Классный час с элементами тренинга на сплочение коллектива
Министерство образования и науки Челябинской области
ГАПОУ ЧО «Политехнический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тематического классного часа
«Крепость нашей команды»
Магнитогорск
2016
Сценарий классного часа с элементами тренинга «Крепость нашей команды»
Цель: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
формирование благоприятного психологического климата в группе;
нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
развитие умения работать в команде;
сплочение группы.
Оснащение:
1. материалы по мероприятию (ватман-для составления кластеров, наборы маркеров);
2. карточки с заданными конфликтными ситуациями;
3. веревкаВремя проведения – 45 мин
Место проведения – территория Политехнического колледжа
г. Магнитогорска.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.-Здравствуйте. Я рада видеть вас, мне приятно вновь общаться с вами.
приветствие
Ритуал приветствия: все хором “Всем привет!” (Слайд № 1)
III. Актуализация проблемы (5 мин)
- Для разминки выполним задание:
ПОВОРОТ В ПРЫЖКАХ
Цель: упражнение может использоваться как экспресс-тест на групповую
сплоченность (фиксируется количество попыток, потребовавшихсядля его выполнения).
Задание практически невозможно успешно выполнить до тех пор, пока участники стремятся решить задачу индивидуально, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае возможно только
с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других.
Описание упражнения
Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно закрывают глаза и выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 270 или 360 градусов. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться обэтом нельзя. После прыжка участники открывают глаза, смотрят друг на друга и по очередному сигналу, вновь закрыв глаза, совершают следующий прыжок из того положения, в которое приземлились ранее.
Задача: добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.
Обсуждение результатов:
- Всем ли удалось достичь своей цели? Почему?
– Что помогало, а что мешало справиться с заданием?
Мешало то, что сначала каждый трудился сам за себя
- Когда группа людей может успешно выполнить трудную задачу?
Когда группа людей становится командой
IV. Формулируем тему.
- Мудрецы разных эпох из разных областей деятельности высказывали свои представления о команде так:
«Шестеренки на одной оси либо крутятся одинаково, либо ломают зубья.» Сергей Лавров (министр иностранных дел)
«Вы не можете выиграть, если вы не играли как единое целое.» Карим Абдул-Джаббар (легендарный американский баскетболист)
«Двое лучше одного. Трое лучше двух. Четверо лучше трех. Стремитесь к сплоченности!» Пророк Мухаммад«Команда сделана из вещей, что нельзя увидеть. Труд, отвага, сила воли, время, стратегия, командная работа, гармония, лидерство…» Эйр Гир (герой сериала аниме)«Сплоченность людей – нерушимая крепость» Вальтер Скотт (писатель)
- Что общего в высказываниях этих разных людей?
(команда – это сплочение, крепкая команда строится из особых компонентов)
- На какое строение похожа команда?
(крепость.)
- Так мы и назовем наше занятие «Крепость нашей команды» (слайд)
- Вот перед вами крепость нашей команды, но недостроенная, какие кирпичи – компоненты необходимо заложить в ее основ, чтобы она стала крепкой, нерушимой?
- А это значит, что цель нашего занятия – …..
(выявление качеств характерных для настоящей команды, вызывающей восхщение)
- Но занятие будет не теоретическим, а практическим: кирпичи для строительства нашей крепости будем добывать путем экспериментальным.
II. Определяем правила общения.
- Определим правила нашего общения.
(ведущий излагает правила тренинга, разъясняет их)
Активного предложения
Закон активного предложения только своего участия (всегда предлагать в участники работы только себя)
2.Уважение говорящего
Когда высказывается кто-то из членов группы, остальные его внимательно слушают, (не перебивая и не комментируя) давая возможность сказать то, что он хочет.
3. Правило «стоп»
Правило «Стоп» гласит, что каждый участник имеет право оказаться от участия в задании без объяснения причин. Если в какой-то момент тренинга участник не готов говорить об обсуждаемой проблеме, он также может сказать «стоп»
Активное участие членов группы.
Только участник, активно работающий в группе, может почерпнуть из нее что-то для себя.
