Интелектуальная игра по экологии (8 класс)
Воспитательский час
Интеллектуальная игра по экологии
Цели:
Образовательная: способствовать формированию знаний о природе, её закономерностях;
Коррекционная: коррекция внимания, мышления.
Воспитательная: способствовать сплочению детского коллектива
Правила игры. Класс делится на 3 команды. Представители каждой команды по очереди бросают кубик для определения категории вопросов и получают задания из конвертов, соответствующего цвета. За правильные ответы команды получают жетоны. Если участники команды отвечают неправильно, право ответа передаётся другой команде.
Ход воспитательского часа
I. Орг. момент
Класс разбивается на три команды, придумывают название, выбирают капитана. Объясняем детям правила игры, приступаем к игре.
II. Ход игры
Ребята кидают кубик и получают вопрос из соответствующего конверта.
Животные в сказках и баснях (розовый конверт) – 2 жетона
1. Внимание. Послушайте отрывок из басни. Что за красавица- птица здесь описывается?
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
(Ворона. Басня «Ворона и лисица».)2. Какая птица в басне Крылова собиралась зажечь море? (Синица. Басня «Синица».)3. А теперь угадайте, какой трудолюбивый зверек говорит о себе такие слова:
Я по делам гонцом у барина большого; Мне, некогда ни пить, ни есть, Ни даже духу перевесть. (Белка. Басня «Белка».)4. Какой зверек из басни Крылова сказал знаменитую фразу: «Сильнее кошки зверя нет»? (Крыса. Басня «Мышь и крыса».)5. Еще одна цитата. В ней описывается пение соловья. А кто был слушателем и ценителем этого пения?
Защелкал, засвистал,
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
(Осел. Басня «Осел и соловей».)6. Отправляемся к А.С. Пушкину» в «Сказку о царе Салтане». Вспомните, в каком трудном положении оказался князь Гвидон. Но ему помогала прекрасная птица. Она выполняла все его мечты. Каждый раз она приветствовала князя Гвидона такими словами: «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» Что же это за птица? (Лебедь.)
7. В русской народной сказке Иван-царевич искал Жар-птицу. Ему помогал в этом один зверь. Вот что он говорил Ивану-царевичу: «Тебе на твоем добром коне в три года не доехать до Жар-птицы. Коня твоего я съел, буду я служить тебе верой и правдой. Садись на меня да держись крепче». Что это за зверь? (Волк, сказка «Иван-царевич и серый волк».)
8. В сказке Р. Киплинга «Маугли» об этих зверях так говорит медведь Балу: «У них нет закона. У них нет своего языка, одни только краденые слова, которые они перенимают у других, когда подслушивают и подсматривают, и подстерегают, сидя на деревьях. Они живут без вожака. Они ни о чем не помнят. Никто в джунглях не водится с ними... Мы не пьем там, где пьют они, не ходим туда, куда ходят они, не охотимся там, где они охотятся, не умираем там, где умирают они...» Что это за презренные звери, о которых говорит мудрый медведь Балу? (Обезьяны.)
9.Про какое страшное, ужасное усатое животное написал сказку К. Чуковский ? (Тараканище)
10.Какой крестьянин прославился спасением зайцев? (Дед Мазай)
Звери и птицы (зеленый конверт) – 3 жетона
1. В лесной чаще суетится маленький зверек с белыми полосками на спинке. Он делает запасы еды. Зимой этот зверек впадет в спячку, а весной, проснувшись, с аппетитом поедает все свои припасы. Что же это за зверек? (Бурундук.)
2. На берегу реки греется на солнышке страшное зубастое тропическое животное с длинным хвостом. Его самка кладет яйца на суше. Но детеныши, едва вылупившись, бегут к воде. Что это за животное? (Крокодил.)
3. В лесах Северной Америки можно встретить небольшого зверька с пышных хвостом. Но лучше его не трогать. Почуяв опасность, он выпускает струю отвратительно пахнущей и очень стойкой жидкости, бьющей на 6 метров. Ни звери, ни люди не способны вынести подобную «химическую атаку». Что это за зверек? (Скунс.)
4. Вот по пустыне летит маленький зверек. Он передвигается на задних ногах. На кончике хвоста у него белая кисточка, которая вьется как знамя. Передними лапками он держит пищу и роет норы. Прыжки его достигают 1,5 метра. Это в 10-12 раз больше его тела. Что же это за чемпион по прыжкам? (Тушканчик.)
5.Эти птицы кормят своих птенцов не насекомыми, а измельченными семенами, поэтому и выводят птенцов зимой, когда в шишках много семян. А уж извлекать вкусные орешки из шишек эти птицы настоящие мастера. Их клюв специально устроен для этого. Как называются эти птицы? (Клесты.)
6. В тропическом лесу вьется над цветком большой шмель. Но, приглядевшись, мы видим, что это маленькая птичка. Она тоже питается нектаром. Что это за птичка? (Колибри.)
7. Яйцо этой птицы весит 1,5-2 килограмма. Да и сама эта птица - самая большая на земле. У себя на родине, в Африке, этих птиц истребляют ради их великолепных перьев. Но у нас, в России, их разводят на фермах. Что это за птица? (Страус.)
