Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности интеллектуального направления Хочу все знать!
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ачинский кадетский корпус»
УТВЕРЖДАЮ
____________ А.Н.Сурков
«___»______________201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Хочу все знать!»
5 классы
сроки реализации - 1 год
Разработчик:
ММО (МО) учителей русского языка и литературы, истории
Павлова Людмила Васильевна, педагог-психолог, учитель ИКК
Программа рассмотрена на заседании
ММО (МО) учителей русского языка и литературы, истории
Протокол от « »_________________20____года №_______
Председатель ММО (МО)_______________________________
Программа рекомендована методическим советом
Протокол от «____»_______________20_____года №_______
Председатель ММО (МО)_______________________________
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Хочу все знать!» разработана на основе требований к результатам освоения дополнительной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру дополнительной образовательной программы кадетского корпуса. Рабочая программа конкретизирует содержание тем, дает примерное распределение учебных часов по темам и рекомендуемую последовательность изучения тем курса внеурочной деятельности «Хочу все знать!» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, психолого-физиологических и возрастных особенностей обучающихся.
Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Хочу все знать!:
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- анализировать текст познавательной задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данное и искомое;
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи, использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и разнообразные приемы для работы с головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
- выбирать наиболее эффективный способ решения;
- оценивать предъявленное готовое решение (верно, неверно);
- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
- анализировать расположение деталей в исходной конструкции;
- составлять фигуры из частей;
- определять место заданной детали в конструкции;
- выявлять закономерности;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии.
Содержание учебного курса
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской программы Н.А. Криволаповой /Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012 и программы «Умникам и умницам» курса по развитию познавательных способностей учащихся 5 классов/О.А.Холодова, Е.А.Моренко. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.
Программа рассчитана на учащихся 5 классов, имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:
развитие интеллектуальных умений
учимся работать с информацией
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В программу внесены изменения так, как программа рассчитана на 34 учебных недели, а фактически недель 35, поэтому 1 час был добавлен на повторение. В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения.
Для реализации программы подготовлен учебно-методический комплекс: программа курса / Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012 и сборник заданий для работы с обучающимися /Внеурочная деятельность. Сборник заданий для познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.
Методы и приемы организации деятельности пятиклассников на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, познавательной активности.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.
Все задания носят обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребенка, тренировка и совершенствование которых очень важны для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности: внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, представление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволяет пятиклассникам реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов, индивидуальных возможностей воспитанников:
учебная игра;
развивающая игра;
тематические задания по подгруппам;
практическое занятие;
беседа.
Содержание:
Развиваем логическое мышление.
Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта.
Диагностика интеллектуального развития.
Понятие. Отношения между понятиями: род-вид.
Обобщение понятий. Более общее и более частное понятие. Составление логической цепочки: общее – менее общее – частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.
Выделение существенных признаков понятий.
Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.
Функциональные отношения между понятиями.
Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания.
Сравнение понятий.
Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.
3. Тематический план курса внеурочной деятельности «Хочу все знать!»
№
п/пТема Количество часов Примечание
Раздел 1.Введение. 2 Тема 1.Человек и его интеллект. 1 Тема 2. Диагностическое тестирование. 1 Раздел 2. Понятие как основа логического мышления 15 Тема 3. Обобщение и ограничение понятий 4 Тема 4. Выделение существенных признаков 2 Тема 5. Обобщение понятий при построении определений 1 Тема 6. Отношения между понятиями: рядоположности, часть-целое. 1 Тема 7. Сравнение понятий. Установление сходства и различия. 2 Тема 8. Сравнение понятий. Отношение противоположности. 1 Тема 9. Установление причинно-следственных связей. 2 Тема 10. Логические задачи. 2 Раздел 3. Основы классификации понятий 17 Тема 11. Классификация понятий. 3 Тема 12. Сравнение понятий. Аналогия. 2 Тема 13. Поиск закономерностей. 5 Тема 14. Выделение существенных признаков предмета. 1 Тема 15. Поиск закономерностей. 1 Тема 16. Объяснение значения понятий в зависимости от контекста. 2 Тема 17. Логические задачи. 2 Тема 18. Итоговое тестирование. 1 Итоговое занятие 1 Итого 35 часов