Авторская программа дополнительного образования по обучение игре в шахматы Волшебные фигуры
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»
На заседании Заведующая
педагогического совета МБДОУ№49 МБДОУ №49
г. Невинномысска г. Невинномысска
Протокол № ____ _________И.А. Козырева
от «___»______ 20 г. «_____»________20 г.
Рабочая программа
дополнительного образования
по шахматам
«Волшебные фигуры»
Количество лет обучения 2 года
Количество учебных часов за год обучения-72 часа
Возраст детей от 5 до7 лет
Руководитель:
воспитатель МБДОУ №49
г. Невинномысска
Смирнова
Любовь Николаевна
г. Невинномысск
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план для детей 5-6 лет;
3. Учебно-тематический план для детей 6-7 лет;
4. Перспективный план для детей 5-6;
4. Перспективный план для детей 6 – 7 лнт;
5. Диагностический инструментарий 5-6 лет
6. Диагностический инструментарий 6- 7 лет
7. План работы с родителями
8. Литература.
Пояснительная записка
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.
Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
В ФГОС Дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г говорится – нужно развивать мотивационную готовность к обучению. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
На основании ФГОС Дошкольного образования, а так же в соответствие с:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 октября 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования утверждённым Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки) от 30 августа 2013 г №1014
Письмом Минобразования РФ от 02.06.98 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий»;
Письмом Минобразования РФ от 24.04.95 г. № 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений»;
Письмом Минобразования РФ от 14.03.00 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, утвержденные приказом Минобразования РФ № 448 от 22.08.96 г.
в МДОУ № 49 г. Невинномысска создана программа дополнительного образования «Волшебные фигуры».
Программа направлена на:
Интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, "волшебных" свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре.
Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствии с их возрастом.
Создание условий для участия родителей (законных представителей) в процесс обучения детей шахматной игре.
В её основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания при создании своих личных ходов и комбинаций во время игры, развитие критического и творческого мышления.
Обучение игре в шахматы имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.
Шахматная игра развивает коммуникативные и нравственные качества, предоставляет детям возможность самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач на диаграммах.
Содержание программы включает совокупность основных образовательных направлений – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие и построено с учётом принципа интеграции вышеуказанных образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников
Социально - коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Познавательное развитие при обучении детей игре в шахматы предполагает развитие интересов детей, любознательности, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности.
Речевое развитие включает обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; знакомство с с книжной литературой и понимание текстов на слух (О шахматной нотации, шахматной грамоте и т.д.
Художественно эстетическое развитие – обучаясь игре в шахматы, ребёнок живёт в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Нравственное и эстетическое воспитание детей формируется на основе мировой шахматной культуры.
Физическое развитие – мир шахмат позволит приобщить детей к здоровому образу жизни и массовому спорту; (Дети участвуют в своих первых соревнованиях — личных первенствах города в командных первенствах для детских садов, межгрупповыми турнирами, семейных турнирах и т.д.)
Программа разработана с учётом основной общеобразовательной программы МБДОУ № 49 г. Невинномысска и базируется на методических рекомендациях В.Г. Гришина, О. В. Подгаец «Малыши играют в шахматы», учебного пособия Э. Гуффельда «Бобби Фишер учит играть в шахматы»,
Программа адресована педагогам общеобразовательных дошкольных учреждений, предназначена для детей старшего возраста, включает в себя перспективное планирование, описывает курс подготовки дошкольников по обучению игре в шахматы.
Организованная образовательная деятельность по обучению дошкольников игре в шахматы в МБДОУ планируется во вторую половину дня продолжительностью: 25 минут.
В основу программы положены следующие принципы:
«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
сочетание научности и доступности материала;
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников спецификой и возможностями образовательных областей;
комплексно-тематического построения образовательного процесса;
наглядности;
рационального сочетания разных видов деятельности, характерных возрасту баланса интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
профессиональной компетентности педагога;
систематичности и последовательности.
принцип от близкого к далекому;
принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов МДОУ;
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
В игре у детей развивается произвольное внимание, произвольная память. Дети развиваются умственно. Именно шахматы учат ребёнка анализировать, делать умозаключения, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Формируют такие ценные качества как усидчивость, самостоятельность, терпеливость, собранность, изобретательность, желание учиться и развиваться дальше.
