Учебная мотивация как фактор повышения качества обучения на уроках русского языка в 5 классе
Учебная мотивация как фактор повышения качества обучения на уроках русского языка в 5 классе
Сухопарова Ольга Борисовна
МАОУ «Лицей № 62» Октябрьского района г.Саратова
Аннотация.
В статье содержатся рекомендации по решению проблемы мотивации познавательной активности учащихся на уроках русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС, описываются основные приемы и методы работы на начальном этапе урока, прослеживается связь с его последующими этапами.
Ключевые слова: мотивация, ФГОС, учебная деятельность, средства для организации мотивации, этапы урока, взаимодействие учителя и ученика.
Многие учителя сталкиваются с апатией, а иногда откровенным нежеланием школьников изучать преподаваемые предметы. Как мотивировать познавательную активность учащихся? Над этой проблемой настойчиво работают учителя, методисты, психологи.
Устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса.
При подготовке к уроку учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться. Как наилучшим образом спланировать виды деятельности на уроке? Необходимо всегда иметь в виду, что без создания определённого мотива ученик не может включиться в ту или иную деятельность осознанно. И поэтому учителю сегодня необходимо разрабатывать пути создания мотивационных этапов учебной деятельности и реализовывать их на практике.
Средний школьный возраст характеризуется как этап овладения самостоятельными формами работы, время интеллектуальной, познавательной активности, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной мотивацией.
Учебная мотивация школьников среднего школьного возраста направлена не только на получение новых сведений, знаний, но и на поиск общих закономерностей, а главное, на освоение способов самостоятельного добывания знаний. Такой путь развития познавательной активности возможен лишь в том случае, если интерес к учению становится смыслообразующим в жизни.
Благоприятными условиями перехода в среднее звено становится потребность во взрослости, общая активность, стремление осознать себя как личность, потребность в самовыражении, стремление к самостоятельности, самоутверждению.
В то же время существуют и негативные стороны данного возраста – незрелость оценок себя и окружающих, конфликтность, внешнее безразличие к мнению учителя, отсутствие понимания связи учебных предметов с возможностями их использования в будущем.
Ребёнок часто оказывается в ситуации выбора между позицией “хорошего ученика” и позицией “хорошего товарища”. В начальной школе самооценка учителем формировалась на основе результатов учёбы, в среднем и старшем звене учитываются неучебные характеристики, качества, проявляющиеся в общении. Возрастает недовольство собой, возникает негативная самооценка, она распространяется и на учебную деятельность.
Мотивация — начальный этап урока в системе ФГОС, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала.
Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
- устанавливаются тематические рамки учебной деятельности («могу»).
Способы мотивации к обучению схожи с общими способами повышения мотивации:
необходимо выбирать те знания, которые дополняют уже закрепленную информацию,
процесс обучения должен быть посильным для каждого ребенка:
новый учебный материал должен быть чуть-чуть сложнее,
процесс обучения должен быть направлен на формирование у учащегося привычки к познанию. Каждый день новый вопрос – и ответ на него («Если я ничего нового не узнал сегодня – прожил день зря»).
процесс обучения должен быть направлен на формирование у учащегося привычки к поиску нескольких ответов на поставленный вопрос. Это поможет человеку быть гибким в достижении цели.
Новый материал должен соответствовать принципу полезности: новый материал усваивается хорошо и с желанием, если ученик понимает, зачем это нужно, и сразу определяет его практическое применение.
В рамках любого урока сохраняется основная структура организации мотивации учения, которая согласована с деятельностью учащихся на уроке и представляет собой завершённый цикл:
мотивация начала работы,
мотивация хода выполнения работы,
мотивация завершения работы.
Приступая к разработке урока, учитель определяет цели каждого этапа и способы его организации.
В данной работе я остановлюсь на этапе мотивации начала работы на уроках русского языка в 5 классе.
Мотивация начала работы проводится в начале урока и занимает по времени 3-5 минут. Его цель - показать ученикам необходимость изучения данной темы, преимущества данного материала, поднять интерес и привлечь внимание детей, то есть включить их в активную познавательную деятельность.
На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся:
- актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой");
- вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы");
- усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях");
- усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
Учитель может использовать различные средства для организации мотивации:
проблемный эксперимент;
проблемный вопрос;
вывод – ошибка, парадокс;
фрагменты из художественной литературы, стихи;
высказывания учёных;
задачи, ребусы, шарады.
Мотивация учебной деятельности – один из основных этапов современного урока в системе ФГОС, который позволяет включить ребенка в образовательный процесс и сделать этот процесс абсолютно осознанным.
Существует несколько приемов, которые зависят прежде всего от типа урока. Этап мотивации является «мостиком», который позволяет перейти к определению учениками (с помощью учителя) темы урока, его цели и задач.
Уроки развития речи
Тема урока: Язык и его единицы.
Чем язык людей отличается от языка животных?
Для чего язык служит человеку?
Приведите пять доказательств того, что человеку необходимо знать язык своего народа.
Тема урока: Стили речи.
