Учебная программа элективного курса для учащихся 7 и 8 классов «Путь в профессию»














Учебная программа элективного курса
для учащихся 7 и 8 классов
«Путь в профессию»

(Формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка.)



Автор учебной программы:
педагог-психолог
Селезнева Анна Михайловна






2016
Пояснительная записка

Профессиональный интерес школьников – традиционно толкуется как интерес к предпочитаемому виду деятельности. Формирование знаний и умения ориентироваться в мире профессий, мотивированного интереса к конкретному профилю профессиональной подготовки, адекватной самооценки профессионально важных личностных качеств с позиции избираемой профессии. Приобретение компетентности в сфере профессионального самоопределения – профессиональная ориентация на рынке профессий массового труда.
Как показывают исследования, профессиональный интерес школьников претерпевает значительные изменения и проходит как минимум три стадии.
Первая стадия – учащиеся испытывают общий интерес к профессиям ( космонавта, милиционера, путешественника, врача, учителя и далее ), ни в коей мере не соотнося их с собой. На следующей стадии характерно непостоянство интересов, они меняются от одного вида деятельности к другому и, наконец, третья стадия, когда интерес стабилизируется около тех видов деятельности, которые в большей степени получаются и, как следствие, приносят ощутимое удовлетворение, что значительно закрепляет интерес. Если в процессе эволюции интереса учащийся получает квалифицированную помощь педагогов, он начинает соотносить интересующие виды деятельности с соответствующими профессиями и со своими психо-физиологическими и физическими данными. Интерес переходит в склонность.

Профессиональная склонность – предпочтение личностью определенного вида деятельности, характерного для определенных профессий, основанное на позитивных результатах деятельности, получаемом удовлетворении и желании продолжить эту деятельность.

Профессиональная способность школьника характеризуется развитыми личностными профессионально значимыми качествами, обуславливающими успешную допрофессиональную деятельность школьника. В этом качестве понятия профессионального интереса, способности, склонности находятся в некоторой иерархической зависимости, и все вместе сопутствуют формированию и развитию профессионального самосознания школьника, которое в свою очередь является основой формирования профессиональных намерений старшеклассников, рассматриваемое как довольно устойчивое желание выбора конкретного профессионального направления, что уже рассматривается как профессиональная направленность личности.

Профессиональное самосознание учащихся – это возможно наиболее целостное осознание учащимися своих личностных качеств, понимание их профессиональной употребимости, формируемости в процессе учебной и учебно – трудовой деятельности, поддающихся самоконтролю и самооценке. Профессиональное самосознание школьника формируется и развивается в процессе овладения знаниями, умениями, навыками на уроках гуманитарных, естественнонаучных и специальных дисциплин. Именно школа начинает формировать, выявлять, а затем создавать условия для развития личностных качеств, в том числе и профессионально значимых, которые становятся основой профессионального самосознания школьников.



Программа предназначена для проведения элективного курса с учащимися 7,8 классов .
Выбор траектории жизненного пути, самоопределение в мире профессий – одна из важнейших задач, решаемых молодыми людьми и девушками в старших классах общеобразовательной школы.
Технология выбора профиля в настоящее время отсутствует. Учащиеся совершают его часто интуитивно. Под влиянием случайных факторов. Поэтому учащихся необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения, сообразуясь с их возрастными особенностями. Особую актуальность, с моей точки зрения , такая подготовка приобретает в 7,8 классах. Если учащийся после 9-го класса не продолжает обучение в школе, то он вынужден сделать свой профессиональный выбор: пойти учиться в учебное заведение начального или среднего профессионального образования.
Необходимость профессионального выбора в старшем подростковом возрасте обусловлена и внутренними причинами – личной потребностью каждого молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечить достойное существование, прожить счастливую жизнь.
Таким образом, учащимся 7,8 классов в любом случае необходимо быть готовым к профессиональному самоопределению.
Разработанный мною элективный курс предпрофильной подготовки дает возможность учащимся совершенствовать знания о самих себе, своих возможностях и расширить систему представлений учащихся о современном мире профессий, т. е. актуализировать процесс профессионального и личностного самоопределения.

























Теоретические и методологические основы программы

Формирование профессиональной направленности у учащихся – процесс нелегкий и продолжительный. Поэтому целенаправленную работу по формированию профессиональной направленности нужно начинать еще в раннем возрасте.

Л.С. Выготский рассматривал возраст как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Возрастные особенности существуют, как наиболее типично, наиболее характерные общие особенности возраста, указывающие на общее направление развития. Тот или иной возрастной период сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а потому к определенному типу воздействий. Поэтому ребенок на каждом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе.
Каждый возрастной период является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень, он содержит в себе психологические реалии сегодняшнего дня, ценностный смысл которых во многом определяется потребностями дня завтрашнего. Полноценное переживание ребенком каждого возрастного периода подготовить его к переходу на следующую возрастную ступень. Позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.
Нам представляется, что в основе наиболее благоприятных психолого – педагогических условий лежит реализация в работе с детьми принципа «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский). «Зона ближайшего развития» всех сторон личности и интеллекта школьника предполагает сотрудничество ребенка и взрослого. В процессе осуществления совместной деятельности (игры, учения, общения, труда) формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым.

Использование принципа деятельностного подхода в разработке данной программы (теории А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина), центральным моментом которого является положение о роли деятельности в психическом развитии подростка предполагает включение ребенка в такие виды деятельности, которые не только являются наиболее распространенными в данном возрастном периоде, но и содержат в себе мощный развивающий эффект, ведут за собой развитие ребенка.
Профессиональное самоопределение учащихся 7 и 8 классов осуществляется в процессе познавательной, преобразовательной, ценностно – ориентационной и коммуникативной деятельности.
Познавательная деятельность призвана обеспечить профессиональное просвещение и профессиографическую грамотность учащихся. Переживание и осознание личностного смысла и значения профессионального самоопределения осуществляется в процессе ценностно – ориентационной деятельности, так как сознание человека включает не только знание, но и переживание того, что значимо для человека в связи с отношением к его потребностям. На основе единства познавательной и ценностно – ориентационной деятельности возникает рефлексия личности, благодаря которой формируется профессиональная направленность, смысл и цель жизни, интересы.




При составлении данного курса, я опиралась на следующие методические принципы:

- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей;
- принцип комплексности методов психологического воздействия;
- принцип усложнения, позволяющий поддерживать интерес к работе и дающий ребенку возможность испытывать радость преодоления; трудностей;
- принцип учета объема материала, предполагающий внесение определенных изменений только после относительной сформированности того или иного умения;

- принцип учета оптимальной эмоциональной сложности материала, позволяющий создать благоприятный эмоциональный фон как в процессе работы, так и при ее окончании;
- принцип активного привлечения к участию в программе ближайшего социального окружения родителей, других родственников, педагогов.



Цель курса «Путь в профессию»: формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка.


Задачи:

Обобщить знания учащихся о сферах трудовой деятельности,  профессиях , карьере.
Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями  профессий , сфер трудовой деятельности к человеку.
Развивать представление о современном рынке труда, потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
Развивать интерес к трудовой деятельности.
Воспитывать уважение к рабочему человеку.

Методы:
Информирование ( беседа, лекция ).
Психологическое консультирование.
Психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика.
Различные психологические методы.









Организация, формы и методы работы:
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 45 минут. Количество участников группы по 15-20 человек.


Я старалась, чтобы формы работы соответствовали задачам программы и возрастным особенностям участников. Поэтому использовала:
групповые дискуссии,
ролевые игры,
переживание профессиональных ситуаций («профессиональные пробы»),
моделирование мира человека конкретной профессии,
диагностику личностных качеств и интересов человека, соотнесение их с требованиями профессии,
групповые занятия с элементами тренинга.

