Сценарий линейки Памяти, посвящённой «Дню юного героя – антифашиста» 8 февраля 2012 г.
Утверждаю:
Директор МОБУ СОШ с.Ишемгул
___________ /Гайсин З.М./
«___» ____________ 2012 г.
Сценарий линейки Памяти,
посвящённой «Дню юного героя – антифашиста»
8 февраля 2012 г.
1 ведущий. (слайд 1)Ежегодно 8 февраля школьники нашей страны и их зарубежные ровесники отмечают День юного героя - антифашиста. Это начинание родилось по предложению членов клуба интернациональной дружбы имени Ю.А. Гагарина Московского городского Дворца пионеров и школьников.
2 ведущий.И вот, начиная с 1964 года, 8 февраля отмечается День памяти и солидарности с юными борцами против фашизма и колоннизма, за демократию и мир.
3 ведущий. (слайд 2)Почему именно этот день? 8 февраля 1962 года в Париже во время антифашистской демонстрации трудящихся за прекращение войны в Алжире был убит комсомолец Даниэль Ферри, которого во Франции называют Гаврошем XX века.
1 ведущий.А год спустя в этот же день в тюрьме скончался молодой иракский подпольщик Фадыл Джамаль. Патриотам было всего 15 лет.
2 ведущий.За свободу и справедливость, за счастье на Земле люди боролись всегда, и рядом с отцами и старшими братьями в одном строю шли дети.
3 ведущий.Вечно будет жить в наших сердцах память о юных героях, отдавших свою жизнь за светлое будущее людей, о тех, кто сражался с врагом в суровые годы Великой Отечественной Войны.
1 ведущий. (слайд 4)
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Но не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ. Им, орлятам нашей страны, мальчишкам и девчонкам всех стран мира, которые боролись и умирали за светлые идеалы, посвящаем свое мероприятие.Как много их, юных, сражалось на полях Великой Отечественной Войны наравне со взрослыми.
2 ведущий.В тот день июньский. На рассвете, Вступая в бой, святой и правыйС отцами поравнялись детиГеройством, доблестью и славой.
3 ведущий.
Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для советских людей. Она прошла через судьбы каждой семьи, коснулась своим дыханием всех - от мала до велика.
1 ведущий.
Война - жесточайше нету слова.
Война - печальней нету слова.
Война - святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет...
2 ведущий
Вторая мировая война оборвала жизни не только миллионам взрослых, жертвами фашизма стали и дети. Но дети в ту пору стали не только жертвами, они становились и воинами.
Отдельной страницей в историю Великой Отечественной войны вписан подвиг советских детей – героев антифашистов.
За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные с немецко-фашистскими захватчиками, многие советские дети заслужили самую высокую награду – звание Героя Советского Союза. А были они ведь детьми, не достигнувшими совершеннолетия.
Они были разведчиками, подрывниками, связистами, адъютантами армейских и партизанских командиров. Только в партизанских отрядах Белоруссии сражалось 25 тысяч юных бойцов, не достигших допризывного возраста.
Ученик:
Поверьте, это совсем не просто,
Жить так, чтоб гордилась тобою страна,
Когда тебе вовсе еще не по росту
Шинель, оружие и война.
Ученик:
Но шли, ребята, назло ветрам
И умирали, не встретив зрелость.
А было им столько, сколько нам,
И жить им, конечно, до слез хотелось.
Ученик
Юные безусые герои,
Юными остались вы вовек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим не поднимая век
.
Ученик
Боль и гнев сейчас тому причиной.
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие, стройные мужчины,
Девочки, достойные поэм.
3 ведущий.
В первые часы Великой Отечественной войны в героической обороне Брестской крепости принимали участие дети командиров, воспитанники полка, живущие в крепости. Они ухаживали за тяжелоранеными, набивали патронами ленты пулеметов, подносили, защитникам крепости боеприпасы, уносили раненых бойцов, заменяли тех, кто уже не мог держать оружие.
