Влияние коллаборативного обучения на активизацию познавательной деятельности младших школьников


Кайсаримова Роза Муратовна, учитель начальных классов
« ГУ « Средняя общеобразовательная школа с гимназическими классами Щербактинского района»
Влияние коллаборативного обучения на активизацию познавательной деятельности младших школьников.
Помочь ученику в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность и творческий потенциал – одна из главных задач современной школы. Решение данной задачи во многом зависит от сформированности у учеников познавательных интересов, именно это определяет активность ученика в познании себя и окружающего мира. Важная роль в этом отводится использованию познавательных задач, которые активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, являются инструментом выявления результатов учения.
Очень важным периодом становления и развития личности является начальная школа. Младшие школьники более открыты и восприимчивы к чудесам познания. Для этого необходимо активизировать познавательную деятельность учеников, создавать ситуацию заинтересованности. Практический опыт показывает, что большую роль в развитии познавательных способностей играет коллаборативная среда на уроке. Совместные виды деятельности: работа в группах и парах, способствуют развитию активности учащихся, развитию интереса к учебного предмету и повышается самооценка каждого ученика, ученики учатся взаимодействовать между собой.
Коллаборативное обучение – обучение в сотрудничестве представляет собой философию взаимодействия, в то время как совместная работа является структурой взаимодействия, направленной на содействие достижению конечного результата или цели. Обучение является активным процессом, согласно которому учащиеся усваивают информацию и связывают её усвоение со знанием, которым они обладают. Работа в группах - очень действенный способ обучения. Учащиеся учатся планировать задания и организовывать их выполнение, чтобы не зависеть от взрослых. Этот подход позволяетт учащимся: эффективно планировать время, коллективно обсуждать инновационные подходы и идеи, определять, требуется ли какая – либо индивидуальная деятельность или обдумывание до работы в группе , назначать роли внутри группы или поручать части задания различным членам группы, достигать согласия при выполнении задания.
Роль учителя не ограничивать обучение учащихся, а наоборот способствовать их развитию. При социальном взаимодействии в развитии познавательных способностей повышаются умственные способности и навыки общения ребят.
Коллаборативное обучение является стратегией и структурой обучения, которое адаптируется через различные занятия и активную деятельность. Есть много разных моделей коллаборативного обучения, но основными характеристиками этих моделей являются: - учащиеся работают лицом к лицу в группах - каждый член группы имеет определенную роль и индивидуальность - каждый член группы вносит важный вклад для достижения учебной цели.
Начиная учиться в школе, многие дети неловко чувствуют себя среди сверстников, стесняются, не решаются о чем-то попросить, высказать свое мнение. Вместе с тем, потребность общения у учащихся начальной школы велика. От умения взаимодействовать с окружающими зависит комфортность ребенка в классном коллективе, его успешность в обучении, а значит и благополучие его будущей жизни. Социальное развитие - колыбель развития интеллектуального. Более того, как правило, дети, у которых мало или совсем нет друзей, терпеть не могут школу. И в конечном итоге они могут вообще бросить учебу. Социальная жизнь ребенка окрашивает всю учебу в школе и все школьные переживания в целом. Она определяет и дальнейшее развитие личности на всю жизнь. Поэтому считаю, что одна из основных задач учителя начальных классов развитие у учащихся коммуникативных навыков общения и взаимодействия со сверстниками и педагогами. Однако невозможно научить ребенка общаться, если не создавать для этого соответствующие условия.
Поэтому начиная с первого класса учу детей взаимодействовать друг с другом. Для этого с первых дней провожу игру «Письмо на руке». Учащимся необходимо объединиться в пары. Один из учеников «пишет» печатными буквами на руке товарища слова на заданную тему. Второй ученик старается отгадать слово и объяснить его связь с темой урока или «Собери слова». Учащимся на спину крепится карточка, где записана часть слова. Перемещаясь по классу, общаясь с одноклассниками, необходимо образовать целое слово, дать ему определение, «Радуга». Ученик получает часть текста на листе цветной бумаги. За определенный промежуток времени ему необходимо найти тех учащихся, у которых материал по той же теме и восстановить порядок предложений в тексте. Если текст составлен верно, получается радуга. Далее задания усложняются. Например, на уроках познания мира практикую следующие задания: 1 группа. Внимательно рассмотрите рисунки растений. Соедините их одинаковые части. Вспомните, как они называются. Приготовьте выступление на тему “Части растений”
2 группа. Рассмотрите растение на карточке. Прикрепите надписи с названиями частей растений на свои места. Приготовьте выступление на тему “Зачем нужны растениям эти части “
3 группа. Рассмотрите отдельные части растений. Назовите их. Сложите в такой последовательности, чтобы получилось целое растение. Приготовьте ответ на вопрос “Что общего у разных растений?” На уроках русского языкадля активизациии познавательной деятельности использую составление синквейна, постеры по темам и понятиям. Данные виды работы позволяют раскрыться каждому ученику, мы видим ученика с другой стороны.
Совместная работа в коллаборативной среде -это отличный способ развития активности учащихся, изменения способа их мышления, воспитания социальных и моральных навыков: способности работать в команде, принимать групповое решение и нести ответственность за него, стремиться получить новые знания. В развитии коллаборативной среды большую роль играет учитель: он способствует, содействует, создает благоприятные условия.
Ценность коллаборативного обучения состоит в том, что оно помогает решать очень важные задачи на современном уроке. Заставляет учащегося ставить цели и находить способы достижения; намного прочнее удерживает внимание ученика и его включенность в работу; приучает детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища; помогает каждому ребенка высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других. То есть у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем строить отношения с другими людьми; реализует воспитательные задачи: воспитание дружбы, ответственности, инициативности, толерантности к другим.

Список литературы
1.Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - С: 119-125.2.Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился: Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1988. - С.125-127.3.Харламов И. Ф. Как активизировать учение школьников. – М., 1975
4.Скакин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1990.