В течение всех этапов участники работают с личными дневниками, в которые вносят результаты психологической диагностики различных профессиональных проб, личные размышления.


























Тематическое планирование

Тема
Общие понятия
Кол. часов
Практическая работа

1

Мотивы выбора профессии
Мотивы выбора профессии. Выявление ведущих мотивов профессии.
2
1)иерархия мотивов выбора профессии
2)тест «Мотивы выбора профессии »

2
Понятие о профессии
Дать понятия о профессии, специальности, должности, квалификации.
2
Разделить примеры на профессии, специальности, должности

3
Классификация профессии
Дать представление о классификации профессий по Е.А. Климову: типы, классы, отделы, группы
2
Разделить профессии на типы, классы, отделы, группы

4
Психологические особенности различных типов профессий
Дать общее представление о чертах хар-ра, особенностях личности для «Чел.-Прир.», «Чел.-Тех.», «Чел.-Чел.», «Чел.-знак», «Чел.-Худ.обр.»
2
Определить и разделить профессии на типы: природа, техника, человек, знак. система, худ. образ

5
Формулы профессии
Закрепить знания о классификации профессий. Дать представление о пирамиде профессий. Ознакомить с составлением формул профессий.
2
Составление формул профессий.

6
Правильный выбор профессий
Обобщить знания о выборе профессий. Познакомить учащихся с правилами выбора профессии, а также с типичными ошибками в выборе профессии.
2
1) «ХОЧУ»:интересы,мотивация, склонности,ценностные ориентации
2) «МОГУ»:дарования, задатки,темперамент,характер
3) «НАДО»:осознание общ.необходимость

7
Интерес к профессиональной деятельности
Ввести понятие интереса. Сформировать представление об интересе к профессии, как необходимом факторе выбора профессиональной деятельности.
2
«Карта интересов»
Тестирование






8
Модель профессиональных интересов
Познакомить учащихся с различными типами профессиональных интересов ( по Голланду)
2
Тест Голланда

9
Учет склонностей в выборе профессии
Ввести понятие склонностей и познакомить с их ролью в выборе профессии
1
Тест « Склонности »

























Программа занятий

Общие понятия


Вводное занятие. Мотивы выбора профессии.

Мотив. Мотивы выбора профессии. Выявление ведущих мотивов профессии.
Практ. работа: 1) иерархия мотивов выбора профессии
2) тест «Мотивы выбора профессии»




Изложение нового материала:
Тема: Вводное занятие. Мотивы выбора профессии.
Цели:
Обучающая: Дать определение мотива. Ознакомить учащихся с основными мотивами, влияющими на выбор профессии.
Воспитательная: Актуализировать потребность в выборе профессии.
Развивающая: Выявление ведущих мотивов выбора профессии.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: беседа, объяснение, тестирование.

Выбор профессии дело сложное и важное. Поскольку жизнь человека неразрывно связана с определенной профессией, нет ничего важнее проблемы выбора жизненного пути. В лице человека не занятого своим делом, не нашедшего себя, общество несет невосполнимые духовные и материальные потери. При этом огромный ущерб наносит себе и сам человек вследствие неудовлетворенностью своей жизнью, отсутствием самореализации, незавидным материальным положением.
Человек становится неудачником зачастую потому, что ему в начале жизненного пути не помогли найти свое место, на котором он смог бы творчески реализовать себя, испытать радость и свободу труда по призванию.
По важности выбор профессии сопоставим только с выбором спутника жизни. Конечно, так же как можно развестись с супругом, можно поменять и профессию. Однако такой шаг сделать непросто. И чем старше мы становимся, тем это труднее, так как смена профессии обычно связана с болезненными переживаниями, ощущением утраты, потерей времени и сил. Если же самый первый выбор был неслучайным, то исправлять его не потребуется вовсе или можно будет обойтись незначительными поправками.
Казалось бы – собственное будущее небезразлично всем. Но вызывает удивление необоснованная легкость, с которой определенная часть молодых людей относится к выбору профессии.
Многолетняя работа с выпускниками школ показывает, что ваши ровесники, выбирая профессию, ориентируются на следующие признаки. Мы расположили их в приоритетном порядке.
Во-первых, большинство из них хотят, чтобы профессия была престижной, пользовалась признанием в обществе. Став представителями такой профессии, они думают, что автоматически становятся уважаемыми людьми. Однако надо знать, что общественное признание профессий существенно меняется со временем. Например, еще совсем недавно 20-25 лет назад, считалось престижным иметь высшее техническое образование. И многие молодые люди, окончив школу, потоками устремлялись в технические вузы. Закончив их, они распределялись по разным конструкторским бюро, проектным институтам, научно-исследовательским институтам, научно-производственным объединениям, на заводы и фабрики на должности инженеров. И что же произошло? Изменение экономических условий привело к снижению спроса на инженеров и падению престижности этой профессии. И многие из тех, кто ориентировался только на престижность профессии, остались за воротами предприятий.
Во-вторых, многие хотели бы приобрести любую профессию, лишь бы она хорошо оплачивалась. Однако они не учитывают или не знают, что оплачивается не профессия, а должность, которую они будут занимать. Оказывается, недостаточно получить профессию, чтобы потом много зарабатывать.
Третья причина, по которой люди выбирают себе профессию, – это интерес к ее содержанию. И это одна из наиболее веских причин профессионального выбора.
На четвертое место среди причин выбора профессии чаще всего ставят условия труда. Основание существенное, но оно тоже связано не столько с профессией, сколько с местом работы, так как любая профессия предполагает довольно широкий спектр возможных рабочих мест. И чем выше уровень вашей квалификации, тем шире ваши возможности в выборе места работы и, соответственно, условий труда по душе.
Пятое место среди мотивов выбора профессии обычно занимает доступность обучения. Очень часто люди выбирают ту профессию, которую легче приобрести: поступают в то учебное заведение, которое находится ближе к дому, или то, куда позволяют поступить финансовые возможности, или то, куда могут помочь поступить. В большинстве случаев это является веской причиной. Однако, ориентируясь только на доступность обучения, вы сильно ограничиваете возможности своего профессионального выбора.
Шестая причина – желание родителей или советы других людей. Уверены ли вы в том, что они знают современный рынок профессий и ваши профессиональные качества лучше вас самих?
Седьмая причина – выбор профессии в соответствии со своими способностями. Эта причина является очень важной при выборе профессии.
Восьмая причина – пример других людей. Это случается, если вы поступаете учиться за компанию с кем-нибудь. В этом случае вы выбираете себе профессию в соответствии с интересами и способностями ваших друзей и товарищей, а не вашими собственными.
И на последнем месте среди причин выбора профессии называется возможность трудоустройства. Когда человек выбирает профессию первый раз, он, к сожалению, очень редко задумывается о том, пользуется ли эта профессия спросом у работодателей, легко ли будет найти работу. А потом оказывается, что, окончив учебное заведение и получив диплом, человек остается без работы, ни дня не проработав по специальности. При рыночной экономике учебные заведения набирали столько учащихся, сколько потом государство могло трудоустроить. Теперь экономика рыночная, и гарантировать трудоустройство может только спрос работодателей на представителей той или иной профессии.
Каковы же возможные причины, заставляющие людей работать на той или иной работе? Чего люди ждут, что хотят получить от своей профессиональной деятельности?
Проанализировав ведущие интересы и ценности, известный американский психолог А. Маслоу разработал общую систему основных потребностей человека. В основе лежат физиологические потребности в питании, жилище и т. п., затем идет потребность в защите, стабильности жизни. Далее человек проявляет потребность в общении, социальных связях и отношениях с окружающими. Последние две высшие потребности это потребность в уважении и признании, а также потребность в самореализации своих способностей.Учитывая, что современный человек большую часть жизни проводит на работе, можно с уверенностью предположить, что он будет стремиться удовлетворить их и в своей трудовой деятельности.
Мотив – (от лат. movere - приводить в движение, толкать)
побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;
побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет, ради которого она осуществляется;
осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Каждый человек, выбирая себе будущую профессию, руководствуется разными мотивами: доступностью обучения, легкостью поступления в учебное заведение, ее престижностью, высокой зарплатой, ориентируется на хорошие условия труда или следует указаниям родителей и т. д.
Выделяют несколько групп мотивов выбора профессии:
Социальные(желание своим трудом способствовать общественному процессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями);
Моральные (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение);
Эстетические(стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с прекрасным);
Познавательные(связаны со стремлением к овладению специальными знаниями, проникновением в сущность профессиональной деятельности);
Творческие(возможность быть оригинальным, неповторимым);
Материальные (стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы);
Престижные(стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе, профессии, которая ценится среди друзей и знакомых);
Утилитарные(возможность работать в городе, иметь «чистую работу», близко к дому, легкость поступления в вуз, на работу, советы и примеры друзей и знакомых).
Таким образом, можно сказать, что сознательным выбор профессии будет лишь в том случае, если он глубоко мотивирован: человек правильно оценивает свои возможности и знает содержание той деятельности, которую ему предстоит осуществлять.
Закрепление знаний учащихся
Вопросы и задания:
Проанализируйте список мотивов по отношению к себе, проранжировав их. Ранжирование проводится следующим образом: первое место присваивается наиболее значимым для вас мотивам, второе - вторым по значимости и т.д.
Какие профессии соответствуют главным для вас мотивам?
Практическая работа.


































