Составление технологической карты урока.
«Составление технологической картыурока в соответствии с требованиями ФГОС».
»
Слушателя курсов Овечкиной Ксении Константиновны, учителя английского языка МБУ СОШ № 14 Г. Тольятти
Тольятти
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
СОДЕРЖАНИЕ 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Введение.
Составление технологической картыурока в соответствии с требованиями ФГОС.
Рекомендации по составлению технологической карты.
Учитель, начинающий реализовывать ФГОС, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение. Требования ФГОС: формирование универсальных учебных действий обучающихся. Организовать урок в соответствии с этим требованиями может помочь технологическая карта урока.
Технологическая карта урока — это графическое отображение сценария урока, план проведения урока , в котором заложены методы индивидуальной работы и возможности вариативного развития урока. Здесь описывается процесс деятельности , а также все операции деятельности и ее составляющие. В технологической карте может быть четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке , планирование деятельности на каждом этапе урока.
Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности обучающихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Составляя конструкт урока, учитель формулирует проблемные вопросы для обучающихся, направленные на достижение результата. Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.
В структуру современного урока мною внесены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата.
Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.
Тема урока - это главный предмет излагаемых знаний, то, что подлежит не только изучению, но и обсуждению. Тема предполагает и постановку проблемы, предопределяющей отбор учебного материала. Как правило, тема урока представляется в его заголовке.
Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания.
Новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.
На этапе рефлексии учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности
Домашнее задание на современном уроке обучающиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей. Учитель обозначает для себя ту часть материала, которую будет использовать в дальнейшем (то есть отбирает материал, рассматривая его сквозь призму деятельности.)
Фронтальный опрос, часто используемый на традиционном уроке, не давал возможности включить в деятельность всех обучающихся, поэтому на современном уроке учитель включает учеников в индивидуальную и групповую виды деятельности.Обучающихся необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию не только в учебнике, но и в других источниках; самостоятельно перерабатывать содержание материала с записью основных положений в виде пересказа, конспекта, схем, тезисов, сложного плана.
Для закрепления материала и самостоятельной работы учитель применяет такие техники, как чтение таблиц, диаграмм, составление интеллект -карт, изучение и комментирование графиков, чертежей (это позволяет включить учеников в активную мыслительную деятельность). На протяжении всего урока необходимо помнить, что любой ученик при пассивном восприятии учебного материала не может развиваться. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, побуждающих к действию учеников.
На современном уроке подбор заданий и вопросов осуществляется на основе системно - деятельностного подхода к обучению. Учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие). Выполняя такие задания, обучающиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит учатся применять знания на практике, проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию. Формулировка таких заданий звучит иначе, выполняя такие задания, учащиеся применят имеющиеся знания в новой ситуации, связанной с реальной жизнью.
Содержание:
Современный урок предполагает, что тема урока может быть сформулирована и самими обучающимися, тем самым учитель совместно с детьми выводит урок на новый, современный уровень, что позволяет реализовать системно – деятельностный. Основная дидактическая структура отображается в плане-конспекте урока и в технологической карте. Она имеет как статичные моменты, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственно более гибкая структура:
1. Организационный момент:
тема;
цель;
образовательные, развивающие, воспитательные задачи;
мотивация их принятия;
планируемые результаты: знания, умения, навыки;
личностноформирующая направленность урока;
2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока.
постановка учебной задачиактуализация знаний4. Сообщение нового материала:
решение учебной задачи;
усвоение новых знаний;
первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
5. Закрепление изученного материала:
обобщение и систематизация знаний;
контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
6. Подведение итогов:
диагностика результатов урока;
рефлексия достижения цели.
7. Домашнее задание:
инструктаж по его выполнению.
Необходимо четко обозначить тему, и цель и задачи урока. Цель – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему.
Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.Цель урока определяется:
планируемым результатом урокапутями реализации этого планаЦель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство» и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.
Задача – данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.
Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.
Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.). Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что надо сделать, чтобы достичь цель урока?" Таким образом, задачи должны начинаться с глаголов – «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформировать», «воспитывать» и пр.Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока. В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач - столько и планируемых результатов должно быть.
На основном этапе урока крайне важна подготовка каждого ученика к активной учебной деятельности. ЭОР можно использовать на любом этапе урока, если это целесообразно, позволяет экономить время урока, повышает интерес учащихся. Обязательным моментом является и список источников информации, которые были использованы как при подготовке, так и в ходе урока.
Примеры шаблонов технологических карт:
Технологическая карта урока.
Ф.И.О. Предмет: Класс:Тип урока:
Тема
Цель
ЗадачиОбразовательные:Развивающие:Воспитательные:
УУД Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
Планируемые результатыПредметные:
Знать
Уметь
Личностные:Метапредметные:
Основные понятия
Межпредметные связи
Ресурсы:
основные дополнительные
Формы урокафронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая
Технология
Дидактическаяструктура урокаДеятельностьучениковДеятельностьучителяЗадания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результатыПредметныеУУД
Организационный моментВремя:Основные этапы: (Познавательные УУД).(Коммуникативные УУД).(Регулятивные УУД).
Проверка домашнего заданияВремя:Этапы:
Изучение нового материалаВремя:Этапы:
Закрепление нового материала Время:Этапы:
КонтрольВремя:Этапы:
Рефлексия Время:Этапы: .
.
Дидактическая структура урока составляется в соответствии с основными этапами урока, но может менять в зависимости от типов урока.
Технологическая карта урока.
Тема урока_____________________________________________________________________
Цели для ученика1.
2.
3. Цели для учителя
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Тип урокаФорма урокаОпорные понятия, терминыНовые понятияФормы контроляДомашнее заданиеЭтап урокаДеятельность учителяДеятельность ученикаИспользуемые методы, приемы, формыФормируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)
Технологическая карта с методической структурой урока.
Дидактическаяструктура урокаМетодическая структура урокаПризнакирешениядидактических задачМетодыобученияФормадеятельностиМетодическиеприемы и ихсодержание СредстваобученияСпособыорганизациидеятельностиОрганизационный момент
Актуализация знаний
Сообщение нового материала
Закрепление изученного материала
Подведение итогов
Домашнее заданиеТехнологическая карта урока математики
по теме « _______________________»
Дата проведения:______________________________________
Учитель: ___________________________________________
Количество часов по теме: _______________________
Место урока в данной теме: ___________________________
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:____________________________________________________________________
Задачи урока:
Создать условия для актуализации опорных знаний.
Организовать формулировку темы урока.
Организовать постановку учебной цели и учебных задач учащимися.
Способствовать деятельности я по самостоятельному выводу_________________
Продолжить работу по формированию ответственности обучающихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания, овладению способами и критериями самоконтроля и самооценки.
Основные этапы урокаЗадачи этапаДеятельностьучителяДеятельностьученикаМетодыобученияПрогнозируемыйрезультатУчебно-метододич. обеспечениеПлан.
