Родительское собрание Светлая дружба греет сердца


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»№2
Мастер – класс
Родительское собрание:
«Светлая дружба греет сердца»
учитель начальных классов
Яхина М.А.
Форма проведения: мастер -класс для родителей (метод совместного обучения через
работу в группах)
место проведения: классная комната,
время проведения – 30 минут.
Мастер – класс для родителей – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом и знаниями по проблеме воспитания и гармоничного развития детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений и устоев участников.
Педагогическое воздействие направлено на:
изменение неадекватных родительских позиций;
расширение осознанности мотивов воспитания;
расширение возможностей понимания своего ребенка;
оптимизацию форм родительского воздействия на детей в процессе воспитания;
проживания опыта в группе;
рефлексию и возможность получения обратной связи.
Ожидаемый результат – обогащение, в процессе взаимодействия, воспитательного опыта и представлений каждого родителя за счет способностей всех участников.
Оборудование:
мультипроектор для демонстрации презентации, экран;
на доске: детские рисунки: «Счастливы вместе»;
карта «Страны Общения»;
изображение взрослого и ребенка,
таблицы с высказываниями;
на столах: маячки трех цветов (красного, желтого, зеленого)с надписью «Я хочу», «Я знаю»,
«Я могу»;
клей, ножницы, цветная бумага, фломастеры, ручки;
конверты с пословицами, советами;
Материалы, раздаваемые в ходе собрания:
карточки (красного, желтого, зеленого цветов);
листы с творческими заданиями;
карточки с препятствиями;
листы для составления карты.
Звукозапись инструментальной музыки, песни «Взрослые и дети».
Цель: осознание родителями необходимости воспитания у детей коммуникативных способностей;
Задачи: — оказать помощь родителям в овладении приёмами взаимодействия с детьми, которые
помогут им развить способности в общении;
— познакомить с обязательными составляющими коммуникативных способностей;
— обратить внимание на важность собственного примера.
Всё меняет в жизни ребёнка приход в школу: отношения с взрослыми и сверстниками, виды деятельности, общение. И то, как себя ребёнок ощущает среди товарищей, очень важно для него. В случаях, когда у ребёнка проблемы в общении со сверстниками, обязанность родителей – дать ему эмоциональную поддержку и предложить пути конструктивного решения проблемы, не вмешиваясь «напрямую». Иначе ребёнок привыкает с любой несправедливостью идти к взрослым. А сам решать свои проблемы не учится. Как помочь родителям осознать это? Все родители хотят видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими.
Способность к общению – это дар или то, чему можно научиться? Ребёнок учится в семье, в детской группе и в общении со взрослыми. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребёнка, тем меньше у него будет проблем в будущей жизни. «Ну и что,- скажете Вы, – мой всё это умеет и знает. Посмотрите, как охотно и хорошо он общается.» Но практически у каждого ребёнка в определённые моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. Не ошибаясь, он не научится эффективно, без стеснения и конфликтов общаться. Так давайте поможем нашим детям пройти необходимый путь к беспроблемному общению более безболезненно.
Цель нашего собрания – овладеть приёмами взаимодействия родителей с детьми, которые помогут ребятам развить свои способности в общении.
Сейчас мы попробуем в какой-то степени окунуться в детство и поиграть. На такие серьёзные вопросы, которые стоят перед нами на собрании, нам поможет ответить игра. Кто-то из Вас попытается оказаться на месте ребёнка, кто-то на месте взрослых. Надеюсь, эта работа будет для нас увлекательной и плодотворной.
Для начала я предлагаю вам выбрать маячок.
Займите, пожалуйста, места за столом, соответствующим цвету карточки вашей команды. У Вас на столах находятся таблички того же цвета – переверните их и прочитайте надпись на обратной стороне. Озвучьте, что прочитали. Эти фразы не случайны.
«Я хочу» — означает желание человека вступить в контакт с окружающими.
«Я знаю» — говорит о том, что человек знает правила и нормы, которым необходимо следовать при общении.
«Я могу» — это конкретные умения. Может ли человек применять их на практике.
Одним словом, всё это – обязательные составляющие коммуникативных способностей любого человека.
Сейчас каждая команда получит своё творческое задание.
Команда «Я хочу». Вам предстоит выполнить упражнение, которое называется «С кем дружить». Для этого необходимо письменно составить словесный портрет друга для вашего ребёнка. Выполнять задание Вы будете на листе №1.