2.Понятие о профессии.
Профессия, специальность, должность, квалификация.
Практ. работа: разделить представленный список на профессии,
специальности, должности.

Изложение нового материала:
Тема: Понятие о профессии.
Цели:
Обучающая: Дать понятия о профессии, специальности, должности, квалификации.
Воспитательная: Прививать чувство уважения и любви к профессии.
Развивающая: Развивать у учащихся умение анализировать.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: объяснение, рассказ, беседа, демонстрация

Ход урока:
1.Объяснение нового материала:
Поговорим подробно о мире профессий.
Если рассмотреть работу одного предприятия, мы увидим , что количество необходимых профессий на нём не ограничится 5-6. Они выполняют очень разные функции в рамках одного рабочего места.
Например, на швейной фабрике необходимы люди таких профессий, как закройщик, швея, утюжильщица, контролёр отдела технического контроля, упаковщик, модельер-конструктор, слесарь-ремонтник, бухгалтер, директор.
-Как Вы думаете сколько существует в мире профессий?
В мире существует более 40 тысяч профессий.
Каждое десятилетие школьников привлекает свой перечень профессий. Те профессии которые привлекали ваших родителей, могут показаться Вам неинтересными, непрестижными, несовременными. Технический прогресс рождает каждое десятилетие новые виды профессий, другие уходят на второй план или в небытие.
За последние 10 лет появились такие профессии, как менеджер, аудитор, брокер, дилер, предприниматель, маклер, программист, психолог, дизайнер.
Перечислите те профессии, которые Вам известны. Из них не все оказались непосредственно профессиями. В чём тут дело?
Профессия – это вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки (обучения, практики), опыта работы.
Примеры профессий: учитель, инженер, слесарь, врач.
Специальность – это ограниченная область профессиональной деятельности.
Это более узко направленная, требующая более глубокой конкретизации. Поэтому можно сказать, что профессия – это группа родственных специальностей.
Примеры специальностей: учитель биологии, технологии, физики и т. д; врач-педиатр, окулист, хирург, стоматолог и т. д; инженер-конструктор, электронщик, изобретатель и т. д;. Слесарь-сантехник, слесарь автомобилей, слесарь-заточник и т. д.
Должность – это служебное положение работника в учреждении, на предприятии, определяющие его обязанности и оплату труда.
Так, директором школы может быть учитель любой специальности: математик, историк, физик и т.п. Заведующим магазином может быть как продавец промышленных или продовольственных или промышленных товаров, так и контролёр-кассир, товаровед.
При одной и той же профессии на одном предприятии человек может занимать разные должности.
Должность – это назначаемый пост, рабочее место. Основной функцией должности является руководство людьми и общая организация трудового процесса.
Примеры: директор, заведующий, начальник цеха, бригадир, президент, главный инженер, главный бухгалтер, начальник отдела, прораб.
Квалификация – степень мастерства в конкретной специальности.
Пример: щвея 6 разряда, учитель 2 категории, врач высшего разряда.

Практическая работа

Разделить представленный список на профессии, специальности, должности
Профессия
Специальность
Должность





































Токарь, секретарь-референт, швея, начальник цеха, адвокат,, пианист, главный инженер, менеджер, водитель, слесарь-механик, министр. бульдозерист, повар, заведующий библиотекой, портретист, маляр, экономист, депутат, прачка.




















3. Классификация профессий.
Типы, классы, отделы, группы профессий. Предмет труда, цель труда, средства и условия труда.

Изложение нового материала:

Тема: Классификация профессий
Цели:
Обучающая: Дать представление о классификации профессий по Е.А.Климову: типы, классы, отделы, группы.
Воспитательная: Формировать осознанную потребность в труде.
Развивающая: Формировать представление о будущей профессии.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: беседа, объяснение