1 ведущий: Часто ночью под сильным обстрелом врага добирались дети до реки и обводных каналов, чтобы принести воды для маленьких детей и раненых бойцов. Мальчишки ползали на нейтральную полосу, забирали у убитых гитлеровцев патроны, гранаты, оружие, вместе со взрослыми отражали атаки.
Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к родине и ненависть к ее врагам. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.
Ученик
И в восемнадцатом,
И в сорок первом, Шли деды и отцы в суровый бой.
А рядышком порой шагал парнишка,
Сверстник наш, наверно,
Ещё мальчишка, но уже герой!
Ученик:
Сколько вас? Попробуй перечислить!
Не сочтёшь, а впрочем – всё равно.
Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В каждой песне, лёгком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.
2 ведущий:
22 июня 1941 года войска Фашисткой Германии вероломно напали на Советский Союз – началась Великая отечественная война. Много мальчиков и девочек погибли в борьбе за мирное будущее.
Имена у них разные, но часто их взрослые называли «орлятами». Орлята – значит отважные, смелые. Им, орлятам, нашей огромной страны, сынам и дочерям полков, детям из партизанских отрядов наш низкий поклон и слова благодарности.
Ученик. На фоне показа детей – героев читается стихотворение
(Р. Рождественский «Реквием»)
Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!Разве для смерти рождаются дети, Родина?Разве хотела ты нашей смерти, Родина?Самое лучшее и дорогое – Родина.Горе твое – это наше горе, Родина.Правда твоя – это наша правда, Родина.Слава твоя – это наша слава, Родина!
3 ведущий: Вместе со взрослыми на защиту своей Родины встали юные мальчишки и девчонки в красных галстуках. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам.
Что руководило ими в ту грозную пору?
Тяга к приключениям?
Ответственность за судьбу своей страны?
Ненависть к оккупантам?
Наверное, всё вместе.
Они совершили истинный подвиг.
И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов.
2 ведущий:Вспомним благодарно тех, чья юность опалена самой страшной в истории человечества войной, чье детство, выпавшее на 1941-1945 годы, не состоялось, кто, прибавляя себе годы, обивал пороги военкоматов, рвался в действующую армию или партизанский отряд.
Дети-герои. (слайд 5)
Зина Портнова.(слайд 6)
Ученик: Ленинградская школьница летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина Портнова вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы её не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили.
Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Валя Котик.(слайд 7).
Ученик: Вале было всего 12 лет и учился он в пятом классе Шепетовской школы, а во время войны стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений.
На счету героя шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад.
Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль «Партизану Отечественной войны» II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения.
Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Лёня Голиков.(слайд 8)
Ученик: Леня Голиков рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, которая находилась в Ленинградской области, он собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат и передал их партизанам. Сам остался в партизанском отряде.
Воевал наравне со взрослыми. Ему было всего десять лет, но он в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Леня участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 года юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал.
Погиб весной 1943 года в неравном бою. Посмертно ему присвоено звание
Героя Советского Союза.
Лара Михеенко. (слайд 9)
Ученик: Лара Михеенко была партизанкой-разведчицей. Выведывала расположение вражеских батарей, считала машины, двигавшиеся по большаку в сторону фронта, запоминала, какие поезда, с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Лару выдал предатель. Гестаповцы не делали скидок на возраст после бесплодного допроса девочку расстреляли.
Это случилось 4 ноября 1943 года. Посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени.
Марат Казей. (слайд 10)
Ученик: Белорусскому школьнику Марату Казею было чуть больше тринадцати лет, но он ушел к партизанам вместе со своей сестрой и стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Как и Голиков, взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны. В мае 1944 года, когда Советская Армия была уже совсем близко, попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Когда у Марата осталась одна граната, он подпустил врагов поближе и взорвал себя вместе с ними
Посмертно стал Героем Советского Союза.
