Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.15 Биология специальность Ветеринария
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение
Ростовской области
«Октябрьский аграрно-технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОУД.15 Биология
Специальность:
36.02.01 Ветеринария
Профиль обучения — естественнонаучный
группа ВФ-1-15
ПОС.КАЧКАН, ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОН, 2015 ГОД
Рассмотрена и рекомендована Утверждено
к практическому применению зам. директора по УР
МК «Общеобразовательных дисциплин» ______________________
протокол №____ «____»____________2015г.
от «____»_____________2015г.
председатель МК___________
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413);
Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Примерной программы общеобразовательной дисциплины Экология, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 2 от 26. 03. 2015).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Октябрьский аграрно-технологический техникум».
Разработчики: Евтушенко Елена Александровна – преподаватель спецдисциплин ГБПОУ РО «ОАТТ».
Рецензенты: _________________ Задёра Марина Ивановна, преподаватель химии высшей квалификационной категории, ГБПОУ РО "ОАТТ".СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 23
5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 23
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
1.1. Пояснительная записка
Реализация среднего общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы по специальности 36.02.01 Ветеринария в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций, с учётом естественно-научного профиля получаемого профессионального образования.
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой про- фессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:
получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
Программа учебной дисциплины «Биология» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), виды самостоятельных работ, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную про- грамму среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена ППССЗ.
1.2. Общая характеристика учебной дисциплины
Биология — система наук, изучающая все аспекты жизни, на всех уровнях организации живого, начиная с молекулярного и заканчивая биосферным. Объектами изучения биологии являются живые организмы, их строение и жизнедеятельность, их многообразие, происхождение, эволюция и распределение живых организмов на Земле.
Общая биология изучает законы исторического и индивидуального развития организмов, общие законы жизни и те особенности, которые характерны для всех видов живых существ на планете, а также их взаимодействие с окружающей средой.
Биология, таким образом, является одной из основополагающих наук о жизни, а владение биологическими знаниями является одним из необходимых условий сохранения жизни на планете.
Основу содержания учебной дисциплины «Биология» составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).
Содержание учебной дисциплины направлено на подготовку обучающихся к решению важнейших задач, стоящих перед биологической наукой по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и здоровья людей.
Дисциплина «Биология» для специальности СПО естественнонаучного профиля профессионального образования изучается более углубленно, как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий или специальностей. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем учебной дисциплины, глубину их освоения обучающимися, через объем и характер практических занятий, демонстраций, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов и т.п..
При отборе содержания учебной дисциплины «Биология» использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.
Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественнонаучной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.
Содержание учебной дисциплины предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, включающих умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать полученные сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.
В содержании учебной дисциплины курсивом выделен материал, который при изучении биологии контролю не подлежит.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования ППССЗ.
1.3. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Биология» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ППССЗ. Является профильной дисциплиной.
1.4. Результаты освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
имеет чувство гордости и уважение к истории и достижениям отечественной биологической науки; имеет представление о целостной естественнонаучной картине мира;
понимает взаимосвязь и взаимозависимость естественных наук, их влияние на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей её достижения в профессиональной сфере;
способен руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;
готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
обладает навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.
способен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
готов к оказанию первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
метапредметных:
осознает социальную значимость своей специальности, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
повышает интеллектуальный уровень в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
способен организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
умеет обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
способен к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
предметных:
сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 157 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 105 часов;
самостоятельной работы обучающегося 52 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 157
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 105
В 1 семестре – 50 часов, во 2 семестре – 33 часа. в том числе: лабораторные работы 22
практические занятия -
контрольные работы 5
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 52
в том числе: Подготовка докладов на тему «Вклад ученых – биологов в науку», «Значение бактерий в природе и для человека», «Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние», «Г. Мендель – основоположник генетики», «Наследственные болезни человека», «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении», «Работы И.В. Мичурина», «Клонирование животных», «Биография Ч.Дарвина», «Опасность расизма», «Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени», «Жизнь и творчество В.И. Вернадского».
Создание плакатов по теме «Белки, жиры, углеводы»
Составление глоссария по генетике.
Привести примеры ароморфозов, идиоадаптаций и дегенераций.
Составление кроссворда на тему «Органоиды клетки».
Составление сравнительной таблицы бесполого и полового размножения.
Составление простейших схем скрещивания.
Решение генетических задач.
