Внеклассное мероприятие по математике. Эколого–математический Брейн – ринг.
Внеклассное мероприятие по математике.
«Эколого – математический брейн – ринг.»
Цель: Формирование экологических представлений и основ экологических знаний у детей с ограниченными возможностями. Формирование элементарных навыков поведения в природе.
Задачи работы:
воспитание и привитие навыков в формировании экологических представлений и основ экологических знаний
закрепление практических умений и навыков действий с числами, применение знаний при решении задач экологического содержания
расширение кругозора
формирование экологической культуры, отрицательного отношения к вредным привычкам
воспитание в детях любви к природе, стремления ее беречь и защищать.
развитие навыков работы в команде
стимулирование познавательной активности
Современную экологию можно определить, как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимосвязи, взаимодействии человека и природы.
Под экологическим воспитанием я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом.
Для экологического воспитания нужно решить три задачи:
Доказать детям, что в природе все взаимосвязано.
Помочь понять, для чего человек должен знать природные связи и не нарушать их, иначе нарушение связей влечет за собой необратимые последствия для природы и человека.
Помочь научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней. Для того, чтобы знания детей правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия природы, только такие знания ориентируют детей в окружающем и способствуют развитию у них сенсорных процессов, логического мышления и речи.
1
1.Организационный момент: СЛАЙД № 1
Ребята! Вы часто задаёте вопрос: а зачем нужно учиться решать уравнения, выполнять различные действия с дробями и числами, полученными при измерении?
Сегодня мы постараемся доказать себе, что математика нужна и для того, чтобы правильно производить расчёты в повседневной жизни и для того, чтобы изучать всё, что находится вокруг нас, без чего жизнь человека не возможна – это природа, окружающая нас и её сохранность.
Давайте вспомним, что мы делаем на уроках математики? (решаем примеры, задачи, чертим).
Правильно. Всё это сегодня мы будем делать. Но вы забыли сказать, что на уроках математики мы всегда узнаём, что – то новое.
Вот и сегодня Вы узнаете о науке, которая связывает человека и природу, эту науку надо уважать и слушаться её сигналов. Сегодня мы совершим деловое путешествие по стране экология, а знания математики помогут вам познакомиться с увлекательным миром природы.
СЛАЙД № 2 ПРОЧИТАТЬ ТЕКСТ НА ДОСКЕ.
Сегодня нам предстоит раскрыть некоторые проблемы окружающей среды математическим языком.
Чтоб природу любить и здоровье сохранить,
С математикой надо друзья, вам дружить.
2
2. Создание проблемной ситуации:
СЛАЙД № 3
Итак, наука с которой нам предстоит сегодня познакомиться – это наука – ЭКОЛОГИЯ, что в переводе с латинского языка: «экос» -дом, «логия» -наука.
Какое словосочетание получается? (наука о доме). А что за дом имеется в виду? Где живёт всё человечество? (на планете Земля).
Значит, земля наш дом, а экология – это наука о Земле.
СЛАЙД № 4
А вообще, экология – это красивый цветок.
Что нарисовано на его лепестках? (облако,дерево, гриб……….)
Как можно всё это назвать одним словом? (природа).
А кто в середине? (человек). Почему? (человек не может существовать без природы).
Что даёт природа человеку? (пищу, одежду, дом, красоту.)
А раз природа всё это даёт человеку, то что должен делать человек? (охранять природу)
СЛАЙД № 5
Умение уважать и любить мир, в котором мы все живём и от состояния которого зависит наше здоровье –важное качество современного человека.
3
Я думаю, что наша игра сегодня поможет вам задуматься над некоторыми цифрами и выработать такие нормы поведения в быту, на отдыхе, которые помогли бы вам бережно относиться к природе.
Дорогие ребята, уважаемые гости, я приглашаю Вас на необычный
« ЭКОЛОГО - МАТЕМАТИЧЕСКИЙ брейн – ринг.» ОН состоит из 3 раундов.
В нём принимают участие ученики 7 и 10 классов.
Я КОМАНДЫ ВАМ ПРЕДСТАВЛЮ, ИХ СЕГОДНЯ РОВНО 2.
