Урок русского языка в 5 классе по теме: Второстепенные члены предложения. Дополнение

Конспект урока русского языка в 5 классе.
Тема: «Второстепенные члены предложения. Дополнение».
Цель урока:
1) активизировать полученные ранее учащимися знания о дополнении; расширить и углубить понятия о способах выражения дополнений;
2) развивать логическое и творческое мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы.
3) воспитывать любовь к предмету, познавательный интерес.
Знать: понятие дополнения, способы выражения дополнений.
Уметь: характеризовать дополнение, употреблять его в речи.
Результат обучения:
Знать синтаксическую роль дополнений в предложении.
Способы выражения дополнений.
Различать прямые и косвенные дополнения.
Ход урока
Организационное начало урока.
Начало:
Психологический настрой. Учитель: Дети, давайте возьмемся за руки и передадим мысленно друг другу хорошие мысли и пожелания.
Запись в тетрадях числа.
Орфографическая минутка. На слайде (2,3,4) даны слова в 2 столбика.
Задание: прочитайте слова парами и установите между ними смысловую зависимость (дети читают вслух по одной паре слов). - Еще раз прочитайте про себя и запомните слова в столбиках. (Затем учитель закрывает слова первого столбика) - Глядя на слова второго столбика, запишите по памяти слова первого столбика. (Дети пишут). - Кто запомнил все 8 слов? (Один ученик вызывается к доске, который читает записанные слова орфографически. Учитель открывает слова первого столбика, ученики проверяют свои)
2. Объяснение нового материала. І. Запись темы урока.
Слайд № 6: Мальчик пишет
письмо другу
Задание: понаблюдайте за предложением. Чем являются слова в верхнем ряду? На какие вопросы отвечают слова из второго ряда? Какими членами предложения они являются? (Второстепенными членами предложения) Что обозначают эти слова? (предмет). Что поясняют они? (сказуемое) Какой частью речи выражены эти слова? (именем существительным)
Давайте запишем предложение. Мальчик пишет письмо другу.
Работа со слайдом № 7 (Левая часть доски открыта, правая заполняется по мере беседы).
Дополнение

Обозначает
Предмет

Поясняет
Сказуемое

Отвечает на вопросы
Косвенных падежей

Способ выражения
Существительное


Местоимение

Давайте сформулируем определение дополнения.
А теперь подумаем над таким вопросом: Второстепенны ли второстепенные члены предложения? Они нужны в предложении? Какую функцию они выполняют.
Давайте проанализируем образование слова дополнение.
Полн(ый) – До-полн-И-ть – дополн- ЕНИ-е
Посмотрим это на нашем предложении.
Отработка приобретенных навыков.
1)Запись предложений под диктовку, подчеркнуть грамматическую основу и дополнение.
Мальчишка протянул хлеб лошади. Марина дернула его за пиджак. Кудри берез расчесывает ветер. (в последнем предложении рассказать о прямом дополнении)
Упражнение № 265 (несколько предложений)
2) Тестирование. (Ответы обозначены буквами. Если ребенок обведет все правильные ответы, то у него получится кодовое слово «пять». Детям об этом говорим только после выполнения теста.)
Подведение итогов урока.
- Что мы узнали о дополнении? Слайд №14
Оценка работы учащихся. Домашнее задание. Теоретический материал. Задания по выбору:1) работа по карточке №1, 2) выполнить упражнение № 265 до конца
Работа с карточкой № 1. Дополнение.
Выучи теоретический материал. Выполни самостоятельно задание.
Помоги товарищу усвоить тему.

1.Выучи определение дополнения, запиши примеры. Дополнение - второстепенный член предложения, который обозначает предмет, с которым связано действие и отвечает на вопросы косвенных падежей (кроме им.падежа). Дополнение зависит от сказуемого. Оно чаще всего выражается существительным, местоимением. Дополнения бывают прямые и косвенные. Прямые дополнения обозначают предмет, на который направлено действие. Они выражаются винительным падежом без предлога. Все остальные дополнения косвенные. Например: Старик ловил неводом рыбу.

2.В данных предложениях найди, подчеркни дополнение и определи его вид. А) Осенью белочка делает большие запасы. Б) Приплыла к нему рыбка. В) Ветер сломал дерево. Г) Солнце осветило пшеничное поле.
3.С каждым из данных слов составь по два предложения, чтобы в первом слово было подлежащим, а во втором - дополнением. Например: Мой брат учится в школе. Я очень люблю брата. Школа, иней. 4.Самостоятельная работа. Перепиши, подчеркни дополнение, укажи прямое оно или косвенное. А) К утру мороз высушил дороги и тонким ледком затянул лужу. Б) Ранняя весна одела город в нежную зелень каштанов.
1.Расскажи товарищу то, что узнал о дополнении. Запиши в его тетрадь примеры и объясни, как в предложении найти дополнение. Попроси товарища повторить, что называется дополнением и ответить на вопросы: А) От какого члена в предложении зависит дополнение? Б) Что оно обозначает? В) На какие вопросы отвечает? Г) Чем чаще всего бывает выражено? Д) Какие дополнения называются прямыми, а какие - косвенными?
 2.Продиктуй товарищу предложения. Попроси его подчеркнуть в них дополнение и определить его вид. Пусть докажет правильность выполнения.
 3.Предложи товарищу выполнить задание. Проверь вместе с ним правильность выполнения.
 
4.Предложи товарищу самостоятельно выполнить задание.
 
Сверьте ваши работы.

 




Тестирование. Обведите кружочком буквы правильных ответов.
1. Укажите, в каком предложении выделенное слово является дополнением:
С) Мастер чинит телефон. П) Ветер поднимает тучи пыли. М) Встретить ночь готовится.
2. Найдите предложение с прямым дополнением:
Л) Книги лежали на столе. В) Живу, горжусь сынами. Я) Хозяйка жарко натопила печь. Г) Лесник шагнул через порог.
3. Укажите предложение, в котором дополнение выражено местоимением:
Т) Мать велела ему сходить в ясли за братом. М) Мы решили укрыться от дождя. Р) Желание учиться овладело мальчиком. Ц) Помнить - значит предвидеть.
4. Найдите предложение с дополнением:
А) Утром приехал брат. Э) Ночью легкий месяц заблестел. Ь) Лунный свет заливал поляну.

Тестирование.
Обведите кружочком буквы правильных ответов.
1. Укажите, в каком предложении выделенное слово является дополнением:
С) Мастер чинит телефон. П) Ветер поднимает тучи пыли. М) Встретить ночь готовится.
2. Найдите предложение с прямым дополнением:
Л) Книги лежали на столе. В) Живу, горжусь сынами. Я) Хозяйка жарко натопила печь. Г) Лесник шагнул через порог.
3. Укажите предложение, в котором дополнение выражено местоимением:
Т) Мать велела ему сходить в ясли за братом. М) Мы решили укрыться от дождя. Р) Желание учиться овладело мальчиком. Ц) Помнить - значит предвидеть.
4. Найдите предложение с дополнением:
А) Утром приехал брат. Э) Ночью легкий месяц заблестел. Ь) Лунный свет заливал поляну.