Подготовить наглядный материал по теме «Приспособленность организмов к среде обитания».
Подготовка реферата или презентации на тему «Вирусы. Вирусные заболевания и профилактика», «Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка», «Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение». 24
2
1
1
2
2
2
4
2
12
Промежуточная аттестация в форме экзамена. 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология».
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение. Содержание учебного материала 2 2
1 Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования. 2 2
Раздел1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ. Содержание учебного материала 22 Тема 1.1. Химическая организация клетки.
Тема 1.2. Строение и функции клетки.
Тема 1.3. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Тема 1.4. Жизненный цикл клетки. 1 Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.
Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.
6 2
2 Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
5 2
Лабораторные работы.
1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание».
2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений"
3. «Сравнение клеток растений и животных по готовым микропрепаратам" 5 3 Пластический и энергетический обмен.
Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
3 2
4 Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.
Митоз. Цитокинез. 2 2
Контрольная работа №1 по теме «Учение о клетке» 1 Самостоятельная работа обучающихся.
1. Доклад на тему: «Вклад ученых – биологов в науку».
2. Создание плакатов по теме «Белки, жиры, углеводы».
3. Доклад на тему: «Значение бактерий в природе и для человека».
4. Составление кроссворда на тему «Органоиды клетки».
5. Реферат или презентация на тему: «Вирусы. Вирусные заболевания и профилактика».
6. Доклад на тему: «Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние». 14 Раздел 2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ Содержание учебного материала
12 Тема 2.1. Размножение организмов.
Тема 2.2. Индивидуальное развитие организма.
Тема 2.3. Индивидуальное развитие человека. 1
Организм – единое целое. Многообразие организмов Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. 6 2
2 Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.
Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. 4 2
Лабораторные работы.
4. «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства». 1 3 Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загряз- нения среды на развитие человека.
1 Контрольная работа №2 по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов». 1 Самостоятельная работа обучающихся.
7. Составление сравнительной таблицы бесполого и полового размножения.
8. Реферат на тему: «Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка». 6
Раздел 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ.
Содержание учебного материала 23 Тема 3.1. Основы учения о наследственности и изменчивости.
Тема 3.2. Закономерности изменчивости.
Тема 3.3 Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. 1 Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель – основоположник науки генетика. Генетическая терминология и символика.
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимо-действие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. 6 2
Лабораторные работы.
5. «Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания».
6. «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».
7. «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание». 5 2 Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная, или ненаследтвенная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций. 3 2
Лабораторные работы.
8. «Анализ фенотипической изменчивости».
1 3 Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).
5 2
Лабораторные работы.
9. «Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм».
10. «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии». 2 Самостоятельная работа обучающихся.
9. Доклад на тему: «Г. Мендель – основоположник генетики».
10. Составление глоссария по генетике.
11. Составление простейших схем скрещивания.
12. Решение генетических задач.
13. Доклад на тему: «Наследственные болезни человека».
14. Доклад на тему: «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении».
15. Доклад на темы: «Работы И.В. Мичурина».
16. Доклад на тему: «Клонирование животных». 17 Контрольная работа №3 по теме «Основы генетики и селекции». 1 Раздел 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ Содержание учебного материала 20 Тема 4.1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.
Тема 4.2. История развития эволюционных идей.
Тема 4.3. Микроэволюция и макроэволюция. 1
Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация. 2 2
Лабораторные работы.
11. «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни». 1 2
Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. 3 2
3 Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.
11 Лабораторные работы.
12. «Описание особей вида по морфологическому критерию».
13. «Выявление приспособлений организмов к среде обитания». 2 Контрольная работа №4 по теме «Эволюционное учение». 1 Самостоятельная работа обучающихся.
17. Доклад на тему: «Биография Ч.Дарвина».
18. Подготовить наглядный материал по теме «Приспособленность организмов к среде обитания».
19. Привести примеры ароморфозов, идиоадаптаций и дегенераций. 5 Раздел 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. Содержание учебного материала 6 Тема 5. 1. Антропогенез. 1 Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека. 3 2
Лабораторные работы.
14. «Анализ и оценка различных гипотез возникновения человека». 1 Тема 5. 2. Человеческие расы. 1
Родство и единство происхождения человече- ских рас. Критика расизма.
2 2
Самостоятельная работа обучающихся.
20. Доклад на тему «Опасность расизма». 6 Раздел 6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ. Содержание учебного материала 18 Тема 6.1. Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.