Цель программы:
Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития;
Создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников;
Формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
Задачи программы:
развивать интеллектуальные и личностные качества детей;
содействовать полноценному гармоничному развитию детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
формировать общую культуру личности;
создать обогащенную предметно-пространственную среду, способствующую развитию активности ребенка в шахматной игре и других видах деятельности, проявлению у него любознательности и творчества;
организовать содержательное взаимодействие ребенка с другими детьми и взрослыми, направленное на естественную адаптацию и социализацию в современной социокультурной среде;
формировать предпосылки учебной деятельности;
обучить старших дошкольников элементарной шахматной игре;
развивать стремление к познанию.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы шахматного кружка «Волшебные фигуры» требует наличия развивающей среды - «Шахматный уголок»:
дидактические игры для обучения игре в шахматы;
наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
настольные шахматы разных видов;
шахматные столы;
уголок «Шахматы» в старшей и подготовительной группах;
родительский уголок «Шахматы».
Планируемые результаты освоения программы детьми 5-6 лет
Будут иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
Научатся владеть основными шахматными терминами;
Будут иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
Научатся различать и называть шахматные фигуры; правильно расставлять их на шахматной доске в исходное положение;
Сформируется представление об элементарных правилах игры; играть малым числом фигур;
Сформируется умение правильно применять элементарные правила игры;
Сформируется устойчивый интерес к игре в шахматы.
Научатся планировать ловушки, и увлекательные комбинации в игре.
Будут развиваться психические процессы: мышление, воображение, память, воля.
Познакомятся с элементами матовых позиций.
Научатся ставить маты на последней горизонтали.
Смогут выставлять защиту на последней горизонтали.
Научатся отвлекать защищающие фигуры.
Смогут совершать атаки на пешечное прикрытие короля.
Сформируется нравственное поведение ребёнка.
Планируемые результаты освоения программы с детьми 6-7 лет.
Будут иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
Научатся владеть основными шахматными терминами;
Будут иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
Научатся различать и называть шахматные фигуры; правильно расставлять их на шахматной доске в исходное положение;
Познакомятся с могуществом и силой фигур (король, ферзь, ладья, слон, пешка, конь)
Познакомятся и смогут использовать в игре особые ходы: рокировка, взятие на проходе
Будут иметь представление о ценности фигур в цифровом соотношении.
Закрепление элементов матовых позиций и защиты на последней горизонтали.
Смогут совершать отвлечение защищающих фигур, атаки на пешечное прикрытие короля.
Сформируется устойчивый интерес к игре в шахматы.
Научатся планировать ловушки, и увлекательные комбинации в игре.
Будут развиваться психические процессы: мышление, воображение, память, воля.
Сформируется нравственное поведение ребёнка.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
5-6 лет
№ С О Д Е Р Ж А Н И Е Количество часов
1. Вспомнить и закрепить темы: «История создания шахмат и выдающиеся шахматисты»,
«Силы фигур»(король, ферзь, ладья, слон, пешка, конь) 4 часа
2. Особые ходы: рокировка, взятие на проходе.
Закрепление элементов матовых позиций. 12 часов
3. Маты на последней горизонтали 14 часов
4. Защиты на последней горизонтали. 14 часов
5. Отвлечение защищающих фигур.\ 14 часов
6. Атаки на пешечное прикрытие короля 14 часов
ИТОГО: 72 часа
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ( 6-7 лет)
№ С О Д Е Р Ж А Н И Е Количество часов
1. Особые ходы. Сравнительная ценность фигур. 12 часов
2. Закрепление темы маты на последней горизонтали. . Полезные и бесполезные заслоны. 12 часов
3. Защиты на последней горизонтали. 12 часов
4. Отвлечение защищающих фигур. 12 часов
5. Личные шахматные первенства /по желанию/. 24 часа.
ИТОГО: 72 часа
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ШАХМАТНОГО КРУЖКА
«ВОЛШЕБНЫЕ ФИГУРЫ» с детьми 5-6 лет.
С Е Н Т Я Б Р Ь
Дата Т Е М А Цели, задачи Методы и приёмы
1-2 нед. Вспомнить и закрепить темы: «История создания шахмат, великие шахматисты»,
«Силы фигур» Познакомить с историей возникновения шахмат и великими шахматистами. Закрепи
ть знания о ц.фигурахЧтение детской энциклопедии и рассматривание портретов в книге.
Рассматривание диаграмм 1,2,3,4,5,6,7,8,9.
3-4 нед. Особые ходы: «Рокировка», «Превращение пешки». Закрепление роли особых ходов:рокировка, превращение пешки,
взятие на проходе. Беседа, работа с диограммой 10,11.
