:
4
1
Назначение систем смазки. Типы.
2
1
Устройство и работа центрифуги и насоса
2
Практическое занятие:
2
2
1
Разборка, сборка масляного насоса и центрифуги
Тема 1.8. Система охлаждения двигателей
Содержание:
4
1
Общие сведения о системах охлаждения.
2
1
Устройство и работа радиатора, насоса, термостата
2
Устройство и работа гидромуфты привода вентилятора КамАЗ
2
Практическое занятие:
2
2
1
Изучение термостата и гидромуфты
Тема 1.9.Система пуска двигателя
Содержание:
6
1
Назначение и типы систем пуска
2
1
Устройство и работа пускового двигателя
2
2
Общее устройство редуктора
2
1
Муфта сцепления, обгонная муфта, автомат выключения
2
Практическое занятие:
2
2
1
Разборка, сборка редуктора пускового двигателя
Тема 1.10.Трансмиссия
Содержание:
44
1
Общие сведения о трансмиссиях назначение трансмиссий
2
1
Типы трансмиссий
1
Работа трансмиссий
1
2
Муфта сцепления: назначение, типы
2
1
Устройство и работа муфты сцепления КамАЗ
2
3
Устройство и работа муфты сцепления МТЗ-82.1
2
2
4
Устройство и работа муфты сцепления ВАЗ 2110
2
2
5
Коробки перемены передач: назначение, типы
2
1
Общее устройство КПП автомобиля КамАЗ
1
Устройство валов, синхронизатора, механизма переключения передач.
2
Кинематическая схема и работа КПП на различных режимах.
3
6
Общее устройство КПП ВАЗ-2110
2
1
Кинематическая схема и работа КПП на различных режимах
3
7
Автоматическая коробка передач: общее устройство
2
1
Работа АКПП
2
8
КПП трактора МТЗ-82.1:общее устройство.
2
1
Устройство валов, механизма переключения
2
Кинематическая схема и работа КПП на различных режимах
3
9
КПП трактора Т-150К: общее устройство.
2
1
Устройство редукторной части, ходоуменьшителя, раздаточной коробки.
2
Кинематическая схема и работа КПП на различных режимах.
3
Общее устройство и работа гидросистемы КПП.
2
10
Устройство и работа КПП МТЗ-2022
2
2
11
Ведущие мосты: назначение, типы.
2
1
Устройство мостов легкового автомобиля
2
Работа
2
12
Задний ведущий мост МТЗ 82.1: общее устройство.
2
1
Главная передача.
1
Устройство и работа дифференциала
2
13
Передний ведущий мост МТЗ-82.1:общее устройство.
2
1
Главная передача.
1
Устройство и работа дифференциала, конечных передач.
2
Устройство и работа раздаточной коробки.
2
14
Задний мост гусеничного трактора: общее устройство.
2
1
Главная передача.
1
Устройство и работа планетарного механизма поворота.
2
Практическое занятие:
16
2
1
Разборка, сборка КПП автомобиля КамАЗ
2
2
Разборка, сборка КПП трактора МТЗ-82.1
2
3
Разборка, сборка КПП трактора Т-150К
2
4
Разборка, сборка заднего моста МТЗ-82.1
2
5
Разборка, сборка переднего моста МТЗ-82.1
2
6
Разборка, сборка ведущего моста автомобиля КамАЗ
2
7
Разборка, сборка заднего моста ДТ-75
2
8
Разборка, сборка КПП ВАЗ- 2110
2
Тема 1.11.Ходовая часть тракторов и автомобилей
Содержание:
10
1
Ходовая часть колесных тракторов и автомобилей:
2
Общие сведения. Устройство колесного движителя.
1
Типы и устройства шин. Подвеска. Амортизаторы.
2
2
Ходовая часть гусеничного трактора: Общее сведения.
2
1
Устройство и работа движителя, кареток подвески.
2
Натяжного и амортизирующего устройства.
2
3 Устройство подвески «Мак- Ферсон»
2
2
Практическое занятие:
4
1
Разборка, сборка рессор и амортизатора.
2
2
2
Разборка, сборка подвески «Мак Ферсон»
2
2
Тема 1.12. Управление машинами
Содержание:
22
1
Общие сведения: типы рулевых управлений.