ЗАПОВЕДИ КОМАНДАМ:
ПРОИГРАЛИ - не РАССТРАИВАЙТЕСЬ, В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ ВЫИГРАЕТЕ!
ВЫИГРАЛИ – НЕ ОБОЛЬЩАЙТЕСЬ: В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ МОЖЕТЕ ПРОИГРАТЬ.
ИЗ СЕБЯ НЕ ВЫХОДИТЕ, ИНАЧЕ НИЧЕГО ПУТНОГО ИЗ ВАС НЕ ПОЛУЧИТЬСЯ.
Чтоб игра пошла как надо, я жюри представить рада (представление жюри).
Жюри – это высший исполнительный орган конкурса. Все члены жюри – крепкие, здоровые люди, и поэтому не имеют право болеть ни за одну команду.
4
ПРАВИЛА ИГРЫ:
У каждой команды на столе сигнальная карточка. Командам задаются вопросы, и та из команд, которая первой поднимает сигнальную карточку, даёт ответ на поставленный вопрос. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Если одна из команд даёт неправильный ответ, то право хода переходит к другой команде.
Итак, мы начинаем!
Чего только не выдумали люди, чтобы облегчить и улучшить свою жизнь: и удобрения, чтобы собират богатые урожаи и смертоносные яды, чтобы убивать насекомых – вредителей, и автомобили и многое, многое другое.
СЛАЙД № 6, 7
Люди так увлеклись улучшением своей жизни, что не заметили, как повредили леса, в них стало меньше зверей и птиц, ухудшились воздух, вода. Постепенно, незаметно на Земле во многом стало не лучше, как хотели люди, а хуже.
СЛАЙД № 8
Стали люди сильные, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги у Земного шара на боках.
5
СЛАЙД № 9 (прочитать текст на доске)
Наша прекрасная Земля тяжело больна. Её болезнь – это признак и одновременно следствие нашего невежества.
«Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней – так ещё 100 лет назад писал Лев Толстой. Вот только природа во времена Толстого окружала людей совсем другая, чем та, среди которой мы живём сей
СЛАЙД № 10
Я не хочу такого мира, Где всё так серо, всё уныло…..
Опомнись, вздрогни человек:
Не долог на земле твой век
Но что после себя оставим? И чем себя мы здесь прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами чёрными в огне?
И свалкой мусора огромной?
Иль атмосферою зловонной?
Иль речкой с мёртвою плотвой?
Полями, с выженной травой?
СЛАЙД № 11
Моя планета человеческий дом
Ну, как ей жить под дымным колпаком?
Где сточная канава океан, где вся природа поймана в капкан
Где места нет ни аисту, ни льву.
Где травы шепчут, больше не могу.
6
Вот она планета летит, маленькая такая!
Вот она грустит, в думы свои вникая.
Вот она плывёт, зыбкой прохладой веет.
Всё ещё живёт, всё ещё людям верит.
Вот она сквозь розовую полночь всех людей зовёт на помощь!
Чтобы охранять природу мы должны знать, какой вред наносит ей человек, что мы можем сделать, чтобы уменьшить этот вред?
СЛАЙД № 11 1 РАУНД: «НАША ПЛАНЕТА» ( ПРОЧИТАТЬ ТЕКСТ
НА ДОСКЕ)
ВОПРОСЫ:
СЛАЙД № 12 (ВОПРОС)
Брошенная на Землю кожура от банана в нашем климате разлагается 2 года. Брошенный окурок разлагается на 2 года дольше. Пластиковый пакет разлагается на 8 лет дольше, чем окурок. Сколько лет потребуется для того, чтобы разложился пакет? НА сколько лет раньше разложится кожура от банана, чем пакет? (12лет, на 10 лет)
СЛАЙД № 13 (ОТВЕТ)
7
СЛАЙД № 14 (ВОПРОС)
2 В мире ежегодно добывается 1600 млн.кв. м древесины, около 20% всей древесины идёт на топливо. Сколько кв. м древесины ежегодно сжигается (320млн кв м)
СЛАЙД № 15 ( ОТВЕТ) 1600:100х20=320
СЛАЙД № 16 ( ВОПРОС)
3.ИЗ за плохой экологии, средняя продолжительность жизни жителей РОССИИ всего 64 года. Причём Х+30=90 из этих лет мы живём за счёт возможностей организма. Остальные годы за счёт медицины. На сколько лет врачи продлевают жизнь? (на 4 года)
СЛАЙД № 17 (ОТВЕТ) 90 -30=60 64 -60=4
СЛАЙД № 18 (ВОПРОС )
4. 1тонна нефти покрывает тонкой плёнкой 120 кв м поверхности океана. За 1день в океан поступают 10.000 тонн нефти .Какая площадь океана будет покрыта плёнкой из нефти за 1 день?
