Конспект ООД В гостях у самовара
Конспект организованной образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности с нарушениями речи
В гостях у самовара
Автор: Валентина Ивановна Летова, воспитатель МБДОУ детского сада №5 «Незабудка», город Старый Оскол, Белгородской области.
Описание материала: предлагаю сценарий ООД, который направлен на формирование знаний детей об истории русского самовара; воспитывать уважение к традициям русского народа, на приобщение детей к народным традициям.
Участники организованной деятельности: дошкольники группы компенсирующей направленности по речевому развитию; бабушка Авдотья Изотьевна, воспитатель.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Социально-коммуникативное развитие:
развивать умения проявлять заботу о пожилых людях;
закреплять навыки культурного поведения в гостях;
воспитывать чувства и действия детей, направленные на совершение положительных поступков.
Задачи непосредственной деятельности в интеграции:
«Речевое развитие»:
расширять и активизировать словарь по теме «В гостях у самовара»;
развивать и поддерживать желание детей высказывать свое мнение;
упражнять детей в умении строить свои ответы связно и последовательно, развивать выразительность речи;
развивать фонематический слух, психические процессы: память, наглядно-образное мышление, внимание.
«Познавательное развитие»:
познакомить детей с историей русского самовара; воспитывать уважение к традициям русского народа;
развивать познавательную активность детей в процессе построения своих ответов на поставленные вопросы.
«Художественно-эстетическое»:
прививать чувство любви к народным традициям, к русскому фольклору, предметам быта нашего народа, их естественности, простоте, неразделимой связи с историей.способствовать возникновению положительных эмоций у детей от совместного участия в разных видах музыкально – игровой деятельности.
«Физическое развитие»:
развивать двигательную активность детей.
Оборудование: музыкальные инструменты (маракасы, трещотка, металлофон, ложки), сундук, два самовара, стол, накрытый скатертью, поднос с пирожками и баранками, мед, чашки для чая.
Предварительная работа: разучивание стихотворения Ю. Коринец «Самовар», песни «Наш красавец самовар», экскурсия в музей «Русской избы», беседы на этические темы.
Зал оформлен в виде русской избы.
Проведение ООД.
(Под веселую музыку в избу входят дети ).
Дети. Здравствуйте, Авдотья Изотьевна, дорогая, незабываемая наша бабушка!
Бабушка. Здравствуйте, гости дорогие! Мы с вами уже встречались, этак годок или чуть боле назад. Внучата мои дорогие! Снова решили меня навестить. Радость бабушке принесли! А я денек целый по дому хлопотала, пирожки пекла, готовилась. Внучата дорогие, милости прошу!
Ребенок. Дорогая бабушка! Мы очень рады, что снова пришли к Вам в гости. В этот раз мы нашей хлопотушке - бабушке красивую рамку принесли с фотографией нашей группы. Вот она какая: яркая, красивая и блестящая.
Бабушка. Вот спасибо вам, детки, у меня и на этот раз для вас угощенье припасено. Придет время – я вас обязательно угощу. А яркую, красивую и расписную рамку повешу вот сюда, на самое видное место в моей избе.
Ребенок. Ой, бабуля, а где же Ваш красивый сундук? В прошлый раз Вы много интересного достали из сундука и показали нам. Мы все помним!
Бабушка. Не волнуйтесь, соколики, там еще много чего лежит. С удовольствием покажу!
Бабушка. За сутолокой дней старины своей не помним, забываем мы о ней.
И хоть более привычны нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.
Воспитатель. Авдотья Изотьевна, так о чем же Вы сегодня поведаете нам?
Бабушка. Как – о чем? (Достает из сундука старинный самовар). О самоваре! Сегодня вы у него в гостях. Вот он, красавец! (Дети подходят и с интересом рассматривают самовар). Это старинный самовар.
Воспитатель. Авдотья Изотьевна! Дети знают, что такое самовар. Ребенок. Самовар – водонагревательный прибор.
Бабушка. Ишь ты, какие мальцы смышленые! Все правильно говорите! Но для русского человека самовар значил гораздо больше, чем водонагревательный прибор. Он являлся символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Трудно было в давние времена представить себе русскую избу без самовара. Любили русские люди посидеть у самовара, попить ароматного чайку после трудового дня. Или после русской баньки. А в праздник? Вся семья у самовара. Да что говорить, без него нельзя представить жизнь русского народа. О самоваре сочиняют песни.
