Программа внеурочной деятельности в начальной школе Язык мой — друг мой
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Язык мой – друг мой» имеет интеллектуальную направленность и ориентирована на языковое, эмоциональное и интеллектуальное развитие учащихся.
Актуальность программы
Язык – духовная, культурно-историческая ценность народа, и образование младших школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее условие личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития младшего школьника, формирование индивидуальности ребенка.
Мировой практикой доказано, что родной язык в начальных классах – главный предмет. Через овладение языком: его лексикой, содержащей десятки, сотни общеупотребительных слов, его фразеологией – меткой, образной, поэтичной, его грамматикой формируется собственная языковая способность человека, происходит становление личности. Постоянные занятия языком обогащают интеллект.
Программа имеет большое познавательное и воспитательное значение. Изучение слов и фразеологизмов расширяет знания обучающихся о языке, формирует эстетический вкус, желание обогатить свой словарно-фразеологический запас. Кроме того, программа имеет практическое значение: повышает культуру речи, развивает умение пользоваться дополнительной литературой. Таким образом, актуальность данной программы не вызывает сомнений.
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младших школьников. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.
Цели программы
через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи программы
овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
овладение умениями правильно писать и читать, находить «опасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;
развить интерес к изучению тайн русского языка;
воспитать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;
углубить уже имеющиеся знания о лексике;
изучить и исследовать конкретные лексические понятия;
способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся;
научить овладеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения;
создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
научить обобщать, делать выводы;
стимулировать стремление уч-ся к самостоятельной деятельности;
воспитывать ответственность, самостоятельность.
Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников и предназначена для внеурочной деятельности учащихся 3-4 классов.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения, 68 учебных часов, 1 час в неделю.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность занятий - 45 минут.
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – логические игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Внеурочная деятельность в рамках данной программы включает проведение лингвистических наблюдений, языковых игр, олимпиад, интеллектуальных игр, реализации проектов, связанных с русским языком, и т.д. Программа предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, словарях, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: учителя, родители, а также другие дети.
Виды игр:
на развитие внимания и закрепления терминологии;
игры-тренинги;
игры-конкурсы (с делением на команды);
сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
интеллектуально-познавательные игры;
интеллектуально-творческие игры.
Ожидаемые результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
об основных терминах, связанных с лексикой;
откуда пришли к нам некоторые слова и выражения, пословицы, поговорки, загадки;
специфику слова как единицы языка;
лексическое значение слова, группы слов по разным основаниям (многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы);
лингвистические словари;
основные признаки фразеологизмов;
основные типы фразеологических словарей.
Обучающиеся должны уметь:
правильно употреблять изученные слова в речи;
подбирать синонимы и антонимы;
различать слова - паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы;
определять в несложных случаях лексическое значение слова;
находить в тексте многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы;
выделять в тексте фразеологизмы, использовать их в речи;
формулировать учебную задачу, возможные варианты решения;
осуществлять сбор необходимой информации, делать выводы;
пользоваться различными словарями;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Формы подведения итогов
- открытое занятие для родителей
- выставка
- конкурс творческих работ
- защита проектов
- интеллектуальная игра
- презентация творческих работ и т.д.
Содержание программы
Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:
1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.
2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.
3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.
В 3-м классе обучающиеся знакомятся с наукой о составе языка – лексикой, с орфоэпией. Также ведется работа по развитию связной письменной речи.
Что такое грамота? Как учили грамоте на Руси?
Понятие грамоты, грамотного человека. Первые школы на Руси.
Сколько слов в русском языке?
Многообразие слов русского языка. Виды толковых словарей, их устройство. Словарь В.И. Даля.
Веселая грамматика.
Что такое грамматика? Части речи.
Какие бывают языки?
Многообразие языков мира, их происхождение. Группы языков.
Самые длинные и самые короткие слова.
Необычные названия и имена. Самые длинные и самые короткие слова.
Устаревшие и новые слова.
Архаизмы и неологизмы. Происхождение некоторых слов. Почему слова стареют?
Многозначные слова.
Понятие о многозначности слова. Виды многозначных слов. Упражнение в толковании многозначных слов.
Фразеология. Фразеологизмы.
Понятие о науке фразеологии. Всемирно известные фразеологизмы.
Откуда в русский язык приходят слова?
Этимология слов русского языка. Заимствованные слова.
Занимательная грамматика.
Игры грамматического содержания. Занимательные стихотворения. Инсценирование.
