Открытый урок на тему Измерения штангенциркулем (6 класс)
Разработал : учитель технологии МАОУ «СОШ №1» г.Нурлат РТ Шарипов В.Н.
Тема: Измерения штангенциркулем.
Цель: Научить правилам и приемам измерения размеров деталей с точностью до 0.1 мм. с помощью штангенциркуля, воспитание точности в выполняемой работе, развитие политехнического кругозора.
Оборудование: штангенциркули, трубы для измерений внутренних и наружных диаметров, полосы металлов для измерений, отрезки проволоки, заготовки, образец детали, плакат, ручные инструменты для обработки металлов.
Объект труда: угольник слесарный .Ход урока.
1. Организационная часть.
а) проверка готовности к урокуб) назначение дежурных, проверка отсутствующихв) выдача тетрадей
2.Повторение материала по теме предыдущего урока «Виды сортового проката»а) что такое сортовой прокат?б) как получают сортовый прокат?в) применение основных видов проката.г) показать образцы проката ,имеющихся в мастерской .
3.Формирование новых знаний.
Тема урока на доске закрыта, штангенциркули и макет шкалы нониуса прикрыты.
а) показываю отрезок проволоки, прошу назвать основные размеры (длина, диаметр). Спрашиваю, как с помощью известных ребятам инструментов измерить эту заготовку (длина – линейкой, диаметр - ?)Проблемная ситуация.
б) Показываю тонкую пластинку, прошу измерить ее толщину (вызовет затруднение). Говорю, что измерить (толщину пластины) как, а также диаметр проволоки очень точно можно одним измерительным инструментом, спрашиваю, не известен ли он кому-нибудь. Показываю его. Объясняю тему урока, его цель, записываем в тетрадях – дату, тему.
в) Рассказываю немного об истории штангенциркуля. Первые штангенциркули появились уже в начале XVII века, то есть существуют уже около 4-х столетий. Были они деревянные и имели невысокую точность, но жизнь требовала настоятельно более точных размеров в технике, особенно военной. Уже тогда выпускали огнестрельное оружие, пушки и в конце XVIII века в Англии в Лондоне появились металлические штангенциркули, которые вместе с основной шкалой содержали и дополнительную, изобретенную шведом Нониусом и в честь его названную шкалой Нониуса. Ими можно было измерять с высокой точностью.
В настоящее время существует 3 вида и 8 шиноразмеров штангенциркулей. Они отличается своими возможностями, пределов измерений и степенью точности. На современном промышленном производстве любой уважающий себя рабочий, техник, инженер обязательно пользуются ими, а работа станочников по металлу – токарей, фрезеровщиков, инструментальщиков без него вообще немыслима.
г) Посмотрим как же он устроен (по рисунку и плакату на доске). Объясняю устройство, называю составные части один, два учащихся повторяют названия, затем учащиеся записывают их в тетрадь, а также назначение штангенциркуля.
д) Перехожу к правилам измерения размеров деталей, наружных и внутренних диаметров. По макету объясняю как считать целые мм, затем по шкале Нониуса десятые доли мм. Если возникают затруднения по подсчету десятых долей то привожу примеры с записью на доске 5х0,05=0,25; 18х0,05=0.9; 30х0.1=3
4. Упражнения по измерению размеров деталей
Дежурные выдают штангенциркули и специальные пластины с уступами и отверстиями, кольца, проволоку для измерения диаметров.
В рабочей тетради учащиеся обводят ручкой имеющиеся на пластинках отверстия, производят замеры длины уступов и диаметров отверстий и записывают их в соответствующие кружки. Проверку провожу по контрольному шаблону.
По мере сдачи тетрадей проверяю правильность измерений и выставляю оценки, здесь же проводят измерения диаметра проволоки.
Затрудняющимся объясняю дополнительно.
На этом заканчиваю первый урок и перехожу после 10 минутной перемены к Практической части.
5. Инструктаж по практической работе.
Объясняю как с помощью разметочного инструмента (штагенциркуля) ШЦ -2 произвести разметку отверстий. Напоминаю о необходимости накеривания, перед сверлением, затем разъясняю как безопасно сверлить отверстия на сверлильном станке СН-10. (зажать заготовку в тиски, одеть защитные очки, устранить свисающие рукава). Как зачистить изделие и произвести контроль размеров штангенциркулем.
6. Текущий инструктаж отдельно нуждающимся учащимся.
7. Прием выполненных работ.
8. Подвожу итог занятия, объявляю оценки называя лучших.
9. Уборка дежурным помещения.
Правила измерения штангенциркулем
Основные правила обращения со штангенциркулем:
1. Штангенциркуль – измерительный инструмент с острыми и опасными измерительными губками.
2. Передавать штангенциркуль следует острыми кромками к себе.
3. После работы штангенциркуль следует протереть ветошью и смазать маслом, положить в футляр.
4. Предотвращать штангенциркуль от ударов и изгибам под действием нагрузок.
5. Усилие сжатия детали измерительными губками должны быть небольшими.
6. Направление сжатия детали измерительными губками должно быть в направлении измеряемого размера без перекоса. Например, диаметр трубы измеряется перпендикулярно ее длине.
Основные приемы измерения штангенциркулем:
измерение валов
измерение отверстийизмерение глубины паза.
При измерении глубины паза (или отверстия) перемещением рамки штанга глубиномера опускается до дна паза. Отсчет глубины паза осуществляется по шкалам обычным способом по основной шкале и шкале-нониусу.
Лабораторно-практическая работа. Проведение измерений с помощью штангенциркуляЩЦ-1
Цель. Ознакомить учащихся с техникой измерения штангенциркулем ШЦ-1.
Оснащение занятия. Штангенциркуль ШЦ-1; образец для измерении
Порядок выполнения работы.
Измерить образец (см. рис.) и заполнить таблицу (Н наружный размер, В — внутренний, Г — глубина):
Заключительный инструктаж.
Учитель подводит итоги выполнения лабораторно-практической работы. С учащимися, которые допустили много ошибок, надо провести дополнительное занятие, дать им возможность потренироваться в технике измерений и затем повторно сделать лабораторно-практическую работу.
Указания к работе
I. Объём V цилиндра радиуса R можно найти по формуле V=R2H, где H – высота цилиндра. Смотри рисунок 1.
1. Используя штангенциркуль, произведите измерения высоты и диаметра модели цилиндра.
2. Найдите радиус, используя формулу d=2R.
3. Найдите объём цилиндра. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу:
Высота цилиндра Н, см Диаметр цилиндра d, см Радиус цилиндра R, см Объём цилиндраV, см3
Для остальной группы. Без расчёта объёма.