Витя Хоменко. (слайд 11)
Ученик: Юный подпольщик Витя Хоменко учился в пятой средней школе Центрального района г. Николаева. В 1941 году закончил 7 класс, живой, энергичный, любознательный, сын партизана. Он хотел быть таким как отец. Увлекался плаванием, даже моряком мечтал стать и очень хорошо учился. Война застала Витю в пионерском лагере под Николаевым. Вернулся он домой очень сдержанный, серьезный. Потом стал поздно возвращаться домой и мать нашла в карманах сына куски бумаги – это были сорванные со стен немецкие приказы. Во время немецкой оккупации, чтобы восстановить связь с Москвой, выбор пал на Витю Хоменко и Шуру Кобера. Они отправившись на Восток несли в небольшой палочке зашифрованные документы в штаб партизанского движения. Маршрут: Николаев - Луганск –Ростов- линия фронта. Ребята дошли. Возмужалыми они вернулись в родной город. И снова задание. Но мальчишек арестовали, пытали, беспощадно били. Так продолжалось 10 дней и 10 ночей. А утром 5 декабря 1942 года на Базарной площади построили виселицу и согнали на площадь множество людей. Перед смертью Витя крикнул: Товарищи! Не падайте духом! Скоро наши придут! Да здравствует Так погибли юные герои, но память о них жива!
Витя Коробков. (слайд 12)Когда фашисты заняли Феодосию, Вите Коробкову было 12 лет. Сначала он помогал подпольщикам, а потом ушел к партизанам. Однажды его послали в село Бараколь разведать расположение врага. Патрули заметили мальчика. Тогда Витя подобрал обруч и стал его гнать по улице, напевая веселую детскую песню; забегал во дворы, все выведывал. Высматривал. На следующую ночь партизаны разгромили фашистов в Бараколе. Витю арестовали по доносу предателя. Его били, пытали – мальчик молчал. Его поставили к стенке и стреляли из пистолета, пули попадали в стенку вокруг головы мальчика. Пионер молчал и гордо смотрел в лицо врагу. Когда Витю уводили на расстрел, он сказал товарищу по камере: «Когда выйдешь – найди маму, передай: я умер за Родину!». Имя Виктора Коробкова занесено в книгу Почета Всесоюзной пионерской организации. В родном городе у ласкового моря, которое он так любил, стоит памятник Вите Коробкову. Его именем названа улица и школа, в которой он учился.
Юта Бондаровская. (слайд 13)
Ученик: Летом 1941 года Юта приехала она из Ленинграда на каникулы в деревню под Псковом. Здесь настигла Юту война. Здесь увидела она врага. Юта стала помогать партизанам. Сначала была связной, потом разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как охраняется, сколько пулеметовЮта поддерживала усталых бойцов звонкой пионерской песней, рассказом о родном своем Ленинграде... И как же радовались все, как поздравляли партизаны Юту, когда пришло в отряд сообщение: блокада прорвана! Ленинград выстоял, Ленинград победил! В одном из боев - у эстонского хутора Ростов - Юта Бондаровская, маленькая героиня большой войны пала смертью храбрых. Родина наградила свою героическую дочь посмертно медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени, орденом Отечественной войны 1 степени. 3 ведущий ( слайды 14-16) Их судьбы похожи, как капли воды. Прерванная войной учеба, клятва мстить оккупантам до последнего вздоха, партизанские будни, разведывательные рейды по вражеским тылам, засады, взрывы эшелонов Разве что смерть была разной. 1 ведущий.В те рассветыГорела в обветренных реках вода,В те рассветы,Мальчишек вели на расстрел.Те рассветы забыть?Никогда!Никогда!Шли мальчишки РоссииИ в дерзкие детские лицаДышала земляГорьким дымом сожженных лугов.Шли, обнявшись и молча.В коротких потертых пальтишкахНе успели ониДомечтать,Долюбить,И допеть,Не успели, РоссияТвои озорные мальчишкиПодрасти и до звездДолететь!Умирали ониОблака в синеву улетали, На ветру темный лесРокотал где-то, как космодромУмирали они так торжественно,Словно вступалиВ молодой боевойКомсомол.Они прикрывали жизнь собою,Жизнь начинавшие едва,Чтоб было небо голубое,Была зеленая трава.
Уходили мальчики – на плечах шинели
Уходили мальчики – храбро песни пели
Отступали мальчики – пыльными степями
Умирали мальчики – где не знали сами
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков страшные собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте
Не продали мальчики совести и чести.