Тема 2. Биосфера – глобальная экосистема.
Тема 3. Биосфера и человек. 1 Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.
7 2
Лабораторные работы.
15. «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».
16. «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)».
17. «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности» 3 2 . Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. 3 2
3 Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. 3 2
Лабораторные работы.
18. «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решении».
1 Контрольная работа №5 по теме Основы экологии». 1 Самостоятельная работа обучающихся.
21. Доклад на тему «Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени».
22. Доклад на тему: «Жизнь и творчество В.И. Вернадского».
23. Реферат ли презентация на тему «Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение».
8 Раздел 7. БИОНИКА. Содержание учебного материала 2 Тема 7.1. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. 1 Бионика рассматривает особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных. 2 2
Всего 58 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.-продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины.
Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Введение. Познакомиться с биологическими системами разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Определить роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей.
Научиться соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. Устный опрос, контрольные работы №1, 5, экзамен
Устный опрос, экзамен.
УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ
Химическая организация клетки Уметь проводить сравнение химической организации живых и неживых объектов.
Получить представление о роли органических и неорганических веществ в клетке. Устный опрос, контрольная работа №1 по теме «Учение о клетке», самостоятельная работа №1-2 при изучении темы 1.1, экзамен
Строение и функции клетки С помощью микропрепаратов изучить строение клеток эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных.
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. Наблюдение за выполнением и защита отчета по лабораторным работам №1, №2, №3.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке Уметь строить схемы энергетического обмена и биосинтеза белка.
Получить представление о пространственной структуре белка, молекул ДНК и РНК. Тестовые задания по теме 1.3, контрольная работа №1 по теме «Учение о клетке», экзамен.
Жизненный цикл клетки Познакомиться с клеточной теорией строения организмов.
Уметь самостоятельно искать доказательства того, что клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Устный опрос, наблюдение за выполнением и защита отчета по лабораторной работе №1, контрольная работа №1 по теме «Учение о клетке», экзамен.
ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
Размножение организмов Овладеть знаниями о размножении как о важнейшем свойстве живых организмов.
Уметь самостоятельно находить отличия митоза от мейоза, определяя эволюционную роль этих видов деления клетки. Устный опрос, тестовые задания по теме 2.1, контрольная работа № 3 по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов», экзамен.
Индивидуальное развитие организмаразвитиеор- ганизма Познакомиться с основными стадиями онтогенеза на примере развития позвоночных животных.
Умение характеризовать стадии постэмбрионального развития на примере человека. Познакомиться с причинами нарушений в развитии организмов.
Развивать умение правильно формировать доказательную базу эволюционного развития животного мира. Устный опрос, контрольная работа № 2 по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов», экзамен.
Индивидуальное развитие человекаразвитиече- ловека Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
Получить представление о последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и репродуктивное здоровье человека. Устный опрос, наблюдение за выполнением и защита отчета по лабораторной работе №4, самостоятельная работа №8 при изучении темы 2.2, экзамен.
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ
Закономерности изменчивости Познакомиться с наследственной и ненаследственной изменчивостью и их биологической ролью в эволюции живого мира.
Получить представление о связи генетики и медицины.
Познакомиться с наследственные болезнями человека, их причинами и профилактикой.
На видеоматериале изучить влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм. Устный опрос, контрольная работа №3 по теме «Основы генетики и селекции», экзамен.
Семинар, самостоятельная работа №13 по теме 3.1., самостоятельная работа №13 по теме 3.1., экзамен.
Наблюдение за выполнением и защита отчета по лабораторным работам №8, № 9.
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов Получить представление о генетике как о теоретической основе селекции.
Развивать метапредметные умения, находя на карте Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных, открытые Н.И. Вавиловым.
Изучить методы гибридизации и искусственного отбора.
Уметь разбираться в этических аспектах некоторых достижений в биотехнологии: клонирование животных и проблемы клонирования человека.
Познакомиться с основными достижениями современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Устный опрос.
Устный опрос, экзамен.
Устный опрос, контрольная работа №3 по теме «Основы генетики и селекции», экзамен.
Наблюдение за выполнением и защита отчета по лабораторным работам №10.
Устный опрос, самостоятельная работа №15 по теме 3.3.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Получить представление об усложнении живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Уметь экспериментальным путем выявлять адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Познакомиться с некоторыми представителями редких и исчезающих видов растений и животных.