Анаграммы. Ребусы.
Разгадывание ребусов и анаграмм. Составление анаграмм. Придумывание ребусов.Палиндромы.
Лексика.
Лексическое значение слов. Антонимы.
Лексическое значение слов. Синонимы.
Омонимы. Омографы. Омофоны.
Специальные слова.
Жаргонизмы. Аргонизмы.
Игра «Поле чудес»
Какие бывают звуки?
Орфоэпия – наука о звуках.
Звукоподражание.
Виды и классификация звуков. Звуки речи.
Орфоэпия.
Как правильно говорить?
Словотворчество.
Как сочинять загадки?
Кроссворды.
Учимся составлять кроссворд.
Развиваем образную речь.
Типы текста. Интервью. Статья в газету.
Как писать сочинение. Как написать письмо.
Правила оформления конвертов.
Как придумать объявления. Правила создания объявлений.
Зачем человеку учиться языку?
Итоговый урок.
Сочинение «Язык мой - друг мой».
В 4-м классе дети более подробно и глубоко, но также в занимательной форме изучают лексику русского языка. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, архаизмов, омофонов и омографов, правильному употреблению перечисленных понятий в современной речи. Дети узнают, откуда пришли названия известных слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках. Некоторые темы повторяются, раскрываясь полнее, чем в предыдущем году.
Лексическое значение слова.
Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка.
Прямое и переносное значение слова.
Особенности прямого и переносного значения слов.
Ударение меняет значение.
Особенности русского ударения.
Пестрое семейство синонимов.
Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление синонимов в речи.
Великое противостояние антонимов.
Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи.
Слова-двойники. Омонимы.
Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов- омонимов в речи.
Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.
Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление в речи.
Похожи, но не одинаковы. Паронимы.
Особенности слов - паронимов. Их употребление в речи.
Из глубины веков. Архаизмы.
Особенности устаревших слов - архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи.
Устойчивые сравнения.
Особенность устойчивых сравнений русского языка. Правильное употребление сравнения в речи.
Фразеологические сочетания.
Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.
Шарада.
Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад.
Поиграем в слова.
Знакомство с особыми филологическими загадками: метаграммами, логогрифами, перевертышами.
Откуда ты, имя?
Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?
Отчество и фамилия.
Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).
Времена года.
Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.
Крутится-вертится шар голубой.
Что означают названия материков, частей света.
В гостях у сказки.
Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.
Что нужно школьнику.
Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.
Скатерть-самобранка.
Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.
Растения - почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения».
Откуда пришли названия некоторых растений.
Птицы и звери - почему их так называют?
Откуда пришли названия животных.
О том, что мы носим.
Что означают названия некоторых предметов одежды.
Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».
Обобщение знаний, полученных во время занятий в блоке «К тайнам слова».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ п/пТема занятия Элементы содержания Вид контроля, измерителя Информационно-методическое обеспечение
1 Что такое грамота? Как учили грамоте на Руси? Вводное занятие. Знакомство с целями программы. Беседа о школах на Руси, о значении слова «грамота» в древности и сейчас. Фронтальный ЭОР, старинные книги, презентация
2 Сколько слов в русском языке? Введение понятия «словарный запас». Лексика как наука. Толковые словари. Фронтальный ЭОР, презентация, толковые словари С.И. Ожегова и В.И. Даля
3 Веселая грамматика. Грамматические ребусы, игры. Феномены в мире слов. Фронтальный Интерактивные игры и упражнения, раздаточный материал
4 Самые длинные и самые короткие слова. Необычные явления в мире слов. Слова, состоящие из разного количества букв и звуков. Интересные факты. Творческая работа Интерактивные игры и упражнения, раздаточный материал
5 Какие бывают языки?