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
Уезжали мальчики, стиснув автоматы.
Повидали мальчики – храбрые солдаты
Волгу – в сорок первом,
Шпрее – в сорок пятом.
Показали мальчики за четыре года
Что такое мальчики нашего народа.
Ученик:
- Горнили «К бою!» трубы полковые,
Военный гром катился над страной.
Вставали встрой мальчишки боевые,
На левый фланг в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всём полку сапог не подобрать,
Но всё равно в боях они умели –
Не отступать и побеждать.
- Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до Рейхстага-
Сыны полков своей страны.
2 ведущий : Двадцать тысяч пионеров получили медаль «За оборону Москвы». 15249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда».
Ученик:
Ветры походные трубы трубили
Дождь отбивал барабанную дробь.
Ребята – герои в разведку ходили.
Сквозь чащу лесов и болотную топь.
Нынче в разведку идут следопыты
Там, где когда-то ровесники шли.
Не будут, не будут, не будут забыты
Ребята – герои родимой земли!
Ученик:
И кажется, снова в борьбе и в походе
Снова в рядах твоих верных друзей –
Голиков Леня, Дубинин Володя,
Котик, Матвеева, Зимин, Казей.
Ученик:
Ради счастья и жизни на свете,
Ради воинов, павших тогда,
Да не будет войны на планете.
Хором: Никогда! Никогда! Никогда!
Ученик:
Пусть солнце утопит всю землю в лучах! Пусть!
Пусть мирные звезды сияют над ней! Пусть!
Пусть дышится глубже, спокойней, вольней! Пусть!
Хором: Пусть! Пусть! Пусть!
3 Ведущий :
В городе Курск работает единственный в своем роде музей, где собраны уникальные сведения о судьбах детей войны. За сорок лет сотрудникам музея удалось установить более 10 тысяч имен сынов и дочерей полков и юных партизан.
Ученик:
Своей страны Земли российской преданные дети,
Бессмертными вы стали на планете.
Навстречу солнцу чистыми руками
Победы нашей вознесли вы знамя.
Помните! Через века, через года,
Помните!
О тех, кто уже не придёт
Никогда, -
Помните!
1 ведущий: Почтим память юных героев, погибших за счастье и свободу Родины минутой молчания.
Ученик:
Как горько нам стоять у обелисков
И видеть там стоящих матерей.
Мы головы свои склоняем низко,
Земной поклон за ваших сыновей.
Считайте нас своими сыновьями,
Считайте нас своими дочерьми.
Детей своих вы в битвах потеряли,
И все мы стали вашими детьми.
Ученик:
Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Вместе с нами вы шагали рядом
Дорогами, которым нет конца.
Рядом с вами не выносят фальши
Наши беспокойные сердца.
И сильнее кажется нам втрое,
Словно тоже крещены огнем.
Юные безусые герои,
Перед вдруг ожившим строем
Мы сегодня мысленно идем.
Ученик:
Мы хотим, чтоб люди мирно жили,
Чтобы дети разных стран всегда дружили,
Чтоб леса, поляны зеленели,
Чтобы птицы в небе звонко пели.
Благодарим ми вас за жизнь,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живём.
Ученик:
Спасибо, Вам, солдаты.
Вы Родину спасли,
Чтобы мы учились, Чтобы мы росли.
Мы очень гордимся бойцами,
Которые били врага.
Знайте! Мы о Вас знаем!
И будем помнить всегда!
2 ведущий:
- Люди! Покуда сердца стучатся,
Ученики:
- Помните!
2 ведущий:- Какой ценою завоёвано счастье,
Ученики:
- Пожалуйста, помните!
2 ведущий:Песню свою, отправляя в полёт,
Ученики:
- Помните.
2 ведущий:- О тех, кто уже никогда не споёт.
Ученики:
- Помните!
1 Ведущий.Мы упомянули немногих. А сколько их было, отдавших свою жизнь за счастье людей. Свято чтите память, старайтесь быть похожими на них. Линейка Памяти, посвящённая Дню юного героя – антифашиста, окончена.
15