О К Т Я Б Р Ь
1-2 нед. Особые ходы: Взятие пешки на проходе; Сравнительная ценность фигур. Закрепление данного материала в игре. Работа с диаграммами 12,13. Игра парами.
3-4 нед. Шахматные партии по желанию. Развивать логику мышления. Игра парами.
Н О Я Б Р Ь
1-2 нед. Разобрать элементы матовых позиций. Развивать умение думать, предвидеть результаты нескольких ходов. Работа с диаграммами: 37,38, 73,74,77,79,83,92,94,100.
3-4 нед. Шахматные партии по желанию. закрепление пройденного в игре Игра парами.
Д Е К А Б Р Ь
1-2 нед. Маты на последней горизонтали. Развивать логику мышления. Работа с диаграммами.184,187,190, 202, 212,221,225,226.
3-4 нед. Элементы матовых позиций. Разбирать данный материал в ходе игры. Игра парами.
Я Н В А Р Ь
1-2 нед. Маты на последней горизонтали.
Закрепление пройденног материала в игре Игры парами.
3-4 нед. Партии по желанию. Доставить радость от общения в игре. Учить думать, анализировать. Игра парами.
Ф Е В Р А Л Ь
1-2 нед. Защиты на последней горизонтали. Развивать логическое мышление Работа с диаграммами233,237,241,242, 250,259,264, 268.
3-4 нед. Шахматные турниры Закрепление пройденного материала в игре Игры парами.
М А Р Т
1-2 нед. Отвлечение защищающих фигур.
Учить думать, анализировать. Работа с диаграммами 274,278, 283,289,291, 300,303, 310.
3-4 нед. Личные первенства. Закрепление пройденного в игре. Игра парами.
АПРЕЛЬ
1-2 недАтаки на пешечное прикрытие короля Использование матовых идей для развития логики, мышления. Диаграммы: 329,333,340, 342,349, 351,361,370.
3-4 недЛичные первенства Закрепление пройденного в игре Игры парами.
М А Й.
Совершенствование шахматного мастерства в личных первенствах, выявление сильнейших.
Диагностический инструментарий (5-6 лет)
Диагностические исследования проводятся два раза в год: в начале (сентябрь) и в конце года (в мае) .Задание 1
«Олимпиада»
Цель: Оценить умение читать и анализировать маты на последней горизонтали.
Инструкция: Ребёнку предлагают рассмотреть диаграмму с задачей на тему Маты на последней горизонтали (Приложение 1) и предложить определить хватит ли сил белым поставить мат чёрным.
Низкий уровень – ребёнок не может определить смогут ли белые поставить мат чёрным.
Средний уровень – ребёнок с помощью наводящих вопросов определяет, смогут ли чёрные поставить мат белым
Высокий уровень – ребёнок самостоятельно определяет хватит ли сил белым, чтобы поставить мат.
Задание 2
«Зоркий глаз, острый ум»
Цель: Выявить умение разбирать защиты на последней горизонтали.
Инструкция: Работа с диаграммами. Детям предлагается рассмотреть диаграмму по теме «Защиты на последней горизонтали» (Приложение2) и определить полезную или бесполезную защиту выставляют чёрные.
Если ребёнок затрудняется предложить рассмотреть все фигуры нападающие и защищающие, назвать их и определить полезный или бесполезный заслон у чёрных..
Низкий уровень – отказывается разбирать защиты на последней горизонтали.
Средний уровень - разбирает защиты на последней горизонтали с помощью наводящих вопросов со стороны взрослого.
Высокий уровень - выполняет решение на уровне элементарного, практического умения.
Задание 3
«Лисичка»
Цель: Определить умение отвлекать защиту на последней горизонтали.
Инструкция: Работа с диаграммой. Рассмотрев диаграмму (Приложение3) и назвав фигуры защиты и нападения, ребёнок даёт ответ как отвлечь защиту на последней горизонтали и поставить шах и мат.
Низкий уровень - ребёнок проговаривает только то, что изображено на диаграмме, но не умеет строить отвлечение.
Средний уровень - с помощью наводящих вопросов ребёнок пытается овлекать защиту.
Высокий уровень – умеет отвлечь защиту на последней горизонтали.
Задание 4
«Боец»
Цель: Выявить умение планировать атаки на пешечное прикрытие короля.
Инструкция: Работа с диаграммой. Рассмотрев на диаграмме (Приложение 4) ситуацию, ребёнок планирует атаку на пешечное прикрытие короля.
Низкий уровень - ребёнок не умеет планировать атаки на пешечное прикрытие короля.
