Использование интерактивной доски в учебном процессе.
Использование интерактивной доски в образовательном процессе.
Статья преподавателей ПРЦ Бабенкова А.Н. и Лосинского В.Н.
Носители информации (предыстория)
С давних времён люди стремились передать накопленный ими опыт новым поколениям. Изначально человеческой памяти хватало для запоминания истории и подвигов рода, племени, усвоения навыков роботы
С ростом числа поколений и усложнением технологий производственной деятельности возникла необходимость фиксации – сохранения истории и технологий в «нетленном» виде. Слишком зависимы тогда были люди от внешних условий жизни (погода, войны, болезни). Не вдаваясь в исторические расследования – где и когда появилась первая письменность, констатируем факт - она появилась! Существует множество подходов к определению термина «письменность»:
«Существующие в мире системы письменности» («The World’s Writing Systems»): «Это система более или менее постоянных знаков, которые используются для передачи высказывания таким образом, что его можно восстановить более или менее точно без вмешательства говорящего».
«Энциклопедия систем письменности» («The Blackwell Encyclopedia of Writing Systems»): «Это набор знаков, которые можно увидеть или ощутить, используемые для систематического обозначения языковых единиц, чтобы зафиксировать сообщение и сделать возможным его восстановление для каждого, кто знает данный язык, а также набор правил, с помощью которых языковые единицы кодируются в пределах системы письменности» и т. д.. По любому, все определения подразумевают наличие какого-то объекта для нанесения на него символов отражающих человеческие языки – носителя информации.
В древности, в зависимости от условий бытия, в качестве носителей информации использовались: глиняные или деревянные таблички, папирус, бумага, береста, кожа, ткань и многое другое. Первым же – древнейшим объектам для фиксации и хранения информации ещё в дописьменный период были стены пещер и ровные поверхности скал, на которых предки нам оставили множество петроглифов – наскальных рисунков доносящих до нас информацию о жизни людей каменного века. Это и был прообраз всем хорошо известной школьной доски.
Эволюция классной доски
Непременным атрибутом любого школьного класса или институтской аудитории была и остается грифельная доска, на которой пишут и рисуют мелом. Первые доски делали из аспидного сланца и писали на них грифелями - отсюда и название.
Долгое время использовались грифельные доски из крашеной фанеры, линолеума или матированного стекла. В конце XX века появились "безмеловые" пластиковые доски белого цвета, на которых можно писать и рисовать специальными фломастерами-маркерами и стирать написанное смоченной салфеткой. Нашли применение и так называемые флип-чарты - заменяющие доску огромные блокноты с закрепленными в специальном зажиме листами бумаги. После того как верхний лист целиком покрывается записями, его отрывают или заменяют на чистый.
Но по-настоящему классная доска начала меняться уже на наших глазах. Важным событием стало появление электронных копирующих досок, изображение с которых можно распечатать на бумаге в виде ксерокопий, уменьшенных до размеров обычного машинописного листа формата А4. В первых моделях эта задача решалась механически: бесконечная замкнутая лента из белого пластика, на которой писали фломастерами, прогонялась через копирующую приставку. Современные модели гораздо удобнее: копирующий блок сканирует надписи и рисунки на поверхности доски, и по желанию преподавателя принтер распечатывает нужное количество копий в качестве "раздаточного материала". Сделанные записи можно сохранить на жестком диске компьютера, а при необходимости добавить необходимые замечания и пометки.
Венцом эволюции классной доски стала интерактивная доска (smart board). С помощью проектора на нее выводят из компьютера любую информацию, а затем вручную дополняют изображение заметками, комментариями, примечаниями или акцентируют внимание учащихся, обводя важные фрагменты. Все созданные записи и наброски можно сохранить в компьютере. Первая в мире интерактивная доска была представлена компанией SMART Technologies Inc. в 1991 г. Одними из первых, кто оценил педагогические возможности этой новой технологии, были преподаватели. Действительно, использование интерактивных досок помогает разнообразить занятия, сделать их яркими и увлекательными. В России системы отображения информации появились в 1995 г., а первые интерактивные доски - в 1998-м. Почти 10 лет формировался этот рынок и доски приобретали популярность в глазах образовательного сообщества. Сегодня у нас пять основных марок подобной продукции: ACTIVboard (производит компания Promethean, в России их распространением занимается "ТДС-Прометейн-М"), SMART Board (производит SMART Technologies Inc., у нас, их представляет Polymedia), Star Board (производит Hitachi, в России продает сеть дилеров), InterWrite SchoolBoard (производит GTCO CalcComp Inc., продает "Сервис Плюс"), Communicator (Sahara Interactive и "ДеЛайт 2000" соответственно) и конечно же Prestigio Corp.. Нужно отметить, что основной круг потребителей интерактивных досок (более 90 %) находится в образовательном секторе. По статистике, в начальной школе - 49 %, в средней - 41% , в вузах и специальных учебных организациях - лишь 10 %.Примеры использования интерактивных досок
Еще одной особенностью интерактивной доски является возможность сохранения фиксируемой на ней информации в формате видеофильма. Например, можно зафиксировать решение задачи таким образом, чтобы впоследствии просматривать не статичный конечный результат, а сам процесс решения задачи от начала до конца, причем с любой скоростью.