Классификация профессий:
· по отраслям народного хозяйства: профессии сферы образования, здравоохранения, обслуживания, сельского хозяйства, добывающей и перерабатывающей промышленности и прочие;
· по приоритетным областям научного знания: профессии химические, юридические, экономические, биологические и др.;
· по степени востребованности: очень востребованные, менее востребованные.
Психологические типы профессий по Е.А. Климову Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Учитывая предлагаемую типологию, каждой профессии можно привести в соответствие некий код, или профиль - то есть, к какому типу и по какому критерию она относится. А потом составить для себя "идеальную формулу профессии" предпочитаемые предмет труда, средства. И таким образом понять, какая профессия Вам подходит, а какая нет.
Базовая классификация профессий
Любая профессия по каждому из оснований (строки) может быть отнесена к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации - и соответствующие им типы профессий.
1. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов. В действительности, это - очень грубое деление. Имеет смысл не просто относить профессию к одному из пяти типов (такой способ подходит только для некоторых профессий, четко соответствующих одному из пяти предметов труда. Для каждой профессии психологи определяют, какой предмет труда ближе, с чем преимущественно приходится иметь дело - таких предметов, характеризующих профессию может быть и три. Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии.
"ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА" Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др. Среди профессий типа "человек-природа" можно выделить профессии, предмет труда которых:
растительные организмы,
животные организмы,
микроорганизмы.
Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определенный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу. Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования. C другой стороны, при выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству. И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.
"ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА" Здесь главный, ведущий предмет труда - технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии. Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др. Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств. Среди профессий типа "человек-техника" можно выделить:
профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов.
профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;
профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;
профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.
При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.
"ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК" Здесь главный, ведущий предмет труда - люди. Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др. Среди этого типа профессий можно выделить:
профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;
профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;
профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;
профессии, связанные с информационным обслуживанием;
профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;
профессии, связанные с медицинским обслуживанием.
Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства. Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе: устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность понимать намерения, помыслы, настроения людей, умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей, умение находить общий язык с разными людьми.
"ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ" Здесь главный, ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки. Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др. Профессии типа "человек - знаковые системы" включают: профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием, профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения, профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов. Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.
"ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ" Здесь главный, ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения. Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник. Профессии типа "человек-художественный образ" включают: профессии, связанные с изобразительной деятельностью, профессии, связанные с музыкальной деятельностью, профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью, профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью. Одна из особенностей профессий типа "человек-художественный образ" состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда. 2. По условиям труда выделяют четыре группы профессий
Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт). Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарник, полевод, агроном). Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик). Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор ). 3. В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела
Профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург). Профессии, связанные с использованием машин c ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи). Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы). Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен). 4. В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий
Гностические: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь). Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,). Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель) Пример формулы профессии: Юрист Предмет труда: ЧЕЛОВЕК (юрист, прежде всего, обслуживает людей, общается с ними, помогает решать их проблемы, анализирует их), ....Знаковые системы (юрист занимается чтением и анализом документов, справочников, сборников законов, статистической информации). Условия труда: С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (за жизнь и честь человека), ....бытовые (иногда - если это юрист-следователь, милиционер - то на открытом воздухе). Средства труда: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (собственные мозги, язык, жесты, мимика),....иногда - автоматизированные (компьютер). Цели труда: ГНОСТИЧЕСКАЯ (определить-опознать причину, определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента - сортировать, классифицировать), .....Изыскательская (найти способ защиты подсудимого, способ подачи информации, улики). Конечно, Ваша идеальная формула может быть составлена психологами с помощью тестов - Вам задаются вопросы, а в результате выявляются предпочтения Вами тех или иных средств труда, предмета - в будущей профессиональной деятельности. Формулы профессий составляются психологами труда на основе профессиограмм (описаний профессий - задач, возникающих в трудовой деятельности, требований к профпригодности). Существуют даже компьютерные системы сопоставления Вашей идеальной формулы профессии и формул типичных профессионалов. Подобные услуги Вам окажут в центрах профориентации и психологической поддержки, центрах компьютерного психологического тестирования. Но всегда лучше уметь самому анализировать профессию, раскладывая ее по полочкам: ведь тогда Ваш выбор профессии будет действительно осознанным - Вы ведь будете понимать, ПОЧЕМУ Вам нравится та или иная профессия (например, профессия каскадера - за необычные условия, а физика-теоретика - за изыскательские цели).






























4.Психологические особенности различных типов профессии.
Особенности различных типов профессий: Человек-Природа, Человек-Техника, Человек-Человек, Человек- Знаковая система, Человек- Художественный образ.
Практ. работа: 1) определить, к какому типу относится профессия
2) тест «Тип профессии»



Изложение нового материала:
Тема: Психологические особенности различных типов профессий.
Цели:
Обучающие: Дать общее представление о чертах характера, особенности личности, характерных для каждого типа профессии №Человек-Природа», «Человек-Техника»,»Человек-Человек», «Человек-Знак», «Человек-Художественный образ».
Воспитательные: Прививать ответственное отношение к выбору профессии.
Развивающие: Развивать умение соотносить свои личностные качества с необходимыми качествами в будущей профессии.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: беседв, объяснение, тестирование.

Тип «человек – природа»:

Психологические требования профессий этого типа к человеку:
· развитое воображение, наглядно-образное мышление;
· хорошая зрительная память, точное восприятие (особенно зрительное), наблюдательность;
· способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
· терпение, настойчивость;
· готовность к работе вне больших коллективов, в трудных погодных условиях.



Тип «человек - техника»:


Психологические требования профессий этого типа к человеку:
· точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
· хорошая координация движений;
· развитое техническое и творческое мышление и воображение;
· умение переключать и концентрировать внимание;
· наблюдательность.



Тип «человек- человек»:

Психологические требования профессии этого типа к человеку:
· стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
· устойчивое, хорошее самочувствие при работе с людьми, доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение сдерживать эмоции;
· способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения, помыслы и настроения других людей, умение слушать и слышать;
· способность разбираться во взаимоотношениях людей, организовывать их взаимодействие, умение улаживать разногласия , учитывать мнение другого человека;
· развитая речь, умение убеждать, умение владеть мимикой, жестами;
· аккуратность, пунктуальность, собранность.




Тип «человек – знаковая система»:


Психологические требования профессий этого типа к человеку:
· хорошая оперативная и механическая память;
· способность длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
· хорошие переключаемость и распределение внимания
· точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
· усидчивость и терпение.


Тип «человек – художественный образ»:


Психологические требования профессий этого типа к человеку:
· художественные способности, развитые эстетические чувства;
· развитое зрительное восприятие, наблюдательность, зрительная и музыкальная память;
· наглядно-образное мышление, творческое воображение;
· знание законов эмоционального воздействия на людей;
· нестандартное мышление;
· креативность

Практическая работа
Определить, к какому типу относятся профессии:

Природа
Техника
Человек
Знак. система
Худож. образ






































Эколог, экскурсовод, токарь, программист, режиссёр, агроном, стюардесса, вышивальщица, повар, корректор издательства, менеджер по персоналу, дрессировщик, механик, воспитатель, реставратор, контролёр, пианист, экономист, швея, фотограф, ветеринар, наладчик оборудования, почтальон, пчеловод, следователь.
2) Тест «Тип профессии»
5.Формулы профессии.
Пирамида классификаций профессий. Формулы профессий.
Практ. работа: составление формул профессий.

Изложение нового материала:

Тема: Формулы профессии.
Цели:
Обучающая: закрепить знания о классификации профессий. Дать представление о пирамиде профессий. Ознакомить с составлением формул профессий.
Воспитательная: Продолжить формирование осознанной потребности в труде.
Развивающая: Сформировать умение анализировать различные профессии.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: беседа, объяснение


Выделяют 4 основные характеристики профессии
1. Предмет труда (с чем или кем специалист работает):
Человек -Ч;
Природа -П
Художественный образ -Х
Знаковые системы -З
Техника -Т
2. Цель труда (что человек делает с предметом труда):
Гностические (познавательные) Г;
Преобразовательные П
Изыскательские И
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (чем человек воздействует на предмет труда):
Ручные -Р
Механические -М
Автоматические -А
Электронные Э
Функциональные (возможности и функции организма, например голос) Ф.
Теоретические (интеллектуальные) Т
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]:
Бытовой микроклимат -Б
Открытый воздух О
Необычные Н
Экстремальные Э
При помощи этой формулы можно так описать профессию кассира -операциониста: Ч/З П Э Б
Профессиограмма описательно-технологическая характеристика профессии, сделанная по определенной схеме и для решения определенного типа задач. В теории и практике профессиографирования существует множество типов профессиограмм, используемых в зависимости от решаемых задач. Схемы составления профессиограмм тоже разняться.
В обобщенном виде профессиограмма включает в себя описании следующих характеристик: объекта и предмета труда, условий, средств и результатов труда, процесса труда и основных характеристик субъекта труда, т.е требований к профессиональным и личностным компетенциям человека работающего в данной профессии, его физическим данным, здоровью, способностям, уровню образования и т.п.







































6.Правильный выбор профессии.
Правила выбора профессии. Хочу, могу, надо. Типичные ошибки в выборе профессии.
Практ. работа: беседа о возможных решениях ошибок в выборе профессии.