2
1
Углы установки колес.
2
2
Рулевое управление трактора МТЗ-82.1: общие устройство.
2
1
Устройство и работа насоса гидроусилителя. Устройство клапана управления и работа гидроусилителя.
2
3
Рулевое управление автомобиля КамАЗ: общ.устр.
2
1
Устройство и работа насоса гидроусилителя.Устройство клапана управления и работа гидроусилителя.
2
4
Тормозные системы: общие сведения о тормозных системах. Тормозные механизмы.
2
1
Устройство и работа главного и рабочего тормозного цилиндров.
2
Устройство гидровакуумного усилителя.
2
5
Тормозная система тракторов Т-150К: общее устройство.
2
1
Устройство и работа компрессора, разгрузочного устройства.
2
6
2
2
Тормозная система автомобиля КамАЗ: общие устройства.
1
Общее устройство пяти контуров.
2
7
Устройство и работа приборов тормозной системы:
2
Регулятора давления, тормозного крана, защитных клапанов.
2
8
Особенности рулевого управления и тормозной системы автомобилей ВАЗ-2110
2
1
Устройство рулевого управления
2
Устройство и работа тормозной системы
2
Практическое занятие:
6
2
1
Разборка, сборка рулевого управления МТЗ-82.1
2
2
Разборка, сборка рулевого управления автомобилей КамАЗ
2
3
Разборка, сборка тормозной системы КамАЗ
2
Тема 1.13. Рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей
Содержание:
12
1
Гидравлические навесные системы: общее сведения
2
1
Устройство гидроцилиндра и насоса.
2
Устройство навески.
2
2
Общее устройство распределителя гидросистемы.
2
1
Устройство и работа секции распределителя.
2
Устройство и работа перепускного клапана.
2
3
Валы отбора мощности: назначение, типы.
2
1
Устройство и работа независимого привода.
2
Устройство и работа синхронного привода.
2
Практическое занятие:
6
1
Разборка, сборка насоса и гидроцилиндра.
2
2
2
Разборка, сборка распределителя гидросистемы
2
3
Разборка, сборка ВОМ
2
Тема 1.14. Электрооборудование тракторов и автомобилей
Содержание:
34
1
Назначение, общее устройство основных групп электрооборудования
2
1
2
Аккумуляторная батарея: назначение, типы, общее устройство.
2
1
Химические процессы в аккумуляторе.
1
Устройство одного аккумулятора.
2
3
Генераторы: назначение, типы.
2
1
Принцип работы генераторов. Устройство и работа генераторов.
2
4
Реле- регуляторы: назначение, типы.
2
1
Устройство и работа контактного и интегрального реле- регуляторов.
2
5
Система зажигания: назначение, типы.
2
1
Устройство и работа катушки зажигания.
2
Устройство и работа прерывателя- распределителя.
2
6
Бесконтактно- транзисторная система зажигания:
2
Общее устройство.
1
Устройство и работа датчика- распределителя.
2
Работа системы зажигания.
2
7
Микропроцессорная система зажигания:
2
Общее устройство.
1
Устройство модуля зажигания. Работа системы.
2
8
Магнето: назначение, общее устройство.
2
1
Работа магнето.
2
9
Система электропуска: общее сведения.
2
1
Устройство и работа стартера и системы пуска
2
10
Система освещения и сигнализации: общее сведения.
2
1
Фары, лампы.
2
Прерыватели, реле поворотов.
2
11
Контрольно-измерительные и сигнализирующие приборы: общее сведения.
2
1
Устройство и работа указателя уровня топлива.
2
Тахометр. Спидометр.
2
Датчики впрысковой системы питания.
2
Электромагнитная форсунка.
2
Практическое занятие:
12
2
1
Разборка, сборка генератора.
2
2
Разборка, сборка прерывателя- распределителя.
2
3
Разборка, сборка датчика- распределителя.
2
4
Разборка, сборка стартера.
2
5
Разборка и сборка приборов системы освещения и сигнализации
2
6
Разборка и сборка приборов впрысковой системы
2
Тема 1.15. Основы теории тракторов и автомобилей
Содержание:
4
1
2
Общая динамика тракторов и автомобилей.