СЛАЙД № 19 (ОТВЕТ) 120кв.м. х 10.000=1.200.000кв. м.
8
СЛАЙД № 20 (ВОПРОС)
5. Если сложить данные числа, то мы узнаем, сколько сосен можно сохранить, собрав 1 тонну макулатуры: 5,8 2,255, 1,945
СЛАЙД № 21 (ОТВЕТ) (10 сосен)
СЛАЙД № 22 ( ВОПРОС)
6.Бумага, брошенная вами в лесу, будет лежать 2 года. Консервная банка – в 15 раз дольше, а полиэтиленовый пакет на 100 лет больше, консервной банки. Сколько лет пролежит в лесу брошенный пакет? (130лет)
СЛАЙД № 23 (ОТВЕТ) 2х15=30 30 +100=130
СЛАЙД № 24 (ВОПРОС)
7. Расшифруйте название страны, в которой запретили производство пенопластовых коробок для пищи и должны заменить их на пакеты из бумаги и натурального волокна.
9985х10 489500:100 123460:10 7654х1000 9000:1000
К Т А Й И
СЛАЙД № 25 (ВОПРОС)
8. Без пищи человек может прожить 1 месяц, без воды – 5 дней. А без кислорода? Чтобы узнать, сколько минут человек может прожить без кислорода, нужно: 6оо мин : 200 мин = (3мин)
9
СЛАЙД № 26 (ВОПРОС)
9. Муравьи очищают лес от мусора, они могут переносить груз, в 10 раз превышающий собственный вес. Сколько лет живёт муравей, если его продолжительность жизни составляет 1% от продолжительности жизни Мамонтова дерева, а оно растёт 2500 лет?
СЛАЙД № 27 (ОТВЕТ)
2500 : 100 = 25 лет
СЛАЙД № 28 2 РАУНД: «ЭКОЛОГИЯ В ШКОЛЕ.»
СЛАЙД № 29 и (30 ДВИГУЮЩИЙСЯ нажать 2 раза)
ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ.
Лампа сутки погорит – 100 кг. угля спалит, если светит зря она
Где ж экономия угля?
Чтоб холодная зима не прокралась к нам в дома
Вы окошки утеплите и в тепле себе живите.
СЛАЙД № 31 (ВОПРОС)
ВОПРОС №1.
В нашей школе завтракают дети из 12 классов. Если в каждом классе найдётся по 3 невоспитанных ребёнка, которые бросят по 2 бумажки от конфет на пол .СКОЛЬКО БУМАЖЕК БУДЕТ ВАЛЯТЬСЯ В ШКОЛЕ?
СЛАЙД № 32 (ОТВЕТ) 2бум Х 3 =6бум 6 бум х 12 = 72бум МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ НАША ШКОЛА ПОХОДИЛА НА С
10
ШУМ – это загрязнение невидимо для глаз, но его можно услышать. Его называют «медленный убийца». Он может привести к потере слуха, снижению памяти, стрессу и даже к преждевременному старению.
СЛАЙД № 33 (ВОПРОС)
ВОПРОС № 2
На перемени, на 4 этаже бегают и кричат малыши. К концу перемены шум достиг 80 децибел. Сколько децибел не хватает им, чтобы перекричать взлетающий самолёт, производящий шум в 120 децибел?
120дец – 80 дец = 40дец
ВЫВОД: По мнению учёных, для того, чтобы заработать бессонницу, достаточно длительно слушать 42 децибела, чтобы стать раздражительным – 35 децибел, а это уровень человеческого шёпота. Для сравнения шум оживлённой улицы – 70 децибел. В школах, которые находятся в шумных районах, у ребят возникают трудности с учёбой. ПОЭТОМУ ТАК ВАЖНО НЕ ШУМЕТЬ!