Дети вместе с бабушкой исполняют песню «Наш красавец самовар».
Посидеть за самоваром рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром у него горят бока.
Припев:
Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!
Самовар пыхтит, искрится – щедрый, хрупкий, золотой.
Озаряет наши лица он своею добротой.
Припев:
Лучше доктора любого лечит скуку и тоску,
Чашка вкусного, крутого самоварного чайку.
Бабушка. Первые самовары изготовили на Урале. Затем их стали делать по всей России. Очень много делали в Туле. Ну, давайте рассмотрим наш старинный самовар. (Рассказывает и показывает).
У самовара есть подставка с ножкой и жаровней, крышка, тулово с трубой-тягой, краном и ручкой. В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки, сухие чурки или древесный уголь. Поджигали лучиной (это тонкая длинная щепка от сухого полена), раздували огонь и вода закипала. Вот сюда, сверху, ставили заварной чайник.
Любили на Руси мастеровые люди показать свое мастерство. Каждый мастер старался краше других сделать свой самовар. В Туле были изготовлены самовар-желудь, шар-самовар, в Самаре – самовар-петух, также самовары для каши и для щей. Самовары были большие и маленькие. Самый маленький самовар вмещал чуть меньше 3-х стаканов воды, а самый большой – почти 4 ведра. А сколько стихов написано о самоваре! Его очень любят на Руси.
Дети читают стихотворение Ю. Коринец «Самовар».
У меня есть друг зеркальный,
Сроду не был он печальный.
И хотя он очень рыжий,
Он не немец, не поляк –
В мире нет мне друга ближе:
Он из Тулы, он туляк!
Говорят, ему 100 лет,
Но совсем он не скелет:
И румян он, и пузат,
Как 100 лет тому назад!
Все его, кто с ним знаком,
Почитают остряком.
Кто взглянуть в него захочет,
Непременно захохочет.
Ну-ка, быстро посмотри –
Узнаешь себя внутри?
Если нос у вас курнос –
Расплывется, как поднос!
Ну, а если длинный нос –
Он повиснет, как вопрос!
Узнаете эти груши?
Не пугайтесь – это уши.
Вы на друга дуться бросьте:
Заходите чаще в гости!
Все мальчишки здешних мест
Знают, что он шишки ест!
Он сперва воды напьется,
А потом глотнет огня,
А потом вдруг как займется
На крылечке у меня –
Засипит и забормочет,
Запоет и закипит!
Всех, кто чаю выпить хочет,
Он от пуза угостит!
Бабушка. Ну, мальцы, порадовали! Складно так рассказывали!
(Достает из сундука современный самовар).
А вот этот самовар современный, расписной, электрический. Налил в него воды, сунул вилку в розетку – и минут эдак через пять можно чаевничать. Некогда современному человеку засыпать чурки в трубу да огонь раздувать. На автобус надо спешить, чтоб до работы добраться.
Ну что же, давайте в самовар воду наливать (дети помогают). А пока вода греется, повеселимся, косточки разомнем.
(Дети играют на музыкальных инструментах и пританцовывают вместе с бабушкой и воспитателем под русскую народную мелодию «Калинка»).
Бабушка. Вот и чаек поспел!
Милости прошу к доброму столу!
Разливает в чашки чай, приговаривает:
Хочу полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится – чаем можете лечиться.
Чай в жару нас освежает, а в морозы согревает.
Сокрушит любой недуг, чай здоровью лучший друг!
(Начинается чаепитие. Звучат народные мелодии).
После чаепития:
Спасибо, детки, за подарок,
За стихи, игру и смех.
Снова в гости жду вас всех!
(Дети благодарят Авдотью Изотьевну за интересный рассказ, за чаепитие, прощаются).
Литература:
В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова
Познавательное развитие Воронеж – 2008
Н.В. Алешина
Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью
Старшая группа Москва, 2001
С.Р. Николаева, И.Б. Катышева
Народный календарь
Санкт-Петербург Детство – Пресс 2009
В.И. Натарова, Н.И. Карпухина
Моя страна ТЦ «Учитель» Воронеж 2005