2
2
2
Технико - экономические качества тракторов и автомобилей.
2
Силы и моменты действующие на трактор и автомобиль. Тяговый баланс. Мощностной баланс.
2
Правила безопасной работы.
2
Самостоятельная работа при изучении часть МДК 01.01.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Выполнить таблицу технических характеристик тракторов МТЗ-82, Т-150, МТЗ-1221, МТЗ-2022 и автомобилей КамАЗ, ГАЗ-3307.
2. Начертить таблицу порядка работы цилиндров двигателей МТЗ-1221, МТЗ-2022,ГАЗель.
3. Начертить диаграмму процесса сгорания на дизельных двигателях и объяснить причины возникновения и способы устранения «жесткости».
4.Описать технологию комплектования ЦПГ на двигателяхСМД-60, Д-243?
5. Составить последовательность выполнения работ при регулировки клапанов двигателей ЗИЛ, Д-242.
6.Выполнить письменный доклад по регулируемым фазам газораспределения.
7.Составление структурно- логической схемы образования горючей смеси в системах питания карбюраторных двигателей.
8. Начертить диаграмму характеристик простейшего и идеального карбюраторов, объяснить преимущество и недостатки.
9.Разработать инструкцию по запуску бензинового двигателя работающего на газу.
10.Описать конструктивные отличия между двигателями с « распределенным впрыском» и «непосредственным впрыском» топлива.
11.Выполнить структурно- логическую схему движения топлива на двигатели СМД-60.
12.Выполнение структурно- логической схемы движения топлива в системе питания «Common Rayl».
13.Составление плана объяснения темы «Воздушные системы охлаждения». Какие последствия « переохлаждения» двигателей?
14.Заполнение таблицы «Заправочные емкости» двигателей КамАЗ, Д-243, СМД-60.
15.Описание последовательности операций при пуске дизельного двигателя.
16.Заполнение таблицы сравнения конструктивных отличий муфт сцеплений МТЗ-82 и Т-150.
17. Составление формулы передач КПП трактора МТЗ-82.
18.Составление инструкций по разборке КПП автомобиля КамАЗ.
19.Составление плана и обзорного конспекта по теме: «Автоматические коробки передач».
20. Составление плана и обзорного конспекта по теме: «Дифференциалы».
21.Описание работы ведущего моста трактора Т-150К.
22 Составление плана и обзорного конспекта по теме: «Карданные передачи».
23.Составление теста по теме: «Шины автомобильные».
24.Составление конспекта по ходовой части тракторов Т-160.
25. Составить реферат по пневматическим и пневмогидравлическим подвескам.
26. Составить кроссворд по теме: Рулевое управление МТЗ-2022.
27. Начертить схему тормозов ГАЗ-3307.
28. Особенности конструкции тормозных систем автомобиля КамАЗ.
29. Описать конструктивных особенностей дисковых тормозных механизмов трактора МТЗ-82 и автомобиля ВАЗ-2112.
30.Начертить схему механизма фиксации золотников распределителя и объяснить взаимодействие «обойма-шарик-втулка».
31.Составление плана и обзорной лекции по гидросистеме МТЗ-2022.
32.Начертить кинематическую схему ВОМ тракторов Т-150К и ДТ-75.
33.Составление плана темы «Вспомогательное оборудование автомобилей».
34.Составление плана темы «Вспомогательное оборудование тракторов».
35. Составление инструкции по выбору аккумуляторной батареи.
36 Разработать инструкцию по зарядке аккумуляторной батареи
37. Описать принцип работы генераторов с приведением схем по электромагнетизму.
38.Составление инструкции по выбору свеч зажигания.
39.Описание сущности «раннего» и «позднего» зажигания и взаимосвязи между «детонацией» и «жесткостью».
40. Описание эффекта Холла.
41.Составить таблицу конструктивных особенностей систем зажигания.
42.Начертить схему стартера с планетарным редуктором.
43.Описание работы ксеноновых фар.
44. Начертите схему датчика и указателя топлива.
45. Опишите работу датчика и указателя давления.
46 Факторы, влияющие на динамические характеристики автомобиля.
47. Составить инструкцию ТБ при работе на тракторах.
48. Начертите схему сил, действующих на трактор при движении на подъем.