СЛАЙД № 34
Как Вы думаете на Земле много воды? Посмотрим на доску. Вот такой видят нашу Землю космонавты из космоса.
Какого цвета больше всего?
Что обозначает синий цвет?
Вода занимает ¾ поверхности земного шара. В каком состоянии находится вода в природе? (жидком, газообразном, твёрдом)
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
11
В лужах, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает.
Лентой серебристой вьётся.
На плите у Вас кипит – паром чайника свистит.
Растворяет сахар в чае – мы её не замечаем! Мы привыкли, что вода наша спутница всегда.
А Вы знаете, что 1/3 населения на Земле испытывают недостаток воды?
Что люди очень берегут воду, т. к запасы пресной воды очень ограничены.
А как Вы бережёте воду?
СЛАЙД № 35 (ВОПРОС)
ВОПРОС №3 Если из крана бежит струя толщиной с карандаш, то за 1 минуту в канализационные коммуникации уходит 3 л воды. Сколько л воды бесполезно вытекает из 3 кранов, оставленных учениками на перемене?
(перемена 15 мин)
СЛАЙД № 36 (ОТВЕТ) 3л х 3 = 9 л 9л х 15 = 135л
СЛАЙД № 37 ПРОЧИТАТЬ ТЕКСТ НА ДОСКЕ – стихотворение.
Верно ли утверждение, что организм на 2/3 состоит из жидкости?
В чём находиться эта жидкость? (кровь, пот, в каждой клеточки нашего организма).
Учёные нашли формулу расчёта воды в организме человека: для этого надо найти 2/3 от своего веса
12
СЛАЙД № 38 (ВОПРОС )ВОПРОС № 4
Человек весит – 45кг. Сколько жидкости в его организме?
СЛАЙД № 39 (ОТВЕТ)
(2/3 от 45 =30кг).
Врачи рекомендуют пить не менее 2 литров воды в день.
Чтобы жажду удалить, надо нам побольше пить
Хорошо напиться свеженькой водицы!
Я люблю пить лимонад!
Я пепси коллу выпить рад.
Ну, а я, коль пить хочу, из –под крана воду пью!
( всё ли правильно делают ребята в этом стихотворении?)
Какой совет дадим ребятам мы?
Смело скажем Вам друзья
ИЗ – под крана – пить нельзя
Пепси, коллы, лимонад - это тоже просто яд
Пейте чистую водицу – это очень пригодится
Минеральная вода – пользу принесёт всегда.
Ну, а главное на свете. Берегите воду, дети!
СЛАЙД № 40
Посмотрите на экран. На нём изображены книга, сигарета и мяч. Какой предмет лишний на экране? (сигарета). Почему лишняя?
(Вред здоровью, вред здоровью людей, вдыхающих табак – это пассивное курение, болезнь ещё не родившихся детей, материальный ущерб семье, преждевременная смертность, причина пожаров в лесу и в домах. )
Курящие ученики не задумываются о том, что у них ухудшается внешность, начинают портится зубы, появляется неприятный запах изо рта, развиваются болезни внутренних органов, ухудшается зрение, слух, ухудшается успеваемость.
Если 60 – 70 лет тому назад курение считалось безвинной забавой, то уже сейчас учёные на основании неоспоримых данных доказали огромный вред этой привычки и для самих курильщиков и для его окружения.
