Сценарий занятия кружка внеурочной деятельности Путь к грамотности по теме На сцене гласные, 2 класс


На сцене гласные!
Королевство грамоты.
Чтоб стали нам знакомы
Межзвездные края,
Нужна нам астрономия от А до Я.
И чтоб секреты многие
Открыла нам земля,
Нужна археология от А до Я.
Как много интересного
В себе они таят –
Различные профессии от А до Я.
Но ни одной профессии
Постичь, друзья, нельзя
Без королевства грамоты от А до Я.
- Сегодня мы продолжим работу над большой темой «Фонетика».
- Какие термины мы изучили в разделе «Фонетика»? (звук, фонема, звукосочетание, гласный, согласный, ударение, слабая, сильная позиции и т.д.)
- Послушайте двустишия и определите тему нашего занятия. (Слайд 1)
* A
За окном летит листва,
Повторяем вместе… А.
* У
Мы присели на траву
И запели тихо… У.
* О
Нам от солнышка светло,
Повторяем дружно… О.
* И
Улетели соловьи,
Мы запели грустно… И.
* ЫАх, какие молодцы
Поём вместе хором… Ы.
- Кто определил тему занятия? (слайд № 2 НА СЦЕНЕ ГЛАСНЫЕ)
- Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы произносим и слышим)
- В русском языке 43 звука – 6 гласных и 37 согласных. Какую проблему мы можем обозначить? (зачем звуки разделены на гласные и согласные). Какова будет наша цель? (узнать и понять, зачем разделили звуки).
- Какие у вас будут гипотезы – предположения? (ответы детей)
- Подтвердить или опровергнуть ваши гипотезы нам поможет мозговой штурм. Это еще один метод проектной деятельности.
- Как вы понимаете это словосочетание? (форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем. Групповой метод нахождения идей, когда приветствуются любые идеи. )- Прочитайте этот текст.
Жл-бл стрк д стрх. нх бл дчк лншк д снк вншк.
Стрк с стрхй мрл. стлсь лншк д вншк дн-дншньк.
- Почему трудно прочитать текст? (потому что нет гласных)
- Прочитайте текст с гласными и скажите, зачем, по-вашему, нужны гласные? (слайд №4)
- Так как в проекте надо доказывать гипотезы, найдём аргументы (доводы) подтверждения необходимости умения фонетически анализировать слова.
1. Зачем нам необходимо распознавать гласные и согласные звуки? (их написание проверяется по-разному) Как? (Гласные – с помощью ударения, а согласные – с помощью гласных или звонких сонорных непарных согласных).
2. Отгадайте загадку. - Что оказывает главную помощь гласным? (ударение).
- Ударные гласные прекрасно слышатся, они находятся … в какой позиции? (в сильной, их не надо проверять). А вот безударные гласные… в какой позиции? (в слабой, их необходимо проверять, чтобы не ошибиться).
3. Зачем еще нужно различать гласные? (чтобы правильно делить слова на слоги)
- Деление на слоги – это начальный период при обучении чтению. Деление на слоги помогает грамотно, без пропусков, записывать слова. Даже взрослые при записи трудных слов диктуют себе по слогам.
- Итак, вы увидели, насколько важно знать гласные, как велика их роль в речи. А ведь гласных мало. Сколько гласных звуков? (6.), а букв? (10).
(слайд № 5, 6).
- Почему гласных звуков меньше, чем букв?
1.Эксперимент.
- Теперь у нас другой метод исследования звуков – эксперимент.
1. Инсценировка.
- Послушайте стихотворение. В нем гласные спорят с согласными. Я буду читать медленно, по строчкам, а вы попытайтесь передать содержание мимикой и жестами.
Гласные звуки.
Спорили разные звуки:
«Кто всех важней для науки?»
Гласные дружно пропели:
- Без нас вы помочь не сумели
Беде на весенней полянке,
Где плакал ребенок в панамке.
Пока вы шуршали, скрипели,
Шипели, жужжали, свистели,
В округе все дружно кричали:
«Ау!» - и ребенка спасали,
Не могут без нас и артисты,
Поющие вокалисты,
А так же дитя в колыбели
И птицы в прекрасном апреле.