Учебная практика
1.Устройства и работа КШМ КАМАЗ-740. Разборка, изучение особенностей конструкции, процесса работы КШМ. Сборка и регулировка.
2.Устройства и работа ГРМ двигателя КАМАЗ-740. Разборка, изучение особенностей конструкции, процесса работы ГРМ. Сборка и регулировка.
3. Система питания двигателя КАМАЗ Разборка, изучение устройства и работы топливного насоса высокого давления двигателя КАМАЗ-740
4.Устройства трансмиссии автомобиля КАМАЗ-55102. Разборка, изучение устройства и работы ведущего моста автомобиля КАМАЗ, сборка и регулировка промежуточного моста.
5.Устройства трансмиссии трактора МТЗ-82. Разборка, изучение устройства и работы муфты сцепления, ведущего моста, сборка и регулировка.
6.Разборка, изучение, сборка и регулировка ходовой части и механизма поворота трактора ДТ-75.
7.Устройства рулевого управления автомобиля КАМАЗ. Разборка, изучение устройства и работа рулевого управления автомобиля КАМАЗ. Сборка и регулировка рулевого управления.
8. Изучение аккумулятора и генератора. Подготовка к работе, заряд аккумулятора.
9.Устройства системы зажигания карбюраторного двигателя. Разборка, изучение устройства, определение неисправностей, сборка системы БКТС. Установка зажигания на двигателе ЗИЛ-130.
10. ТО приборов освещения, сигнализации и контроля. Проверка регулировки фар.
11. Система питания с впрыскиванием бензина.
12.Информационно- диагностическая система. Устройства и работа. Бортовая система контроля.
96
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
72
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
МДК 01.02 Подготовка тракторов, сельскохозяйственных машин и механизмов к работе
198
Тема.2.1.Подготовка кривошипно-шатунного механизма (КШМ) к работе
Содержание:
4
1
Основные неисправности КШМ и способы устранения.
2
2
Комплектовка КШМ по размерной группе.
1
Практическое занятие:
2
Комплектовка КШМ по размерам и весу.
3
Тема.2.2.Подготовка механизма газораспределения двигателей к работе
1
Содержание:
4
Основные неисправности МГР и способы устранения.
2
3
Порядок регулировки зазора между клапаном и бойком коромысла на двигателях ЗИЛ, СМД-60, КамАЗ
1
Практическое занятие:
2
Регулировка клапанов двигателей
3
Тема 2.3.Подготовка систем питания к работе
Содержание:
12
1
Основные неисправности карбюраторной системы питания.
2
2
Подготовка карбюратора к работе.
3
Основные неисправности системы питания с газом.
2
Подготовка системы питания с газом к работе.
3
Основные неисправности «впрысковых» систем питания.
2
Подготовка «впрысковых» систем к работе.
3
2
Подготовка к работе системы питания дизельных двигателей:фильтров и форсунки.
2
3
Топливных насосов.
3
Практическое занятие:
8
1
Подготовка карбюратора к работе.
2
3
2
Подготовка системы питания на газе к работе.
2
3
3
Подготовка «впрысковой» системы к работе.
2
3
4
Установка топливного насоса на двигатель и проверка момента начало подачи топлива.
2
3
Тема 2.4. Подготовка к работе систем смазки и охлаждения двигателей
Содержание:
4
1
Основные неисправности систем
2
2
Подготовка к работе систем охлаждения и смазки.
3
Практическое занятие:
2
1
Проверка системы охлаждения.
Тема2.5. Подготовка трактора к запуску
Содержание:
4
1
Техника безопасности при пуске двигателей .
2
Последовательность операций при пуске.
Практическое занятие:
2
1
Запуск двигателя с пускового двигателя.
3
Тема 2.6.Подгатока к работе трансмиссии
Содержание:
12
1
Подготовка к работе муфты сцепления: основные неисправности.
2
2
Регулировки муфты сцепления
2
Регулировка тормозка
2
2
Подготовка к работе КПП: проверка.
2
2
Регулировка.
2
3
Подготовка к работе трактора МТЗ-82, ДТ-90: основные неисправности.
2
2
Регулировка и подготовка к работе.