О содержании ядовитых веществ в табачном дыме, об их % содержании, об анти - табачном законе, мы будем скоро говорить на отдельном занятии, а сейчас я хочу: предложить вам новое задание:
СОСТАВЬТЕ ПОСЛОВИЦЫ ( найдите начало и конец пословицы)
СЛАЙД № 41 3 РАУНД: «ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»
Задание № 1 ВОПРОС - ОТВЕТ:
1.Это известное растение часто сажают в жилых районах города. Несмотря на неудобства, которые оно приносит в период цветения. Это дерево является лучшем среди растений по очищению воздуха от вредных примесей. (ТОПОЛЬ)
2.С этим стройным нежным деревцем часто сравнивают красивых юных девушек. А ещё на коре этого дерева в старину писали, используя её вместо бумаги. Что это за дерево? (БЕРЁЗА)
3. Название этого дерева происходит от слова «лист», а вот листьев на нём как раз и нет. (Лиственница)
4. Это могучие дерево в природе называли «прадед прадедов». А фирменную фуражку лесничего украшает кокарда его листа (Дуб)
5. Это дерево цветёт позже других деревьев, но зато распространяет такой изумительный аромат, что узнать его по запаху можно издалека. К тому же его цветки являются прекрасным средством от простуды (ЛИПА)
6. Этот первоцвет получил своё название из–за своих листьев. Снаружи они тёмные, гладкие и холодные, а изнутри – тёплые, мягкие и светлые, ( мать и мачеха)
7. В мае часто случаются заморозки, название которых в народе связывают с названием этого кустарника, т.к. в мае он как раз цветёт.(Черёмуха)
8 В городе ( в крупном промышленном центре) удалили все зелёные насаждения. К чему это приведёт
9 Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Она вылилась в море, растеклась по его поверхности, покрыла берега. Какие экологические последствия может повлечь за собой эта авария?
10 Долгое время у нас в стране поощрялась охота на волков, и за каждого убитого волка выдавали премию. Затем охоту полностью запретили. А сейчас в некоторых районах запрет вновь снят и часть волков разрешено отстреливать. Как Вы думаете, чем объяснить такую «непоследовательность» в распоряжениях природоохранительных органов?
11.В водоём (небольшого размера) с окружающих его полей с дождями и талым снегом смываются удобрения, ядохимикаты. Сделайте экологический прогноз возможных последствий этого явления.
12.Это насекомое хранит удивительную тайну; сидя на травинке в области СПб, оно может почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии.
СЛАЙД № 42 ЗАДАНИЕ, текст на доске.
Задание №2
Текст: Выходной день друзья решили провести в лесу. Целый день они резвились, играли, бегали по лесу, кричали, слушали музыку, плели венки. Потом разожгли костёр, приготовили еду. То, что не доели, оставили в упаковке голодным лесным животным. А когда нашли маленького ежонка, то взяли его с собой, чтобы ему не было так одиноко. НАЙДИ ОШИБКИ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЯТ!
(Ответ: всего 6 ошибок)
1. нельзя шуметь, чтобы не потревожить животных;
2.рвать цветы, они могут исчезнуть;
3 костёр разводят только в специально отведённых местах;
4 диким животным нельзя питаться той пищей которой питаются люди;
5 нельзя оставлять упаковку и мусор
6 нельзя брать диких животных, они погибнут
Задание №3 «Мы - ЭКОЛОГИ» РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:
За 5 минут надо вспомнить законы охраны природы придумать и записать заповеди юных любителей природы: (не трогать птичьи гнёзда и яйца, не сбивать ногами и не трогать несъедобные грибы, т.к. они нужны животным, Учись понимать природу, стань её другом и защитником, пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что - либо полезное.)
.СЛАЙД № 43
В КАКУЮ КНИГУ ЗАНОСЯТСЯ РЕДКИЕ ВИДЫ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, ПТИЦ, РЫБ ?
(ПРОЧИТАТЬ ТЕКСТ НА СЛАЙДЕ)
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать
СЛАЙД № 44 КОНКУРС «БУРИМЭ»
ПРЕДЛАГАЕТСЯ НАБОР КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ. ИСПОЛЬЗУЯ ДАННЫЕ СЛОВА, СОСТАВЬТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ НА ТЕМУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Голубые небеса, проявляют чудеса
Солнце светит, дождик льёт, по –тихоньку жизнь идёт
Зеленеет всё вокруг нам природа – лучший друг
Человек с природой дружит ни о чём давно не тужит
Дровосеков нет в лесу, лес хранит свою красу!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: СЛАЙД № 45
А закончить мне хотелось бы следующими строками:
Есть просто храм, есть храм науки, а есть еще природы храм
С лесами, тянущими руки, навстречу солнцу и ветрам!
Всегда в любое время суток он нам открыт в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток, не оскверняй её святынь!
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ.
СЛАЙД № 46 СПАСИБО!
Вы сидели и считали и надеюсь не скучали, но закончилась игра. Расставаться нам пора. И давайте на прощанье скажем дружно – До свидания!
-