При выполнении лабораторной работы провести описание особей одного вида по морфологическому критерию. Выявление черт приспособленности организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной). Наблюдение за выполнением и защита отчета по лабораторной работе №11.
Устный опрос.
Устный опрос, наблюдение за выполнением и защита отчета по лабораторной работе №13.
Наблюдение за выполнением и защита отчета по лабораторным работам №12, 13, контрольная работа №4 по теме «Эволюционное учение», экзамен.
История развития эволюционных идей Изучить наследие человечества на примере знакомства с историей развития эволюционных идей К. Линнея, Ж.Б. Ламарка Ч. Дарвина. Оценить роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Развить способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Устный опрос, контрольная работа №4 по теме «Эволюционное учение», самостоятельная работа № 17, экзамен.
Устный опрос, экзамен.
Микроэволюция и макроэволюция Познакомиться с концепцией вида, его критериями, подобрать примеры того, что популяция – структурная единица вида и эволюции.
Познакомиться с движущимися силами эволюции и доказательства ми эволюции.
Усвоить, что основными направлениями эволюционного прогресса являются биологический прогресс и биологический регресс.
Уметь отстаивать мнение, что сохранение биологического многообразия является основой устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Уметь выявлять причины вымирания видов. Устный опрос, контрольная работа №4 по теме «Эволюционное учение», экзамен.
Устный опрос, контрольная работа №4 по теме «Эволюционное учение», экзамен.
Устный опрос, самостоятельная работа № 19 по теме 4.3.
Устный опрос, экзамен.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Антропогенез Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Развивать умение строить доказательную базу по сравнительной характеристике человека и приматов, доказывая их родство.
Выявить этапы эволюции человека. Наблюдение за выполнением и защита отчета по лабораторным работам №14.
Устный опрос, экзамен.
Устный опрос, проверочная работа по теме «Происхождение человека».
Человеческие расы Умение доказывать равенство человеческих рас на основании их родства и единства происхождения.
Развитие толерантности, критика расизма во всех его проявлениях. Устный опрос, самостоятельная работа № 20 по теме 5.2., проверочная работа по теме «Происхождение человека».
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
Экология – наука о взаимоотношениях организмов между со- бой и окружающей средой Изучить экологические факторы и их влияние на организмы.
Знакомство с экологическими системами, их видовой и пространственной структурами. Уметь объяснять причины устойчивости и смены экосистем.
Познакомиться с межвидовыми взаимоотношениями в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.
Уметь построить ярусность растительного сообщества, пищевые цепи и сети в биоценозе, а также экологические пирамиды.
Знать отличительные признаки искусственных сообществ – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.
Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).
Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Устный опрос, контрольная работа №5 по теме «Основы экологии», экзамен.
Устный опрос, контрольная работа №5 по теме «Основы экологии», экзамен.
Устный опрос, контрольная работа №5 по теме «Основы экологии», экзамен.
Устный опрос, контрольная работа №5 по теме «Основы экологии», самостоятельная работа №21, экзамен.
Устный опрос, контрольная работа №5 по теме «Основы экологии», экзамен.
Наблюдение за выполнением и защита отчета по лабораторной работе №18.
Наблюдение за выполнением и защита отчета по лабораторной работе №17.
Наблюдение за выполнением и защита отчета по лабораторной работе №15, контрольная работа №5 по теме «Основы экологии», экзамен.
Биосфера – глобальная экосистема Познакомиться с учением В.И. Вернадского о биосфере как о глобальной экосистеме.
Иметь представление о схеме экосистемы на примере биосферы, круговороте веществ и превращении энергии в биосфере.
Уметь доказывать роль живых организмов в биосфере на конкретных примерах. Устный опрос, самостоятельная работа №22 по теме 6.2.
Устный опрос, экзамен.
Устный опрос, экзамен.
Биосфера и человек Находить связь изменения в биосфере с последствиями деятельности человека в окружающей среде.
Уметь определять воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду.
Познакомиться с глобальными экологическими проблемами и уметь определять пути их решения.
Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач.
Демонстрировать умения постановки целей деятельности, планировать собственную деятельность для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации само- контроля и оценки полученных результатов.
Научиться соблюдению правил поведения в природе, бережном отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. Устный опрос, наблюдение за выполнением и защита отчета по лабораторной работе №18.
Устный опрос.