2
Практическое занятие:
6
1
Подготовка к работе муфты сцепления
2
3
2
Подготовка к работе мостов МТЗ-82
2
3
3
Подготовка к работе заднего моста
ДТ-90
2
3
Тема 2.7. Подготовка к работе ходовой части
Содержание:
6
1
Подготовка ходовой части автомобилей.
2
2
Подготовка ходовой части колесных тракторов.
2
Подготовка ходовой части гусеничных тракторов.
2
Практическое занятие:
2
1
Монтаж и накачка автомобильного колеса
3
2
Регулировка ходовой части ДТ-90
2
3
Тема 2.8. Подготовка к работе рулевого управления и тормозной системы
Содержание:
8
1
Неисправности рулевого управления
2
2
регулировка
2
2
Неисправности тормозной системы
2
2
Подготовка к работе и регулировка
2
Практическое занятие:
1
Подготовка рулевого управления к работе.
2
2
2
Подготовка тормозной системы к работе.
2
3
Тема 2.9. Подготовка к работе рабочего оборудования тракторов
Содержание:
6
1
Подготовка гидросистемы к работе: неисправности.
2
2
Подготовка к работе.
3
2
Подготовка ВОМ к работе: неисправности.
2
2
Подготовка к работе.
2
Практическое занятие:
2
1
Подготовка навесной системы к работе.
2
Тема 2.10. Подготовка к работе электрооборудования
Содержание:
1 6
1
Подготовка к работе: аккумуляторной батареи.
2
2
Генератора и реле-регулятора
2
2
Подготовка к работе систем зажигания
2
2
3
Подготовка к работе систем пуска
2
2
Практическое занятие:
1
Подготовка к работе аккумуляторной батареи
2
3
2
Подготовка к работе магнето
2
3
3
Подготовка к работе систем зажигания
2
3
4
Сборка схем микропроцессорной системы зажигания
2
2
5
Сборка схем систем освещения и сигнализации
2
2
Самостоятельная работа при изучении часть МДК 01.02.
1.Описание порядка комплектования ЦПГ двигателя СМД-62.
2.Описание порядка комплектования группы коленвала двигателя СМД-31.
3.Составление отчета по регулировке клапанов (двигатель по выбору).
4.Составление инструкции по эксплуатации системы питания на газе в летнее и зимнее время.
5.Описание место расположения приборов системы питания «инжекторных» двигателей (по выбору).
6.Описание последовательности операций при снятии с двигателя топливного насоса.
7. Разработать инструкцию по регулировки муфта сцепления трактора «Беларус- 2022»
8. Описать последовательность выполнения работ при регулировке сцепления автомобиля КамАЗ.
9. Составить тест на тему: «КПП трактора Т-150К. Основные регулировки и неисправности».
10. Описание регулировки колеи трактора МТЗ-1221.
11.Описать последовательность операций при разбортировки колеса автомобиля КамАЗ.
12. Проверка и регулировка рулевого управления автомобиля КамАЗ. ( Реферат)
13. Неисправности и технические обслуживание рулевого управления. (Конспект)
14. Составить инструкцию по удалению воздуха из тормозной системы автомобиля ГАЗ-3307.
15. По каким причинам золотник распределителя Р80-23-33 не возвращается автоматически в «нейтральное» положение? Написать отчет.
16. Опишите последовательность выполнения работ при регулировке ВОМ трактора МТЗ.
17. Опишите процесс зарядки аккумуляторной батареи, прядок приготовления и заливки электролита, безопасные приемы при этих работах.
18. Перечислите возможные неполадки в системах зажигания, способы их устранения.
19. Составить последовательность выполнения работ при разборке и сборке стартера. По каким причинам стартер не поворачивает коленчатый вал двигателя?
Производственная (по профилю специальности) практика
1. ТО двигателя КамАЗ. Разборка двигателя, определение конструкции и неисправностей, дефектовка деталей, сборка двигателя, проверка и натяжения приводных ремней, регулировка ГРМ, уровня топлива в поплавковой камере карбюратора, установка зажигания. ТО системы охлаждения и системы смазки дизеля Д-240. Разборка и изучение составных частей, определение неисправностей. Сборка, контроль качества выполненной работы
2. ТО заднего моста трактора МТЗ-80/82.