Изложение нового материала:


Тема: Правильный выбор профессии
Цели:
Обучающая: Обобщить знания о выборе профессии. Познакомить учащихся с правилами выбора профессии, а также с типичными ошибками в выборе профессии.
Воспитательная: Прививать ответственное отношение к выбору профессии.
Развивающая: Развивать умение заниматься сбором и анализом информации о своей будущей профессии.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: беседа, объяснение, тестирование

Ход урока:
1. Объяснение нового материала:
Ответить на вопрос «Кем быть?» фактически означает способ реализации себя. Однако на пути свободного поиска человек может сталкиваться с различными неожиданностями, препятствиями, сложностями. Правильно выбрать профессию – значит найти своё место в жизни.
Для правильного выбора профессии необходимо определить « Чем я хочу заниматься?», «Кем я хочу быть?» Но этого недостаточно.
Вы все хорошо знаете слова Маяковского «Все работы хороши, выбирай на вкус». Но их не следует понимать буквально, т.к. далеко не каждый человек пригоден для любого вида деятельности.
Это только на первый взгляд кажется, что профессию выбирает человек. На деле профессия тоже выбирает человека, т.к. каждая профессия предъявляет особые требования к качествам личности работника и его состоянию здоровья.
Человек
------------------------------
Профессия


Так, например, нам трудно представить себе воспитательницу детского сада грубой, властной, злой. Наоборот, нам всем знаком образ доброй, мягкой, заботливой, любящей детей женщины. Или, например, пожарный. К нему, конечно же, подходят такие личностные качества, как смелость, решительность, отвага, ответственность, взаимовыручка.
Правильный выбор имеет громадное значение как для самого работника, так и для дела. Главное – избежать неправильного решения. Ведь это может привести к плачевным результатам: ухудшению состояния здоровья, заболеваниям, переутомлению, угнетённому состоянию, чувству неполноценности, неудовлетворённости. И как следствие возникает низкая производительность труда, плохое качество в работе (брак), дисциплинарные нарушения и др. Для правильного выбора профессии необходимо слияние всех трех треугольников.
“ХОЧУ”: интересы,, мечты о профессии, мотивация, ценностные ориетации, склонности. Это первая ступенька в выборе профессии. Всё начинается с ваших желаний. Если вы не хотите заниматься каким-либо видом деятельности, то дальнейшая профессиональная карьера может складываться не лучшим образом. Это чаще всего бывает,когда родители навязывают подросткам кем быть. В результате человек идет на работус неохотой, может работать “спустя рукава”,безответственно относиться к своей работе способности,возможности, темперамент, состояние здоровья, характер. способности,возможности, темперамент, состояние здоровья, характер. 2)“МОГУ”: дарования, задатки, общие и специальные способности,возможности, темперамент, состояние здоровья, характер. Это важнейший аспект в выборе профессии, т.к. если у человека отсутствуют способности, необходимые в данной профессии, то он будет вылолнять трудовые действия некачественно, есть возможность возникновения брака. Если будущая профессия выбрана без учёта состояния здоровья, то есть вероятность усугбления болезней 3) “НАДО”: потребности рынка труда, потребность общества в данной профессии, в специалистах, осознание общественной необходимости В выборе важно ориентироваться на востребованность профессий на трудовом рынке. При этом важно владеть информацией не только на сегодняшний день, но и учитывать прогнозы на будущее.
Из огромного множества профессий выбрать одну, да ещё такую, чтобы душа к ней лежала, довольно трудно. Велика вероятность ошибок. Конечно, никто не застрахован от ошибок и в любом деле есть всегда возможность промаха. Но хочется, чтобы эта вероятность была как можно меньшей.
Все ошибки при выборе профессии можно разделить на три группы:
незнание мира профессий;
незнание себя;
незнание правил выбора профессий.
Незнание мира профессий. Это одна из главных причин неправильного выбора профессии – слабая информированность о мире профессий. Представления могут быть неполгыми или искажёнными, что ведёт к переоценке своей пригодности и дальнейшим ошибкам. Прежде всего каждый должен быть хорошо осведомлён о том, какие профессии существуют в обществе, много ли их, каковы объекты, цели, условия труда, необходимые способности, предъявляемые к личности работающего. Например, чтобы стать хорошим монтажником радиоаппаратуры, недостаточно умения читать электросхемы и чертежи. От кандидата на эту профессию требуются также высокая концентрация внимания, способность к его переключению, хорошая наглядно-образная память, устойчивая работоспособность при выполнении однообразной работы, чувство времени и ритма, острое зрение, устойчивость руки.
А где можно получить информацию о профессиях? Прежде всего в школе, на уроках по всем предметам. Кроме того, из научно-популярной и художественной литературы, периодической печати, радио, телевидения, в ходе общения со взрослыми, родителями, сверстниками, в центре труда и занятости и из других источников.
Немало ошибок при выборе профессии связанос устаревшими представлениями о характере и условиях труда по конкретным профессиям. Например, наладчик станков. До сих пор у многих эта профессия связывается с образом шумного цеха, промасленной ветоши, грязными руками. Но теперь наладчики станков с программным управлением регулируют электроное устройство. Они пользуются в работе осциллографами, измерительными приборами, стендовым оборудованием. Они должны досконально знать радиоэлектронику, их труд высоко квалифицирован и требует высшего образования.
Или труд наборщика типографии. В представлении большинства сложился стереотип этой профессии – вредные свинцовые сплавы, кропотливая ручная работа, перепачканная одежда. Но операторы современных фотонаборных машин работают в белых халатах. Весь процесс перевода текста в типографии печатные формы автоматизирован.
Реальная ценность профессии часто не соответствует рассуждениям о её престижности.Какие профессии более престижны у современной молодёжи? Об этом можно судить по конкурсу абитуриентов в учебные заведения.
В системе профессионально-технических училищ очень много выпускников подают документы на специальности парикмахера, автослесаря, водителя, официанта, ювелира,бармена.
В вузах самые большие конкурсы на юридические, экономические, психологические факультеты. Всеобщий интерес к этим направлениям в последние годы вызвал ажиотаж на эти факультеты. Но почти половина из них выбирает экономическую специальность потому, что не сильны ни в гуманитарных, ни в точных науках, а экономику представляют как нечто среднее между ними. То же самое касается и профессий психолога, юриста, менеджера.
Заметим, что понятие престижности как явление моды приходит и уходит. Что же касается моды, то, как говорил К.С.Станиславский, “Мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам”.