- Перейдем к процедуре подписания договора
(участники ставят подписи в договорах)
- Одно из качеств успешного командообразования вы уже можете назвать, изучив договоры
АКТИВНОСТЬ
- Официальная часть окончена, перейдем к эксперименту
Упражнение «Падение в пропасть»
Психологический смысл упражнения. Упражнение направлено на развитие взаимного доверия; развитие навыков координации совместных действий; обеспечение эмоциональной вовлеченности участников в тренинг; снижение интенсивности страхов участников
Описание упражнения. Участник забирается на возвышение (это может быть подоконник, предметы мебели и т. п.), становится спиной к его краю и падает спиной на руки ловящих его других членов группы. Ловят его 7 или 9 человек, 6 или 8 из которых образуют соответственно 3 или 4 пары (в парах участники находятся лицом друг к другу на расстоянии 60-70 см), а один стоит отдельно и страхует, чтобы падающий не ударился головой. Ловящие вытягивают руки вперед, пары могут сцепить их. Падающий участник должен обхватить себя руками за плечи (иначе он может ударить ловящих) и после команды ведущего: «Готово» свободно упасть на спину. При желании участников можно произвести модификации упражнения: падать лицом вперед, вдвоем, обнявшись.
Для выполнения упражнения допустима высота до 2,5 м. Желательно, чтобы среди ловящих была хотя бы одна пара физически крепких молодых людей, их целесообразно размещать в середине или ближе к голове. При малом количестве участников ловящих может быть всего пятеро, но тогда допустимы только одиночные падения, высота не более 1,5 м. Следует строго соблюдать технику безопасности.
• Исключить возможность подвижки или опрокидывания предметов, с которых производятся прыжки. Если для этого используется стул, поставленный на стол, или нечто подобное, то кто-то обязательно должен крепко держать это сооружение.
• Прыжки производить только после команды ведущего о готовности.
• Нужно следить, чтобы падающие в полете не раскидывали руки в стороны.
Следует избегать применения этого упражнения в группах, участники которых склонны к непредсказуемым действиям или недостаточно подчиняются распоряжениям ведущего. Если в качестве возвышения используются предметы мебели, нужно заранее позаботиться о подстилке, чтобы не пачкать их обувью.
При проведении этого упражнения порой бывает сложно найти первого добровольца. В таких случаях обычно удается «купить» подростков на то, что упражнение описывается как очень сложное и ведущий выражает сомнение, что в данной группе его удастся провести. После этого провести его удается практически всегда. Обычно упражнение вызывает большую эмоциональную вовлеченность, многие участники желают повторить его.
Чтобы избежать преждевременной потери интереса к нему, целесообразно давать каждому желающему не более 2 попыток за занятие.
.
Обсуждение.
-Наверняка большинству участников было страшно участвовать в этом упражнении, хотя бы в первый раз.
- Как именно переживался этот страх?
- Почему боялись упасть?
- Что помогло его преодолеть?
(доверие)
- Как называется следующий кирпич нашей крепости?
(доверие)
- Почему оно необходимо для команды
Доверие – это вера в честность человека, вы готовы обмениваться с ними соответствующей информацией, и у вас добрые намерения по отношению к команде.
-
1. Непосредственное обращение. Не говори за спиной, говори в лицо. Критикуй не человека, а поступок.
Так или иначе, в команде кто-то кого-то может раздражать. Возможно, потому что он постоянно болтает, или громко слушает голосовую почту. А возможно он пользовался вашим ноутбуком и поменял там все настройки. Или возможно он развалил билд и ушел на обед.
Такие случаи неизбежны. Тем не менее, когда член команды говорит прямо человеку, который мешает ему, он строит доверительные отношения. Он может сказать: «Я ценю наши рабочие взаимоотношения, и я готов к этому неприятному разговору, чтобы улучшить нашу работу», или «Лучше ты узнаешь это от меня, чем я буду говорить об этом у тебя за спиной».
2. Обмен важной информацией.
Если вы не поддерживаете идею или подход, скажите об этом. (Конечно, есть более эффективные и менее эффективные пути сделать это).
Когда кто-то из команды не высказывает свое мнение и заинтересованность во время обсуждения темы, а в конце заявляет «Я думал, что это плохая идея с самого начала», другие члены команды чувствуют себя так, как будто им нанесли удар исподтишка. Это подрывает доверие.
3. Выполняйте свои обязательства или заблаговременно уведомьте, что вы не можете это сделать.
4. Говорите «Нет», если вы имеете в виду «Нет».
Когда вы говорите «Да», и не делаете то, под чем подписались, вашему «Да» не верят, и в дальнейшем все ваши слова будут вызывать большие сомнения. Если вы не можете сказать «Нет», ваше «Да» будет означать все что угодно
- Прежде, чем заложить следующий кирпич, посмотрим видео.
(просмотр ролика «Спасибо, Доброго пути» 3 мин.)
Обсуждение видеоролика «Спасибо, Доброго Пути!»
- Что вы почувствовали? Вы улыбались. Почему?