Разборка заднего моста трактора, определение конструкции и неисправностей, сборка, регулировка зацепления главной передачи и подшипников дифференциала, контроль качества работы. ТО трансмиссии и ходовой части трактора МТЗ-80/82.Регулировка муфты сцепления и тормоза, гидроусилителя рулевого управления, схождения управляемых колес. ТО механизма блокировки дифференциала. Регулировка колесных тормозов и ручного тормоза. Контроль качества работ.
3. ТО Заднего моста автомобиля КамАЗ. Разборка заднего моста, определение параметров конструкции и неисправностей, сборка, регулировка зацепления главной передачи и затяжки подшипников редуктора, контроль качества работы. ТО Рулевого управления автомобиля ЗИЛ, КАМАЗ. ТО тормозной системы автомобиля КАМАЗ. Разборка, определение техническое состояние, изучение устройства и работу, Сборка колесного тормоза и его регулировка, проверка тормозного привода, контроль качества выполненной работы.
Разборка рулевого управления автомобиля. Определение технического состояние шарниров, накладок, сборка рулевого управления и его регулировка
4. ТО топливного насоса распределительного типа НД-22/6Б4.Разборка топливного насоса, определение особенностей конструкции, неисправностей, сборка насоса, регулировка на равномерность подачи топлива, контроль качества.
5. ТО система электрического пуска двигателя. Разборка, изучение устройства и работы стартера, определение неисправностей, сборка и регулировка.
6. ТО заднего моста гусеничного трактора. Разборка, дефектовка деталей, изучение устройства и работу заднего моста. Сборка и регулировка.
ТО ходовой части трактора ДТ. Разборка, дефектовка, сборка и регулировка. Проверка качества работы.
ТО гидронавесной системы трактора. Разборка, изучение устройства и работы гидронасоса, распределителя,
6
6
6
6
6
6
4.Условия реализации программы профессионального модуля
4.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов « Тракторы и автомобили» и лаборатории (мастерской) «Подготовка тракторов и автомобилей к работе», кабинета «Сельскохозяйственные машины», лаборатории «Подготовка сельскохозяйственных машин к работе»
Оборудование учебного кабинета:
-разрез двигателя ВАЗ.
плакаты по устройству:
- распределенного впрыска топлива
- система питания «Common Rail»
-кривошипно- шатунный механизм
-механизм газораспределения
-система питания карбюраторного двигателя
-система смазки
-система охлаждения
-плакаты по устройству тракторов и автомобилей
-учебники, методические пособия
-макеты узлов и агрегатов.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, маркерная доска (экран), интерактивная приставка «Mimio», электронные плакаты, электронный учебник, тесты.
Оборудование лаборатории (мастерской) для проведения практических занятий и учебных практик: разрез трактора ДТ-75, разрез двигателя КамАЗ с электроприводом, двигатель КамАЗ для разборки, двигатель СМД-60, двигатель СМД-14, двигатель ЗИЛ; стенды: тормозная система автомобиля КамАЗ, тормозная система с гидроприводом, система освещения автомобиля ВАЗ-2110, система электрооборудования автомобиля ВАЗ-2110, система питания и зажигания «впрысковых» двигателей, система зажигания двигателей; агрегаты: коробки перемены передач трактора МТЗ-80, автомобиля КамАЗ, трактора Т-150К, ведущие мосты трактора МТЗ-80, автомобиля КамАЗ, агрегаты и детали тракторов и автомобилей, плакаты, учебники инструкционно-технологические карты, маркерная доска, приспособления и инструменты для проверки, разборки и сборки узлов и механизмов.
4.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет- ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1 Богатырев А.В. Тракторы и автомобили. М., «Колос С», 1998.
2.Гельман Б. М.Сельскохозяйственные тракторы и автомобили ч.1, 2.М., «Колос», 1993.
3. Родичев В. А., Родичева Г. И. Тракторы и автомобили. М., «Колос», 2005.
Дополнительные источники:
1. Михайловский Е.В. и др. Устройство автомобиля. М., «Машиностроение», 1985.
2.Шаров М. А.Тракторы ДТ-75М, ДТ-75Б, дт-75К. М., «Колос», 1978.