- И так, сделаем вывод. Какую роль в речи выполняют гласные? (гласные помогают понять смысл того, о чем мы говорим).
2. Наблюдение за речью.
- Вспомните известную детскую песенку «Жили у бабуси два веселых гуся». Давайте споем 2 строчки медленно, и вы почувствуете, какие звуки помогают нам ее протянуть. (гласные)
- Сделайте вывод, как произносятся гласные звуки? (Гласные тянутся в песенке звонкой, могут заплакать и закричать, в темном лесу звать и аукать и в колыбели сестренку баюкать)
- Определим экспериментально, в опытах, как же произносятся гласные звуки.
3. Интересные опыты.
1. Возьмите карандаш, на тупой его конец положите кусочек бумаги согнутый буквой Г, поднесите карандаш ко рту на расстоянии 7-10 см и произнесите гласный звук, например [а] или [о]. Что произошло с бумажкой? (она осталась на месте). А теперь произнесите любой согласный звук. Что произошло с бумагой? Какой вывод можно сделать? (при образовании гласного звука воздух выходит свободно без препятствий).
2. Когда произносишь слово по слогам, получаются толчки с выходом. Каждый толчок равен слогу. Произнесем слово «самолет» по слогам и посмотрим, сколько раз подбородок ударится о нашу ладонь. (3) Делаем вывод, что такое слог?
-Значит, слог – это звук или сочетание звуков, произнесенных одним толчком воздуха.
- Определим ударный слог. Последний слог ударный. Он произносится с большей силой. Ударение подобно биению сердца. Это пульс в слове.
4. Интеллектуальный тренинг.
- А сейчас интеллектуальный тренинг. Задания тоже посвящены гласным, работать нужно в группах, обсудив задание, записать ответ на листе.
(слайд № 7 )1. Какая из этих гласных всегда стоит под ударением? Запишите её в тетрадь.
А, У, Ё, И, О, Э.
2. Напишите слово, которое состоит из одного слога, а указывает на сто лет. (век)
3. В каком слове сорок гласных? (сорока)
4. Какое слово принадлежит тебе, а употребляется другими чаще, чем тобой? (твоё имя)
5. Знак, который ставится над одной из гласных в слове? (ударение)
6.Расставьте ударение в словах. 1гр. - 1-е предложение, 2гр. - 2-е предл.
Косит косец, а зайчишка косит.
Трусит трусишка, а ослик трусит.
- Проверим работу (слайд № 8), если правильно ответили, поставьте себе плюс.
- Можете дать оценку своей работе. Сделайте вывод: достаточно ли у вас знаний о гласных звуках и буквах? Нужно ли нам продолжать их изучение?
5. Творческий продукт.
- Презентация вашего проекта по фонетике может включать и такой творческий продукт как домики для гласных. Сегодня каждая группа обсудит и придумает современный домик для гласных. У вас на столах лежат необходимые материалы. Посоветуйтесь и сделайте свои заготовки для домика. На следующем занятии закончим работу и поселим в них гласные. Обратите внимание, как расположены гласные в ленте памяти? Чем это объясняется? (после твердых согласных могут выступать а,о,у,ы – закон твердости, после мягких: и,е,я,ю,ё – закон мягкости). (1гр. делает ротондо (небольшая круглая постройка с колоннами и куполом). 2 гр. двухэтажный особняк. (нужен картон красного и оранжевого цвета, клей, ножницы, основа, заготовки букв)).
- Почему так расположены буквы я под а, ё под о и т.д.? (чтобы показать, какие гласные звуки обозначают е,ё,ю,я)
6. Подведение итогов занятия.
- Какой метод исследования мы сегодня использовали? (мозговой штурм)
- Что вы узнали с его помощью? (какую роль выполняют гласные звуки)
- Какой эксперимент вам больше запомнился?
- Сколько гласных звуков в русском языке?
- Сколько гласных букв в русском языке?
(слайд №9)
Учите русский годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом!
(слайд № 10)