Незнание себя. Внутренний мир человека многогранен и разнообразен.У каждого он свой – неповторимый, индивидуальный. Каждый должен познатьего в самом себе. Способности отражают возможности человека, влияют на степень успешности овладения конретной профессией. Требования профессии должны совпадать с личностными качествами человека, его возможностями и способностями. Свои способности необходимыев профессиональной деятельности необходимо развивать , и чем раньше, тем лучше. Например, если автоматизм кправления автомобилем у 10-летних детей вырабатывается за 4 часа, то у взрослых – только за 50 часов. Многие ошибки при выборе профессии допускаются из-за переоценки своего здоровья. Как правило, мы не склонны замечать незначительные, с нашей точки зрения, “болячки”.К сожалению, много случаев, когда интерес к профессии и развитых способностей приводдят в противоречие с медицинскими противопоказаниями. По данным Министерства здравоохранения России, более половины учащихся школ имеют отклонения в здоровье. Чаще всего – это расстройства зрения, нервной системы, опорнр-двигательного аппарата, заболевания носоглотки и органов дыхания. И с этими заболеваниями надо считаться. Незнание правил выбора профессии. Некоторые часто автоматически переносят интерес к школьному предмету на профиль будущей профессии: “увлекаюсь физикой – стану физиком”, “люблю географию – буду геологом”, и т.д. Может быть вы увлекаетесь уроками литературы, но одно дело – любить книги, читать их, и совсем другое – стать преподавателем литературы, не имея педагогических способностей, или заниматься журналистикой , не владея писательским даром. Не всегда любовь к школьному предмету без реальной оценки личных возможностей может подсказать правильность выбора профессии. Также рискованно переносить благожелательное личностное отношение к человеку на его профессию. Часто говорят: "Стану,как мама, бухгалтером”, ”Буду ,как папа, хирургом”. В таких случаях надо проверить согласованность личного желания со своими индивидуальными способностями, а также потребностями рынка труда. Случается и такое, что выпускники подают документы в учебное заведение “за компанию”. Нередко это вызвано с неосознанной боязнью расстаться с привычным окружением. Но сделать какой-то выбор приходится даже самым нерешительным. Обычно не каждый из них может определить своё будущее, а потому тянется к тем, кто увереннее и смелее. Последствия известны: через год-два учёбы возникает чувство разочарования, недовольства. Дружба и профессиональные склонности – это разные вещи. И если у вас сильная дружьа, то обучение в разных учебных заведениях не должна повлиять на отношения друзей. Не менее важно и правильно определить путь получения профессии. Если вы полностью обдумали свой выбор, взвесили все “за” и “против”, то попытайтесь проверить своё решение на практике. Вы можете попытать свои силы ещё до того, как пойдёте обучаться профессии. Вы можете получить первые навыки работы на практике в учебных мастерских, в летних трудовых бригадах. Реальность либо разочарует вас, либо утвердит в правильности своего выбора. Ознакомить с производством могут помочь экскурсии, которые организуются в каждой школе. К ним надо относиться серьезнее, использовать возможность общения со специалистами разных профессий. Нужно интересоваться не только преимуществами каждой профессии, а самое главное – знакомиться с их недостатками.

















Возможности личности в профессиональной деятельности

1.Интерес к профессиональной деятельности.
Понятие интереса. Формула интереса. Интерес к профессии. Как необходимый фактор выбора профессиональной деятельности.
Практ. работа: тест «Карта интересов»

Изложение нового материала:


Тема: Интерес к профессиональной деятельности
Цели:
Обучающая: Обобщить знания о понятии «профессиональный интерес». Познакомить учащихся с уровнями развития интереса к профессии.
Воспитательная: Прививать ответственное отношение к выбору профессии.
Развивающая: Развивать умение заниматься сбором и анализом информации о своей будущей профессии.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: беседа, объяснение, тестирование




За определение понятия «профессиональный интерес» можно взять формулировку Кревневича В.В.: «Под профессиональным интересом, - писал он, - мы понимаем окрашенное положительным эмоциональным тоном отношение человека к определенной профессии, заключающееся в выделении ее из ряда других и стремлении больше узнать о ней»
Интерес и склонность к профессии рассматриваются как две стороны одного целого многими специалистами. Такое единство поддерживается рядом психологов, педагогов и физиологов, подчеркивающих психофизиологическое единство сознания и трудовой деятельности, работы мозга и мышц.
Интерес и склонность к профессиям лежит в основе формирования общетрудовых и профессиональных способностей. Профессиональный интерес и склонность выступают одновременно и как цель воспитания учащихся, и как средство превращения труда в потребность жизни. «Человек сначала работает, чтобы есть, затем ест, чтобы работать, сначала трудится, чтобы жить, затем жить ради труда - «главной цели его жизни», - писал Рубинштейн С.Л..
Интерес и склонность к профессии как динамическая категория проходит следующие основные этапы развития: ориентационный этап, этап профессионального становления, далее - профессиональной адаптации и активной творческой деятельности.
Основными приемами развития профессионального интереса и склонностей являются: хорошее представление учащимися перспективы развития изучаемой профессии, объекта, их роли в решении народно-хозяйственной задачи; построение процесса обучения на основе проблемного метода; обучение рациональным приемам учебной работы; обязательное и постоянное включение подростков в практическую профессиональную деятельность.
Осознанный интерес к профессии может иметь место там и тогда, где и когда личность осознает свои индивидуальные особенности и их соответствие содержанию, специфике профессионального труда. Все это дает основание рассматривать в качестве предмета профессионального интереса не только содержание, но и специфику профессии.
Однако специфика профессии выступает в качестве предмета профессионального интереса прежде всего на этапе выбора профессии, то есть задача формирования интереса к профессии должна решаться на этапе школьного трудового обучения, воспитания, в процессе профессиональной ориентации. В процессе профессионального обучения, трудовой деятельности предмет интереса от специфики перемещается на содержание профессионального труда, подростка все более увлекает сам процесс трудовой деятельности.
Рассмотрим, к примеру, взаимосвязь интереса к техническим профессиям с преобладанием у школьника соответствующего типа мышления.
Интерес к подобным профессиям возникает чаще всего у подростков на основе развитого технического мышления, под которым понимается мыслительная деятельность, предполагающая направленность субъекта на приобретение определенных технических знаний и умений, применение их в процессе решения технических задач, создания и обслуживания разнообразной техники и технологических процессов.
Техническое мышление и интерес к профессии связаны между собой функционально как направленность личности на процесс определенной технико-технологической деятельности. Именно поэтому интерес к профессии развивает техническое мышление, а оно, включая его (интерес), формирует профессиональные интересы и склонности личности. Следовательно, в морфологическом плане они являются аспектами друг друга, а в генетическом - как этап формирования уровня развития.
Можно выделить три уровня развития интереса к профессии.
Первый уровень - агрегативный, когда интерес к профессии преимущественно основан на привлекательности внешних сторон профессионального труда. Интерес на этом этапе как бы зарождается, он диффузный, не локализован на специфическом виде труда. Подростки не имеют опыта профессиональной деятельности, систематизированных профессиональных знаний о данном виде труда, профессиональные функции работника ими еще не полностью конкретизированы.
Второй уровень развития - эсенциональный (сущностный). Интерес к профессии опирается на систематизированные знания о содержании труда (предметы, средства, результаты и процесс труда). Подростки ознакомлены с организацией того или иного вида труда, имеют первоначальный опыт работы.
Третий уровень развития профессионального интереса - когда интерес к профессии перестает в общую профессиональную направленность личности. Профессиональный интерес на этом этапе - это взгляд на содержание своего труда с позиций творчества на основе имеющегося трудового опыта (который является необходимым условием развития интереса к профессии, так как позволяет видеть экономические, технологические, эстетические и другие стороны будущего квалифицированного труда, создает способность его творческого преобразования).
ВЫВОД: Профессиональный интерес (склонность) - это положительное эмоциональное отношение к профессии. Это динамическая категория: она проходит свои этапы развития, а также уровни развития.















































2.Модель профессиональных интересов.
Различные типы в модели профессиональных интересов: реалистичный, интеллектуальный, социальный, ригидный, предприимчивый, артистический.
Практ. работа: тест Голланда

Тема: Модель профессиональных интересов
Цели:
Обучающая: Обобщить знания о понятии «Модель профессиональных интересов» Познакомить учащихся с профессионально-ориентированными типами личности по Дж. Холланду.
Воспитательная: Прививать ответственное отношение к выбору профессии.
Развивающая: Развивать умение заниматься сбором и анализом информации о своей будущей профессии.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: беседа, объяснение, тестирование



Мир профессий огромен и насчитывает чуть более 20 тысяч профессий и около 40 тысяч специальностей. Упорядочение этого многообразия возможно по различным критериям.
За рубежом получили широкое распространение классификации профессий на основе учета интересов, способностей личности и свойств темперамента. Рассмотрим пример таких классификаций профессий, базирующихся на представлении о структуре личности.
Прежде всего, необходимо выделить классификацию профессий Дж. Холланда, разработанную в 1966 году. Ее достоинством является обоснованная психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. Дж. Холланд исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы. На основе установления основных компонентов направленности – интересов ценностных ориентаций – Дж. Холланд выделяет шесть профессионально-ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предпринимательский и художественный.
Реалистический. К нему относятся люди с ориентацией на настоящее (лучше синица в руках, чем журавль в небе). Это мужской, несоциальный, эмоционально-стабильный тип. Его представители занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, животными, машинами. Охотно избирают профессии механика, электрика, инженера, агронома, садовода, шофера и т.д. Их отличает, с одной стороны, способность к усвоению точных знаний, специальных умений, а с другой – недостаток общительности. При этом уровень развития психомоторных качеств преобладает у них над всеми другими свойствами.
Интеллектуальный. Люди, которые относятся к этому типу, в большей степени ориентированы на творческие – теоретические и в некоторой степени – эстетические ценности, умственный труд. Но размышлениям по проблеме они предпочитают занятия по реализации связанных с ней решений. Их отличают такие качества как любознательность, аналитичность, рациональность, независимость, пунктуальность, методичность и точность, у них хорошо развито абстрактное мышление. Но они обычно недостаточно общительны и им не дано быть лидером. Отдают предпочтение научным профессиям. Отличаются очень высоким уровнем развития как вербальных, так и естественно-математических способностей.
Социальный. Относящиеся к этому типу обычно ставят перед собой такие цели и задачи, которые позволяют установить тесные контакты с окружающей общественной средой. Чертами их характера являются социальность, гуманность, женственность, стремление обучать и воспитывать. Они активны, независимы, хотя им присуще и приспособленность. Наслаждаются деятельностью, связанной с оказанием помощи другим людям. Поэтому в занятиях предпочитают обучение и лечение, выбирая такие профессии, как врач, учитель, психолог, декоратор, бармен. Зато не любят работать с инструментами и машинами. Их отличают хорошие вербальные способности, а математические чаще всего слабо развиты. Ярко проявляются организаторские и коммуникативные умения. Проблемы решают, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться.
Конвенциональный. К нему относятся люди, ориентирующиеся на цели, задачи, ценности, происходящие из обычаев и общепринятого, традиционного состояния общества. Их подход к возникающим проблемам носит стереотипный и конкретно-практический характер. Человека этого типа отличают консервативность и зависимость. Он предпочитает профессии, связанные с расчетами и манипулированием числами, символами, их простым воспроизведением, т.е. канцелярскую деятельность, например, машинопись, бухгалтерию, экономику. Хотя у этого типа людей лучше развиты математические способности, они обладают и неплохими навыками общения, но избегают артистической деятельности. Им не свойственна спонтанность и оригинальность мышления, решение зависит от окружающих людей. Они слабые организаторы и руководители.
Предприимчивый. Человек этого типа избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявлять энтузиазм, импульсивность, доминантность, энергию, реализовать любовь к приключениям. Предпочитает неясные вербальные задачи, связанные с руководством, высоким статусом и властью; такие профессиональные роли, в которых может удовлетворить свои потребности в доминантности и признании; например, заведующего, директора, журналиста. Избегает монотонной деятельности, не любит ручной труд. Общие интеллектуальные способности у этих людей посредственны, а вот вербальные несколько выше среднего уровня. Они усидчивы, но у них плохо развита устойчивость внимания и его концентрация, не способны к научной деятельности.
Артистичный. К этому типу относятся люди, которые отстраняются от отчетливых проблем и видов деятельности. Уже в молодости у них есть высокий жизненный идеал. Они отличаются акцентированием собственного «Я», сложным взглядом на жизнь, независимостью решений. Это женственный, несоциальный тип. Предпочитает занятия творческого характера – музицирование, живопись, литературное творчество, фотографию и т.п. Для него характерны исключительные способности восприятия и моторики. Вербальные способности преобладают над математическими. В общении с окружающими опирается на свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Отличается раскрепощенностью, экспрессией, оригинальностью. Но ему недостает тщательности, скрупулезности.
Холланд отмечает, что каждый человек в какой-то мере обладает личностными свойствами, характерными для всех шести описанных типов. Однако представлены они в разной мере: одни больше, другие меньше. Поэтому большинство людей можно отнести к тому или иному типу, черты которого у них преобладают и наиболее ярко выражены. Хотя и редко, но встречаются люди, у которых почти одинаково выражены черты двух, трех и более типов. Это смешанный тип личности, представляющий как бы исключение из правил.
Каждая профессия создает определенную среду. Разумеется не сама по себе, а с помощью людей. Представители одной и той же профессии – личности во многом схожие, обладающие общими взглядами, наклонностями. Во многих сходных ситуациях они реагируют одинаково и этим создают определенную профессиональную среду.
Реалистичная профессиональная среда. Ее задачи конкретны, решения предполагают настойчивость, силовой натиск. А вот социальные навыки нужны в незначительной степени – только для того, чтобы передавать и воспринимать словесные инструкции.
Интеллектуальная профессиональная среда допускает скорее интеллектуальное давление, для которого требуется наличие абстрактного мышления, творческих способностей. Межличностные отношения при этом играют незначительную роль, сводятся во многом к передаче и восприятию сложных словесных конструкций.
Конвенциональная профессиональная среда (условная). Для решения возникающих в ней задач необходимы способности к обработке конкретной рутинной и цифровой информации. Способности же общения могут быть весьма слабо развиты.
Социальная профессиональная среда предполагает наличие умения разбираться в поведении людей и обучении других, требует постоянного личного общения с ними. Для этого необходимы способность убеждать, красноречие.
Предприимчивая профессиональная среда обязывает обладать красноречием, иметь хорошо развитые социальные навыки, уметь разбираться в мотивах поведения – ведь здесь специалистам надо управлять другими людьми.
Артистическая профессиональная среда характеризуется решением задачи и проблем, предполагающих наличие художественного вкуса и творческого воображения. Сложные задачи решаются преимущественно с помощью фантазии. Все свои знания, эмоции человек в этой среде стремиться посвятить достижению конкретной цели.























3.Учет склонностей в выборе профессии.
Понятие склонности. Формула склонности. Влияние склонностей в выборе профессии.
Практ. работа: тест «Склонности»

Тема: Учет склонностей в выборе профессии.
Цели:
Обучающая: Обобщить знания о понятии склонности и интересы. Познакомить учащихся с влиянием склонностей на выбор профессии.
Воспитательная: Прививать ответственное отношение к выбору профессии.
Развивающая: Развивать умение заниматься сбором и анализом информации о своей будущей профессии.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: беседа, объяснение, тестирование