Следующее задание для команды «Я знаю». Вам предстоит выполнить упражнение «В гостях у сказки». Вы получаете начало сказки. Оно напечатано на листе №1. Предлагаю продолжить эту сказочную историю. Помните, что у сказки всегда счастливый конец.Команда «Я могу» получает на листе №1 определённый набор ситуаций, которые необходимо конструктивно разрешить с позиции ребёнка. Затем – с позиции родителя.
На выполнение этих заданий отводится ровно 10минут – пока играет музыка. Начали!
Ситуации.
Кто - то из одноклассников обозвал ребенка.
Соседка по парте забрала у вашего ребенка новую ручку.
В столовой на ребенка опрокинули стакан с компотом.
Во время занятия на шведской стенке одноклассница случайно задела ногами вашего ребенка.
Одноклассник испортил (порвал) учебник вашего ребенка.
Обсуждение.
Сейчас Вам предстоит озвучить результаты своей работы. Это может сделать как один человек, так и несколько, на ваше усмотрение. На выступление каждой команде отводится по 3 минуты.
Слово предоставляется команде «Я хочу».
И в дополнение к Вашим суждениям хочется сказать, что сейчас очень велико влияние родителей на выбор, мнение ребёнка. Поэтому будьте очень осторожны, осуждая того или иного друга Вашего ребёнка, отговаривая от дружбы с кем-либо или навязывая дружбу.
Слово предоставляется команде «Я знаю».
(Родители полностью зачитывают получившуюся сказку).
-Давайте все вместе поразмышляем над услышанным.
-О чём, по-вашему, эта сказка?
-Согласны ли с тем, как история закончилась? Почему?
Даже в одной семье стили поведения взрослых значительно отличаются. Мы даём примеры различного поведения и нельзя требовать от ребёнка своей точной копии. В итоге ребёнок сам выберет тот образец, стиль общения, который подходит только ему. Опираясь, естественно, на Ваш пример. Очень важно здесь, чтобы в семье дети не видели примеров отрицательного поведения – они также могут копироваться.
Слово предоставляется команде «Я могу».
(Родители зачитывают ситуации и пути их разрешения)
Конечно, мы понимаем — сколько людей, столько и мнений. И мы в этом ещё раз убедились, выслушивая результаты работы команды «Я могу». Из любой ситуации могут быть разные конструктивные выходы. Как ребёнку понять, правильно ли он поступил? Объясняйте так: «Если после твоего поступка у тебя хорошее настроение, хочется улыбаться и играть – значит, ты принял правильное решение. А если стало грустно, играть не хочется и может быть хочется плакать – значит, выход ты выбрал неправильно.
Теперь мы знаем, что для того, чтобы у ребёнка всё получилось в общении, ему необходимо хотеть вступить в контакт, знать нормы и правила, уметь организовать общение.
Игра: “Устами младенца”.
Уважаемые участники мастер-класса, вы все когда-то были детьми, не знали многих слов, но объясняли их по-своему. Попробуйте узнать слова по описанию.
Это когда все вместе: мама, папа, сестра и я (семья).
Самый нежный, самый дорогой, самый любимый человек на земле (мама).
Место, где мы все бываем вместе (дом).
За столом утром (завтрак)
Бывает один раз в году, но все его очень любят и ждут (день рождения).
У детей этого половина наполовину. Потому что мама то ругает, то мороженое покупает (счастье)
Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все любят, (ребенок).
В них играют все дети (игрушки).
Это взрослые, но в будущем, когда вырастут, а сейчас они маленького роста (дети).
Вы прекрасно справились с заданием, можно с уверенностью сказать, что вы понимаете своих детей.
Музыкальное задание.
Давайте посмотрим, поёте ли вы песни со своими детьми? Предлагаю узнать, о ком или о чем поется в песне?
Она всё лежит да на солнышко глядит. (Черепаха)
Представьте себе: зелёненький он был. (Кузнечик)
Он ничего не проходил, ему ничего не задавали. (Антошка)
Он бежит, качается. (Вагон)
Они бегут неуклюже. (Пешеходы)
С нею весело шагать по просторам. (Песня)
От неё становится всем теплее. (Улыбка)
Они были неразлучны, дружили, жили на белом свете. (Взрослые и дети)
ПРИГЛАШАЕМ В СТРАНУ ОБЩЕНИЯ (ВИЗУАЛИЗАЦИЯ)
А сейчас закройте, пожалуйста, глаза. Делаем глубокий вдох, выдох. Дыхание становится ровным, размеренным. Слушайте музыку и попробуйте представить себе то, о чем я буду говорить.