- Какое качество проявляли водители?
Доброжелательность подобна солнцу, лучи которого согревают нас даже в самый морозный день. Если бы не было солнца, на Земле не могло бы быть жизни. Без доброжелательности замерзают сердца, пропадает теплота взаимоотношений, уходит радость существования.
- Какие действия совершали герои видео? Почему?
Доброжелательность обычно порождает ответную доброжелательность и благодарность в ответ.
- Ведь мы поражаемся тому, что люди злые и бесчувственные
И нет ничего удивительного, что в ответ не получаем добра: ведь зло всегда порождает ответное зло. Хотя никто же из нас не хочет зла ни себе, ни своим близким, не хочет, чтобы к нему относились плохо. Как же выйти из этого порочного круга? Как разорвать его? С чего начать?
- Как называется следующий кирпич?
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ
Выполнение упражнения «Башня»
- Вот мы и начнем с себя, выполняя следующее упражнение будем доброжелательны.
БащняОписание. Участники делятся на группы по 10 человек, каждая группа получает некоторое количество деталей для конструктора.
Тренер объясняет участникам, что каждая команда должна построить башню, но во время работы нельзя разговаривать. Каждый участник получает дополнительные инструкции на карточках, которые нельзя показывать другим.
Обсуждение.
Происходили ли в процессе совместной работы конфликты? Каким образом они разрешались?
Насколько быстро участники команды поняли, что для эффективного взаимодействия необходимо понять цели каждого?
Как в реальной деятельности команды возможно интегрировать интересы каждого?
ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ
Уважением к людям называется такое отношение к ним, которое основано на признании их заслуг, положительных качеств, достоинств,
ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ «Самоуважение»
Описание упражнения
Участников случайным образом делят на две команды. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать другого человека. «За что Я себя уважаю», «За что Я теряю уважение к себе». Соответственно задача другой - написать как можно больше поступков, из-за которых теряется уважение к человеку, и к себе. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.
(После один из участников команды зачитывает фразы)
Обсуждение
Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.
Психологический смысл упражнения
Осознание детьми связи между поступками и взаимоуважением. Выделение понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.
Есть в каждом то, за что он может,
Быть уважаем и любим.
Ведь мы себя не уважаем
Неуважением к другим.
Друзья! Во всем, во всех пытайтесь
Дух доброй воли распознать.
Ум, почву мысли, уваженьем,
Всегда стремитесь удобрять.
Кто легко склонен терять уважение к другим, тот, прежде всего не уважает себя.
Федор Достоевский
Ведущий предлагает каждому участнику подумать минуту и ответить на вопрос: «Что такое самоуважение?» Все желающие могут высказаться. Затем ведущий подводит итог и рассказывает о том, какое значение имеет самоуважение для психологического комфорта человека и от чего зависит самоуважение, о чувствах, таких, как хвастовство, которые маскируют низкую самоценность, о желании быть идеальным человеком, и к чему это может привести. Затем предлагает выполнить задание.
Упражнение Медуза
Для игры потребуется длинная веревка, которую ведущий натягивает в центре комнаты. Веревку можно натянуть, например, между двумя стульями. Расстояние от веревки до пола определяется так, чтобы средний по росту участник мог с некоторыми трудностями перешагнуть через веревку, не задев ее при этом.
Перед началом игры все участники выстраиваются в шеренгу перед веревкой и берутся за руки. Их задача — не разжимая рук, всем перебраться через препятствие. Если кто-то касается веревки или отпускает руку своего соседа, то команда возвращается на исходную позицию и игра начинается
Для игры потребуется длинная веревка, которую ведущий натягивает в центре комнаты. Веревку можно натянуть, например, между двумя стульями. Расстояние от веревки до пола определяется так, чтобы средний по росту участник мог с некоторыми трудностями перешагнуть через веревку, не задев ее при этом.
Перед началом игры все участники выстраиваются в шеренгу перед веревкой и берутся за руки. Их задача — не разжимая рук, всем перебраться через препятствие. Если кто-то касается веревки или отпускает руку своего соседа, то команда возвращается на исходную позицию и игра начинается снова
Упражнение № 2 “Пересадка сердца” (15 мин.)
Задачи упражнения:
- развитие объективности при ответственном выборе,
- развитие саморегуляции эмоционального фона в стрессовой ситуации во время принятия ответственного решения.
Инструкция: “Разделитесь на группы. Представьте себе, что вы бригада хирургов, которой предстоит сделать операцию по пересадке сердца. У вас есть одно донорское сердце на 10 человек и 10 минут на принятие решения, кого именно вы будете оперировать. Решение должно быть принято единогласно, в противном случае операция не состоится, и пациенты могут погибнуть.