Разнообразие языков Земли. Группы похожих языков. Фольклор народов мира. Фронтальный Презентация, ЭОР
6 Устаревшие и новые слова. Архаизмы и неологизмы. Слова, вышедшие из употребления. Способы образования новых слов. Творческая работа Презентация, интерактивные игры
7 Многозначные слова. Повторение понятия «многозначность слова». Игры с многозначными словами, толкование многозначных слов. Фронтальный Интерактивные игры и упражнения, раздаточный материал, толковый словарь
8 Фразеология. Фразеологизмы. Расширение понятия «фразеологизм». Знакомство с историей образования наиболее распространенных фразеологических оборотов. Защита проекта Сюжетные картинки, иллюстрирующие значения фразеологизмов, словарь фразеологизмов
9 Откуда в русский язык приходят слова? Этимология русских слов. Заимствованные слова. Фронтальный Презентация
10 Грамматические игры. Игры грамматического содержания. Занимательные стихотворения, ребусы, факты из истории слов. Фронтальный Игры на интерактивной доске, раздаточный материал
11 Палиндромы. Понятие палиндрома. Правила составления палиндрома. Наиболее известные палиндромы. Фронтальный Интерактивные пособия, презентация
12 Анаграммы. Ребусы. Понятие анаграммы. Составление анаграмм. Работа в группах. Составление и оформление ребусов. Работа в парах. Творческая работа в группах Интерактивные игры, раздаточный материал
13 Антонимы. Обобщение знаний об антонимах. Лексическое значение слова. Фронтальный Интерактивные игры, раздаточный материал, словарь антонимов
14 Синонимы. Обобщение знаний о синонимах. Лексическое значение слова. Фронтальный Интерактивные игры, раздаточный материал, словарь синонимов
15 Омонимы. Омографы. Омофоны. Разграничение понятий без называния самих терминов. Различие омографов, омофонов, омоформ. Тесты Интерактивные игры, раздаточный материал, презентация, словарь омонимов
16 Специальные слова. Знакомство со специальной лексикой разных языковых групп. Жаргонизмы. Игра «Угадай, что это?» Фронтальный Интерактивные игры, раздаточный материал, презентация
17 Игра «Поле чудес» Обобщающее занятие. Игры со словами и буквами. Интеллектуальная игра Презентация, слайды, ЭОР, музыкальное сопровождение игры
18 Какие бывают звуки? Закрепление знаний о классификации звуков. Самостоятельная работа. Работа в парах. Самостоятельная работа Раздаточный материал
19 Орфоэпия – наука о звуках. Орфоэпия как наука о правильном произношении слов. Основные законы орфоэпии. Тест «Правильно ли мы говорим?» Фронтальный Презентация, ЭОР, тест
20 Звукоподражание. Интересные факты из других языков, имеющие отношение к орфоэпии. Самостоятельная работа. Фронтальный Интерактивные пособия
21 Как правильно говорить? Правила орфоэпии. Исправление ошибок в речи. Работа в парах. Игра «Исправь ошибку героя». Творческая работа Раздаточный материал
22 Как сочинять загадки? Проект «Моя загадка». Презентация проекта. Презентация проекта Презентация, интерактивные игры
23 Кроссворды. Виды и типы кроссвордов. Отгадывание кроссвордов. Фронтальный Кроссворды на интерактивной доске
24 Учимся составлять кроссворд. Составление кроссворда и чайнворда. Правила составления кроссвордов. Работа в группах. Кроссворд Кроссворды и чайнворды на интерактивной доске
25 Развиваем образную речь. Беседа о красоте образной речи. Метафоры, эпитеты, сравнения. Творческая работа – сочинение четверостишия о природе. Сочинение ЭОР, презентация
26 Типы текста. Закрепление знаний о типах текста: описание, повествование, рассуждение. Творческая работа Раздаточный материал
27 Интервью. Основные правила текста – интервью. Творческая игра «Телепередача». Творческая работа Творческие задания, ЭОР
28 Статья в газету. Проект «Стенгазета». Путешествие. Защита проекта Презентация
29 Как писать сочинение. Тренинг. Основные правила написания сочинений-повествований. Фронтальный Правила написания сочинения
30 Как написать письмо. Правила оформления письма. Какую речь можно и какую нельзя использовать в письме. Части текста-письма. Работа в парах. Творческая работа ЭОР, презентация, раздаточный материал
31 Правила оформления конвертов. Правила оформления почтовых конвертов. Практическая работа. Фронтальный Модель конверта на интерактивной доске, раздаточный материал
32 Как придумать объявления. Правила создания объявлений. Проект «Доска объявлений». Работа в группах. Проект Правила написания объявлений, раздаточный материал, образцы
33 Зачем человеку учиться языку? Обобщение знаний о русском языке. Мотивация на обучение русскому языку. Творческая работа. Эссе на тему «Если бы я был иностранцем…» Эссе на заданную тему ЭОР
34 Сочинение «Язык мой - друг мой». Итоговый урок. Подведение итогов работы за год. Оценка достижений. Групповое сочинение. Сочинение ЭОР, презентация
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№ п/пТема Элементы содержания Вид контроля, измерителя Информационно-методическое обеспечение
1 Лексическое значение слова. Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Фронтальный Толковые словари русского языка, ЭОР
2 Прямое и переносное значение слова.