Устный опрос, самостоятельная работа №23 по теме 6.3.
Наблюдение за выполнением и защита отчета по лабораторной работе №16.
Устный опрос.
Устный опрос, экзамен.
БИОНИКА
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики Познакомиться с примерами использования в хозяйственной деятельности людей морфо- функциональных черт организации растений и
животных при создании совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.
Знакомство с трубчатыми структурами в живой природе и в технике, аэродинамическими и гидродинамическими устройствами в живой природе и в технике.
Умение строить модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Устный опрос.
Устный опрос.
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины имеется в наличии учебный кабинет.
Оборудование учебного кабинета:
1) рабочее место преподавателя;
2) стенд «Строение клетки»;
3) плакаты по темам: «Учение о клетке», «Основы генетики и селекции», «Основы экологии»;
4) портреты выдающихся биологов;
5) дидактический наглядный материал по темам: «Учение о клетке», Организм. Размножение и индивидуальное развитие», «Происхождение человека», «Основы генетики и селекции», «Основы экологии»;
6) презентации по темам: «Учение о клетке», Организм. Размножение и индивидуальное развитие», «Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение», «Происхождение человека», «Основы генетики и селекции», «Основы экологии»;
7) видеоматериалы по темам: «Учение о клетке», Организм. Размножение и индивидуальное развитие», «Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение», «Происхождение человека», «Основы генетики и селекции», «Основы экологии»;
8) информационно-коммуникационные средства;
9) методические рекомендации к проведению лабораторно-практических занятий;
10) методические рекомендации к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы;
11) тестовые задания по темам: «Учение о клетке», Организм. Размножение и индивидуальное развитие», «Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение», «Происхождение человека», «Основы генетики и селекции», «Основы экологии»;
12) разработки преподавателя к урокам и внеклассным мероприятиям;
13) микроскопы и микропрепараты;
14) библиотечный фонд.
5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Литература для студентов:
Константинов В.М., Рязанов А.Г., Е.О. Фадеева Общая биология. Учебник для студентов образовательных учреждений СПО – М.: Изд. Центр «Академия», 2012.
Литература для преподавателя:
Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Рос- сийской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О вне- сении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального госу- дарственного образовательного стандарта среднего (полного) общего обра- зования»
Рекомендации по организации получения среднего общего образова- ния в пределах освоения образовательных программ среднего профессио- нального образования на базе основного общего образования с учетом тре- бований федеральных государственных образовательных стандартов и по- лучаемой профессии или специальности среднего профессионального об- разования (письмо Департамента государственной политики в сфере под- готовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06- 259).
Биология. В 2-х т / Под ред. Н. В. Ярыгина. – М.: 2007, 2010 Биология.Руководствокпрактическимзанятиям.Подред.В. В.Маркиной. — М.: 2010
Кобылянский, Виктор Аполлонович. Философия экологии. Краткий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: 2010
Орлова Э. А. История антропологических учений. Учебник для ву- зов.– М.: 2010
Пехов А. П. Биология, генетика и паразитология. – М.: 2010 Чебышев, Н. В., Гринева Г. Г. Биология. – М.: 2010
Интернет-ресурсы
http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.
http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образователь- ным ресурсам Интернет по биологии
http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьно- му курсу биологии.
http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные вик- торины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета.
http://college.ru/biology/ - Биология в Открытом колледже. Сайт со- держит электронный учебник по биологии, On-line тесты.
http://www.informika.ru/text/database/biology/ - Электронный учебник, большой список Интернет-ресурсов.
http://www.rdb.or.id/ - Каталог исчезающих и редких пернатых юго- восточной Азии. Изображения птиц каждого вида и краткие сведения о них: предполагаемая численность и распределение по странам региона.
http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/ - бесплатные обучающие программы по биологии.
http://nrc.edu.ru/est/r4/ - биологическая картина мира. Раздел компью- терного учебника, разработанного в Московском Государственном Откры- том университете.
http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России (проект Экологического центра МГУ им М.В. Ломоносова)
http://www.kozlenkoa.narod.ru/ - Для тех, кто учится сам и учит дру- гих; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам.
ww.school- city.by/index.php?option=com_weblinks&catid=64&Itemid=88 – биология в вопросах и ответах.
http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образова- тельные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
http://www.bril2002.narod.ru/biology.html - Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: Общая биология, Ботаника, Зоология, Человек.
http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html -тесты по биологии.