Средний уровень – Не всегда удачно планирует атаки на пешечное прикрытие короля.
Высокий уровень: Выполняет атаки на уровне элементарного практического умения.
Таблица результатов диагностического обследования детей старшего возраста
занимающихся в шахматном кружке «Волшебные фигуры».
ИМЯ,
фамилия
ребёнка. «Олимпиада» «Зоркий глаз, острый ум» «Лисичка» «Боец»
н. гк. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к.г.
1. 2. Приложение 1 (Диаграмма 230)
Маты на последней горизонтали . Полезные и бесполезные заслоны
В этой позиции: а) белые могут дать мат; б) белые не могут дать мат.
Если мат возможен, покажите его
A B C D E F G H 8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
A B C D E F G H
Приложение №2 (диаграмма 233)
Защиты на последней горизонтали
Показать первый ход, при котором белые могут поставить мат.
(Прежде чем объявить мат белый ферзь убивает чёрную ладью…)
A B C D E F G H 8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
A B C D E F G H
Приложение №3 Отвлечение защищающих фигур
Диаграмма 325
Показать первый ход белых в матовой комбинации
(Белый слон ставит мат чёрным…)
A B C D E F G H 8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
A B C D E F G H
Приложение 4 Атаки на пешечное прикрытие короля
Диаграмма 454
Могут ли белые дать мат?
(Белый ферзь убивает пешку, а чёрная пешка убивает белого ферзя. Затем белые ставят шах и мат конём.)
A B C D E F G H 8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
A B C D E F G H
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
ШАХМАТНОГО КРУЖКА «ВОЛШЕБНЫЕ ФИГУРЫ».
/6-7 лет/
С Е Н Т Я Б Р Ь
Д А Т А Т Е М А ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
1-2 нед. Особые ходы: «Рокировка», «Превращение пешки», «Взятие на проходе. Закрепление роли особых ходов Уроки «Шахматной шкатулки»
Диаграмма 1 – 7
3-4 нед. шахматные партии по желанию Учить играть молча, не выражая своих мыслей в слух. Игры парами.
О К Т Я Б Р Ь
1-2 нед. Особые ходы: Взятие пешки на проходе; Сравнительная ценность фигур. Закрепление данного материала в игре. Уроки «Шахматной шкатулки».
Игра парами.
3-4 нед. Шахматные партии по желанию. Развивать логику мышления. Игра парами.
Н О Я Б Р Ь
1-2 нед. Разобрать элементы матовых позиций. Развивать умение думать, предвидеть результаты нескольких ходов. Работа с диаграммами.8-18
3-4 нед. Шахматные партии по желанию. Учить играть молча, не комментировать. Игра парами.
Д Е К А Б Р Ь
1-2 нед. Маты на последней горизонтали. Развивать логику мышления. Работа с диаграммами.19-24
3-4 нед. Элементы матовых позиций. Разбирать данный материал в ходе игры. Игра парами.
Я Н В А Р Ь
1-2 нед. Маты на последней горизонтали.
Учить думать, анализировать. Работа с диаграммами 25-30
3-4 нед. Партии по желанию. Доставить радость от общения в игре. Учить думать, анализировать. Игра парами.
Ф Е В Р А Л Ь
1-2 нед. Защиты на последней горизонтали. Развивать логическое мышление Работа с диаграммами.
30-35
3-4 нед. Личные первенства. Выявлять сильнейших. Игра парами.
М А Р Т
1-2 нед. Отвлечение защищающих фигур.
Учить думать, анализировать. Работа с диаграммами
36-40
3-4 нед. Личные первенства. Выявление сильнейших. Игра парами.
А П Р Е Л Ь, М А Й.
Совершенствование шахматного мастерства в личных первенствах, выявление сильнейших.
Диагностический инструментарий детей 6-7 лет
Задание 1
«Внимательный, наблюдательный»
Цель: Выявить уровень знания и владения особыми ходами: Взятие на проходе, рокировка.
Инструкция: Наблюдательная позиция педагога во время шахматных турниров между детьми.
Низкий уровень – забывает и не контролирует особые ходы.
Средний уровень – с опозданием вспоминает про особые ходы.
Высокий уровень – знает и владеет и применяет в игре особые ходы.
Задание 2
«Кот Матроскин»
Цель: Определить знание о сравнительной ценности фигур.
Инструкция: Наблюдение шахматных турниров между детьми.
Низкий уровень – не понимает значимости и ценности отдельных центральных фигур.
Средний уровень – понимает, но случайно теряет центральные фигуры.