время1.Организационный этапПсихолог. подготовка к общениюОбеспечиваетблагоприятныйнастрой. Настраиваются на работу, СловесныеПсихологическая готовностьОрганизация внимания2) Проверка домашнего задания. Проверить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, Контролирует правильность выполнения заданий, организует устранение пробелов в знаниях учащихся Проверяют домашнее заданиеФронтальный опросПравильно выполненное домашнее задание, коррекция ошибок Фронтальный опрос2.Актулизация опорных знанийСоздать ситуацию, успеха, путем проверки владения материала прошлых уроков; Организует работу по актуализации опорных знаний Запись решения выражений по вариантам практическийБыстрая проверка опорных знанийЗапись надоске и в тетрадях 3.Определение совместнойцели деятельностиОбеспечить
деятельность по определению целей урока Создает проблемную ситуацию, объясняет учебную задачу, наблюдает
консультирует. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока Словесныеотвечают вернобеседа5.Изучение нового материаласпособствовать деятельности учащихся по самостоятельному выводу алгоритма разложения многочлена на множители способом группировки Организует работу учащихся по выводу алгоритма разложения многочлена на множители в группах Отвечают на вопросы, записывают алгоритм разложения в таблицу словесныеВерное составление алгоритма разложения на множители способом группировки в рабочих тетрадях беседа4. Первичное применениезнанийУстановить правильность составленного алгоритма и осознанность изученного Предлагает выполнить заданияВыполняют заданияпрактическиеВыполнят верноВыполняют
задания надоске и в тетрадях 7. Контроль и самопроверка знанийВыявитькачествоусвоенияматериалаПредлагает проверить заданияПроверяютзаданиясамоконтрольВыполнили верноПроверяютзадания6. Подведение итогов. РефлексияДать оценкуработыклассаПодводит итоги урока, ставит задачи на следующий урок Заполняют листы самоконтролясамооценкаОсмысление результатов своей работыЛисты самоконтроля8.информация о дом. заданииОбеспечить понимание содержания домашнего задания Поясняет домашнее заданиеЗаписывают дом. заданиесловесные Важно также уметь проанализировать свой урок. Зная, на какие моменты опирается анализ урока, учитель будет более грамотно подходить к процессу его конструирования.
Основные пункты и требования аспектов анализа урока.
1. Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ):
соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию;
результативность решения дидактической задачи.
2. Содержание урока:
Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника.
3. Методы и средства обучения:
соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели;
использование разнообразных приемов, методов и средств обучения, включая информационные (программные мультимедиа средства на различных этапах урока: обучающие программы и презентации, электронные учебники, видеоролики, а также электронные образовательные ресурсы).
4. Формы обучения:
соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока;
целесообразность использования предложенных заданий.
5. Результативность урока:
достижение цели и решение основной дидактической задачи урока
6. Практическая направленность урока:
практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам;
организация и проведение лабораторных практикумов и экспериментов с виртуальными моделями, обработка результатов эксперимента.
7. Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности:
уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока
характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий);
взаимопомощь;
интерактивная составляющая и доля самостоятельной работы учащегося с ИКТ в зависимости от уровня технической оснащенности.
8.Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока:
личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.
9. Формирование ИКТ-компетентности:
применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности обучающихся.
10. Структура урока:
соответствие структуры урока основной дидактической задаче.
11. Контрольно-оценочная деятельность:
использование современных способов оценивания и проверки знаний в условиях информационно-коммуникационных технологий;
осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов;
ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся;
12.Педагогический стиль:
соблюдение норм педагогической этики.
13. Гигиенические требования:
температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы;
соответствие санитарно-эпидемиологическими требованиям;
соответствие требованиям к организации образовательного процесса с использованием ИКТ.
Анализ урока на основе системно- деятельностного подхода может строиться следующим образом:
1. Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока).2. Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут).3. Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все).4. Сколько учеников получили оценки (должны все).5. Время, в течение которого ученики двигались (не менее 2-3 минут).6. Сколько учеников готовы к восприятию нового материала (как проверено).7. Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено).8. Соответствует ли объем домашнего задания норме (да – нет).
Мой урок в 5 классе и использованием технологической каты урока.
Технологическая карта урока английского языка (5 кл.)
Автор: учитель английского языка Овечкина К. К.
МБУ СОШ №14 г. Тольятти Самарской области.
Тема урока: «Парк – любимое место Лондонцев».
Цель урока: Расширить лингво-страноведческие знания обучающихся в процессе знакомства с парками Лондона.
Задачи урока:
Развивающие: Развитие языковой догадки, умения находить нужную информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы.
Учебные: Практиковать учащихся во всех видах речевой деятельности на иностранном языке (аудировании, говорении, чтении, письме) по теме урока. Научить создавать словесную «картинку» английского парка.
Воспитательные: Воспитание уважительного отношения к культурным ценностям страны изучаемого языка. Развитие умения работать в группе (паре).
Вид урока: урок с позиций системно-деятельностного подхода.
Тип урока: урок «открытие» новых знаний.
Место урока в учебном плане: 16-ий урок по теме «Страна/ страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности. » (после изучения грамматического материала PresentPerfect).
Учебно-методическое оснащение урока: УМК “EnjoyEnglish” для 5 класса, М.З.Биболетова, изд. «Титул»,2013 г. (гриф ФГОС).
Техническое оснащение урока: Компьютер , мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска), CD.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
- формирование уважительного и доброжелательного отношения друг к другу, иному мнению, мировоззрению, культуре, языку, традициям;
- формирование мотивации изучения иностранных языков.
Метапредметные:
Формирование универсальных учебных действий - познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных:
- умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
- строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы, развитие навыков смыслового чтения, усвоения содержания, поиска необходимой информации;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- умение планировать, выполнять и оценивать свои учебные / коммуникативные действия в соответствии с поставленной задачей.
Предметные:
- развитие речевой, языковой, социокультурной, коммуникативной, компенсаторной компетенций;
- освоение учащимися учебного материала урока, умения использовать его в заданных ситуациях.
Основные понятия и термины урока:
to be rich in, to walk among, to admire, to be famous for, to be situated in, to be free to all;
parks and gardens: Royal Parks; Hyde Park, Green Park, St. James’s Park, Kensington Gardens, Regent’s Park;
famous places: the Speaker’s Corner, Buckingham Palace, park’s lake, the statue of Peter Pan, Shakespeare’s plays outdoors, the London Zoo.
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Используемые методы, технологии Используемые ресурсы Формирование УУД
1. Мотивирование к учебной деятельности. Организация просмотра слайдов с видами английских парков.
Корректирует и дополняет тему и цель урока (Совершение виртуальной прогулки по паркам Лондона) и план действий.
Чтение названия парков и догадка о теме и цели урока. Метод догадки. Аудиоматериалы
Слайд №1,2,3,4.5,6.7,8.9.10.11,12,13.
презентации к уроку. Регулятивные (определение темы и цели урока )2. Этап актуализации и фиксирования индивидуально
го затруднения в пробном действии Постановка проблемной ситуации учителем- « Поговорить с англичанином и узнать о английских парках и чем в них можно заниматься» Общение с учителем на английском языке.
Решение проблемной ситуации. Поиск путей решения данного затруднения.
Строят проект (план) будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели.
Дети предлагают познакомиться с новыми словами, прочитать текст с информацией о парках Лондона, выполнить упражнения и затем составить диалог на поставленную задачу. Методический приём «вопрос-ответ»
Проблемно-ситуативный метод
Слайд № 14 Коммуникативные (учатся выражать своё мнение в диалоге)
Регулятивные (определение путей решения проблемной ситуации)
3.
Этап –фонетическая зарядка.
Организует работу детей по тренировке произношения английских слов.
Упр.115 стр. 120
Учащиеся фонетически правильно отчитывают слова. Метод чтения
Слайд № 15
Познавательные (овладение фонетическим чтением)
4. Этап построения предложений на английском языке. Организует работу по открытию новых знаний:
- организация перевода новых фраз .- организация построения предложений , используя фразы. Читают и переводят фразы.
Стоят предложения на английском языке , используя фразы из упражнения.
Метод конструирования предложений
Учебник (раздел №3, стр. 120, упр. 116.Слайд № 16
Регулятивные (конструирование предложений)
5. Этап чтения текста на английском языке («открытие» новых знаний) Организует работу по чтению текста о Английских парках и извлечению из него необходимой информации.
- организация предтекстовой работы;
- организация ознакомительного чтения текста;
- организация чтения с извлечением запрашиваемой информации (названия парков);
- организация чтения с пониманием полной информации;
- организация работы с рисунками. Выполняют работу по открытию новых знаний.