4.3.Общие требования к организации образовательного процесса
Практические занятия проводятся:
- в лаборатории (мастерской) «Тракторы и автомобили», «Сельскохозяйственные машины»
-учебная практика- 4 недели в лаборатории, одна неделя- в УПХ и (или) у сельскохозяйственных товаропроизводителей по договоренности.
- производственная- в УПХ и (или) подоговорам.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических ( инженерно- педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу ( курсам): специалисты, имеющие высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины ( модуля).
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: инженерно – педагогический состав: специалисты, имеющие высшее инженерное сельскохозяйственное образование.
Руководители практики: специалисты по тракторам и автомобилям (квалификация- техник- механик или инженер- механик).
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК1.1.Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования
ПК1.2.Подготавливать почвообрабатывающие машины
ПК1.3.Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за посевами
ПК1.4.Подготавливать уборочные машины
-Последовательность обнаружения неисправностей узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования соответствует алгоритму;
-Регулировка узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования выполнена в соответствии техническим требованиям
-Последовательность проведения подготовки к работе почвообрабатывающих машин соответствует алгоритму;
-Проведенные регулировки соответствуют техническим требованиям
-Последовательность проведения подготовки к работе посевных, посадочных машин и машин для ухода за посевами соответствует алгоритму;
-Проведенные регулировки соответствуют техническим требованиям.
-Последовательность проведения подготовки к работе уборочных машин соответствует алгоритму;
-Проведенные регулировки соответствуют техническим требованиям
Текущий контроль в форме защиты практического занятия.
Текущий контроль в форме защиты практического занятия.
Текущий контроль в форме защиты практического занятия.
Текущий контроль в форме защиты практического занятия.
ПК1.5.Подготавливать машины и оборудование для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик
ПК1.6.Подготавливать рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей
- Последовательность проведения подготовки к работе машин и оборудования для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик соответствует алгоритму;
-Проведенные регулировки соответствуют техническим требованиям
-Последовательность проведения подготовки к работе рабочего и вспомогательного оборудования тракторов и автомобилей соответствует алгоритму;
-Проведенные регулировки соответствуют техническим требованиям.
-Текущий контроль в форме защиты практического занятия.
-Наблюдение и оценка освоения ПК(дифференцированный зачет) в ходе прохождения обучающимся производственной практики.
-Текущий контроль в форме защиты практического занятия.
-Наблюдение и оценка освоения ПК (дифференцированный зачет) в ходе прохождения обучающимся производственной практики.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Демонстрация интереса к будущей профессии
Портфолио обучающегося; участие в конкурсах профессионального мастерства; кружковая работа; внешняя активность обучающегося.
ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач при проведении работ связанных с подготовкой тракторов и автомобилей к работе; оценка эффективности и качества выполнения.
Отзывы, характеристики, рекомендации с мест практики.
ОК3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач при подготовке тракторов и автомобилей к работе.
Отзывы, характеристики, рекомендации с мест практики
ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Поиск и нахождение информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использование различных источников, включая электронные.
Подготовка рефератов, докладов, сообщений по различной тематике; участие в конкурсах профессионального мастерства.
ОК5.Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Демонстрация умений использования информационно- коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; работа со средствами интернет в различных поисковых системах.
Подготовка мультимедийных презентаций.
ОК.6.Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
Демонстрация навыков работы в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, подчиненными и их окружением.
Участие в учебных, образовательных,воспитательных мероприятиях в рамках профессии
ОК7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
демонстрация умений руководить с коллективом.
Участие в работе органов самоуправления обучающихся: характеристики, отзывы, грамоты по результатам деятельности.
ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Демонстрация проявления интереса к личностному и профессиональному развитию.
Участие в работе кружков технического творчества, спортивных секциях и в кружках художественной самодеятельности: характеристики, отзывы, грамоты по результатам деятельности.
ОК9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
Демонстрация умений по применению информационно- коммуникативных технологий для нахождения информации по новой техники и ее применению.
Участие в конкурсах, семинарах по новой техники в рамках профессии.
ОК10.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний
демонстрация готовности исполнять воинскую обязанность с применением знаний по подготовке тракторов и автомобилей к работе.
Участие в воспитательных мероприятиях, посвященных соответствующим датам, конкурсах и военно-патриотических играх.