Обращение учителя к детям:
— Когда мы с вами общаемся, то выбираем из словарного запаса подходящие к случаю, к речевой ситуации, слова, фразы. Представьте такую ситуацию. Ученик пишет объяснительную записку директору по поводу опоздания в щколу:
«Несравненная Мария Ивановна! Я очень люблю рассматривать витрины магазинов, поэтому сегодня остановился у магазина с игрушками. Там было столько интересных самолётов на управлении, что я не заметил, как пролетело время. Вы уж простите меня за опоздание. Уважающий Вас Вася.»— Как вы считаете, примет директор такую объяснительную записку? Почему?
Урок изучения нового материала.
Прием «Ожидания».
Учитель проводит с обучающимися беседу или они записывают свои ожидания на цветных стикерах, которые размещают затем на доске.
- Каковы ваши ожидания от сегодняшнего урока?
- Что бы вы хотели сегодня изучить на уроке, чтобы стать грамотнее?
Прием «Угадай тему урока»
(Тема урока: Наречие как часть речи. Основные признаки)В античной грамматике её называли «приглаголие».
Уже в старославянском языке эта часть речи считалась неизменяемой.
Иногда бывает вам желательно
Действие иль признак пояснить.
Это значит: нужно обязательно
Вам меня на помощь пригласить.
Самые древние слова в этой части речи — это «вспять», «тогда», «окрест» (вокруг).
Прием «Проблемный вопрос»
(Тема урока: - ТСЯ и - ТЬСЯ в глаголах)Как нужно правильно писать: -ЦА, -ТСЯ, ТЬСЯ?
Какие гипотезы (версии) вы можете выдвинуть?
Можете ли вы доказать свою версию?
Урок закрепления знаний.
Тема урока: Орфограмма.
- Постройте ассоциативный ряд из трех слов (словосочетаний) к слову «орфограмма» (Вариант ответа: опасное место, правило, грамотность.)
Тема урока: Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.
Работа в парах:
Прочитайте обращение ученика. Что бы вы ему ответили?
С не: зетуйтесь и исправьте ошибки в тексте.
Дарагая редакция!
прашу вас атменить руский язык вшколе он совсем не нужен, я умею песать и гаварить по-русски. Третий гот я должен изучить правила мне это неинтересно.
С Серёжа никифоров
(Из учебника-задачника по русскому языку Л. Бурмистровой, Л. Павловской)
Этап мотивации учебной деятельности тесно связан с предшествующими этапами урока.
Тема урока: Правописание непроверяемых согласных в корне слова.
ААктуализация опорных знаний. «Загадка в тему»
* - Отгадайте загадку.
ТЗншет он, когда диктуют, А сегодня вечерком
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом. (Карандаш)
Какая орфограмма в отгадке вам встретилась?
Что вы знаете о происхождении этого слова?
«Этимологическая минутка»
Л - Почему карандаш так называется? Предполагают, что это слово пришло к нам из тюркских языков; образовано оно от двух слов: кара — чёрный и даш —камень.
Мотивация учебной деятельности
- Зачем нужно знать орфограммы?
- Докажите, что без использования орфограмм нельзя написать ни один текст.
Урок комплексного применения знаний
Практикум, лабораторная работа и т.д. имеют целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
- Сегодня у вас появится возможность применить полученные вами знания на практике. Как вы думаете, какие знания и как вам могут пригодиться?
Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
- В процессе выполнения работы над ошибками, допущенными в диктанте (контрольной работе), нам необходимо будет с вами определить темы, требующие доработки на последующих уроках.
Этап мотивации учебной деятельности тесно связан с последующими этапами урока:
В начале урока учащиеся получают для заполнения таблицу
Заполнение таблицы «Пятиминутка внимания» (пункты 1 и 2)
Что я знаю по теме урока? Что хочу узнать? Что я узнал(а)? Как применять в жизни полученные сведения? Вопросы, возникшие в процессе обсуждения, но не оговоренные. На этапе рефлексии учащиеся заполняют 3, 4, 5 пункты таблицы.
Эмоции от «столкновения» с новым учебным материалом, безусловно, усиливают внутреннюю мотивацию учащихся, влияют на эмоционально-познавательное отношение к предмету, увлечённость им.
Рассмотрев аспекты создания мотивации обучения, можно сделать вывод о том, что успешность и насыщенность процесса приобретения знаний в школе зависит от того, насколько налажено взаимодействие учителя и ученика.
Все описанные выше методы мотивации окажутся действенны на практике, только если учитель действительно ставит своей задачей привить детям желание узнавать больше о предмете обучения, если он стремится создать все условия, чтобы преподаваемый предмет стал для ребенка полезным и интересным.
Список использованных источников и литературы:
Кузнецова Е. А. Способы формирования положительной мотивации в учебной деятельности — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://festival.1september.ru/articles/419921/ (дата обращения 02.02.2015)
Лобанова Е.И. Учебная мотивация и её развитие как фактор повышения качества обучения— [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.openclass.ru/ (дата обращения 02.02.2015)
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://novotitarovka35.narod.ru/metod_files/motiv.htm (дата обращения 02.02.2015)
Русский язык. 5 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков/ И.Л.Челышева, - Ростов н /Д: Феникс, 2014. – 211 с. . – (Педагогический конспект)
Русский язык. 5 класс: II полугодие: планы-конспекты уроков/ И.Л.Челышева, - Ростов н /Д: Феникс, 2014. – 215 с. . – (Педагогический конспект)