Рабочая программа по внеурочной деятельности Планета здоровья(1-4 класс)
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Ибрагимовская основная общеобразовательная школа»
Кунашакского района Челябинской области
«РАССМОТРЕНО»
Руководитель ШМО
/Валиуллина З.Ш./
75311011811000Протокол №
от « » 20 г. «СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора
по УВР МКОУ «Ибрагимовская основная общеобразовательная школа»
/Ижбулдина М.А./
« » 20 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ «Ибрагимовская основная общеобразовательная школа»
/Киреева Э.С./
68326011049000Приказ №
от « » 20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Планета здоровья»
направление «Спортивное»
для 1 - 5 класса
Составитель: Юмагуена Алина Ринатовна
2016/2017 учебный год
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО Российской федерации от 19.05.98 г. № 1276).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014/2015 учебный год.
Основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Под ред. Воронцова — М.: Просвещение, 2013
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской
Федерации.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей
в ОУ.
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О
повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в
ОУ».
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и
молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000
г. № 101/28-16).
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- стрессовая педагогическая тактика;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- провалы в существующей системе физического воспитания;
- интенсификация учебного процесса;
- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Планета Здоровья».
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе.
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Данная программа строится на принципах:
Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
навыки дискуссионного общения;
психогимнастика;
игра.
Программа рассчитана на детей 6-11 лет.
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие по валеологии для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие по валеологии должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня.
Учащиеся должны знать:
факторы, влияющие на здоровье человека;
причины некоторых заболеваний;
причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Учебно-тематическое планирование
№ Тема занятий Количество часов Описание примерного содержания занятийПланируемые
сроки
1. Вводное занятие «Здравствуйте!» 1 Тренинг общения 09.09
2. «Страна чувств и эмоций» 1 Игра-путешествие.
Конкурс на лучшую памятку «А ты пробовал не злиться?» 16.09
3. «Я и мои друзья» 1 Тренинг общения 23.09
4. «Я изучаю себя» 1 Инсценирование сказки 30.09
5. «Секреты здоровья в скороговорках» 1 Конкурс скороговорочников 07.10
6. «Кто сколько жует – тот столько живет». Правильное и рациональное питание 1 Составление памятки «Правила питания». Составление меню «Меню младшего школьника» 14.10
7. «Учусь находить друзей и интересные занятия» 1 Составление «дерева Дружбы» 21.10
8. Режим дня 2 Проектная деятельность «Мой режим дня» 28.10-31.10
9. «Водичка, водичка – умой мое личико». Личная гигиена 1 Составление алгоритма умывания. Конкурс на лучшую памятку «А ты не забыл умыться?» 11.11
10. Уход за волосами 1 Работа с презентацией «Причёски девочек, причёски мальчиков…».
Мини-сочинение на тему: «Нужна ли человеку причёска каждый день?»
18.11
11. Уход за кожей 1 Беседа с медицинским работником.
25.11
12. Гигиена полости рта 1 Просмотр презентации. 02.12
13. Правила ухода за одеждой и обувью 1 Инсценирование сказки К.Чуковского «Федорино горе». 09.12
14. Гигиена помещения 1 Генеральная уборка помещения
16.12
15. «Я познаю мир». Ощущения, воображение, представление 2 Психоразвивающие упражнения
23.12-03.01
16. Внимание, память, эмоции 1 Практическая работа: «Приемы проверки внимания и памяти» 13.01
17. «Учусь принимать решения в опасных ситуациях» 1 Тренинг 20.01
18. Мои привычки 1 Беседа.Памятка «Полезные и вредные привычки»
27.01
19. Зимние игры на природе 2 Разучивание подвижных игр
03.02-10.02
20. «Злые колдуны Алкоголь и Никотин» 1 Сказкотерапия.
Конкурс рисунков «Мы побеждаем колдунов»
17.02
21. «Я умею дружить!» 2 Игра «Теремок». 24.02-03.03
22. «Остров Здоровья» 1 Игра – поиск клада. 10.03
23. Зачем нужна зарядка по утрам? 1 Беседа. Разучивание комплекса утренней зарядки. 17.03
24. Клещевой энцефалит 1 Беседа. 24.03
25. «Сезонные изменения и как их принимает человек» 1 Тренинг. Фотоколлаж. 31.03
26. «Дальше, быстрее, выше» 1 Подвижные игры. 07.04
27. «Моё настроение» 1 Беседа. 14.04
28. «Хлеб всему голова» 1 Просмотр презентации. Беседа. 21.04
29. Культура питания. Этикет. 1 Семейное чаепитие. 28.04
30. Лесная аптека на службе человека 1 Просмотр презентации. Составление паспорта здоровья. 05.05
31. «Вот и стали мы на год взрослей» 1 Рисование, диагностика, игра. 12.05
32. «Я в школе и дома» 1 Игра-путешествие. 19.05
33 Летние игры на природе 1 Разучивание подвижных игр. 26.05
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации
программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета здоровья» обучающиеся должны знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета здоровья», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Литература
Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54. 2/ 2.
Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.
Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.
Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк, 1999.
Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
7. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования.-М.: 2004.