Особенности прямого и переносного значения слов.
Фронтальный Сюжетные картинки, раздаточный материал
3 Ударение меняет значение.
Особенности русского ударения.
Фронтальный Орфоэпический словарь, интерактивные упражнения, ЭОР
4 Ударение меняет значение.
Особенности русского ударения. Фронтальный Сюжетные картинки, раздаточный материал
5 Пестрое семейство синонимов Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов - синонимов в речи.
Творческое задание Словарь синонимов, ЭОР, тесты
6 Пестрое семейство синонимов Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов - синонимов в речи.
Фронтальный 7 Великое противостояние антонимов. Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи.
Фронтальный Словарь антонимов, ЭОР, тесты
8 Великое противостояние антонимов. Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи.
Самостоятельная работа Раздаточный материал
9 Слова-двойники. Омонимы. Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов - омонимов в речи.
Фронтальный Словарь омонимов, тесты, ЭОР
10 Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.
Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление в речи.
Фронтальный Иллюстрации, дидактические игры, ЭОР
11 Похожи, но не одинаковы. Паронимы.
Особенности слов - паронимов. Их употребление в речи.
Фронтальный Сюжетные картинки, раздаточный материал
12 Из глубины веков. Архаизмы. Особенности устаревших слов - архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи.
Проектная деятельность Словарь архаизмов, энциклопедии, интерактивные игры
13 Устойчивые сравнения. Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.
Творческая игра Репродукции картин Васнецова, ЭОР, словари фразеологизмов
14 Фразеологические сочетания. Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.
Интеллектуальная игра Интерактивные игры
15 Фразеологические сочетания. Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями. Фронтальный Интерактивные игры
16 Фразеологические сочетания. Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.
Творческая работа Интерактивные игры, мультимедийная презентация
17 Шарада
Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад.
Фронтальный Интерактивные игры
18 Поиграем в слова Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами, перевертышами.
Фронтальный Интерактивные игры,ЭОР, мультимедийная презентация
19 Поиграем в слова Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами, перевертышами.
Конференция Интерактивные игры,ЭОР, мультимедийная презентация
20 Откуда ты, имя? Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?
Самостоятельная творческая работа Словарь русских имен
21 Отчество и фамилия Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).
Фронтальный Книга «Что означают наши имена», энциклопедия имен
22 Времена года Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.
Фронтальный Энциклопедия «Все обо всем», этимологический словарь
23 Времена года Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.
Фронтальный Календари разных времен
24 Времена года Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси. Фронтальный Энциклопедия «Все обо всем», этимологический словарь
25 Времена года Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в других странах.
Фронтальный Энциклопедия «Все обо всем», этимологический словарь
26 Крутится-вертится шар голубой Что означают названия материков, частей света.
Фронтальный Карта, глобус
27 Крутится-вертится шар голубой Как появились названия рек, озер, гонных массивов и городов мира Интеллектуальная игра Карта, глобус
28 В гостях у сказки Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.
Самостоятельная творческая работа Иллюстрации из сказок
29 Что нужно школьнику Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.
Фронтальный Презентация, ЭОР
30 Скатерть-самобранка Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.
Фронтальный Презентация, раздаточный материал
31 Растения - почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения» Откуда пришли названия некоторых растений.
Проект Справочник растений, интерактивная игра
32 Птицы и звери - почему их так называют? Откуда пришли названия животных.
Проект Справочник животных, интерактивная игра
33 О том, что мы носим. Что означают названия некоторых предметов одежды.
Фронтальный Презентация, раздаточный материал
34 Подведем итоги. Игра «Счастливый случай». Обобщение знаний, полученных во время занятий
Фронтальный Кроссворд, ЭОР
Учебно-методическое обеспечение программы
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4 – М: Русский язык,1981
Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М: Русский язык, 2000
Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Русский Язык, 1986
Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М: Просвещение, 1987
Иванова В. А. Занимательно о русском языке. М: Просвещение,1990
Ломакин П. И. В мире слов. М.: Школа,1998
Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык. Ярославль: Академия развития, 1997
Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008
Чуковский К. И.Стихи и сказки. От двух до пяти/Предисловие В. Смирновой. – М.: Детская литература, 1981
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М: Русский язык,1981
Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М: Русский язык, 2000
Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Русский язык, 1986
Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М: Просвещение, 1987
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой/Материалы для внеклассной работы по русскому языку/ М: Просвещение, 1988