- рассматривают рисунки к тексту, знакомятся с предтекстовым вопросом;
- читают текст (про себя)
- просматривают текст и зачитывают названия парков Лондона;
- отвечают на вопросы к тексту;
- сопоставляют рисунки с названиями парков
Метод смыслового чтения
Поисковый метод
Лингво-страноведческий подход.
Учебник (раздел №3, стр. 120-121, упр. 117, 118,120) Познавательные (овладение смысловым чтением)
Регулятивные (умение работать по плану, сверяясь с целью).
6. Этап реализации проекта («открытие» новых знаний) Организует работу по открытию новых знаний:
- организация предтекстовой работы;
- организация ознакомительного чтения текста;
- организация чтения с извлечением запрашиваемой информации (названия парков);
- организация чтения с пониманием полной информации;
- организация работы с рисунками. Выполняют работу по открытию новых знаний.
- рассматривают рисунки к тексту, знакомятся с предтекстовым вопросом;
- читают текст (про себя)
- просматривают текст и зачитывают названия парков Лондона;
- отвечают на вопросы к тексту;
- сопоставляют рисунки с названиями парков. Метод смыслового чтения
Поисковый метод
Лингво-страноведческий подход. Учебник (раздел №3, стр. 120-121, упр. 117, 118,120) Познавательные (овладение смысловым чтением)
Регулятивные (умение работать по плану, сверяясь с целью).
7. Этап физкульт. минутки Организация выполнения физкульт. минутки детьми.
Выполнение физкульт. минутки детьми.
Слайд №17 Регулятивные
8. Этап построения диалога с иностранцем о парках Лондона. Организует работу детей по составлению диалога с англичанином о парках Лондона. Составляют диалог по образцу. Метод построения диалога. Слайд №18 Регулятивные ( составление предложений на английском языке)
Коммуникативные (общение в диалоге)
9.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Организация оценку учащихся урока.
Отвечают на вопросы учителя и оценивают урок. Метод оценки .Дифференцированный подход.
Слайд №20
Личностные (освоение новой социальной роли, выражение своего мнения, эмоций, самооценка деятельности)
Коммуникативные (общение в диалоге)
10. Домашнее задание Задаёт домашнее задание:
- Описать парк своего города по плану
(упр.121 стр.121).
- Сделать презентацию «Виды парка моего города».
- Нарисовать рисунок парка с подписями объектов.
Записывают домашнее задание. Учебник стр.121;
План (упр.121).
Компьютер (программа “PowerPoint”), Фотоаппарат.
Принадлежности для рисования, лист (формат 4А). Личностные (самоопределение,самовыражение )
Регулятивные (планирование деятельности)
Коммуникативные (использование ИКТ как инструмента для достижения своих целей)Личностные (освоение новой социальной роли, выражение своего мнения, эмоций, самооценка деятельности)
Заключение:
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Структура технологической карты включает:
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
цель освоения учебного содержания;
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
основные понятия темы;
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт;
обеспечить повышение качества образования.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
используются эффективные методы работы с информацией;
организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Список использованной литературы:
-Примерные программы по учебным предметам.Иностранный язык. 5-9 классы: проект. - – изд., дораб. – М.: просвещение, 2010 - ( Стандарты второго поколения).
-Учебник английского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений « EnjoyEnglish, Биболетова М. З. ; 2013 г., издательство – «Титул »».
-Дополнительная учебно – методическая литература- Рабочая тетрадь для 5 класса на печатной основе , Биболетова М. З. , 2013 г. , издательство – « Титул».
-Диск к учебнику языка для 5 класса образовательных учреждений « EnjoyEnglish, Биболетова М. З. ; 2013 г., издательство – «Титул »».
-Книга для учителя к учебнику для 5 класса на печатной основе ,Биболетова М. З. , 2013 г. , издательство – « Титул».
-Обучающая компьютерная программа 5 класса образовательных учреждений « EnjoyEnglish, Биболетова М. З. ; 2013 г., издательство – «Титул »».