Проект Внеурочная деятельность как важный фактор социализации воспитанников


Автор проекта: Обидин В.В., старший воспитатель Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сосновская средняя общеобразовательная школа№1структурное подразделение при МБОУ Сосновская СОШ №1 «Пришкольный интернат» Внеурочная деятельность как важный фактор успешной социализации воспитанников 2016 г. Актуальность Актуальность организации внеурочной деятельности как основы социализации личности школьника определена в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их образования, развития, воспитания и социализации.Введения внеурочной деятельности в образовательный процесс обусловлена необходимостью целенаправленной организации свободного времени детей, их активной социализации, развития индивидуальных способностей. Цель: создание условий, способствующих успешной социализации воспитанников. Задачи:способствовать сплочению коллектива, формированию доброжелательного отношения между детьми;создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;стимулировать интерес к развитию творческих, интеллектуальных и физических способностей в каждом воспитаннике;создать условия для приобщения к здоровому образу жизни;расширить рамки общения в социуме. При правильной организации внеурочной деятельности, ориентированной на образовательные запросы учащихся, родителей, общества, государства, эффективность процесса социализации воспитанников может быть существенно повышена. Гипотеза Объект исследования Внеурочная деятельность, организованная в пришкольном интернате. Предмет исследования Влияние внеурочной деятельность на процесс социализации воспитанников. Участники проекта 1. Целевая группа – воспитанники, проживающие в пришкольном интернате. 2. Активная группа – старший воспитатель, воспитатели, педагоги дополнительного образования, классные руководители школы, педагог-психолог, родители. Этапы и сроки реализации проекта 1. Подготовительный (август-октябрь 2013 г.)2. Практический ( ноябрь 2013 г. – октябрь 2015 г.)3. Контрольно-аналитический (ноябрь – декабрь 2015 г.) Ожидаемые результаты комфортное психологическое самочувствие, снижение конфликтов во внеурочное время; овладение воспитанниками в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной); повышение уровня интеллектуального, творческого и физического развития; высокая познавательная активность, потребность воспитанников к дальнейшему обучению, развитию навыков самообразования, контроля и самооценки; снижение уровня заболеваемости, ведение воспитанниками здорового образа жизни.приобретение навыков взаимодействия воспитанников с социальными субъектами за пределами пришкольного интерната. Принципы, построения внеурочной деятельности Принцип креативностиПринцип социальной значимости и успешностиПринцип гуманистической направленностиПринцип вариативности Принцип системности Проектные Личностно-ориентированные Здоровьесберегающие Информационно-коммуникационные Применяемые в работе современные образовательные технологии Проблемного обучения Игровые Сотрудничества Дифференцированный подход Изучение учебно-методической литературы по теме исследованияПовышение научно-методического уровня воспитателейДиагностика детей и родителей Индивидуальные консультации с родителями и воспитанниками Подготовка материально-технического обеспечения. Подготовительный этап Практический этап 1. Обеспечение комфортных условий проживания 2. Работа с воспитанниками Спортивно-оздоровительноеХудожественно-эстетическое;Научно-познавательное;Военно-патриотическое;Общественно полезная деятельность;Проектная деятельность. Направления внеурочной деятельности Виды внеурочной деятельности Художественное творчество Досугово-развлекательная деятельность Кружок «Художественная роспись изделий из керамики».Конкурсы рисунков («Рождественская звезда», «Дорога глазами детей», «120 лет со дня рождения С.Есенина).Художественные выставки. Районные праздники (ярмарки, «Праздник национальных культур»). Культпоходы в театры, музеи, концертные залы. Концерты.Инсценировки. Праздники на уровне группы, класса и школы. Конкурсы, викторины, фестивали. Спортивно-оздоровительная деятельность Трудовая деятельность Стенды «Уголок Здоровья», «Планета Земля - наш дом».Утренняя зарядка, физкультминутки.Организация полноценного питания.