Сейчас мы отправляемся в путешествие по Стране Общения. Эта страна одновременно и знакома и незнакома Вам. В ней мы постараемся найти Дружбу, Взаимопомощь, Сотрудничество, Понимание, Заботу, Сплоченность, Единство. Скорее всего, это будет трудное путешествие, так как на пути нам могут встретиться и ураган Вражды, и туман Равнодушия, и туннель Ссор и Раздоров. Мы вполне можем заблудиться в зарослях Непонимания, увязнуть в болоте Эгоизма, попасть в пустыню Одиночества и Отчужденности. Но мы вместе, и они нам не страшны, так как мы, знаем цель и готовы преодолеть все препятствия на пути к ней.
А цель путешествия по Стране Общения — помочь нашим детям добраться до Мастера Общения. От Вас самих зависит, как скоро доберутся наши дети до Мастера Общения.
В трудном путешествии очень важно представлять его примерный маршрут. Проследите мысленно маршрут нашего путешествия примерный — тот путь, который нам предстоит осилить.
Что и кто ожидает нас в этом путешествии? Кто-то ясно и четко увидел разные препятствия и трудности, поджидающие нас в самом неподходящем месте, — например, ливень Лжи, пропасть Предательства, гололед Зависти. Другие подумали о том, что нам может помочь в путешествии — Доброта, Уважение друг к другу, Терпение, Умение слушать, Взаимовыручка, Поддержка. Каждый представляет что-то свое.
А теперь не спеша откройте глаза и посмотрите на доску. Сейчас мы попробуем изобразить то, что увидели.
Визуализация.
У меня в руках находятся карточки с теми препятствиями, которые Вы только что попытались представить и которые могут встретиться в стране Общения.
Выберите по 3 карточки. Помимо выбранных Вами препятствий можете добавлять свои, которые сочтёте нужными.
Итак, мы в стране Общения. Главными путниками по ней будут два друга – взрослый и малыш. Они только попали в эту страну. Их цель – Мастер Общения. Они готовы в любую минуту прийти друг другу на помощь, вместе преодолеть все трудности дороги.
Страна разделена на три части. Дорога к Мастеру Общения трудна и извилиста. Каждая команда получает 1 из трёх кусочков территории. Какие препятствия встретят друзья и как их преодолеют – решать Вам. Лист не должен быть пустым.
В помощь Вам я приготовила клей, ножницы, цветную бумагу, фломастеры, для изображения препятствий. А также папки, содержание которых тоже можете использовать в работе. Это могут быть советы и взрослому, и ребёнку, или сразу обоим. Какие конкретные знания и умения надо применить для преодоления трудностей по пути к Мастеру Общения. Все Ваши идеи, мысли постарайтесь изложить на листе ватмана. Помните, что каждое препятствие требует определённого разрешения. Универсального решения всех проблем не бывает. По завершению Вашей работы командам предстоит сделать минипрезентацию на 1 минуту.
Итог. Попросим каждую группу представить свою работу в течение 1 минуты.
Универсального решения всех проблем не бывает. Теперь нам предстоит самое трудное и важное – применить всё это на практике.
Я благодарю всех Вас за интересную, творческую работу. Мне очень приятно, что здесь собрались родители, всей душой любящие детей, и готовые им помочь.
Если сегодняшнее занятие вам понравилось и вы взяли для себя что-то новое, то прикрепите свои маячки на карту страны Общения, чтоб они освещали путь всем детям и взрослым. Спасибо.
№1. «С кем дружить?»
Составьте словесный портрет друга для вашего ребёнка.
№1.
Ситуации Позиция ребёнка Позиция родителей
Кто - то из одноклассников обозвал ребенка.
Соседка по парте забрала у вашего ребенка новую ручку.
В столовой на ребенка опрокинули стакан с компотом.
Во время занятия на шведской стенке одноклассница случайно задела ногами вашего ребенка.
Одноклассник испортил (порвал) учебник вашего ребенка.
№1. «В гостях у сказки».
Продолжите сказочную историю.
Давным-давно, на берегу синего моря, жил-был бедный рыбак с семьёй. Самый младший в семье был мальчик, и звали его Филиппок. Жили они дружно и весело. Отец рыбачил, а мать с сестрёнкой работали по дому. Маленький Филиппок часто играл на берегу моря один и очень хотел найти себе друга, но никого вокруг не было. Целыми днями Филиппок собирал камушки и мечтал построить огромный город, где будут жить его ровесники — мальчишки и девчонки.