8.Какую птицу называют «лесным доктором»? (дятел)
9.Птица, летающая быстрее всех? (стриж)
10.Пушной зверек – символ русской державы (соболь)
В каждой шутке есть доля истины! (желтый конверт) – 2 жетона
Какое животное, когда идет направо, песнь заводит? (Кот ученый)
Как называется бассейн для рыбок? (аквариум)
У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб)
Ягода, с которой без ножа нам не справиться (арбуз)
Эта птица на хвосте приносит новости (сорока)
Домашнее животное, гуляющее само по себе (кошка)
Какая рыба в праздничные дни надевает шубу? (селедка)
Птенцы какой птицы не знают матери? (кукушка)
Сколько лап и ушей у пяти мышей? (30)
Решите задачу: На столе лежало 2 яблока и 3 груши. Сколько овощей лежало на столе?
Да/Нет (белый конверт) – 1 жетон
1.Правда ли, что ласточки чаще ходят пешком по земле, чем летают? (нет)
2.Правда ли, что скворцы питаются ящерицами? (нет)
3.Правда ли, что в Антарктиде растут голубые розы? (нет)
4.Правда ли, что зеленый картофель может убить ребенка? (да)
5.Правда ли, что на зебрах водятся полосатые блохи? (нет)
6.Правда ли, что крокодилы могут взбираться на дерево? (да)
7.Правда ли, что стрижи могут спать на лету? (да)
8.Правда ли, что есть змеи, которые могут прыгать на расстояние около 7 м? (да, райская древесная змея)
9.Правда ли, что все бабочки живут лишь один день? (нет)
10.Правда ли, что крокодилы могут взбираться на деревья? (да)
О воде (голубой конверт) – 1 жетон
Отгадайте загадку:
Что видно, когда ничего не видно? (Туман)
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
Не снег и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)
Одеяло белое, не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег)
Я очень добродушная, Я мягкая, послушная.
Но, когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода)
Продолжите пословицу
Тиха вода, (да омуты глубоки).
В тихом омуте (черти водятся).
Замолчал, как воды (в рот набрал).
На обиженных (воду возят).
Не зная броду, (не лезь в воду).
Под лежачий камень (вода не течёт).
Загадки (фиолетовый конверт) – 1 жетон
Бел, как снег, Надут, как мех, На лопатах ходит. (Гусь) * * * Хоть я не молоток — По дереву стучу: В нем каждый уголок Обследовать хочу. Хожу я в шапке красной И акробат прекрасный. (Дятел) * * * Боится зверь ветвей моих, Гнёзд не построят птицы в них. В ветвях краса и мощь моя, Скажите быстро, кто же я? (Олень) * * * В тесной избушке Ткут холст старушки. (Пчёлы) * * * Кто в лесу без топоров Строит избу без углов? (Муравьи) * * * Летит — воет, Сядет — землю роет. (Жук)
* * * Кто может выйти в открытое поле, Не покидая своего дома? (Улитка) * * * В болоте плачет, А из болота не идёт. (Кулик) * * * Не ёлка, а колка. Не кот, а мыши боятся. (Ёж) * * * Летом гуляет, А зимой отдыхает. (Медведь) * * * Огромная кошка мелькнет за стволами, Глаза золотые и уши с кистями, Но это не кошка, смотри, берегись, Идёт на охоту коварная… (Рысь) * * *И в лесу мы, и в болоте, Нас всегда везде найдете: На поляне, на опушке, Мы — зелёные… (Лягушки) * * * Нору день и ночь копаю, Вовсе солнышка не знаю, Кто найдет мой длинный ход, Сразу скажет — это… (Крот) * * *Летом много их бывает, А зимой все вымирают, Прыгают, жужжат над ухом. Как они зовутся? (Мухи) * * * III. Подведение итогов
(Ведущий благодарит всех участников встречи. В завершении ведущий обращается к детям с предложением принять «КОДЕКС ЖИТЕЛЯ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ». Право зачитать текст «Кодекса» предоставляется команде-победительнице. Все встают. Торжественно зачитывается (по одному пункту каждым участником).
КОДЕКС ЧЕСТИ ЖИТЕЛЯ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ
Я ДИТЯ ПРИРОДЫ, ПОЭТОМУ Я
ЛЮБЛЮ НЕБО, ЗВЕЗДЫ, МОРЕ И ЗЕМЛЮ;
РАДУЮСЬ СОЛНЦУ, ДОЖДЮ, СНЕГУ И ВЕТРУ;
НЕ ТОПЧУ ТРАВУ, НЕ ЛОМАЮ ДЕРЕВЬЕВ, НЕ РАЗБРАСЫВАЮ МУСОР;
НЕ ОБИЖАЮ ЖИВОТНЫХ;
Я ЦЕНЮ ЖИЗНЬ; ЗАМЕЧАЮ И ПРИВЕТСТВУЮ ЛЮБОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЖИЗНИ;
ПЕРЕЖИВАЮ ЗА СОСТОЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЗЕМЛЕ, СОДЕЙСТВУЮ ЕЕ ПРИУМНОЖЕНИЮ;
УМЕЮ ОБЩАТЬСЯ С ПРИРОДОЙ;
НЕСУ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЕ ВМЕСТЕ СО ВСЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ.