Рабочая программа по учебному курсу Математика для любознательных (2 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Согласовано
Заместитель директора по УВР
МБОУ «СОШ №24»
Энгельсского муниципального района
___________________ С.Н.Иванчук
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ №24»
Энгельсского муниципального района
_______________ Л.Е. Диамент
Приказ №_______от____________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«МАТЕМАТИКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ»
для учащихся 2 класса МБОУ «СОШ №24»
Энгельсского муниципального района
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
Скаленко Анастасия Юрьевна,
учитель начальных классов
Энгельс, 2014
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Математика для любознательных» составлена для учащихся 2 класса общеобразовательной школы.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
основной образовательной программой начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №24»;
Положением о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №24».
Программа данного курса дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Отличительные особенности учебного курса «Математика для любознательных» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Цели и задачи учебного курса «Математика для любознательных».
Основная цель учебного курса «Математика для любознательных» в начальных классах состоит не только в том, чтобы обеспечить математическую грамотность учащихся (т.е. научить их счёту), но и в том, чтобы сформировать элементы логического мышления, графической грамотности и конструкторских умений, дать младшим школьникам начальное конструкторское развитие.
Задачи учебного курса:
- воспитывать интерес к предмету через занимательные упражнения;
- обучить методике выполнения логических заданий;
- формировать усидчивость, терпение.
- научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части;
- создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Содержание занятий учебного курса направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, на развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, и на успешное усвоение учебного материала на занятиях.
Применим к смежным наукам (уроки математика и технология);
Изучение курса предполагает органическое единство мыслительной и конструкторско-практической деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния и взаимодействия: мыслительная деятельность и теоретические математические знания создают базу для овладения курсом, а специально организованная конструкторско-практическая учебная деятельность (в рамках развивающих игр) создает условия не только для формирования элементов технического мышления и конструкторских навыков, но и для развития пространственного воображения и логического мышления, способствует актуализации и углублению математических знаний при их использовании в новых условиях.
Предлагаемый материал даётся в форме практических заданий, наглядного моделирования с учётом опыта и геометрических представлений детей, является для них интересным и доступным, используется для дальнейшей практической деятельности учащихся. Для лучшего изучения геометрических терминов в материал занятий включены «Сказки о жителях страны Геометрии», ребусы, кроссворды, дидактические игры.
На изучение данной программы отводится по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели), срок реализации программы – 1 год.
В результате освоения программы во 2 классе планируется достижение младшими школьниками следующих
1) личностных результатов:
Положительное отношение и интерес к изучению математики.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
2) метапредметных результатов:
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установленияаналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
3) предметных результатов:
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
.
Учебно-тематический план
2 класс
1 час в неделю, всего 34 часа, в том числе итоговое занятие -1 час
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
1.
Вводное занятие. Математические игры.
1
2.
Математические кроссворды.
1
3.
Из истории чисел. Как люди научились считать.
1
4.
Старинные меры измерений.
1
5.
Магические квадраты.
1
6.
Логические задачи.
3
7.
8.
9.
Закономерности (логические ряды чисел).
1
10.
Арифметические ребусы.
1
11.
Китайская головоломка «Танграм».
1
12.
Задания с палочками.
1
13.
Дерево возможностей.
2
14.
15.
Сумма трёх чисел одна и та же.
1
16.
Составление алгоритмов, блок-схем,
программ с вопросами.
1
17.
Подсчёт геометрических фигур.
1
18.
Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе.
1
20.
Конструирование фигур.
1
21.
Раскраска и сгибание геометрических фигур.
1
22.
Разрезание фигур на одинаковые части
1
23.
Графическое моделирование.
1
24.
Рисование картинок, не отрывая карандаш от бумаги.
1
25.
Маршруты.
1
26.
Прямоугольник, составленный из квадратов и квадрат, составленный из прямоугольников.
1
27.
Задачи на взвешивание.
1
28.
Задачи на переливание
1
29.
Комбинаторные задачи.
2
30.
31.
Решение старинных задач.
1
32.
Задачи повышенной сложности.
2
33.
34.
Итоговое занятие.
1
Итого:
34
Содержание программы
Знания о математике (2 ч.)
Из истории чисел. Как люди научились считать. Старинные меры измерений.
Математическая логика (14 ч.)
Вводное занятие. Математические игры. Математические кроссворды. Магические квадраты. Логические задачи. Закономерности (логические ряды чисел). Арифметические ребусы. Китайская головоломка «Танграм». Задания с палочками. Дерево возможностей. Сумма трёх чисел одна и та же. Составление алгоритмов, блок-схем, программ с вопросами.
Наглядная геометрия (10 ч.)
Подсчёт геометрических фигур. Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе. Конструирование фигур. Раскраска и сгибание геометрических фигур. Разрезание фигур на одинаковые части. Графическое моделирование. Рисование картинок, не отрывая карандаш от бумаги. Маршруты. Прямоугольник, составленный из квадратов и квадрат, составленный из прямоугольников.
Решаем задачи (7 ч.)
Задачи на взвешивание. Задачи на переливание. Комбинаторные задачи. Решение старинных задач. Задачи повышенной сложности.
Итоговое занятие (1 ч.)
Литература, используемая при составлении рабочей программы:
И. Волкова. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование»: 1-4 кл.: Пособие для учителя/ С. И. Волкова. М.: Просвещение, 2007
Математика и конструирование. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С. И. Волкова, О. Л. Пчелкина. М.: Просвещение, 2010
Математика: 2 класс. Реши задачу. Для любознательных. / Е.В. Берестова.- Издательство: Эксмо, 2013
15