Спортивные секции, кружок «Эколог». Тематические родительские собрания («Папа, мама, я – спортивная семья», «Гигиена школьников», «Профилактика вредных привычек или как уберечь детей от беды»).День здоровья. Спортивные соревнования. Навыки самообслуживание.Сюжетно-ролевые игры.Работа на пришкольном огороде. Уход за пришкольными растениями.Субботники. Гражданско-патриотическая деятельность Социальное творчество Классные часы и внеклассные мероприятия («Мы первые к звёздам дорогу открыли!», «Не даром помнит вся Россия», «Они сражались за родину», «20 лет Конституции», «И победили человек и город!»).Акции («Аллея бессмертного полка»). Военно-спортивное соревнование «Зарница». Волонтёрское движениеСбор вещей для беженцев с Украины. Экологическая экспедиция по очистке участка реки.Социальные проекты («Подарок просто так»). Акция «Сохраним родную природу».Акция «Дорогой добрых дел».Концерт для ветеранов. Познавательная деятельность Игровая деятельность Кружок «Информатика для всех».Познавательные игры.Беседы.Библиотечные уроки («Азбука русской живописи»). Разработка презентаций и проектов.Конкурсы.Олимпиады. Ролевая игра.Деловая игра. Социально-моделирующая игра. 3. Работа с родителями Пришкольный интернат Партнёрские отношения Родители Содержание работы с родителями: повышение психолого-педагогических уровня родителей; вовлечение родителей в процесс организации внеурочной деятельности;участие родителей в управлении пришкольным интернатом. Индивидуальные формыработы:Посещение на дому. Приглашение.Индивидуальная консультацииТелефонные звонок. Групповые формы работы:Воспитательские мероприятия. День именинника.Родительские ринги («Как избавить ребёнка от компьютерной зависимости?», «Вредные привычки, причины и способы избавления?», «Трудности при подготовке к урокам?» Родительские тренинги. Коллективные формы работы:Родительское собрание.День открытых дверей.Концерты. 4. Взаимодействие с социальными партнёрами «Пришкольный интернат» Районный ДК КДН ОВД ЦРБ Районная библиотека Базовая школа Дом творчества Районный спорткомплекс Диагностика психологической атмосферы в коллективе(методика Л.Г.Жедуновой) Контрольно-аналитический этап Уровень воспитанности учащихся(методика Н.П. Капустина) Диагностика отношения учащихся к реализации социально-значимых проектов Диагностика отношения к занятиям в системе дополнительного образования Изучение социализированности личности учащегося (методика М.И.Рожкова) 1 Социальная адаптированность 2 Социальная автономность 3 Социальная активность 4 Нравственность Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения (методика Е. Н. Степанова) Подготовительный этап Контрольно-аналитический этап Уровень здоровья воспитанников(методика Н.А. Амосова) Выводы Основываясь на результатах проведённых исследований, можно сделать вывод, что процесс социализации зависит от организации внеурочной деятельности. Созданные в результате реализации проекта условия для обеспечения оптимального уровня интеллектуального, духовно-нравственного, социально-культурного и физического развития способствуют успешной социализации воспитанников. Цель проекта достигнута, задачи решены. Перспективы развития проекта Практический опыт реализации проекта обобщен и презентован на методическом объединении классных руководителей школы. Информация о реализации проекта размещена на школьном сайте и на персональном сайте http://учительский сайт/Обидин Владимир Васильевич.Результаты, полученные в ходе реализации данного проекта, могут быть использованы в работе базовых школ, других филиалов и структурных подразделений района.Перспективы развития проекта связаны с увеличением контингента воспитанников, появлением новых направлений дополнительного образования, расширением сотрудничества с социальными партнёрами. Информационные ресурсы 1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».2. Закон «Об образовании» Российской Федерации.3. Федеральные государственные образовательные стандарты.4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А.Я.,Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009 5. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 20106. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010 7. Д.В.Григорьев,П ВСтепанов Внеурочная деятельность школьников-М.,20108. Н.Е.Щуркова Программа воспитания школьника – М., 20109. Л.И.Масленкова Теория и методика воспитания – М.,200210. Мудрик А.В. Социальная педагогика, , 2007 Благодарю за внимание!