Каждая подгруппа получает список кандидатов на операцию.
Список кандидатов:
Бывший чемпион, 28 лет. Защищал честь страны. Мастер спорта международного класса. Пострадал в автомобильной аварии в состоянии алкогольного опьянения. Холост.
Женщина, 52 года. Мать пятерых взрослых детей.
Священник, 27 лет.
Мужчина, 40 лет, отец двоих детей. Бывший сотрудник КГБ, бывший депутат, сейчас бизнесмен.
Девочка, 5 лет. Задержка психического развития.
Студент, 20 лет, депрессия, две попытки суицида.
Мужчина, 48 лет, врач-онколог, ученый, разрабатывает лекарство от рака. Близок к решению проблемы. Гомосексуалист.
Женщина, 25 лет, мать одного ребенка, ВИЧ-инфицирована.
Женщина, 30 лет, работница коммерческого секса.
Мальчик, 8 лет, единственный ребенок в семье, болен диабетом.
По окончании обсуждения каждая подгруппа озвучивает свое решение и аргументирует его”.
Вопросы для обсуждения: Пожалуйста, ответьте на три вопроса: Легко ли было принимать решение? Что повлияло на принятие решения? В чем вы видите смысл упражнения?
Резюме тренера.
При выборе кандидата на операцию вы руководствовались разными аргументами. Было видно, что вы старались быть справедливыми. И все-таки, может быть, невольно, вы поставили “оценку” каждому человеку. А ведь врачи не имеют права ставить моральные оценки. Они руководствуются совсем другим. Их выбор в данном случае будет основан на совместимости донорского органа и реципиента.
Принятие решения должно быть основано на объективных фактах, а не социальных оценках.
Также бывает в жизни. Мы хотим быть справедливыми и при этом забываем, что не вправе судить других людей. Нам могут не нравиться их поступки, их стиль жизни. Мы даже можем решить, что не хотим дружить с ними, но мы не можем судить их.
Если нам не нравятся их привычки, мы будем вести себя по-другому. Если нам не нравится, как человек строит свою жизнь, мы будем строить свою жизнь по-другому. Но это нам не нравится. А они имеют право.
- Как нужно принимать решение в команде?
Когда мы принимаем решение, мы не должны принимать на себя роль судьи. Решения всегда лучше принимать, исходя из объективных обстоятельств, оставаясь терпимыми и толерантными к разным людям.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ОБЪЕКТИВНОСТЬ.
ПЕРЕБЕЖЧИКИ И ОХРАННИКИ
Описание упражнения
Группа делится пополам. Половина участников («перебежчики») садятся в круг, а за спиной каждого из них встает «охранник». Задача перебежчиков — поменяться с кем-нибудь местами, условившись об этом взглядами незаметно для охранников.
Слова и жесты использовать нельзя. Охранники же внимательно наблюдают за поведением перебежчиков и если видят что-то подозрительное, то сразу кладут руку на плечо своей жертве.
Перебежчику, у которого на плече лежит рука охранника, двигаться нельзя. Желательно, чтобы в ходе игры роли менялись, и каждый побывал бы в роли, как перебежчика, так и охранника.
Следует специально оговорить, что охранникам нельзя держать перебежчиков все время. Например, можно ограничить время непрерывного удержания двумя секундами.
Смысл упражнения
Развиваются навыки межличностного восприятия и эмпатии. Упражнение учит находить взаимопонимание без использования
слов, а также прогнозировать действия других людей.
Обсуждение
Какая роль больше понравилась участникам?
На какие внешние признаки ориентировались участники при попытке «вступить в сговор» (перебежчики) и предотвратить побег (охранники)
- Что вам показалось трудным?
- Установить связь. Связь на иностранном..
КОММУНИКАЦИЯ
- Это и есть последний кирпич. Итак, (перечислить кирпичи) Мы заслужили овации. Аплодисменты.
«Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этом колледже, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»
- Какая- то незавершенная картина, безликая. Еще чего-то не хватает. Добавим еще один компонент….
- Вас ждет еще долгий путь, но я хочу напомнить яркие моменты уже пройденной дороги – нашего прошлого.
Слайды 9-19
- Каков последний компонент? О чем была песня?
НАСТОЯЩИЕ ДРУЗЬЯ
Рефлексия:
- Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для команды?
Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этом колледже, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»
Ритуал прощания.
- Встали, улыбнулись друг другу, вытянули руки вверх. Пока!
- Гостям – Пока!