Первое, что стоит сделать, приступая к выбору профессии – задать себе вопросы: что мне по-настоящему интересно? О чём мне нравится читать, смотреть фильмы, разговаривать? Отвечая на эти вопросы, мы очерчиваем круг своих интересов.
Интерес – специфическая направленность личности на определенный предмет; сосредоточенность на нём мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения.
Интересы могут проявиться достаточно рано в детстве, сформировавшись под влиянием окружающей среды, близких людей. Допустим в семье спортсменов-горнолыжников у ребенка велика вероятность развития интереса к покорению снежных вершин, а девочка, которую мама-парикмахер с детства водит с собой на работу, скорее всего, уже с начальной школы будет делать прически всем своим подружкам и одноклассницам. Но вот закрепляются те или иные интересы в зависимости от особенностей нашего характера, темперамента. Так, мальчик-флегматик, совершенно не склонный к риску и авантюризму, вряд станет горнолыжником даже в семье потомственных спортсменов.
Интерес к тому или иному предмету (науке, музыке, спорту) в сочетании с соответствующими чертами личности побуждает к определенной деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в нее. Если интерес – это направленность на определенный предмет, то склонность – направленность на соответствующую деятельность. Например, ранний интерес к технике (наблюдение за процессом ремонта или сборки аппаратуры, просмотр телепередач о технических новинках) может впоследствии перейти в желание заниматься этим самостоятельно и профессионально. Наличие интересов означает «хочу знать», склонность – «хочу делать». Именно склонности, родившиеся из интересов, являются основой для дальнейшего профессионального выбора.
Итак, склонностью в психологии называют потребность личности в определенной деятельности. О склонности говорят, когда работа нравится человеку, когда человек испытывает влечение к ней. Деятельность может нравиться приносимой ею пользой, тем, какое общественное признание она дает, более того, деятельность сама по себе может становиться притягательной. Деятельность, обусловленная склонностью, может быть отнюдь не легкой и не во всех своих частях приятной, и тогда человек проявляет волю, настойчивость, готовность пожертвовать чем-то ради успеха деятельности[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В психолого-педагогической литературе склонность описывается как сложное психологическое образование, имеющее следующие внешние проявления: длительное и устойчивое стремление личности к определенной деятельности; успешность выполнения этой деятельности; творческий характер деятельности и стремление к творчеству; проявление устойчивого интереса к определенной области знаний; стремление к постоянному накоплению этих знаний..

Определить свои интересы и склонности можно путем наблюдения за собой, анализа своих увлечений, хобби, бесед с родителями, знакомыми, учителями (им может быть многое заметно со стороны) и с помощью специальных психологических тестов.







Опросник профессиональных склонностей
(Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши в модификации Г.В.Резапкиной)

Назначение теста
Диагностика профессиональных склонностей респондентов.
Инструкция к тесту
Для того, чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов – «а», «b» или «c» – и отметьте его в бланке.
Тестовый материал
Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности
общаться с самыми разными людьми;
снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.
заниматься расчетами; вести документацию.
В книге или кинофильме меня больше всего привлекает
возможность следить за ходом мыслей автора;
художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
сюжет, действия героев.
Меня больше обрадует Нобелевская премия
за общественную деятельность;
в области науки;
в области искусства.
Я скорее соглашусь стать
главным механиком;
начальником экспедиции;
главным бухгалтером.
Будущее людей определяют
взаимопонимание между людьми;
научные открытия;
развитие производства.
Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь
созданием дружного, сплоченного коллектива;
разработкой новых технологий обучения;
работой с документами.
На технической выставке меня больше привлечет
внутреннее устройство экспонатов;
их практическое применение.
внешний вид экспонатов (цвет, форм;
В людях я ценю, прежде всего
дружелюбие и отзывчивость
смелость и выносливость;
обязательность и аккуратность.
В свободное время мне хотелось бы
ставить различные опыты, эксперименты;
писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
тренироваться.
В заграничных поездках меня скорее заинтересует
возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыж;
деловое общение;
Мне интереснее беседовать о
человеческих взаимоотношениях;
новой научной гипотезе;
технических характеристиках новой модели машины, компьютера.
Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал
технический;
музыкальный;
спортивный.
В школе следует обратить особое внимание на
улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
укрепление дисциплины.
Я с большим удовольствием смотрю
научно-популярные фильмы;
программы о культуре и искусстве;
спортивные программы.
Мне хотелось бы работать
с детьми или сверстниками;
с машинами, механизмами;
с объектами природы.
Школа в первую очередь должна
учить общению с другими людьми;
давать знания;
обучать навыкам работы.
Главное в жизни
иметь возможность заниматься творчеством;
вести здоровый образ жизни;
тщательно планировать свои дела.
Государство должно в первую очередь заботиться о
защите интересов и прав граждан;
достижениях в области науки и техники;
материальном благополучии граждан.
Мне больше всего нравятся уроки
труда;
физкультуры;
математики.
Мне интереснее было бы
заниматься сбытом товаров;
изготавливать изделия;
планировать производство товаров.
Я предпочитаю читать статьи о
выдающихся ученых и их открытиях;
интересных изобретениях;
жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.
Свободное время я люблю
читать, думать, рассуждать;
что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
ходить на выставки, концерты, в музеи.
Больший интерес у меня вызовет сообщение о
научном открытии;
художественной выставке;
экономической ситуации.
Я предпочту работать
в помещении, где много людей;
в необычных условиях;
в обычном кабинет
Ключ к тесту

I
II
III
IV
V
VI

I
II
III
IV
V
VI

1
a


b

c
13
a



b
c

2

a

b
c

14

a

b
c


3
a
b

c


15
a

b

c


4


a

b
c
16
a

b


c

5
a
b
c



17



a
b
c

6
a
b



c
18
a
b
c




7

a
b
c


19


a

b
c

8
a



b
c
20
a

b


c

9

a

b
c

21

a
b
c



10



a
b
c
22

a
b
c



11
a
b
c



23

a

b

c

12


a
b
c

24
a



b
c

Обработка результатов теста
Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
10-12 баллов - ярко выраженная профессиональная склонность.
7-9 баллов - склонность к определенному виду деятельности.
4-6 баллов - слабо выраженная профессиональная склонность.
0-3 баллов - профессиональная склонность не выражена.
Шесть столбцов - это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?
Интерпретация результатов теста
I. Склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.
II. Склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.
III. Склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
IV. Склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.
V. Склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.
VI. Склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.























Советы учащимся по выбору профессии
ХОЧУ-МОГУ-НАДО
Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя от неуверенности в завтрашнем дне.
Какой выбор профессии можно считать правильным?
Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).
Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств (МОГУ).
В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).
Представим три слагаемых правильного выбора в виде трех окружностей.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]






Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека даже не пересекаются, это означает: он хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо.
Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Этот случай, вариант, дающий возможность получать вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.






СОВЕТЫ:
1. Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. 2. Не ставьте во главу угла свои или чужие представления о престижности профессии. Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. 3. При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. 4.Не увлекайтесь только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. 4. Не отождествляйте школьный учебный предмет с профессией. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. 5.Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить состояние здоровья. 6. Не воспринимайте инструкции буквально, лучше даже, если ты творчески подойдешь к делу и разработаешь для себя свой собственный план - список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний (с помощью тестов или как-либо еще) и т.д.
















Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Владос, 1998.
2. Голомшток А.Е. Профориентационная работа в школе. – Калуга, 1968.
3. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.
4. Ефремцева С.А. Тренинг общения для старшеклассников. Киев,1997.
5. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – М., 1984.
6. Климов Е.А. Путь в профессию. – М., 1989.
7.Кривцова С.В,, Мухаматулина Е.Л. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками.М.,1997.
8. Основы профессиональной культуры./Под ред. В.Д.Симоненко.- Брянск: Изд-во БГТУ, 1997.
9. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М., Просвещение, 1991.
10. Прутченков А.С, Трудное восхождение к себе. М., 2001.
11. Пряжников Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.
12. Пряжников Н.С. Игровой метод профориентации /Под ред. Климова Е.А.. – Пермь, 1989.
13. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков.
14. Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. – Брянск, 1995.
15. Технология предпрофильной подготовки и отбора в профильные классы: Научно-методические рекомендации. – Брянск: Изд-во Брянского областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки молодежи, 2004.
16. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.
17. Школьный психолог. Еженедельная газета: Издательский дом «Первое сентября», 2002-2003 г.




Надо

Могу

Хочу






Hђ Заголовок 5 Заголовок 6йђ Заголовок 715