Интерактивная доска может быть использована как эффективное средство создания учебно-дидактических материалов: примеры решения задач, схемы, чертежи, графики и т.д., причем как статические, так и динамические. Все эти материалы могут быть созданы непосредственно на уроке, и в дальнейшем могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении, а также в качестве тренажеров при индивидуальной работе.
Можно условно выделить четыре свойства интерактивной доски, которые и определяют все возможные приемы ее использования:
неограниченная площадь,
расширенный набор инструментов для фиксации информации и графического комментирования экранных изображений,
возможность сохранения фиксируемой информации в электронном виде и ее дальнейшее неограниченное тиражирование,
возможность сохранения информации в динамической форме (в видеофайле).
Когда преподаватель пишет на доске, он может выбирать практически любой цвет пера, а также выбирать толщину пера, т.е. каждый слайд по усмотрению преподавателя для большей наглядности может быть оформлен разными цветами и в разном стиле. В своем рассказе можно использовать статичные графические изображения, приготовленные заранее или взятые с предыдущих уроков, при этом он может делать различные пометки, которые сохраняются на используемом изображении. Эти пометки могут быть выполнены пером или маркером, свойства которых (цвет, толщина, форма, прозрачность) можно настраивать. Если используется в лекции видеофрагмент, то и здесь имеется возможность аннотирования видеоизображения теми же инструментами, причем в двух режимах, не останавливая видеоряд или в режиме паузы. Возможность сохранения фиксируемой информации в электронном виде позволяет учителю использовать ее на следующем уроке при повторении или в дальнейшем на уроках обобщения знаний
Компьютерный класс
Сегодня преподавателю информатики объяснять с мелом в руках, как работает Word , Excel или любая другая программа уже просто смешно, да и неэффективно. Работая на доске электронным маркером как мышью, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы с программой сразу всей аудитории, а не объяснять то же самое каждому у его компьютера. Когда преподаватель в центре внимания, все видят его действия, и сам он обращен к аудитории - объяснение доходит гораздо лучше, чем когда он сидит за своим компьютером, а учащиеся пытаются уследить за мельканием курсора мыши на экране.
Стоимость небольшой интерактивной доски примерно соответствует стоимости всего трех – четырёх компьютеров. А эффективность повышается многократно.
Направления использования интерактивной доски в учебном процессе
Практика применения интерактивной доски в школе позволяет выделить следующие направления ее использования в учебном процессе:
1. Презентации, демонстрации и создание моделей. Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей, так как интерактивная доска помогает учителям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, упростить объяснение схем, помочь разобраться в сложной проблеме, изучить ее максимально подробно. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Учитель может рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекая учащихся и побуждая их записывать идеи на доске, что обеспечивает взаимодействие учащихся с новым материалом.
2. Активное вовлечение учащихся. Интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для учителей, и для учеников. Работа с интерактивной доской может помочь учителю проверить знания учащихся, развить дискуссию для прояснения изучаемого материала, что позволяет ученикам лучше понять материал. Интерактивная доска становится центром внимания для всего аудитории.
3. Улучшение темпа и течения занятия. Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение урока. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, Интернет-ресурсы зададут занятию бодрый темп. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Все, что учащиеся делают на доске можно сохранить и использовать в другой раз. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы, учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты урока. Файлы предыдущих уроков можно всегда открыть для повторения пройденного материала. Подобные методики привлекают к активному участию в занятиях.
В центре любого образовательного процесса стоит учащийся, ведомый преподавателем к знаниям. И если он от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот будет более радостным и плодотворным. Решению этой задачи как раз и способствует использование в процессе обучения интерактивной доски.
Интеграция всех возможностей компьютерных технологий в образовании помогают стимулировать познавательную деятельность, творческую инициативу, активную позицию учащийся по отношению к себе и к своему образованию.
18.03.2016 г.