Высокий уровень – во время игры ценит и бережёт не только центральные фигуры, но и пешек.
Задание 3
«Учитель»
Цель: Определить умение ставить маты в конце игры.
Инструкция: Наблюдение и участие в шахматных турнирах среди детей.
Низкий уровень – ребёнок не умеет ставить маты в конце игры.
Средний уровень – долго ставит маты в конце игры.
Высокий уровень – Быстро ставит маты в конце игры.
Ззадание 4
«Раз, два, три.четыре, пять – я иду играть»
Цель: Выявить уровень заинтересованностью игрой.
Инструкция: Наблюдения педагога в течении дня.
Низкий уровень – нет желания играть в шахматы.
Средний уровень – играет только по предложению
Средний уровень - изредка проявляет желание играть в шахматы или только по предложению взрослого
Высокий уровень – часто и с удовольствием играет в игру.
№ Имя,
фамилия ребёнка «Внимательный и наблюдательный» «Кот Матроскин» «Учитель» «Раз, два, три, четыре, пять, я иду играть»
н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г.
1. 2. П Л А Н Р А Б О Т Ы С Р О Д И Т Е Л Я М И
/Организация и проведение работы шахматного кружка «Волшебные фигуры/
Задачи: Сплочение родителей и создание единых установок на формирование у детей умения ориентироваться на плоскости, анализировать, развивать логическое мышление, умозаключение; учить детей запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Формировать внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность, умение думать и решать задачи.
№ СОДЕРЖАНИЕ Срок
Предшествующая собранию работа: 1. «В шахматном учусь кружке я» - подготовить ознакомительную информацию о работе шахматного кружка «Волшебные фигуры» конец августа
2. Родительское собрание
Вводное: познакомить с годовыми задачами; подведение итогов летне-оздоровительного периода; знакомство с планом работы шахматного кружка «Волшебные фигуры». сентябрь
Последующая работа 3. Оформить ширму:
Странички знаний о шахматах и их знаменитостях. октябрь
4. Ящик вопросов и ответов «В гостях у шахматной шкатулки». в течение года
5. Подготовить в информационный лист статьи рекомендации: «Найди правильный ход» «Играй вместе с нами». 6. Оформить папку вопросов и ответов. /О том, что не понятно в игре/. в течении года
7. Подготовить и провести семинар-практикум «Прогулки по белым и чёрным полям» для тех, кто хочет научиться играть в шахматы». ноябрь
8. Организовать вечер командных и личных первенств между детьми и родителями. декабрь
9. Пригласить родителей как членов жюри на шахматные баталии с целью выявления сильнейших, с первого по восьмое место, для создания команды из 5 человек, и группы поддержки из 3 человек для участия в городских соревнованиях «Белая ладья 2015г» начало января
10. Пригласить родителей, дети которых заняли 1-8 место в личных первенствах между детьми нашей группы, обсудить подготовку и участие в ежегодных, общегородских соревнованиях по шахматам «Белая ладья». конец января
11. Подвести итог работы ш/к участием в городских соревнованиях по шахматам «Белая ладья ». Чествование победителей личных и командных первенств. Благодарственные письма их родителям. февраль
12. Подготовить и провести вечер развлечения «В шахматном учусь кружке я» совместно с родителями и детьми. середина марта - май
ЛИТЕРАТУРА
1. Эдуард Гуффельд «Бобби Фишер учит играть в шахматы». Киев «ЗДОРОВЬЯ» 1991 г.
Редактор издательства В.Ф Авраменко.
2. О. ПОДГАЕЦ «Прогулки по белым и чёрным полям» МП «Каисса плюс» Днепропетровск 1996.
3. И.Г. СУХИН «Волшебные фигуры или шахматы для детей 2-5 лет: Книга сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Новая школа, 1994г.
4. В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы» : Книга для воспитателей детского сада: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991
5.Весела И., Веселы И. Шахматный букварь: Книга для учащихся/ перевод с чешского Е.И Ильина, Н.Н.Попова; Иллюстрации К.Франты – М.: Просвещение, 1983г.
6. Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И.Г. Сухин. – М.:Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2011.
7. Шахматы для детей / Т. Бардвик. – СПб.: Питер, 2011.
8. Шахматный учебник для детей / Н.М. Петрушина. – Изд. 12-е. – Ростов н/Д:
Феникс, 2012.
9. Шахматы для детей. Шахматы для будущих чемпионов: пер. с англ. / Тед Ноттингем, Боб Уэйд, Эл Лоуренс. – М.: Астрель; АСТ, 2010.